На самом деле правительство президента Мадуро выбрало неолиберальную политику с целью привлечения и удержания частных инвестиций, представив в качестве своего главного конкурентного преимущества рабочую силу с самой низкой зарплатой на континенте и, возможно, в мире. Минимальная заработная плата в Венесуэле, как и пенсии, составляет около 5 долларов в месяц в условиях непрекращающейся инфляции, вызванной государственной политикой либерализации цен и прибылей, принятой в августе 2018 года, в контексте фактической долларизации внутренней экономики. В этих условиях наши пенсионеры практически подвергаются истреблению, с мизерной пенсией, без доступа к адекватному питанию, лекарствам и медицинскому обслуживанию.
Но, кроме того, под предлогом блокады происходит дикое дерегулирование труда, которое привело к демонтажу коллективных договоров, попранию свободы объединений и права на забастовку. Работодатели плюют на трудовое законодательство для проведения массовых увольнений, отменяют коллективные договора при явном или скрытом соучастии властей. Обращаться в высшие судебные инстанции для отмены решений, ущемляющих трудовые права, бесполезно, все государственные полномочия подчинены Национальной исполнительной власти и ее неолиберальной политике. В Венесуэле нет верховенства закона для рабочего класса.
В дополнение к вышесказанному подчеркивается антидемократический и авторитарный характер правящих элит, которые за последние 10 лет отчаянно криминализируют рабочий класс, который борется за свои права или осуждает административную коррупцию. При этом около 133 рабочих были несправедливо привлечены к уголовной ответственности, хотя это неполная цифра, потому что о многих случаях не сообщается…"
В общем, венесуэльский "социализм 21 века", все меньше похож собственно на социализм даже в том купированном виде, в каком его понимал основоположник данного реформистского концепта Хайнц Дитрих Штеффан.
#Венесуэла
Но, кроме того, под предлогом блокады происходит дикое дерегулирование труда, которое привело к демонтажу коллективных договоров, попранию свободы объединений и права на забастовку. Работодатели плюют на трудовое законодательство для проведения массовых увольнений, отменяют коллективные договора при явном или скрытом соучастии властей. Обращаться в высшие судебные инстанции для отмены решений, ущемляющих трудовые права, бесполезно, все государственные полномочия подчинены Национальной исполнительной власти и ее неолиберальной политике. В Венесуэле нет верховенства закона для рабочего класса.
В дополнение к вышесказанному подчеркивается антидемократический и авторитарный характер правящих элит, которые за последние 10 лет отчаянно криминализируют рабочий класс, который борется за свои права или осуждает административную коррупцию. При этом около 133 рабочих были несправедливо привлечены к уголовной ответственности, хотя это неполная цифра, потому что о многих случаях не сообщается…"
В общем, венесуэльский "социализм 21 века", все меньше похож собственно на социализм даже в том купированном виде, в каком его понимал основоположник данного реформистского концепта Хайнц Дитрих Штеффан.
#Венесуэла
Уже неоднократно я писал о политических зигзагах коммунистических партий на пути достижения реального социализма через ловкое маневрирование между "более" и "менее" реакционной буржуазией. Раз, два, три, четыре, пять, шесть. И так как 20 век даёт нам богатейший опыт подобной победоносной тактики, традицию я нарушать не стану. На очереди Аргентина.
Хотя в истории Компартии Аргентины полно черных пятен, самым ярким проявлением тактики "реального марксизма" стал период военной диктатуры 1976-83 гг., так называемый Процесс Национальной Реорганизации. Когда аргентинские коммунисты, используя уже известную нам шкалу градации буржуазии по степени реакционности, поддерживали "антиимпериалистический" режим, который в рамках "грязной войны" с оппозицией (в основном, с левой оппозицией) убил людей больше, чем окопавшийся в тот же момент в соседней Чили фашистский режим Пиночета.
Читать далее: https://telegra.ph/Argentinskie-kommunisty-i-progressivnaya-terroristicheskaya-diktatura-03-18
Хотя в истории Компартии Аргентины полно черных пятен, самым ярким проявлением тактики "реального марксизма" стал период военной диктатуры 1976-83 гг., так называемый Процесс Национальной Реорганизации. Когда аргентинские коммунисты, используя уже известную нам шкалу градации буржуазии по степени реакционности, поддерживали "антиимпериалистический" режим, который в рамках "грязной войны" с оппозицией (в основном, с левой оппозицией) убил людей больше, чем окопавшийся в тот же момент в соседней Чили фашистский режим Пиночета.
Читать далее: https://telegra.ph/Argentinskie-kommunisty-i-progressivnaya-terroristicheskaya-diktatura-03-18
Услышал новость об том, что господин Мишустин распорядился вернуть Российскому университету дружбы народов имя Патриса Лумумбы, отнятое в эпоху, когда те, кто нам сейчас рассказывает о кознях запада, сами стремились стать частью этого запада и громили всё, что хоть как-то напоминало об антиимпериализме былых времен. Сегодня, не сумев поднять свой геополитический статус в западном лагере и получив чреду пощечин, российский истеблишмент вернулся к ограниченному использованию "антиимпериалистической" демагогии, направленной прежде всего вовне; как я понимаю, с целью укрепления влияния в странах третьего мира, страдающих от неоколониальной эксплуатации со стороны западного "капиталистического центра".
Т.к. антиимпериалистическая риторика есть не более чем временный внешнеполитический "инструмент" (с точки зрения прагматизма как философской концепции; примерно такой же, как и предвыборные обещания депутатов и президентов, которые никогда не исполняются), никакого радикального антикапиталистического поворота внутри страны ждать не приходится.
В этом смысле внешнеполитическая пропаганда РФ (осуществляемая, например, явно левоориентированным каналом Redfish) походит на внешнеполитическую пропаганду Ирана. Будучи в целом режимом реакционным, давно подавившим внутри себя прогрессивное/реформистское крыло Исламской революции, Иран сегодня, как напрямую, так и посредством ливанского информационно-пропагандистского агентства "Аль-Таджамму" (связанного с Хизбаллой и считающегося мозговым центром "Оси сопротивления"), толкает во внешний мир контент, который можно прямо назвать "революционно-исламистским"/"левоисламистским". И если в случае стран с шиитским населением (типа Ливана, Йемена или Бахрейна) "левая тенденция" иранской пропаганды ощущается не очень сильно, то в Латинской Америке, куда тегеранские эмиссары начали активно проникать в последние 10-15 лет, контент зиждется почти исключительно на социальной и антиимпериалистической демагогии, открыто антикапиталистического характера, в духе раннего Хомейни или Али Шариати. До того доходит, что американские аналитики бьют тревогу по поводу возможного "красно-зеленого альянса", т.к. шиитские мечети и проиранские исламские культурные центры в Бразилии, Аргентине, Перу, Эквадоре активно настраивают "мостазафанов" (угнетенных) против произвола капиталистических корпораций, неолиберализма/капитализма и естественно Великого Шайтана (США и шире - всего Запада) как центра неоколониального угнетения народов Латинской Америки. Пытаясь вовлечь в орбиту влияния массы латиноамериканцев, традиционно страдающих не от отсутствия веры в единого бога, а от социальной несправедливости.
Такой вот "антикапитализм на экспорт" от титанов сырьевого капитализма, получается. За счёт которого сцепившиеся друг с дружкой буржуи вполне способны выпустить джина, которого потом трудно будет загнать обратно в бутылку. Как в свое время произошло с "Братьями-мусульманами" или "Талибаном", выращенными буржуазией для противодействия коммунизму, а после создавшими грандиозные проблемы своим же бывшим патронам.
