Прямо сейчас в Главном храме ВС РФ проходит первая литургия.
Предстоятель - патр. Кирилл.
Главное официальное лицо - министр обороны Сергей Шойгу. Президента не видно.
Народу очень мало, видно, что это камерное мероприятие для узкого круга ранее приглашенных лиц. Вряд ли изначально планировалось так.
В масках только сотрудники охраны, остальные люди без средств защиты.
Предстоятель - патр. Кирилл.
Главное официальное лицо - министр обороны Сергей Шойгу. Президента не видно.
Народу очень мало, видно, что это камерное мероприятие для узкого круга ранее приглашенных лиц. Вряд ли изначально планировалось так.
В масках только сотрудники охраны, остальные люди без средств защиты.
Мормоны: теперь не только белые рубашки и галстуки
Шокирующая новость пришла из Солт-Лейк-Сити.
Знакомые российскому обывателю с 1990х годов ребята в белых рубашках и галстуках, с бейджами "старейшина NN" и вопросом "Вы изучаете английский язык" теперь смогут носить синие рубашки без галстука.
Как сообщил глава Исполнительного миссионерского совета и член Кворума Двенадцати апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последний дней (aka мормоны) старейшина Дитер Ухтдоф, миссионерская униформа менялась и раньше и нынешние исключения являются закономерными. Окончательное решение в отношении конкретных миссий будут принимать местные церковные власти.
На воскресных собраниях, на конференциях и в храмах (temples) старейшины по-прежнему будут носить белые рубашки.
—
Хотя, по правде говоря, видеть этих ребят на улице давно не приходилось...
Шокирующая новость пришла из Солт-Лейк-Сити.
Знакомые российскому обывателю с 1990х годов ребята в белых рубашках и галстуках, с бейджами "старейшина NN" и вопросом "Вы изучаете английский язык" теперь смогут носить синие рубашки без галстука.
Как сообщил глава Исполнительного миссионерского совета и член Кворума Двенадцати апостолов Церкви Иисуса Христа Святых последний дней (aka мормоны) старейшина Дитер Ухтдоф, миссионерская униформа менялась и раньше и нынешние исключения являются закономерными. Окончательное решение в отношении конкретных миссий будут принимать местные церковные власти.
На воскресных собраниях, на конференциях и в храмах (temples) старейшины по-прежнему будут носить белые рубашки.
—
Хотя, по правде говоря, видеть этих ребят на улице давно не приходилось...
Президент Польши: ЛГБТ-идеология хуже коммунизма
В очень религиозной Польше в преддверии выборов вновь активизировались споры вокруг ЛГБТ-движения. Ну как споры... Президент Андржей Дуда назвал на встрече с избирателями насаждение прав ЛГБТ и сексуальное просвещение в школах "нео-большевизмом". Чтоб Вы поняли, ненависть к СССР и коммунистическому наследию в Польше запредельная и назвать что-то большевизмом это примерно как в России фашизмом. При этом польские католики в гендерных вопросах куда консервативнее немецких соседей и Дуда в их глазах стремительно набирает очки.
Неделей раньше президент подписал декларацию, в которой шла речь о запрете "пропаганды ЛГБТ-идеологии в госучреждениях".
—
Кто тут говорил, что "только в РФ такое возможно"?
В очень религиозной Польше в преддверии выборов вновь активизировались споры вокруг ЛГБТ-движения. Ну как споры... Президент Андржей Дуда назвал на встрече с избирателями насаждение прав ЛГБТ и сексуальное просвещение в школах "нео-большевизмом". Чтоб Вы поняли, ненависть к СССР и коммунистическому наследию в Польше запредельная и назвать что-то большевизмом это примерно как в России фашизмом. При этом польские католики в гендерных вопросах куда консервативнее немецких соседей и Дуда в их глазах стремительно набирает очки.
Неделей раньше президент подписал декларацию, в которой шла речь о запрете "пропаганды ЛГБТ-идеологии в госучреждениях".
—
Кто тут говорил, что "только в РФ такое возможно"?
Time
Современный американский протест — следствие деятельности евангельских церквей?
В апреле 2020 года в американском издательстве HarperOne вышла книга “Американские пророки” Джека Дженкинса, в которой доказывается, что многие практики современного американского левого активизма (ненасильсвенный акционизм, молитва за угнетенных и другие) зародились в традиции евангельских церквей, а сегодня подобные направления существуют и в других конфессиях и во многом протестные настроения исходят именно от верующих.
