Русские древности
591 subscribers
1.76K photos
37 videos
889 links
История России начинается в глубокой древности. Мы - преемники великих древних цивилизаций!
Арии - Великая Скифия - Сарматия - Тартария - Россия - СССР
加入频道
❗️Друзья, приглашаем всех на канал - Свиток Клио. Здесь мы говорим об истории.

Древние греки считали, что история - это искусство, которому покровительствует муза Клио. Она вдохновляет каждого, кто пишет о делах давно минувших дней. Так Клио создает свои свитки. А мы на канале разворачиваем их и читаем.

Присоединяйтесь к нам! 👇 🕰️📜⚔️

https://yangx.top/clioscroll
Скифия и ее потомки

Пространство на котором мы живем, Россия-Евразия, исстари называлось Скифией. После этого Сарматией, Татарией и, наконец, Россией.

Это любопытно, но большинство народов бывшего СССР считают, что они произошли от скифов. Одни с точки зрения генетики, другие культуры, третьи — от общего по сию пору кочевого быта. Это притом, что у современных людей весьма смутные представления о том, кто такие скифы.

Существует трудно объяснимая тяга именно к скифам, магическое стремление к далёкому от нас по времени и законам народу...

автор текста: Павел Зарифуллин

художник: Максим Ильинов

Русские древности
В книге "Новейшая всеобщая география" написаной в середине XVIIIв. Уильямом Гутри (1708-1770), изданной и дополненной в России в 1809г. о происхождении русских говорится:

"Россияне, или народ обитающий ныне в Российской империи, за несколько веков до Рождества Христова обитал уже в нынешних ее пределах, занимая на несколько тысяч верст в длину и широту. Народы, составлявшие тогда Россию, произшедшие от единого источника, были Россы, или Роксоляне, правильнее же, как они сами себя называли  Россо-Словяне...

Датчане и Шведы основывают также древность Истории своей на народах, произошедших из России, как то из Вандалов, Славян и Готов, обитавших сперва в России".

Русские древности
Персидские войны I

Тем, кто интересуется историей скифов, хорошо известно о двух скифо-персидских войнах, точнее о двух неудачных походах персидских захватчиков в Скифию. Первый в 530г.до н.э. возглавил песидский царь Кир Великий, а второй в 512г. до н.э. - царь Дарий с таким же прозвищем "Великий".

Подробности этих походов в основном известны со слов древнегреческого историка Vв. до н.э. Геродота и ссылающихся на него древних авторов - это классический вариант. Но есть и "альтернативная" версия описания этих же событий, которая принадлежит перу другого древнегреческого историка Vв.до н.э. Ктесия Книдского. События те же, но описаны подругому, и имена у скифских царей разные.

В следующих публикациях приведу две версии войн скифов с Киром и Дарием по Геродоту и по Ктесию.

Продолжение следует...

Русские древности
Персидские войны II
Война с Киром по Геродоту


Первым из персидских царей поход на Скифию предпринял Кир II Великий. По Геродоту события происходили следующим образом.

Формальным поводом к вторжению персов послужил отказ выйти за Кира замуж скифской царицы Томирис. Она была правительницей азиатских скифов - саков-массагетов

Войдя в пределы Скифии Кир начал сооружать переправу через приграничную реку. Томирис прислала к нему посла и предложила персам переправиться через реку и принять бой. Сама же обещала отойти на три дня пути.

Выслушав это, Кир собрал военный совет. Большинство предлагало встретить скифов на своей территории, однако, один из советников лидийский царь Крез предложил такой план: перейти реку и продвинуться вглубь страны; разбить лагерь и оставить в нем худшую часть войска, остальным отойти к реке; в лагере устроить пиршество, разложив много разнообразных блюд, мяса и неразбавленного вина. Когда скифы захватят лагерь, то примутся отмечать победу, а персам останется лишь перебить их.

Кир принял этот план и возвестил Томирис, чтобы она отступила. Персы, переправившись на скифский берег и пройдя один дневной переход, приступили к осуществлению своего плана. Оставив часть войска, они отошли к реке. Третья часть скифов напала на оставленных воинов и захватила лагерь.

