В Грустный понедельник вам, несомненно, нужны фото из Аптекарского огорода, где 20 января зацвели подснежники.
💃 @russ_krasota
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Почему у этого образа святого Николая в руке меч?
Что такое Никольский периметр на реке Дон и как он связан с Икорецкой верфью(где были построены первые корабли будущего Черноморского флота)?
Интереснейшая статья о Николе Ратном и уникальном форпосте его имени от Солнца Севера.
💃 @russ_krasota
Что такое Никольский периметр на реке Дон и как он связан с Икорецкой верфью(где были построены первые корабли будущего Черноморского флота)?
Интереснейшая статья о Николе Ратном и уникальном форпосте его имени от Солнца Севера.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Секира Лектора
Владимир Любаров, "Дональд Дж. Трамп в селе Перемилово пробует квас", 2020 год.
Русские вегетарианцы
На днях, в разговоре, упоминая одного человека, уточнила, что он вегетарианец. Моя собеседница засмеялась: он что, нерусский?
Но подобное предвзятое отношение несправедливо, поскольку вегетарианство было довольно популярно в конце XIX-начале ХХ века.
В Москве и Петербурге действовало порядка 15 вегетарианских столовых, и по данным, которые приводит Лев Лурье по книге Петера Бранга, их посещаемость поражает воображение: в одном только заведении в Газетном переулке обедали 1300 человек ежедневно, а все 4 московских столовых за год(1914) приняли 642 тысячи посетителей!
Трудно поверить в такие цифры, но в воспоминаниях Чуковского о Репине находим:
Помню, он привел меня как-то в вегетарианскую столовку (в Петербурге, за Казанским собором). Там приходилось подолгу простаивать в очереди и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами[...].
Главными приманками в этой вегетарианской столовке были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек.
Причина такого спроса кроется больше в дешевизне, чем в идеологии — студенты и разные сотрудники нижнего звена составляли основной контингент.
Однако и идейные встречались — прежде всего, поклонники Льва Толстого, "флагмана" русского вегетарианства. Среди них самый известный, конечно, Репин, жена которого, Наталья Нордман, и вовсе практиковала веганство и сыроедение, поэтому на столе в "Пенатах" были только всевозможные соленья, размоченные крупы, травы. Благо, воспоминаний об этих застольях сохранилось немало от многочисленных репинских гостей. Удивительно, но и на лекциях Нордман о новейших практиках питания было не протолкнуться — вероятно, подкупало то, что прямо в процессе можно было продегустировать все эти чудеса растительной кулинарии.
Менее известно сейчас, что "безубойными" вегетарианцами были, например, художник Николай Ге(под влиянием Толстого) и писатель Николай Лесков.
Именно Лесков ввел первого главного героя-вегетарианца в русскую литературу(да и в мировую наверное) — прогрессивную девицу Клавдию в "Полунощниках", прототипом которой, по словам писателя, стала племянница Саввы Морозова, которая якобы пыталась раздать миллион из своего наследства голодающим, "не привлекая попов и чиновников".
Клавдинька следует прогрессивным взглядам своего времени и на церковь, и на семейные отношения, и на питание — "не люблю видеть перед собой трупы". Окружающие подозревают, что этим взглядам ее кто-то научил, и надо сказать, оказываются правы, на Клавдиньку сильно повлиял знакомый студент-медик, немец.
Само же Вегетарианское общество пришло из Великобритании, откуда распространилось по всей Европе, России и далее, такое вот НКО XIX века.
С началом Первой Мировой идеи вегетарианства пришли в упадок — общество сочло, что странно плакать о животных, когда в мясорубке войны люди гибнут миллионами, а еще больше вынуждены голодать и буквально есть траву, но вовсе не по убеждениям.
💃 @russ_krasota
На днях, в разговоре, упоминая одного человека, уточнила, что он вегетарианец. Моя собеседница засмеялась: он что, нерусский?
Но подобное предвзятое отношение несправедливо, поскольку вегетарианство было довольно популярно в конце XIX-начале ХХ века.
В Москве и Петербурге действовало порядка 15 вегетарианских столовых, и по данным, которые приводит Лев Лурье по книге Петера Бранга, их посещаемость поражает воображение: в одном только заведении в Газетном переулке обедали 1300 человек ежедневно, а все 4 московских столовых за год(1914) приняли 642 тысячи посетителей!
