Экспертный клуб «Платформа»
«Предчувствия современной русской поэзии»
Новая встреча в рамках клубного проекта «Платформа», который запустили РАСО, ЦСП «Платформа» при большой поддержке агентства стратегических коммуникаций - «Nexus Eurasia», вновь посвящена искусству как способу формулировать наиболее важные общественные смыслы. В этот раз - разговор о поэзии.
18 июля (четверг) в 18:00 состоится открытая беседа.
Участниками дискуссии станут:
Павел Крючков - редактор, журналист, литературный критик, заместитель главного редактора и заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир».
Константин Кедров - русский поэт, философ, литературный критик и литературовед. Автор термина метаметафоры, кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор Литинститута.
Никита Тихонов-Рау - автор сценария, режиссер, продюсер фильма «Сила слова», генеральный директор АНО "Лаборатория Социальных Коммуникаций "Третий Сектор" (3sector.org), сооснователь клуба социально преобразующего контента "Хедлайнеры. Импакт Медиа" (impactmedia.ru).
Встреча предполагает две части.
Первая - дискуссия о том, что раскрывает сегодня поэтическое слово.
Вторая - фактически премьерный просмотр фильма (лауреат фестиваля «Литература и Кино» в Гатчине) о современной поэзии режиссера Никиты Тихонова-Рау, при участии в съемках Алексея Фирсова.
Тем, кто участвует в онлайн-формате, запись фильма будет предоставлена позже.
Ссылка на регистрацию онлайн-мероприятия
После регистрации вы получите электронное письмо с подтверждением, содержащее информацию о входе в конференцию.
Присоединяйтесь к клубу: [email protected]
#БеседыНаПлатформе
«Предчувствия современной русской поэзии»
Новая встреча в рамках клубного проекта «Платформа», который запустили РАСО, ЦСП «Платформа» при большой поддержке агентства стратегических коммуникаций - «Nexus Eurasia», вновь посвящена искусству как способу формулировать наиболее важные общественные смыслы. В этот раз - разговор о поэзии.
18 июля (четверг) в 18:00 состоится открытая беседа.
Участниками дискуссии станут:
Павел Крючков - редактор, журналист, литературный критик, заместитель главного редактора и заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир».
Константин Кедров - русский поэт, философ, литературный критик и литературовед. Автор термина метаметафоры, кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор Литинститута.
Никита Тихонов-Рау - автор сценария, режиссер, продюсер фильма «Сила слова», генеральный директор АНО "Лаборатория Социальных Коммуникаций "Третий Сектор" (3sector.org), сооснователь клуба социально преобразующего контента "Хедлайнеры. Импакт Медиа" (impactmedia.ru).
Встреча предполагает две части.
Первая - дискуссия о том, что раскрывает сегодня поэтическое слово.
Вторая - фактически премьерный просмотр фильма (лауреат фестиваля «Литература и Кино» в Гатчине) о современной поэзии режиссера Никиты Тихонова-Рау, при участии в съемках Алексея Фирсова.
Тем, кто участвует в онлайн-формате, запись фильма будет предоставлена позже.
Ссылка на регистрацию онлайн-мероприятия
После регистрации вы получите электронное письмо с подтверждением, содержащее информацию о входе в конференцию.
Присоединяйтесь к клубу: [email protected]
#БеседыНаПлатформе
Деталь дня
Постоянное и вызывающее снобистскую иронию внимание российского общества к американской политической хронике (за несколько дней мощный разбег от уха Трампа до колоритной фигуры кандидата в вице-президенты) - симптоматика смещенного и размытого локуса ответственности.
В русском культурном коде у политической истории есть смысл и центр управления, автономный от самого гражданина. Но этот центр динамичен и сложен, его модель тяготеет к бинарности: должна быть фигура внутри и фигура снаружи, ответственность как бы распределена между ними. Из этого следует две традиции толкований: свести эти центры к конкретным фигурам лидеров или воспринимать сами фигуры в виде ширм для «сил» и «кругов».
