Строительство и спуск на воду линейного корабля "Полтава", Адмиралтейские верфи, Санкт-Петербург, 1900-е годы.
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
О происхождении московского герба
Часть 1
20 декабря 1781 г., 240 лет назад, был официально утвержден герб города Москвы. Его описание гласило: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба; в красном поле, поражающий копием чёрного змия».
Всадника на белом коне, являвшегося с давних времен символом русской княжеской власти, впервые назвал Святым Георгием Петр I. До этого времени герб Московской Руси именовался «Ездец». Причем на наиболее ранних изображениях символа отсутствовал змей, а конный воин был вооружен мечом.
Интересно, что сей герб имеет древнейшие корни, а изображенный на нем образ всадника находится в числе многих параллелей, связывающих Русь с предполагаемой прародиной народа русов - островом Рюген и близлежащим Поморьем (см. #прародина ).
Изображения конного воина начали появляться на актовых печатях древнерусских князей не позднее начала XIII в. Наиболее ранняя находка с данным символом - печать новгородского князя Мстислава Мстиславича Удатного. Всадник изображался также на печатях Александра Ярославича Невского, Дмитрия Ивановича Донского, Василия I Дмитриевича и т.д.
Одновременно, воин на коне был широко распространен в геральдике южнобалтийского варяжского побережья, у правителей острова Рюген и представителей мекленбургской династии – королей ободритов. Так, он был изображен на печатях князей Яромара I Рюгенского (XII в.), Никлота I Мекленбургского (XII в.), Богуслава I (XII в.), Витслава II Рюгенского (XIII в) и т.д.
Примечательно при этом, что мекленбургские генеалогии свидетельствуют о родстве Рюрика с ободритскими князьями, и целый ряд русских знатных родов, в том числе Романовы, происходили, по всей видимости, именно из южнобалтийского Поморья. А последняя славяноязычная жительница о. Рюген, скончавшаяся в начале XV в., носила фамилию Голицына.
Интересно проследить истоки почитания образа всадника, сделавшие его важным геральдическим символом. Очевидно, это было связано, в том числе, с особым элитным статусом кавалерии. Источники сообщают, что в южнобалтийском Поморье "...силе и могуществу знатных людей и военачальников мерилом принимается число коней. Силен, и богат, и могуществен тот, кто может содержать столько-то и столько-то коней, и, таким образом, услышав число коней, знают о числе дружинников, потому что на Поморье дружинник не имеет никогда более одного коня." (А.Гильфердинг. Исторiя балтiйскихъ славянъ. СПб., 1874. С. 89-90). Датский хронист XII-XIII вв. Саксон Грамматик упоминает триста элитных всадников на Рюгене, являвшихся «личной гвардией» бога Свентовита (А.С.Фаминцын. Божества древних славян. С.-Петербург, 1884. С.27). Помимо этого, образ конного воина был важной частью мифологических представлений жителей южнобалтийского побережья. Так, в храмах на Рюгене и Поморье содержались «священные» кони и хранилась конская упряжь, считавшиеся по бытовавшим тогда представлениям принадлежащими языческим богам Свентовиту, Триглаву и т.д. (А.С.Фаминцын. Указ. соч. С. 26,29). С участием «священных» коней проводились обряды, определявшие успешность мероприятий. Помимо этого, образ всадника, зачастую на белом коне, имеет широкое распространение в имеющем архаичные корни фольклоре острова Рюген и соседних с ним территорий (Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С. 111-115). К примеру, символично данное рюгенское придание: «Некогда в окрестностях Гарца… стоял замок с великолепными домами и храмами, где жили язычники... Много веков назад замок был захвачен христианами, храмы разрушены, а идолы сожжены… Лишь иногда рассказывают, будто по ночам можно видеть призрак статного мужчины с золотой короной верхом на белом коне…» (Ю.В.Иванова-Бучатская. Указ. соч. С. 102-103). Распространены подобные образы также в обрядах, ряжениях и проч., зафиксированных позднее и у русских в России (см., например, здесь).
Часть 2
#геральдика
#Древняя_Русь
#Московская_Русь
#Российская_империя
#прародина
#русы
Часть 1
20 декабря 1781 г., 240 лет назад, был официально утвержден герб города Москвы. Его описание гласило: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба; в красном поле, поражающий копием чёрного змия».