Так что, прекрасно понимая истинный меркантильный интерес наших господ, вкладывающих деньги в распространение вовне антиимпериалистической пропаганды, лично я не могу осуждать эти усилия, которые способны дать результат, на который господа "антиимпериалисты" даже не расчитывают.
Т.к. антиимпериалистическая риторика есть не более чем временный внешнеполитический "инструмент" (с точки зрения прагматизма как философской концепции; примерно такой же, как и предвыборные обещания депутатов и президентов, которые никогда не исполняются), никакого радикального антикапиталистического поворота внутри страны ждать не приходится.
В этом смысле внешнеполитическая пропаганда РФ (осуществляемая, например, явно левоориентированным каналом Redfish) походит на внешнеполитическую пропаганду Ирана. Будучи в целом режимом реакционным, давно подавившим внутри себя прогрессивное/реформистское крыло Исламской революции, Иран сегодня, как напрямую, так и посредством ливанского информационно-пропагандистского агентства "Аль-Таджамму" (связанного с Хизбаллой и считающегося мозговым центром "Оси сопротивления"), толкает во внешний мир контент, который можно прямо назвать "революционно-исламистским"/"левоисламистским". И если в случае стран с шиитским населением (типа Ливана, Йемена или Бахрейна) "левая тенденция" иранской пропаганды ощущается не очень сильно, то в Латинской Америке, куда тегеранские эмиссары начали активно проникать в последние 10-15 лет, контент зиждется почти исключительно на социальной и антиимпериалистической демагогии, открыто антикапиталистического характера, в духе раннего Хомейни или Али Шариати. До того доходит, что американские аналитики бьют тревогу по поводу возможного "красно-зеленого альянса", т.к. шиитские мечети и проиранские исламские культурные центры в Бразилии, Аргентине, Перу, Эквадоре активно настраивают "мостазафанов" (угнетенных) против произвола капиталистических корпораций, неолиберализма/капитализма и естественно Великого Шайтана (США и шире - всего Запада) как центра неоколониального угнетения народов Латинской Америки. Пытаясь вовлечь в орбиту влияния массы латиноамериканцев, традиционно страдающих не от отсутствия веры в единого бога, а от социальной несправедливости.
Такой вот "антикапитализм на экспорт" от титанов сырьевого капитализма, получается. За счёт которого сцепившиеся друг с дружкой буржуи вполне способны выпустить джина, которого потом трудно будет загнать обратно в бутылку. Как в свое время произошло с "Братьями-мусульманами" или "Талибаном", выращенными буржуазией для противодействия коммунизму, а после создавшими грандиозные проблемы своим же бывшим патронам.
Так что, прекрасно понимая истинный меркантильный интерес наших господ, вкладывающих деньги в распространение вовне антиимпериалистической пропаганды, лично я не могу осуждать эти усилия, которые способны дать результат, на который господа "антиимпериалисты" даже не расчитывают.
Telegram
Сóрок сорóк
Есть на свете прекрасная страна Иран. Иран - влиятельный игрок на политической сцене Ближнего Востока, это все знают. Один из столпов противостояния с американским империализмом (а так же с израильским/саудовским/катарским/египетским/турецким региональным…
Еще чего можно было бы сказать про РУДН имени Лумумбы, так это то, что само по себе создание этого института в 1960 году стало ярким проявлением "хрущевского ревизионизма". Как известно, в эпоху раннего СССР при Коминтерне функционировал ряд институтов, готовивших функционеров для революционной борьбы в различных странах мира: Коммунистический университет трудящихся Востока, Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, Среднеазиатский коммунистический университет, Международная Ленинская школа. Однако в 1936-38 гг. все эти учреждения были закрыты. Бóльшая часть секторов была ликвидирована, меньшая часть - передана в ведение в другие узкопрофильные национальные институты и учреждения, типа института востоковедения.
С самороспуском Коминтерна в 1943 году СССР фактически остался без инструментов внешнеполитического влияния. Международный отдел при ЦК ВКП(б) стал лишь бледной тенью бывшего Исполкома Коминтерна, а созданный в 1947 году Коминформ, как орган координации рабочих и коммунистических партий, во-первых был ýже Коминтерна (из капиталистических стран были представлены лишь итальянская, да французская компартии), а во-вторых, уже к 1950 году Коминформ деградировал до малозначимого источника получения Кремлем информации о состоянии дел в партиях преимущественно Восточного блока.
То есть, в период наивысшего подъема авторитета СССР в мире, связанного с победой над фашизмом, Советский Союз не имел почти никаких инструментов для преобразования этого массового восхищения в конкретные действия. Да и не стремился к этому, откровенно говоря.
Однако с приходом к власти "ревизиониста" Хрущева Советский Союз очень бойко вернулся к политике прямой и косвенной поддержки революционных процессов по всему миру, от чего осторожный Сталин практически отказался. Защита Египта в ходе Суэцкого кризиса угрозами ядерного удара по Парижу и Лондону, защита Ирака перед лицом возможного британского вторжения в 1958 с помощью того же ядерного шантажа, поставки оружия в Бельгийское Конго и прямая поддержка правительству Лумумбы, угрозы Соединенным Штатам в ходе Второго Тайваньского кризиса, всемерная помощь Фронту национального освобождения Алжира и Временному правительству в борьбе против Франции, наконец, защита революционной Кубы от возможной интервенции Соединенных Штатов через размещение на острове ракет…
Именно в контексте повышения влияния СССР в условиях обострения революционных и антиколониальных процессов по всему миру, в контексте непосредственной помощи делу национального и социального освобождения стран третьего мира, в 1960 году и был учрежден Университет дружбы народов, который де-факто являлся восстановлением на новых началах ликвидированных во второй половине 30-х годов коммунистических университетов для иностранцев, где граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки проходили не только академическое, но и политическое марксистско-ленинское образование. В результате чего УДН быстро превратился в кузницу кадров как партийно-хозяйственного аппарата освободившихся стран, так и революционных движений, сражавшихся с колониальным и социальным угнетением.
С самороспуском Коминтерна в 1943 году СССР фактически остался без инструментов внешнеполитического влияния. Международный отдел при ЦК ВКП(б) стал лишь бледной тенью бывшего Исполкома Коминтерна, а созданный в 1947 году Коминформ, как орган координации рабочих и коммунистических партий, во-первых был ýже Коминтерна (из капиталистических стран были представлены лишь итальянская, да французская компартии), а во-вторых, уже к 1950 году Коминформ деградировал до малозначимого источника получения Кремлем информации о состоянии дел в партиях преимущественно Восточного блока.
То есть, в период наивысшего подъема авторитета СССР в мире, связанного с победой над фашизмом, Советский Союз не имел почти никаких инструментов для преобразования этого массового восхищения в конкретные действия. Да и не стремился к этому, откровенно говоря.
