Што это было
5.63K subscribers
1.68K photos
100 videos
4 files
1.74K links
Ксения Балюк, @kseniiabaliuk

Кинокритик, магистр журналистики СПбГУ, препод.

Пишу в РБК Life, SETTERS Media, Сноб, Okko, Ведомости, Собака.ру, Psychologies. Провожу кинопоказы.

Шеф PR в ИБ, ex PR Yota.

Донаты: https://www.tinkoff.ru/cf/1ZN5s8Q6ooB
加入频道
​​Вы знали, что впервые на «Оскаре» в категории «Лучший фильм» было представлено японское кино, а Рюсукэ Хамагути стал третьим японским режиссером в истории, который получил персональную номинацию? В итоге картину признали «Лучшим фильмом на иностранном языке-2022», и вот почему на неё стоит обратить внимание.

«Сядь за руль моей машины» (“Doraibu mai ka”), 2021 — ещё раз про «Что же делать, надо жить!»

В основе ленты лежит одноимённый рассказ Харуки Мураками из сборника «Мужчины без женщин» — в общем-то, этого факта уже достаточно, чтобы отправиться в кино. Помню, как я, ярая поклонница писателя, перечитавшая абсолютно все его книги, узнала об экранизации во время кинофестиваля в Каннах, и думала: «ну когда же ее привезут к нааам». Спустя девять месяцев привезли.

⚡️В российском прокате с 31 марта!

В самом названии литературного источника «Мужчины без женщин» кроется ключевая идея всех входящих в него новелл: «главные герои – мужчины, те, кого по самым разным обстоятельствам покинули женщины, те, кто потерял любовь всей своей жизни или не добился таковой». Хамагути, режиссёр и без того медленный, при раскрытии темы никуда не торопится: три часа он рассуждает о том, можно ли любить того, кто причинил боль, и как при этом обрести надежду. Знакомые мотивы?

«По-моему, у Чехова много общего с Мураками: оба писали про людей, чья внутренняя сила превышает ее внешние проявления», — Рюсукэ Хамагути.

Главный герой, работая над постановкой «Дяди Вани», все глубже утопает в травмирующем прошлом. Просвета не видать, одиночество сжирает, спектакль становится испытанием необратимой судьбы. Чеховскую неспособность слышать друг друга он усиливает мультилингвистикой: актёры говорят на разных языках, а Соня вообще немая. Но ведь для выражения боли слова не нужны.

Постепенно (подчеркиваю, фильм максимально неспешный) тревога усугубляется тихим отчаянием, которое мастерски воплощается в изящной режиссуре, пронизанной чеховской поэтикой. И от этого чувства хочется спрятаться, вот только некуда. Допускаю, что решение превратить 40-страничный рассказ в камерный трёхчасовой фильм обусловлено необходимостью высокой концентрации, но даже мне было тяжко.

👁 Для кого?
Для тех, кто не боится длинного путешествия внутрь себя.

🎖Моя оценка — 6/10
🏅@kinopoisk — 7.3, IMDB — 7.7

#предпоказ #фильм
​​В свете выхода «Сядь за руль моей машины» в прокат подробнее о сборнике Харуки Мураками «Мужчины без женщин» и кое-что еще.

Никто лучше самого Мураками не скажет о замысле произведения: «Мотив этого сборника прописан в самом его названии – «Мужчины без женщин». Пока я работал над первым рассказом – «Drive My Car», – эта фраза вертелась у меня на языке. Как мелодия – прицепится и никак не отстает, – фраза эта засела у меня в голове. И вот когда первый рассказ был готов, мне захотелось обыграть эту фразу, сделать ее ключевой, чем-то вроде некоего стержня, и окружить ее связанными рассказами. В этом смысле «Drive My Car» стал отправной точкой книги».

Рассказ, кстати, занимает всего 40 страниц, но Рюсукэ Хамагути решил превратить его в трехчасовой фильм, объясняя свое решение так: «Хронометраж фильма можно измерить минутами, но длину истории, которую скрывал оригинальный рассказ, так оценить нельзя. Может быть, у меня просто не хватило таланта экранизировать его покороче. Но все-таки я считаю, что рассказ — это некий сосуд, в котором помещена история. Когда мы его открыли, то оказалось, что там скрывается гораздо больше».