Всадника на белом коне, являвшегося с давних времен символом русской княжеской власти, впервые назвал Святым Георгием Петр I. До этого времени герб Московской Руси именовался «Ездец». Причем на наиболее ранних изображениях символа отсутствовал змей, а конный воин был вооружен мечом.
Интересно, что сей герб имеет древнейшие корни, а изображенный на нем образ всадника находится в числе многих параллелей, связывающих Русь с предполагаемой прародиной народа русов - островом Рюген и близлежащим Поморьем (см. #прародина ).
Изображения конного воина начали появляться на актовых печатях древнерусских князей не позднее начала XIII в. Наиболее ранняя находка с данным символом - печать новгородского князя Мстислава Мстиславича Удатного. Всадник изображался также на печатях Александра Ярославича Невского, Дмитрия Ивановича Донского, Василия I Дмитриевича и т.д.
Одновременно, воин на коне был широко распространен в геральдике южнобалтийского варяжского побережья, у правителей острова Рюген и представителей мекленбургской династии – королей ободритов. Так, он был изображен на печатях князей Яромара I Рюгенского (XII в.), Никлота I Мекленбургского (XII в.), Богуслава I (XII в.), Витслава II Рюгенского (XIII в) и т.д.
Примечательно при этом, что мекленбургские генеалогии свидетельствуют о родстве Рюрика с ободритскими князьями, и целый ряд русских знатных родов, в том числе Романовы, происходили, по всей видимости, именно из южнобалтийского Поморья. А последняя славяноязычная жительница о. Рюген, скончавшаяся в начале XV в., носила фамилию Голицына.
Интересно проследить истоки почитания образа всадника, сделавшие его важным геральдическим символом. Очевидно, это было связано, в том числе, с особым элитным статусом кавалерии. Источники сообщают, что в южнобалтийском Поморье "...силе и могуществу знатных людей и военачальников мерилом принимается число коней. Силен, и богат, и могуществен тот, кто может содержать столько-то и столько-то коней, и, таким образом, услышав число коней, знают о числе дружинников, потому что на Поморье дружинник не имеет никогда более одного коня." (А.Гильфердинг. Исторiя балтiйскихъ славянъ. СПб., 1874. С. 89-90). Датский хронист XII-XIII вв. Саксон Грамматик упоминает триста элитных всадников на Рюгене, являвшихся «личной гвардией» бога Свентовита (А.С.Фаминцын. Божества древних славян. С.-Петербург, 1884. С.27). Помимо этого, образ конного воина был важной частью мифологических представлений жителей южнобалтийского побережья. Так, в храмах на Рюгене и Поморье содержались «священные» кони и хранилась конская упряжь, считавшиеся по бытовавшим тогда представлениям принадлежащими языческим богам Свентовиту, Триглаву и т.д. (А.С.Фаминцын. Указ. соч. С. 26,29). С участием «священных» коней проводились обряды, определявшие успешность мероприятий. Помимо этого, образ всадника, зачастую на белом коне, имеет широкое распространение в имеющем архаичные корни фольклоре острова Рюген и соседних с ним территорий (Ю.В.Иванова-Бучатская. Plattes Land: Символы Северной Германии (славяно-германский этнокультурный синтез в междуречьи Эльбы и Одера). СПб, 2006. С. 111-115). К примеру, символично данное рюгенское придание: «Некогда в окрестностях Гарца… стоял замок с великолепными домами и храмами, где жили язычники... Много веков назад замок был захвачен христианами, храмы разрушены, а идолы сожжены… Лишь иногда рассказывают, будто по ночам можно видеть призрак статного мужчины с золотой короной верхом на белом коне…» (Ю.В.Иванова-Бучатская. Указ. соч. С. 102-103). Распространены подобные образы также в обрядах, ряжениях и проч., зафиксированных позднее и у русских в России (см., например, здесь).