Однако с приходом к власти "ревизиониста" Хрущева Советский Союз очень бойко вернулся к политике прямой и косвенной поддержки революционных процессов по всему миру, от чего осторожный Сталин практически отказался. Защита Египта в ходе Суэцкого кризиса угрозами ядерного удара по Парижу и Лондону, защита Ирака перед лицом возможного британского вторжения в 1958 с помощью того же ядерного шантажа, поставки оружия в Бельгийское Конго и прямая поддержка правительству Лумумбы, угрозы Соединенным Штатам в ходе Второго Тайваньского кризиса, всемерная помощь Фронту национального освобождения Алжира и Временному правительству в борьбе против Франции, наконец, защита революционной Кубы от возможной интервенции Соединенных Штатов через размещение на острове ракет…
Именно в контексте повышения влияния СССР в условиях обострения революционных и антиколониальных процессов по всему миру, в контексте непосредственной помощи делу национального и социального освобождения стран третьего мира, в 1960 году и был учрежден Университет дружбы народов, который де-факто являлся восстановлением на новых началах ликвидированных во второй половине 30-х годов коммунистических университетов для иностранцев, где граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки проходили не только академическое, но и политическое марксистско-ленинское образование. В результате чего УДН быстро превратился в кузницу кадров как партийно-хозяйственного аппарата освободившихся стран, так и революционных движений, сражавшихся с колониальным и социальным угнетением.
Forwarded from Губернатор Гринсити в Бангладеш
Сегодня, 26 марта Национальный праздник - День независимости Бангладеш 🇧🇩
И если День Победы (16 декабря) приурочен именно к победе в освободительной войне, то День Независимости тесно связан с мрачными событиями, произошедшими в ночь на 25 марта 1971 года в Дакке и других крупных городах.
@rooppur_daily
И если День Победы (16 декабря) приурочен именно к победе в освободительной войне, то День Независимости тесно связан с мрачными событиями, произошедшими в ночь на 25 марта 1971 года в Дакке и других крупных городах.
@rooppur_daily
Forwarded from Губернатор Гринсити в Бангладеш
Операция «Прожектор» — кодовое название операции Вооружённых сил Пакистана по превентивному удару по отрядам бангладешских повстанцев Мукти-бахини, начавшейся 26 марта 1971 года. Бои сопровождались крайней жестокостью пакистанских солдат по отношению к мирному населению, в современной Бангладеш этот эпизод расценивают как геноцид.
Эта военная операция положила начало войне за независимость Бангладеш.
#прожектор
Губернатор Гринсити
Эта военная операция положила начало войне за независимость Бангладеш.
#прожектор
Губернатор Гринсити
Forwarded from Губернатор Гринсити в Бангладеш
#историяродногокрая #прожектор
Изучение истории операции "Прожектор" и последовавшей в том же 1971 году индо-пакистанской войны ставит перед исследователем целый ряд интересных и важных проблем, но иногда хочется отбросить все исторические рассуждения и задаться одним вопросом - а каково было психическое состояние тех людей в Исламабаде, которые весной 1971 года приняли решение о начале войсковой операции в Восточном Пакистане? О чём они думали и как представляли себе дальнейшее развитие событий?
Нет, серьёзно, что пакистанское правительство собиралось делать в случае успешного "наведения порядка"? Разгромить местных бенгальских националистов было делом технически простым, но тех националистов поддерживала очень большая часть местного населения. Даже те бенгальцы-мусульмане, которые верили в "пакистанское единство" быстро избавились от всяких симпатий к Исламабаду, когда армия начала стрелять. В свою очередь и пакистанцы жителям востока собственной страны тоже не верили. Офицеров-бенгальцев в своей собственной армии они в ночь перед началом "Прожектора" просто интернировали, так как подозревали каждого в измене.
Впрочем, бенгальских офицеров в армии было не очень много, в вооружённых силах служили по большей части панджабцы и пуштуны. В западной части страны процветал стереотип о том, что бенгальцы изнеженны, трусливы, воевать не умеют и не будут.
Судя по всему, пакистанское командование искренне полагало, что после демонстрации силы, разгрома "гнёзд сепаратистов" (вроде местных университетов), ареста Муджибура Рахмана и уничтожения плохо вооружённой партийной милиции бенгальцы просто примут сложившееся положение вещей.
Когда этого не произошло, то началась война с местным населением, оттолкнувшая от Исламабада вообще всех поголовно.
Индия в декабре 1971 года ввела войска в Восточный Пакистан и встретила самую горячую поддержку местных, практически полностью превратившихся в сторонников независимости Бангладеш.
Губернатор Гринсити
@rooppur_daily
Изучение истории операции "Прожектор" и последовавшей в том же 1971 году индо-пакистанской войны ставит перед исследователем целый ряд интересных и важных проблем, но иногда хочется отбросить все исторические рассуждения и задаться одним вопросом - а каково было психическое состояние тех людей в Исламабаде, которые весной 1971 года приняли решение о начале войсковой операции в Восточном Пакистане? О чём они думали и как представляли себе дальнейшее развитие событий?
Нет, серьёзно, что пакистанское правительство собиралось делать в случае успешного "наведения порядка"? Разгромить местных бенгальских националистов было делом технически простым, но тех националистов поддерживала очень большая часть местного населения. Даже те бенгальцы-мусульмане, которые верили в "пакистанское единство" быстро избавились от всяких симпатий к Исламабаду, когда армия начала стрелять. В свою очередь и пакистанцы жителям востока собственной страны тоже не верили. Офицеров-бенгальцев в своей собственной армии они в ночь перед началом "Прожектора" просто интернировали, так как подозревали каждого в измене.
Впрочем, бенгальских офицеров в армии было не очень много, в вооружённых силах служили по большей части панджабцы и пуштуны. В западной части страны процветал стереотип о том, что бенгальцы изнеженны, трусливы, воевать не умеют и не будут.
Судя по всему, пакистанское командование искренне полагало, что после демонстрации силы, разгрома "гнёзд сепаратистов" (вроде местных университетов), ареста Муджибура Рахмана и уничтожения плохо вооружённой партийной милиции бенгальцы просто примут сложившееся положение вещей.
Когда этого не произошло, то началась война с местным населением, оттолкнувшая от Исламабада вообще всех поголовно.
Индия в декабре 1971 года ввела войска в Восточный Пакистан и встретила самую горячую поддержку местных, практически полностью превратившихся в сторонников независимости Бангладеш.
Губернатор Гринсити
@rooppur_daily
Forwarded from Губернатор Гринсити в Бангладеш
#историяродногокрая #прожектор
Как власти Пакистана в 1971 году объясняли собственным гражданам и внешнему миру необходимость военной операции?
Помимо цели подавления сепаратистов декларировалась и ещё одна задача - прекращение дискриминации урду-язычного населения в восточной части страны.
Тут надо сразу объяснить три вещи:
1) "Урдуязычное население" в Восточном Пакистане действительно имелось
2) Дискриминация действительно имела место, положение урдуязычного меньшинства было сложным
3) После войны это положение стало чудовищным, таким по сей день и остаётся
Абсолютное большинство жителей Восточного Пакистана говорило на бенгальском языке, но урду присутствовал в регионе ещё со времён средних веков. Вместе с фарси он был официальным языком двора бенгальских навáбов, для высшего слоя общества урду был языком мусульманской общности, его знание было практически обязательным для образованного человека.
Во многих семьях бенгальской аристократии говорили только на урду, большая часть чиновников знала язык по долгу службы – бенгальских националистов такое положение вещей не устраивало, сферу употребления урду они стремились максимально ограничить.
Ну а ещё в Восточном Пакистане существовала община урдуязычных мусульман, переехавших сюда из Бихара после раздела Индии. Этим людям было весьма некомфортно в бенгальском обществе, они искренне поддерживали пакистанское единство и враждебно относились к партии "Авами лиг", а бенгальские националисты воспринимали бихарцев как пятую колонну, что в добавок на бытовом уровне осложнялось конкуренцией за рабочие места.
В начале марта 1971 года в городе Читтагонге между двумя общинами произошёл конфликт, начались погромы, приведшие к гибели десятков бихарцев, именно эти события послужили формальным поводом для начала операции "Прожектор".
