Sevprostor
2.12K subscribers
2.14K photos
18 videos
4 files
148 links
加入频道
Я тут периодически рассказываю про местный вытегорский говор. Вот ещё интересное слово.

Поленницу тут зовут "костер".

Причем, называют так ее и русские и вепсы.

Слово это русское диалектное. На севере довольно распространено.

У поморов "КостЁр дрофф – поленница" (краткий словарь поморского языка, И.И.Мосеев).

Возможно, не только на севере. У вас так поленницу зовут? Если да, какой район?

Совершенно не ясно, откуда такая связь. Вероятно, по смыслу общее "процесс сжигания", горения. Поленница для него и предназначена.

Хотя, в украинском костер это стог, скирда. То есть по смыслу "куча".
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
А вот, собственно, деревня, в которой происходили вышеописанные события с вепсским колдуном. В наше время она выглядит так.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Увидела вот это фото и задумалась...

У быков, только что забитых, сырую кровь пьют, бывает. У оленей северных оленеводы сразу же кровь и сырое мясо едят; ещё печень, пока свежая, могут прямо на печь положить, слегка обжарить, и есть, макая в оленью кровь, как в соль.

А вот у свиней, это я не в курсе, едят ли что-то после забоя.

В связи с этим вопрос родился. Есть ещё животные, у которых после забоя что-то сразу традиционно употребляют, с пылу-жару, пока сырое и свежее?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Фу́рындать (фу́рандать) – пить чай. Вы бы интуитивно поняли, о чем речь, увидев вывеску?)
Forwarded from Jørgen Jørgen
Тут в Петрозаводске недавно открылась чайная «Фурындальная», с отсылкой к заонежскому говору. Некоторые от такого названия порвались, мол неблагозвучно)
Forwarded from Александр Моисеев / РУССКИЙ СЕВЕР (Александр Моисеев)
Самый северный монастырь России
⤵️
Свято-Трифонский Печенгский монастырь в Заполярье, недалеко от границы с Норвегией в месте слияния реки Печенги и Маны.
🔻
“По преданию, указывают каменную пещеру у подошвы высокой каменной горы, в которой преподобный укрывался от гнева лопарей-язычников. В память этого гора называется “Спасительною”, сама же пещера едва заметна, камни осыпались.” (Печенгский монастырь, 1908 года) Эта гора заметно выделяется и сейчас и является приметным символом местности, по которой ее легко узнать. Вот она - сразу за монастырем.
🔸
И вот тут возникает путаница. Дело в том, что все прежние “официальные источники” указывают на то, что изначально монастырь располагался в устье Печенги, что вполне логично, ведь все снабжение, транспортные пути связаны с водой и попасть в монастырь можно было только со стороны моря. Нет, конечно прийти можно напрямую из тундры, но это сопряжено с огромными трудностями и чрезвычайно время затратно, поэтому “связь с внешним миром” осуществлялась только по воде. Однако исследование митрополита Митрофана показывает, что в 1529 году Трифон основал свою обитель именно у впадении реки Маны в Печенгу. А Успенский храм был построен Трифоном у Трифонова ручья недалеко от устья Печенги. Это и было изначальным местом нахождения монастыря.

Впрочем, загадки на этом не заканчиваются…