Наиболее известным представителем этого движения стала Бри Ньюсом,активистка и художница, а также прихожанка баптисткой церкви и дочка пастора, в 2015 году в знак протеста против убийств в Чарлстоне взобралась на флагшток перед зданием правительства Южной Каролины, чтобы снять флаг Конфедеративных Штатов Америки. По ее словам, она сделала это “во имя Иисуса”. Через некоторое время флаг убрали уже официально.
В рецензии на книгу в журнале Нью-Йоркер Кейси Кеп пишет о том, что представление о большей религиозности республиканцев является мифом и приводит примеры протестов и акций, направленных на равноправие, исходящих от активных верующих. А сегодня, по его мнению, в ситуации протестов в США их влияние перестает вызывать сомнения.
Это происходит несмотря на то, что, согласно статистике, большинство евангельских христиан сегодня в США поддерживают республиканскую партию. По мнению Кейси Кеп, успех социального действия зависит в первую очередь от небольших активных групп в большей степени, чем от общего колиества последователей тех или иных идей.
В апреле 2020 года в американском издательстве HarperOne вышла книга “Американские пророки” Джека Дженкинса, в которой доказывается, что многие практики современного американского левого активизма (ненасильсвенный акционизм, молитва за угнетенных и другие) зародились в традиции евангельских церквей, а сегодня подобные направления существуют и в других конфессиях и во многом протестные настроения исходят именно от верующих.
Наиболее известным представителем этого движения стала Бри Ньюсом,активистка и художница, а также прихожанка баптисткой церкви и дочка пастора, в 2015 году в знак протеста против убийств в Чарлстоне взобралась на флагшток перед зданием правительства Южной Каролины, чтобы снять флаг Конфедеративных Штатов Америки. По ее словам, она сделала это “во имя Иисуса”. Через некоторое время флаг убрали уже официально.
В рецензии на книгу в журнале Нью-Йоркер Кейси Кеп пишет о том, что представление о большей религиозности республиканцев является мифом и приводит примеры протестов и акций, направленных на равноправие, исходящих от активных верующих. А сегодня, по его мнению, в ситуации протестов в США их влияние перестает вызывать сомнения.
Это происходит несмотря на то, что, согласно статистике, большинство евангельских христиан сегодня в США поддерживают республиканскую партию. По мнению Кейси Кеп, успех социального действия зависит в первую очередь от небольших активных групп в большей степени, чем от общего колиества последователей тех или иных идей.
Wikipedia
Стрельба в Чарлстоне
Стрельба в Ча́рлстоне — нападение 21-летнего американца Дилана Руфа на прихожан африканской методистской епископальной церкви Эмануэль, расположенной в историческом центре города 17 июня 2015 года. В результате стрельбы погибли 9 человек, один ранен; все…
За собор Святой Софии вступилась ведущая международная исламская организация, но Турция настроена решительно
Египетский «Дом фетв» (Дар аль-Ифта) является наиболее авторитетным международным исследовательским и богословским центром, издающим фетвы (правовые разъяснения и указания) по наиболее насущным проблемам, с которыми сталкиваются мусульмане по всему миру.
Главной целью «Дар аль-Ифта» является противодействие экстремистским и террористическим исламским группам, противопоставляя безграмотным фетвам «интернет-шейхов» суждения авторитетных богословов и правоведов.
7 июня «Дар аль-Ифта» издал заявление по поводу ситуации в Турции. Богословы из «Дома фетв» заявили, что президент Турции Эрдоган использует исламскую повестку для достижения своих сугубо политических интересов. Так противники Эрдогана объявляются «врагами ислама» и «неверными» (см. казус Гюлена), турецкие мечети превращаются в центры госпропаганды, а мусульманская риторика используется для оправдания военного вторжения в Ливию.
Особо интересно, что мусульманские богословы осудили инициативу превращения собора Святой Софии в мечеть: «Собор Святой Софии был построен как церковь во время византийского периода в 537 году нашей эры, и он оставался таким в течение 916 лет, пока османы не оккупировали Стамбул [Константинополь] в 1453 году, превратив здание в мечеть». Египетские богословы указали, что «вопрос о превращении собора Святой Софии в мечеть поднимается в Турции на протяжении многих десятилетий, но всегда остается лишь пропагандистским орудием различных политиков в компаниях по привлечению новых сторонников».
Таким образом, к христианским и светским голосам в защиту собора Святой Софии подключилась и весьма уважаемая мусульманская организация.