Как бы то ни было, внутреннему центру нужен внешний спарринг-партнер, смысл всего происходящего определяется пляской теней - медийным отражением их игры, по отношению к которой все остальные фигуры вторичны. Игровой элемент не менее важен: поскольку сам субъект себя в качестве участника не воспринимает, он видит все происходящее как постановку в театре, на которую удалось поймать билет. Поэтому шекспировская фраза про мир как театр пользуется у нас такой популярностью. А то, что второй главный персонаж в пьесе - представитель экономически наиболее сильной страны мира, говорит об уровне самооценки: оказаться на сцене с другими фигурами было бы даже унизительно. Отсюда, кстати, нежелание впускать в постановку китайского лидера - особого места в национальном самосознании ему пока не нашлось.
#ДетальДня
Постоянное и вызывающее снобистскую иронию внимание российского общества к американской политической хронике (за несколько дней мощный разбег от уха Трампа до колоритной фигуры кандидата в вице-президенты) - симптоматика смещенного и размытого локуса ответственности.
В русском культурном коде у политической истории есть смысл и центр управления, автономный от самого гражданина. Но этот центр динамичен и сложен, его модель тяготеет к бинарности: должна быть фигура внутри и фигура снаружи, ответственность как бы распределена между ними. Из этого следует две традиции толкований: свести эти центры к конкретным фигурам лидеров или воспринимать сами фигуры в виде ширм для «сил» и «кругов».
Как бы то ни было, внутреннему центру нужен внешний спарринг-партнер, смысл всего происходящего определяется пляской теней - медийным отражением их игры, по отношению к которой все остальные фигуры вторичны. Игровой элемент не менее важен: поскольку сам субъект себя в качестве участника не воспринимает, он видит все происходящее как постановку в театре, на которую удалось поймать билет. Поэтому шекспировская фраза про мир как театр пользуется у нас такой популярностью. А то, что второй главный персонаж в пьесе - представитель экономически наиболее сильной страны мира, говорит об уровне самооценки: оказаться на сцене с другими фигурами было бы даже унизительно. Отсюда, кстати, нежелание впускать в постановку китайского лидера - особого места в национальном самосознании ему пока не нашлось.
#ДетальДня
В рамках исследования перспектив развития добывающей и обрабатывающей отраслей мы проводим серию интервью с ведущими экспертами. Недавно мы побеседовали с Виктором Таракановским, горным инженером, председателем НО «Союз старателей отрасли», профессиональный путь которого начался в 1959 году. Его опыт крайне интересен для анализа не только золотодобывающей отрасли но и более широкого спектра экономических вопросов, поэтому мы решили поделиться тезисами эксперта с вами. Материал доступен по ссылке.
#Диалоги
#Диалоги
Telegraph
Виктор Таракановский: добытое золото должно оставаться в России, и надо решить кадровый вопрос в отрасли
Основная позиция эксперта: К 2034 году Россия должна добывать 450 тонн золота в год и выйти на первое место по золотодобыче. Сейчас на 90% золотодобыча – это отработка наследия Советского Союза. Но легкие руды, добываемые при СССР, заканчиваются, а для…
Напоминаем, что сегодня новая встреча в рамках клубного проекта «Платформа», который запустили РАСО, ЦСП «Платформа» при большой поддержке агентства стратегических коммуникаций - «Nexus Eurasia», вновь посвящен искусству как способу формулировать наиболее важные общественные смыслы. Теперь разговор о поэзии.
«Предчувствия современной русской поэзии»
Сегодня 18 июля (четверг) в 18:00 состоится открытая беседа, где участниками дискуссии станут: Павел Крючков - редактор, журналист, литературный критик, заместитель главного редактора и заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир».
Константин Кедров - русский поэт, философ, литературный критик и литературовед. Автор термина метаметафоры, кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор Литинститута.
