Што это было
5.88K subscribers
1.73K photos
104 videos
4 files
1.76K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, препод.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Провожу кинопоказы.

Шеф PR в ИБ, ex PR Yota.

Донаты: https://www.tinkoff.ru/cf/1ZN5s8Q6ooB
加入频道
​​Гарленд вновь закладывает в своё произведение хай-концепт, вновь говорит «просто о сложном», вновь делает «слэшер на стероидах». Вроде бы тот же Гарленд, следующий привычной схеме, однако на этот раз он копает глубже, в сторону Эггерса, потому что…

«Род мужской» (Men), 2022 — это теологический спор, скрывающийся за тяжеловесным и прямолинейным символизмом.

⚡️ В широком прокате с 23 июня.

Первые три дня после предпоказа я видела в этом фильме исключительно подмигивание новой этике и фемповестке, согласно которой чаще всего во всех бедах виноваты мужчины (все они одинаковые, буквально на одно лицо!), и очередное наставление бежать от абьюзивных отношений к психотерапевту. Вполне себе актуальное социальное высказывание, особенно учитывая тот факт, что Гарленд почти всегда завязывает историю на противопоставлении мужского и женского миров, однако за кажущимися очевидными аллегориями вроде эдемских яблок и кроваво-красных стен, а также мишурой провокаций для извлечения зрительских эмоций скрывается, как мне кажется, нечто большее, чем осуждение токсичной маскулинности.

За довольно простым сюжетно постхоррором-тревожкой, больше вскрывающего травмы, чем пугающего, и оттого напоминающего типичную драму 2020-х, а не каноничные ужасы, прячется классический фолк-ужас (обратите внимание на вчерашний пост об истории жанра), который сравним с «Легендой о Зелёном Рыцаре» Лоури или «Мамой!» Аронофски. Отсылки к язычеству не ограничиваются традиционным для культуры острова образом Зелёного Человека (одно из обличий Бога) и ликом на камнях (снова многоликий Бог), если покопаться, то перед нами дословная экранизация постулатов неорелигии викка (Wicca), основанной на почитании природы.

Виккане, последователи викки, поклоняются не только Богу, но и Богине. Для большинства это дуалистическая религия, воспринимающая Бога и Богиню «равновеликими, дополняющими друг друга противоположностями, воплощающими в себе всю совокупность возможных проявлений природы». В дианическом же направлении викки прославляют исключительно Богиню, «содержащую в себе абсолютно всё». Более того, если продолжать искать аналогии с фильмом, то мы обнаружим, что в основе религии лежит «обязанность отвечать за собственные поступки и минимизация причинения вреда себе и другим», а в ковенах встречаются даже «специфические ритуалы, предназначенные для борьбы с личной гендерной травмой», в том числе связанные с домашним насилием.

Так, покушаясь на традиционную веру и смешивая мифологию с боди‑хоррором, Гарленд создал чарующее кино, кричащее голосами множества неуслышанных женщин. Впрочем, может все не так. Сам режиссёр отмечает, что “Men” «напоминает своеобразное зеркало: зрители сами будут решать, о чём в фильме говорится и о чём не говорится». А какое отражение увидели вы?

👁 Для кого?
Для тех, кто любит многослойное кино.

🎖Моя оценка — 7/10
🏅@kinopoisk — 6.7, IMDB — 6.3

#фильм #предпоказ @volgafilms

Напоминаю, что 28 июня состоится стрим, посвящённый мужскому и женскому началу в творчестве Алекса Гарленда. Подробности анонсировала тут. Подключайтесь!
​​Вроде бы все спортивные драмы эксплуатируют один и тот же сюжет, а потому априори по-хорошему предсказуемы. Но новый проект Netflix с Адамом Сэндлером, где актёр вновь предстал в нетипичной (и прекрасной) драматической роли, впитал в себя самые грубые клише.

«Прорваться в НБА» (Hustle), 2022 — привычные методы без ожидаемого финального катарсиса.

