Отделение # 1 РОД «Русская Философия»
75 subscribers
1.3K photos
63 videos
27 files
1.02K links
Единое пространство философии Забайкалья.
Канал Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» в Улан-Удэ, Республика Бурятия.
加入频道
«Казаки Бурятии. Дневная сторона потёмкинских деревень»

На фестивале казачьей культуры «Забайкал», прошедшем 23 июля, поразил внимание конкурс казачьих подворий. Под вывеской каждого района Бурятии, принимавшего участие - маленький деревенский домик с околицей - все привезено специально для фестиваля. Пластиковая имитация размером с детский домик на площадках, но по расцветке и параметрам с трудом отличить от настоящего – имитация брёвен, наличников, крыши и т.д.

По сути своей такая выставка напоминает потёмкинские деревни – в буквальном (нейтральном значении выражения), поскольку домик с прутовым забором и есть символ деревни, что и требовалось показать. Изба - не односторонняя ширма, а вполне герметичный домик из пластика, чья окраска под деревянный сруб…

А на заборе – висят горшки, напоминая картину из крестьянского быта 19 века, рядом стоят искусственные подсолнухи. В одном из подворий - прялка, телега, колодец…

Так, на вчерашнем фестивале понял, как приевшееся выражение (о неприглядности показухи), может обернуться своей положительной стороной.

Если имитировать настоящие деревни – это негатив. А если потемкинская деревня в открытую выражает сама свою идею – выставку – то это очень хорошо.

И напомню еще один момент (озвученный на позавчерашнем анонсе фестиваля казаков): вся выставка подворий и сам концерт со спортивными казачьими состязаниями (скачки, многоборье) проходили на территории исторической реконструкции Города Гуннов.

За месяц прошедший после моего визита на Фестиваль гуннов, на дальней части Города появилось новое реконструированное здание; ведутся прочие работы по воссозданию поселения гуннов.

Зрителей оказалось мало. Говорили, что рекламы фестиваля почти не было.

Да и место проведения у села Сужа стыдливо указано как «историко-культурный квартал» (возможно, не все решились ехать - без точного указания на уже известный бренд Города Гуннов).

Зато под развесистыми кустами ив за крепостной стеной расположился лагерь казаков-конкурсантов с их нехитрым походным бытом.
Стояли палатки. А с поленницы организаторов, дрова раздавались всем желающим, тем более день был прохладный и дождливый – казаки там ночевали две ночи до и после Фестиваля. Даже днем из-за кустов слышался женский хор женских голосов: "И Ленин всегда молодой и юный Октябрь впереди". Видно, что пели для себя в минуты отдыха.

Уже сегодня, 24 июля утром, казаки разъехались по своим районам (Бичурскому, Хоринскому, Селенгинскому и другим)– кстати, по вполне аутентичным местам проживания казаков. А участники - прямые потомки казаков 18 -19 веков. Как и гунны 2 тысячи лет назад, казачье сословие сдерживало натиск Китая на земли Забайкалья.

Вот в чем символика произошедшего действа – деревянная стена Гуннского города напоминала русские остроги 17 - 18 веков, с помощью которых молодая Российская держава осваивала Сибирь.

Все эти частоколы, деревянные срубы и сторожевые башни напоминают и о начале славных дел, основателях сибирских городов: Омска, Селенгинска, Кяхты - Иване Бухгольце, Савве Рагузинском, Демьяне Многогрешном.

https://yangx.top/rodrfburyatia/1560?single

#казаки #гунны #фестивальказачьейкультуры #реконструкциябыта #потёмкинскаядеревня

240722-Улан-Удэ-БРОДРФ
Евразия есть вечная текучесть мироздания, пребывающая в пустоте. Потому каждое мимолётное явление обладает значением вечного.
«Может ли Город быть автономен?»

24 июля, на заседании философской лаборатории Улан-Удэ (организованной БРО ДРФ по заданию Движения «Русская философия»), тема города получила развитие в контексте родовых усадеб «анастасиевцев». Гостья встречи Наталья рассказала о жизни в таких поселениях (она уже 20 лет увлекается идеями движения В. Мегре «Звенящие Кедры» ). Суть ее рассказа в том, что земля анастасиевцам выделяется бесплатно, но это не автономные поселения. Зарабатывают деньги жители этих экопоселений, как правило, в близрасположенных городах.