Увидев оставленную еду скифские воины устроили пир и, напившись вина, уснули, не оставивши дозоров. В это время пришли персы и многих убили, а еще больше захватили в плен. Пленен был и сын царицы Томирис Спаргапис.

Томирис, узнав о случившемся, обратилась к Киру с просьбой освободить ее сына, в противном же случае она обещала жестоко отомстить ему: "Если же ты не сделаешь этого, то, клянусь тебе Солнцем, владыкой скифов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен".

Кир не обратил никакого внимания на эти слава. Спаргапис же, протрезвев и поняв, что произошло, покончил с собой. Томирис же вступила с персами в бой. Сначала скифы и персы стреляли друг в друга из луков, потом сошлись врукопашную. Битва продолжалась долго, но, в конце концов, скифы одержали верх.

Томирис нашла среди трупов тело убитого Кира и, сказав: "Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью", опустила его голову в кожаный мешок, наполненный кровью.

Продолжение следует...

Русские древности
Римский историк Помпей Трог писал о скифах:

"Понятие о справедливости внушено им собственным умом, а не законами. Самым тяжким преступлением у них считается воровство.

К золоту и серебру они не питают страсти подобно остальным смертным. Пищей им служат молоко и мед; употребление шерстяных одежд им неизвестно, и, хотя они страдают от постоянных холодов, но употребляют для одежды только звериные и мышиные шкуры. Эта воздержанность произвела у них и справедливость нравов, именно отсутствие страсти к чужому.

О, если бы у остальных смертных была бы подобная умеренность и воздержание от чужого; конечно, не столько войн происходило бы во все века.

Весьма удивительным кажется, что сама природа дает им то, чего греки не могут достигнуть путем длинной науки мудрецов и наставлений философов, и что необразованное варварство при сравнении оказывается выше образованных нравов: настолько первым полезнее незнакомство с пороками, чем последним знание добродетели".

Русские древности
2 февраля Церковь отмечает день первых скифских христианских мучеников Инны, Пинны и Риммы.

Уточню, что все трое были мужчины. Однако впоследствии из-за окончания "-а" эти имена ошибочно посчитали женскими и стали брать из святцев для наречения девочек.

Житие святых Инны, Пинны и Риммы

Святые мученики Инна, Пинна и Римма были родом из Скифии, из северной страны, ученики святого апостола Андрея Первозванного.

Они учили о имени Христовом и многих из скифов, обратив к правой вере, крестили. По этой причине они были схвачены местным князем , но не могли быть доведены до того, чтобы отречься от Христа и принести жертву идолам.

Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони и возки. Князь приказал поставить в лед большие бревна, как целые деревья, и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лед постепенно умножался, так что дошел до шеи святых, они, измученные страшною стужею, предали Господу блаженные свои души.

Русские древности
Персидские войны III
Война с Киром по Ктесию

В прошлой главе было приведено описание похода персидского царя Кира в Скифию по Геродоту, теперь приведу его описание сделанное Ктесием Книдским:

"Кир, во время войны с саками, захватили Аморга, царя саков, мужа Спаретры. Та, после пленения ее мужа, собрала армию в триста тысяч мужчин и двести тысяч женщин и, вступив в сражение, победила Кира, и взяла его в плен со многими другими, среди которых был Пармисис, брат Амитис, со своими тремя сыновьями, которых, впоследствии, освободили в обмен на Аморга.

Затем Кир направился в поход против Креза (царя Лидии) и города Сарды, имея Аморга в качестве помощника". 

Если сопоставить это описание с описанием Геродота, то можно увидеть, что геродотовской Томирис соответствует Спаретра, в плен попал не сын, а муж скифской царицы, Кир убит не был, а скифский царь после войны стал его союзником.

У Геродота - Кир захватил Лидию (страну в Малой Азии) и взял в плен ее царя Креза до похода на Скифию, в походе Крез был уже его советником. У Ктесия - Кир идет в поход на Лидию после войны со скифами, в союзе с ними.

Продолжение следует...

Русские древности
Forwarded from Новые Скифы
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Недавно мне удалось приобрести один интересный артефакт - деньгу XV века Новгородской республики.

На ней изображена, на первый взгляд, непонятная сцена: всадник с хлыстом и стоящий перед ним на коленях человек.

