Рязанская епархия Русской Православной Церкви
1.34K subscribers
6.68K photos
2.88K videos
2 files
3.36K links
Официальный канал Рязанской Митрополии
加入频道
30-летие освящения Покровского храма в Мервине верующие встретили на архиерейском богослужении

Ровно 30 лет назад в рязанском поселке Мервино вновь забил источник жизни духовной: 3 января 1995 года приснопамятный митрополит Симон (Новиков) освятил местный храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В 2025 году годовщину знаменательного события духовенство и прихожане встречали за Божественной литургией, которую совершил митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Евангельскому чтению, а также знаменательным событиям этого дня, владыка Марк посвятил своё наставление после богослужения.
Каменный Покровский храм был впервые освящен в начале XIX столетия взамен сгоревшей деревянной церкви великомученика Георгия Победоносца 1761 года постройки. В честь этого святого был устроен один из боковых приделов, второй – в честь преподобного Сергия Радонежского.

В ХХ веке Покровский храм некоторое время продолжал действовать, но в 1939 году его закрыли для переоборудования под клуб. Колокольню тогда сочли «нефункциональным сооружением» и уничтожили путем подрыва. Клуб в храме так и не появился, вместо этого в его стенах устроили зернохранилище и склад химических веществ, позже – мастерскую по изготовлению надгробных памятников. А в 1994 году в Мервине была создана община верующих и началось возрождение прихода. С того времени и до сих пор настоятелем храма является протоиерей Сергий Огородников. За минувшие десятилетия храм преобразился, была восстановлена колокольня, часовня, отреставрировано внутреннее убранство храма и приходской дом.

А в 30-ю годовщину возрождения Дома Божия митрополит Марк освятил обновленный иконостас. Не один год шли работы, которые теперь позволяют увидеть его во всем благолепии и с написанными специально для него образами. Символично, что событие свершилось незадолго до праздника Рождества Христова, ведь иконы – это напоминание о Боговоплощении, которое и стало основой для возможности создания в дальнейшем священных изображений в Церкви.

Верующим, принимающим активное участие в добрых делах прихода, владыка вручил высокие награды митрополии. Монахиня Алексия (Гуськова) была удостоена медали блаженной Любови Рязанской III степени, Анна Федоровна Закалюкина была награждена той же медалью II степени. Ряд прихожан был удостоен Архиерейских грамот.

Митрополит Марк сердечно поблагодарил всех прихожан за их неравнодушие и любовь к Дому Божию, а особые слова благодарности адресовал протоиерею Сергию Огородникову. Батюшка, в свою очередь, поделился воспоминаниями о свершившемся 30 лет назад освящении вверенного его попечению храма и рассказал о сказанном тогда митрополитом Симоном напутствии, в котором он призвал своих сомолитвенников стараться устроить приходскую жизнь так, чтобы храм был поистине небом на земле. Слова архипастыря стали постоянным ориентиром для настоятеля и прихожан, которые год за годом трудились, стремясь исполнить этот наказ и благословение владыки. И каждый, кто побывает в храме в Мервине, может в этом убедиться.
Что скрывает рождественский кондак?

Не знаю, есть ли такая практика среди детей и молодежи сейчас, но мы в школьный период всегда ходили славить Христа не только на Пасху, но и в Рождество.

Заключалось это действие в следующем: мы, обычно в деревне, но иногда и в нашем военном городке, заходили к соседям, знакомым, а может и просто в любой дом, пели тропарь и кондак праздника, затем выученные колядки или стихи, а в ответ получали какие-нибудь сладости. Поэтому, кстати, песнопения праздника Рождества Христова отлетали у нас от зубов.

Ах, как торжественно звучат строки «Дева днесь Пресущественного рождает»! Как-то всегда мне был ближе текст кондака, да и распев его на третий церковный глас создает особенную атмосферу - будто слова улетают в ночное рождественское небо и несутся над земным шаром.

Но, это все лирические отступления. А поговорить хотелось бы о серьезных вещах. Когда мы стали взрослее, стали больше узнавать, кое-что интересное открылось и о данном песнопении.

