šordosinža
54 subscribers
2 photos
5 links
<шордо синжа — новомер. «лосиный глаз».>

гонзо-шаманство и онтологическая анархия в бетонированных нишах Залесья и молодящихся болотцах Мерямы

меж кyтÿкай
加入频道
Channel created
Channel photo updated
šordosinža
Photo
Хочется начать с нечта вроде гонзо-рецензии на фильм «Овсянки» Федорченко, по повести Осокина. Фильм, с которым у меня сложились очень странные отношения.

Копипаст Википедии: «Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных) древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.»

Нравы и обычаи не просто вымышлены, а вымышлены очень характерным образом — как мозаичная фантазия одного человека: крайне персональная, эротическая, пропитанная горечью утраты.

Человека, для которого «меря» и «древняя обрядность» — это только вторичные инструменты для вскрытия, выражения, изъявления этой фантазии.

И ещë знаете, на что это очень похоже? На типичные продукты нейросети, языковой модели — не знающей ничего про поволжских финнов, но способной выдавать вполне оригинальные схемы неких расплывчатых, нарочитых «древних обрядов». Как если бы синопсис фильма с кинопоиска вставили в джипити в качестве промпта, чтобы получить сценарий.

По всем этим причинам фильм ощущается как фантомная боль по мёртвому народу. Как будто действительно живут сотни людей, «причисляющие себя к мере», но они способны только на карго-культ. Потому что на деле оторваны от традиции — остался только голый импульс еë воспроизводства без былого содержания.

И в фильме в современный мир этот фантом оказывается вписан каким-то болезненным, корявым образом. Сугубо постсоветский антураж, эротическая фиксация как искажëнный реликт архаической либидинальности, и общее ощущение, будто «что-то не так». Постепенный уход мери в воду. У протагонистов не было детей и молодых последователей. Наступающее речное забытье.

Поэтому фильм оказывает на меня какое-то психоаналитическое воздействие. В самом простом смысле. Где производимый речью или кинематографом текст симптоматичен: указывает на невроз.

«Овсянки» как будто показывают современным меря: — смотрите, это ваше вытесненное и ваше Реальное. Сколько бы вы ни говорили о прямом наследстве народной традиции, вы занимаетесь художественным изобретением, артлангами, конструктивизмом.

«меряне не топятся», пишет Осокин, но что есть птицы-овсянки для протагонистов, как не овнешнëнное и подавленное желание утопиться, исчезнуть, раствориться?

Несмотря на обилие мерянских следов, ассимиляция имела место. Если мы указываем на мерянство там, где нет его следов — мы становимся похожи на героев «Овсянок», на народ-фантом вместо отелесненного и заземлëнного этноса. И это ведëт нас только на речное дно. Мы можем быть там счастливы, да. Но с суши нас никто не услышит, и подлинной мери после нас уже не будет. Останется нейросетевая галлюцинация и то, что равно ей.

Только признав это — вобрав в себя этот разрыв, пройдя через травму утраты — можно начать делать сегодня с мерянством что-то, что не будет самообманом и утопленничеством. Безапелляционно заявлять о мерянском компоненте там, где в нëм можно сомневаться — то же самое, что «мчаться в рай обгоняя всех». Пытаться добиться желанной участи в обход реальной исторической неоднозначности, несводимой множественности Реального — в обход юмо и самого мира.

Только после этой стадии принятия возможны настоящие чудеса, где меря возвращается из мëртвых, а рыбы говорят человеческим голосом.
Forwarded from 
мне кажется раньше люди носили шумящие подвески не только из религиозных соображений отгона злых духов, но ещё чтобы не глухеть зимой когда снег поглощает все звуки и оставляет буквально оглушающую тишину
а «злые духи» это мысли, как сейчас мы включаем что-то на фон послушать, чтобы не слышать себя
#извините
Что ж, здесь собралось какое-то количество народу.

Кайклан поро, привет всем!