Трудно поверить в такие цифры, но в воспоминаниях Чуковского о Репине находим:
Помню, он привел меня как-то в вегетарианскую столовку (в Петербурге, за Казанским собором). Там приходилось подолгу простаивать в очереди и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами[...].
Главными приманками в этой вегетарианской столовке были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек.
Причина такого спроса кроется больше в дешевизне, чем в идеологии — студенты и разные сотрудники нижнего звена составляли основной контингент.
Однако и идейные встречались — прежде всего, поклонники Льва Толстого, "флагмана" русского вегетарианства. Среди них самый известный, конечно, Репин, жена которого, Наталья Нордман, и вовсе практиковала веганство и сыроедение, поэтому на столе в "Пенатах" были только всевозможные соленья, размоченные крупы, травы. Благо, воспоминаний об этих застольях сохранилось немало от многочисленных репинских гостей. Удивительно, но и на лекциях Нордман о новейших практиках питания было не протолкнуться — вероятно, подкупало то, что прямо в процессе можно было продегустировать все эти чудеса растительной кулинарии.
Менее известно сейчас, что "безубойными" вегетарианцами были, например, художник Николай Ге(под влиянием Толстого) и писатель Николай Лесков.
Именно Лесков ввел первого главного героя-вегетарианца в русскую литературу(да и в мировую наверное) — прогрессивную девицу Клавдию в "Полунощниках", прототипом которой, по словам писателя, стала племянница Саввы Морозова, которая якобы пыталась раздать миллион из своего наследства голодающим, "не привлекая попов и чиновников".
Клавдинька следует прогрессивным взглядам своего времени и на церковь, и на семейные отношения, и на питание — "не люблю видеть перед собой трупы". Окружающие подозревают, что этим взглядам ее кто-то научил, и надо сказать, оказываются правы, на Клавдиньку сильно повлиял знакомый студент-медик, немец.
Само же Вегетарианское общество пришло из Великобритании, откуда распространилось по всей Европе, России и далее, такое вот НКО XIX века.
С началом Первой Мировой идеи вегетарианства пришли в упадок — общество сочло, что странно плакать о животных, когда в мясорубке войны люди гибнут миллионами, а еще больше вынуждены голодать и буквально есть траву, но вовсе не по убеждениям.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Великая русская красота | ВРК
Photo
Кстати, у того же Лурье говорится, что вегетарианство в СССР сразу запретили, и даже цитируется БСЭ: "вегетарианство, основанное на ложных гипотезах, в Советском Союзе приверженцев не имеет". Но похоже, что речь шла о запрете различных "толстовских" сект и упомянутого Общества, которые, в том числе, издавали литературу и проводили мероприятия о вегетарианстве и веганстве.
Может, у кого-то есть более точные данные на этот счет.
Что касается БСЭ, то я ради интереса открыла соответствующую статью, и в моем издании 1971 года прямых нападок на вегетарианство нет. Впрочем и "безубойная" идея полностью опущена, оставлена только сторона, связанная со здоровым питанием.
А новая волна популярности началась уже в перестройку, вместе с модой на различные духовные и эзотерические практики.
💃 @russ_krasota
Может, у кого-то есть более точные данные на этот счет.
Что касается БСЭ, то я ради интереса открыла соответствующую статью, и в моем издании 1971 года прямых нападок на вегетарианство нет. Впрочем и "безубойная" идея полностью опущена, оставлена только сторона, связанная со здоровым питанием.
А новая волна популярности началась уже в перестройку, вместе с модой на различные духовные и эзотерические практики.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Норин и компания. Книжки & Игрушки (Евгений Норин)
Современному русскому писателю очень не рекомендуется брать в качестве основной темы страдания интеллигента между 1917 и 1941 годом, если он не уверен в своих силах до крайности. Не потому, что плохая тема, а потому, что уже все, кто можно, по ней высказались, и надо иметь колоссальное мастерство, чтобы после Мариенгофа, Булгакова, Грина, Пастернака, Федоровой, Шаламова, после, Господи Исусе, вообще всех, сказать на эту тему хоть что-то новое. Но ведь нет, каждый следующий - о Боже, а давайте я напишу, как человек, окончивший историко-филологический, умеющий потолковать об Ювенале, и знающий, хоть не без греха, из "Энеиды" два стиха - голодает в Петрограде 1920-го, или мучим в Соловках. Люди голодали, люди были мучимы, но то, что делает современный писатель на эту тему, в 90% случаев уже не литература, это уже exploitation. Revsploitation. Я уже могу заранее предсказать, там будет, как ездили в детстве на дачу в Териоках, как милые вещицы во флигеле, как mama и papa чего-нибудь там этакое, ну, и в итоге элегия на тему "Холопы сожгли родовое поместье".