Во-первых, оказалось, что кондак, нами исполняемый, - это лишь краткая (смысловая) часть огромного произведения. Во-вторых, конечно же у этого творения есть автор. И это - преподобный Роман Сладкопевец, известный своим чудесным житием. 

Когда он был юношей, то приехал в Константинополь и стал пономарем в храме Святой Софии. Святой не имел дара чтения и пения и часто над ним смеялись. Роман долго молился перед иконой Пресвятой Богородицы и ночью в сонном видении Матерь Божия явилась ему и, подав свиток (по-гречески - «Кондакион»), повелела съесть. После этого святой получил дар сочинения и исполнения церковных песнопений.

Так вот, сам кондак-поэма преподобного Романа состоит из 24 строф. А первые буквы в строфах образуют акростих: Τοῦ ταπεινοῦ Ῥομανοῦ ὁ ὕμνος («Гимн смиренного Романа»). Мы же исполняем лишь проимий - вступительную часть к каждой строфе кондака: Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. Что ж, я и сейчас не теряю возможности зайти на Рождество к соседям и друзьям, прославить родившегося Спасителя и обязательно спеть, окунаясь в праздничное настроение.

Еликонида Милехина
Ушедший год, помимо прочих катаклизмов, отметился серьёзным конфликтом на территории Святой Земли. Будем надеяться, что в наступившем году, милостью Божией, этот и другие противостояния лишатся причин для продолжения.

Но у нас и сегодня есть возможность для онлайн-посещения Святой Земли. Взглянуть на места Библейской истории по-новому, узнать, какие найдены подтверждения событиям, описанным в Священном Писании можно в рубрике «Путешествуя с Библией».

С этой обширной и интересной темой зрителей знакомит протоиерей Димитрий Гольцев – секретарь Рязанского отделения Императорского православного палестинского общества, проректор по научно-богословской работе Рязанской православной духовной семинарии, преподаватель Библейской археологии Санкт-Петербургской духовной академии. Батюшка лично неоднократно принимал участие в библейско-археологических экспедициях на Святую Землю.

Теперь все выпуски рубрики «Путешествуя с Библией» доступны на RuTube-канале Рязанской епархии по ссылке.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
В преддверии празднования Рождества Христова и Святочных дней многие задаются вопросом о том, как достойно провести праздники, как христианину найти верный баланс? На этот вопрос отвечает владыка Марк в рубрике «Слово Архипастыря».

Видео также доступно по ссылкам:

На RUTUBE

На YouTube
Доброе утро, дорогие братья и сестры! Поздравляем с Неделей 28-й по Пятидесятнице перед Рождеством Христовым, святых отец.

📖 Неделя святых отец – последнее воскресенье (неделя) перед Рождеством Христовым. В этот день воспоминаются все святые сродники по плоти Господа нашего Иисуса Христа; в литургическом евангельском чтении мы слышим родословие Спасителя (Мф.1:1-25).

🎼 Веселися, Вифлееме, Евфрафо, готовися: / се бо Агница, Пастыря великаго во утробе носящи, еже родити тщится, / Егоже зряще, Богоноснии отцы веселятся, // с пастырьми поюще Деву доящую.
🖥 Родословие Христа

📖 В воскресенье, предшествующее празднику Рождества Христова, на Литургии читается самое начало Евангелия от Матфея. Апостол рассказывает нам родословную Спасителя - от Авраама до праведного Иосифа. Для чего евангелист предлагает читателям такой длинный список имен и почему в нем среди мужчин встречаются и женщины? Об этом рассуждают священник Евгений Алёнин и священник Вячеслав Савинцев.

🎥 Видео рубрики «Евангелие дня» с размышлениями священнослужителей Рязанской епархии на данную тему доступны на портале «Логосъ» по ссылке.
Подарок на Рождество Христово: какой он и о чем?

В декабре мы обычно начинаем думать о подарках друзьям и родственникам на Новый год и Рождество Христово. Кто-то выбирает сувениры, кто-то более нужную вещь. Если хочется подарить ближнему рождественскую радость, совместив и практичность, и формат «на память», и пользу для души, почему бы не подарить хорошую книгу? Выбрать можно любую, но есть и особые, «рождественские».