Объяснение этого изображения я нашел в книге российского историка XVIII века князя Михаила Щербатова "История российская от древнейших времен". По его словам на монете изображена сцена из истории о войне скифов со своими рабами, восставшие рабы были побеждены хозяевами-скифами с помощью кнутов:

"Новгородцы сохранили память сего приключения, делая деньги, на которых изображен человек с бичем в руках".

Сюжет о войне скифов со своими рабами, адаптированный к новгородским реалиям, был широко известен в новгородских летописных источниках.

Но, какое отношение к Новгороду имеют скифы? А вот такое - новгородцы считали себя их потомками. Об этом прямо говорится в другом новгородском летописном сказании - Сказании о Словене и Русе и городе Словенске. А в новгородском литературном памятнике XVII века "Повести о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде" Новгородская земля даже названа Страной Скифопольской.

Получается, что эта древняя монета подчеркивает связь новгородцев, и всех славян, со своими древними предками.

Да - скифы мы!

Русские древности
Audio
Батальон

Гулкое эхо
Далёких времён -
Страха не знает
“Скиф” батальон…

Великое Небо:
Опора и сила -
Оно бессчётно
Из бед выносило…

Многоязыки
И многолики -
Млáды и сéды,
И в битве дики…

Бьёмся отчаянно,
И враг сметён,
Люди из стали -
“Скиф” батальон…

Разные мысли
В затишье роятся,
Судьба такая -
Чтоб не сдаваться…

А только драться,
Навстречу мчаться -
С извечным недругом
Нам разобраться…

Бьёмся отчаянно,
И враг сметён,
Люди из стали -
“Скиф” батальон…

Делаем дело,
А не болтаем -
Своею грудью
Отчизну спасаем…

И, хотя молимся
Разному Богу -
К нашей победе
Шагаем в ногу…

Бьёмся отчаянно,
И враг сметён,
Люди из стали -
“Скиф” батальон…

Марк Вольф

05.02.25

Русские древности
Готский поединщик вызывает на бой римлян
Художник: Ангус Макбрайд


По аналогии со скандинавскими готами римляне стали называть этим именем всех северных "варваров" в том числе и причерноморских скифов с которыми им пришлось вести длительные войны.

В учебнике истории, написанном в 1812 г. для училищ Войска Донского, говорится:

"По смерти Митридатовой, чрез 2 года случившейся после сей победы, имя Скифов начало мало помалу теряться, и История сего народа продолжается под именем Готфов, которое дано им от Римлян вместо данного им прежде Греками".


Русские древности
Персидские войны IV
Война с Дарием по Геродоту

Через несколько десятилетий после похода Кира а страну азиатских скифов поход против скифов европейских предпринял персидский царь Дарий I Великий.

Согласно Геродоту для нападения Дарий нашел практически такой же повод, что и Кир. Он сватался к дочери скифского царя Иданфирса и, получил отказ.

Перейдя Босфор Дарий без боя покорил Фракию (Болгарию) и вступил в страну гетов (Румынию). Геты пытались оказать персам сопротивление, но были разбиты, после чего Дарий с 700 тысячным войском вошел в пределы Скифии.

Скифы собрали совет на котором кроме правителя царских скифов Иданфирса участвовали цари других скифских народов: тав­ров, ага­фир­сов, нев­ров, анд­ро­фа­гов, мелан­х­ле­нов, гело­нов, буди­нов и сав­ро­ма­тов. Ага­фир­сы, нев­ры, анд­ро­фа­ги, мелан­х­ле­ны и тав­ры отказались участвовать в войне, надеясь, что она не затронет их земель.

Объедиренное скифское войско возглавил Иданфирс. Он применил тактику "выжженной земли". Отступая, скифские войска уничтожали жизненноважные объекты: засыпали колодцы, сжигали посевы, угоняли скот. Отступало скифское войско через земли тех племен, которые отказались вступить в союз. Это делалось для того, чтобы все же вовлечь их в войну.

В крупные сражения с персами скифы не вступали, однако совершали постоянные набеги на лагерь врага. Через некоторое время персидское войско, из-за нехватки продовольствия и постоянных нападений скифов, оказалось в очень тяжелом положении.