Традиционно перед нами герой, который, преодолевая препятствия, демонстрирует несгибаемую волю к победе. Однако чем сильнее вглядываешься в фильм, тем больше видишь расхождений с законами жанра. Спортивная составляющая здесь не отходит на второй план, как принято, а потому зритель толком не может сконцентрироваться на человеческой истории.

Один из продюсеров ленты Леброн Джеймс так напичкал “Hustle” камео баскетбольных легенд, что поклонники игры, увидев знакомые лица в кадре, будут визжать, однако равнодушные к баскетболу останутся в недоумении. И ладно бы матчи были искусно сняты, но нет, неуверенная операторская работа Зака Маллигана, который не подружился с ручной камерой, и сумбурный монтаж не оправдывают решение сосредоточиться на спорте.

Драматургия, наполненная пошлыми твистами в духе мыльных опер, карикатурным обличением бюрократической машины, стереотипными отношениями ученика и наставника, все настойчивее кричит, что протагонист и антагонист в одном лице — исключительно баскетбол. Но кому интересен баскетбол без конфликта и яркого сражения = кульминационной сцены? То-то же.

👁 Для кого?
Исключительно для баскетбольных фанатов.

🎖Моя оценка — 5/10
🏅@kinopoisk — 7.6, IMDB — 7

#фильм
Друзья, каждый раз после публикации нелестного отзыва наблюдаю отписки. Но если фильм не понравился мне, это не значит, что он не понравится вам. К тому же почти все проголосовали за сохранение строки «Моя оценка». Или хотите исключительно вау-кино?
Anonymous Poll
14%
Захожу сюда, чтобы выяснить что смотреть
1%
Захожу сюда, чтобы выяснить что НЕ смотреть
85%
Нравятся все обзоры
Спин-офф рубрики #кинотерапия набирает обороты, и сегодня вновь невероятные гости.

Во втором выпуске книготерапии на @shtoetobilo приняли участие книжные обозреватели и писатели, творчество которых спасает от бессилия. Что поможет снизить тревожность рассказали журналисты и блогеры, создательница доброй сказки «Пуговичник по фамилии Ёжиков», колумнист Forbes и издатель, автор душераздирающих романов «Степь» и «Рана». Несложно догадаться, кто есть кто.

Итак, подборку книг готовили:
Вика Козлова, @knigokasha
Денис Песков, @knigsovet
Оксана Васякина, @byakavasyaka
Ольга Петегирич, @olgapetegirich
Людмила Прохорова, @sashaandleo

Моя рекомендация недели — «Перекрёстки» (Crossroads) Джонатана Франзена, глубокое изучение нравственных вопросов, которое поддается чтению в оригинале. Больше книг по хештегу #чтопочитать

Традиционно приглашаю в следующие выпуски кинокритиков и литературных обозревателей! Будем справляться с эмоциями вместе!

#кинотерапия и ее дружочек #книготерапия каждую субботу на @shtoetobilo
​​Российские кинотеатры готовятся к показам одного из лучших фильмов прошлогодней Венеции. По-хорошему старомодная трагикомедия, тяготеющая к классическому аргентинскому кино с традицией фарса и черного юмора, — то, что нужно для беззаботного летнего вечера.

«Главная роль» (Competencia oficial), 2021 — очаровательное авторское высказывание со вторым дном.

⚡️ В широком прокате с 30 июня.

Новое произведение режиссерского дуэта Мариано Кона и Гастона Дюпра дословно переводится как «официальный конкурс» или, если не уходить от контекста кинофестивалей, как «основной конкурс», и это кажется явной издевкой над киноиндустрией и шоу-бизнесом в целом. Однако забавные подмигивания премиям и бесконечные отсылки «для своих» не превращают ленту в фестивальный междусобойчик. Битва здесь ведется не между деньгами и искусством, а между честолюбием мужчин, принадлежащих разным актерским традициям и разным подходам к жизни вообще.

Шаблонные типажи с гипертрофированными характерами — ловелас и высоколобый сноб под руководством эксцентричной постановщицы — соревнуются на ярмарке тщеславия. Эго каждого под угрозой, а потому каждому нужна победа. Так, играющие пародии на самих себя Антонио Бандерас и Оскар Мартинес превращают конкурентную борьбу двух актеров в почти автобиографический триллер, филигранно управляет которым Пенелопа Крус в образе Педро Альмодовара.

