Sevprostor
2.08K subscribers
1.84K photos
18 videos
4 files
483 links
加入频道
Узнала сейчас, что люди порой путают сейды (священные камни, пни и прочие объекты, которым поклонялись саамы) и гурии (кладки из плоских камней, которые сооружали люди в качестве ориентиров). Думают, что любой гурий в тундре священный.

Хотя как путают, в той же википедии написано, что гурий тоже может быть сейдом. Да, википедия это не какая-то безошибочная инстанция. Но тем не менее, ошибка ли это?

Я раньше наоборот думала, что гурий (сложенный вручную) не может быть священным объектом. Но на примере ненцев оказалось, что гурий вполне может быть идолом.

По крайней мере такое предположение я прочитала в публикации, которая сделана по итогам исследований Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ) Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачëва» (Институт Наследия) и Фонда полярных исследований.

Ниже продолжение 👇
Вот на фото пример такого ненецкого идола, что находится на острове Вайгач.

Однозначно похож на гурий (кладку из плоских камней). Но здесь поясняется, что это не просто гурий. Потому что в вершину вставлен острый камень, чего нет у большинства гуриев (ориентиров). Плюс, самое главное, вокруг разложены многочисленные остатки жертвоприношений: оленьи рога и кости.

Ниже продолжение 👇
Получается, гурий тоже может оказаться священным объектом. Но для этого он должен обладать дополнительными признаками (наличием жертвоприношений вокруг).

Саамы, также как и ненцы: оленеводы, охотники, рыболовы. Жертвоприношения у них были схожи. Саамы приносили к сейдам шкуры, рога и головы убитых оленей. Все эти кости в Заполярье сохраняются веками. Они лишь постепенно зарастают мхом и лишайниками. Порой лопари смазывали сейдов оленьей кровью или рыбьим жиром. Вот это уже по прошествии веков заметить сложно, хотя если жертвы приносились десятилетиями, то следы могут быть заметны и на камне. Иногда в жертву могли приносить и птиц, они в отличие от оленьих костей, конечно, вряд ли долго сохранятся.

Ниже продолжение 👇
Разумеется, специалисты могут видеть и другие признаки священного объекта и даже по простой палке понять, что это древний идол, но людям, которые не настолько в теме, проще не домысливать, а смотреть на явные атрибуты в виде остатков языческих жертв. Если их нет, то и предполагать лишний раз сакральность каменной кладки или тем более большого камня, наверное, не стоит.
Извиняюсь за многопостинг, но телега ограничивает количество слов, если в посте есть фотографии. Приходится текст дробить.

И напоследок. Каменная кладка чаще всего это просто ориентир. Но бывает, что это основа для поморского креста, который может до сих пор стоять, а мог за века уже упасть и сгнить. Так что иногда вокруг такого гурия стоит походить и осмотреться даже на предмет христианских сакральных объектов.

Плюс, каменная кладка может быть попросту сооружена над чьей-то могилой. Это тоже не редкость.

На фото остатки поморских крестов.
Такой более ста лет назад была рождественская елка у почтмейстера Кутепина. 1913 год.

Сейчас это Коми. На момент съемки: Архангельская губ., Печорский уезд.