Зачем на одной из башен монастыря двуглавый орел или Саввино-Сторожевские орлы
Царский двуглавый орел под крестом на маковке можно увидеть над Святыми вратами въездной башни. Безусловно - это символ самодержавия и царской власти. Но почему данный знак был установлен в Саввинской обители?
Ответ на этот вопрос можно найти в дневниковых записях первого епископа Енисейского Никодима (Казанцева), который приводит следующее мнение:
«Среди восточной стены, над Святыми вратами поставлена большая полуготическая башня, с деревянным, пирамидальным шпицем: он кончается большим вызлащенным яблоком, а над ним огромный медный, вызолоченный чрезь огонь орел двуглавый - Царский герб - знак того, кажется, что монастырь строен Государем и его казною».
Считается, что орел «маркировал» нахождение дворца в монастыре. Помимо этого в самом дворце по сторонам входа в Царицыны палаты были установлены белокаменные орлы.
Ещё один орел был нанесён на крыльцо Царицыных палат (по центру. см. 2 фото). Стоит сказать, что это было сделано намного позднее, так как на фотоснимках конца XIX века царский герб на этом месте отсутствует (см. 3 фото - монастырская фотокарточка 1898 года). Нет его и на фотографии в книге «Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА», которая была напечатана в 1909 году.
Получается, что знак самодержавия появился на крыльце в период с 1910 года по 1917 год. Как минимум до 30-х годов XX века продержался данный орел, о чем свидетельствуют следующие фотосники того периода (см. 5 и 6 фото), а вот к началу 1950-х мы его уже не наблюдаем (см. 7 фото).
Однако вернёмся к орлу на башне. На фотографии 1918 года (см. 8 фото) мы также можем его наблюдать, но видно невооруженным глазом, что он несколько покосился (следы неудачных попыток уничтожить символ самодержавия новой властью).
«Раненый, но не сломленный» орел продержался как минимум до 1939 года, о чем свидетельствует фотография (см. 9 фото) Молчанова Виктора Сергеевича, сделанная в это самое время.Скорее всего в последующие годы царский герб был окончательно уничтожен, так как в послевоенное время (примерно к 1960 году) на башне будет возвышаться металлический флажок (см. 10 фото). Уже в новейшее время двуглавый орел займёт свое законное и историческое место в 2012 году.
Вот такая непростая судьба сложилась у Саввинских орлов за годы лихолетья!
Царский двуглавый орел под крестом на маковке можно увидеть над Святыми вратами въездной башни. Безусловно - это символ самодержавия и царской власти. Но почему данный знак был установлен в Саввинской обители?
Ответ на этот вопрос можно найти в дневниковых записях первого епископа Енисейского Никодима (Казанцева), который приводит следующее мнение:
«Среди восточной стены, над Святыми вратами поставлена большая полуготическая башня, с деревянным, пирамидальным шпицем: он кончается большим вызлащенным яблоком, а над ним огромный медный, вызолоченный чрезь огонь орел двуглавый - Царский герб - знак того, кажется, что монастырь строен Государем и его казною».
Считается, что орел «маркировал» нахождение дворца в монастыре. Помимо этого в самом дворце по сторонам входа в Царицыны палаты были установлены белокаменные орлы.
Ещё один орел был нанесён на крыльцо Царицыных палат (по центру. см. 2 фото). Стоит сказать, что это было сделано намного позднее, так как на фотоснимках конца XIX века царский герб на этом месте отсутствует (см. 3 фото - монастырская фотокарточка 1898 года). Нет его и на фотографии в книге «Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА», которая была напечатана в 1909 году.
Получается, что знак самодержавия появился на крыльце в период с 1910 года по 1917 год. Как минимум до 30-х годов XX века продержался данный орел, о чем свидетельствуют следующие фотосники того периода (см. 5 и 6 фото), а вот к началу 1950-х мы его уже не наблюдаем (см. 7 фото).
Однако вернёмся к орлу на башне. На фотографии 1918 года (см. 8 фото) мы также можем его наблюдать, но видно невооруженным глазом, что он несколько покосился (следы неудачных попыток уничтожить символ самодержавия новой властью).