Почти все эпизоды с репетициями выдающихся актеров можно было бы запросто растащить на короткометражки. Но нужно ли репетировать, если неясно, искусство имитирует жизнь или жизнь — искусство? И стоит ли состязание «голов», когда любые сравнения в искусстве абсурдны?

👁 Для кого?
Для тех, кто соскучился по хорошему смешному кино.

🎖Моя оценка — 8/10
🏅@kinopoisk — 7, IMDB — 7.2

#фильм #предпоказ @provzglyad
Друзья, уже через пару часов начинаем стрим, посвященный творчеству Алекса Гарленда.

Напоминаю, что сегодня мы разберем особенности сюжетов Гарленда, выясним, каким образом он выстрагивает диалог со зрителем, и как ему удаётся создавать узнаваемые футуристические образы, одновременно рассуждая на научно-философские темы.

Готовясь к эфиру, я обнаружила неочевидные связи «Рода мужского» с «Дворянским гнездом» Тургенева, Зеленого Человека – с героями «Атаки титанов», «Аннигиляции» – с романами Кодзи Судзуки и много чего еще. Будет интересно!

Подключайтесь к обсуждению «Мужского и женского Алекса Гарленда» в 19:30 по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=vzP3zyS1his
По горячим следам о стриме мечты. Больше двух часов препарировали работы Алекса Гарленда и искали скрытые смыслы в его произведениях вместе с Владимиром @madlythoughts, Андреем @smoking_orange и Арсением @pomegranateees.

Я, как и обещала, сделала экскурс в писательскую карьеру Гарленда и обнаружила прямую связь «Пляжа» с «Родом мужским», «Тессеракта» – с «Аннигилицией», а «Кому» соединила с оммажем Шекспиру в “Men”. Вообще, неочевидных литературных отсылок собралось много, включая (внезапно) «Бедную Лизу» Н.М.Карамзина, «Грозовой перевал» Эмили Бронте и трилогию Кодзи Судзуки «Звонок», «Спираль», «Петля».

К 1:26:29 мыслей накопилось столько, что я увидела в «Роде мужском» классический усадебный роман об отрыве от корней; объяснила, почему “Men” – это переосмыслений идей «Пляжа» и «Аннигиляции» в контексте потери национальной идентичности; и рассказала, чем именно вдохновлялся Гарленд в «Атаке титанов», и как использовал тот же концепт в «Роде мужском».

И еще считаю важным проговорить, что насилие не имеет пола (1:48:39), поэтому “Men” не только о женщинах, он и о мужчинах тоже, которые в 2к22 подвергаются не меньшей объективации. Ведь термин «токсичный» сегодня все чаще употребляется вкупе с токсичной маскулинностью, но абьюзивные отношения не ограничиваются жертвами женского пола. Одним из первых об этом, кстати, сказал Ари Астер в короткометражке «Что-то странное с Джонсонами», зацените.

В общем, славно подискутировали, запись здесь: https://www.youtube.com/watch?v=vzP3zyS1his
​​Тревога, дискомфорт, смятение, необъяснимый ужас — редко испытываю такие яркие эмоции при просмотре сериалов (еще и корпоративных), но этот — исключение.

«Разделение» (Severance), 2022 — дико красивый и дико странный сериал-слоубернер Бена Стиллера.

Однажды сценарист Дэн Эриксон придумал историю о разделении человека на рабочего и «внерабочего». Идею не оценили, и сценарий с 2016 года висел на «кладбище» Bloodlist, пока его не обнаружил Бен Стиллер. Вскоре шоураннер/режиссер доказал, что он — новый Кубрик.

Атмосфера содержательного высказывания о роли работы в жизни современного человека в условиях капитализма напоминает «2001 год: Космическая одиссея», где «дизайн пространства в кадре соответствует смыслу происходящего». Загадочная обстановка с длинными белоснежными коридорами и враждебными зелеными стенами кабинетов без окон так же стерильна и запротоколирована, как и странная работа персонажей. А симметричные кадры и занимающий пол экрана офисный потолок давят так, что съеживаются не только герои сериала, но и зрители.