Теперь разберём по частям мною написанное (в описании канала).

Это будет серия постов.

>гонзо-шаманство
Теория и практика «шаманства» закладывает мой подход к мироустройству, региональной идентичности и жизненной практике. «Гонзо» означает здесь:

1. Дистанцию от любых институций современности, пытающихся утвердить шаманизм как официальную религию, академическое знание, национальную идею и проч. Исторически шаманизм был децентрализован, да и не везде назывался «шаманизмом»: именно это сделало его такой богатой и противоречивой системой.

2. Индивидуальную манеру, непосредственный опыт, но без лишних иллюзий относительно какого-то Сакрального Статуса этого опыта. Я не получаю «доступ к невидимой истинной реальности, которого нет у других». Скорее, я занимаюсь прикладной мифологией в поле.

3. Чуждость мне «базового шаманизма»: стерилизованного от этнографического контекста — для массовой штамповки в виде универсальной индивидуальной практики. Идущего за ручку с инфобизом, «саморазвитием», квазинаучной эзотерикой.

Я шаман в той мере, в которой меня таковым признаëт сообщество, мой мер. И в моëм мер моë шаманство означает какую-то специфическую, локальную вещь. Например, я могу помогать рождению кундов. Или заботиться о шанак между тошто меряк и уж меряк. Или помогать звучать новым нимак. Это мой конкретный этнографический контекст, который и может определять меня как шамана или арбуя. Но в этом нет никакой догмы про «шаманизм вообще». Таким образом, я апологет низового, укоренëнного и локального «шаманизма» — вместо общего, глобального и универсального. Можно назвать это «анархо-шаманизмом», если угодно 🦦 Дальше в постах я буду раскрывать эту оптику подробней.
Forwarded from Olga Rakitiansky
Ну, собственно, ты тут описываешь как раз классический шаманизм, прямо как по записям этнографов и непосредственным описаниям информантов из тех обществ, где это до сих пор повседневная реальность. Так что, мне кажется, это самый здравый подход, как раз в русле десятков, если не сотен тысяч лет практического опыта человечества в этой сфере. (А попытки обофициозить шаманов или вывести их на некий общий уровень, как в пункте 3 - это тоже исторический опыт, но неизмеримо более недавний. Это т.н. переходный период разложения шаманизма и превращения его в жречество. Во многих культурах имело место, но это уже принципиально другая история, не шаманская)
šordosinža
Ну, собственно, ты тут описываешь как раз классический шаманизм, прямо как по записям этнографов и непосредственным описаниям информантов из тех обществ, где это до сих пор повседневная реальность. Так что, мне кажется, это самый здравый подход, как раз в…
Юдор-елташ Пира оставила саëвый-меткий комментарий под моим постом про «гонзо-шаманство» — и хочется на него ответить вот как.

Да, как раз в этом смысле я стараюсь оставаться этно-ориентированным. Этнофутуризм я в том числе определяю как попытку найти и воплотить траектории развития архаических институтов без их «модернизации». Без приведения их к стандартам универсальности, глобальности и массовой штамповки. Это касается и шаманизма.

Проблема в том, что в современной обиходной культуре «шаманизм» часто понимается в этом обобщëнном, универсальном смысле. И эту тенденцию намеренно продвигают «официализаторы».

Поэтому и возникает необходимость в манифестации «гонзо-», «анархо-» шаманства — как бы мы его ни называли. Как контр-тенденции, которая при этом также может действовать вне непосредственных сообществ архаического уклада. Но стремящейся наследовать их внутреннюю логику.

Грубо говоря, я не алтайлар, не нганасан и не тыва, а меря пока не имеют развитого института шаманства или арбуйства — но практиковать мне как-то надо. Отсюда мой гонзо-подход. Внимательный к этно-контексту, контр-модерный, но допускающий оригинальную творческую конструкцию и бережные обобщения — притом без впадания в тотальный универсализм и «базовый шаманизм». Локальное не подлежит вымыванию.