Сергей Перевезенцев
2.84K subscribers
3.18K photos
407 videos
22 files
1.4K links
加入频道
ГДЕ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ КНИГУ "РУССКИЕ СМЫСЛЫ: ДУХОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ X-XVII ВВ."?
Подписчики опять спрашивают, где можно приобрести мою монографию "Русские смыслы: Духовно-политические учения X-XVII вв.". Всем, кто хотел бы приобрести эту книжку, сообщаю адрес магазина, где она продается: https://www.hamlet.ru/?view=item&id=36112
Кроме того, можно обратиться  непосредственно в издательство «Квадрига», электронный адрес: [email protected], и тогда книгу пришлют по почте.
Параллельная реальность: в разгар СВО российские спортивные СМИ объясняют, почему нужно болеть за Украину и чем она удивит

Сегодня целая плеяда отечественных спортивных изданий решила помочь разобраться читателям в незалежном футболе. Дошло даже до статей о том, почему россиянам стоит болеть за Украину и Словакию (за последнюю советуют из-за схожести с русским флагом). Ранее разнокалиберные иноагенты уже высказались на эту тему: «Ах, как это прекрасно! Без России, зато с Украиной и Грузией! Следите за новостями! Забьёт ли Криштиану Роналду?».

В 2012 одним из городов, принимавших футбольный Евро, был Донецк. Люди, приезжавшие на матчи сборных Англии, Франции, Испании, Португалии и Украины, проходили через новый терминал аэропорта, который через два года стал полем боя. На улицы, по которым ходили болельщики, сыпались снаряды.

Память у людей короткая, а в спортивном календаре бомбардировки не обозначены.

Спорт довольно долго был «скрепой» России. Особенно в «нулевые», когда деньги уже имелись, а страна ещё оставалась очень неустроенной, зато трезво оценивающей себя в качестве колонии государств поцивилизованнее.
К тому же это был по-настоящему космополитичный этап нашей нынешней истории, когда люди ездили в Европу, закупались там, смотрели вживую на города, когда-то казавшиеся фантомами из книг, ну, и заодно уж болели — кто за «Манчестер» в клубных чемпионатах, а кто за Испанию в международных.

Сегодня ситуация полностью другая. Сейчас нас нет на Евро, но мы есть на более важном соревновании за выход в финал этой эпохи. Милый (не очень-то, на самом деле) этап, когда у нас думали, что вот, мы будем такой полуколонией, которая продаёт нефть, а всё остальное покупает, — он остался в прошлом. Сейчас относиться к спорту как к чему-то, лежащему вне политики, нелепо.

Пока в Германии по полю бегают миллионеры из недружественных стран, у нас в разгаре совсем другое соревнование. Более существенное. И от того, как мы выступим на этом чемпионате, зависит очень многое — в том числе, будут ли у нас хорошие спортивные чемпионаты дальше.

Это, кстати, отлично поняли футбольные болельщики, которые ушли совсем в другое нападение. Сегодня наш главный спортивный клуб — «Эспаньола». Она как раз забивает ГОООООООЛ.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
О, великая русская женщина! Всю Африку заставит банки собирать, клубнику и оладушки есть, а потом поцелует и всё у всех пройдёт
Forwarded from Радио России
В эфире Радио России и Радио Культура:

Выпуск 1325.
17.06.2024.

Что наука знает о Руси накануне христианства и о христианстве накануне Руси


О связи народов Западной и Восточной Римской империй, где место Руси в тогдашнем европейском мире, что знает современная историческая наука о христианстве X века, почему западная христианская церковь пошла на дополнение к Символу веры, что такое "филиокве", почему с VIII века пошло разделение единой церкви, о политической власти римских пап, как ирландцы проповедовали христианство вплоть до Восточной Европы, об арианстве ругов в Моравии, какое христианство нашли Кирилл и Мефодий в Великой Моравии, почему Кирилл и Мефодий сделали славянский язык четвёртым великим языком богослужения, о Кирилло-Мефодиевской православной традиции, как римские папы и немецкие епископы преследовали Кирилла и Мефодия, об единой христианской территории Европы X и XI веков, о знаменитой миссии Адальберта в Киев, постоянных спорах язычников и христиан выбора мировоззрения — смотрите и слушайте очередную беседу из цикла "Русское преображение. История русской мысли X-XVII веков" с профессором Перевезенцевым.

В гостях у Российского университета Сергей Вячеславович Перевезенцев, доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, русский писатель, историк и философ.