Никита Тихонов-Рау - автор сценария, режиссер, продюсер фильма «Сила слова», генеральный директор АНО "Лаборатория Социальных Коммуникаций "Третий Сектор" (3sector.org), сооснователь клуба социально преобразующего контента "Хедлайнеры. Импакт Медиа" (impactmedia.ru)
Встреча предполагает две части.
Первая - дискуссия о том, что раскрывает сегодня поэтическое слово.
Вторая - фактически премьерный просмотр фильма (лауреат фестиваля «Литература и Кино» в Гатчине) о современной поэзии режиссера Никиты Тихонова-Рау, при участии в съемках Алексея Фирсова.
Тем, кто участвует в онлайн-формате, запись фильма будет предоставлена позже.
Ссылка на регистрацию онлайн-мероприятия
После регистрации вы получите электронное письмо с подтверждением, содержащее информацию о входе в конференцию.
Присоединяйтесь к клубу: [email protected]
#БеседыНаПлатформе
«Предчувствия современной русской поэзии»
Сегодня 18 июля (четверг) в 18:00 состоится открытая беседа, где участниками дискуссии станут: Павел Крючков - редактор, журналист, литературный критик, заместитель главного редактора и заведующий отделом поэзии журнала «Новый мир».
Константин Кедров - русский поэт, философ, литературный критик и литературовед. Автор термина метаметафоры, кандидат филологических наук, доктор философских наук, профессор Литинститута.
Никита Тихонов-Рау - автор сценария, режиссер, продюсер фильма «Сила слова», генеральный директор АНО "Лаборатория Социальных Коммуникаций "Третий Сектор" (3sector.org), сооснователь клуба социально преобразующего контента "Хедлайнеры. Импакт Медиа" (impactmedia.ru)
Встреча предполагает две части.
Первая - дискуссия о том, что раскрывает сегодня поэтическое слово.
Вторая - фактически премьерный просмотр фильма (лауреат фестиваля «Литература и Кино» в Гатчине) о современной поэзии режиссера Никиты Тихонова-Рау, при участии в съемках Алексея Фирсова.
Тем, кто участвует в онлайн-формате, запись фильма будет предоставлена позже.
Ссылка на регистрацию онлайн-мероприятия
После регистрации вы получите электронное письмо с подтверждением, содержащее информацию о входе в конференцию.
Присоединяйтесь к клубу: [email protected]
#БеседыНаПлатформе
Наши исследования по подростковой жизни перешли на массовый уровень - стали частью дискусси на Первом канале. Комментарий Алексея Фирсова на тему синдрома «переполненного гнезда» - ссылка.
Первый канал
Синдром «переполненного гнезда»: просто вместе — хорошо! Доброе утро. Фрагмент выпуска от 17.07.2024
Почти 43% молодежи в возрасте от 19 до 24 лет живут с родителями. Даже появился термин «синдром переполненного гнезда», когда взрослые птенцы не улетают. Социологи объясняют это комфортом.
Как можно подняться по ступенькам социальной лестницы?
Когда мы через свои замеры смотрим на то, как общество представляет себе социальный лифт, то видим, что в массовом представлении он формируется тремя факторами: образованием, личными связями и госслужбой - классическое сочетание личного усилия, клановой поддержки и государства. То, что образование немного лидирует в этом списке - уже позитивный факт.
Но больше интереса вызывает то, что набирает меньшие доли. Например, бизнес заметно отстает от государства, хотя, казалось бы, карьерный успех в бизнесе достигается более быстро. Но в массовом сознании бизнес все равно вторичен, а возможно, карьера в нем менее гарантирована (меритократична или зависит от рыночных обстоятельств), чем на службе. Интересно и то, что, несмотря на продвижение тезиса о формировании российской элиты из участников СВО, эта идея пока не находит серьезного отражения в общественном сознании. Возможно, это связано с малозаметностью успешных кейсов, в которых участие в СВО или работа в новых регионах страны становились социальным лифтом.