«Раненый, но не сломленный» орел продержался как минимум до 1939 года, о чем свидетельствует фотография (см. 9 фото) Молчанова Виктора Сергеевича, сделанная в это самое время.Скорее всего в последующие годы царский герб был окончательно уничтожен, так как в послевоенное время (примерно к 1960 году) на башне будет возвышаться металлический флажок (см. 10 фото). Уже в новейшее время двуглавый орел займёт свое законное и историческое место в 2012 году.
Вот такая непростая судьба сложилась у Саввинских орлов за годы лихолетья!
Дорогие друзья!
Вчера мы просили по фотографии определить к какой церкви Саввинской обители относится накупольный крест. Некоторые верно заметили, что данный элемент любого православного храма относится к Преображенской церкви. Среди ответов встречался и Троицкий храм, однако крест данной церкви хотя и весьма схожен с Преображенским, однако есть и отличие.
Чтобы разрешить данное недоумение, необходимо направить свой взор на пересечение двух перекладин у крестов и тогда мы увидим, что из них исходят как бы лучи. Однако это совсем не лучи, а самый настоящий трилистник.
Трилистная форма креста на куполах храмов и монастырей - излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» бывают украшены не только листьями. Часто последние преображаются, в схожие по форме сердечки или диковинные цветы, причём, фантазии кузнецов и литейщиков здесь нет границ.
В нашем случае трилистник (на куполе храма Преображения) завершается на «ветви» по середине звёздочкой, которая символизирует цветок лилии (символ чистоты). В свою очередь крест Троицкой церкви на всех трех ветвях имеет звезды (см. 2 фото).
Если в целом говорить о форме такого исполнения, то она одна из древнейших. Кстати, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1635 - 1637) на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на своем куполе имеет подобный трилистник.
А еще нельзя не упомянуть о книге советского фотографа Энвера Шейдаева «Русский крест», который сумел отснять в 60-70-х годах прошлого столетия свыше 500 разнообразных надглавных крестов храмов и монастырей. На основании его работ и вышел фундаментальный труд по данной теме.
В общем смотрим почаще вверх ☝️ на купола и берём с собой путеводитель по крестам Шейдаева, чтобы определить к какому типу относится тот или иной крест.☦️
Вчера мы просили по фотографии определить к какой церкви Саввинской обители относится накупольный крест. Некоторые верно заметили, что данный элемент любого православного храма относится к Преображенской церкви. Среди ответов встречался и Троицкий храм, однако крест данной церкви хотя и весьма схожен с Преображенским, однако есть и отличие.
Чтобы разрешить данное недоумение, необходимо направить свой взор на пересечение двух перекладин у крестов и тогда мы увидим, что из них исходят как бы лучи. Однако это совсем не лучи, а самый настоящий трилистник.
Трилистная форма креста на куполах храмов и монастырей - излюбленная у русских мастеров. Правда, крестные «ветви» бывают украшены не только листьями. Часто последние преображаются, в схожие по форме сердечки или диковинные цветы, причём, фантазии кузнецов и литейщиков здесь нет границ.
В нашем случае трилистник (на куполе храма Преображения) завершается на «ветви» по середине звёздочкой, которая символизирует цветок лилии (символ чистоты). В свою очередь крест Троицкой церкви на всех трех ветвях имеет звезды (см. 2 фото).
Если в целом говорить о форме такого исполнения, то она одна из древнейших. Кстати, церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1635 - 1637) на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры на своем куполе имеет подобный трилистник.
А еще нельзя не упомянуть о книге советского фотографа Энвера Шейдаева «Русский крест», который сумел отснять в 60-70-х годах прошлого столетия свыше 500 разнообразных надглавных крестов храмов и монастырей. На основании его работ и вышел фундаментальный труд по данной теме.
В общем смотрим почаще вверх ☝️ на купола и берём с собой путеводитель по крестам Шейдаева, чтобы определить к какому типу относится тот или иной крест.☦️