Соседями охотников на древнем Кавказе оказались собиратели виноградных улиток
Российские археологи провели комплексные исследования двух стоянок древних людей в Приэльбрусье, которые позволили установить, что еще 20 тысяч лет назад человеку были известны техники обработки камня для изготовления геометрических микролитов. Эти небольшие каменные орудия использовались для охоты и разделки шкур животных — в основном туров, лошадей и оленей, чьи кости были найдены в навесе Псытуаже и гроте Сосруко, изученных археологами. Однако на последней стоянке оказалось больше раковин улиток, а значит, хозяйственная деятельность древних людей на географически близких стоянках отличалась. Это также повлияло на разнообразие орудий, использовавшихся обитателями грота. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Journal ofArchaeological Science: Reports.
http://russianold.ru/2022/07/14/ulitki/
Российские археологи провели комплексные исследования двух стоянок древних людей в Приэльбрусье, которые позволили установить, что еще 20 тысяч лет назад человеку были известны техники обработки камня для изготовления геометрических микролитов. Эти небольшие каменные орудия использовались для охоты и разделки шкур животных — в основном туров, лошадей и оленей, чьи кости были найдены в навесе Псытуаже и гроте Сосруко, изученных археологами. Однако на последней стоянке оказалось больше раковин улиток, а значит, хозяйственная деятельность древних людей на географически близких стоянках отличалась. Это также повлияло на разнообразие орудий, использовавшихся обитателями грота. Результаты работы, поддержанной грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Journal ofArchaeological Science: Reports.
http://russianold.ru/2022/07/14/ulitki/
Детали: Троица Ветхозаветная в камне
И снова мы желаем вам спокойной ночи нашей рубрикой #детали. Один из более, чем 400 фрагментов каменной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве Польском, что обрушился в XV веке и тогда же восстановлен московским зодчим Василием Ермолиным. Резьбу собрали как попало - сохранился и фрагмент Троицы ("Гостеприимства Авраамова"). НУ а про сам собор можно прочесть статью на нашем портале.
http://russianold.ru/2021/06/13/georgiy-yuriev/
И снова мы желаем вам спокойной ночи нашей рубрикой #детали. Один из более, чем 400 фрагментов каменной резьбы Георгиевского собора в Юрьеве Польском, что обрушился в XV веке и тогда же восстановлен московским зодчим Василием Ермолиным. Резьбу собрали как попало - сохранился и фрагмент Троицы ("Гостеприимства Авраамова"). НУ а про сам собор можно прочесть статью на нашем портале.
http://russianold.ru/2021/06/13/georgiy-yuriev/
Forwarded from Институт археологии РАН
#КСИА #книги_иаран #как_пройти_в_библиотеку #археология #наука
Чтобы керамический сосуд был прочным, его обжигают - это известно всем. Но о первых шагах человечества на пути использования огня для придания сосуду прочности и водонепроницаемости мы почти ничего не знаем. Это связано с тем, что на археологических памятниках очень плохо сохраняется керамика, испытавшая так называемый слабый обжиг, а керамика, вообще не испытавшая обжиг, встречается крайне редко.
Как полагают исследователи, в древности существовало два этапа индивидуального обжига сосудов: первый - это обжиг только внутренних поверхностей сосуда, и второй - это обжиг и внутренней, и внешней поверхности. Этнографы зафиксировали лишь очень слабые отголоски самых примитивных обжигов. По свидетельству этнографа Корнелиуса Озгуда, индейцы племени атапасков на Аляске обжигали только внутреннюю поверхность каждого сосуда. Женщины этого племени изготавливали сосуды из глины, смешанной с нарезанными перьями куропатки. Сосуды сушили в течение двух дней, затем набивали щепочками и разводили в нем небольшой огонь, чтобы «опалить края торчащих перьев, которые делают внутреннюю поверхность горшка шероховатой». Когда сосуд остывал, в него наливали воду с рыбьими хребтами и варили их около огня в течение всего дня. При этом сосуд ставили не на огонь, а рядом с ним. Женщины объясняли такой длительный способ варки тем, что горшок должен пропитаться приятным рыбным запахом. После этого вода выливалась, горшок вытирали и убирали. Этнографы также зафиксировали способы сушки внутренней поверхности сосуда при помощи сжигания в них топлива в Папуа – Новой Гвинее и в Анголе.