#социология_повседневности
Когда мы через свои замеры смотрим на то, как общество представляет себе социальный лифт, то видим, что в массовом представлении он формируется тремя факторами: образованием, личными связями и госслужбой - классическое сочетание личного усилия, клановой поддержки и государства. То, что образование немного лидирует в этом списке - уже позитивный факт.
Но больше интереса вызывает то, что набирает меньшие доли. Например, бизнес заметно отстает от государства, хотя, казалось бы, карьерный успех в бизнесе достигается более быстро. Но в массовом сознании бизнес все равно вторичен, а возможно, карьера в нем менее гарантирована (меритократична или зависит от рыночных обстоятельств), чем на службе. Интересно и то, что, несмотря на продвижение тезиса о формировании российской элиты из участников СВО, эта идея пока не находит серьезного отражения в общественном сознании. Возможно, это связано с малозаметностью успешных кейсов, в которых участие в СВО или работа в новых регионах страны становились социальным лифтом.
#социология_повседневности
Полевые дневники «Платформы»
Впечатления Даши Сакулиной, аналитика исследовательского отдела ЦСП «Платформа», от командировки в Норильск:
Удачно, что я попала в Норильск в начале лета. Снег почти весь растаял, и субботники уже прошли - было сухо и чисто.
Вначале я испугалась, настолько непривычно смотрелся панельный экстерьер, настоящая локация сплошного бетона. Однако довольно быстро город стал раскрываться. Его жизнь - во внутренних пространствах: домах, культурных и спортивных площадках, огромном ТЦ, на базах отдыха. Но большая часть жизни людей отдана их работе.
Город никогда не спит, он работает в несколько смен. И я не спала под действием полярного дня. В его свете, особенно рассветном или закатном, открывается удивительный вид: из города на горы, с гор - на озеро, на Старый город. Здания как будто замерли в низине в тишине, а кругом - раскатный шум техники и пыль переработанных материалов.
Мне очень повезло с респондентами, отзывчивые и сильные люди, которые пытаются менять город, дают ему жизнь своей жизнью. Между разговорами я выдохнула молчаливым посещением Музея, где самым впечатляющим экспонатом для меня стала "дверь в Башню", где жители пишут свои мысли о городе в ожидании нового пространства. Я уже понимала смысл написанного и улыбалась.
Впечатления Даши Сакулиной, аналитика исследовательского отдела ЦСП «Платформа», от командировки в Норильск:
Удачно, что я попала в Норильск в начале лета. Снег почти весь растаял, и субботники уже прошли - было сухо и чисто.
Вначале я испугалась, настолько непривычно смотрелся панельный экстерьер, настоящая локация сплошного бетона. Однако довольно быстро город стал раскрываться. Его жизнь - во внутренних пространствах: домах, культурных и спортивных площадках, огромном ТЦ, на базах отдыха. Но большая часть жизни людей отдана их работе.
Город никогда не спит, он работает в несколько смен. И я не спала под действием полярного дня. В его свете, особенно рассветном или закатном, открывается удивительный вид: из города на горы, с гор - на озеро, на Старый город. Здания как будто замерли в низине в тишине, а кругом - раскатный шум техники и пыль переработанных материалов.
Мне очень повезло с респондентами, отзывчивые и сильные люди, которые пытаются менять город, дают ему жизнь своей жизнью. Между разговорами я выдохнула молчаливым посещением Музея, где самым впечатляющим экспонатом для меня стала "дверь в Башню", где жители пишут свои мысли о городе в ожидании нового пространства. Я уже понимала смысл написанного и улыбалась.
Идеологический раскол среди молодежи – мировой тренд. Современные девушки до 25 лет – самая либеральная демографическая группа, а их ровесники мужчины – самая консервативная. К такому выводу пришло исследовательское агентство Glocalities, базирующееся в Амстердаме. В апреле 2024 года оно опубликовало отчет об исследовании, которое длилось десять лет. За это время эксперты провели больше 315 тысяч опросов в десятках стран. По словам представителей Glocalities, выборка охватывает больше 58% населения Земли.