После окончания войны, вывода пакистанских войск и провозглашения Бангладеш статус урду в регионе серьёзно изменился - в общественном поле язык исчез в принципе.
Ненависть к Пакистану была столь сильна, что газеты и радиостанции на урду закрывались безо всяких правительственных распоряжений, просто из-за нехватки персонала - бывшие сотрудники старательно делали вид, что они этого языка никогда и не знали.
Урду-язычная литературная традиция по тем же причинам умерла за несколько месяцев.
Ну а с бихарцами всё было ещё хуже - они совершенно искренне поддержали центральное правительство, многие вступили в ряды народной милиции "Аль-Шамс", оказывавшей поддержку армии.
В декабре 1971 года пакистанская армия ушла, а бихарцы остались наедине с бангладешскими повстанцами.
Сказать, что им отомстили - это ничего не сказать. Бойцов "народной милиции" военнопленными не считали, жизнь их заканчивалась у первой стенки. Расстреливали далеко не только членов "народной милиции" – каждый мужчина-бихарец считался априори виновным и мог быть убит по одному подозрению.
Правительство Бангладеш официально объявило бихарцев предателями, в новой республике гражданства им не дали.
Естественно, ни о каком статусе урду теперь уже и речи не шло. Мировое сообщество на всё это не отреагировало вообще никак – после сообщений о жестокости пакистанской армии по отношению к мирному населению политика властей Бангладеш считалась в общем-то оправданной.
Губернатор Гринсити
@rooppur_daily
Как власти Пакистана в 1971 году объясняли собственным гражданам и внешнему миру необходимость военной операции?
Помимо цели подавления сепаратистов декларировалась и ещё одна задача - прекращение дискриминации урду-язычного населения в восточной части страны.
Тут надо сразу объяснить три вещи:
1) "Урдуязычное население" в Восточном Пакистане действительно имелось
2) Дискриминация действительно имела место, положение урдуязычного меньшинства было сложным
3) После войны это положение стало чудовищным, таким по сей день и остаётся
Абсолютное большинство жителей Восточного Пакистана говорило на бенгальском языке, но урду присутствовал в регионе ещё со времён средних веков. Вместе с фарси он был официальным языком двора бенгальских навáбов, для высшего слоя общества урду был языком мусульманской общности, его знание было практически обязательным для образованного человека.
Во многих семьях бенгальской аристократии говорили только на урду, большая часть чиновников знала язык по долгу службы – бенгальских националистов такое положение вещей не устраивало, сферу употребления урду они стремились максимально ограничить.
Ну а ещё в Восточном Пакистане существовала община урдуязычных мусульман, переехавших сюда из Бихара после раздела Индии. Этим людям было весьма некомфортно в бенгальском обществе, они искренне поддерживали пакистанское единство и враждебно относились к партии "Авами лиг", а бенгальские националисты воспринимали бихарцев как пятую колонну, что в добавок на бытовом уровне осложнялось конкуренцией за рабочие места.
В начале марта 1971 года в городе Читтагонге между двумя общинами произошёл конфликт, начались погромы, приведшие к гибели десятков бихарцев, именно эти события послужили формальным поводом для начала операции "Прожектор".
После окончания войны, вывода пакистанских войск и провозглашения Бангладеш статус урду в регионе серьёзно изменился - в общественном поле язык исчез в принципе.
Ненависть к Пакистану была столь сильна, что газеты и радиостанции на урду закрывались безо всяких правительственных распоряжений, просто из-за нехватки персонала - бывшие сотрудники старательно делали вид, что они этого языка никогда и не знали.
Урду-язычная литературная традиция по тем же причинам умерла за несколько месяцев.
Ну а с бихарцами всё было ещё хуже - они совершенно искренне поддержали центральное правительство, многие вступили в ряды народной милиции "Аль-Шамс", оказывавшей поддержку армии.
В декабре 1971 года пакистанская армия ушла, а бихарцы остались наедине с бангладешскими повстанцами.
Сказать, что им отомстили - это ничего не сказать. Бойцов "народной милиции" военнопленными не считали, жизнь их заканчивалась у первой стенки. Расстреливали далеко не только членов "народной милиции" – каждый мужчина-бихарец считался априори виновным и мог быть убит по одному подозрению.
Правительство Бангладеш официально объявило бихарцев предателями, в новой республике гражданства им не дали.
Естественно, ни о каком статусе урду теперь уже и речи не шло. Мировое сообщество на всё это не отреагировало вообще никак – после сообщений о жестокости пакистанской армии по отношению к мирному населению политика властей Бангладеш считалась в общем-то оправданной.
Губернатор Гринсити
@rooppur_daily
Кстати говоря, СССР решительно поддержал борьбу бенгальцев за независимость от Пакистана, упирая на прописанное в Уставе ООН "право наций на самоопределение", в то время как социалистический Китай, вступивший в геополитическое соперничество как с СССР, так и с Индией (которая также поддерживала бенгальское сопротивление), решительно встал на защиту Пакистана, поставляя тому оружие и топливо, под предлогом "борьбы с вмешательством индийских, советских и американских гегемонистов во внутрение дела Пакистана", отстаивая принципы "нерушимости границ" и "невмешательства третьих стран", также прописанные в Декларации ООН о международном праве.
Что касается коммунистов, то они также разделились по принципу лояльности Пекину или Москве, отстаивая ту или иную точку зрения на происходящее. Причем позиция Китая очень дорого обошлась именно бангладешским маоистам из Коммунистической Партии Восточной Бенгалии, которая вплоть до начала 90-х вела довольно жалкое существование, опираясь почти исключительно на помощь и содействие маоистов из соседней Западной Бенгалии (индийского штата).
Что касается коммунистов, то они также разделились по принципу лояльности Пекину или Москве, отстаивая ту или иную точку зрения на происходящее. Причем позиция Китая очень дорого обошлась именно бангладешским маоистам из Коммунистической Партии Восточной Бенгалии, которая вплоть до начала 90-х вела довольно жалкое существование, опираясь почти исключительно на помощь и содействие маоистов из соседней Западной Бенгалии (индийского штата).
Само собою, нет ничего нового под солнцем и все было уже в веках, бывших прежде нас, как говорил царь Соломон. Так и современные "патриотичные левые", вроде т.н. "жожеков" или поборников MAGA-коммунизма имеют предшественников. Причем не среди каких-нибудь африканских или азиатских политических маргиналов, а вот прямо в самом центре ушедшего в прошлое социалистического мира. Ибо один из самых мощных очагов "национал-коммунизма" располагался в братской Польской Народной Республике.
Читать далее: https://telegra.ph/Polskij-nacional-kommunizm-03-27
Читать далее: https://telegra.ph/Polskij-nacional-kommunizm-03-27
Telegraph
Польский национал-коммунизм
Само собою, нет ничего нового под солнцем и все было уже в веках, бывших прежде нас, как говорил царь Соломон. Так и современные "патриотичные левые", вроде т.н. "жожеков" или поборников MAGA-коммунизма имеют предшественников. Причем не среди каких-нибудь…
А вот еще один любопытный кейс в копилку парадоксов истории с участием левых. На этот раз речь пойдет о славной Эфиопской революции, которая практически сразу же трансформировалась в кровопролитную гражданскую войну, стержнем которой стало противостояние марксистского правительства Менгысту Хайле Марияма и коалиции марксистских же организаций.