Второй этап индивидуального обжига сосудов мог проходить в виде термической сушки: сосуд просто нагревался около огня или над ним. Сосуды могли устанавливать в кострище как на дно, так и перевернутыми. Такие традиции были отмечены в Африке, Папуа-Новой Гвинее.
В 2020 году в Самарской экспериментальной экспедиции по изучению древнего гончарства были проведены три экспериментальных индивидуальных обжига сосудов. Обжиги № 1 и 2 предполагали термическую обработку только внутренней поверхности сосудов, а обжиг № 3 – обеих поверхностей одновременно. Обжиги № 1 и 2 представляли собой физическое моделирование обжига сосудов у ингаликов, описанное К. Озгудом, а обжиг №3 - реконструкцию индивидуальных обжигов сосудов, зафиксированных этнографами у гончариц в Африке и Папуа – Новой Гвинее.
Подробно о ходе эксперимента и его итогах читайте в статье Е. Волковой "Первые шаги древнего человека к целенаправленному обжигу глиняных сосудов (экспериментальное исследование)", опубликованной в 266 выпуске "Кратких сообщений Института археологии"
Чтобы керамический сосуд был прочным, его обжигают - это известно всем. Но о первых шагах человечества на пути использования огня для придания сосуду прочности и водонепроницаемости мы почти ничего не знаем. Это связано с тем, что на археологических памятниках очень плохо сохраняется керамика, испытавшая так называемый слабый обжиг, а керамика, вообще не испытавшая обжиг, встречается крайне редко.
Как полагают исследователи, в древности существовало два этапа индивидуального обжига сосудов: первый - это обжиг только внутренних поверхностей сосуда, и второй - это обжиг и внутренней, и внешней поверхности. Этнографы зафиксировали лишь очень слабые отголоски самых примитивных обжигов. По свидетельству этнографа Корнелиуса Озгуда, индейцы племени атапасков на Аляске обжигали только внутреннюю поверхность каждого сосуда. Женщины этого племени изготавливали сосуды из глины, смешанной с нарезанными перьями куропатки. Сосуды сушили в течение двух дней, затем набивали щепочками и разводили в нем небольшой огонь, чтобы «опалить края торчащих перьев, которые делают внутреннюю поверхность горшка шероховатой». Когда сосуд остывал, в него наливали воду с рыбьими хребтами и варили их около огня в течение всего дня. При этом сосуд ставили не на огонь, а рядом с ним. Женщины объясняли такой длительный способ варки тем, что горшок должен пропитаться приятным рыбным запахом. После этого вода выливалась, горшок вытирали и убирали. Этнографы также зафиксировали способы сушки внутренней поверхности сосуда при помощи сжигания в них топлива в Папуа – Новой Гвинее и в Анголе.
Второй этап индивидуального обжига сосудов мог проходить в виде термической сушки: сосуд просто нагревался около огня или над ним. Сосуды могли устанавливать в кострище как на дно, так и перевернутыми. Такие традиции были отмечены в Африке, Папуа-Новой Гвинее.
В 2020 году в Самарской экспериментальной экспедиции по изучению древнего гончарства были проведены три экспериментальных индивидуальных обжига сосудов. Обжиги № 1 и 2 предполагали термическую обработку только внутренней поверхности сосудов, а обжиг № 3 – обеих поверхностей одновременно. Обжиги № 1 и 2 представляли собой физическое моделирование обжига сосудов у ингаликов, описанное К. Озгудом, а обжиг №3 - реконструкцию индивидуальных обжигов сосудов, зафиксированных этнографами у гончариц в Африке и Папуа – Новой Гвинее.
Подробно о ходе эксперимента и его итогах читайте в статье Е. Волковой "Первые шаги древнего человека к целенаправленному обжигу глиняных сосудов (экспериментальное исследование)", опубликованной в 266 выпуске "Кратких сообщений Института археологии"
www.archaeolog.ru
КСИА. Вып. 266
Forwarded from Институт археологии РАН
Индивидуальный обжиг только внутренних поверхностей сосуда, проведенный в 2020 г.
1 – процесс обжига; 2 – варка рыбы в сосуде из обжига
1 – процесс обжига; 2 – варка рыбы в сосуде из обжига
Фото дня: Сергиевская церковь в селе Комягино.