В ответ на растущее недовольство со стороны международного сообщества, власти Турции заявляют, что вопрос о статусе собора Св. Софии является внутренним вопросом для страны. Как заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу: «Айя-София не входит в ведение никаких других стран, кроме Турции, это вопрос нашего национального суверенитета».
По сообщению турецкого журналиста Ахмета Анапали, для будущей мечети уже закуплены ковры пурпурного цвета – как это было во времена султана Мехмеда II.
В свою очередь ситуация длящегося конфликта церковных властей в Москве и на Фанаре не способствует включению России в обсуждение вопроса о соборе Св. Софии. Не пытаясь наладить диалог с РПЦ, патр. Варфоломей (для которого вопрос о соборе должен быть наиболее актуален) лишил себя ключевого союзника в переговорах с турецкими властями и как-либо повлиять на вопрос уже не может.
Египетский «Дом фетв» (Дар аль-Ифта) является наиболее авторитетным международным исследовательским и богословским центром, издающим фетвы (правовые разъяснения и указания) по наиболее насущным проблемам, с которыми сталкиваются мусульмане по всему миру.
Главной целью «Дар аль-Ифта» является противодействие экстремистским и террористическим исламским группам, противопоставляя безграмотным фетвам «интернет-шейхов» суждения авторитетных богословов и правоведов.
7 июня «Дар аль-Ифта» издал заявление по поводу ситуации в Турции. Богословы из «Дома фетв» заявили, что президент Турции Эрдоган использует исламскую повестку для достижения своих сугубо политических интересов. Так противники Эрдогана объявляются «врагами ислама» и «неверными» (см. казус Гюлена), турецкие мечети превращаются в центры госпропаганды, а мусульманская риторика используется для оправдания военного вторжения в Ливию.
Особо интересно, что мусульманские богословы осудили инициативу превращения собора Святой Софии в мечеть: «Собор Святой Софии был построен как церковь во время византийского периода в 537 году нашей эры, и он оставался таким в течение 916 лет, пока османы не оккупировали Стамбул [Константинополь] в 1453 году, превратив здание в мечеть». Египетские богословы указали, что «вопрос о превращении собора Святой Софии в мечеть поднимается в Турции на протяжении многих десятилетий, но всегда остается лишь пропагандистским орудием различных политиков в компаниях по привлечению новых сторонников».
Таким образом, к христианским и светским голосам в защиту собора Святой Софии подключилась и весьма уважаемая мусульманская организация.
В ответ на растущее недовольство со стороны международного сообщества, власти Турции заявляют, что вопрос о статусе собора Св. Софии является внутренним вопросом для страны. Как заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу: «Айя-София не входит в ведение никаких других стран, кроме Турции, это вопрос нашего национального суверенитета».
По сообщению турецкого журналиста Ахмета Анапали, для будущей мечети уже закуплены ковры пурпурного цвета – как это было во времена султана Мехмеда II.
В свою очередь ситуация длящегося конфликта церковных властей в Москве и на Фанаре не способствует включению России в обсуждение вопроса о соборе Св. Софии. Не пытаясь наладить диалог с РПЦ, патр. Варфоломей (для которого вопрос о соборе должен быть наиболее актуален) лишил себя ключевого союзника в переговорах с турецкими властями и как-либо повлиять на вопрос уже не может.
Facebook
المؤشر العالمي للفتوى
تأكيدًا لما نشره المؤشر العالمي للفتوى: أردوغان يواصل استخدام سلاح الفتاوى لتثبيت استبداده في الداخل وتبرير أطماعه الاستعمارية بالخارج استمرارًا لما نشره المؤشر العالمي للفتوى في فبراير الماضي حول...
Председателем Исполнительного комитета Южной Баптистской конвенции впервые избран афроамериканец
Его Преподобие Ролан Слейд, старший пастор церкви одного из калифорнийских городов единогласно избран на онлайн-заседании комитета 16 марта.
Ранее 61-летний Слейд был вице-председателем комитета и руководил отделением корпоративным программ Исполкома ЮБК, то есть, фактически, контролировал финансовую деятельность деноминации.
Традиционно южные баптисты являются оплотом фундаментализма (в самом прямом смысле). Большинство лидеров и прихожан поддерживают Республиканскую партию. Руководство ЮБК неоднократно подвергалось осуждению в СМИ за недостаточное вовлечение "небелых" в руководство общинами и территориальными ассоциациями.
Его Преподобие Ролан Слейд, старший пастор церкви одного из калифорнийских городов единогласно избран на онлайн-заседании комитета 16 марта.