В целом встреча была посвящена концепции Города – как в историческом, так и в историко-культурном аспектах (в литературе). Модератор Алексей провёл обзор идей города с древности до футурологических теорий. Он сделал упор на разные этапы развития технологий и разделение труда в географическом смысле (торговля компонентами для производства бронзы), о прообразах глобального рынка.

Когда речь зашла о началах европейской глобализации, Андрей высказал мнение, что глобализация стала закладываться со времени перед первой мировой войной.

Модератор пришел к выводу, что на нынешнем этапе развития технологий полная автономизация (локальность – замкнутость отдельных городов) невозможна.

#урбанистика #футурология #Солнечныйгород #Темныйгород #Градобреченный

250722-Улан-Удэ-БРОДРФ
«Как внутренний мир человека определяет городской пейзаж»

К идеям урбанистики, рассмотренным на философской встрече 24 июля (организованной в Улан-Удэ по заданию РОД «Русская философия»), целесообразно добавить вопрос о влиянии парадигмы человека на формирование городского ландшафта.

Так, в советских городах сложился облик пятиэтажной застройки. Это некий компромисс между двумя крайностями западного градостроительства – небоскрёбами и «одноэтажной Америкой». В таких городах как Улан-Удэ никто ни хрущёвки, ни брежневки не сносит, а новостройки лишь вклиниваются точечной застройкой. Потому сохраняется облик города, раскинутого вширь (но при этом, выглядящего как город в отличие от западного пригорода в стиле коттедджей из романов Стивена Кинга).

Итак, застройку небоскребами можно уподобить советским пятиэтажкам, поставленным на торец. Сразу видно отличие нашего мировоззрения. Для российского человека исторически очевидно покорение пространства Евразии.

Интересно, что Северная Америка тоже вполне просторный континент. Но парадигма «прибыли любой ценой» заставляет следовать американской градостроительной моде даже города Канады. Таков например, центр Виннипега – многоэтажки, где улицы ими подавлены: нью-йоркский тип городского пейзажа.

Минусы многоэтажной (от 10 и более этажей) застройки – огромное количество людей на малом клочке земли, что ведёт не только к перегрузке инфраструктуры (детсады, поликлиники и т.д.) – но и к пробкам, заторам на дорогах.

Вообще понятие Небоскреба отсылает к американской модели капитализма, чья идеология сформировалась на рубеже 19 -20 веков. Это максимум прибыли при минимуме затрат, забывая и об охране природы и о психическом и физическом здоровье жителей этих человеческих муравейников…

А модель пятиэтажной застройки, видимо, оптимальна – и очень похожа количеством этажей на исторические типы городов Западной Европы. Конечно средние века и Новое время - это предтеча современного капитализма. Но ведь небоскребы – символ его нового этапа –империализма, примерно с начала 20 века.

#урбанистика #городскойландшафт #городнебоскребов #пятиэтажки #хрущевки


260722-Улан-Удэ-БРОДРФ
Поход осуществляется через движение, потому всякий поход - это воплощение жизни в её первозданности.
«Законченная картина мира в Традиции и психология переселенца у современного горожанина»

На заседании Лаборатории философии в г. Улан-Удэ 31 июля (организованной БРО ДРФ по заданию РОД «Русская философия»), рассмотрим философскую работу «К умному безмолвию бытия», которую Федор Гиренок опубликовал в журнале «Человек и Природа» еще в начале 1990-х годов (ЧиП, № 2, 1992).

Рассмотрим понятия: обживаемый мир, Космос, Мир как дом и прочее в философской системе, созданной Ф. Гиренком. Что такое знаки внутренней подкладки мира в парадигме горожанина? И доделывание мира, доопределение его у крестьянина.

В этой работе Гиренок утверждает, что в традиционном обществе крестьянин полностью определял мир. Ведь чтобы мир обжить, надо его полностью определить. То есть, все явления природы, процессы в обществе были объяснены на уровне слов и понятий (на мифологическом уровне познания).
А у горожанина, ввиду его оторванности от традиции, психология переселенца. Он не до конца обживает мир…

Но тем не менее обживает, исходя уже не из Мифа, а из крупиц об'ективного рационального знания.

В гротескной форме такое познание выражено в "Граде обреченном" А. и Б. Стругацких. Там у всех жителей психология переселенца вывернута до крайности - они все доставлены в Город из разных десятилетий ХХ века с Земли...

"Эксперимент есть эксперимент" - девиз этих людей.

И в последней части книги руководство Города посылает экспедицию, чтобы в буквальном смысле определить окружающий мир: военных и ученых, чтоб разведать географию и космологию того фантастического места между обрывом и желтой стеной до неба.