Премьера выпуска состоялась 17.06.2024.

Смотреть

@radiorossii
ПЛЕНЭР В ОПТИНОЙ И ЭКСКУРСИЯ ПО ОБИТЕЛИ

По благословению  нашего дорогого владыки Иосифа (наместника Оптиной пустыни) у нас прошла двухнедельная летняя практика (пленэр) наших учеников в стенах монастыря. У детей была возможность посещать обитель на ежедневной основе по несколько часов и запечатлять в своих работах виды нашей любимой обители.

Завершилась наша летнаяя практика посещением обзорной экскурсии по монастырю, хибарки преподобного Амвросия Оптинского, посещением могилок Оптинского художника отца Даниила Болотова, который написал портреты прп.Амвросия и нашего духовного основателя Студии игумена Илариона❤️🥰🎨

Рады с Вами поделиться нашими фотографиями.🤗🌷
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Продолжение)
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи)

Социальное устройство

Большая роль государства в отечественной истории формировала и своеобразие социального устройства страны, особенно в период Московского царства. Именно тогда, в конце XV–XVI вв. постепенно складывается система служилых сословий, которые не только служили государству, но и в полной мере зависели от него. Подобная система просуществовала в России до начала XX столетия. За эти столетия в сознании большинства российских жителей сформировалась идеология служения, т. е. добровольного исполнения обязанностей по отношению к государству и Отечеству. Причем, если в XVI–XVII вв. служили прежде всего государю, ибо само государство рассматривалось подданными царя прежде всего как царская «отчина», т. е. его частное владение, то, начиная с XVIII столетия Россия воспринимается ее жителями уже как общая Родина, Отечество, потому служили не только царю, но и Отечеству. После революционных событий 1917 и установления советской власти, традиционный политический режим самодержавия и традиционная сословная система в России были ликвидированы, однако значимость государства, как главной организующей силы сохранилась, следовательно, идея служения Отечеству никуда не делась, наоборот, приобрела самодовлеющее значение, стала важнейшим элементом общенародного сознания. И не случайно, когда в 1941 году войска гитлеровской Германии вторглись в пределы СССР, начавшуюся войну сразу же стали называть Отечественной, а чуть позже Великой Отечественной войной. Ведь именно идея служения Отечеству, необходимость защиты Отечества и объединили народы Советского Союза в борьбе с немецким нацизмом. Сегодня идея служения Отечеству продолжает сохранять свое значение в жизни нашего народа.
Неизменным на протяжении столетий оставался идеал справедливого общества, стремление к устроению которого многое определяло в реальной политике российских государственных деятелей разных времен. В XII–XVII вв. идея справедливости напрямую была связана с понятием «правды», источником которой считался Сам Господь Бог. «Христос есть истинная правда», — писал Иван Семенович Пересветов, один из известнейших русских мыслителей XVI века. Позднее, начиная с XVIII века, справедливость начинает напрямую связываться с необходимостью более правильного устройство российского общества, которое бы учитывало интересы всех сословий. Именно в этот период в российской общественной мысли появляются многочисленные проекты наиболее справедливых форм социальной организации, предлагаются различные способы достижения идеала социальной справедливости, вплоть до самых радикальных, революционных. Многим казалось, что этот идеал был достигнут после установления в России социалистического строя, объявленного официальными властями самым справедливым общественным строем на земле. Однако, как показала история, век социализма в России оказался очень короток, а одной из причин падения социалистического строя и в России, и в других странах стало как раз несоответствие между провозглашенными принципами социальной справедливости и реальной жизненной практикой, которую многие считали далекими от заявленных идеалов. В современном российском обществе продолжает сохраняться значительное социальное неравенство. Согласно данным Росстата, по итогам 2022 года: почти половина населения жителей России имели доходы ниже среднего дохода по стране (до 44 937 руб. в месяц); доходы почти 80% жителей были меньше среднемесячной зарплаты (65 338 руб.); только 7,4% всего населения имели доходы свыше 100 тыс. руб. в месяц. Тем не менее, и в современной Российской Федерации идея справедливости и стремление к созиданию общества социальной справедливости остается одним из важнейших мотивов дальнейшего развития нашей страны.
С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Продолжение)
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи)