Исследование опровергло стереотип о том, что молодое поколение всегда либеральнее старшего. Главными консерваторами оказались молодые люди до 25 – в этом они обогнали даже мужчин 55–70 лет. Хотя еще десятилетие назад ситуация была другой, мужчины старшего возраста действительно были консервативнее. В то же время девушки от 18 до 24 лет, наоборот, чаще других разделяют либеральные ценности.
Такой разрыв между политическими взглядами молодежи разных гендеров исследователи фиксировали и раньше, но за последние 10 лет он вырос на 62%. Похожие выводы подтверждают и другие источники – например, Центр исследований американской жизни.
Как думаете, в России такая же ситуация? Связана ли эта ситуация с тем, что девушки отстаивают себя в новых ролевых моделях, а мужчин вполне устраивают прежние, которые, как принято считать, предполагают явное или скрытое доминирование? Есть ли иные объяснения?
#читая_другие_доклады
Исследование опровергло стереотип о том, что молодое поколение всегда либеральнее старшего. Главными консерваторами оказались молодые люди до 25 – в этом они обогнали даже мужчин 55–70 лет. Хотя еще десятилетие назад ситуация была другой, мужчины старшего возраста действительно были консервативнее. В то же время девушки от 18 до 24 лет, наоборот, чаще других разделяют либеральные ценности.
Такой разрыв между политическими взглядами молодежи разных гендеров исследователи фиксировали и раньше, но за последние 10 лет он вырос на 62%. Похожие выводы подтверждают и другие источники – например, Центр исследований американской жизни.
Как думаете, в России такая же ситуация? Связана ли эта ситуация с тем, что девушки отстаивают себя в новых ролевых моделях, а мужчин вполне устраивают прежние, которые, как принято считать, предполагают явное или скрытое доминирование? Есть ли иные объяснения?
#читая_другие_доклады
Города называть не будем, вы и сами легко назовете. Но диагноз по возможности описали.
https://yangx.top/russica2/58286
https://yangx.top/russica2/58286
Telegram
НЕЗЫГАРЬ
ЭКСПЕРТЫ. Руководитель Центра социального проектирования «Платформа» @sociocrisis Алексей Фирсов – о ключевых проблемах урбанизма.
В последние годы многие города как будто соревнуются в эстетизации пространства - реконструируют и стилизуют старые районы…
В последние годы многие города как будто соревнуются в эстетизации пространства - реконструируют и стилизуют старые районы…
Как мы спорили о бессмертии
Недавно мы прокомментировали для «Коммерсанта» результаты опроса «Russian Field»: была смоделирована ситуация, при которой человеку предлагается средство, которое позволяет, при сохранении физической полноценности, прожить любой отрезок времени. В российской выборке жить вечно предпочли бы 8% респондентов. И примерно 29% устроило бы время жизни в промежутке 100-200 лет. В аналогичном американском опросе вечную жизнь выбрали бы 30%.
Свою интерпретации результатов исследования дал Алексей Фирсов: «Американцы прагматичнее, и для них ценность этого мира может быть выше, чем для россиян, которые часто не обладают четкими представлениями о будущем. Допускаю, что какое-то число российских респондентов не хотело бы продлевать свой нынешний способ существования, не имея гарантий улучшения качества жизни. А кто-то предпочитает получать все здесь и сейчас, тогда как горизонт в 100 или 200 лет – слишком долгий».
Поскольку тема интересная, философская, затрагивает онтологические смыслы, пользователям Facebook* было предложено ответить на аналогичный вопрос: «Почему в России только 8% желают бессмертия, а в США – 30%? (Если допустить, что опросы корректны, проведены по одной методике и не противоречат друг другу)». Было высказано большое количество интересных идей, публикуем их ниже. Ваше мнение также интересно.