Как и от любой книги Мураками после прочтения остается мягкое ощущение блюзовой тоски, и, удивительно, это чувство никогда не надоедает. Но я, дабы проникнуться нужным настроением перед просмотром экранизации «Сядь за руль моей машины» (в кино с 31 марта), советую читать не одноименный рассказ, а книгу-исповедь мастера «Писатель как профессия» (рассказывала о ней, среди прочих, здесь). Кстати, купила сегодня его новый сборник рассказов «От первого лица» (в бумаге!) — чую, справлюсь за вечер.

Расскажите о своей любимой книге Харуки Мураками!
У меня это «Кафка на пляже» и «Убийство командора».

#чтопочитать
Друзья, пока моя нерегулярная рубрика #чтопочитать только начинает жить, потому что я больше про «что посмотреть», посоветую вам регулярного литературного гида.

Автор канала «Ваш литературный гид» @artloversru Катя Сафонова обладает суперспособностью: она в курсе всех новостей книжного мира и всегда знает что почитать. Катя ориентируется не только в бестселлерах, но и в литературных новинках — именно у неё я чаще всего узнаю о «тех самых» книгах.

Помню, когда мы познакомились в 2011 году, Катя уже жила литературой и рассказывала о ней интересно. Сейчас Катя ведёт книжный клуб в Москве, иногда приезжает в Петербург, а недавно запустила и онлайн-формат, к которому может присоединится любой желающий. Встречи проходят в милой дружественной атмосфере — проверено на себе!

А ещё Катя говорит обо всем, что волнует: об эстетике жизни, путешествиях, фильмах, выставках и всем, что делает нашу повседневность прекраснее. А красота, по моему глубокому убеждению, неизменно спасёт мир!
​​Успела полюбить новую кинопрокатную компанию arthouseru за бережный кураторский подход к программе. aliceinmovieland, пишущую о сексе и квире в кино, тоже люблю, и в каждом выпущенном кинокомпанией фильме чувствую ее руку. Представляю новую ленту, лауреата Каннского кинофестиваля в категории «Лучшая женская роль» и дважды номинанта на «Оскар», которую сейчас прокатывает «Артхаус» в российских кинотеатрах.

«Худший человек на свете» (“Verdens verste menneske”), 2021 — экзистенциальная мелодрама о рефлексии типичной миллениалки из благополучной страны.

Главный вопрос нашего поколения «кем быть» переживает новую волну популярности в массовой культуре. Взять ту же Салли Руни, персонажи которой находятся на перманентом распутье, или фокусирующийся на естественном отражении жизни жанр «мамблкор» в целом. Йоким Триер, как и его дальний родственник великий Ларс фон Триера, также показывает будни «как есть», только вместо шока выбирает путь тяжелой романтизации и легкой провокации (люди, в ужасе убегающие из кинозала при фразах «оральный секс» или «вялый член», вы серьезно?).

Сама история будто бы ни о чем: «героиня находится в поисках себя, фильм — в поисках истории». Но, кажется, это Триера и привлекает: он просто фиксирует трагедию и красоту каждого момента. Утренняя улыбка, обжигающий кофе, сладкий перекур, шелест новой книги, ласкающий щеки летний ветер, ослепляющий закат, прогулка по тёплому ночному городу… Сиюминутные субъективные ощущения, которые можно физически почувствовать, делают «Худшего человека на свете» очень осязаемым кино. Из-за этого Осло кажется знакомым, если никогда там и не был.

Пространство, кстати, является важным действующим лицом. Для сцены с застывшим городом Триер даже перекрыл улицы города, отказавшись использовать CGI. Словно искусный пейзажист, он любовно рисует ландшафт и удивительный свет норвежской столицы, проводя аналогию с человеческими поступками, полными подъёмов и падений, темных и светлых мотивов. Фрагментарный, разбитый на главы реками феминизма и каналами инфантильности нарратив не позволяет ему высказаться напрямую, но выудить ценное между строк легко — это фильм о любви.

