Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
76 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
«Ложь как неотъемлемый элемент общества?»

Бурятские браконьеры, судя по публикации в "Номер один", проявляют чудеса находчивости. Найденную инспекторами рыбу в кузовах их машин, они объясняют тем, что не знают, как она там оказалась. Журналист иронизирует дальше, сочиняя бред в карикатуре что мол, рыба сама в кузов запрыгивала, подчеркивая столь неумелое оправдание.

Этим карикатурист лишь подчеркивает свойство человеческой натуры: нередко человеку легче солгать, пусть и неубедительно, чем признаться в правде.

Согласно исследованиям, ложь глубоко укоренена в культуре. А так как культура не имеет под собой никакого безусловного основания, «без лжи невозможна не только специфическая человеческая коммуникация, но и человеческое взаимодействие, а значит, и сам человеческий мир», пишет Е. Н. Чекушкина в статье "Феномен лжи (обмана)" в журнале «Alma mater» (Вестник высшей школы, 2012).

Впрочем, чтобы сохранить почву под ногами, не следует абсолютизировать моральный релятивизм. Ложь во спасение, например, показания разведчика врагу, ложь врача к смертельно больному пациенту, не следует ставить в один ряд с случаями обмана в целях корысти, тем более со столь анекдотичными как «телепортирующаяся» в кузов рыба…

#феноменлжи #философиялжи #психологиялжи #карикатура

260922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Смысл постсоветских лозунгов»

«Слава народу победителю!» - гласит надпись на крыше дома над центральной частью Проспекта Победы в центре Улан-Удэ. Многие вспомнят, как вплоть до нулевых годов на тех же зданиях были надписи: «Слава советскому народу» и «Слава родине Октября».

Понятно желание муниципальных властей избежать запутанных ассоциаций, ведь по причине крушения советской власти и распада Советского Союза, не стало и советского народа. Хотя не все из наших современников с этим согласны. Да и немалое число народов в разные моменты истории не имело своего государства, но оттого не прекращало своего существования – к примеру, поляки в Польше времен оккупации фашистской Германией.

А что же означает замена словосочетания «советский народ» на «народ-победитель»? По факту, это одно и тоже, не будем же мы переписывать историю! Ведь не только российский народ (население РСФСР) победил фашизм, но и население остальных союзных республик внесло вклад в Великую Победу. Потому и не посмели чиновники написать «Слава российскому народу!». Значит, опять-таки, советский народ есть (в данный момент существует), ведь бессмысленно воздавать славу несуществующему народу.

Вот такие запутанные и для кого-то пугающие ассоциации возникают, стоит лишь задуматься над смыслом публичных лозунгов.

#семантика #лозунги #проспектпобеды #советскийнарод

270922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Когда дохнут даже крысы»

В местном СМИ появился материал о коммунальных бедах одного села в Селенгинском районе Бурятии.

Казалось бы обычная новость.

Но один факт удивляет – крысы залазиют через щель в фундаменте дома в подвал, кушают там картошку и умирают от отравления – в подвале из-за подтопления от Гусиного озера размножился грибок и стоит очень сильный запах плесени, от которого даже мужчина потерял сознание. Получается, инстинкт самосохранения у крыс не работает.

#плесень #инстинкт #крысы #физиология #грибок #отравление

280922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Государство должно быть основано на Благодати, на Любви»

28 сентября, на заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»), поговорили о месте Любви в философии Бориса Вышеславцева, одного из самых оригинальных русских философов конца 19 – начала 20 вв.

Он большое внимание уделял подходам к тому, каким должно быть идеальное общество - оно должно руководствоваться благодатью, т.е. любовью и таким образом творить историю, поскольку общество, застывшее в Законе, лишено творчества.

Под Любовью, которая помогла бы нам приблизиться к постижению небесного, божественного, Вышеславцев подразумевал (как и В. Розанов), прежде всего любовь между мужчиной и женщиной, телесную любовь, более того, он свой труд так и назвал «Этика преображенного Эроса».

Также Вышеславцев в той же книге подробно разработал идею противопоставления Закона и Благодати. Опирался он на учение апостола Павла. Любовь по мнению философа, должна стоять выше закона, т.к. закон не может охватить всего многообразия жизни. Поэтому в ряде случаев могут быть его нарушения, если при этом руководствоваться Любовью.

