Самая прекрасная среди крещенских традиций — освящение вод морских.
На берегу каждого моря и океана, ледяного и тропического, солёного или почти пресного — обязательно притаилась церквушка. Она может казаться незаметной, убогой и полузабытой, но...
В день Богоявления выходит оттуда процессия с хоругвями и толпа веселых сербов или болгар, готовых ринуться за крестом на длинной-длинной ленте, выходит черный безбородый кениец, выходит православный батюшка на берег залива Креста у Тронхейма, и так с разных сторон света подходят они к морской и океанской глади.
Звучат слова благословения и песнопения, и крест летит над водою. А воды — омывают все континенты, тихо сочатся в самые глухие подземные глубины земли и проливаются густыми тропическими ливнями, принесёнными с океана, поднимаются туманами и окутывают мегаполисы...
И так соединены одним благословением все мы до единого: и эфиоп, вошедший в бурую речку, и русский из глухой деревни, умывающийся белым снегом из сугроба крещенским утром. И одними словами вспоминают: «Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Мне кажется, это единственная достойная форма глобализма.
💃 @russ_krasota
На берегу каждого моря и океана, ледяного и тропического, солёного или почти пресного — обязательно притаилась церквушка. Она может казаться незаметной, убогой и полузабытой, но...
В день Богоявления выходит оттуда процессия с хоругвями и толпа веселых сербов или болгар, готовых ринуться за крестом на длинной-длинной ленте, выходит черный безбородый кениец, выходит православный батюшка на берег залива Креста у Тронхейма, и так с разных сторон света подходят они к морской и океанской глади.
Звучат слова благословения и песнопения, и крест летит над водою. А воды — омывают все континенты, тихо сочатся в самые глухие подземные глубины земли и проливаются густыми тропическими ливнями, принесёнными с океана, поднимаются туманами и окутывают мегаполисы...
И так соединены одним благословением все мы до единого: и эфиоп, вошедший в бурую речку, и русский из глухой деревни, умывающийся белым снегом из сугроба крещенским утром. И одними словами вспоминают: «Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Мне кажется, это единственная достойная форма глобализма.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
В Грустный понедельник вам, несомненно, нужны фото из Аптекарского огорода, где 20 января зацвели подснежники.
💃 @russ_krasota
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Почему у этого образа святого Николая в руке меч?
Что такое Никольский периметр на реке Дон и как он связан с Икорецкой верфью(где были построены первые корабли будущего Черноморского флота)?
Интереснейшая статья о Николе Ратном и уникальном форпосте его имени от Солнца Севера.
💃 @russ_krasota
Что такое Никольский периметр на реке Дон и как он связан с Икорецкой верфью(где были построены первые корабли будущего Черноморского флота)?
Интереснейшая статья о Николе Ратном и уникальном форпосте его имени от Солнца Севера.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Секира Лектора
Владимир Любаров, "Дональд Дж. Трамп в селе Перемилово пробует квас", 2020 год.
Русские вегетарианцы
На днях, в разговоре, упоминая одного человека, уточнила, что он вегетарианец. Моя собеседница засмеялась: он что, нерусский?
Но подобное предвзятое отношение несправедливо, поскольку вегетарианство было довольно популярно в конце XIX-начале ХХ века.
В Москве и Петербурге действовало порядка 15 вегетарианских столовых, и по данным, которые приводит Лев Лурье по книге Петера Бранга, их посещаемость поражает воображение: в одном только заведении в Газетном переулке обедали 1300 человек ежедневно, а все 4 московских столовых за год(1914) приняли 642 тысячи посетителей!
Трудно поверить в такие цифры, но в воспоминаниях Чуковского о Репине находим:
Помню, он привел меня как-то в вегетарианскую столовку (в Петербурге, за Казанским собором). Там приходилось подолгу простаивать в очереди и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами[...].
Главными приманками в этой вегетарианской столовке были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек.
Причина такого спроса кроется больше в дешевизне, чем в идеологии — студенты и разные сотрудники нижнего звена составляли основной контингент.