Ценно то, что Триер обходится без морального вердикта, не называя конкретного «худшего человека»: им в равной степени является каждый проявивший эгоизм. Другое дело, что я, видимо, устала от подобных картин, да и публика в кинозале была неблагодарная, потому не разделяю диких восторгов критиков, хотя и не умаляю достоинств фильма.

👁 Для кого?
Для мечущихся.

🎖Моя оценка — 6/10
🏅@kinopoisk — 7.4, IMDB — 7.9
​​Страшная, но полезная штука #квартальныйотчет. Ввожу рубрику, в которой буду собирать ссылки на опубликованные за три месяца обзоры на случай, если вы что-то упустили.

Фильмы

«Пропавшая дочь», Мэгги Джилленхол — исследование «внутреннего хаоса» на греческом пляже.

«Лакричная пицца», Пол Томас Андерсон — светлая трагикомедия о юности.

«Один на один», Уберто Пазолини — трогательное высказывание о всеобъемлющей любви без мелодраматического пафоса.

«Кошачьи миры Луиса Уэйна», Уилл Шарп — поверхностная история про британского художника.

«Искушение», Пол Верховен — провокационная эротико-историческая драма о страсти, снятая со страстью.

«Чёрный ящик», Ян Гозлан — умное и логичное французское кино о попытке докопаться до истины.

«Обходные пути», Екатерина Селенкина — 73 минуты тлена.

«Камон Камон», Майк Миллс — чуткая история взросления о бунтарстве и эмпатии.

«Аферист из Tinder», Фелисити Моррис — документалка о тёмной стороне интернет-дейтинга.

«Аллея кошмаров», Гильермо дель Торо — построенный на противоречиях тяжеловесный неонуар о грехопадении.

«Удовольствие», Нинья Тюберг — обличение патриархата и капитализма через секс-индустрию.

«Лулу и Бриггс», Ченнинг Татум — мрачное социальное высказывание с бойкими шутками о тех, кто не умеет жить вне войны.

«Герой», Асгар Фархади — драма маленького человека, в которой маленькая неправда порождает большую ложь.

«Мама, я дома», Владимир Битоков — разножанровое переосмысление абсурдной действительности.

«Событие», Одри Диван — прямая ретрансляция боли с предельной художественной избыточностью.

«Параллельные матери», Педро Альмодовар — типичная драма мастера о материнстве и памяти рода с красками и солнцем.

«Сирано», Джо Райт — напоминание о том, что любовь возможна даже при трагедии положений.

«Утраченные иллюзии», Ксавье Джанноли — блестящая экранизация вечно актуального романа Оноре де Бальзака.

«Глубокие воды», Эдриан Лайн — крепкий эротический триллер в духе нулевых.

«Свежатинка», Мими Кейв — остроумный ромком, эволюционировавший в комедийный триллер с узнаваемым олдскульным флёром.

«После Янга», Когонада — иммерсивный образ завтрашнего дня студии А24.

«Мания», Лорен Хэдуэй — нетипичная спортивная драма о помешательстве и истинной цене перфекционизма.

«Сядь за руль моей машины», Рюсукэ Хамагути — ещё раз про «Что же делать, надо жить!»

«Худший человек на свете», Йоким Триер — экзистенциальная мелодрама о рефлексии типичной миллениалки из благополучной страны.

Подборки фильмов

Удивительно банальные, но по-своему прелестные картины, вроде «Поколения Вояджер», «Времени» и «Обителя зла: Раккун-Сити».

Свежие, но проходные авторские драмы российского производства: «Молоко птицы» Марьяна, «На близком расстоянии» Добрыгина, «Море волнуется раз» Хомерики.

Знаковые картины Эдриана Лайна.

Новые эстетские сериалы и фильмы.

Плоские онлайн-новинки: «Кими», «King’s Man: Начало», «Большой баг».