В сентябре 1974 года в Эфиопии произошла народно-демократическая революция; многовековая царская династия в лице Хайле Селассие была свергнута, а вся власть перешла к военной хунте, получившей наименование Дерг ("совет"/"комитет" в переводе с языка амхара).
Отметить надо сразу, что Эфиопская революция, точно так же как Иранская (ставшая затем известной под названием Исламской революции) или отчасти Кубинская характеризовалась тем, что никакой заметной роли в ее осуществлении и подготовке партия пролетариата (коммунистическая партия) не играла. Но если на Кубе или в Иране коммунистическая партия хотя бы существовала, то в Эфиопии компартии просто не было. Вернее, были Народно-революционная партия (амхарский акроним Ihapa), и "Всеэфиопское социалистическое движение" (амхарская аббревиатура MEISON), но влияния они имели катастрофически мало, да и то преимущественно в среде эмигрантов за пределами страны.
Читать далее: https://telegra.ph/EHfiopiya-levye-protiv-levyh-03-31
В сентябре 1974 года в Эфиопии произошла народно-демократическая революция; многовековая царская династия в лице Хайле Селассие была свергнута, а вся власть перешла к военной хунте, получившей наименование Дерг ("совет"/"комитет" в переводе с языка амхара).
Отметить надо сразу, что Эфиопская революция, точно так же как Иранская (ставшая затем известной под названием Исламской революции) или отчасти Кубинская характеризовалась тем, что никакой заметной роли в ее осуществлении и подготовке партия пролетариата (коммунистическая партия) не играла. Но если на Кубе или в Иране коммунистическая партия хотя бы существовала, то в Эфиопии компартии просто не было. Вернее, были Народно-революционная партия (амхарский акроним Ihapa), и "Всеэфиопское социалистическое движение" (амхарская аббревиатура MEISON), но влияния они имели катастрофически мало, да и то преимущественно в среде эмигрантов за пределами страны.
Читать далее: https://telegra.ph/EHfiopiya-levye-protiv-levyh-03-31
Telegraph
Эфиопия: левые против левых
А вот еще один любопытный кейс в копилку парадоксов истории с участием левых. На этот раз речь пойдет о славной Эфиопской революции, которая практически сразу же трансформировалась в кровопролитную гражданскую войну, стержнем которой стало противостояние…
30 марта в офисе "Единой России" прошло первое заседание оргкомитета Форума борьбы с неоколониализмом, куда съехались представители Китая, Зимбабве, Никарагуа, Мьянмы, Индонезии и Пакистана. Ведущий мероприятия, господин Дмитрий Анатольевич Медведев, славящийся в последнее время небывалой и ранее не свойственной воинственностью, вдоволь поупражнялся в бичевании стран Запада во главе с Соединенными Штатами, проводящими эту самую неоколониальную политику в отношении Азии, Африки и Латинской Америки. Задал трепку проклятым империалистическим хищникам Дмитрий Анатольевич, ох задал. Никакой пощады врагам, разбить их собачьи головы!
Тут можно было бы ничего не комментировать, и так все понятно. Россия твердо встала на путь борьбы с западным неоколониализмом и империализмом ради свободы и процветания угнетенных народов Третьего Мира. Можно было бы, но мне вспомнился один примерчик практического исполнения "антинеоколониального" курса Российской Федерации в такой стране как Судан.
Про многострадальный Судан я писал неоднократно (кому интересно, может потыкать по тегу #Судан), для тех же, кто ленится, объясню вкратце, отчего такой интерес: в декабре 2018 в Судане начались народные выступления против многолетней диктатуры Омара аль-Башира, закончившиеся его смещением и переходом власти к временному военному совету. На этом "славная декабрьская революция" может быть и завершилась бы, но в процесс технической смены лиц в правительстве вмешались народные массы, подстегиваемые революционно-демократической коалицией во главе с Суданской Ассоциацией Профессионалов (местный профцентр) и Суданской Коммунистической Партией.
Которые заявили, что сценарий "мягкой посадки", выдвинутый западным империализмом (т.е. сохранение системы аль-Башира без аль-Башира с введением в правительство некоторых представителей буржуазной оппозиции для создания "демократического фасада"), их совершенно не устраивает и призвали народ продолжать давление на военных во имя подлинной демократизации. С этих самых пор в Судане революционный процесс не останавливается. Военными и буржуазной оппозицией (вполне согласной на сценарий, предлагаемый генералами) было испробовано всё: расстрел мирных демонстраций, манипуляции, демагогия и пустые обещания, обращение к "мировому сообществу" с целью оказать давление извне на радикальное крыло революции, наконец, новый военный переворот в октябре 2021. Ничего не помогает: народные массы, политическим рупором которых выступают коммунисты, отказываются разговаривать с генералами и буржуазной оппозицией. Еще хуже то, что за время революционного хаоса в Судане эти самые массы насоздавали по всей стране тысячи Комитетов Сопротивления, выдвинувших план радикальных демократических перемен, который приводит в ужас военных, местных компрадоров и больших и малых "инвесторов", разевающих рты на богатства страны (начиная от США, заканчивая ОАЭ). То есть, СКП и Комитеты Сопротивления (чьи интересы СКП фактически и выражает) являются самыми что ни на есть искренними и последовательными борцами с неоколониальной эксплуатацией, с самой системой неоколониализма, которая зиждется на поддержке самых реакционных режимов, обеспечивающих бесправие народа для того, чтобы без проблем брать у народа все что нужно "большим людям".
Какое отношение все это имеет к России?
Во-первых, РФ еще во времена Омара аль-Башира достигла с ним соглашения о строительстве логистической базы ВМФ на Красном море. Само собой, предназначенной только для защиты мягкого подбрюшья России на Африканском роге. Но соглашение не было подписано, потому что аль-Башира скинули. Переговоры продолжились с временным военным правительством, но те долго торговались и наконец в феврале этого года стороны вроде бы договорились.
Любопытно то, что Суданская Коммунистическая Партия с самого начала (еще при аль-Башире) реагировала на планы Москвы очень негативно, рассматривая проект базы как путь превращения Судана в арену военного соперничества между третьими странами (ровно такую же позицию СКП держит и в отношении проекта строительства турецкой военной базы в Суакине).
Тут можно было бы ничего не комментировать, и так все понятно. Россия твердо встала на путь борьбы с западным неоколониализмом и империализмом ради свободы и процветания угнетенных народов Третьего Мира. Можно было бы, но мне вспомнился один примерчик практического исполнения "антинеоколониального" курса Российской Федерации в такой стране как Судан.
Про многострадальный Судан я писал неоднократно (кому интересно, может потыкать по тегу #Судан), для тех же, кто ленится, объясню вкратце, отчего такой интерес: в декабре 2018 в Судане начались народные выступления против многолетней диктатуры Омара аль-Башира, закончившиеся его смещением и переходом власти к временному военному совету. На этом "славная декабрьская революция" может быть и завершилась бы, но в процесс технической смены лиц в правительстве вмешались народные массы, подстегиваемые революционно-демократической коалицией во главе с Суданской Ассоциацией Профессионалов (местный профцентр) и Суданской Коммунистической Партией.
