27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда. Еще в среду думал, что можно сказать нового по этой теме, а вчера вечером пришел записать воспоминания калининградской переселенки Людмилы Паршиной. Оказалось, что она жила в блокадном Ленинграде.
В декабре 1941 года от голода умер ее отец. 1 мая 1942, в день рождения Людмилы, от истощения и болезней умирает ее мама. Между этими двумя смертями – еще одна, умер младший брат. Потом две недели девочка с младшей сестрой Клавой жила у соседки тети Пани. Та определила их обеих в детский дом. Сохранилась справка.
На фото Людмила уже в бывшей Восточной Пруссии. Интересно, что ее девичья фамилия Прусова. Бывшая Прусова в бывшей Восточной Пруссии.
В декабре 1941 года от голода умер ее отец. 1 мая 1942, в день рождения Людмилы, от истощения и болезней умирает ее мама. Между этими двумя смертями – еще одна, умер младший брат. Потом две недели девочка с младшей сестрой Клавой жила у соседки тети Пани. Та определила их обеих в детский дом. Сохранилась справка.
На фото Людмила уже в бывшей Восточной Пруссии. Интересно, что ее девичья фамилия Прусова. Бывшая Прусова в бывшей Восточной Пруссии.
Заметка из «Красноармейской правды» за 26 января 1924 года о переименовании Петрограда в Ленинград (пятью днями ранее умер Владимир Ленин). Ранее Санкт-Петербург был переименован в августе 1914 года на фоне патриотических манифестаций, спровоцированных началом Первой Мировой войны. Об этом писала в своем дневнике Зинаида Гиппиус:
«По манию царя Петербург великого Петра - провалился, разрушен. Худой знак! Воздвигнуть некий Николоград - по казенному "Петроград". Толстый царедворец Витнер подсунул царю подписать: патриотично, мол, а то что за "бург", по-немецки(!?!)»
«По манию царя Петербург великого Петра - провалился, разрушен. Худой знак! Воздвигнуть некий Николоград - по казенному "Петроград". Толстый царедворец Витнер подсунул царю подписать: патриотично, мол, а то что за "бург", по-немецки(!?!)»
Компартия Германии в начале 30-х не только печатала плакаты, но и делала заготовки объявлений о митингах. Причем, перед парламентскими выборами 1932 года в этих заготовках менялась только шапка.
На первом снимке, сделанном рабочим-фотографом Эрихом Майнхольдом в июле 1932 года – призыв к антифашистской демонстрации в Рашау (Саксония). А далее – подобные заготовки для Мекленбурга, Ольденбурга (Нижняя Саксония) и Пруссии, а также универсальный бланк афиши. Хоть сегодня заполняй и расклеивай)
На первом снимке, сделанном рабочим-фотографом Эрихом Майнхольдом в июле 1932 года – призыв к антифашистской демонстрации в Рашау (Саксония). А далее – подобные заготовки для Мекленбурга, Ольденбурга (Нижняя Саксония) и Пруссии, а также универсальный бланк афиши. Хоть сегодня заполняй и расклеивай)
Предвыборная борьба за стены (Wahlkampf) глазами рабочего-фотографа Альберта Хеннига (лето 1930 года).
Среди плакатов крупных партий Веймарской Республики на первом фото можно отыскать агитацию коммунистической оппозиции, а также листовку Союза красных фронтовиков, сообщающую о шести жертвах уличного насилия.
#wahlkampf #битва_за_стены
Среди плакатов крупных партий Веймарской Республики на первом фото можно отыскать агитацию коммунистической оппозиции, а также листовку Союза красных фронтовиков, сообщающую о шести жертвах уличного насилия.
#wahlkampf #битва_за_стены
#воскресное_кино
«6 июля» Юлия Карасика – это фильм о событиях лета 1918 года, когда левые эсеры подняли антибольшевистский мятеж во время 5-го Всероссийского съезда Советов. Снят он практически с документальной точностью, и его даже можно назвать фильмом-реконструкцией (кстати, очень редкий жанр в советском кинематографе). В картине в деталях воссозданы интерьеры и ставшие ареной событий улицы Москвы, актеры подобраны так, что портретное сходство с прототипами идеально, а последовательность событий и хронометраж превращают «6 июля» в учебное пособие.