А еще были негодования по поводу «Петровых в гриппе», реюниона «Гарри Поттера», а перед самым Новым годом ТОП лучших фильмов 2021-го.
​​Продолжение рубрики #квартальныйотчет

Сериалы

«Ведьмак», второй сезон — фееричное продолжение знаменитой саги.

«Белый лотос» — сатирический сериал о социальном неравенстве в элитном курортном отеле.

«Девять совсем незнакомых людей» — недотриллер, которому не хватает «ни экшена, ни саспенса, ни психологии».

«Йеллоустоун», четвертый сезон — мелодраматичный неовестерн с Кевином Костнером.

«Декстер: Новая кровь» — узнаваемые старые мотивы в новом великолепном исполнении.

«Утреннее шоу», второй сезон — сопли вместо кризиса традиционных СМИ.

«Голяк», третий сезон — очень британский сериал про гопников из глубинки.

«И просто так» — когда целились в революционность, а скатились в пародию.

«Озарк», четвертый сезон — эталонная криминальная драма.

«Ломка» — социальное высказывание о темной стороне капитализма.

«Путь вниз: Бог, жадность и культ Гвен Шамблин» — трехсерийная документалка о том, как женщина с гнездом на голове придумала христианскую диету.

«Русские хакеры: начало — исследование Андрея Лошака о феномене русских хакеров.

«Пэм и Томми» — старая добрая сказка о том, что богатые тоже плачут.

Бросила

Не смогла смотреть третий сезон «Дома с прислугой», шестой сезон «Миллиардов», продолжение «Засланца из космоса» и еще несколько проектов. А «Книга Бобу Фетта» наоборот реанимировала.

Но если вам нужно только лучшее, то загляните в ТОП лучших сериалов 2021-го.
​​Новости о том, что в Госдуме предлагают вернуть в кинотеатры индийский Болливуд, уже не кажутся первоапрельской шуткой.
​​Обычно обхожусь без подборок грядущих сериалов, но апрель обещает быть чрезвычайно богатым на качественные премьеры. Вот что собираюсь смотреть я вдобавок к уже начатым 15 проектам.

«Медленные лошади», 1-й сезон

Шпионский триллер с Гари Олдманом и обилием чёрного юмора по роману Мика Херрона, в котором неугодные агенты британской разведки выполняют скучные задачи для деспотичного босса.
С 1 апреля на Apple TV+.

«Пронзительно громко», 1-й сезон

Сериал-антология по одноименному сборнику рассказов Сесилии Ахерн, в котором женщины попадаю в абсурдные ситуации. Героиня Николь Кидман, к примеру, будет объяснять мужу зачем ест фотографии.
С 15 апреля на Apple TV+.

«Первая леди», 1-й сезон

Биографический сериал о женах американских президентов, повлиявших на политическую жизнь страны. Элеонору Рузвельт сыграла Джиллиан Андерсон, Бетти Форд — Мишель Пфайффер, Мишель Обаму — Виола Дэвис.
С 17 апреля на Showtime.

⚡️
«Лучше звоните Солу», 6-й сезон

Долгожданный финал приквела «Во все тяжкие» о трансформации пройдохи Джимми МакГилла в адвоката Сола Гудмана. Рекомендую увидеть это образцовое изображение внутреннего конфликта персонажа своими глазами.
С 18 апреля на AMC.

«Бортпроводница», 2-й сезон

Продолжение комедийного триллера по мотивам одноименного романа Криса Бохджаляна, где героиня Кейли Куоко пытается вспомнить чем она занималась одной роковой ночью. Я так и не добралась до первого сезона, зато купила книгу — планирую смотреть сериал после ее прочтения.
С 21 апреля на HBO Max.

«Барри», 3-й сезон

Черная комедия с Биллом Хейдером о киллере, желающим завязать с убийствами и посвятить себя актерскому мастерству. Я застряла на втором сезоне — не могу сказать, что в восторге, зато замечаю приятные аналогии с «Декстером».
С 24 апреля на HBO.