Этническое многообразие

В российских границах с древности проживали разные племена и народы. В конце XIX столетии в составе Российской империи насчитывалось более 200 народов. По данным последних российских переписей населения в современной Российской Федерации проживает более 190 народов.
Еще российское самодержавие постепенно выработало достаточно гибкую и эффективную национальную политику. В XVIII–XIX вв. российские власти стремились привлечь на свою сторону местную знать, сохраняя за ней прежние и предоставляя новые привилегии, включая ее в состав общерусского правящего сословия. При этом центральная власть, по возможности, избегала вмешательства во внутреннюю жизнь национальных общин и национальных территорий, предоставляя им право жить на основе их традиционных культурно-бытовых и религиозных устоях. Более того, некоторые народы входили в состав Российской империи, сохраняя собственную государственность: Царство Польское, Бухарский эмират и Хивинское ханство. А финны, благодаря российским императорам, вообще впервые в своей истории обрели государственность (Великое княжество Финляндское). По-своему решался национальный вопрос в СССР, где, наряду с поддержкой развития разных народов, проводилась политика стирания национальных различий, а целью национальной политики считалось формирование некой «новой исторической общности» — «советский народ».
Но, конечно, ведущую роль в развитии российской государственности играли русские (великороссы). Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на основе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока. Так, рано возникшая и просуществовавшая у славян до XX в. территориальная община (гораздо дольше, по сравнению с Западом) определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию. В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским. А вообще в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение вроде бы несоединимого. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе в процессе ассимиляции славянами иных этнических общностей.
Русский народ на протяжении веков нес на своих плечах основную тяжесть государственного строительства, созидания экономического и культурного богатства страны. При этом русский народ не пользовался в Российской империи никакими привилегиями — ни экономическими, ни законодательными, ни социальными, ни политическими. Присущие русским черты национального характера — жертвенность, открытость, трудолюбие, терпимость и стойкость в борьбе с невзгодами — стали важным условием того, что русские сумели сплотить вокруг себя многие другие народы, жить с ними в дружбе и добрососедстве. Совместными усилиями народы России, объединившись вокруг русского народа, создали уникальное цивилизационное образование — Российское государство. Русские всегда составляли большинство населения нашей страны. В Российской Федерации по данным переписи населения 2021 г., русские составляли 80,85% или 105,6 млн из 130,6 млн указавших свою национальную принадлежность.
С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева
Forwarded from Коза кричала
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Британская интернет-дива и политический комментатор Кэти Хопкинс выдала как на духу:

- Мы наблюдаем крушение украинского нарратива в режиме LIVE и это шикарно! Особенно в массовой культуре. Род Стюарт в Германии хвалился гигантским украинским флагом и фотографией нюхача Зеленского, за что огреб от зала по полной. Было ржачно! В футболе румыны вынесли Украину и стадион порвало. От их гимна просто мурашки! Может, Украину наконец перестанут насильно пихать всюду, где только можно? И последнее. Путин говорит, что будет счастлив заключить мир и прекратить войну, как только европейцы перестанут быть мудаками. Увы, пока нашим лидерам больше по душе ядерный Армагеддон, чем вариант прислушаться к его предложениям. Итак, сейчас на наших глазах умирает ложь, которой вас пичкали. Я прошу всех, у кого до сих пор в профайлах украинские флажки, может, наконец уберете их? Спасибо!
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Продолжение)
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи)