Илья Штейнберг (социолог): «Различия в качестве жизни, религиозности, индивидуализме и прочих смыслообразующих вещах, безусловно, имеют место. Но стоит учесть, что все опросы происходят в определенном времени жизни респондентов. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Может, это показатель различий в уровне тревожности и страха населения перед будущим в России и США в данном моменте. Еще задумался об уровне религиозности россиян. Получается, что идея искупления жизни на земле ради вечной на небесах, через страдания, не так уж чужда, по крайней мере в этой неизвестной выборке. Получается, что в старой шутке демографов, что наши люди живут плохо, но, к счастью, не долго, доля шутки невелика?».
Вероника Романова (телеведущая): «У нас психология «дожития». Мало позитивных примеров людей в возрасте, которые наслаждаются жизнью, имеют свои цели и интересы. Ассоциативный ряд довольно унылый в представлении широкого обывателя (не только тех, кому доступно «Московское долголетие»)».
Ирина Качеровская (блогер): «Гипотеза. Американская ценностная модель подразумевает исключительность и непогрешимость: я, такой хороший и исключительный, конечно, должен жить вечно. Русская ценностная модель опирается на невозможность безгрешного существования, а тот, кто допускает иногда фатальные ошибки, должен платить, в том числе на Суде. Долг оплатить можно только прервав земной путь».
Михаил Дымшиц (аналитик): «В России очень узкий диапазон временного планирования, это давно известно, психология времени жизни еще при советской власти исследовалась (Кроник, Головаха). Примерно такое же соотношение людей с проактивной установкой у нас и в Штатах. У нас не знают, чем себя занять даже на работе, а тем более в частной жизни...».
Сергей Скрипников (стратег в области коммуникаций): «У них больше идей, как провести жизнь. Спасибо Голливуду. У нас, кажется, меньше. Потому лучше коротко, но ярко, Макаревич сформулировал в песне «Костер». У нас больше костровиков».
Анна Точилина (красивая девушка): «Все же разные культурные коды, полагаю. Можно предположить, что вечная жизнь в понимании обычного американца сродни жизни супергероя, эдакая сказка, представление о чем-то героическом, волшебном, очень классном, бессмертие как дар. А русский человек, вероятно, подумает: «Ну вот, мучиться мне так вечно, тосковать и томиться, зарабатывать и трудиться… Не дар, а проклятие».
*соцсеть Facebook запрещена в РФ
Недавно мы прокомментировали для «Коммерсанта» результаты опроса «Russian Field»: была смоделирована ситуация, при которой человеку предлагается средство, которое позволяет, при сохранении физической полноценности, прожить любой отрезок времени. В российской выборке жить вечно предпочли бы 8% респондентов. И примерно 29% устроило бы время жизни в промежутке 100-200 лет. В аналогичном американском опросе вечную жизнь выбрали бы 30%.
Свою интерпретации результатов исследования дал Алексей Фирсов: «Американцы прагматичнее, и для них ценность этого мира может быть выше, чем для россиян, которые часто не обладают четкими представлениями о будущем. Допускаю, что какое-то число российских респондентов не хотело бы продлевать свой нынешний способ существования, не имея гарантий улучшения качества жизни. А кто-то предпочитает получать все здесь и сейчас, тогда как горизонт в 100 или 200 лет – слишком долгий».
Поскольку тема интересная, философская, затрагивает онтологические смыслы, пользователям Facebook* было предложено ответить на аналогичный вопрос: «Почему в России только 8% желают бессмертия, а в США – 30%? (Если допустить, что опросы корректны, проведены по одной методике и не противоречат друг другу)». Было высказано большое количество интересных идей, публикуем их ниже. Ваше мнение также интересно.
Илья Штейнберг (социолог): «Различия в качестве жизни, религиозности, индивидуализме и прочих смыслообразующих вещах, безусловно, имеют место. Но стоит учесть, что все опросы происходят в определенном времени жизни респондентов. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Может, это показатель различий в уровне тревожности и страха населения перед будущим в России и США в данном моменте. Еще задумался об уровне религиозности россиян. Получается, что идея искупления жизни на земле ради вечной на небесах, через страдания, не так уж чужда, по крайней мере в этой неизвестной выборке. Получается, что в старой шутке демографов, что наши люди живут плохо, но, к счастью, не долго, доля шутки невелика?».