«Газлит», 1-й сезон

Основанный на расследовании подкастеров Slow Burn политический триллер с Джулией Робертс в роли Марты Митчелл — жены генерального прокурора США Джона Митчелла (Шон Пенн), которая публично заявила о том, что президент Никсон замешан в Уотергейтском скандале.
С 24 апреля на Starz.

«Под знаменем небес», мини-сериал

Криминальная драма по одноименному нон-фикшену Джона Кракауэра, сюжет которого основан на реальной истории братьев-мормонов Лафферти, убивших жену и дочь третьего брата по приказу Бога.
С 28 апреля на Hulu.

«Предложение», 1-й сезон

Сериал Декстера Флетчера о съемках легендарного «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы, во время которых группа пережила конфликты со студией и мафией.
С 28 апреля на Paramaunt+.

«Отмена», 2-й сезон

Анимационный сериал, выполненный в технике ротоскопирования (все сцены сняты с актерами, а затем перерисованы аниматорами), где героиня Розы Салазар распутывает семейные тайны. О первом сезоне рассказывала тут, но хочу обратить ваше внимание на другой сериал с Салазар — «Новый вишнёвый вкус».
С 29 апреля на Amazon Prime Video.

⚡️
«Озарк», вторая часть 4-го сезона

Финал эталонной криминальной саги о злоключениях семьи Бёрд — одного из лучших сериалов нашего времени. Уверена, будет 10/10.
С 29 апреля на Netflix.

#ожидаемое
​​«День без смеха — день впустую» (“A day without laughter is a day wasted”), Чарли Чаплин.

Вчера впервые побывала на показе немых короткометражек под аккомпанемент живой музыки и убедилась, что за сто лет ничего не изменилось: все так же кинематограф помогает мириться с реальностью, все так же мы ходим в кинотеатры в тяжёлые времена, все так же восхищаемся юмором Чарли Чаплина и Бастера Китона.

Увы, до наших дней дошло не более 25% немых кинокартин, созданных в первую треть прошлого столетия, и тем более ценно, что некоторыми образцами немой комедии можно насладиться сегодня на большом экране. artpokaz_channel показывает восстановленные версии культовых комедий — «Бродяга» (“The Tramp”) 1915 года, «Лавка ростовщика» (“The Pawnshop”) 1916-го, «Пугало» (“The Scarecrow”) 1920-го — в сопровождении инструменталистов раннеджазовой эпохи, и эта инициатива заставляет если не забыться, то, как минимум, улыбнуться.

Мне, кстати, нравится идея повторного проката и я не знаю, как это работает, но в апреле в кинотеатрах покажут мои любимейшие картины, которые я готова смотреть бесконечно. 16 апреля в Москве и в Санкт-Петербурге «Остров проклятых» Скорсезе, 23 апреля — «Одержимость» Шазелла, а 28 апреля Planeta Inform Film Distribution выпустит шедевр Скорсезе «Волк с Уолл-стрит».

#кудасходить
​​Продолжаю разбирать оскаровских номинантов и лауреатов, и сегодня пойдет речь о картине, участие в которой принесло Джессике Честейн «Оскар-2022» за «Лучшую женскую роль» и победу команде в категории «Лучший грим и прически».

«Глаза Тэмми Фэй» (“The Eyes of Tammy Faye”), 2021 — поверхностный баойпик о восхождении и падении американских телеевангелистов.

“Glory, glory, hallelujah”

Как я уже рассказывала в недавней рецензии на док «Путь вниз: Бог, жадность и культ Гвен Шамблин», в Америке множество набожных и в то же время состоятельных людей, которые кормят мошенников, следующих принципу «хочешь разбогатеть, создай свою религию». Проповедники Тэмми Фэй и Джим Бэйкер подсели на ту же иглу: они восхваляли Бога и собственное эго на христианском шоу The PTL Club с 1976 по 1987 год, попутно выстраивая империю по зарабатыванию денег на онлайн-прихожанах. Стремительному взлету и падению этих экстраординарных личностей Майкл Шоуолтер и посвятил фильм.