Однако и идейные встречались — прежде всего, поклонники Льва Толстого, "флагмана" русского вегетарианства. Среди них самый известный, конечно, Репин, жена которого, Наталья Нордман, и вовсе практиковала веганство и сыроедение, поэтому на столе в "Пенатах" были только всевозможные соленья, размоченные крупы, травы. Благо, воспоминаний об этих застольях сохранилось немало от многочисленных репинских гостей. Удивительно, но и на лекциях Нордман о новейших практиках питания было не протолкнуться — вероятно, подкупало то, что прямо в процессе можно было продегустировать все эти чудеса растительной кулинарии.
Менее известно сейчас, что "безубойными" вегетарианцами были, например, художник Николай Ге(под влиянием Толстого) и писатель Николай Лесков.
Именно Лесков ввел первого главного героя-вегетарианца в русскую литературу(да и в мировую наверное) — прогрессивную девицу Клавдию в "Полунощниках", прототипом которой, по словам писателя, стала племянница Саввы Морозова, которая якобы пыталась раздать миллион из своего наследства голодающим, "не привлекая попов и чиновников".
Клавдинька следует прогрессивным взглядам своего времени и на церковь, и на семейные отношения, и на питание — "не люблю видеть перед собой трупы". Окружающие подозревают, что этим взглядам ее кто-то научил, и надо сказать, оказываются правы, на Клавдиньку сильно повлиял знакомый студент-медик, немец.
Само же Вегетарианское общество пришло из Великобритании, откуда распространилось по всей Европе, России и далее, такое вот НКО XIX века.
С началом Первой Мировой идеи вегетарианства пришли в упадок — общество сочло, что странно плакать о животных, когда в мясорубке войны люди гибнут миллионами, а еще больше вынуждены голодать и буквально есть траву, но вовсе не по убеждениям.
💃 @russ_krasota
На днях, в разговоре, упоминая одного человека, уточнила, что он вегетарианец. Моя собеседница засмеялась: он что, нерусский?
Но подобное предвзятое отношение несправедливо, поскольку вегетарианство было довольно популярно в конце XIX-начале ХХ века.
В Москве и Петербурге действовало порядка 15 вегетарианских столовых, и по данным, которые приводит Лев Лурье по книге Петера Бранга, их посещаемость поражает воображение: в одном только заведении в Газетном переулке обедали 1300 человек ежедневно, а все 4 московских столовых за год(1914) приняли 642 тысячи посетителей!
Трудно поверить в такие цифры, но в воспоминаниях Чуковского о Репине находим:
Помню, он привел меня как-то в вегетарианскую столовку (в Петербурге, за Казанским собором). Там приходилось подолгу простаивать в очереди и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами[...].
Главными приманками в этой вегетарианской столовке были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек.
Причина такого спроса кроется больше в дешевизне, чем в идеологии — студенты и разные сотрудники нижнего звена составляли основной контингент.
Однако и идейные встречались — прежде всего, поклонники Льва Толстого, "флагмана" русского вегетарианства. Среди них самый известный, конечно, Репин, жена которого, Наталья Нордман, и вовсе практиковала веганство и сыроедение, поэтому на столе в "Пенатах" были только всевозможные соленья, размоченные крупы, травы. Благо, воспоминаний об этих застольях сохранилось немало от многочисленных репинских гостей. Удивительно, но и на лекциях Нордман о новейших практиках питания было не протолкнуться — вероятно, подкупало то, что прямо в процессе можно было продегустировать все эти чудеса растительной кулинарии.
Менее известно сейчас, что "безубойными" вегетарианцами были, например, художник Николай Ге(под влиянием Толстого) и писатель Николай Лесков.
Именно Лесков ввел первого главного героя-вегетарианца в русскую литературу(да и в мировую наверное) — прогрессивную девицу Клавдию в "Полунощниках", прототипом которой, по словам писателя, стала племянница Саввы Морозова, которая якобы пыталась раздать миллион из своего наследства голодающим, "не привлекая попов и чиновников".