Узнав об этом, скиф­ские цари отправили Дарию подарки: пти­цу, мышь, лягуш­ку и пять стрел. Дарий растолковал это подношение следующим образом: ски­фы отда­ют себя в его власть и при­но­сят ему в знак покор­но­сти зем­лю и воду, так как мышь живет в зем­ле, лягуш­ка оби­та­ет в воде, пти­ца, по его мнению, символизировала коня, а стре­лы озна­ча­ют, что ски­фы отка­зы­ва­ют­ся от сопро­тив­ле­ния.

Но один из самых опытных советников Дария так объ­яс­нял ему смысл даров: "Если вы, пер­сы, как пти­цы не уле­ти­те в небо, или как мыши не заро­е­тесь в зем­лю, или как лягуш­ки не поска­че­те в боло­то, то не вер­не­тесь назад, пора­жен­ные эти­ми стре­ла­ми".

Поняв безвыходность создавшейся ситуации, Дарий, бросив в лагере большую часть своего войска, обратился в бегство и покинул пределы Скифии.

Продолжение следует...

Русские древности
Forwarded from Кот Шрёдингера (Андрей Константинов)
Давний спор о прародине легендарных индоевропейцев и индоевропейских языков, кажется, близок к завершению, – она простирается от северного Кавказа до Нижней Волги. Ясность в этот вопрос, как теперь все чаще случается, внесли исследователи древних геномов, - в работе, опубликованной вчера в Nature.

Напомню очень коротко о предыстории этой интереснейшей проблемы.

Еще в XVIII веке ученые заметили сходство между европейскими языками и санскритом, и предположили их общее происхождение. Сейчас насчитывают около 400 индоевропейских языков, на них говорит почти половина населения мира. Но их происхождение оставалось загадкой, вокруг которой уже двести лет продолжаются споры.

Долгое время самой популярной была «анатолийская гипотеза», утверждавшая, что праиндоевропейский язык распространили первые земледельцы, расселявшиеся по миру из Анатолии (это примерно территория современной Турции). То есть индоевропейские языки вытесняли местные по мере распространения сельскохозяйственной революции, начавшегося около 9000 лет назад.

Но в 2015 году две резонансные работы по древней геномике выявили еще одну огромную волну мигрантов, начавшуюся 5500 лет назад. Во многих регионах Европы (восточных и северных) они почти полностью заменили местное население, а в других (западных и южных) – смешались с ним. Это оказались степняки-скотоводы с юга нынешних Украины и России, представители «ямной культуры» (названной так по форме погребений в ямах под курганами), приручившие лошадей и мигрирующие на повозках.

Последующие работы, показавшие появление степных предков в большинстве мест, где говорят на индоевропейских языках, добавили аргументов в пользу доминирующей теперь в науке «степной гипотезы», утверждающей, что именно ямная культура была ответственна за широкое распространение индоевропейских языков.

Но оставалась проблема: как объяснить анатолийскую ветвь индоевропейской языковой семьи (самый известный ее представитель – хеттский язык). Генетики не смогли найти ямную родословную у древних хеттов и других анатолийцев.

Чтобы найти эту связь, профессор Гарварда Дэвид Райх, один из самых именитых палеогенетиков в мире, стал искать предков ямников. Райх и его коллеги из России и Украины собрали данные о геномах 428 древних людей, - представителей ямной культуры и людей, которые жили до них и вокруг них.

Оказалось, люди ямной культуры на 80% произошли от недавно обнаруженной группы, названной CLV, - людей, живших в регионе между Кавказскими горами и Нижней Волгой (примерно там, где современные Ставрополье, Калмыкия и Волгоградская область). Эта же группа обеспечила по меньшей мере одну десятую часть генов предков жителей Анатолии бронзового века, говорящих на хеттском языке.

Команда Райха обнаружила, что ямники появились, когда люди с кавказско-нижневолжским происхождением двинулись на запад около 6000 лет назад и смешались с разнообразной группой охотников-собирателей, живших вдоль северных берегов Черного моря. Примерно в это же время другая группа людей CLV пришла в Анатолию.