Читатель ждет уж намека, в чей адрес я кривлюсь, на вот, возьми его скорей. Если скрестить "Цветы для Элджернона" и "Доктор Живаго", то даже если это будет хорошо написано, то вопрос, зачем я это читал, не слезет с повестки дня.
Очень прошу воздержаться в комментах от политических дебатов, я тут чисто о литературе.
Читатель ждет уж намека, в чей адрес я кривлюсь, на вот, возьми его скорей. Если скрестить "Цветы для Элджернона" и "Доктор Живаго", то даже если это будет хорошо написано, то вопрос, зачем я это читал, не слезет с повестки дня.
Очень прошу воздержаться в комментах от политических дебатов, я тут чисто о литературе.
Диктатура эстетики внезапно введена в Штатах
Трамп издал меморандум, обязующий при строительстве федеральных общественных зданий «уважать региональное, традиционное и классическое архитектурное наследие, чтобы поднять и украсить общественные пространства и облагородить Соединенные Штаты и нашу систему самоуправления»(подрезано отсюда)
Что именно будет считаться образцом при определении классического наследия, не уточняется, но полагаю, что все та же Римская империя с поправкой на местный брутальный модерн.
Популизм или хороший пример?
Трамп издал меморандум, обязующий при строительстве федеральных общественных зданий «уважать региональное, традиционное и классическое архитектурное наследие, чтобы поднять и украсить общественные пространства и облагородить Соединенные Штаты и нашу систему самоуправления»(подрезано отсюда)
Что именно будет считаться образцом при определении классического наследия, не уточняется, но полагаю, что все та же Римская империя с поправкой на местный брутальный модерн.
Популизм или хороший пример?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Я давно слежу за онлайн-медиа ART FLASH, и появление у них образовательного направления не могло не привлечь моего внимания.
Тем более, что современное искусство почти всегда требует дополнительной трактовки. Или… не требует? Да и искусство ли это?
Собственно, этому и посвящен новый курс ART FLASH Education «Почему это ART?», отвечающий на вопросы:
⚪️Почему современное искусство выглядит «так странно»?
⚪️В чем его ценность?
⚪️Что означает «искусство» сегодня?
⚪️По каким критериям художественное произведение можно определить как «piece of art»?
Узнала, как воплощается в совриске искусство ради искусства(это называется постконцептуализм), почему люди готовы выложить не только полторы тысячи за вход на Cosmoscow, но и несколько миллионов за обмотанную скотчем ВЕТКУ, и где во всём этом искать русский культурный код.
Отдельное моё почтение разбору творческого пути и метода Маурицио Кателлана, славного далеко не только пресловутым бананом, и которого, как выясняется, дословно копируют некоторые наши художники.
Словом, если вы давно хотели разобраться в нюансах современного искусства или освежить знания о новых течениях и именах, то курс «Почему это ART?» из 10 лекций отлично подойдет.
По ссылке можно чуть больше почитать о курсе и получить к нему доступ со скидкой 15% по промокоду RUSSART специально для подписчиков ВРК
Тем более, что современное искусство почти всегда требует дополнительной трактовки. Или… не требует? Да и искусство ли это?
Собственно, этому и посвящен новый курс ART FLASH Education «Почему это ART?», отвечающий на вопросы:
⚪️Почему современное искусство выглядит «так странно»?
⚪️В чем его ценность?
⚪️Что означает «искусство» сегодня?
⚪️По каким критериям художественное произведение можно определить как «piece of art»?
Узнала, как воплощается в совриске искусство ради искусства(это называется постконцептуализм), почему люди готовы выложить не только полторы тысячи за вход на Cosmoscow, но и несколько миллионов за обмотанную скотчем ВЕТКУ, и где во всём этом искать русский культурный код.
