šordosinža
Photo
Хочется начать с нечта вроде гонзо-рецензии на фильм «Овсянки» Федорченко, по повести Осокина. Фильм, с которым у меня сложились очень странные отношения.
Копипаст Википедии: «Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных) древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.»
Нравы и обычаи не просто вымышлены, а вымышлены очень характерным образом — как мозаичная фантазия одного человека: крайне персональная, эротическая, пропитанная горечью утраты.
Человека, для которого «меря» и «древняя обрядность» — это только вторичные инструменты для вскрытия, выражения, изъявления этой фантазии.
И ещë знаете, на что это очень похоже? На типичные продукты нейросети, языковой модели — не знающей ничего про поволжских финнов, но способной выдавать вполне оригинальные схемы неких расплывчатых, нарочитых «древних обрядов». Как если бы синопсис фильма с кинопоиска вставили в джипити в качестве промпта, чтобы получить сценарий.
По всем этим причинам фильм ощущается как фантомная боль по мёртвому народу. Как будто действительно живут сотни людей, «причисляющие себя к мере», но они способны только на карго-культ. Потому что на деле оторваны от традиции — остался только голый импульс еë воспроизводства без былого содержания.
И в фильме в современный мир этот фантом оказывается вписан каким-то болезненным, корявым образом. Сугубо постсоветский антураж, эротическая фиксация как искажëнный реликт архаической либидинальности, и общее ощущение, будто «что-то не так». Постепенный уход мери в воду. У протагонистов не было детей и молодых последователей. Наступающее речное забытье.
Поэтому фильм оказывает на меня какое-то психоаналитическое воздействие. В самом простом смысле. Где производимый речью или кинематографом текст симптоматичен: указывает на невроз.
«Овсянки» как будто показывают современным меря: — смотрите, это ваше вытесненное и ваше Реальное. Сколько бы вы ни говорили о прямом наследстве народной традиции, вы занимаетесь художественным изобретением, артлангами, конструктивизмом.
«меряне не топятся», пишет Осокин, но что есть птицы-овсянки для протагонистов, как не овнешнëнное и подавленное желание утопиться, исчезнуть, раствориться?
Несмотря на обилие мерянских следов, ассимиляция имела место. Если мы указываем на мерянство там, где нет его следов — мы становимся похожи на героев «Овсянок», на народ-фантом вместо отелесненного и заземлëнного этноса. И это ведëт нас только на речное дно. Мы можем быть там счастливы, да. Но с суши нас никто не услышит, и подлинной мери после нас уже не будет. Останется нейросетевая галлюцинация и то, что равно ей.
Только признав это — вобрав в себя этот разрыв, пройдя через травму утраты — можно начать делать сегодня с мерянством что-то, что не будет самообманом и утопленничеством. Безапелляционно заявлять о мерянском компоненте там, где в нëм можно сомневаться — то же самое, что «мчаться в рай обгоняя всех». Пытаться добиться желанной участи в обход реальной исторической неоднозначности, несводимой множественности Реального — в обход юмо и самого мира.
Только после этой стадии принятия возможны настоящие чудеса, где меря возвращается из мëртвых, а рыбы говорят человеческим голосом.
Копипаст Википедии: «Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных) древнего народа мери, затерявшегося в костромской глуши, который наука считает исчезнувшим, но к которому причисляют себя главные герои картины. Мерянская свадьба, мерянские похороны, отношение к жизни и смерти — значительная часть сюжета.»
Нравы и обычаи не просто вымышлены, а вымышлены очень характерным образом — как мозаичная фантазия одного человека: крайне персональная, эротическая, пропитанная горечью утраты.
Человека, для которого «меря» и «древняя обрядность» — это только вторичные инструменты для вскрытия, выражения, изъявления этой фантазии.
И ещë знаете, на что это очень похоже? На типичные продукты нейросети, языковой модели — не знающей ничего про поволжских финнов, но способной выдавать вполне оригинальные схемы неких расплывчатых, нарочитых «древних обрядов». Как если бы синопсис фильма с кинопоиска вставили в джипити в качестве промпта, чтобы получить сценарий.