Тема — благодатнее некуда. Можно порассуждать о том, как христианство превратилось в шоу-бизнес, к чему приводит злоупотребление властью, о мизогинии, о превращении милого парня в раннюю версию Харви Вайнштейна, а наивной девушки — в ЛГБТ-икону. Но поверхностный сценарий торопливо скачет по всем этим вопросам, не раскрывая ни один из них. Кажется, единственной целью картины является демонстрация таланта гримеров, скрывающих актеров за тоннами макияжа и силиконовых накладок.

Как в раздутом, будто ужаленном пчелами, лице Честейн (подозрительно похожем на еще одну оскаровскую лауреатку Рене Зеллвегер в такой же слабой с точки зрения драматургии «Джуди») киноакадемия разглядела выдающуюся игру, ума не приложу. Хотя если рассматривать награду как дань уважения ее выдающемуся перфомансу в мини-сериале «Сцены из супружеской жизни» (о нем — завтра), то все становится на свои места. К слову, Эндрю Гарфилд, плачущий пластиковыми слезами, смотрится еще нелепее своей экранной супруги.

Такой вот сумбур в красивых декорациях.

👁 Для кого?
Для тех, кто готов все простить ради ироничного финала.

🎖Моя оценка — 6/10
🏅@kinopoisk — 6.5, IMDB — 6.6
​​Вчера состоялось финальное обсуждение — мне нравится говорить гранд-финал — великого американского романа Джонатана Франзена “Crossroads”, который мы читали в оригинале, до выхода русского перевода с замечательными, эрудированными людьми в книжном клубе @mrdarcyandballs. Промежуточными впечатлениями я делилась тут, но тогда, думая о возможных вариантах продолжения будущей трилогии, я ещё не была знакома с фильмом «Глаза Тэмми Фэй».

В общем, теория такая. В 1970-х в Америке появился феномен телепроповедничества, яркими представителями которого были те самые Тэмми Фэй и Джим Бэйкер. Действие «Перекрёстков» также развивается в 1970-х, а героями книги являются члены пасторской семьи, некоторые из которых стремятся к славе. Почему бы им не примкнуть к телеевангелизму, подумала я. Возможно, эти сюжеты просто перемешались в моей голове, а может я действительно где-то угадала замысел Франзена. В любом случае, тема чрезвычайно интересная.

#чтопочитать
​​Помните, я упоминала Джессику Честейн в контексте проекта, за который ей на самом деле вручили «Оскар». Вот он — один из лучших сериалов прошлого года, обзор которого я берегла как раз на такой случай.

«Сцены из супружеской жизни» (“Scenes from a Marriage”), 2021 — марксистский взгляд на брак.

Глубокой ночью в полной тишине в темном доме неизвестно где

Покусившись на святое, Хагай Леви поставил перед собой, казалось бы, невыполнимые задачи: превратить одноименную камерную драму Ингмара Бергмана в пятисерийный мини-сериал, перенести действие из 1973-го в современную Америку, провести рокировку гендерных ролей из классической истории и взглянуть на модель шведского социализма с точки зрения царящего в США капитализма.

Наверняка вы слышали, что после показа оригинальных «Сцен» количество разводов в Швеции стремительно увеличилось — этому способствовала последовательная социальная политика государства, добивающаяся автоматизации общества. «Родители должны были перестать зависеть от детей, дети от родителей, а женщины — от мужчин». И если Бергман фиксировал в своей картине тенденцию 1970-х в целом, то Леви смещает фокус на частную жизнь двух людей, на их индивидуальную репарацию.

Хроника распада нуклеарной семьи в версии Леви концентрируется и на грехопадении, и на нравственной деформации, и иронизирует над прогрессивными течениями, вроде полиамории, и много на чем еще, что нужно разглядеть самому. Химия между Оскаром Айзеком и Джессикой Честейн заставляет поверить в реальность происходящего: они настолько правдоподобно изображают своих многогранных персонажей, что порой их близость превращает просмотр в эмоциональную пытку, зато какую сладостную. А диалоги, какие тут диалоги!