Часть 2
#геральдика
#Древняя_Русь
#Московская_Русь
#Российская_империя
#прародина
#русы
О происхождении московского герба
Часть 2
(Часть 1)
Говоря о геральдическом символе конного воина, нельзя не отметить, что считающийся «литовским» герб «Погоня» на самом деле имеет русское происхождение, о чем прямо писал хронист XVI века Матей Стрыйковский: «Ордевил, князь литовский… стал писаться князем русским и литовским, и герб русский, ездока с саблею, до сих пор употребляют». Действительно, в геральдике Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и иных (далее – ВКЛиР) «ездец» появился существенно позже, чем на печатях рюгенских, ободритских и русских князей. При этом использование «литовскими» правителями в качестве герба русского символа неудивительно - бОльшая часть правящей верхушки и знати ВКЛиР была русской по происхождению, русский язык был наиболее распространен в этом государстве и являлся официальным (на нем велась вся документация). А родовой символ Гедиминовичей – т. наз. Колюмны – напрямую восходит к гербу Рюриковичей и «рода рускаго».
Вот такие результаты дает изучение истории происхождения московского герба, годовщину официального утверждения которого мы отмечаем сегодня. Нынешний символ города Москвы – побеждающий змия Святой Георгий – напрямую восходит к геральдическим знакам древнерусских князей и символам их родственников (по меткому выражению академика В.Л. Янина) с острова Рюген и близлежащего Поморья.
#геральдика
#Древняя_Русь
#Московская_Русь
#Российская_империя
#прародина
#русы
Часть 2
(Часть 1)
Говоря о геральдическом символе конного воина, нельзя не отметить, что считающийся «литовским» герб «Погоня» на самом деле имеет русское происхождение, о чем прямо писал хронист XVI века Матей Стрыйковский: «Ордевил, князь литовский… стал писаться князем русским и литовским, и герб русский, ездока с саблею, до сих пор употребляют». Действительно, в геральдике Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и иных (далее – ВКЛиР) «ездец» появился существенно позже, чем на печатях рюгенских, ободритских и русских князей. При этом использование «литовскими» правителями в качестве герба русского символа неудивительно - бОльшая часть правящей верхушки и знати ВКЛиР была русской по происхождению, русский язык был наиболее распространен в этом государстве и являлся официальным (на нем велась вся документация). А родовой символ Гедиминовичей – т. наз. Колюмны – напрямую восходит к гербу Рюриковичей и «рода рускаго».
Вот такие результаты дает изучение истории происхождения московского герба, годовщину официального утверждения которого мы отмечаем сегодня. Нынешний символ города Москвы – побеждающий змия Святой Георгий – напрямую восходит к геральдическим знакам древнерусских князей и символам их родственников (по меткому выражению академика В.Л. Янина) с острова Рюген и близлежащего Поморья.
#геральдика
#Древняя_Русь
#Московская_Русь
#Российская_империя
#прародина
#русы
Рязань. У истоков катастрофы
"В год 6745 (1237)... Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской...
И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день."
В конце декабря исполняется 784 года падению Рязани, положившему начало русской катастрофе. Возможно, самой трагичной за всю отечественную историю...
#Древняя_Русь
#военная_история
#города_и_веси
#иго
"В год 6745 (1237)... Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской...
И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день."
В конце декабря исполняется 784 года падению Рязани, положившему начало русской катастрофе. Возможно, самой трагичной за всю отечественную историю...
#Древняя_Русь
#военная_история
#города_и_веси
#иго
Первая в России электростанция Сормовского завода в Нижегородской губернии, 1876 года постройки.
С днем энергетика всех причастных!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
С днем энергетика всех причастных!
#Российская_империя
#наука_и_техника
#фото
Forwarded from О древней и новой Россіи
Первая российская гидроэлектростанция
В 1892 году в Алтайском крае на реке Березовка, недалеко от г. Зыряновска (ныне - Казахстан), была построена первая в Российской империи гидроэлектростанция по отечественному проекту. ГЭС предназначалась для выработки электроэнергии за счет водоотлива из рудников. Станция располагалась в деревянном здании, ее мощность составляла 200 кВт. ГЭС могла работать равномерно весь год, даже если уровень реки резко падал. Автором проекта станции был Николай Николаевич Кокшаров (1857-1941) - представитель династии русских горных инженеров.
Сохранилось описание первой русской ГЭС чиновником Е.П. Клевакиным: «В специально построенном бревенчатом здании были поставлены четыре турбины мощностью в 50 кВт каждая, шкивами соединенные с водонапорным колесом. Полученная энергия теперь освещала производственные помещения, обеспечивая работу телефонной станции, и, главное, стало возможным поставить электронасосы для откачки воды из шахт. Одновременно со строительством ГЭС Кокшаров вместе с другими инженерами проводил исследования по обогащению сульфидных руд…».