Ранее 61-летний Слейд был вице-председателем комитета и руководил отделением корпоративным программ Исполкома ЮБК, то есть, фактически, контролировал финансовую деятельность деноминации.
Традиционно южные баптисты являются оплотом фундаментализма (в самом прямом смысле). Большинство лидеров и прихожан поддерживают Республиканскую партию. Руководство ЮБК неоднократно подвергалось осуждению в СМИ за недостаточное вовлечение "небелых" в руководство общинами и территориальными ассоциациями.
Протоиерей Игорь Пашменов «оказал должное послушание священноначалию», вышел из партии ЕР и теперь может вновь исполнять священнические обязанности.
И все бы ничего, но «многолетний друг отца Игоря, директор Фонда поддержки христианских Церквей «Международный фонд христианская солидарность» Дмитрий Пахомов» сразу же дал комментарий ИА REGNUM, в котором без всякой задней мысли сказал, что теперь протоиерей Игорь Пашменов
На официальном сайте данного движения мы читаем: «На сегодня институт сторонников является основным, через который идет пополнение партийных рядов. И этот институт привлекает в Партию все более широкие слои населения. Сторонники – это основная сила, на которую может опираться Партия в своей работе, и в то же время вся партийная система работает на институт сторонников. Большая роль отводится сторонникам Партии в избирательных кампаниях, в организации и проведении предварительного внутрипартийного голосования».
При этом «Основы социальной концепции РПЦ» ясно постулируют: «Существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров».
Да, прот. Игорь Пашменов вышел из партии ЕР, но насколько его статус лидера общественного движения сторонников «ЕР» соответствует букве и духу церковного законодательства?
И все бы ничего, но «многолетний друг отца Игоря, директор Фонда поддержки христианских Церквей «Международный фонд христианская солидарность» Дмитрий Пахомов» сразу же дал комментарий ИА REGNUM, в котором без всякой задней мысли сказал, что теперь протоиерей Игорь Пашменов
возглавит
общественное движение сторонников «Единой России» в Ульяновской области.На официальном сайте данного движения мы читаем: «На сегодня институт сторонников является основным, через который идет пополнение партийных рядов. И этот институт привлекает в Партию все более широкие слои населения. Сторонники – это основная сила, на которую может опираться Партия в своей работе, и в то же время вся партийная система работает на институт сторонников. Большая роль отводится сторонникам Партии в избирательных кампаниях, в организации и проведении предварительного внутрипартийного голосования».
При этом «Основы социальной концепции РПЦ» ясно постулируют: «Существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним. Это:
а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров».
Да, прот. Игорь Пашменов вышел из партии ЕР, но насколько его статус лидера общественного движения сторонников «ЕР» соответствует букве и духу церковного законодательства?
Telegram
Ц е р к в а ч
Швейцарский Центр по исследованиям в области безопасности опубликовал независимое исследование «Стратегия и тактики Русской Православной Церкви в отношении Украины в первый год президентства Владимира Зеленского». Исследование осуществлено при поддержке Немецкого научно-исследовательского общества. Вот основные тезисы:
- Открытое давление администрации П.Порошенко на УПЦ и активная поддержка властью ПЦУ не принесли значимых результатов. В период с декабря 2018 г. по апрель 2019 г. лишь около 600 общин УПЦ (5% зарегистрированных) перешли в ПЦУ. 84 общины перешли в ПЦУ добровольно, 122 были захвачены. Примерно такое же количество храмов было переведено в состав ПЦУ местными властями; при этом данные храмы остаются под контролем УПЦ. Около 250 общин расколись, и служить в их храмах невозможно (однако священники остались в составе УПЦ); еще в 100 общинах службы проводятся в тех же храмах, что и раньше, но формально они были переведены в состав ПЦУ.
- Основная масса добровольных переходов и захватов происходили в областях Западной Украины. Происходили переходы и в тех областях Центральной Украины, которые граничат с западноукраинскими областями (в Хмельницкой, Винницкой и Житомирской). В других регионах, в том числе в Киеве, переходы и так называемые «переходы» были единичными (в Киеве - всего четыре прихода и около 12 священников из 400 приходов и почти 800 клириков). В Винницкой области, где правящий архиерей УПЦ перешел в ПЦУ, из многих сотен приходов вслед за ним перешли в новую структуру лишь 26 приходов…
- Цель, задекларированная Фанаром в момент его вторжения на каноническую территорию Московского Патриархата - объединение на Украине всех православных юрисдикций с последующим дарованием новой структуре независимости (или, точнее, полунезависимого статуса) так и не была достигнута. Вместо объединения состоялась лишь легализация распольнических структур. Да и это официально поддержали лишь три Поместные Православные Церкви из 14 - Константинопольский Патриархат, Александрийская и Элладская Православные Церкви.