Сегодня православная Церковь отмечает 600-летие обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля 1422 года). Однако в качестве #фотодня мы покажем вам не всем известную Троице-Сергиевскую лавру, а скромную, но очень интересную и красивую церквушку имени Сергия в полусотне километров от нее. Сергиевская церковь в селе Комягино построена в 1678 году "…церковь Преподобнаго Сергія Радонежскаго Чудотворца въ Московскомъ уѣздѣ, въ Боховѣ стану, что было сельцо Сергѣево, а прежъ сего пустошь Комягино, на рѣчкѣ на Скалбѣ, въ вотчинѣ стольника Никиты Иванова сына Акинфова…"
Скоро мы расскажем вам об этом шедевре.
Сегодня православная Церковь отмечает 600-летие обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского (5/18 июля 1422 года). Однако в качестве #фотодня мы покажем вам не всем известную Троице-Сергиевскую лавру, а скромную, но очень интересную и красивую церквушку имени Сергия в полусотне километров от нее. Сергиевская церковь в селе Комягино построена в 1678 году "…церковь Преподобнаго Сергія Радонежскаго Чудотворца въ Московскомъ уѣздѣ, въ Боховѣ стану, что было сельцо Сергѣево, а прежъ сего пустошь Комягино, на рѣчкѣ на Скалбѣ, въ вотчинѣ стольника Никиты Иванова сына Акинфова…"
Скоро мы расскажем вам об этом шедевре.
Десятинный монастырь в Новгороде
На Софийской стороне в Людином конце древнего Новгорода внутри Окольного города есть примыкающая к его внутренней стороне территория: ограда, поздняя колокольня… Сквозь нее проходят люди – удобный маршрут, чтобы срезать «дворами». А рядом с дорожкой высятся кирпичные руины, совсем немного их осталось. Еще одна незажившая рана войны – руины главного храма Десятинного монастыря Новгорода, давшего название и соседней с ним улице. «Российские древности» несколько раз навещали это место – и, наконец, настало время о нем написать в рамках совместного проекта нашего портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская».
Читать дальше:
http://russianold.ru/2022/01/02/desyatinny-novgorod/
На Софийской стороне в Людином конце древнего Новгорода внутри Окольного города есть примыкающая к его внутренней стороне территория: ограда, поздняя колокольня… Сквозь нее проходят люди – удобный маршрут, чтобы срезать «дворами». А рядом с дорожкой высятся кирпичные руины, совсем немного их осталось. Еще одна незажившая рана войны – руины главного храма Десятинного монастыря Новгорода, давшего название и соседней с ним улице. «Российские древности» несколько раз навещали это место – и, наконец, настало время о нем написать в рамках совместного проекта нашего портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская».
Читать дальше:
http://russianold.ru/2022/01/02/desyatinny-novgorod/
В Великом Новгороде приступили к реставрации двух древних икон
Специалисты мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника под руководством Юрия Александрова, художника-реставратора высшей категории, приступили к реставрации двух древних икон. Об этом пишет портал Gpvn.Ru. Работой руководит художник-реставратор высшей категории Юрий Александров, реставрация будет выполнена на новом оборудовании.
http://russianold.ru/2022/07/18/2icony/
Специалисты мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника под руководством Юрия Александрова, художника-реставратора высшей категории, приступили к реставрации двух древних икон. Об этом пишет портал Gpvn.Ru. Работой руководит художник-реставратор высшей категории Юрий Александров, реставрация будет выполнена на новом оборудовании.
http://russianold.ru/2022/07/18/2icony/
Обнаруженные в Восточном Памире рисунки указывают, что здесь могла быть целая провинция наскального искусства
Группа археологов открыла в Восточном Памире новые памятники наскального искусства. Находка показывает, что памятников с крашеными рисунками в этой местности было больше, чем нам известно сегодня. Исследование выполнено учеными подведомственного Минобрнауки России Института археологии и этнографии Сибирского отделения (ИАЭТ СО) РАН и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана.