Вообще вся жизнь в обществе, в теории Вышеславцева не должна быть регламентирована только строгими нормами закона, у людей должна быть свобода творчества.

«Пребывание под законом определяется как рабство, а благодать Христова как свобода».

«Не человек для субботы, а суббота для человека», говорил Иисус, имея ввиду возможным нарушение священного для евреев субботнего дня работой, если та жизненно необходима (например, лечение). Так Иисус и не соблюдал многих других установлений иудеев: не совершал омовений и т.д.

«То есть он не признавал закон во имя благодати», - сказал Андрей Извеков.

В качестве примера Алексей Гергенов привёл прописанное в конституциях многих государств право главы государства освобождать преступников в необходимых случаях. Таким образом прописана попытка преодолеть нормы обычного законодательства в исключительных случаях.

Большое значение в личности человека Вышеславцев придавал творчеству. А «Закон – есть мертвая буква, он не может созидать, творить».

Далее – История творится Верою, но не Законом. И бесполезно искать спасения в законе, оно лежит только в Вере.

Историю творят странники и пришельцы на земле, которые вечно ищут отечества, стремятся к лучшему. Их ведёт Вера в их творческих изысканиях. И без этого созидания и искания Царства Божия – нет спасения, пишет Вышеславцев.

Как тут не вспомнить слова современного русского философа Александра Дугина: "Нормальным государством и нормальным обществом должны править венценосные младенцы, или, на худой конец те, кто ближе всего стоят к детскому состоянию души: провидцы, мудрецы, святые, пророки, так же как дети, чисто верующие во вселенную чудес, сохраняющие связь с миром души…»

Историю творят, по мысли Вышеславцева, не те народы и не те герои, которые пребывают в неподвижном бытие закона. Итак, интерпретируя Вышеславцева, общество должно руководствоваться нормами, основанными на любви, на высшей гуманности.

#Вышеславцев #законблагодать #философиялюбви #русскаяфилософия

290922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Для чего нужны праздники?»

2 октября, на заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия») начнётся новый цикл: «Досуг и смеховая культура. Феномен свободного времени».

На первой встрече поговорим о необходимости праздников в жизни общества и человека, в том числе в историческом и литературном разрезе.

Например, что бывает при отказе от праздников: черный город Женева времен Кальвина и в социальной фантастике: роман «У нас это невозможно» Синклера Льюиса.

Сравнение продолжительности свободного времени в первобытнообщинном обществе, у номадов и земледельцев. Большее время на досуг у первых двух. Влияние на досуг особенностей природы, присваивающего типа хозяйства у догосударственных племен Южной Америки – работы французского ученого Пьера Кластра. Также интересно влияние природы на досуг центральномериканских цивилизаций (наличие большого свободного времени ввиду с/х культуры возделывания маиса): культы, ритуалы майя.

Средневековые мистерии в Европе, народная смеховая культура. Феномен трубадуров и менестрелей. Скоморохи в России.

Время и место: воскресенье 2 октября, в 15.00 на 6 этаже Национальной библиотеки РБ.

#досуг #смеховаякультура #бахтин #мистерии #скоморохи

300922-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Зачем вырубать деревья?»

В скандале с разбитыми светильниками в улан-удэнском сквере "Зодчий", помимо самовольного их увеличения, мешавшего жителям по ночам, привлекает еще один неосвещенный журналистом момент. Итак, корреспондент пишет, что к прочим претензиям жителей длинного дома на проспекте Строителей, выходящего на сквер, относится: зачем вырубили деревья и кустарники у их дома, они ведь дополнительно защищали окна от яркого света по ночам.

Так вот, вырубка деревьев у домов, приводит к нагреванию их жаркими летними днями: Бурятия славится жарким летом (виноват забайкальский антициклон), большим количеством солнечных дней, не меньше чем в Сочи, что имеет и отрицательную сторону – в отличие, например, от Душанбе у нас никогда не строили домов с солнцезащитными сооружениями, т.к. формально у нас Сибирь и по прямолинейной логике администраторов, должно быть холодно, а если это не всегда так, то как всегда сами жители виноваты.