Для съемок зловещего здания Lumon Industries в Нью-Джерси нашли уникальный образец модернисткой архитектуры 1950-х Bell Labs Holmdel Complex, кампуса которого как нельзя лучше отражают дух таинственной, изолированной корпорации. Выдающийся вариативный саундтрек Теодора Шапиро, погружающий в гипноз, нагнетает и нагнетает, дышать становится все сложнее… Саспенсу позавидовал бы сам Кубрик!

Apple TV+ уже продлил сериал на второй сезон, и, надеюсь, нам поведают, чем на самом деле занимается Lumon, кем являются ее сотрудники вне рабочих стен, чем примечателен внешний мир, и что, черт возьми, там происходит. Надеюсь, это не реинкарнация “Lost”.

👁 Для кого?
Для тех, кто любит загадочные медитативные сериалы. Ближайший родственник — «Маньяк» с Эммой Стоун и Джоной Хиллом, но «Разделение» пока в тысячу раз лучше.

🎖Моя оценка — 8/10
🏅@kinopoisk — 8.3, IMDB — 8.7

#сериал
​​Завершение квартала — самое время для рубрики #квартальныйотчет. Собрала ссылки на опубликованные за три месяца обзоры на случай, если вы что-то упустили.

Фильмы

«Глаза Тэмми Фэй», Майкл Шоуолтер — поверхностный баойпик о восхождении и падении американских телеевангелистов.

«Остров Бергмана», Миа Хансен-Лев — зрелище для синефилов о синефилах в синефильской шведской мекке.

«Все везде и сразу», Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт — обо всем везде и сразу и в то же время о главном.

«Красавица и дракон», Мамору Хосода — розовый сумбур.

«Скрежет», Ханна Бергхольм — неумелое, хоть и любопытное переосмысление дуализма.

«Крик», Мэттью Беттинелли и Тайлер Джиллетт — ироничный риквел, живущий между хай-концептом и жанровым кино.

«Закат», Мишель Франко — завораживающая меланхолия с социальным подтекстом.

«Этот новый мир», Луи Гаррель — «крестовый поход» армии Греты Тунберг по-французски.

«Бэтмен», Мэтт Ривз — невнятное удушающее кино с операторскими изысками.

«Х», Тай Уэст — типичный для слэшера и нетипичный для независимой киностудии сюжет.

«Улей», Блерта Башолли — жалящий социалистический реализм.

«Супергерои», Паоло Дженовезе — итальянская трагикомедия, грешащая избыточной сентиментальностью.

«Большой всплеск», Лука Гуаданьино — воплощение телесности, эротизма, гедонизма.

«Казнь», Ладо Кватания — тяжелый неонуар голливудского масштаба в позднесоветском сеттинге.

«Затерянный город», Аарон Ни и Адам Ни — провальный, но в начале очень смешной оммаж классическому приключенческому фильму.

«Клон», Райли Стернс — экзистенциальная санденская сай-фай драма, которую намеренно лишили кульминации.

«Фантастические твари: Тайны Дамблдора» — нескончаемый поток зрительных и голосовых галлюцинаций.

«Варяг», Робер Эггерс — страшно красивый эпос о мести с выверенным мистицизмом и многозначительной символикой.

«Остров призраков», Рассел Оуэн — претенциозный слоубернер о тленности бытия.

«Квадрат», Рубен Эстлунд — болезненное отражение европейского благополучия=кризиса.

«Волк», Натали Бьянчери — видовая дисфория как диагноз современному обществу.

«Чип и Дейл спешат на помощь», Акива Шаффер — сатира на голливудскую конвейерную машину по производству ребутов.

«Невыносимая тяжесть огромного таланта», Том Гормикэн — понятный «Бёрдмен».

«Солнцестояние», Ари Астер — как свет погружает в метафорическую темноту.