Клавдинька следует прогрессивным взглядам своего времени и на церковь, и на семейные отношения, и на питание — "не люблю видеть перед собой трупы". Окружающие подозревают, что этим взглядам ее кто-то научил, и надо сказать, оказываются правы, на Клавдиньку сильно повлиял знакомый студент-медик, немец.
Само же Вегетарианское общество пришло из Великобритании, откуда распространилось по всей Европе, России и далее, такое вот НКО XIX века.
С началом Первой Мировой идеи вегетарианства пришли в упадок — общество сочло, что странно плакать о животных, когда в мясорубке войны люди гибнут миллионами, а еще больше вынуждены голодать и буквально есть траву, но вовсе не по убеждениям.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Великая русская красота | ВРК
Photo
Кстати, у того же Лурье говорится, что вегетарианство в СССР сразу запретили, и даже цитируется БСЭ: "вегетарианство, основанное на ложных гипотезах, в Советском Союзе приверженцев не имеет". Но похоже, что речь шла о запрете различных "толстовских" сект и упомянутого Общества, которые, в том числе, издавали литературу и проводили мероприятия о вегетарианстве и веганстве.
Может, у кого-то есть более точные данные на этот счет.
Что касается БСЭ, то я ради интереса открыла соответствующую статью, и в моем издании 1971 года прямых нападок на вегетарианство нет. Впрочем и "безубойная" идея полностью опущена, оставлена только сторона, связанная со здоровым питанием.
А новая волна популярности началась уже в перестройку, вместе с модой на различные духовные и эзотерические практики.
💃 @russ_krasota
Может, у кого-то есть более точные данные на этот счет.
Что касается БСЭ, то я ради интереса открыла соответствующую статью, и в моем издании 1971 года прямых нападок на вегетарианство нет. Впрочем и "безубойная" идея полностью опущена, оставлена только сторона, связанная со здоровым питанием.
А новая волна популярности началась уже в перестройку, вместе с модой на различные духовные и эзотерические практики.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Норин и компания. Книжки & Игрушки (Евгений Норин)
Современному русскому писателю очень не рекомендуется брать в качестве основной темы страдания интеллигента между 1917 и 1941 годом, если он не уверен в своих силах до крайности. Не потому, что плохая тема, а потому, что уже все, кто можно, по ней высказались, и надо иметь колоссальное мастерство, чтобы после Мариенгофа, Булгакова, Грина, Пастернака, Федоровой, Шаламова, после, Господи Исусе, вообще всех, сказать на эту тему хоть что-то новое. Но ведь нет, каждый следующий - о Боже, а давайте я напишу, как человек, окончивший историко-филологический, умеющий потолковать об Ювенале, и знающий, хоть не без греха, из "Энеиды" два стиха - голодает в Петрограде 1920-го, или мучим в Соловках. Люди голодали, люди были мучимы, но то, что делает современный писатель на эту тему, в 90% случаев уже не литература, это уже exploitation. Revsploitation. Я уже могу заранее предсказать, там будет, как ездили в детстве на дачу в Териоках, как милые вещицы во флигеле, как mama и papa чего-нибудь там этакое, ну, и в итоге элегия на тему "Холопы сожгли родовое поместье".
Читатель ждет уж намека, в чей адрес я кривлюсь, на вот, возьми его скорей. Если скрестить "Цветы для Элджернона" и "Доктор Живаго", то даже если это будет хорошо написано, то вопрос, зачем я это читал, не слезет с повестки дня.
Очень прошу воздержаться в комментах от политических дебатов, я тут чисто о литературе.
Читатель ждет уж намека, в чей адрес я кривлюсь, на вот, возьми его скорей. Если скрестить "Цветы для Элджернона" и "Доктор Живаго", то даже если это будет хорошо написано, то вопрос, зачем я это читал, не слезет с повестки дня.
Очень прошу воздержаться в комментах от политических дебатов, я тут чисто о литературе.