Samovarova
424 subscribers
3.04K photos
170 videos
2 files
476 links
Личный дневник и выражение частной позиции.

Веду @russ_krasota

Бусты для сторис: https://yangx.top/russ_krasota?boost
加入频道
Посмотрела, наконец, «Маяк», очень он подходит для ноябрьского Чёрного Петербурга.

*дальше сплошной спойлер*

Сюжет довольно прост: на отдаленный маяк на маленьком каменистом острове приезжает молодой помощник смотрителя, старый этому не очень рад и пытается сделать условия пребывания новичка невыносимыми. Дед (деспотичный одноногий сыч, помешанный только на своих ложных воспоминаниях, алкоголе и маячной лампе) с маяком буквально сроднился, и не готов позволить какому-то чужаку отнять у него дело всей жизни.

Он унижает помощника, дает тяжелые и порой бессмысленные задания, начинает потихоньку спаивать, чтобы выведать причину интереса к такой неприглядной работе. Смотритель полагает, что новичок находится в бегах, и на острове решил спрятаться под чужим именем. Тот, в свою очередь, борется между страхом за то, что его тайна будет выдана и желанием как-то остановить дедовский беспредел. Все это происходит на фоне воспоминаний главного героя и галлюцинаций, в которые он постепенно погружается от страха, агрессии, алкоголя, нездоровой атмосферы и невозможности какой-либо эмоциональной разрядки. В конце концов противостояние со стариком и желание попасть к запретному свету на вершине маяка становится для него манией.

Смотреть фильм можно и просто, как мистический триллер, а можно поразматывать слои разных мифологий и смыслов, которых накрутили с избытком и беспорядочно.

Мне из всех трактовок интересна та, что рассматривает основной конфликт как происходящий в воображении даже не двоих, а одного человека. На это указывает, к примеру, то, что настоящее имя помощника то же, что у старого смотрителя — Томас.

В широком смысле, это конфликт человека со своим прошлым, власть которого грубо, жестоко и безраздельно доминирует над ним. Герой бежит от страха на край света, чтобы, разумеется, именно там столкнуться с ним в самых неприятных формах.

Выход — заставьте свое прошлое погавкать, но не закапывайте заживо и не бейте топором, все-таки вы бьете самого себя.

Второй конфликт еще любопытнее. Помимо прошлого, главная цель, мания и зависимость обоих персонажей — маяк. Вернее, свет на вершине маяка.

Простая трактовка: молодой мужчина пытается пробиться с боем к своей инициации, убить своего Арицийского жреца, принять его знание и занять его место. Однако в этом главном новичок терпит поражение — знания оказывается слишком много, свет вожделенной лампы ослепляет его, он падает с вершины маяка вниз, где его заживо потрошат чайки.

В этом видят аллюзию с Прометеем. Однако помимо света и пожирающих внутренности птиц параллелей тут нет. Прометей не хотел присвоить свет, он его желал отдать людям и помочь им. Герой же «Маяка» одержим лишь гордыней и страстью, которую мечтает удовлетворить для себя одного. За что и наказан.

Ну и Томас Уэйк, старый смотритель маяка, которого сравнивают с капитаном Ахавом из Моби Дика, это не Ахав, а пародия на него. Как нам дают понять, моряком он не был, и весь антураж острова — это его личная иллюзия, в которой он готов утопить любого, кто посмеет в нее вторгнуться.

Есть там интересный момент, запечатлевший воображаемую схватку между двумя Томасами.

Ассоциация возникла у меня вовсе не с хромым Эдипом. Честно говоря, я бы и не вспомнила о сюжете, если бы не один давнишний разговор, который мне попался прямо накануне просмотра. Раз попался, то не зря, запишу.

Есть в Библии эпизод, в котором к Иакову во время ночного бдения приходит Бог в виде ангела и вызывает его на поединок. Они борются до утра, и выстоявший поединок Иаков просит у неведомого соперника благословить его. Бог Иакова благословляет, взаимен повреждая бедро, и нарекает ему новое имя — Израиль. Иаков после схватки символически переродился, и от его сыновей пошли 12 колен израилевых.

В «Маяке», конечно, этот библейский сюжет в чем-то повторяется, но самого главного нет — результата.

Что старый смотритель, что его неудачливый сменщик стали жертвами своих страстей, маний и иллюзий. Хтонь стихии поглотила обоих, без надежды на возрождение, туда им и дорога.