Рождество Христово, наряду с другими событиями из евангельской истории, относится к двунадесятым праздникам, отмечающимся не один день. Благоговейное почитание отразилось не только в многочисленных проповедях отцов Церкви, торжественных литургических песнопениях и богословских трактатах, но и в художественной литературе. Сформировался особый жанр произведения – рождественский рассказ (повесть).

Начало жанру дано в европейской литературе XIX века. Видимо, это связано с тем, что на Руси «чуть больше» почитают Воскресение Христово (в литературоведческой науке есть даже термин «пасхальность», об этом подробно можно почитать в майском номере газеты), а в западной традиции существенную роль отводят именно рождению Христа. Вместе с тем в нашей русской православной культуре воплощение и вочеловечение Христа Спасителя тоже воспринимают как важное событие, делая, однако, акцент не на светском праздновании, как, например, в Европе, а на духовном прославлении. Отсюда – практика строгой подготовки к великому празднику с долгими богослужениями, строгим воздержанием в преддверии рождественской радости…

«Рождественская песнь…» Чарльза Диккенса: чудо покаяния

Одним из первых, кто стоял у истоков жанра, по праву считают Чарльза Диккенса. Он создал цикл произведений «Рождественские повести», весьма душевных и совершенно не нудных для массового читателя: «Колокола», «Сверчок за очагом», «Битва жизни» и др. Среди них стоит выделить «Рождественскую песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями» – настолько популярное произведение, что даже спустя два столетия его с удовольствием читают люди разного возраста, а некоторые герои стали прототипами в известном мультсериале о дружбе и преодолении разных трудностей — «Утиные истории».

«Рождественская песнь…» повествует об английском дельце Скрудже, накопившем хороший капитал. Он настолько отвык от душевного тепла и любви к ближним, что не мог понять, как окружающие могут «просто радоваться жизни» и испытывать счастье от дружеского общения, все свои устремления и сердечные помыслы направил на преумножение денег, а ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21). Дошло до того, что герой отказывается принять приглашение на празднование Рождества. После этой утвердившейся мысли Скрудж возвращается домой и заболевает. Никто не знает, как страдает скряга: всех друзей и близких он давно отдалил от себя. Ему, одинокому и несчастному, в полусне-полубреду являются несколько духов, в фантастических деталях показывают прошлое, настоящее и будущее.

Рассказ непроизвольно заставляет задуматься: а что доброго сделали в своей жизни мы? Есть ли такое, за что нас помянут добрым словом и можно будет сказать: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Притч. 10: 7), то есть забудется в истории?.. Все завершается согласно традиционному канону жанра. Скрудж, неспособный и на маленькое доброе дело, переживает глубокое покаяние. Таким образом, совершается настоящее рождественское чудо: закоснелый, бесчувственный грешник меняет свою жизнь, ведь даже в таких, как он, теплится, пусть и замутненный, но образ Божий.

«Чудесный доктор» Александра Куприна: чудо милосердия

Тема рождественского чуда предстает и в произведениях русских писателей. Одним из таких текстов является рассказ «Чудесный доктор» о жизни бедной семьи, оказавшейся на грани голодной смерти. В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся в предновогодние дни. Глава семейства в силу сложных жизненных обстоятельств оказывается без работы и средств к существованию. Дома – голодные и больные дети.
Попытка найти деньги не приводит к успеху, милостыню (ни копейки) не дают и, более того, считают его попрошайкой: один господин «прочел ему наставление, что надо работать, а не клянчить», другие «обещали отправить в полицию».