«Род мужской», Алекс Гарленд — теологический спор, скрывающийся за тяжеловесным и прямолинейным символизмом. + запись стрима

«Прорваться в НБА», Джеремайя Сагар — привычные методы без ожидаемого финального катарсиса.

«Главная роль», Мариано Кон и Гастон Дюпра— очаровательное авторское высказывание со вторым дном.

Подборки фильмов

Эстетически выверенные фильмы

Фильмы с Леей Сейду: часть один, часть два.

Новые документальные проекты, доступные онлайн

Арт-трэвел фильмы

Больше фильмов в рубрике #кинотерапия
​​Продолжение рубрики #квартальныйотчет

Сериалы

«Сцены из супружеской жизни», мини-сериал — марксистский взгляд на брак.

«Изобретая Анну», мини-сериал — как в бегущей за американской мечтой русской воплотились проблемы США. + доп.материалы

«Великая», второй сезон — едкий взгляд на устройство России.

«Позолоченный век», первый сезон — актуальный эскапизм или нарядный сериал о переменах.

«Пронзительно громко», антология — стереотипный фемальманах.

«Острые козырьки», шестой сезон — стильный криминальный ретросериал с флёром мрачной меланхолии.

«Очень британский скандал», мини-сериал — высказывание о прогнившей аристократии.

«Выбывшая», мини-сериал — реальная история о том, как великая революция в медицинском секторе обернулась великой аферой.

«Полуночная месса», мини-сериал — грандиозный литургический опыт.

«Любовь. Смерть. Роботы», третий сезон — выдающееся обличение человеческих пороков.

«Разговоры с друзьями», мини-сериал — тягучий любовный реализм без привычных жанровых клише.

«Разделение», первый сезон — дико красивый и дико странный сериал-слоубернер Бена Стиллера.

Подборки сериалов

Какие ситкомы смотреть на английском

Книги

«Перекрестки», Джонатан Франзен

«Подлинная история Анны Карениной», Павел Басинский

«Ночная смена», Алексей Поляринов

«Сезон отравленных плодов», Вера Богданова

Подборка книг, посвященных кинематографу

«Муравечество», Чарли Кауфман

«Русский балет Дягилева», Линн Гарафола

«1913. Лето целого века», Флориана Иллиес

Больше книг в рубрике #книготерапия
​​Пока я вчера сдавала киношный #квартальныйотчет, в @citadelhobby подготовили подборку главных фильмов-2021. Если сравнивать с моей версией знаковых лент прошлого года, то совпадений немного, но от этого еще интереснее!

А еще Саша выпустил отличный материал «Топ-11 фильмов с лучшими начальными сценами», в котором я тоже приняла участие и посоветовала триллер Джоэля Шумахера «С меня хватит!». Смотрю на эту душную пробку в раскаленном Лос-Анджелесе и еще больше обливаюсь потом… Осторожно, лето! 👇🏻
​​Это Цитадель интересов, у нас для вас летний сюрприз! Все же знают фразу: «встречают по одёжке…». Вот-вот, так же и с фильмами. Всегда приятно, когда кинокартина начинается с какой-то особенной сцены, которая сразу берёт за живое, а затем уже не отпускает.

И сейчас я веду речь о том, что мы совместно с другими крутыми каналами подготовили специально для вас «Топ-11 фильмов с лучшими начальными сценами».

Для удобства топ разделён на две части. Первая сейчас, вторая выйдет завтра.

Александр Титов (Цитадель интересов): «Криминальное чтиво»

«I love you Pumpkin, I love you Honey Bunny» — это та самая фраза, после которой я твёрдо понял, что люблю кино. Правда, звучала она иначе, причём с пиратским переводом («Я люблю тебя, тыковка, я люблю тебя, медвежонок»). 8-летний я сидел на полу перед телеком, разинув рот, пока крутилась видеокассета, где сумасшедшая парочка (молодые Тим Рот и Аманда Пламмер) решает ограбить не банк, не автозаправку, не ювелирный, даже не алкогольную лавку, а семейный ресторан. А почему нет? Ведь раньше такого никто не делал. И после подобного бодрого начала с криками, мол, никому не двигаться (!!), резко перетекающими в ту самую музыку с дебютными титрами, стало понятно, что меня ждёт настоящая любовь к «Криминальному чтиву», к Тарантино и к кино как к явлению.