Итак, теперь мы знаем, что на праиндоевропейском языке говорили люди, жившие в 4000-4400 гг. до н. э. на Кавказе и Нижней Волге, которые затем перенесли этот язык в Анатолию и причерноморские степи, откуда ямники и их потомки распространили свои гены и индоевропейские языки по всему миру.
Персидские войны V
Война с Дарием по Ктесию


Приведу полностью описание войны скифов с Дарием по Ктесию Книдскому:

"Дарий приказал каппадокийскому сатрапу Ариарамну выступить против скифов и взять в плен мужчин и женщин. Ариарамн, переправившись на 30 пентеконтерах, взял скифов в плен, причем захватил и брата скифского царя Марсагета, найдя его заключенным в оковы по приказанию брата за какой-то проступок.

Скифарб, царь скифов, в гневе написал Дарию оскорбительное письмо, и это заставило его ответить в том же тоне. Дарий, наконец, собрав армию в 800 000 человек, построив мосты через Босфор и Истр, вступил в землю скифов, в течении 15 дней.

Они послали друг другу луки. Скифский лук оказался крепче. Тогда Дарий обратился в бегство. Он перешел через мосты и в спешке их разрушил, прежде, чем, переправилось все войско. Оставленные в Европе 80 000 были перебиты Скифарбом".

Как вы увидели, Ктесий называет царя скифов не Иданфирсом, а Скифарбом. Возможно, "Скифарх" - это нприцательное означающее "архонт скифов", либо это какое-то прозвище Иданфирса.

Итак, вы увидели два различных описания походов в Скифию персидских царей Кира и Дария. В дополнение приведу еще одно описание похода Дария против скифов, но уже азиатских.

Продолжение следует...

Русские древности
Ежегодно 10 февраля в нашей стране отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина

Кроме того, что А.С.Пушкин был великим поэтом и прозаиком, он был еще и историком. Его глубоко волновало и интересовало прошлое России.

Русские древности
Forwarded from Дзермант
Я уже публиковал новости об открытии генетиков того, где же сформировались индоевропейцы. А вот еще интересные научные новости.

В статье генетиков приводятся доказательства того, что ямная культура могла возникнуть где-то недалеко от небольшого города Михайловка, Запорожской области.

«Там, где сейчас происходят самые ожесточенные бои, — это родина ямной культуры», — говорят ученые.

Михайловка сегодня – это территория России.

#карта_на_выходные
Персидские войны VI
Поход Дария против саков. Бехистунская надпись.


Древнегреческие авторы писали о неудачном походе Дария на европейских скифов произошедшем ориентировочно в 512г. до н.э. Но, до этого в 519г. до н.э. Дарий уже предпринимал поход против скифов, только азиатских, и он был удачным.

Об этом свидетельствует Бехистунская надпись высеченная на скале по приказу Дария и рассказывающая о событиях 523-519 годов. Страна Сака, а кроме нее и некоторые другие востосноскифские области, упоминается в числе стран подвласных Дарию:

"Я - Дарий, царь великий, царь царей, царь в Персии, царь стран, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид.

Следующие страны мне достались, по воле Ахурамазды я стал над ними царем: Персия, Элам, Вавилония, Ассирия, Аравия, Египет, [страны у моря], Лидия, Иония, Мидия, Армения, Каппадокия, Парфия, Дрангиана, Арейя, Хорезм, Бактрия, Согдиана, Гайдара, Сака, Саттагидиш, Арахозия, Мака: всего 23 страны".

Надпись раскрыает и обстоятельства захвата страны Сака:

"Говорит Дарий-царь: "После этого я отправился с войском в страну Сака, против саков, которые носят островерхие шапки. После этого, когда я подошел к реке, я переправился на плотах. После этого я разбил саков наголову... Предводителя их, по имени Скунха, схватили и привели ко мне. Тогда я сделал другого над ними главой, как было мое желание. После этого страна стала моей"

Говорит Дарий-царь: "Те саки были неверными и не чтили Ахурамазду. Я же чтил Ахурамазду. По воле Ахурамазды я поступил с ними, как хотел".

Подробности этого похода приводит живший во II в.до н.э. греческий историк Полиен.

Продолжение следует...

Русские древности