#Российская_империя
#наука_и_техника
В 1892 году в Алтайском крае на реке Березовка, недалеко от г. Зыряновска (ныне - Казахстан), была построена первая в Российской империи гидроэлектростанция по отечественному проекту. ГЭС предназначалась для выработки электроэнергии за счет водоотлива из рудников. Станция располагалась в деревянном здании, ее мощность составляла 200 кВт. ГЭС могла работать равномерно весь год, даже если уровень реки резко падал. Автором проекта станции был Николай Николаевич Кокшаров (1857-1941) - представитель династии русских горных инженеров.
Сохранилось описание первой русской ГЭС чиновником Е.П. Клевакиным: «В специально построенном бревенчатом здании были поставлены четыре турбины мощностью в 50 кВт каждая, шкивами соединенные с водонапорным колесом. Полученная энергия теперь освещала производственные помещения, обеспечивая работу телефонной станции, и, главное, стало возможным поставить электронасосы для откачки воды из шахт. Одновременно со строительством ГЭС Кокшаров вместе с другими инженерами проводил исследования по обогащению сульфидных руд…».
#Российская_империя
#наука_и_техника
Forwarded from О древней и новой Россіи
Первая московская Георгиевская центральная электростанция.
Запущена в 1888 году. Здание в неорусском стиле спроектировано архитектором Владимиром Шером. Оно сохранилось до наших дней, сейчас там располагается "Новый Манеж" (адрес: Георгиевский переулок, 3/3).
#Российская_империя
#архитектура
#наука_и_техника
#фото
Запущена в 1888 году. Здание в неорусском стиле спроектировано архитектором Владимиром Шером. Оно сохранилось до наших дней, сейчас там располагается "Новый Манеж" (адрес: Георгиевский переулок, 3/3).
#Российская_империя
#архитектура
#наука_и_техника
#фото
Forwarded from О древней и новой Россіи
Гидроэлектростанция Соловецкого монастыря
Гидроэнергетика в России развивалась в ногу со временем, и уже в конце XIX века были построены первые отечественные ГЭС.
Удивительно, но среди пионеров российской гидроэнергетики оказались... соловецкие монахи.
Начиная с XV века на Большом Соловецком острове насельниками монастыря создавалась сложная гидротехническая система, предназначенная для подачи чистой пресной воды северных и западных озер в центральную часть острова до Святого озера, а затем, после прохода через территорию монастыря, - для вывода воды в море. Система включала в себя несколько десятков каналов, дамбы и плотины, регулирующие сооружения (шлюзы) и т.д.
В 1895 году настоятелем Соловецкого монастыря стал архимандрит Иоанникий (Юсов), проявлявший недюжинный интерес к науке и техническим новшествам. Именно при нем и с его участием зародилась идея соорудить на Соловках для обеспечения нужд монастыря малую гидроэлектростанцию, которая использовала бы энергию напора воды соловецкой гидросистемы.
ГЭС была спроектирована Петербургским отделением Акционерного общества русских электрических заводов "Сименс и Гальске". Кроме основного гидрогенератора мощностью 60 л.с., проектом были предусмотрены резервные паровые динамомашины мощностью 60 и 25 л.с. Строительные работы выполнялись монахами и трудниками монастыря под наблюдением инженеров. Металлические напорные водоводы квадратного сечения, подводившие воду к турбине, изготовили в мастерских при монастыре. Также, при строительстве ГЭС устроили систему подземных сбросных каналов. Доставкой, монтажом и испытаниями оборудования занимались Акционерное общество Русских заводов и рижская фирма «Пирвиц и К». Архитектурные решения главного корпуса были выполнены в типичном для промышленных зданий тех времен "кирпичном стиле" со скромным орнаментом.
Работы по сооружению электростанции начались в 1906 г., а первый ток она выработала уже в 1909 г. Вековые стены Соловецкого монастыря стали освещаться невиданными здесь доселе лампами накаливания. Окончательно ГЭС была пущена в работу 27 сентября 1912 года, 109 лет назад. Заведовал электростанцией электротехник Илья Иванович Варакин. Приёмку ГЭС производили эксперты: директор Архангельского технического училища имени императора Петра I инженер-электрик В.Н.Пономарёв, техник Архангельского торгового порта инженер-механик Д.Н.Любавин, заведующий электростанцией в Архангельске К.А.Нейман и иероманах Викториан.