Такая практика хищнической вырубки уже лет 10 ведётся в Улан-Удэ. Обитатели раскаливающихся летом до 30 градусов верхних этажей девятиэтажек, завидуют жителям пятиэтажек, если те защищены с солнечной стороны деревьями.

Но издевательством выглядит вырубка – бессмысленная и беспощадная, что и привело в сквере "Зодчий" к бунту, тоже беспощадному, зато вполне осмысленному (уже после жалоб в администрацию) – и крушат народные робин-гуды тротуарные светильники (нижние фонари), выполненные с нарушением норм и в количестве превышающем, прописанное в техническом задании…

https://m.baikal-daily.ru/news/16/442950/
#урбанистика #вандализм #архитектура #сквер #фонари

011022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Картины Ильи Алтаева снова доступны для нас»

Когда-то на заре моей юности, мама купила картину в музее им. Сампилова – ей понравился натюрморт с цветами под названием «Георгины». Картина была немного недописана и маме пришлось немного подождать, она сказала, что старик-художник допишел угол. Она видела его лично, он сказал ей, что писал картину с натуры на даче. И затем она уже купила картину. Это было лето 1992 г.

Вроде и непритязательная картина, но в ярких цветах есть нечто жизнеутверждающее. И довольно большой формат. «Георгины» всегда украшали кухню – на старой квартире и ныне, с 2006 г. – на другой.

Но еще в конце 90-х, вспоминая об истории появления этой картины в нашем доме, мама с сожалением говорила: Умер ее автор, но вот хорошо нарисовал… Алтаев фамилия.

В 2015 умерла моя мама (1951 года р.).

И вот в апреле 2017 года меня как журналиста направили на довольно шикарную презентацию картин Ильи Хабича Алтаева – художника-реставратора музея Сампилова. Было много СМИ, даже местные телеканалы: Тивиком, Ариг-Ус. К моему немалому удивлению, автор экспозиции присутствовал на ней сам…

И в интервью Алтаев раскрыл секрет творчества и, видимо, своего долголетия: «Я сам добрый, не шибко ругаюсь. Особенно люблю детей».

Сам Илья Хабич Алтаев – 1927 года рождения, в отцы годится моей маме, а пережил ее. А она его заочно еще в 1990-е «похоронила», исходя из простой логики, что старики долго не живут.

И вот на днях в Улан-Удэ открылась очередная выставка Ильи Алтаева…


#живопись #художник #алтаев #натюрморт #георгины

021022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Почему исчезла сакральность праздников?»

2 октября, на заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия») начали разбирать новый цикл: «Досуг и смеховая культура. Феномен свободного времени».

Модератор Алексей Гергенов рассматривал статью Т.Ю. Вереитиновой «Праздник как феномен и концепт в антропологии культуры».

Так, ритуальные действия, совершаемые во время праздника в доиндустриальном (традиционном и архаическом) обществе противоположны действиям людей в современных праздниках, лишенных сакральности.

Причём, уклонение члена первобытного племени от участия в празднике сурово каралось.

Максим Бадмацыренов заметил, что это связано с коллективностью архаического общества. А при Модерне происходила индивидуализация, когда в центр картины мира становился человек, а не бог.

Главной целью праздника было не снятие эмоционального напряжения и развлечение как сейчас, а сакральная суть праздника.

В связи с коллективным духом архаического общества Максим заострил внимание на инициации - посвящении юноши в мужчины. Так общество назначало человеку пол, а не он сам как принято порой в обществе постмодерна. До инициации дети по полу не различались, утверждает Максим. Лишь подразумевалось что «они как бы мальчики».

А при обряде инициации юноша убивал выращенное им животное (собаку, кабана), символически разрывая пуповину с матерью. Мать это символ подавления мужского начала в сыне, ведь она видит в нем ребенка.

Итак, в доиндустриальном обществе развлечение среди целей праздника было на последнем месте. Главным было общение людей с иным - потусторонним миром.

Вообще, по мысли профессора Валентина Провоторова первобытный охотник жил в постоянном трансе.

Спорное утверждение, но по крайней мере во время праздничных ритуалов в племенах, люди массово входили в транс (в государстве индейцев майя с/х условия возделывания маиса оставляли им много свободного времени, что и предопределило большое количество массовых праздников с их сложными и длительными ритуалами).