Которые заявили, что сценарий "мягкой посадки", выдвинутый западным империализмом (т.е. сохранение системы аль-Башира без аль-Башира с введением в правительство некоторых представителей буржуазной оппозиции для создания "демократического фасада"), их совершенно не устраивает и призвали народ продолжать давление на военных во имя подлинной демократизации. С этих самых пор в Судане революционный процесс не останавливается. Военными и буржуазной оппозицией (вполне согласной на сценарий, предлагаемый генералами) было испробовано всё: расстрел мирных демонстраций, манипуляции, демагогия и пустые обещания, обращение к "мировому сообществу" с целью оказать давление извне на радикальное крыло революции, наконец, новый военный переворот в октябре 2021. Ничего не помогает: народные массы, политическим рупором которых выступают коммунисты, отказываются разговаривать с генералами и буржуазной оппозицией. Еще хуже то, что за время революционного хаоса в Судане эти самые массы насоздавали по всей стране тысячи Комитетов Сопротивления, выдвинувших план радикальных демократических перемен, который приводит в ужас военных, местных компрадоров и больших и малых "инвесторов", разевающих рты на богатства страны (начиная от США, заканчивая ОАЭ). То есть, СКП и Комитеты Сопротивления (чьи интересы СКП фактически и выражает) являются самыми что ни на есть искренними и последовательными борцами с неоколониальной эксплуатацией, с самой системой неоколониализма, которая зиждется на поддержке самых реакционных режимов, обеспечивающих бесправие народа для того, чтобы без проблем брать у народа все что нужно "большим людям".
Какое отношение все это имеет к России?
Во-первых, РФ еще во времена Омара аль-Башира достигла с ним соглашения о строительстве логистической базы ВМФ на Красном море. Само собой, предназначенной только для защиты мягкого подбрюшья России на Африканском роге. Но соглашение не было подписано, потому что аль-Башира скинули. Переговоры продолжились с временным военным правительством, но те долго торговались и наконец в феврале этого года стороны вроде бы договорились.
Любопытно то, что Суданская Коммунистическая Партия с самого начала (еще при аль-Башире) реагировала на планы Москвы очень негативно, рассматривая проект базы как путь превращения Судана в арену военного соперничества между третьими странами (ровно такую же позицию СКП держит и в отношении проекта строительства турецкой военной базы в Суакине).
Коммерсантъ
«Единая Россия» взялась за мироустройство
Партия готовит международный форум борцов с неоколониализмом
С тех давних пор мало что изменилось: в ноябре прошлого года руководители партии встретились в Хартуме с послом РФ Владимиром Желтовым, которому было передано категорическое возражение против строительства базы ВМФ в Порт-Судане.
Плюс - Россия была обвинена в поддержке военного переворота (который западный империализм так же поддерживает) и игнорировании геноцида, осуществляемого правительством в Дарфуре, вопрос о котором представители РФ в Совете Безопасности ООН заблокировали заявив, что это "внутреннее дело Судана".
Как раз с геноцидом в Дарфуре связана и еще одна претензия СКП по поводу предполагаемой работы в Судане "группы Вагнера", формальный руководитель которой, как некоторым известно, в последние месяцы тоже очень активно педалирует тему "борьбы с империализмом в Африке".
Лживые сообщения о деятельности "группы Вагнера", якобы занимающейся подготовкой Сил оперативного обеспечения и правительственных ополченцев для борьбы с дарфурскими повстанцами в обмен на "концессии" в добыче золота и урана, поступают из Судана прямо с 2016 года, однако всякий раз и чины военного правительства и российские дипломаты отрицают присутствие инструкторов в стране. Так произошло и во время встречи руководителей СКП и посла. Нету "вагнеров" в Судане, нету. А перевалочная база ВМФ будет.
Короче говоря, РФ мягко говоря не интересна позиция Суданской Коммунистической Партии, которую по праву можно назвать авангардом борьбы с империализмом, неоколониализмом и реакцией в этой далёкой африканской стране. Не интересно что там себе фантазирует СКП по поводу роли РФ в Судане и "братской" КПРФ; если суданским коммунистам что-то кажется, так им креститься надо, во-первых. А во-вторых, суданским коммунистам, продавшимся Западу с потрохами (не надо забывать, что СКП осудила начало СВО, а это кое-что да значит) стоило бы приехать в Москву, да послушать, как ругает неоколониализм председатель партии "Единая Россия". И зарубить себе на носу, что неоколониализм/империализм бывает только западный; британский, французский, немецкий и, конечно, американский. А все остальные - просто защищают свои "геополитические интересы", не более того. Это классика, это знать надо!
Плюс - Россия была обвинена в поддержке военного переворота (который западный империализм так же поддерживает) и игнорировании геноцида, осуществляемого правительством в Дарфуре, вопрос о котором представители РФ в Совете Безопасности ООН заблокировали заявив, что это "внутреннее дело Судана".
Как раз с геноцидом в Дарфуре связана и еще одна претензия СКП по поводу предполагаемой работы в Судане "группы Вагнера", формальный руководитель которой, как некоторым известно, в последние месяцы тоже очень активно педалирует тему "борьбы с империализмом в Африке".
Лживые сообщения о деятельности "группы Вагнера", якобы занимающейся подготовкой Сил оперативного обеспечения и правительственных ополченцев для борьбы с дарфурскими повстанцами в обмен на "концессии" в добыче золота и урана, поступают из Судана прямо с 2016 года, однако всякий раз и чины военного правительства и российские дипломаты отрицают присутствие инструкторов в стране. Так произошло и во время встречи руководителей СКП и посла. Нету "вагнеров" в Судане, нету. А перевалочная база ВМФ будет.
Короче говоря, РФ мягко говоря не интересна позиция Суданской Коммунистической Партии, которую по праву можно назвать авангардом борьбы с империализмом, неоколониализмом и реакцией в этой далёкой африканской стране. Не интересно что там себе фантазирует СКП по поводу роли РФ в Судане и "братской" КПРФ; если суданским коммунистам что-то кажется, так им креститься надо, во-первых. А во-вторых, суданским коммунистам, продавшимся Западу с потрохами (не надо забывать, что СКП осудила начало СВО, а это кое-что да значит) стоило бы приехать в Москву, да послушать, как ругает неоколониализм председатель партии "Единая Россия". И зарубить себе на носу, что неоколониализм/империализм бывает только западный; британский, французский, немецкий и, конечно, американский. А все остальные - просто защищают свои "геополитические интересы", не более того. Это классика, это знать надо!
2 апреля миновала 41 годовщина начала Фолклендской войны между Аргентиной и Великобританией. Значит - есть инфоповод для того, чтобы в общих чертах рассказать, какие позиции заняли аргентинские левые партии в отношении этого неожиданного военного столкновения. Это само по себе небезынтересно, тем более, что все мы сегодня наблюдаем за развитием дискуссий промеж марксистами на подобную же тему; об отношении к межгосударственным вооруженным конфликтам.
Читать далее: https://telegra.ph/Folklendskaya-vojna-i-argentinskaya-levaya-04-03
Читать далее: https://telegra.ph/Folklendskaya-vojna-i-argentinskaya-levaya-04-03
Telegraph
Фолклендская война и аргентинская левая
2 апреля миновала 41 годовщина начала Фолклендской войны между Аргентиной и Великобританией. Значит - есть инфоповод для того, чтобы в общих чертах рассказать, какие позиции заняли аргентинские левые партии в отношении этого неожиданного военного столкновения.…
Активисты шри-ланкийской "Передовой Социалистической Партии" (Frontline Socialist Party) 5 апреля отметили очередную годовщину восстания 1971 года, поднятого "Народно-освободительным Фронтом" (Джанатха Вимукти Перамуна) в качестве ответной меры на репрессии правительства.
ДВП, образованный в рамках пропекинского крыла Компартии Цейлона в 1965 году, достаточно быстро оборвал свои исторические связи с маоизмом, выдвинув оригинальную версию марксизма-ленинизма с ланкийской спецификой.