Конечно, не обошлось и без недочетов, но они обусловлены чисто политическими моментами. Так, одним из главных действующих лиц, противостоявших мятежу наряду с Лениным и Свердловым, был Троцкий. По понятным причинам, его в фильме нет (хотя в одном из последних эпизодов мелькает бессловесный персонаж, похожий на него). При этом Ленин, не называя Троцкого по имени, отдает ему телефонный приказ заняться подавлением мятежа в Ярославле (эпизод звонка Наркомвоену), а также в самом начале восстания единожды упоминает Склянского (ближайший сотрудник и зам Троцкого).
Историкам и тем, кто историю Революции и Гражданской войны просто любит, фильм доставит огромное удовольствие. В нем хорошо все: от убийства немецкого посла Мирбаха до артобстрела Кремля. А еще в фильме снимались ушедший от нас в ноябре Армен Джигарханян (сыграл эсера Проша Прошьяна) и умерший накануне Василий Лановой (сыграл Феликса Дзержинского).
«6 июля» Юлия Карасика – это фильм о событиях лета 1918 года, когда левые эсеры подняли антибольшевистский мятеж во время 5-го Всероссийского съезда Советов. Снят он практически с документальной точностью, и его даже можно назвать фильмом-реконструкцией (кстати, очень редкий жанр в советском кинематографе). В картине в деталях воссозданы интерьеры и ставшие ареной событий улицы Москвы, актеры подобраны так, что портретное сходство с прототипами идеально, а последовательность событий и хронометраж превращают «6 июля» в учебное пособие.
Конечно, не обошлось и без недочетов, но они обусловлены чисто политическими моментами. Так, одним из главных действующих лиц, противостоявших мятежу наряду с Лениным и Свердловым, был Троцкий. По понятным причинам, его в фильме нет (хотя в одном из последних эпизодов мелькает бессловесный персонаж, похожий на него). При этом Ленин, не называя Троцкого по имени, отдает ему телефонный приказ заняться подавлением мятежа в Ярославле (эпизод звонка Наркомвоену), а также в самом начале восстания единожды упоминает Склянского (ближайший сотрудник и зам Троцкого).
Историкам и тем, кто историю Революции и Гражданской войны просто любит, фильм доставит огромное удовольствие. В нем хорошо все: от убийства немецкого посла Мирбаха до артобстрела Кремля. А еще в фильме снимались ушедший от нас в ноябре Армен Джигарханян (сыграл эсера Проша Прошьяна) и умерший накануне Василий Лановой (сыграл Феликса Дзержинского).
YouTube
Шестое июля (исторический, реж. Юлий Карасик, 1968 г.)
🔴 Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial
Фильм рассказывает об одном из переломных моментов в истории Советского государства — о мятеже левых эсеров 6 июля 1918 года, когда ими была предпринята отчаянная попытка захватить…
Фильм рассказывает об одном из переломных моментов в истории Советского государства — о мятеже левых эсеров 6 июля 1918 года, когда ими была предпринята отчаянная попытка захватить…
Советский вестерн, о котором сегодня утром написал самарский историк Григорий Циденков со ссылкой на разведсводку штаба ЧОН Самарской губернии от 10 сентября 1921 года:
«Бандит Девяткин, занявший с шайкой в 30-40 человек село Ивановку, отправил в село Журавлиху, где даже милиционера нет, одного из крестьян с требованием привезти ему жратвы, лошадей и повозок. Ответа не последовало.
5 сентября Девяткин, в сопровождении 15 конных бандитов, сам отправился в Журавлиху "с целью наказать волисполком за неповиновение". Навстречу ему вышли из села "организовавшиеся комсомольцы волячейки сел Журавлихи и Камелик в количестве 14 человек, вооруженных наганами". Встретились в одной версте от Журавлихи (расстояние между Ивановкой и Журавлихой 8 верст). На требование Девяткина "руки вверх", "было отвечено отказом и выстрелами". В результате Девяткин и 2 бандита убиты, остальные бежали. У комсомольцев один убитый, один раненый».