- УПЦ, несмотря на сильное давление со стороны властей Украины, продемонстрировала единство и стойкость в отстаивании своей позиции. На практике гораздо больше людей ходят в храмы УПЦ, чем в храмы ПЦУ (для Центральной и Южной Украины разрыв - в коэффициенте от 5 до 10 в зависимости от особенностей региона). В подавляющем большинстве областей УПЦ ведет более активную деятельность по строительству храмов, чем ПЦУ. Этот факт был подтвержден полевым исследованием в Южной и Правобережной Украине в 2015-2020 гг.
- Со сменой президента диффамационная кампания, проводившаяся против УПЦ украинскими СМИ, в целом пошла на спад, власть прекратила подогревать кампанию по переводу приходов УПЦ в состав ПЦУ. Президент фактически устранился от решения религиозных вопросов. УПЦ даже удалось добиться некоторых побед в борьбе за самосохранение. Инициаторы антицерковной кампании из второго эшелона бюрократов были сняты со своих постов или не вошли в состав парламента по итогам выборов 2019 г. Более того, несколько депутатов от партии «Слуга народа» систематически выступают в защиту интересов УПЦ. Некоторые из новых лидеров страны, в том числе глава Службы безопасности Украины, подтвердили, что являются прихожанами УПЦ.
- Что касается РПЦ, то из этого конфликта она тоже вынесла для себя уроки, существенным образом пересмотрев свою стратегию межправославных отношений. Решив вести переговоры с теми, кто хочет вести переговоры, РПЦ удалось отобрать у Фанара Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе. Процесс перехода Архиепископии из состава Константинопольского в состав Московского Патриархата завершился в октябре-декабре 2019 г., став контрударом Москвы по Фанару, который в последний момент пытался спасти ситуацию, предложив Архиепископии рассмотреть возможные формы соработничества. Этот опыт, возможно, подтолкнет РПЦ побороться за позицию «главной Православной Церкви» в некоторых странах «неправославного» мира.
- Открытое давление администрации П.Порошенко на УПЦ и активная поддержка властью ПЦУ не принесли значимых результатов. В период с декабря 2018 г. по апрель 2019 г. лишь около 600 общин УПЦ (5% зарегистрированных) перешли в ПЦУ. 84 общины перешли в ПЦУ добровольно, 122 были захвачены. Примерно такое же количество храмов было переведено в состав ПЦУ местными властями; при этом данные храмы остаются под контролем УПЦ. Около 250 общин расколись, и служить в их храмах невозможно (однако священники остались в составе УПЦ); еще в 100 общинах службы проводятся в тех же храмах, что и раньше, но формально они были переведены в состав ПЦУ.
- Основная масса добровольных переходов и захватов происходили в областях Западной Украины. Происходили переходы и в тех областях Центральной Украины, которые граничат с западноукраинскими областями (в Хмельницкой, Винницкой и Житомирской). В других регионах, в том числе в Киеве, переходы и так называемые «переходы» были единичными (в Киеве - всего четыре прихода и около 12 священников из 400 приходов и почти 800 клириков). В Винницкой области, где правящий архиерей УПЦ перешел в ПЦУ, из многих сотен приходов вслед за ним перешли в новую структуру лишь 26 приходов…
- Цель, задекларированная Фанаром в момент его вторжения на каноническую территорию Московского Патриархата - объединение на Украине всех православных юрисдикций с последующим дарованием новой структуре независимости (или, точнее, полунезависимого статуса) так и не была достигнута. Вместо объединения состоялась лишь легализация распольнических структур. Да и это официально поддержали лишь три Поместные Православные Церкви из 14 - Константинопольский Патриархат, Александрийская и Элладская Православные Церкви.
- УПЦ, несмотря на сильное давление со стороны властей Украины, продемонстрировала единство и стойкость в отстаивании своей позиции. На практике гораздо больше людей ходят в храмы УПЦ, чем в храмы ПЦУ (для Центральной и Южной Украины разрыв - в коэффициенте от 5 до 10 в зависимости от особенностей региона). В подавляющем большинстве областей УПЦ ведет более активную деятельность по строительству храмов, чем ПЦУ. Этот факт был подтвержден полевым исследованием в Южной и Правобережной Украине в 2015-2020 гг.