Электростанция пережила выпавшие на долю России потрясения начала XX века, функционировала она и во времена печально известного СЛОНа - Соловецкого лагеря особого назначения. Проработав около 30 лет, в 40-х годах XX века ГЭС оказалась бесхозной и была остановлена.
Фото...
#Российская_империя
#наука_и_техника
Гидроэнергетика в России развивалась в ногу со временем, и уже в конце XIX века были построены первые отечественные ГЭС.
Удивительно, но среди пионеров российской гидроэнергетики оказались... соловецкие монахи.
Начиная с XV века на Большом Соловецком острове насельниками монастыря создавалась сложная гидротехническая система, предназначенная для подачи чистой пресной воды северных и западных озер в центральную часть острова до Святого озера, а затем, после прохода через территорию монастыря, - для вывода воды в море. Система включала в себя несколько десятков каналов, дамбы и плотины, регулирующие сооружения (шлюзы) и т.д.
В 1895 году настоятелем Соловецкого монастыря стал архимандрит Иоанникий (Юсов), проявлявший недюжинный интерес к науке и техническим новшествам. Именно при нем и с его участием зародилась идея соорудить на Соловках для обеспечения нужд монастыря малую гидроэлектростанцию, которая использовала бы энергию напора воды соловецкой гидросистемы.
ГЭС была спроектирована Петербургским отделением Акционерного общества русских электрических заводов "Сименс и Гальске". Кроме основного гидрогенератора мощностью 60 л.с., проектом были предусмотрены резервные паровые динамомашины мощностью 60 и 25 л.с. Строительные работы выполнялись монахами и трудниками монастыря под наблюдением инженеров. Металлические напорные водоводы квадратного сечения, подводившие воду к турбине, изготовили в мастерских при монастыре. Также, при строительстве ГЭС устроили систему подземных сбросных каналов. Доставкой, монтажом и испытаниями оборудования занимались Акционерное общество Русских заводов и рижская фирма «Пирвиц и К». Архитектурные решения главного корпуса были выполнены в типичном для промышленных зданий тех времен "кирпичном стиле" со скромным орнаментом.
Работы по сооружению электростанции начались в 1906 г., а первый ток она выработала уже в 1909 г. Вековые стены Соловецкого монастыря стали освещаться невиданными здесь доселе лампами накаливания. Окончательно ГЭС была пущена в работу 27 сентября 1912 года, 109 лет назад. Заведовал электростанцией электротехник Илья Иванович Варакин. Приёмку ГЭС производили эксперты: директор Архангельского технического училища имени императора Петра I инженер-электрик В.Н.Пономарёв, техник Архангельского торгового порта инженер-механик Д.Н.Любавин, заведующий электростанцией в Архангельске К.А.Нейман и иероманах Викториан.
Электростанция пережила выпавшие на долю России потрясения начала XX века, функционировала она и во времена печально известного СЛОНа - Соловецкого лагеря особого назначения. Проработав около 30 лет, в 40-х годах XX века ГЭС оказалась бесхозной и была остановлена.
Фото...
#Российская_империя
#наука_и_техника
Forwarded from Вежливые люди
В Ленинградской области открыли мемориальный комплекс "Молитва перед боем" в честь 800-летия Александра Невского. По преданию, именно в этом месте русский князь остановился для молитвы в преддверии Невской битвы.
Парк, в который входит комплекс, находится в г. Никольское Тосненского района.
Парк, в который входит комплекс, находится в г. Никольское Тосненского района.
Об именах Рюрика и его братьев
Часть 1
Мнение д.и.н., проф. А.Г. Кузьмина:
"... Необходимо считаться с тем, что имена непосредственно на этническую природу не указывают. Достаточно сказать, что наши нынешние имена в большинстве древнееврейские и греческие. Но по именам можно проследить культурные связи, преемственность эпох, поскольку у истоков они имеют вполне конкретное значение...
Обычно племена, позднее пережившие разложение общинного начала, заимствуют имена у народов, ранее прошедших этот путь, прежде всего, конечно, у народов, воинская слава которых привлекала сказителей и песнотворцев. На это обстоятельство обратил внимание еще Иордан (VI в.). «Все знают и обращали внимание, — заметил он, — насколько в обычае у племен перенимать по большей части имена: у римлян — македонские, у греков — римские, у сарматов — германские. Готы же по преимуществу заимствуют имена гуннские». Практически у всех европейских народов, позднее переживавших стадию разложения родового строя, так или иначе отразились имена их предшественников, хотя они часто переосмыслялись. Наибольшее значение для европейского именослова имели имена континентальных кельтов, иллирийцев, венетов, фракийцев, иранцев, а также той особой этнической группы, которая выше уже определялась как "северные иллирийцы"
...
Остается рассмотреть имена трех легендарных братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Только норманистским ослеплением можно объяснить поиски аналогов для летописного Рюрика в Скандинавии. Дело в том, что имя это известно в Европе, по крайней мере, с IV века. А. Хольдер приводит пять «Рюриков», известных до VII века. 12 «Рориков» отмечено на территории Франции IX—XII веков. Имя это проще всего может быть понято как отражение племенного названия руриков, или рауриков (откуда французские «Рорики»). Название племени происходит, очевидно, от реки Рур или Руара. В настоящее время это название имеют притоки Мааса и Рейна. В средние века и у Одера был приток «Рурика». Во времена Юлия Цезаря рурики, не желая покориться римлянам, в большинстве покинули обжитые места и исчезли из поля зрения римских авторов. Но и позднее выходцы из поречья Руры получали прозвища «Рурик».
В антинорманистской литературе имя сближается также с названием ободритов Реригами или просто сближается с вендским обозначением сокола — рарогом. Но имя на Русь попало именно в кельтской огласовке. К тому же рассеяние племени в первые века нашей эры предполагало довольно широкое распространение имени по континенту.
Для имени Синеус в Скандинавии нет даже приблизительных параллелей. Поэтому и появилась версия, что Синеус и Трувор — вообще не имена, а неудачное осмысление скандинавского сказания. В кельтских именах параллели ему находятся и имя естественно объясняется от sinu — «старший»: Sinaeus, Sinus, Sinicus.
...
Имени Трувор параллелью может служить широко распространенное и у современных кельтов имя Тревор. В старофранцузском языке слово «трувор» означало поэта, трубадура, путешественника.
...
Как было упомянуто в другом месте, по генеалогии Фридриха Хемница (XVII в.) Рюрик с его братьями считались сыновьями Готлейба — ободритского князя... Правда, названы там братьями Рюрика Сивар и Триар. Но это отличие лишь подчеркивает независимость мекленбургских генеалогий от генеалогии Рюриковичей на Руси. Память о Рюрике - сыне Готлейба - жила здесь долго. Даже в середине XIX века их записывал французский путешественник К. Мармье."
(А. Г. Кузьмин. Древнерусские имена и их параллели //Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986. С. 643-654).
Часть 2.
#русы
#правители
#языкознание
Часть 1
Мнение д.и.н., проф. А.Г. Кузьмина:
"... Необходимо считаться с тем, что имена непосредственно на этническую природу не указывают. Достаточно сказать, что наши нынешние имена в большинстве древнееврейские и греческие. Но по именам можно проследить культурные связи, преемственность эпох, поскольку у истоков они имеют вполне конкретное значение...
Обычно племена, позднее пережившие разложение общинного начала, заимствуют имена у народов, ранее прошедших этот путь, прежде всего, конечно, у народов, воинская слава которых привлекала сказителей и песнотворцев. На это обстоятельство обратил внимание еще Иордан (VI в.). «Все знают и обращали внимание, — заметил он, — насколько в обычае у племен перенимать по большей части имена: у римлян — македонские, у греков — римские, у сарматов — германские. Готы же по преимуществу заимствуют имена гуннские». Практически у всех европейских народов, позднее переживавших стадию разложения родового строя, так или иначе отразились имена их предшественников, хотя они часто переосмыслялись. Наибольшее значение для европейского именослова имели имена континентальных кельтов, иллирийцев, венетов, фракийцев, иранцев, а также той особой этнической группы, которая выше уже определялась как "северные иллирийцы"
...
Остается рассмотреть имена трех легендарных братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Только норманистским ослеплением можно объяснить поиски аналогов для летописного Рюрика в Скандинавии. Дело в том, что имя это известно в Европе, по крайней мере, с IV века. А. Хольдер приводит пять «Рюриков», известных до VII века. 12 «Рориков» отмечено на территории Франции IX—XII веков. Имя это проще всего может быть понято как отражение племенного названия руриков, или рауриков (откуда французские «Рорики»). Название племени происходит, очевидно, от реки Рур или Руара. В настоящее время это название имеют притоки Мааса и Рейна. В средние века и у Одера был приток «Рурика». Во времена Юлия Цезаря рурики, не желая покориться римлянам, в большинстве покинули обжитые места и исчезли из поля зрения римских авторов. Но и позднее выходцы из поречья Руры получали прозвища «Рурик».
В антинорманистской литературе имя сближается также с названием ободритов Реригами или просто сближается с вендским обозначением сокола — рарогом. Но имя на Русь попало именно в кельтской огласовке. К тому же рассеяние племени в первые века нашей эры предполагало довольно широкое распространение имени по континенту.
Для имени Синеус в Скандинавии нет даже приблизительных параллелей. Поэтому и появилась версия, что Синеус и Трувор — вообще не имена, а неудачное осмысление скандинавского сказания. В кельтских именах параллели ему находятся и имя естественно объясняется от sinu — «старший»: Sinaeus, Sinus, Sinicus.
...
Имени Трувор параллелью может служить широко распространенное и у современных кельтов имя Тревор. В старофранцузском языке слово «трувор» означало поэта, трубадура, путешественника.
...
Как было упомянуто в другом месте, по генеалогии Фридриха Хемница (XVII в.) Рюрик с его братьями считались сыновьями Готлейба — ободритского князя... Правда, названы там братьями Рюрика Сивар и Триар. Но это отличие лишь подчеркивает независимость мекленбургских генеалогий от генеалогии Рюриковичей на Руси. Память о Рюрике - сыне Готлейба - жила здесь долго. Даже в середине XIX века их записывал французский путешественник К. Мармье."
(А. Г. Кузьмин. Древнерусские имена и их параллели //Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986. С. 643-654).
Часть 2.
#русы
#правители
#языкознание
Об именах Рюрика и его братьев
Часть 2
(начало)
Данные историка А. В. Олейниченко:
"Таким образом, мы видим, что имя Рорик/Рурик впервые зафиксировано у галло-римской знати на рубеже III—IV вв. Одна из его форм (скорее всего, исходная) Родерик/Рудерик встречается впервые у готов в VI в. в зоне контактов с кельтами и затем фиксируется на протяжении многих столетий как среди германского, так и кельтского населения. У кельтского островного населения констатируется отождествление имен Родри, Родерик и Рорик. Встречается это имя и в Ирландии. В Галлии с переходом с кельтских языков на народную латынь имена Родерик и Рорик становятся разными именами. Этимология этого двухосновного имени в кельтских языках означала «красный/рыжий король», возможно, в переносном значении — «могучий король». В германизированной форме оно наблюдается в документах, начиная с 675 г., а в начале VIII в. в форме Хредрик попадает в «Беовульф». Первым носителем галло-римского имени Рорик среди скандинавов был датский конунг середины IX в. Рорик Ютландский (почему Рорик Ютландский - не летописный Рюрик, см. здесь - прим.). Имя Хререк, по всей видимости, есть искаженное заимствование имени Хредрик под влиянием контактов норманнов с Британией и Ирландией. На рубеже XII—XIII вв. Саксон Грамматик провел отождествление имени Хререк с галло-римским именем Рорик/Рурик, но это отождествление не было общераспространенным. Само это имя так и осталось довольно редким и нехарактерным для скандинавов."
(А. В. Олейниченко. О происхождении имени Рюрик/Рурик/Рорик // Гуманитарные исследования. № 2(3), 2017 г. С. 57–75.)
#русы
#правители
#языкознание
Часть 2
(начало)
Данные историка А. В. Олейниченко:
"Таким образом, мы видим, что имя Рорик/Рурик впервые зафиксировано у галло-римской знати на рубеже III—IV вв. Одна из его форм (скорее всего, исходная) Родерик/Рудерик встречается впервые у готов в VI в. в зоне контактов с кельтами и затем фиксируется на протяжении многих столетий как среди германского, так и кельтского населения. У кельтского островного населения констатируется отождествление имен Родри, Родерик и Рорик. Встречается это имя и в Ирландии. В Галлии с переходом с кельтских языков на народную латынь имена Родерик и Рорик становятся разными именами. Этимология этого двухосновного имени в кельтских языках означала «красный/рыжий король», возможно, в переносном значении — «могучий король». В германизированной форме оно наблюдается в документах, начиная с 675 г., а в начале VIII в. в форме Хредрик попадает в «Беовульф». Первым носителем галло-римского имени Рорик среди скандинавов был датский конунг середины IX в. Рорик Ютландский (почему Рорик Ютландский - не летописный Рюрик, см. здесь - прим.). Имя Хререк, по всей видимости, есть искаженное заимствование имени Хредрик под влиянием контактов норманнов с Британией и Ирландией. На рубеже XII—XIII вв. Саксон Грамматик провел отождествление имени Хререк с галло-римским именем Рорик/Рурик, но это отождествление не было общераспространенным. Само это имя так и осталось довольно редким и нехарактерным для скандинавов."
(А. В. Олейниченко. О происхождении имени Рюрик/Рурик/Рорик // Гуманитарные исследования. № 2(3), 2017 г. С. 57–75.)
#русы
#правители
#языкознание
23 декабря 1913 года совершил первый полет самый большой в мире самолёт того времени - четырёхмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского (1889-1972). Ровно год спустя, 23 декабря 1914 года, указом императора Николая II было утверждено постановление Военного Совета о формировании первой эскадры самолётов «Илья Муромец». Это положило начало тяжёлой бомбардировочной авиации не только в России, но и в мире.
«Илья Муромец» - первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик, «прадедушка» современных дальних и стратегических бомбардировщиков - производился на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1914—1919 годах. На самолёте был поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Всего было выпущено 76 единиц.
За годы Первой мировой войны эскадра "Муромцев" совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. Как писал создатель самолета, И. И. Сикорский, "справедливо будет указать, что русские офицеры и солдаты, составлявшие экипажи этих кораблей, равно как и сами "Ильи Муромцы", честно выполнили свой долг перед родиной в это тяжелое, но славное время."
Сам выдающийся русский авиаконструктор был вынужден после революции покинуть Россию (большевики приговорили его к расстрелу) и осесть в США, где он создал авиационную фирму и фактически заложил основы американского вертолетостроения. Стараясь сохранить память об исторической России, которой был предан всю жизнь, в эмиграции Игорь Иванович возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности русского монархического движения.
Именно с первым полетом "Ильи Муромца" и формированием эскадры этих самолетов связано празднование в России 23 декабря дня дальней авиации.
Поздравляем всех причастных!
(фото)
#Российская_империя
#наука_и_техника
#армия_и_флот
#персоналии
«Илья Муромец» - первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик, «прадедушка» современных дальних и стратегических бомбардировщиков - производился на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1914—1919 годах. На самолёте был поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Всего было выпущено 76 единиц.
За годы Первой мировой войны эскадра "Муромцев" совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. Как писал создатель самолета, И. И. Сикорский, "справедливо будет указать, что русские офицеры и солдаты, составлявшие экипажи этих кораблей, равно как и сами "Ильи Муромцы", честно выполнили свой долг перед родиной в это тяжелое, но славное время."
Сам выдающийся русский авиаконструктор был вынужден после революции покинуть Россию (большевики приговорили его к расстрелу) и осесть в США, где он создал авиационную фирму и фактически заложил основы американского вертолетостроения. Стараясь сохранить память об исторической России, которой был предан всю жизнь, в эмиграции Игорь Иванович возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности русского монархического движения.
Именно с первым полетом "Ильи Муромца" и формированием эскадры этих самолетов связано празднование в России 23 декабря дня дальней авиации.
Поздравляем всех причастных!
(фото)
#Российская_империя
#наука_и_техника
#армия_и_флот
#персоналии
Бомбардировщик "Илья Муромец" и его создатель И. И. Сикорский (на 2м фото)
#Российская_империя
#наука_и_техника
#армия_и_флот
#фото
#Российская_империя
#наука_и_техника
#армия_и_флот
#фото