Одно из проявлений этой специфики касалось методов осуществления будущей ланкийской революции. Само собой разумеется, в соответствии с характером эпохи, революция рассматривалась как акт насилия масс против господствующего класса. Однако руководители ДВП категорически отрицали модные среди "новой левой" в то время концепции захвата власти. И "затяжная народная война" Линь Бяо, и "фокизм" Че Гевары/Режи Дебре были признаны не соответствующими специфике острова. Причем, если геваристские настроения в ДВП еще терпели, то прокитайски настроенных товарищей гнали в шею систематически.
В итоге, был выдвинут сценарий подготовки одновременного и молниеносного восстания по всему острову, а за эталон была взята Занзибарская революция января 1964 года, когда левонационалистические Афро-ширазский Союз и Партия Умма силами в 600-700 человек, разграбив несколько полицейских участков, нанесли поражение регулярной армии и свергли власть султана, провозгласив Народную Республику Занзибара и Пембы.
Вооружившись подобными идеями, ДВП быстро начал завоевывать популярность среди городской и сельской молодёжи острова, разочарованной пассивностью "старой левой" - просоветской Компартией, маоистами, троцкистами. "Старая левая", в свою очередь, принялась нападать на ДВП, объявив фронт "провокаторами на службе ЦРУ".
В 1970 году на всеобщих выборах побеждает Объединенный Фронт, образованный левонационалистической Партией Свободы, просоветской Компартией и троцкистской Ланка Сама Самаджа. ДВП, несмотря на разногласия, поддерживает коалицию и, казалось бы, необходимость в подготовке восстания по занзибарским лекалам отпала.
В первые месяцы правления социалистов "Народно-освободительный фронт" вышел в легальное поле, взяв себе роль внепарламентской силы, давящей на правительство с целью углубления социальных и политических преобразований. Однако само правительство такой сценарий не устраивал: 9 августа 1970 секретари всех трех коалиционных партий выступили с совместным заявлением против "реакционеров и провокаторов из движения Че Гевары" (как в обиходе именовали ДВП), а спустя 3 дня секретарь Минобороны и вовсе заявил, что ДВП занимаются диверсионной деятельностью (безо всяких тому доказательств), это враг правительства #1 и стремительно растущую организацию необходимо подавить, пока не случилось чего плохого.
Началось планомерное "закручивание гаек": запреты митингов, изъятие пропагандистской литературы, необоснованные задержания. Всерьез опасаясь погрома по индонезийскому сценарию, в январе 1971 года руководство ДВП приняло решение о начале кампании по сбору и изготовлению оружия для самообороны. Однако, в силу плохой организации, особо широкого размаха эта кампания не получила. Кроме того, о решении январского собрания вскоре стало известно правительству, которое оперативно перешло в наступление.
Забавно, что ДВП в этот момент пытался противостоять репрессиям в легальном поле, нанимая адвокатов арестованным, проводя кампании информирования населения о происходящем и по-прежнему собирая митинги с требованиями прекратить необоснованные преследования.
6 марта группа маоистов, ранее изгнанных из ДВП, в знак протеста против войны во Вьетнаме бросила несколько зажигательных бомб в американское посольство в Коломбо, спалив три припаркованных вблизи автомобиля. Это стало предлогом для новой мощной волны арестов и задержаний активистов "Народно-освободительного фронта", нередко сопровождавшихся пытками и убийствами. А 13 марта по всему острову и вовсе было объявлено чрезвычайное положение.
ДВП, образованный в рамках пропекинского крыла Компартии Цейлона в 1965 году, достаточно быстро оборвал свои исторические связи с маоизмом, выдвинув оригинальную версию марксизма-ленинизма с ланкийской спецификой.
Одно из проявлений этой специфики касалось методов осуществления будущей ланкийской революции. Само собой разумеется, в соответствии с характером эпохи, революция рассматривалась как акт насилия масс против господствующего класса. Однако руководители ДВП категорически отрицали модные среди "новой левой" в то время концепции захвата власти. И "затяжная народная война" Линь Бяо, и "фокизм" Че Гевары/Режи Дебре были признаны не соответствующими специфике острова. Причем, если геваристские настроения в ДВП еще терпели, то прокитайски настроенных товарищей гнали в шею систематически.
В итоге, был выдвинут сценарий подготовки одновременного и молниеносного восстания по всему острову, а за эталон была взята Занзибарская революция января 1964 года, когда левонационалистические Афро-ширазский Союз и Партия Умма силами в 600-700 человек, разграбив несколько полицейских участков, нанесли поражение регулярной армии и свергли власть султана, провозгласив Народную Республику Занзибара и Пембы.
Вооружившись подобными идеями, ДВП быстро начал завоевывать популярность среди городской и сельской молодёжи острова, разочарованной пассивностью "старой левой" - просоветской Компартией, маоистами, троцкистами. "Старая левая", в свою очередь, принялась нападать на ДВП, объявив фронт "провокаторами на службе ЦРУ".
В 1970 году на всеобщих выборах побеждает Объединенный Фронт, образованный левонационалистической Партией Свободы, просоветской Компартией и троцкистской Ланка Сама Самаджа. ДВП, несмотря на разногласия, поддерживает коалицию и, казалось бы, необходимость в подготовке восстания по занзибарским лекалам отпала.
В первые месяцы правления социалистов "Народно-освободительный фронт" вышел в легальное поле, взяв себе роль внепарламентской силы, давящей на правительство с целью углубления социальных и политических преобразований. Однако само правительство такой сценарий не устраивал: 9 августа 1970 секретари всех трех коалиционных партий выступили с совместным заявлением против "реакционеров и провокаторов из движения Че Гевары" (как в обиходе именовали ДВП), а спустя 3 дня секретарь Минобороны и вовсе заявил, что ДВП занимаются диверсионной деятельностью (безо всяких тому доказательств), это враг правительства #1 и стремительно растущую организацию необходимо подавить, пока не случилось чего плохого.
Началось планомерное "закручивание гаек": запреты митингов, изъятие пропагандистской литературы, необоснованные задержания. Всерьез опасаясь погрома по индонезийскому сценарию, в январе 1971 года руководство ДВП приняло решение о начале кампании по сбору и изготовлению оружия для самообороны. Однако, в силу плохой организации, особо широкого размаха эта кампания не получила. Кроме того, о решении январского собрания вскоре стало известно правительству, которое оперативно перешло в наступление.
Забавно, что ДВП в этот момент пытался противостоять репрессиям в легальном поле, нанимая адвокатов арестованным, проводя кампании информирования населения о происходящем и по-прежнему собирая митинги с требованиями прекратить необоснованные преследования.
6 марта группа маоистов, ранее изгнанных из ДВП, в знак протеста против войны во Вьетнаме бросила несколько зажигательных бомб в американское посольство в Коломбо, спалив три припаркованных вблизи автомобиля. Это стало предлогом для новой мощной волны арестов и задержаний активистов "Народно-освободительного фронта", нередко сопровождавшихся пытками и убийствами. А 13 марта по всему острову и вовсе было объявлено чрезвычайное положение.
Telegram
Сóрок сорóк
Национальная специфика ланкийских левых
Есть вна Шри-Ланке такая политическая партия, "Джанатха (Джаната) Вимукти Перамуна", в переводе с сингальского Народно-освободительный фронт. Сегодня это типичная социал-демократическая партия, причем с сильным на…
Есть вна Шри-Ланке такая политическая партия, "Джанатха (Джаната) Вимукти Перамуна", в переводе с сингальского Народно-освободительный фронт. Сегодня это типичная социал-демократическая партия, причем с сильным на…
В условиях массовых арестов паникующее руководство ДВП приняло решение об осуществлении ночью 5 апреля всеобщего "оборонительного" восстания по занзибарскому сценарию.