Читать дальше:
http://russianold.ru/2022/07/19/pamir-painting/
Группа археологов открыла в Восточном Памире новые памятники наскального искусства. Находка показывает, что памятников с крашеными рисунками в этой местности было больше, чем нам известно сегодня. Исследование выполнено учеными подведомственного Минобрнауки России Института археологии и этнографии Сибирского отделения (ИАЭТ СО) РАН и Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Национальной академии наук Таджикистана.
Читать дальше:
http://russianold.ru/2022/07/19/pamir-painting/
В рубрике #детали сегодня - немного ужастиков. Вот такая вот деталь Страшного суда из фресок знаменитого Снетогорского монастыря во Пскове (росписи XIV века). Будут и еще!
Фото дня: церковь Ризоположения и теремные церкви в Московском Кремле
Наш главный редактор сегодня наконец-то добрался до храмов Московского Кремля. И в качестве #фотодня - выстроенная псковскими мастерами церковь Ризоположения (XV века, домовой храм московских патриархов) и маковки теремных церквей.
Наш главный редактор сегодня наконец-то добрался до храмов Московского Кремля. И в качестве #фотодня - выстроенная псковскими мастерами церковь Ризоположения (XV века, домовой храм московских патриархов) и маковки теремных церквей.
Ну а в качестве "доброй ночи" - мы продолжаем ужастиками нашу рубрику #детали. Еще одна деталь Страшного суда из фресок знаменитого Снетогорского монастыря во Пскове (росписи XIV века). Самый настоящий Змей Горыныч - и вообще мало понятно что.
Фото дня: Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря
Сегодня Российские Древности снова были в пути - мы приехали в гости в Саввино-Сторожевский монастырь, основанный св. Саввой Сторожевским, учеником Сергия Радонежского. Жемчужина монастыря - собор Рождества Богородицы, к которому после пристроили придел Саввы (точь-в-точь как в Троице-Сергиевой лавре). Условная датировка собора - начало XV века, дебаты по ее поводу продолжаются.
Сегодня Российские Древности снова были в пути - мы приехали в гости в Саввино-Сторожевский монастырь, основанный св. Саввой Сторожевским, учеником Сергия Радонежского. Жемчужина монастыря - собор Рождества Богородицы, к которому после пристроили придел Саввы (точь-в-точь как в Троице-Сергиевой лавре). Условная датировка собора - начало XV века, дебаты по ее поводу продолжаются.
Forwarded from Damantych75 (Alexey Paevskiy)
В одной из экспозиций Звенигородского музея, расположившихся в монастыре, в палатах жены Алексея Михайловича, есть удивительный стенд. Как-то обычно не задумываешься, что у икон есть оборотная сторона. Часто она чистая, но иногда на ней можно прочесть владельческие надписи. И вот такие надписи, когда икона выставлена в прозрачном стенде, очень интересны.
Храм Ильи Пророка на Славне
«Российские древности» отправились в Великий Новгород, чтобы рассказать о сравнительно малоизвестном памятнике древнерусской архитектуры – и одновременно памятнике истории новгородского христианства. На юге Торговой стороны рядом с известной церковью Петра и Павла на Славне стояло здание, в послевоенные годы бывшее жилым. Однако мощные апсиды и закладные кресты говорили, что это в прошлом был храм. Несколько лет подряд доступ к зданию был закрыт под предлогом его реставрации. Сейчас облик храма ему еще не вернули, но подойти к нему можно. Итак, давайте обо всем по порядку. Новая статья в рамках совместного проекта нашего портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская».
Читать дальше:
http://russianold.ru/2022/07/22/elia-slavno/
«Российские древности» отправились в Великий Новгород, чтобы рассказать о сравнительно малоизвестном памятнике древнерусской архитектуры – и одновременно памятнике истории новгородского христианства. На юге Торговой стороны рядом с известной церковью Петра и Павла на Славне стояло здание, в послевоенные годы бывшее жилым. Однако мощные апсиды и закладные кресты говорили, что это в прошлом был храм. Несколько лет подряд доступ к зданию был закрыт под предлогом его реставрации. Сейчас облик храма ему еще не вернули, но подойти к нему можно. Итак, давайте обо всем по порядку. Новая статья в рамках совместного проекта нашего портала и Новгородской области при поддержке губернатора Андрея Никитина и АНО «Русь Новгородская».
Читать дальше:
http://russianold.ru/2022/07/22/elia-slavno/