Вероника Романова (телеведущая): «У нас психология «дожития». Мало позитивных примеров людей в возрасте, которые наслаждаются жизнью, имеют свои цели и интересы. Ассоциативный ряд довольно унылый в представлении широкого обывателя (не только тех, кому доступно «Московское долголетие»)».
Ирина Качеровская (блогер): «Гипотеза. Американская ценностная модель подразумевает исключительность и непогрешимость: я, такой хороший и исключительный, конечно, должен жить вечно. Русская ценностная модель опирается на невозможность безгрешного существования, а тот, кто допускает иногда фатальные ошибки, должен платить, в том числе на Суде. Долг оплатить можно только прервав земной путь».
Михаил Дымшиц (аналитик): «В России очень узкий диапазон временного планирования, это давно известно, психология времени жизни еще при советской власти исследовалась (Кроник, Головаха). Примерно такое же соотношение людей с проактивной установкой у нас и в Штатах. У нас не знают, чем себя занять даже на работе, а тем более в частной жизни...».
Сергей Скрипников (стратег в области коммуникаций): «У них больше идей, как провести жизнь. Спасибо Голливуду. У нас, кажется, меньше. Потому лучше коротко, но ярко, Макаревич сформулировал в песне «Костер». У нас больше костровиков».
Анна Точилина (красивая девушка): «Все же разные культурные коды, полагаю. Можно предположить, что вечная жизнь в понимании обычного американца сродни жизни супергероя, эдакая сказка, представление о чем-то героическом, волшебном, очень классном, бессмертие как дар. А русский человек, вероятно, подумает: «Ну вот, мучиться мне так вечно, тосковать и томиться, зарабатывать и трудиться… Не дар, а проклятие».
*соцсеть Facebook запрещена в РФ
Деталь дня
Топонимика часто обслуживает политику, но не всегда удачно. Переименование в Москве площади Европы у Киевского вокзала в площадь Евразии (сам вокзал остался Киевским) ставит общество перед языковой проблемой. Дело в том, что любому понятию должен соответствовать субстрат: содержание, на которое указывает слово. С понятием Европы все было более-менее ясно: устоявшийся географический и политический термин. Если площадь назвать теперь Азией, тоже проблем не возникнет. Но с Евразией все сложнее. Речь идет о материке или о культурном и идеологическом пространстве, которое пытались закрепить евразийцы? Понимать ли под ним синтез Руси и «Великой степи», как делал Лев Гумилев, или территорию из двух континентов? Если Сергей Собянин имел ввиду материк, то называть его имеем площадь немного странно. Если же речь идет о культурном понятии, то никакой конвенции в отношении евразийства нет, и какой сигнал подает переименование, не вполне понятно. Даже в случае идиосинкразии по отношению к Европе как политическому организму можно было бы найти более органичное для города решение. Хотя чем не устраивает Европа, к которой относится значительная часть территории России, включая саму Москву, тоже непонятно.
#ДетальДня
Топонимика часто обслуживает политику, но не всегда удачно. Переименование в Москве площади Европы у Киевского вокзала в площадь Евразии (сам вокзал остался Киевским) ставит общество перед языковой проблемой. Дело в том, что любому понятию должен соответствовать субстрат: содержание, на которое указывает слово. С понятием Европы все было более-менее ясно: устоявшийся географический и политический термин. Если площадь назвать теперь Азией, тоже проблем не возникнет. Но с Евразией все сложнее. Речь идет о материке или о культурном и идеологическом пространстве, которое пытались закрепить евразийцы? Понимать ли под ним синтез Руси и «Великой степи», как делал Лев Гумилев, или территорию из двух континентов? Если Сергей Собянин имел ввиду материк, то называть его имеем площадь немного странно. Если же речь идет о культурном понятии, то никакой конвенции в отношении евразийства нет, и какой сигнал подает переименование, не вполне понятно. Даже в случае идиосинкразии по отношению к Европе как политическому организму можно было бы найти более органичное для города решение. Хотя чем не устраивает Европа, к которой относится значительная часть территории России, включая саму Москву, тоже непонятно.