Как пишет Т.Ю. Вереитинова, часть праздников языческих стала религиозными, они вошли в церковный календарь. Причем в дореволюционной России большая часть православных праздников одновременно являлась и государственными…

Десакрализованное современное общество настолько потеряло связь с иным миром, что даже праздники стали сугубо материалистичны. Как метко заметил Максим: «С'есть тортик, чтобы выделились амфетамины, эндорфины».
Сугубо физиологическое удовольствие...


#праздник #инициация #архаика #традиционное_общество #ритуал

031022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Найденные вещи и чувство юмора»

Очевидно, работники бюро находок обладают развитым чувством юмора. Именно о чувстве юмора и поётся в заглавной песенке старого мультфильма 80-х «Бюро находок» - и не зря. И действительно, среди найденных вещей нередко встречаются необычные, что само по себе вызывает если не смех, то удивление.

Так, среди забытых пассажирами поездов обычных в наше время мобильников, на сервисе «Забытые вещи» Восточно-Сибирской железной дороги встречаются "необычные вещи": валенки, ласты, удочка, гитары, самокат, радиоантенна, штатив для фотоаппарата.

В кратком информ-сообщении от пресс-службы ВСЖД не пояснили, чем потерянные вещи удивительны, так что додумаем сами, почему эти вещи названы необычными.

Сами по себе они вполне обычны для пассажиров, для туристов. Но удивителен тот факт, что они довольно крупногабаритны, т.е. их казалось бы невозможно потерять – в отличие от тех же мелких мобильных телефонов, документов.

Видимо, это свойство всех столов и бюро находок – туда рано или поздно попадают вещи, которые вроде бы нельзя никак потерять. Этот парадокс подметили создатели советского мульт- минисериала «Бюро находок». И гипертрофировали эту идею, доведя ее до предела, до почти фантасмагории. Так что в одной из серий в бюро находок попало яйцо. Но не птичье, как думали поначалу, а крокодилье… и крокодилица в конце той серии прибежала за своим яйцом.

Логика понятна: раз уж случаются невозможные события, значит возможны и прочие чудеса, что дает простор для фантазии, для дальнейшей фантасмагории.

Эта логика "от противного" даже более последовательна в другом мультфильме 80-х "Следствие ведут Колобки", где контрабандист похищает из зоопарка слона...

#бюронаходок #забытыевещи #пресс_служба_всжд #фантасмагория #отпротивного

041022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Концерт для подержки бойцов пройдет в Улан-Удэ»

8 октября в ФСК Улан-Удэ пройдет благотворительный концерт, все средства с которого пойдут на помощь нашим бойцам на СВО, сообщает мэрия. Цена билета 500 руб.

Вспоминаются также многочисленные концерты советских артистов на фронтах Великой Отечественной, что поднимали боевой дух солдатам.

Давно известно: для победы не менее материальных факторов нужен душевный настрой. А для него нужна пропаганда, в том числе и с помощью концертов.

https://yangx.top/gorodulanude/8135
#концерт #боевойдух #сво #благотворительность #фск

051022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Развлечения эпохи Модерна»

11 октября пройдет заседание Лаборатории философии в г. Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»).

Тема: Трансформации сферы развлечений в Новое и Новейшее время.
Появление эстрады, популярной музыки в европейских странах.

Будет разобрано дальнейшее развитие популярной культуры, ее значение в жизни общества как части массовой культуры. Связь с массовым сознанием и воздействием на толпу (труды Лебона). Психология толпы.

Начало в 18.00 на 6 этаже Национальной библиотеки РБ.

#праздник #масскульт #попмузыка #массовая_культура #лебон #массы #толпа


061022-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Навёрстывать упущенное в техническом творчестве приходится ускоренными темпами»


При Улан-Удэнском авиазаводе открылась «Точка рационализаторства».
Это напоминает ТРИЗ – разработанную еще в советские годы фантастом Альтшулером (Альтовым) Технологию решения изобретательских задач.

Были последователи, ТРИЗ изучали. В 1990-е годы об этих идеях позабыли. Хорошо хоть сейчас вспомнили, но по причине санкций, когда по-другому уже никак: приходится вариться в собственном соку без импортных комплектующих.

#Точкарационализаторства #УУАЗ #ТРИЗ #Альтов #Альтшуллер

071022-Улан-Удэ-БРОДРФ