И только один пожилой мужчина, абсолютно чужой человек, спешащий с подарками к себе домой, подобно милосердному самарянину, выслушал несчастного и помог ему, не пожалев своего драгоценного времени. Но помощь эта заключалась не в чем-то сверхъестественном, «чудесном», а всего лишь в простом разговоре и выдаче небольшой суммы денег на некоторые лекарства и еду. Тем не менее, оказался спасенным не только собиравшийся покончить с жизнью герой рассказа, Мерцалов, но и вся его семья. Так, согласно известной библейской мудрости, «верный в малом, и в большом верен», доктор своим небольшим добрым поступком избавил от смерти, в том числе вечной, не одного человека, а всю его многодетную семью…

Можно заметить, что рождественские и святочные тексты немного различаются, хотя разграничения весьма условны, поскольку главным все равно остается рождественская радость. В рождественских события происходят в Сочельник либо в сам праздник, утверждается ценность семьи и обновления жизни, обязательно изображается какое-то чудо, герои достигают желаемого счастья и радости, в этой жизни или хотя бы в вечности. В святочных действия совершаются после Светлого Праздника, во время так называемых «Святок», то есть 12 дней до Крещения. В этот период, согласно благочестивой русской традиции, принято творить посильные дела милосердия, помня апостольское слово о том, что «вера без дела мертва» (Иак. 2: 26), нести радость о родившемся Спасителе нашим ближним, а не предаваться безудержному веселью, пиршествам, оккультным практикам гадания и т.п.

К сожалению, нередко об этом забывают, претворяя в жизнь лишь внешнюю сторону праздничной жизни. И именно святочные рассказы всем своим замыслом призваны напомнить каждому о правильности совершаемых поступков. Не лишенные назидательности, они вместе с тем не менее интересны и увлекательны: герои, в чем-нибудь провинившиеся либо задумавшие коварство, преодолевают внешние или внутренние препятствия, порой весьма загадочные и фантастические, но все заканчивается благополучно.

Сегодня издано множество красиво оформленных сборников рождественских рассказов, которые станут хорошим подарком и для детей, и для взрослых. Среди них можно особо выделить «Рождественские грезы» Н. Абрамцева, «Теплый дом» И. Рогалевой, «Святочные рассказы» Н. Лескова, «В ожидании чуда» (рассказы современных авторов), сборники рождественских стихов и рассказов издательства «Никея».
Рождественские и святочные произведения помогают каждому из нас не только погрузиться в интересное чтение, но и осознать, что «невозможное человеку возможно Богу» и даже совсем маленькая крупица доброты и сочувствия, подаренная ближнему, способна сотворить настоящее рождественское чудо.

Примеры рождественских рассказов для детей

• С. Лагерлёф «Святая ночь» и «Легенда о рождественской розе» (как невозможное стало возможным)
• А. Куприн «Бедный принц» (как претворить свою мечту в жизнь)
• Дж. Хэрриот «Рождественский котенок» (что такое самоотверженность и лучший подарок на праздник)
• А. Чехов «Ванька» (об истоках известной фразы «на деревню дедушке»)
• Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками» (о последствиях человеческого равнодушия)

Примеры рождественских рассказов для подростков и взрослых

• Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
• Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»
• О. Генри «Дары волхвов»
• Н. Лесков «Запечатленный ангел»
• И. Шмелев «Рождество»

Кристина Красовская
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Наставление митрополита Марка в Неделю 28-я по Пятидесятнице

5 января, в Неделю 28-я по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в Рождественском кафедральном соборе Рязани.

В официальной группе Рязанской епархии ВКонтакте велась трансляция богослужения (видео доступно в записи).

В этот день на богослужении читался начальный отрывок Евангелия от Матфея, в котором перечисляется родословная Спасителя. Этому чтению, его значению и символике митрополит Марк посвятил наставление после богослужения.

В частности, владыка указывает на то, что наименование «книга родства» имеет более точный перевод «книга происхождения», что указывает на глубокую связь повествования евангелиста Матвея с первой книгой Библии.

Полная версия проповеди доступна по ссылкам:

На RUTUBE

На YouTube
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Иисус Христос - истинный потомок царя Давида!

В евангельском зачале мы слышим акцент на числе «14». В своём наставлении владыка Марк раскрывает символическое значение трёхкратного упоминания евангельстом о 14 родах и его связи с именем царя и пророка Давида.

Полная версия проповеди доступна по ссылкам:

На RUTUBE

На YouTube