По всем этим причинам фильм ощущается как фантомная боль по мёртвому народу. Как будто действительно живут сотни людей, «причисляющие себя к мере», но они способны только на карго-культ. Потому что на деле оторваны от традиции — остался только голый импульс еë воспроизводства без былого содержания.
И в фильме в современный мир этот фантом оказывается вписан каким-то болезненным, корявым образом. Сугубо постсоветский антураж, эротическая фиксация как искажëнный реликт архаической либидинальности, и общее ощущение, будто «что-то не так». Постепенный уход мери в воду. У протагонистов не было детей и молодых последователей. Наступающее речное забытье.
Поэтому фильм оказывает на меня какое-то психоаналитическое воздействие. В самом простом смысле. Где производимый речью или кинематографом текст симптоматичен: указывает на невроз.
«Овсянки» как будто показывают современным меря: — смотрите, это ваше вытесненное и ваше Реальное. Сколько бы вы ни говорили о прямом наследстве народной традиции, вы занимаетесь художественным изобретением, артлангами, конструктивизмом.
«меряне не топятся», пишет Осокин, но что есть птицы-овсянки для протагонистов, как не овнешнëнное и подавленное желание утопиться, исчезнуть, раствориться?
Несмотря на обилие мерянских следов, ассимиляция имела место. Если мы указываем на мерянство там, где нет его следов — мы становимся похожи на героев «Овсянок», на народ-фантом вместо отелесненного и заземлëнного этноса. И это ведëт нас только на речное дно. Мы можем быть там счастливы, да. Но с суши нас никто не услышит, и подлинной мери после нас уже не будет. Останется нейросетевая галлюцинация и то, что равно ей.
Только признав это — вобрав в себя этот разрыв, пройдя через травму утраты — можно начать делать сегодня с мерянством что-то, что не будет самообманом и утопленничеством. Безапелляционно заявлять о мерянском компоненте там, где в нëм можно сомневаться — то же самое, что «мчаться в рай обгоняя всех». Пытаться добиться желанной участи в обход реальной исторической неоднозначности, несводимой множественности Реального — в обход юмо и самого мира.
Только после этой стадии принятия возможны настоящие чудеса, где меря возвращается из мëртвых, а рыбы говорят человеческим голосом.
šordosinža
Хочется начать с нечта вроде гонзо-рецензии на фильм «Овсянки» Федорченко, по повести Осокина. Фильм, с которым у меня сложились очень странные отношения. Копипаст Википедии: «Красной нитью через весь фильм идёт повествование о нравах и обычаях (вымышленных)…
Комментарии подключены, при желании можно прокомментировать под этим постом 👇🏼
Forwarded from ෴
мне кажется раньше люди носили шумящие подвески не только из религиозных соображений отгона злых духов, но ещё чтобы не глухеть зимой когда снег поглощает все звуки и оставляет буквально оглушающую тишину
а «злые духи» это мысли, как сейчас мы включаем что-то на фон послушать, чтобы не слышать себя
#извините
а «злые духи» это мысли, как сейчас мы включаем что-то на фон послушать, чтобы не слышать себя
#извините
šordosinža
мне кажется раньше люди носили шумящие подвески не только из религиозных соображений отгона злых духов, но ещё чтобы не глухеть зимой когда снег поглощает все звуки и оставляет буквально оглушающую тишину а «злые духи» это мысли, как сейчас мы включаем что…
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Буду постепенно складывать сюда свои сирäшак, выходившие ранее на «Меряфутуристе».
Начну с опят и Мецявы-хозяйки.
Начну с опят и Мецявы-хозяйки.
Telegraph
Панганна Мецяваге мерек / Беседа с Мецявой у грибов
День — колмамше вескан яндранга. Осенью было то. Кабаньим кундом двинули в лес за пангами — за грибами, ну. На пороге зову друзей на мену — зëрна пшеницы и полбы за вход и урожай. Я в голове держал, что уговор идëт с хозяйкой леса. А еë мокша и эрзя Вирявой…
Что ж, здесь собралось какое-то количество народу.