- Со сменой президента диффамационная кампания, проводившаяся против УПЦ украинскими СМИ, в целом пошла на спад, власть прекратила подогревать кампанию по переводу приходов УПЦ в состав ПЦУ. Президент фактически устранился от решения религиозных вопросов. УПЦ даже удалось добиться некоторых побед в борьбе за самосохранение. Инициаторы антицерковной кампании из второго эшелона бюрократов были сняты со своих постов или не вошли в состав парламента по итогам выборов 2019 г. Более того, несколько депутатов от партии «Слуга народа» систематически выступают в защиту интересов УПЦ. Некоторые из новых лидеров страны, в том числе глава Службы безопасности Украины, подтвердили, что являются прихожанами УПЦ.
- Что касается РПЦ, то из этого конфликта она тоже вынесла для себя уроки, существенным образом пересмотрев свою стратегию межправославных отношений. Решив вести переговоры с теми, кто хочет вести переговоры, РПЦ удалось отобрать у Фанара Архиепископию православных русских церквей в Западной Европе. Процесс перехода Архиепископии из состава Константинопольского в состав Московского Патриархата завершился в октябре-декабре 2019 г., став контрударом Москвы по Фанару, который в последний момент пытался спасти ситуацию, предложив Архиепископии рассмотреть возможные формы соработничества. Этот опыт, возможно, подтолкнет РПЦ побороться за позицию «главной Православной Церкви» в некоторых странах «неправославного» мира.
Telegram
Религия сегодня
Наконец-то мы забрали тираж книги Сергея Сергеевича Кузнецова «Ватикан. Моя любовь, моя война».
Сегодня вечером посылки спонсорам будут отправлены, а для тех, кто заказывал самовывоз из магазина «Циолковский», уже отложены книги. Завтра днём советуем всем участникам проекта, кто заказывал печатные книги, проверить почту - мы сделаем рассылку с подробной информацией.
А пока что от всей души благодарим всех, кто поддержал наш проект: материально и информационно!
Если кто-то не успел предзаказать книгу ранее, вы можете написать в личку Дежурному по религии - у нас остаётся порядка 100 экземпляров для распространения 😉
Сегодня вечером посылки спонсорам будут отправлены, а для тех, кто заказывал самовывоз из магазина «Циолковский», уже отложены книги. Завтра днём советуем всем участникам проекта, кто заказывал печатные книги, проверить почту - мы сделаем рассылку с подробной информацией.
А пока что от всей души благодарим всех, кто поддержал наш проект: материально и информационно!
Если кто-то не успел предзаказать книгу ранее, вы можете написать в личку Дежурному по религии - у нас остаётся порядка 100 экземпляров для распространения 😉
Снова и снова о религиозном фундаментализме
В связи с вновь открывшейся дискуссией о феномене религиозного фундаментализма (пост Bunin&Co про Сергия Романова, ещё писали @pravblog1 и @orthozombies), а также с нашей публикацией о «православных фундаменталистах», хотелось бы сказать пару важных слов.
В конце XIX века под натиском секуляризации в обществе, историко-критического подхода к изучению Библии и расцвета немецкой либеральной теологии, протестанты из разных деноминаций США стали проводить совместные конференции, на которых выдвигались контраргументы в защиту того, что участники этих собраний считали христианской ортодоксией. На конференции в Ниагаре в 1985 году были сформулированы главные догмы американского протестантизма, получившие впоследствии название «пять пунктов фундаментализма»:
1. Буквальная безошибочность Библии (историческая достоверность всех описанных в ней событий в т.ч. чудес);
2. Божественность Иисуса Христа и Его рождение от Девы;
3. Реальность физического воскресения Христа;
4. Вера во Второе Пришествие Христа;
5. Вера в искупительную силу смерти и воскресения Христа.
В 1910 – 1914 годах данные тезисы обосновывались в серии брошюр под названием «Fundamentals. A Testimony to the Truth», которые распространялись среди американских протестантов. От названия брошюр пошел и термин «фундаментализм». Так называли себя сами протестанты, придерживающиеся указанных «пяти пунктов», и в слове «фундаменталист» не было ничего негативного.
Конечно, важны не пять пунктов (их в большинстве своем разделяют христиане), а то, как именно их защищали.
Фундаментализм имеет «два крыла» - это 1️⃣буквализм и 2️⃣антимодернизм.