«Бандит Девяткин, занявший с шайкой в 30-40 человек село Ивановку, отправил в село Журавлиху, где даже милиционера нет, одного из крестьян с требованием привезти ему жратвы, лошадей и повозок. Ответа не последовало.
5 сентября Девяткин, в сопровождении 15 конных бандитов, сам отправился в Журавлиху "с целью наказать волисполком за неповиновение". Навстречу ему вышли из села "организовавшиеся комсомольцы волячейки сел Журавлихи и Камелик в количестве 14 человек, вооруженных наганами". Встретились в одной версте от Журавлихи (расстояние между Ивановкой и Журавлихой 8 верст). На требование Девяткина "руки вверх", "было отвечено отказом и выстрелами". В результате Девяткин и 2 бандита убиты, остальные бежали. У комсомольцев один убитый, один раненый».
В России дети всегда были в политике, и свидетельств этому масса. Вот, например, что записала в свой дневник Зинаида Гиппиус 27 февраля 1917 года о событиях в Петрограде:
«2 ч. дня. Делегация от 25 тыс. восставших войск подошла к Думе, сняла охрану и заняла ее место.
Экстренное заседание Думы продолжается?
Мимо окон идет странная толпа: солдаты без винтовок, рабочие с шашками, подростки и даже дети от 7-8 лет, со штыками, с кортиками. Сомнительны лишь артиллеристы и часть семеновцев. Но вся улица, каждая сияющая баба убеждена, что они пойдут "за народ"».
Детские рисунки времен Февральской революции - из собрания Исторического музея
«2 ч. дня. Делегация от 25 тыс. восставших войск подошла к Думе, сняла охрану и заняла ее место.
Экстренное заседание Думы продолжается?
Мимо окон идет странная толпа: солдаты без винтовок, рабочие с шашками, подростки и даже дети от 7-8 лет, со штыками, с кортиками. Сомнительны лишь артиллеристы и часть семеновцев. Но вся улица, каждая сияющая баба убеждена, что они пойдут "за народ"».
Детские рисунки времен Февральской революции - из собрания Исторического музея
17 января 1920 года Красная армия начала масштабное наступление на юге России, имея целью занять Северный Кавказ и выбить оттуда Деникина (Доно-Манычская операция). Далеко не все, что было запланировано красными, удалось выполнить, и операция была признана командованием неудачной.
Но у пропагандистов был свой фронт работы, и они, как обычно, немного забежали вперед. На плакате «И эту падаль на свалку!», нарисованном в начале 1920 года, художник Константин Спасский изобразил казака и красноармейца. Они схватили Антона Деникина за руки и за ноги и швыряют его в выгребную яму, где уже сидят Николай II, Колчак, генерал Хорват и ряд других белых военачальников.
Собственно, заминка получилась небольшой. Уже в апреле того же года Деникин был вынужден сложить с себя полномочия главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России и покинуть страну на английском миноносце.
Но у пропагандистов был свой фронт работы, и они, как обычно, немного забежали вперед. На плакате «И эту падаль на свалку!», нарисованном в начале 1920 года, художник Константин Спасский изобразил казака и красноармейца. Они схватили Антона Деникина за руки и за ноги и швыряют его в выгребную яму, где уже сидят Николай II, Колчак, генерал Хорват и ряд других белых военачальников.
Собственно, заминка получилась небольшой. Уже в апреле того же года Деникин был вынужден сложить с себя полномочия главнокомандующего Вооруженными Силами Юга России и покинуть страну на английском миноносце.
И еще немного о красноармейской агитации. В фильме «6 июля», который я вчера упоминал, есть эпизод в здании ВЧК, где Яков Блюмкин разминулся на лестнице с Феликсом Дзержинским. Слева на стене висит четыре плаката. И если три из них разобрать сложно, то четвертый – это «Обманутым братьям (В белогвардейские окопы)» Александра Апсита с текстом Демьяна Бедного.
Кстати, тот же плакат в мае 1919 года увидел и описал в своих дневниках Иван Бунин. Правда, было это уже не в Москве, а на Дерибасовской в Одессе.
Кстати, тот же плакат в мае 1919 года увидел и описал в своих дневниках Иван Бунин. Правда, было это уже не в Москве, а на Дерибасовской в Одессе.