Вообще, о сериале хочется говорить много и офлайн, так что зовите, если будет потребность! Не все же мысленно болтать с ребятами из «Кинопоиска», обсуждающих классные проекты в рамках подкаста «В предыдущих сериях». Здесь, кстати, можно послушать о «Сценах» во всех подробностях, но, внимание, с массой спойлеров.

👁 Для кого?
Для тех, кто ждал идеальный разговорный сериал с непревзойденным актерским дуэтом на пике карьеры.

🎖Моя оценка — 10/10
🏅@kinopoisk — 8.1, IMDB — 8.1
🎤 Смотрела в озвучке Novamedia

#сериал
​​Продолжая бергмановскую тему и переосмысляя творчество режиссёра, вспомнила об этом фильме. Обзор не планировала, но после рецензии на «Сцены из супружеской жизни» текст прямо просится.

«Остров Бергмана» (“Bergman Island”), 2021 — зрелище для синефилов о синефилах в синефильской шведской мекке.

В поиске вдохновения супруги-сценаристы приезжают на остров Форё, где жил и умер великий Ингмар Бергман. На этом все, потому что следующие два часа Миа Хансен-Лев отправляет героев бродить по берегу и разговаривать. Персонажи Тима Рота и Вики Крис переосмысливают «Сцены из супружеской жизни» и много спорят о личности Бергмана, но, как водится, с каждым днём их разногласия усиливаются, и в итоге взгляды на брак и творческие методы становятся диаметрально противоположными.

«Если «Сцены из супружеской жизни» идут по ключевым поворотным точкам в истории одного брака, то «Остров Бергмана» показывает то, что происходит между сериями», ИК.

Только вот беда — диалоги этих «закулисных зарисовок» совершенно не цепляют. Да, здесь множество отсылок к фильмографии Бергмана и к биографии самой постановщицы, рефлексии о высоком тоже хоть отбавляй, но как-то все не то. Изящество формы с причудливой структурой двойной реальности и мастерство оператора, сумевшего запечатлеть обволакивающую дымку холодного солнца, едва спасают картину, а стоит ли ради этого смотреть «Остров Бергмана», решать вам.

👁 Для кого?
Для тонких душ.

🎖Моя оценка — 5/10
🏅@kinopoisk — 6.2, IMDB — 6.7
​​Снова минутка зависти москвичам.

С 8 по 17 апреля в Москино Космос пройдут показы «Золотая эпоха Голливуда», куда войдут фильмы, спродюсированные Дэвидом О. Селзником. Программа приурочена к 120-летию легендарного кинопродюсера, «превратившего американский кинематограф в настоящую фабрику грез».

Мне особо приглянулся сеанс «Анны Карениной» 1935 года, который покажут 9 апреля. Экранизация романа Льва Толстого получила Гран-при Венецианского кинофестиваля, а исполнительница главной роли Грета Гарбо — баснословный гонорар в размере 275 тысяч долларов при бюджете фильма в 1,25 миллиона. Консультировал съёмки граф Андрей Толстой из киевской ветви рода Толстых.

На самом деле я хотела использовать этот инфоповод, чтобы порекомендовать недавно вышедшее исследование литературоведа, критика и писателя Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной» (РЕШ), в котором он «буквально “развинчивает” толстовский роман, рассказывая об истории его создания, о возможных прототипах героев, объясняя скрытые мотивы тех или иных поступков, анализируя характеры. Сам Толстой говорил, что, если бы нужно было объяснить все, что было заложено им в роман, пришлось бы писать новый. Павел Басинский сделал это за него».

Я пока в процессе, а если вы не хотите / не можете / не успеваете прочитать книгу, но интересуетесь темой, рекомендую пробежаться по статье «Фонтанки» с десятью интересными фактами о знаменитом романе, изложенных в «Подлинной истории Анны Карениной». Даже не знаю что необычнее: то, что Толстой писал внешний облик Анны со старшей дочери А.С.Пушкина Марии Гартунг, а Кити — с дочери Федора Тютчева Екатерины, или намерение писателя утопить главную героиню в Неве.