#ДетальДня
Периодика социального неравенства в исследовании «Платформы»
В какой исторический период в общественном восприятии наиболее проявилось социальное неравенство? Респондентам предлагалось отметить 2 эпохи с пиковым ощущением неравенства.
Наиболее популярный вариант – современный период (с 2015 г.), его выбрали 37% участников опроса. Впрочем, свое время люди оценивают не по историческим стереотипам, а на основании личного опыта, актуальной повестки, поэтому переживания социальных дисбалансов могут быть острее.
Современной ситуации с обостренным чувством неравенства противостоит картинка советского периода, когда, с точки зрения респондентов, проблема была проявлена в наименьшей мере: ранний советский период – 5%, сталинское время – 5%, оттепель – 1%, период застоя – 2%.
Ощущение неравенства, прежде чем достигнуть своего пика, начинает нарастать после распада Советского Союза: 9% в период перестройки, 23% в 90-е годы, но в «сытые нулевые» идет резкий спад этого показателя и затем такой же резкий его рост. Как уже говорилось, отметить собственное время респондентам более естественно, чем рыться в прошлом.
При этом мы не исключаем, что дифференциация НДФЛ и общая политика «социального солидаризма» отчасти сгладят эту картину. Свой вклад внесут действия по ограничению демонстративного потребления: медийных картинок потребительского китча становится все меньше.
А вот в ретроспективе пиковое социальное неравенство в большей мере относится к периоду Российской империи: там показатель в 33% практически приблизился к современности.
#исследования
В какой исторический период в общественном восприятии наиболее проявилось социальное неравенство? Респондентам предлагалось отметить 2 эпохи с пиковым ощущением неравенства.
Наиболее популярный вариант – современный период (с 2015 г.), его выбрали 37% участников опроса. Впрочем, свое время люди оценивают не по историческим стереотипам, а на основании личного опыта, актуальной повестки, поэтому переживания социальных дисбалансов могут быть острее.
Современной ситуации с обостренным чувством неравенства противостоит картинка советского периода, когда, с точки зрения респондентов, проблема была проявлена в наименьшей мере: ранний советский период – 5%, сталинское время – 5%, оттепель – 1%, период застоя – 2%.
Ощущение неравенства, прежде чем достигнуть своего пика, начинает нарастать после распада Советского Союза: 9% в период перестройки, 23% в 90-е годы, но в «сытые нулевые» идет резкий спад этого показателя и затем такой же резкий его рост. Как уже говорилось, отметить собственное время респондентам более естественно, чем рыться в прошлом.
При этом мы не исключаем, что дифференциация НДФЛ и общая политика «социального солидаризма» отчасти сгладят эту картину. Свой вклад внесут действия по ограничению демонстративного потребления: медийных картинок потребительского китча становится все меньше.
А вот в ретроспективе пиковое социальное неравенство в большей мере относится к периоду Российской империи: там показатель в 33% практически приблизился к современности.
#исследования
Субъективная реплика в отношении открытия Олимпиады:
Все, что сегодня ведет к культурному размежеванию, к проведению границ, к большей ценностной определенности, четким линиям и четкости высказывания, а не к ретуши, смазанности, размытости фокуса - это во благо, поскольку помогает структурировать новую реальность при невозможности реконструкции прежней. И это по-своему оправдывает весь видеоряд открытия Олимпиады.
Все, что сегодня ведет к культурному размежеванию, к проведению границ, к большей ценностной определенности, четким линиям и четкости высказывания, а не к ретуши, смазанности, размытости фокуса - это во благо, поскольку помогает структурировать новую реальность при невозможности реконструкции прежней. И это по-своему оправдывает весь видеоряд открытия Олимпиады.