Кайклан поро, привет всем!
Теперь разберём по частям мною написанное (в описании канала).
Это будет серия постов.
>гонзо-шаманство
Теория и практика «шаманства» закладывает мой подход к мироустройству, региональной идентичности и жизненной практике. «Гонзо» означает здесь:
1. Дистанцию от любых институций современности, пытающихся утвердить шаманизм как официальную религию, академическое знание, национальную идею и проч. Исторически шаманизм был децентрализован, да и не везде назывался «шаманизмом»: именно это сделало его такой богатой и противоречивой системой.
2. Индивидуальную манеру, непосредственный опыт, но без лишних иллюзий относительно какого-то Сакрального™ Статуса этого опыта. Я не получаю «доступ к невидимой истинной реальности, которого нет у других». Скорее, я занимаюсь прикладной мифологией в поле.
3. Чуждость мне «базового шаманизма»: стерилизованного от этнографического контекста — для массовой штамповки в виде универсальной индивидуальной практики. Идущего за ручку с инфобизом, «саморазвитием», квазинаучной эзотерикой.
Я шаман в той мере, в которой меня таковым признаëт сообщество, мой мер. И в моëм мер моë шаманство означает какую-то специфическую, локальную вещь. Например, я могу помогать рождению кундов. Или заботиться о шанак между тошто меряк и уж меряк. Или помогать звучать новым нимак. Это мой конкретный этнографический контекст, который и может определять меня как шамана или арбуя. Но в этом нет никакой догмы про «шаманизм вообще». Таким образом, я апологет низового, укоренëнного и локального «шаманизма» — вместо общего, глобального и универсального. Можно назвать это «анархо-шаманизмом», если угодно 🦦 Дальше в постах я буду раскрывать эту оптику подробней.
Кайклан поро, привет всем!
Теперь разберём по частям мною написанное (в описании канала).
Это будет серия постов.
>гонзо-шаманство
Теория и практика «шаманства» закладывает мой подход к мироустройству, региональной идентичности и жизненной практике. «Гонзо» означает здесь:
1. Дистанцию от любых институций современности, пытающихся утвердить шаманизм как официальную религию, академическое знание, национальную идею и проч. Исторически шаманизм был децентрализован, да и не везде назывался «шаманизмом»: именно это сделало его такой богатой и противоречивой системой.
2. Индивидуальную манеру, непосредственный опыт, но без лишних иллюзий относительно какого-то Сакрального™ Статуса этого опыта. Я не получаю «доступ к невидимой истинной реальности, которого нет у других». Скорее, я занимаюсь прикладной мифологией в поле.
3. Чуждость мне «базового шаманизма»: стерилизованного от этнографического контекста — для массовой штамповки в виде универсальной индивидуальной практики. Идущего за ручку с инфобизом, «саморазвитием», квазинаучной эзотерикой.
Я шаман в той мере, в которой меня таковым признаëт сообщество, мой мер. И в моëм мер моë шаманство означает какую-то специфическую, локальную вещь. Например, я могу помогать рождению кундов. Или заботиться о шанак между тошто меряк и уж меряк. Или помогать звучать новым нимак. Это мой конкретный этнографический контекст, который и может определять меня как шамана или арбуя. Но в этом нет никакой догмы про «шаманизм вообще». Таким образом, я апологет низового, укоренëнного и локального «шаманизма» — вместо общего, глобального и универсального. Можно назвать это «анархо-шаманизмом», если угодно 🦦 Дальше в постах я буду раскрывать эту оптику подробней.
šordosinža
Что ж, здесь собралось какое-то количество народу. Кайклан поро, привет всем! Теперь разберём по частям мною написанное (в описании канала). Это будет серия постов. >гонзо-шаманство Теория и практика «шаманства» закладывает мой подход к мироустройству…
В общих чертах ситуация с институционализацией шаманизма описана в этой статье. В рамках «гонзо»-подхода меня скорее интересуют тенденции, обратные этой.