Плохо подготовленное и организованное в спешке, это выступление не могло увенчаться успехом. Вооруженные только пистолетами, ножами и самодельными гранатами, активисты ДВП в течение нескольких часов атаковали 92 полицейских участка по всему острову. Несмотря на примитивную организацию, правительство Объединенного Фронта сразу же запросило иностранную помощь для подавления мятежа. Которую, в различном масштабе, оказали почти все державы, претендовавшие на влияние в этом регионе: СССР, Индия, Пакистан, США, Китай, Югославия. Как бы в виде казуса можно еще упомянуть о "Красных бригадах", добровольческих отрядах, созданных просоветской Компартией Шри-Ланки для охраны полицейских участков и помощи правительству в поимке активистов ДВП в городах и сельской местности.
Два месяца упорных боёв между регулярной армией и скверно вооруженными группами повстанцев окончились полным поражением "Народно-освободительного фронта". Официально было заявлено об аресте 5 тысяч человек, но альтернативные источники говорят о 20 тысячах задержанных, помещенных в специальные концлагеря. Что касается убитых в боях и казненных после задержаний, то точная цифра и по сей день неизвестна, хотя сам ДВП говорит о примерно 10 тысячах погибших.
Следующие 5-6 лет "Джанатха Вимукти Перамуна" существовал почти исключительно в границах тюремных стен, куда было помещено большинство членов организации. Причем "разбор полетов" и волна идеологических споров после поражения нередко перерастали в кровопролитные столкновения между группами арестованных революционеров. Даже общепризнанный лидер ДВП, легендарный Рохана Виджевира был ранен деревянной пикой в одной из таких массовых драк.
Лишь во второй половине 70-х влияние "Народно-освободительного фронта" начало восстанавливаться, а после амнистии 1977 года ДВП начал вновь стремительно расти. Пребывая в статусе крупнейшей левой организации сингальской части Шри-Ланки вплоть до 1987-90 гг., когда он был уничтожен правительством во второй раз.
Во второй половине 90-х восстановленный ДВП стал постепенно превращаться в типичную парламентскую социал-демократическую партию с сильным уклоном в сингальский национализм. Однако в 2012 году от него откололась довольно большая левая фракция во главе с Премакумаром Гунаратнамом, поставившая целью восстановить революционно-социалистическую традицию, очистив ее от реформизма и сингальского шовинизма нынешнего "Народно-освободительного фронта". Таким образом была основана Передовая Социалистическая Партия, принявшая активное участие в прошлогоднем массовом народном движении протеста, закончившимся бегством президента Раджапакса и которая поныне стремится расшевелить ланкийское общество, сподвигнув его к продолжению сопротивления (т.к. смена одного лица в президентском кабинете на другое ничего не изменила).
Вчера ПСП в своей штаб-квартире в Коломбо провела мемориальный вечер, посвященный первому революционному восстанию на независимой Шри-Ланке, которое, как это не иронично, было направлено против формально социалистического же правительства Объединенного Фронта.
В выступлениях, посвященных 52-ой годовщине "апрельской революционной обороны", ораторы говорили преимущественно о том, что проблемы, с которыми сталкивается несчастная Шри-Ланка, свалившаяся в дефолт еще весной прошлого года, не имеют иного решения кроме построения социализма. Ни "хорошее" правительство технократов, ни Международный Валютный Фонд и его консультанты, ни великие державы не смогут, да и не будут спасать "мать Ланку", пока сам трудовой народ, взяв власть в свои руки, не начнет выстраивать собственное будущее.
Плохо подготовленное и организованное в спешке, это выступление не могло увенчаться успехом. Вооруженные только пистолетами, ножами и самодельными гранатами, активисты ДВП в течение нескольких часов атаковали 92 полицейских участка по всему острову. Несмотря на примитивную организацию, правительство Объединенного Фронта сразу же запросило иностранную помощь для подавления мятежа. Которую, в различном масштабе, оказали почти все державы, претендовавшие на влияние в этом регионе: СССР, Индия, Пакистан, США, Китай, Югославия. Как бы в виде казуса можно еще упомянуть о "Красных бригадах", добровольческих отрядах, созданных просоветской Компартией Шри-Ланки для охраны полицейских участков и помощи правительству в поимке активистов ДВП в городах и сельской местности.
Два месяца упорных боёв между регулярной армией и скверно вооруженными группами повстанцев окончились полным поражением "Народно-освободительного фронта". Официально было заявлено об аресте 5 тысяч человек, но альтернативные источники говорят о 20 тысячах задержанных, помещенных в специальные концлагеря. Что касается убитых в боях и казненных после задержаний, то точная цифра и по сей день неизвестна, хотя сам ДВП говорит о примерно 10 тысячах погибших.
Следующие 5-6 лет "Джанатха Вимукти Перамуна" существовал почти исключительно в границах тюремных стен, куда было помещено большинство членов организации. Причем "разбор полетов" и волна идеологических споров после поражения нередко перерастали в кровопролитные столкновения между группами арестованных революционеров. Даже общепризнанный лидер ДВП, легендарный Рохана Виджевира был ранен деревянной пикой в одной из таких массовых драк.
Лишь во второй половине 70-х влияние "Народно-освободительного фронта" начало восстанавливаться, а после амнистии 1977 года ДВП начал вновь стремительно расти. Пребывая в статусе крупнейшей левой организации сингальской части Шри-Ланки вплоть до 1987-90 гг., когда он был уничтожен правительством во второй раз.
Во второй половине 90-х восстановленный ДВП стал постепенно превращаться в типичную парламентскую социал-демократическую партию с сильным уклоном в сингальский национализм. Однако в 2012 году от него откололась довольно большая левая фракция во главе с Премакумаром Гунаратнамом, поставившая целью восстановить революционно-социалистическую традицию, очистив ее от реформизма и сингальского шовинизма нынешнего "Народно-освободительного фронта". Таким образом была основана Передовая Социалистическая Партия, принявшая активное участие в прошлогоднем массовом народном движении протеста, закончившимся бегством президента Раджапакса и которая поныне стремится расшевелить ланкийское общество, сподвигнув его к продолжению сопротивления (т.к. смена одного лица в президентском кабинете на другое ничего не изменила).
Вчера ПСП в своей штаб-квартире в Коломбо провела мемориальный вечер, посвященный первому революционному восстанию на независимой Шри-Ланке, которое, как это не иронично, было направлено против формально социалистического же правительства Объединенного Фронта.
В выступлениях, посвященных 52-ой годовщине "апрельской революционной обороны", ораторы говорили преимущественно о том, что проблемы, с которыми сталкивается несчастная Шри-Ланка, свалившаяся в дефолт еще весной прошлого года, не имеют иного решения кроме построения социализма. Ни "хорошее" правительство технократов, ни Международный Валютный Фонд и его консультанты, ни великие державы не смогут, да и не будут спасать "мать Ланку", пока сам трудовой народ, взяв власть в свои руки, не начнет выстраивать собственное будущее.
Telegraph
Коллапс ланкийской левой 1987-90 гг.
В условиях украинско-российского столкновения, которое, даже после формального завершения, несомненно породит длительную и крепкую вражду между народами, не грех вспомнить о трагедии Шри-Ланки. Не столько даже о трагедии 30-летнего сингальско-тамильского…