Отдельное моё почтение разбору творческого пути и метода Маурицио Кателлана, славного далеко не только пресловутым бананом, и которого, как выясняется, дословно копируют некоторые наши художники.
Словом, если вы давно хотели разобраться в нюансах современного искусства или освежить знания о новых течениях и именах, то курс «Почему это ART?» из 10 лекций отлично подойдет.
По ссылке можно чуть больше почитать о курсе и получить к нему доступ со скидкой 15% по промокоду RUSSART специально для подписчиков ВРК
Мысли вдогонку о совриске(не только российском).
Основная претензия к нему в том, что искусство остается непонятным и непонятым без трактовки или контекста.
Но разве так уж нам понятно классическое искусство? Много ли людей, глядя на фламандский натюрморт, замечают увядшие цветы, думают о библейских смыслах, скрытых в устрицах, окороках ветчины и порхающих бабочках? А если нет, то что находят в разглядывании десятков картин с едой на столе?
Или произведения 18-19 века с многочисленными аллюзиями на античные сюжеты. У современников они от зубов отлетали, а многим из нас без справки не вспомнить, что за персонажи на картине, в каких они отношениях и с каким мифом связаны. Даже на "Передвижниках" без пространных эскпликаций работы воспринимаются совсем иначе.
Или Филонов, которого называют одним из самых "непонятных" художников, сам максимально ясно рассказывает о смысле и задумках своих работ, но без них они могут остаться шифром.
А еще неочевидный смысл классических работ нам объясняли на уроках и лекциях, и теперь для нас эти трактовки стали данностью, будто мы сами всегда это знали и понимали.
Необходимость пояснений никогда не подвергалась критике, если речь идет о классическом искусстве, как и необходимость в случае отсутствия пояснений воспринимать предмет "как есть".
Мы считываем вечное: героизм, любовное томление или печаль, бедность и порок, ценим сложность и тонкую работу. Или просто смотрим на пейзаж с березками. Думаю, именно поэтому отторжение начинается с авангарда и абстракции, часто работавших с чистой эмоцией, понятием, или, наоборот чистой формой и
геометрией.
Именно этому нашему свойству воспринимать художественно изображенный "предмет как есть" первыми бросили вызов дадаисты, а за ними уже и все подряд. Но если подумать, между "Фонтаном" Дюшана, который совсем не фонтан, и раковинами ренессансных голландцев, которые совсем не раковины, не такая уж большая разница. Дело эпохи.
💃 @russ_krasota
Основная претензия к нему в том, что искусство остается непонятным и непонятым без трактовки или контекста.
Но разве так уж нам понятно классическое искусство? Много ли людей, глядя на фламандский натюрморт, замечают увядшие цветы, думают о библейских смыслах, скрытых в устрицах, окороках ветчины и порхающих бабочках? А если нет, то что находят в разглядывании десятков картин с едой на столе?
Или произведения 18-19 века с многочисленными аллюзиями на античные сюжеты. У современников они от зубов отлетали, а многим из нас без справки не вспомнить, что за персонажи на картине, в каких они отношениях и с каким мифом связаны. Даже на "Передвижниках" без пространных эскпликаций работы воспринимаются совсем иначе.
Или Филонов, которого называют одним из самых "непонятных" художников, сам максимально ясно рассказывает о смысле и задумках своих работ, но без них они могут остаться шифром.
А еще неочевидный смысл классических работ нам объясняли на уроках и лекциях, и теперь для нас эти трактовки стали данностью, будто мы сами всегда это знали и понимали.
Необходимость пояснений никогда не подвергалась критике, если речь идет о классическом искусстве, как и необходимость в случае отсутствия пояснений воспринимать предмет "как есть".
Мы считываем вечное: героизм, любовное томление или печаль, бедность и порок, ценим сложность и тонкую работу. Или просто смотрим на пейзаж с березками. Думаю, именно поэтому отторжение начинается с авангарда и абстракции, часто работавших с чистой эмоцией, понятием, или, наоборот чистой формой и
геометрией.
Именно этому нашему свойству воспринимать художественно изображенный "предмет как есть" первыми бросили вызов дадаисты, а за ними уже и все подряд. Но если подумать, между "Фонтаном" Дюшана, который совсем не фонтан, и раковинами ренессансных голландцев, которые совсем не раковины, не такая уж большая разница. Дело эпохи.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM