Важно отметить, что судьбы сыновей имама Шамиля, вместе с отцом присягнувших России, довольно показательны и характерны.
Гази-Мухаммад еще до пленения успел покомандовать горскими отрядами, воюя с русской армией на Кавказе. Как оказалось в дальнейшем, понятие "честь" не было знакомо ему, и данную вместе с Шамилем присягу на верность России он с легкостью нарушил, предав тем самым не только русского императора, сохранившего ему жизнь и обеспечившего всем необходимым, но и память отца.
Когда перед смертью Шамиль совершил с разрешения русского правительства хадж и умер в Медине, сопровождавший его Гази-Мухаммед принял решение навсегда остаться в Турции. Но прежде он ненадолго посетил Россию, где под предлогом необходимости содержания оставшейся в Турции семьи Шамиля выпросил у Александра II щедрую денежную субсидию. Отплыв из России, он назад уже не вернулся и, вопреки своей присяге русскому императору, поступил на службу османскому султану. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Гази-Мухаммед в чине генерала командовал в османской армии бригадой, сформированной из эмигрировавших в Турцию кавказских горцев. В частности, он принимал участие в осаде русского гарнизона в Баязете, тщетно посылая ему письма с предложением о капитуляции.
В отличие от старшего брата, Мухаммад-Шапи до конца своей жизни служил России. Закончив кадетский корпус, он поступил на службу в Кавказский эскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В 1877 году Мухаммад-Шапи, будучи в чине полковника, просился на театр русско-турецкой войны, но император отказал ему, очевидно, все же опасаясь измены. В 1885 году русский генерал-майор Мухаммад-Шапи Шамиль вышел в почётную отставку.
Думается, приведенные исторические факты весьма поучительны и представляют из себя, в том числе, неплохой материал для политической аналитики.
#Российская_империя
#персоналии
Гази-Мухаммад еще до пленения успел покомандовать горскими отрядами, воюя с русской армией на Кавказе. Как оказалось в дальнейшем, понятие "честь" не было знакомо ему, и данную вместе с Шамилем присягу на верность России он с легкостью нарушил, предав тем самым не только русского императора, сохранившего ему жизнь и обеспечившего всем необходимым, но и память отца.
Когда перед смертью Шамиль совершил с разрешения русского правительства хадж и умер в Медине, сопровождавший его Гази-Мухаммед принял решение навсегда остаться в Турции. Но прежде он ненадолго посетил Россию, где под предлогом необходимости содержания оставшейся в Турции семьи Шамиля выпросил у Александра II щедрую денежную субсидию. Отплыв из России, он назад уже не вернулся и, вопреки своей присяге русскому императору, поступил на службу османскому султану. В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Гази-Мухаммед в чине генерала командовал в османской армии бригадой, сформированной из эмигрировавших в Турцию кавказских горцев. В частности, он принимал участие в осаде русского гарнизона в Баязете, тщетно посылая ему письма с предложением о капитуляции.
В отличие от старшего брата, Мухаммад-Шапи до конца своей жизни служил России. Закончив кадетский корпус, он поступил на службу в Кавказский эскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В 1877 году Мухаммад-Шапи, будучи в чине полковника, просился на театр русско-турецкой войны, но император отказал ему, очевидно, все же опасаясь измены. В 1885 году русский генерал-майор Мухаммад-Шапи Шамиль вышел в почётную отставку.
Думается, приведенные исторические факты весьма поучительны и представляют из себя, в том числе, неплохой материал для политической аналитики.
#Российская_империя
#персоналии
Telegram
Наталия Таньшина
Русская княгиня в эмалевом уборе с диадемой и колтами, вторая половина XII – начало XIII вв. По материалам Киевских кладов.
Илл. О. Федорова.
#Древняя_Русь
#археология
#персоналии
Илл. О. Федорова.
#Древняя_Русь
#археология
#персоналии
"Онъ былъ первымъ нашимъ университетомъ"
(А.С. Пушкин)
Ко дню рождения русского гения - Михаила Васильевича Ломоносова:
Статья д.и.н., проф. В.В. Фомина "Исторический гений Ломоносова".
Статья к.и.н. В.И. Меркулова "Ломоносов и сбережение нации".
Статья д.полит.н. А. Н. Савельева "Ломоносов: человек- университет, человек- эпоха".
"Аэродромическая" машина М.В. Ломоносова.
#Российская_империя
#наука_и_техника
#персоналии
(А.С. Пушкин)
Ко дню рождения русского гения - Михаила Васильевича Ломоносова:
Статья д.и.н., проф. В.В. Фомина "Исторический гений Ломоносова".
Статья к.и.н. В.И. Меркулова "Ломоносов и сбережение нации".
Статья д.полит.н. А. Н. Савельева "Ломоносов: человек- университет, человек- эпоха".
"Аэродромическая" машина М.В. Ломоносова.
#Российская_империя
#наука_и_техника
#персоналии
"Граждане... тюфяки пущающе на нихъ, а иные самострелы напинающе пущаху, и пороки пущаху, а инiи великiи пушки пущаху"
В августе 1382 года при защите Москвы от полчищ золотоордынского хана Тохтамыша состоялось первое зафиксированное письменными источниками применение русским войском "огненной стрельбы". Судя по всему, в тот момент на стенах осаждённого города стояли первые русские пушки.
Подробнее - в статье д.и.н., проф. В. В. Мавродина "О появлении огнестрельного оружия на Руси".
С днем ракетных войск и артиллерии всех причастных!
Еще материалы по теме:
Ракетное оружие системы К.И. Константинова, впервые в истории успешно применявшееся русской армией во время Крымской войны.
Ракетный взвод Семиреченского казачьего войска, около 1891 г.
Статья А. Трофимова "Королева поля боя. История русской трехдюймовки".
#военная_история
#армия_и_флот
#оружие
В августе 1382 года при защите Москвы от полчищ золотоордынского хана Тохтамыша состоялось первое зафиксированное письменными источниками применение русским войском "огненной стрельбы". Судя по всему, в тот момент на стенах осаждённого города стояли первые русские пушки.
Подробнее - в статье д.и.н., проф. В. В. Мавродина "О появлении огнестрельного оружия на Руси".
С днем ракетных войск и артиллерии всех причастных!
Еще материалы по теме:
Ракетное оружие системы К.И. Константинова, впервые в истории успешно применявшееся русской армией во время Крымской войны.
Ракетный взвод Семиреченского казачьего войска, около 1891 г.
Статья А. Трофимова "Королева поля боя. История русской трехдюймовки".
#военная_история
#армия_и_флот
#оружие
"Какихъ гнусныхъ пакостѣй не наколобродитъ въ россійскихъ древностяхъ допущенная въ нихъ скотина!"
Сия фраза, весьма актуальная и ныне, содержалась в отзыве Михаила Васильевича Ломоносова на полную фальсификаций, ошибок и подтасовок работу по русской грамматике и истории одного из основателей "норманизма" А. Л. Шлецера. Что интересно, с аргументами и оценкой Ломоносова полностью согласился и академик Герард Фридрих Миллер, первоначально бывший сторонником "норманской теории", но со временем отказавшийся от её основных постулатов.
#персоналии
#наука_и_техника
Сия фраза, весьма актуальная и ныне, содержалась в отзыве Михаила Васильевича Ломоносова на полную фальсификаций, ошибок и подтасовок работу по русской грамматике и истории одного из основателей "норманизма" А. Л. Шлецера. Что интересно, с аргументами и оценкой Ломоносова полностью согласился и академик Герард Фридрих Миллер, первоначально бывший сторонником "норманской теории", но со временем отказавшийся от её основных постулатов.
#персоналии
#наука_и_техника
М.В. Ломоносовъ. Вечернѣе размышленіе о Божіемъ величествѣ
Лицѣ свое скрываетъ день:
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тѣнь;
Лучи отъ насъ склонились прочь;
Открылась бездна, звѣздъ полна;
Звѣздамъ числа нѣтъ, бездне дна.
Песчинка какъ въ морскихъ волнахъ,
Какъ мала искра въ вѣчномъ льдѣ,
Какъ въ сильномъ вихрѣ тонкой прахъ,
Въ свирѣпомъ какъ перо огнѣ,
Такъ я, въ сей безднѣ углубленъ,
Теряюсь, мысльми утомленъ!
Уста премудрыхъ намъ гласятъ:
Тамъ разныхъ множество свѣтовъ;
Несчетны солнца тамъ горятъ,
Народы тамъ и кругъ вѣковъ:
Для общей славы Божества
Тамъ равна сила естества.
Но гдѣ жъ, натура, твой законъ?
Съ полночныхъ странъ встаетъ заря!
Не солнце ль ставитъ тамъ свой тронъ?
Не льдисты ль мещутъ огнь моря?
Се хладный пламень насъ покрылъ!
Се въ ночь на землю день вступилъ!
О вы, которыхъ быстрый зракъ
Пронзаетъ въ книгу вѣчныхъ правъ,
Которымъ малый вещи знакъ
Являетъ естества уставъ,
Вы знаетѣ пути планетъ;
Скажите, что нашъ умъ мятетъ?
Что зыблетъ ясный ночью лучъ?
Что тонкій пламень въ твердь разитъ?
Какъ молнія безъ грозныхъ тучъ
Стремится отъ земли въ зенитъ?
Какъ можетъ быть, чтобъ мерзлый паръ
Среди зимы рождалъ пожаръ?
Тамъ споритъ жирна мгла съ водой;
Иль солнечны лучи блестятъ,
Склонясь сквозь воздухъ къ намъ густой;
Иль тучныхъ горъ верхи горятъ;
Иль въ морѣ дуть престалъ зефиръ,
И гладки волны бьютъ въ эѳиръ.
Сомнѣній полонъ вашъ отвѣтъ
О томъ, что окрестъ ближнихъ мѣстъ.
Скажите жъ, коль пространенъ свѣтъ?
И что малѣйшихъ дале звѣздъ?
Несвѣдомъ тварей вамъ конецъ?
Кто жъ знаетъ, коль великъ Творецъ?
1743 годъ.
Космос издревле занимал умы и манил русских. Это неудивительно, ведь мы - неотъемлемая часть (индо)европейской цивилизации, покорившей огромные земные пространства, всегда стремившейся за горизонт и вспарывавшей края карт, непрестанно взиравшей ввысь и жаждавшей познания величия Творца. Высокая в небе звезда тысячелетиями звала нас в путь.
#искусство
#наука_и_техника
Лицѣ свое скрываетъ день:
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тѣнь;
Лучи отъ насъ склонились прочь;
Открылась бездна, звѣздъ полна;
Звѣздамъ числа нѣтъ, бездне дна.
Песчинка какъ въ морскихъ волнахъ,
Какъ мала искра въ вѣчномъ льдѣ,
Какъ въ сильномъ вихрѣ тонкой прахъ,
Въ свирѣпомъ какъ перо огнѣ,
Такъ я, въ сей безднѣ углубленъ,
Теряюсь, мысльми утомленъ!
Уста премудрыхъ намъ гласятъ:
Тамъ разныхъ множество свѣтовъ;
Несчетны солнца тамъ горятъ,
Народы тамъ и кругъ вѣковъ:
Для общей славы Божества
Тамъ равна сила естества.
Но гдѣ жъ, натура, твой законъ?
Съ полночныхъ странъ встаетъ заря!
Не солнце ль ставитъ тамъ свой тронъ?
Не льдисты ль мещутъ огнь моря?
Се хладный пламень насъ покрылъ!
Се въ ночь на землю день вступилъ!
О вы, которыхъ быстрый зракъ
Пронзаетъ въ книгу вѣчныхъ правъ,
Которымъ малый вещи знакъ
Являетъ естества уставъ,
Вы знаетѣ пути планетъ;
Скажите, что нашъ умъ мятетъ?
Что зыблетъ ясный ночью лучъ?
Что тонкій пламень въ твердь разитъ?
Какъ молнія безъ грозныхъ тучъ
Стремится отъ земли въ зенитъ?
Какъ можетъ быть, чтобъ мерзлый паръ
Среди зимы рождалъ пожаръ?
Тамъ споритъ жирна мгла съ водой;
Иль солнечны лучи блестятъ,
Склонясь сквозь воздухъ къ намъ густой;
Иль тучныхъ горъ верхи горятъ;
Иль въ морѣ дуть престалъ зефиръ,
И гладки волны бьютъ въ эѳиръ.
Сомнѣній полонъ вашъ отвѣтъ
О томъ, что окрестъ ближнихъ мѣстъ.
Скажите жъ, коль пространенъ свѣтъ?
И что малѣйшихъ дале звѣздъ?
Несвѣдомъ тварей вамъ конецъ?
Кто жъ знаетъ, коль великъ Творецъ?
1743 годъ.
Космос издревле занимал умы и манил русских. Это неудивительно, ведь мы - неотъемлемая часть (индо)европейской цивилизации, покорившей огромные земные пространства, всегда стремившейся за горизонт и вспарывавшей края карт, непрестанно взиравшей ввысь и жаждавшей познания величия Творца. Высокая в небе звезда тысячелетиями звала нас в путь.
#искусство
#наука_и_техника
Угра: "избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых"
20 (11 ст.ст.) ноября 1480 года монголо-татары под предводительством хана Ахмата отступили от реки Угры. Таким образом, знаменитое "стояние на Угре" завершилось успехом для русского войска. По словам летописца, "тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых."
Несмотря на то, что на самой Угре масштабных военных действий практически не было (хотя напряженные бои велись), в целом события до и во время "стояния" развивались довольно динамично, прекрасно продемонстрировав государственный и военный гений Ивана III. Заключив антиордынский союз с крымским ханом Менгли I Гераем, русский князь убедил его напасть на южные земли Великого княжества Литовского, что сковало войска польско-литовского короля Казимира IV, не позволив последнему выполнить свои союзнические обязательства перед Ахматом и усилить армию Орды в противостоянии с Русью. А уже во время "стояния" Иван III, узнав, что хан Ахмат максимально мобилизовал свои силы для похода и практически не оставил резервов в тылу, отправил небольшой отряд под командованием князя Василия Ноздроватого-Звенигородского в рейд на Новый Сарай - столицу Большой Орды. Русская дружина, спустившись на челнах по Оке и Волге до её низовий, без больших потерь захватила и разгромила вотчину хана. Всё это, безусловно, сыграло существенную роль в противостоянии, лишив ордынского хана решимости и позволив Ивану III добиться стратегической инициативы.
Конечно, фактически Русь сбросила с себя бремя монголо-татарского ига еще до событий на "Поясе Богородицы", как стали называть реку Угру, а поход хана Ахмата 1480 года был лишь тщетной попыткой восстановить хоть какую-то часть былого влияния Орды на Русь и вынудить Ивана III снова платить дань. Но, безусловно, стояние на Угре имело важнейшее психологическое и политическое значение. По меткому выражению Н.М. Карамзина, Иван III, "без кровопролития" одержав победу, "утвердил венец на главе своей и независимость Государства".
С днем Победы, господа!
NB: С летописной повестью о стоянии на Угре можно ознакомиться здесь.
#Московская_Русь
#военная_история
#иго
20 (11 ст.ст.) ноября 1480 года монголо-татары под предводительством хана Ахмата отступили от реки Угры. Таким образом, знаменитое "стояние на Угре" завершилось успехом для русского войска. По словам летописца, "тако избави Богъ и Пречистая Рускую землю от поганых."
Несмотря на то, что на самой Угре масштабных военных действий практически не было (хотя напряженные бои велись), в целом события до и во время "стояния" развивались довольно динамично, прекрасно продемонстрировав государственный и военный гений Ивана III. Заключив антиордынский союз с крымским ханом Менгли I Гераем, русский князь убедил его напасть на южные земли Великого княжества Литовского, что сковало войска польско-литовского короля Казимира IV, не позволив последнему выполнить свои союзнические обязательства перед Ахматом и усилить армию Орды в противостоянии с Русью. А уже во время "стояния" Иван III, узнав, что хан Ахмат максимально мобилизовал свои силы для похода и практически не оставил резервов в тылу, отправил небольшой отряд под командованием князя Василия Ноздроватого-Звенигородского в рейд на Новый Сарай - столицу Большой Орды. Русская дружина, спустившись на челнах по Оке и Волге до её низовий, без больших потерь захватила и разгромила вотчину хана. Всё это, безусловно, сыграло существенную роль в противостоянии, лишив ордынского хана решимости и позволив Ивану III добиться стратегической инициативы.
Конечно, фактически Русь сбросила с себя бремя монголо-татарского ига еще до событий на "Поясе Богородицы", как стали называть реку Угру, а поход хана Ахмата 1480 года был лишь тщетной попыткой восстановить хоть какую-то часть былого влияния Орды на Русь и вынудить Ивана III снова платить дань. Но, безусловно, стояние на Угре имело важнейшее психологическое и политическое значение. По меткому выражению Н.М. Карамзина, Иван III, "без кровопролития" одержав победу, "утвердил венец на главе своей и независимость Государства".
С днем Победы, господа!
NB: С летописной повестью о стоянии на Угре можно ознакомиться здесь.
#Московская_Русь
#военная_история
#иго
Диорама замечательного русского живописца Павла Викторовича Рыженко "Великое Стояние на Угре".
Картина находится во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, возможно, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события.
“Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа-победителя” - сказал о своем произведении художник. Диорама стала последней работой Павла Рыженко...
Картина в хорошем качестве - здесь.
#военная_история
#искусство
Картина находится во Владимирском ските монастыря Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни, возможно, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события.
“Это моё личное стояние за Русь. Разбудить ген Богатыря, генетическую память народа-победителя” - сказал о своем произведении художник. Диорама стала последней работой Павла Рыженко...
Картина в хорошем качестве - здесь.
#военная_история
#искусство
Въ моей душѣ нѣтъ мѣста для страданья:
Моя душа — любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтобъ воскресить ихъ вновь.
Въ началѣ было Слово. Ждите Слова.
Откроется оно.
Что совершалось — да свершится снова,
И вы, и Онъ — одно.
Послѣдній свѣтъ равно на всѣхъ прольется,
По знаку одному.
Идите всѣ, кто плачетъ и смѣется,
Идите всѣ — къ Нему.
Къ Нему придемъ въ земномъ освобожденьи,
И будутъ чудеса.
И будетъ все въ одномъ соединеньи —
Земля и небеса.
(1900 г.)
Сегодня исполнилось 155 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус.
#Российская_империя
#персоналии
#искусство
Моя душа — любовь.
Она разрушила свои желанья,
Чтобъ воскресить ихъ вновь.
Въ началѣ было Слово. Ждите Слова.
Откроется оно.
Что совершалось — да свершится снова,
И вы, и Онъ — одно.
Послѣдній свѣтъ равно на всѣхъ прольется,
По знаку одному.
Идите всѣ, кто плачетъ и смѣется,
Идите всѣ — къ Нему.
Къ Нему придемъ въ земномъ освобожденьи,
И будутъ чудеса.
И будетъ все въ одномъ соединеньи —
Земля и небеса.
(1900 г.)
Сегодня исполнилось 155 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус.
#Российская_империя
#персоналии
#искусство
Черная сотня
21 (8 ст.ст.) ноября 1905 года, в день Собора Архистратига Михаила, был создан Главный Совет Союза русского народа. Председателем стал врач Александр Иванович Дубровин, заместителями его - художник Аполлон Аполлонович Майков и инженер Александр Иосифович Тришатный.
Основной целью организации согласно Устава стало "развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой." Программа и деятельность Союза русского народа, который называли также "черной сотней", базировались на монархической идее и опирались на православное христианство.
Уже в декабре 1905 г. депутацию Союза русского народа принял император Николай II, который благоволил деятельности организации. Черносотенцы преподнесли царю и наследнику икону Архистратига Михаила, в день празднования которого был организован Совет Союза, а также почетные знаки члена Союза русского народа.
Помимо Дубровина, Майкова и Тришатного, в соста Союза русского народа входили: святой Иоанн Кронштадский, будущий патриарх Тихон (Беллавин), митрополит Антоний (Храповицкий) и многие другие церковные деятели, академики А. И. Соболевский и Н. П. Кондаков, видный историк проф. Д.И. Иловайский, крупнейший медик проф. Е. С. Боткин и еще целый ряд ученых, живописцы К. Е. Маковский и Н. К. Рерих, поэт М. А. Кузмин, командир крейсера "Варяг" В. Ф. Руднев, выдающийся книгоиздатель И.Д. Сытин и многие другие видные подданные Российской империи. Рисунок Хоругви Русской Монархической партии был выполнен иконописцем В. П. Гурьяновым и художником В. М. Васнецовым. Поддерживал организацию и знаменитый Д. И. Менделеев.
Увы, несмотря на благие цели, внушительный состав и патриотическую идеологию, организация так и не смогла оказать существенного противодействия революционному движению в России...
До сих пор вокруг Союза русского народа вьются различные мифы и инсинуации. У многих "Черная сотня" ассоциируется со сборищем малограмотных погромщиков. Но было ли это на самом деле так? Ответ - в статье историка С. Э. Цветкова.
#Российская_империя
#внутренняя_политика
21 (8 ст.ст.) ноября 1905 года, в день Собора Архистратига Михаила, был создан Главный Совет Союза русского народа. Председателем стал врач Александр Иванович Дубровин, заместителями его - художник Аполлон Аполлонович Майков и инженер Александр Иосифович Тришатный.
Основной целью организации согласно Устава стало "развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества — России единой и неделимой." Программа и деятельность Союза русского народа, который называли также "черной сотней", базировались на монархической идее и опирались на православное христианство.
Уже в декабре 1905 г. депутацию Союза русского народа принял император Николай II, который благоволил деятельности организации. Черносотенцы преподнесли царю и наследнику икону Архистратига Михаила, в день празднования которого был организован Совет Союза, а также почетные знаки члена Союза русского народа.
Помимо Дубровина, Майкова и Тришатного, в соста Союза русского народа входили: святой Иоанн Кронштадский, будущий патриарх Тихон (Беллавин), митрополит Антоний (Храповицкий) и многие другие церковные деятели, академики А. И. Соболевский и Н. П. Кондаков, видный историк проф. Д.И. Иловайский, крупнейший медик проф. Е. С. Боткин и еще целый ряд ученых, живописцы К. Е. Маковский и Н. К. Рерих, поэт М. А. Кузмин, командир крейсера "Варяг" В. Ф. Руднев, выдающийся книгоиздатель И.Д. Сытин и многие другие видные подданные Российской империи. Рисунок Хоругви Русской Монархической партии был выполнен иконописцем В. П. Гурьяновым и художником В. М. Васнецовым. Поддерживал организацию и знаменитый Д. И. Менделеев.
Увы, несмотря на благие цели, внушительный состав и патриотическую идеологию, организация так и не смогла оказать существенного противодействия революционному движению в России...
До сих пор вокруг Союза русского народа вьются различные мифы и инсинуации. У многих "Черная сотня" ассоциируется со сборищем малограмотных погромщиков. Но было ли это на самом деле так? Ответ - в статье историка С. Э. Цветкова.
#Российская_империя
#внутренняя_политика