Из 1️⃣ исходит приверженность «простым» решениям и игнорирование внутреннего разнообразия («Св. Писание ясно учит, что…», «Как говорят святые отцы...») и восприятие в качестве ортодоксии богословского мейнстрима определенной эпохи (например, юридической теории искупления, у которой в догматической мысли древней церкви были альтернативы). Отсюда негативное отношение к частным мнениям богословов, в этот мейнстрим не вписывающихся.
Теперь крыло2️⃣. Характерные процессы общества Модерна, такие как (а) возникновение ориентированной на прирост знания и критику существующих позиций науки, (б) разделение публичного и приватного и вытеснение в приватную сферу религии, (в) отход масс от регулярных религиозных практик и (г) разрушение семейного уклада – вызывают к жизни формы противодействия, общие для различных движений:
а. Осуждение либеральных богословов как отступников, публикация полемических текстов в защиту буквального толкования.
б. Борьба за сохранение / возвращение религии в общественную жизнь. В идеале - построение государства на религиозных началах. К этому относятся «обезьяньи» процессы, процессы о кощунстве, пролайф-активизм, анти-ЛГБТ активизм.
в. Весьма значительное участие верующих в миссионерской работе.
г. Активная гражданская позиция по защите семьи от вторжения государства.
В американских СМИ термин «фундаментализм» стали активно 20-х годах в ходе «обезьяньего процесса». В это время слово «фундаменталист» среди оппонентов движения стало не просто обозначением протестанта определенного толка, но стало синонимом религиозного фанатика и борца с наукой.
После Исламской революции в Иране главными «фундаменталистами» стали не протестанты, а исламисты, строящие современное государство на религиозных основаниях («конструирующие новую реальность», по словам Bunin&Co).
В связи с вновь открывшейся дискуссией о феномене религиозного фундаментализма (пост Bunin&Co про Сергия Романова, ещё писали @pravblog1 и @orthozombies), а также с нашей публикацией о «православных фундаменталистах», хотелось бы сказать пару важных слов.
В конце XIX века под натиском секуляризации в обществе, историко-критического подхода к изучению Библии и расцвета немецкой либеральной теологии, протестанты из разных деноминаций США стали проводить совместные конференции, на которых выдвигались контраргументы в защиту того, что участники этих собраний считали христианской ортодоксией. На конференции в Ниагаре в 1985 году были сформулированы главные догмы американского протестантизма, получившие впоследствии название «пять пунктов фундаментализма»:
1. Буквальная безошибочность Библии (историческая достоверность всех описанных в ней событий в т.ч. чудес);
2. Божественность Иисуса Христа и Его рождение от Девы;
3. Реальность физического воскресения Христа;
4. Вера во Второе Пришествие Христа;
5. Вера в искупительную силу смерти и воскресения Христа.
В 1910 – 1914 годах данные тезисы обосновывались в серии брошюр под названием «Fundamentals. A Testimony to the Truth», которые распространялись среди американских протестантов. От названия брошюр пошел и термин «фундаментализм». Так называли себя сами протестанты, придерживающиеся указанных «пяти пунктов», и в слове «фундаменталист» не было ничего негативного.
Конечно, важны не пять пунктов (их в большинстве своем разделяют христиане), а то, как именно их защищали.
Фундаментализм имеет «два крыла» - это 1️⃣буквализм и 2️⃣антимодернизм.
Из 1️⃣ исходит приверженность «простым» решениям и игнорирование внутреннего разнообразия («Св. Писание ясно учит, что…», «Как говорят святые отцы...») и восприятие в качестве ортодоксии богословского мейнстрима определенной эпохи (например, юридической теории искупления, у которой в догматической мысли древней церкви были альтернативы). Отсюда негативное отношение к частным мнениям богословов, в этот мейнстрим не вписывающихся.
Теперь крыло2️⃣. Характерные процессы общества Модерна, такие как (а) возникновение ориентированной на прирост знания и критику существующих позиций науки, (б) разделение публичного и приватного и вытеснение в приватную сферу религии, (в) отход масс от регулярных религиозных практик и (г) разрушение семейного уклада – вызывают к жизни формы противодействия, общие для различных движений:
а. Осуждение либеральных богословов как отступников, публикация полемических текстов в защиту буквального толкования.
б. Борьба за сохранение / возвращение религии в общественную жизнь. В идеале - построение государства на религиозных началах. К этому относятся «обезьяньи» процессы, процессы о кощунстве, пролайф-активизм, анти-ЛГБТ активизм.
