Священное и мирское
2.33K subscribers
127 photos
6 videos
2 files
507 links
Религиоведение, искусство и политика.
Об авторе и его работе: http://exodos.tilda.ws
Автор в ютубе: https://tinyurl.com/tanxn27

Связь: @filellen
加入频道
​​Сегодня после Канона иеромонах рассказал народу притчу из древнего Патерика. На тему еды — тему «низшей» (то есть фундаментальной) ступени религиозной жизни.

«Пришли однажды какие-то братия к авве Антонию, и говорят ему: дай нам наставление как спастись. Старец отвечал им: вы слышали Писание? И сего довольно для вас. Но они сказали: мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать.

Тогда старец сказал: в Евангелии сказано: „Если кто ударит тебя в левую щеку, обрати ему и другую“ (Мф. 5:39). Они говорят ему: мы не можем сего сделать.

Старец сказал: если вы не можете подставить другую, по крайней мере переносите удары в одну. И этого не можем, отвечали те.

Если и этого не можете, сказал старец, по крайней мере не платите ударом за удар. Братия сказали: и сего не можем.

Тогда авва Антоний сказал ученику своему: приготовь им немного варева — они больны».

Антоний Великий (251—356 гг., Египет)
Жанна Д'Арк, святая РКЦ (с 1920 г.)
​​«Месса на латыни воспринимается наивным католиком не как неизбежное зло, но как нечто в высшей степени священное. То же самое относится к старославянскому в русской литургии, к лютеровскому немецкому нашего собственного богослужения, а также и к санскриту в буддистском культе Китая и Японии, к „языку богов“ в ритуалах у Гомера и многому другому».

Рудольф #Отто

Бондзи — вариант санскритского письма, которым записывают мантры и сутры в японской секте Сюгэндо и эзотерических школах буддизма Сингон и Тэндай.
Мартовские иды, когда убили Цезаря, — 15 марта. Хоть с опозданием, эту дату надо помянуть.

Из статуи твоей струилась кровь,
И много римлян в ней омыло руки,
— И это значит, что весь Рим питаем
Твоею кровью и что знать теснится
За знаками отличья и наград.

Шекспир, Юлий Цезарь II, 2.

@t.me/fuckyouthatswhy/20768
«Римская империя — это власть. Это даже власть par excellence в том мире, в котором возникает христианство. Поэтому она должна основываться на учредительном убийстве, коллективном убийстве, аналогичном Страстям, своего рода „линчевании“.

На первый взгляд, эта доктрина кажется неправдоподобной, абсурдной. Можно возразить, что эта империя была основана слишком недавно и является слишком искусственным образованием для того, чтобы ее можно было связать с таким архаичным событием как „учредительное убийство“.

И все же... Мы достаточно хорошо знаем те исторические события, которые привели к основанию Римской империи, и не можем не признать, что они удивительным образом согласуются с евангельской идеей, относящейся к такого рода образованиям.

Все последующие императоры черпают свой авторитет из той жертвенной силы, которую источает божество, чье имя они носят, — первого Цезаря, убитого множеством людей. Как всякая сакральная монархия, эта империя, следовательно, основывается на обожествленной коллективной жертве. Трудно считать это простой случайностью».

Рене #Жирар
​​Британский историк Марк Сэджвик завтра читает доклад в Москве. Книга Сэджвика — мастрид для всех, кто имел дело с т.н. традиционализмом. Единственное более-менее академическое исследование этого квазифилософского течения, реальные биографии мэтров, происхождение их теорий.

Без упоротых постмодернистских мистификаций Дугина, всё это, конечно, банальные европейские «духовные искания» в мутном пруду «восточной мудрости». Сэджвик умеет говорить о традиционализме в правильном тоне — с иронией и теплотой. Как о юношеском увлечении, через которое прошли многие неглупые люди.
Красивый тезис из хорошей статьи Тимура Щукина.

«В христианстве взгляд на брак ровно такой же, как и на многие другие вещи, — от бытия Бога в Троице до посмертной участи грешников, то есть не предполагающий ответа в рамках аристотелевской логики исключенного третьего, выбора между жестким „да“ и жестким „нет“. Бог один или нет? Как бы вам сказать, это сложный вопрос, посмотрите на клевер... Христос — Бог или человек? Э-э-э, не заставляйте меня читать лекцию о многовековых христологических спорах.