А Маяк как стоял и светил, так и будет, что ему сделается, он же символ.
Забавный тезис, который гуляет по сети - дескать, большевики - это ИГИЛ начала XX века. Академик Бехтерев или академик Павлов поспорили бы. Вот факт из деятельности людоедского красного Халифата - первым памятником, поставленным большевиками в 1918 году в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды, был памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому. Первый памятник Достоевскому вообще. Согласно легенде, после установки на памятнике появилась меловая надпись: «Достоевскому — от благодарных бесов».
Итак, что ж дает Грааль – для чего его ищут по всему свету достойнейшие из мужей?

«Грааль в своей великой силе
Мог дать, чего б вы ни просили,
Вмиг угостив вас (это было чудом!)
Любым горячим иль холодным блюдом,
Заморским или местным,
Известным исстари и неизвестным,
Любою птицей или дичью –
Предела нет его величью.
Ведь Грааль был воплощеньем совершенства
И преизбытком земного блаженства,
И был основою основ
Ему пресветлый рай Христов.
О, сколько в чашах золоченых
Вареных, жареных, печеных
Яств у Грааля! Он готов
К раздаче мяса всех сортов.
Он разливал супы на диво,
К жаркому предлагал подливы
И перец, обжигавший рты,
Набив обжорам животы.
Он кубки наполнял искристым
Вином, и терпким и игристым...».

Посмотрите, с каким удовольствием фон Эшенбах расписывает все это меню. И обратите особое внимание на «земное блаженство» и на то, что «был основою основ ему пресветлый рай Христов». Стремление к сакральной иерархии просто зашкаливающее. Но неужели Грааль – это всего лишь бесплатный супермаркет? Нет, есть у него и другие функции.

«Грааль, он тем и знаменит,
Что человечью жизнь хранит.
Тот, кто на камень глянет,
Пусть знает: хоть побьют, хоть ранят,
Семь дней уж точно он не умрет!
Это известно наперед.
Достаточно лишь посмотреть -
И невозможно умереть
В течение недели!
Диво, в самом деле!..»

Разумеется, в условиях средневековой медицины такая «аптечка» была весьма полезна – и тут, заметим, речи нет о неуязвимости (никакого godmode): ранения не безболезненны, просто от них не умрешь. В следующих строках раскрывается и третье свойство этой «таинственной святыни»:

«...Исполнен к людям доброты,
Грааль сохраняет их черты
До самой старости молодыми,
Вот только делает седыми
С теченьем лет их волоса –
Знать, здесь бессильны все чудеса!..»

Речь, кстати, не о вечной жизни, нет – Грааль просто помогает чисто визуально не стареть (хотя бы лицом – волосы артефакт не бережет). Что же мы здесь видим? Да просто мечты средневекового человека – их три: 1) не голодать, а вкусно и бесплатно жрать, 2) не умирать от чего попало, 3) сохранять молодость лица.

Вы понимаете, чего так хотели те люди? Как одним словом назвать их желания? Они хотели качественного потребления. Они готовы были весь мир объездить, но получить вожделенное – еду, медицину и косметологию. И перенеси этих парцифалей в наше время, они бы никуда не ездили – потому что сегодня есть супермаркеты, травмпункты/аптеки и салоны красоты. Наш мир им показался бы тем самым «земным блаженством», аналогом «рая Христова». Они бы, попади в наше время, плакали от счастья.

Средневековая рыцарская мечта о потребительском рае исполнилась – но вместе с ним пришли «антиглобалисты», обличители «потреблятства» и прочие любители нищеты и дикости. Ну да ладно – не о них речь. Куда интереснее ревнители «духовно-мужской и традиционно имперской цивилизации», которые без тени смущения объявили настоящий (исторически засвидетельствованный у того же фон Эшенбаха) рыцарский идеал «буржуазностью» и «мещанством» и превратили Грааль в (Господи, помилуй!) «трансцендентный элемент».

Средневековые герои не хотели никаких империй и трансценденций. Они хотели безлимитную карту супермаркета, нормальные антибиотики и омолаживающий крем. Отсюда для левых и правых критиков потребления две новости – хорошая и плохая. Плохая – даже эпические герои мечтали, прежде всего, о «земном блаженстве». Хорошая – мы, современные люди, по средневековым меркам – в раю.