Религиозное своеобразие России

В ходе исторического развития России постепенно была выработана вполне эффективная модель сосуществования различных религий в едином государстве, с учетом признания ведущей роли православия и Русской Православной Церкви.
Православная вера и Русская Православная Церковь сыграли выдающуюся роль в формировании духовно-политических и нравственных основ российской цивилизации. До конца XVII в. Россия оставалась в первую очередь православной страной, а русские государи осознавали себя прежде всего защитниками православной веры. В XVI–XVIII вв. в состав России вошли различные народы, которые придерживались иных религий. Казанские и астраханские татары, башкиры, крымские татары исповедовали ислам. Религией калмыков, бурятов и некоторых других народов был буддизм. С присоединением прибалтийских, польских и западно-белорусских земель, поданными русских императоров стали последователи католицизма, протестантизма и греко-католицизма. Много католиков и протестантов было среди иностранцев, приглашенных на службу в Россию. После присоединения земель бывшей Речи Посполитой российскими подданными оказались евреи, исповедовавшие иудаизм. Наконец, у многочисленных народов Сибири были собственные языческие религии.
В XVIII — начале XX в. в. отношение властей к религии в целом стало прагматическим, строилась на идее объединения всех религий под эгидой русского православного государя. Если представители тех или иных религий были согласны жить по законам Российской империи и признавали власть российских императоров, то им дозволялось строить храмы, мечети, синагоги в местах своего проживания и осуществлять церковное окормление верующих. В Российской империи по отношению к различным вероисповеданиям, в основном, поддерживалась веротерпимость. Исключение составляли греко-католицизм, а также некоторые секты, чьи последователи наносили себе физический или психический ущерб. Кроме того, до 1905 г. были ограничены права старообрядцев, т. е. той части православных, которая оставалась верна старым обрядам.
Официальной религией Российской империи продолжало оставаться православие, его исповедовало подавляющее большинство населения страны. Несмотря на то, что православие считалось официальной религией Российской империи, в XVIII в. взаимоотношения между государством и Церковью значительно изменились. В соответствии с «Духовным регламентом», принятом в 1721 г., Русская Православная Церковь потеряла свою самостоятельность и была полностью подчинена государству, патриаршество упразднялось и вводился коллегиальный орган — Духовная коллегия, вскоре названная Святейшим Правительствующим Синодом. «Верховным судьей» и фактическим главой Синода являлся император.
Признавая государственной религией Российской империи православие, российские власти способствовали развитию практически всех других религиозных конфессий в России. При Петре I было разрешено строить католические костелы в российских городах. Серьезное влияние на политику Российского государства стал оказывать протестантизм. Во многом это объяснялось тем, что среди ближайших соратников русских государей было много иностранцев, продолжавших исповедовать то или иное направления протестантизма. Особенно широко распространено было лютеранство.
С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (Продолжение)
Из книги «Русские ценности: Традиционные смыслы и их отражение в сознании современной молодежи)

Религиозное своеобразие России

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна официально признала буддизм в Российской империи. В годы правления Екатерины II был отменен существовавший до той поры запрет на строительство новых мусульманских мечетей (первую новую мечеть в Казани построили в 1767 г.). Для управления исламскими общинами в 1788 г. в Уфе было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание — первая официальная организация мусульман России. Последователям иудаизма с 1795 г. разрешалось пользоваться всеми имущественными правами в местах их прежнего обитания, а также расселение по всей Малороссии и в недавно присоединенных землях причерноморской Новороссии, но запрещалось расселение во внутренних губерниях империи.
В XIX в. положение всех неправославных религиозных организаций было регламентировано «Уставами духовных дел иностранных вероисповеданий» Свода законов Российской империи. В соответствии с этими уставами главой всех официально признанных религиозных организаций в России считался император.
В империи последователей всех вероисповеданий делили на три группы. К первой принадлежали православные. Православие исповедовало подавляющее большинство населения страны, в первую очередь — русские, малороссы и белорусы. К тому же православие продолжало оставаться официальной религией Российской империи. Отдельной группой среди православных считались старообрядцы. Тех, кто исповедовал иные христианские вероучения, именовали инославными (армян-григорианцев, последователей католицизма, протестантизма, греко-католицизма). Наконец, всех, кто принадлежал к другим, нехристианским религиям, звали иноверцами или инородцами (последователей ислама, буддизма, иудаизма, местных языческих культов).
В годы советской власти (1917–1991 гг.) составной частью коммунистического мировоззрения и государственной политики стал атеизм, т. е. вера в то, что Бога не существует. Считалось, что атеизм должен заменить собой все традиционные религии — православие, ислам, буддизм, иудаизм, протестантизм, католицизм. При этом руководство коммунистической партии стремилось не просто к изживанию традиционных религий из жизни советской страны, но целенаправленно уничтожало храмы, монастыри, мечети и синагоги, преследовало религиозных служителей и простых верующих. В дальнейшем преследование людей за их религиозные убеждения и жесткий контроль за деятельностью религиозных организаций, в том числе с помощью спецслужб, стало обычной практикой для советской власти. Только во второй половине 1980-е гг. государственная политика в отношении религии несколько смягчилась.
В современной России государственно-церковные отношения строятся на основе Конституции и принятом в 1997 г. законе «О свободе совести и о деятельности религиозных объединений». В преамбуле Закона прямо говорится об особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, но и подчеркивается уважение других христианских конфессий, ислама, буддизма и иудаизма как составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Государство сегодня не вмешивается во внутренние дела различных конфессий, но требует от них соблюдения российского законодательства. В то же время, российские политические и государственные лидеры понимают большую роль традиционных религий в духовном оздоровлении нашего общества, материально и морально поддерживают традиционные религиозные организации. При Администрации Президента существует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, а в целях взаимодействия религиозных организаций создан Межрелигиозный Совет России.
С. В. Перевезенцев, А. В. Селезнева