И напоследок напоминаю про чудесный канал @knigokasha, где Вика делится книжными / околокнижными находками и другими воодушевляющими вещами.

#кудасходить
#чтопочитать
​​«Если вы жалуетесь на отсутствие оригинальных фильмов и сами же продолжаете их не смотреть, то вы не очень умный человек», — сказал об этой картине Эдгар Райт. Присоединяюсь к словам режиссера и вопреки распространенному мнению «в кино сейчас смотреть нечего» презентую лучший на данный момент фильм года, после которого чувствуешь себя как после бани, — стопроцентный катарсис (напомню, с др. -греч. κάθαρσις — «очищение» / «процесс высвобождения эмоций»).

«Все везде и сразу» (“Everything Everywhere All at Once”), 2022 — обо всем везде и сразу и в то же время о главном.

Гениальное (!) название фильма очень ёмко характеризует его суть. Во-первых, это мультижанровое произведение. Начинающийся как классическая комедия, он перерастает то в изобретательную фантастику, то в забористый гонконгский боевик, то в философский сай-фай, то в величественную драму. Отточив мастерство в трагикомедии «Человек — швейцарский нож», Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт дают еще большую волю фантазии и создают буквально «метафизический взрыв мозга» с непредсказуемым развитием мультивселенных и огромным количеством плот-твистов. Сладостное чувство невозможности предугадать сюжет, привет, давно не виделись!

Следующее «мульти» — это мультиструктурность. Сложносочиненное действие на экране работает как гипноз: динамика и клиповый монтаж первой части пестрят калейдоскопом культурных отсылок, среди которых просматривается влияние «Довода» Нолана или «Матрицы» Вачовски, и не искушенный безумными смелыми приемами (язык не поворачивается сказать «дичью») зритель может запросто потеряться в круговороте всевозможных нагромождений.

Примерно к середине хронометража ритм замедляется, фильм, как вселенная сжимается, линии сходятся, и появляется время выдохнуть, разглядеть ее. Big Idea. То, ради чего мы, собственно, собрались. Выясняется, что за избыточностью скрывалось большое высказывание о любви, размышление о ее беспричинности и всеобъемлемости. Остается только позавидовать изобретательности авторов, которым удалось упаковать глубокую мысль в красочную упаковку, довольствуясь сравнительно небольшим бюджетом.

Выходя из кинотеатра, я поймала себя на мысли, что уже хочу пересмотреть «Все везде и сразу»: понаблюдать за удивительной пластикой Мишель Йео и Джейми Ли Кёртис, найти незамеченные гэги, записать трогающие за живое высказывания… Не ручаюсь за точность формулировки, но эта фраза не выходит из моей головы: «Я знаю вы дерётесь из-за страха. Я тоже боюсь. И хоть я не сражаюсь, я чувствую себя виноватым».

Что ж, студия А24 в очередной раз доказала статус главной независимой кинокомпании, выпускающей высококачественные экспериментальные фильмы, среди которых «Маяк», «Солнцестояние», «Легенда о зеленом рыцаре», «Камон Камон», «Неограненные драгоценности» и пр. Спасибо @volgafilms за показ картины в российском прокате!

Уже в кино!

👁Для кого?
Для экспериментаторов.

🎖Моя щедрая и супер редкая оценка — 10/10
🏅@kinopoisk — 8.5, IMDb — 8.9
Происходящее в мире безумие пугает, сковывает и заставляет закрыться. Многим из нас больно и страшно. В рамках новой рубрики #кинотерапия расспросила киноблогеров о том, какие фильмы смотреть, чтобы снизить тревожность и жить дальше.

Сегодня мне помогали потрясающие авторы, блоги которых я читаю сама и рекомендую вам:
Миша @skalkino
Настя @LazyEditor
Валентин @serial_boiler
Андрей @pokadoma
Настя @bringchangefilm

Пишите мне, если хотите стать следующим героем рубрики (профессия неважна)! #кинотерапия каждую субботу на @shtoetobilo

Моя рекомендация недели — «Все везде и сразу».