Так что если кому-то не нравится потребление, то он – совсем не рыцарь. И в рай Христов его вряд ли возьмут – ибо он отверг его при жизни.
Все прекрасно.

Люди в испуге мечутся, пытаясь приставить обратно обломки своей стремительно распадающейся картины реальности. Нет, ребята, так не получится.

Иллюзии должны рушиться, и чем раньше, тем лучше. Мусора меньше разгребать.
А чем дольше противишься, тем больнее проходит пробуждение — что на личном уровне, что на более глобальном.

Хватит жалеть, выход из матрицы только начинается.

«Дом сам знает, как ему гореть», как сказал один старый армянин.
Когда ты понял, что все, что ты делаешь, создает ад, тогда время пришло. Этот момент может изменить направление твоего бытия.

П.Р. Саркар

#сознание_и_душа
Опечатка дня: заместитель предателя.
В Минске сегодня был невероятный закат. На этом фото из подборки — дом, где я жила.
Вон там подъезд, черный ход, откуда я выходила в Дану молл (справа на фото) и метро через дорогу. В черном ходе не было ничего особенного, просто в отличие от парадного, не было домофона, а так обычная дверь с другой стороны от лифта.

В соседней двери, 10 метро от моего подъезда — кофейня, где я частенько брала кофе(лучшие - с дыней и кюрасао) и круассаны.

Моя любимая Библиотека, которая многим не нравится, а меня завораживала своим киберпанковым обликом. Я обожала этот район — Маяк Минска — и его окрестности.

Мой 2020 в Минске был грустным, но все равно прекрасным. Даже тот ноябрь я вспоминаю с теплом. 🤍
Это будет обычное утро
Ты проснешься в квартире своей
И к окну подойдешь
Вроде все как всегда
Тот же вид
Люди, сквер и какой-то автобус
Вдалеке слышна церковь
Соседи
Что-то здесь изменилось
Ты поймешь неизвестным чутьем
И тебе все равно
Но раз это случилось
Соберись неохотно
Спустись
На такси это в общем недолго
Заходи в незакрытую дверь
Что-то здесь изменилось
Но не доведено до конца
Мне всегда не хватало тепла
Окажи мне последнюю милость
*
Ледяной смолой по улицам потекла
Все на своем пути смывая
Сначала мертвая вода
Потом живая

#стихи
Мои неожиданные пять копеек в дискуссию о технократии и взаимозависимости социального прогресса и технического, попытках придать науке культурные особенности и заразе неолуддизма.

Интересно наблюдать, как меняются мышление и язык под влиянием машинного интеллекта.

Мне кажется, что нужно рассматривать не прямолинейную "дискриминацию" человека техникой или роботами, а работающее уже сейчас подчинение живой мысли всевозможным метрикам, кипиаям и алгоритмам. Я еще несколько лет назад грустно шутила, что вся журналистика нынче работает на роботов Яндекса.

И шутки шутками, но именно необходимость соответствия машинным нормам сео привело к уродованию языка, к чудовищным вывернутым наизнанку заголовкам и общей деградации слова.

Трафик и конверсия, от которых также сейчас зависит как повестка, так и трудоустроенность конкретных людей и существование проектов, по большей части тоже технический конструкт, который формируется рядом алгоритмов, "переливающих" потоки, в которых самая личность Читателя утрачена.

Интересно, что и как будут читать люди лет через 50, ведь эту функцию роботам точно не удастся делегировать. Хотя вполне вероятно, что право выбора Читатель захочет передать алгоритмам.
Не бери мой наушник, не надо
Я слушаю песни Ада
И перевожу их на человеческие и ангельские языки.
Их поют умирающие в подвалах старики
В песнях Ада нет любви
Есть только страх, ненависть, боль
Без Любви нет плюса, можно выйти в зияющий ноль.
Мертвые плачут на разные голоса
На их лицах застыла роса
По полям много их, как цветов, холодных и белых
Дети горят заживо в своих колыбелях
Песни Ада кричат ночами на улицах вымерших городов
Сотни тысяч исчезнувших ртов
Их убили, но так никогда и не похоронили
Песни Ада выходят в пластиковых мешках, а не на виниле
Не бери эту флешку, на место ее положи
Слишком правдиво поёт Сатана — отец лжи

#стихи
Было/стало
Forwarded from _topotkotov