Но познавая мир, познаешь себя.

#крестьянин #горожанин #Гиренок #мир #ойкумена

270722-Улан-Удэ-БРОДРФ
Туман застилает судьбу человека: прошлого нет, а будущее ещё не настало. Небо сокрыто, но в пределе неясное неизменно становится ясным.
«Косплей - больше чем субкультура»

17 июля в Улан-Удэ прошла вечеринка анимешников и косплеиров. На смотровой площадке 7 этажа Национальной библиотеки, косплеиры (а точнее косплеиршы) поразили меня обилием экстравагантных нарядов, базирующихся на фэнтезийном переосмыслении исторических костюмов. Преобладали женские костюмы со стилизацией под средневековых дам, порой с довольно смелой трактовкой их образа (победительницей и стала девушка, исполнившая номер «Царица Цаца» под старый хит «Императрица» Ирины Аллегровой).

Год назад, в мае 2021-го, я уже был ознакомлен с явлением косплея. Презентация косплея тогда прошла в одном из помещений Центра Детского чтения Детско-Юношеской библиотеки им. Д. Батожабая, куда набилось много молодежи в разных костюмах (включая забинтованного человека-невидимку). Ведущей была девушка Зера (Зеро Хан Котян, студентка медфака Бурятского госуниверситета).

Как я понял, косплей находится на грани ролевых игр, исторической реконструкции и фанатских движений различных фантастических вселенных (с явным тяготением к последним, а особенно, к аниме-вселенным).

Если взять в ретроспективе, то вспышка увлечения косплеем пришла на смену ролевым движениям 90-х начала 2000-х гг. (по вселенной Толкина и/или Ника Перумова, Роджера Желязны). В каком-то смысле косплей также заменяет угасшие субкультуры 2000-х – начала 10-х гг., включая готов и эмо.

Итак. Косплей – это копирование в одежде и внешнем облике любимых персонажей из мира литературы, кинематографа (в т.ч. мультипликационного) и/или комиксов (манги), с преобладанием в последнем случае сюжетов из аниме. Впрочем, каждый косплеер может создать свою вселенную, по которой и «строит» свой костюм. Именно в таком «ничейном» костюме была и Зара, напоминая романтично одетого средневекового юношу из многих фэнтези-аниме. Также и юноша, забинтованный под Невидимку из романа Г. Уэллса, отрицал свое «происхождение» от этого персонажа.

Само явление косплея старо как мир и, несомненно, имеет корни в детских играх. Насколько понимаю, чаще этим «страдали» мальчишки (сразу видно важное (гендерное) отличие от современных косплеиров-девушек). Я и сам, лет 35 назад, когда был младшеклассником, с приятелями по двору наряжался в импровизированные средневековые доспехи (из дерева с деревянными же мечами). Замечу, что это была чисто детская игра, не имевшая никакого отношения к еще неродившемуся в Союзе движению толкинистов. А поколением ранее, в 70-е годы, из-за вестернов студии ДЕФА с Гойко Митичем, дети по всему СССР наряжались индейцами…

Можно ли назвать такие стихийные детские переодевания косплеем? Сходство есть, только возраст еще детский, даже не подростковый (возраст – еще одно отличие косплея от детских игр; возможно, оно фундаментальное, но об этом чуть позже).

Я уже исследовал мотивы поклонников субкультур (стимпанка и дизельпанка) и пришел к выводу: эти увлечения связаны с недостатком романтики в повседневности. А так как основной контингент косплеиров (как и ролевиков) – подростки и молодежь чуть старше, то очевиден мотив сохранения недавно ушедшего детства. Это важно, особенно по Александру Дугину (его статья «Крестовый поход детей»).

Как писал Дугин, миром должны править дети или, на худой конец люди, так или иначе близкие к ним по духу: философы, поэты, провидцы… а также, видимо, увлечённые фэнтези и историей (включая косплей).

Выходит, косплей среди детей (до 10-12 лет) – это еще не косплей, т.к. они находятся на своей территории детства.

Мне кажется, косплей - есть отчаянная попытка бывших детей сохранить в себе детство с его стремлением к справедливости, а также к красоте и гармонии. В косплее я вижу противоядие для молодежи, спасающее их от деструктивного поведения. И не только от девиантного поведения, но и от мещанства, от разлагающей душу приземлённости интересов.

#косплей #аниме #субкультура #Дугин #эскапизм #фэнтези

280722-Улан-Удэ-БРОДРФ