Влад Копысов (Заскриптованный): «Скала»

Для меня в этой открывающей сцене сошлись три компонента. Во-первых, это эффектно. За 7 минут нам показывают команду спецов и самый разнообразный экшн в лучших традициях боевиков. Но самое важное демонстрирует то, какой отравой будет угрожать главный злодей фильма вплоть до его финала. Во-вторых, эту мелодию за авторством Ханса Циммера и Ника Гленни-Смита я напеваю под нос до сих пор… В-третьих, это мой любимый фильм детства, дубляж которого я знал наизусть (а может и до сих пор знаю), поэтому открывающая сцена «Скалы» автоматически открывает мне портал в детство. Пересматривал фильм десятки раз, уверен, что Майкл Бэй лучше этого уже никогда ничего не снимет.

Ксения Балюк (Што это было): «С меня хватит!»

Раскалённый Лос-Анджелес, душная пробка, дымящийся асфальт. Солнце припекает до слепых пятен перед глазами. Воздух не двигается. У запертых в своих автомобилях все чешется — взмокла спина, шея, даже мысли. Для обозлённого на мир героя Майкла Дугласа именно невыносимая калифорнийская жара выступила спусковым крючком для осуществления кровавых планов.

Начальной сценой Джоэл Шумахер сумел заявить и настроение, и жанр, и логику фильма. Спустя годы, приукрасив форму, его приёмом воспользуется Дэмьен Шазелл в мюзикле «Ла-Ла Ленд», где замерший в зное город также запускает цепочку роковых событий. Осторожно, лето!

Михаил Обозов (Netflix & Chilll): «Ла-Ла-Лэнд»

Наверно, самый яркий опенинг на моей памяти был у фильма Дэмьена Шазелла «Ла Ла Лэнд». Лос-анджелесская пробка — не самое очевидное место для начала мюзикла, но потрясающая музыка Джастина Гурвица мгновенно уносит зрителя по ту сторону экрана и, кажется, что ты сам застрял в пробке, где танцуешь под «Another Day of Sun». Великолепно поставленная сцена задаёт тон всему фильму, и мы чувствуем, что ближайшие два часа пройдут замечательно.

Настасья Горбаческая (Киноводство): «Леди Бёрд»

В открывающей сцене «Леди Берд» нет ни постановочных номеров, ни эффектных жанровых коллизий, но среди прочих интермедия выделяется информативностью и живой концентрацией противоречия. После пары кадров сборов, Грета Гервиг усаживает зрителя напротив матери и дочери, едущих в машине. За один диалог мы узнаем героинь настолько, что без труда можем представить дальнейший курс событий. Слезы после финала аудиокниги «Гроздья гнева» Стейнбека мгновенно сменяются скандалом о поступлении и триумфально завершаются прыжком Кристины из машины.

Лаконичными средствами Грета говорит и о бунте молодой крови, и о финансовых беспорядках в семье, и о том, что нахождение общего языка только впереди. Ну и о том, что взрослеть, конечно, больно, но все равно весело.

#topfilms
​​«Подслушанные» новости.

В беседе с Алеком Болдуином, которая транслировалась в прямом эфире в Instagram, Вуди Аллен сказал, что планирует снять «еще один или два» фильма. Съемки будут проходить в Париже в конце лета или начале осени.

Джейми Фокс поделился в Twitter аудиозаписью телефонного разговора с Кэмерон Диас, которая не может найти слов, чтобы сообщить миру, что она возвращается в кино. Вместе они сыграют в комедийном боевике “Back in Action” для Netflix.

А я тем временем готовлю материал, где собираюсь исследовать роль телефона в фильмах-нуарах. Ох уж эти технологии!
Интересно. Найдите 10 отличий анонсированного неким каналом стрима с тем, что мы провели с ребятами во вторник.