Христианство заставляет мышление пребывать в состоянии постоянного диалектического напряжения, бичует его равно справедливыми и противоположными утверждениями, и наверное, именно в этом стоит видеть бунт христианства против мира, зараженного формальной логикой».
​​На самом деле, летовский пафос юродства «среди зараженного логикой мира» имеет мало отношения к ортодоксии. Многие отцы Церкви имели прекрасное образование, в том числе по логике. И догматика развивалась с целью разумно (логично) объяснить то, что дано в откровении.

Даже апофатическое богословие — основано на логических умозаключениях. И логически же приводит к богословию катафатическому. А уж оно-то целиком велось с помощью категориального аппарата, восходящего к Аристотелю.

Термины триадологии и христологии — «природа», «ипостась», «сущность», «лицо», «форма» — это не библейские слова. Это родо-видовые понятия из «Категорий» Аристотеля и «Исагоги» неоплатоника Порфирия. Конспект этих логических сочинений предваряет первый полный свод догматики — «Источник знания» св. Иоанна Дамаскина (8 век).

Утверждение «Бог един в трех Лицах» не нарушает закон противоречия. Это не 1=3. Потому что Бог един в одном отношении (по природе) и троичен в другом отношении (по ипостасям). А вот чтобы это сформулировать и обосновать, не уклоняясь в ереси, — нужен логический аппарат. Его можно критиковать и улучшать, но нельзя отрицать.

Так что «многовековые споры», о которых говорит Тимур Щукин, — это не бесконечное противостояние «равно справедливых и противоположных утверждений». Это большая работа по уточнению античной логики, недостаточной для выражения истин христианства.

Этой работе обязана последующая европейская философия. Даже Хайдеггер начинал с исследования христианской средневековой логики («Учение Дунса Скота о категориях и значении»).

Более того, богословие может и должно развиваться в том числе и на языке современной, и неклассической логики. На Западе — слава Богу! — это потихоньку и развивается. Пока у нас мыкаются с т.н. «русской религиозной философией» — мутной дряблой скукотищей.

Язык Оксфордского руководства по философской теологии
Благовещение. София Киевская, ок.1040 г.
Благовещение. Джон Кольер, США. 20 век.
​​«На этапе религиозной зрелости человечества величие религии уже заключается не в том, сколько она урегулировала, а в том, сколько она не урегулировала, оставляя нам. Если бы Аллах сказал, что надо жить по-монархически, мы должны были бы всегда жить по-монархически. Разумно ли это?...

Если вопросы, которые мы должны регулировать разумом, будут решаться в Коране или Сунне, тогда зачем Бог дал нам разум?! Этого не могут понять консерваторы. Они полагают, что в Коране и Сунне должно быть абсолютно все. Наоборот. То, что Пророк многие вещи оставил не урегулированными, и есть величайшая милость и мудрость Бога. Эти вещи Он оставил на решение нашему разуму и опыту».

Тауфик #Ибрагим
Вход Господень в Иерусалим. Елена Черкасова, 2005.
Лидеры американских демократов стыдливо называют погибших на Шри-Ланке не христианами, а "почитателями Пасхи".

Очень, конечно, характерный раскол в главной мировой империи. На сторонников традиционного европейско-христианского уклада жизни (которым Трамп обещает вернуть Christmas в качестве названия праздника) и на вот этих вот толерастов, в среде которых само имя Христа не приветствуется. Примерно поровну поделились. Наглядное отражение процессов, протекающих во всей европейской цивилизации.

И очень хорошее напоминание о ключевой важности религии в жизни народов - именно она формирует основы мировоззрения, и если какая-то сила хочет кардинально изменить народ или цивилизацию, то главный удар будет наноситься именно по этой сфере.

Такие вещи нам всем надо четко понимать. Благо что сегодня они все как на ладони.
​​Поцелуй Иуды. Николай Мухин, 1995.
​​Тайная вечеря. Сергей Сорокин, 2008.
«Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20).
​​Хлеб и вино и Сущий Господь. Гор Чахал, 2009.
​​«Страстной цикл» Антона Беликова, иконописца и философа. Серия стикеров, размещенная в руинах разрушенной артиллерийскими обстрелами школы в прифронтовом поселке Зайцево, неподалеку от Горловки.

Несение креста
​​Поцелуй Иуды. Антон Беликов, 2016.