BBC News Русская служба
"Не самозванцы и дилетанты": как шаманы России вновь добиваются признания от государства
Поход якута Александра Габышева на Москву оживил интерес к шаманам и шаманизму. Организованные шаманские структуры назвали его самозванцем. Но и "официальный" шаманизм пока только пытается получить признание на государственном уровне. Как он этого добивается?
Сирäш о моëм первом походе на Сарское городище.
Telegraph
К шордын огню керемети Сарской
Мерäн кундсе толама — Проход в мерянский край Этот текст начнёт серию свидетельств, серышмам, о моём вхождении в круг мери. В этом кругу я обращаюсь к разным силам-воймаклан, встречаемым на землях Мерäмаан. Учусь проводить обряды, где эти воймак, меря и другие…
Forwarded from Olga Rakitiansky
Ну, собственно, ты тут описываешь как раз классический шаманизм, прямо как по записям этнографов и непосредственным описаниям информантов из тех обществ, где это до сих пор повседневная реальность. Так что, мне кажется, это самый здравый подход, как раз в русле десятков, если не сотен тысяч лет практического опыта человечества в этой сфере. (А попытки обофициозить шаманов или вывести их на некий общий уровень, как в пункте 3 - это тоже исторический опыт, но неизмеримо более недавний. Это т.н. переходный период разложения шаманизма и превращения его в жречество. Во многих культурах имело место, но это уже принципиально другая история, не шаманская)
šordosinža
Ну, собственно, ты тут описываешь как раз классический шаманизм, прямо как по записям этнографов и непосредственным описаниям информантов из тех обществ, где это до сих пор повседневная реальность. Так что, мне кажется, это самый здравый подход, как раз в…
Юдор-елташ Пира оставила саëвый-меткий комментарий под моим постом про «гонзо-шаманство» — и хочется на него ответить вот как.
Да, как раз в этом смысле я стараюсь оставаться этно-ориентированным. Этнофутуризм я в том числе определяю как попытку найти и воплотить траектории развития архаических институтов без их «модернизации». Без приведения их к стандартам универсальности, глобальности и массовой штамповки. Это касается и шаманизма.
Проблема в том, что в современной обиходной культуре «шаманизм» часто понимается в этом обобщëнном, универсальном смысле. И эту тенденцию намеренно продвигают «официализаторы».
Поэтому и возникает необходимость в манифестации «гонзо-», «анархо-» шаманства — как бы мы его ни называли. Как контр-тенденции, которая при этом также может действовать вне непосредственных сообществ архаического уклада. Но стремящейся наследовать их внутреннюю логику.
Грубо говоря, я не алтайлар, не нганасан и не тыва, а меря пока не имеют развитого института шаманства или арбуйства — но практиковать мне как-то надо. Отсюда мой гонзо-подход. Внимательный к этно-контексту, контр-модерный, но допускающий оригинальную творческую конструкцию и бережные обобщения — притом без впадания в тотальный универсализм и «базовый шаманизм». Локальное не подлежит вымыванию.
Да, как раз в этом смысле я стараюсь оставаться этно-ориентированным. Этнофутуризм я в том числе определяю как попытку найти и воплотить траектории развития архаических институтов без их «модернизации». Без приведения их к стандартам универсальности, глобальности и массовой штамповки. Это касается и шаманизма.
Проблема в том, что в современной обиходной культуре «шаманизм» часто понимается в этом обобщëнном, универсальном смысле. И эту тенденцию намеренно продвигают «официализаторы».
Поэтому и возникает необходимость в манифестации «гонзо-», «анархо-» шаманства — как бы мы его ни называли. Как контр-тенденции, которая при этом также может действовать вне непосредственных сообществ архаического уклада. Но стремящейся наследовать их внутреннюю логику.
Грубо говоря, я не алтайлар, не нганасан и не тыва, а меря пока не имеют развитого института шаманства или арбуйства — но практиковать мне как-то надо. Отсюда мой гонзо-подход. Внимательный к этно-контексту, контр-модерный, но допускающий оригинальную творческую конструкцию и бережные обобщения — притом без впадания в тотальный универсализм и «базовый шаманизм». Локальное не подлежит вымыванию.