в. Весьма значительное участие верующих в миссионерской работе.
г. Активная гражданская позиция по защите семьи от вторжения государства.
В американских СМИ термин «фундаментализм» стали активно 20-х годах в ходе «обезьяньего процесса». В это время слово «фундаменталист» среди оппонентов движения стало не просто обозначением протестанта определенного толка, но стало синонимом религиозного фанатика и борца с наукой.
После Исламской революции в Иране главными «фундаменталистами» стали не протестанты, а исламисты, строящие современное государство на религиозных основаниях («конструирующие новую реальность», по словам Bunin&Co).
После нашей публикации о «православном фундаментализме» мы получили довольно много критики (как обоснованной, так и весьма голословной). Наша цель – максимально корректно описывать и анализировать явления религиозной жизни. Как наши читатели могут сами обнаружить, и в протестантизме, и в исламе, и в православии существуют группы и течения, имеющие общие признаки. Если какая-то часть общества оценивает их отрицательно –– сам объединяющий их термин еще не становится пейоративом.
Можно, конечно, пойти по пути «Associated Press», стайлбук которого позволяет называть «фундаменталистами» только тех, кто сами себя так называет, но у нас в стране такая осторожная позиция СМИ часто вполне обоснованно обвиняется в излишней толерантности и непродуктивности. С позицией AP, надо заметить, солидаризировались и некоторые академические деятели, в частности, Терри Мэттингли и известный Альвин Плантинга, охарактеризовавший "фундаментализм" как "term of abuse or disapprobation". Мы, в нем, однако, не видим ничего обидного.
—-
Кстати, может быть у коллег есть более подходящий вариант наименования?
Можно, конечно, пойти по пути «Associated Press», стайлбук которого позволяет называть «фундаменталистами» только тех, кто сами себя так называет, но у нас в стране такая осторожная позиция СМИ часто вполне обоснованно обвиняется в излишней толерантности и непродуктивности. С позицией AP, надо заметить, солидаризировались и некоторые академические деятели, в частности, Терри Мэттингли и известный Альвин Плантинга, охарактеризовавший "фундаментализм" как "term of abuse or disapprobation". Мы, в нем, однако, не видим ничего обидного.
—-
Кстати, может быть у коллег есть более подходящий вариант наименования?
Forwarded from Православие и зомби
Авторы канала «Религия сегодня» задаются вопросом: как правильно называть те радикальные движения, которые by default считаются фундаменталистскими? Вопрос непростой, потому что далеко не всех воинствующих «консерваторов» и альт-райтов можно назвать фундаменталистами, и наоборот целый ряд православных деятелей, которых считают «либералами» (что в случае православия всегда довольно условно) можно отнести к фундаменталистам.
Мартин Марти и Скотт Эплби в своем шеститомнике «Фундаменталистский проект», а вслед за ними и Карен Армстронг в «Битве за Бога» выделяют несколько основных признаков фундаментализма:
1️⃣ «Чистая вера». Традиция для фундаменталистов – это скорее мутный поток, в котором надо найти и собрать весь жемчуг «истинного учения». Возвращение к «чистой вере» и борьба с «порчей» или «загрязнением» веры – один из главных мотивов фундаментализма. Фундаменталисты критикуют своих единоверцев за то, что они попускают «загрязнение». Именно поэтому фундаментализм не следует путать с охранительным традиционализмом, для которого все элементы традиции одинаково ценны. «Чистая вера» может конструироваться на разных основаниях, но в каждом случае характерно выделение некоего «ядра» – вечных истин, которые собственно и становятся фундаментом для вероучения. Для православия характерен подход «только отцы» (по аналогии с протестантским – «только писание»), суть которого – в том, что святоотеческие творения при формулировке доктрин пользуются приоритетом и абсолютным авторитетом. Даже Библия толкуется в первую очередь через святых отцов.
2️⃣ Критика секуляризации. Фундаментализм появляется в ответ на секуляризацию (или по простому – обмирщение) – это ключевой признак, который часто сбрасывается со счетов. Фундаменталисты критикуют отделение политики, культуры и науки от религии (чему способствует еще и либерализм). Но при этом они выступают не за объединение этих сфер, а за подчинение их религии, т.е. – религиозное государство, религиозную науку и религиозную культуру, альтернативные существующим. Отсюда, например, – креационизм как альтернатива секулярной науке, запрет среди своих адептов на чтение светской художественной литературы, слушания светской музыки, не говоря уже о кино. Фундаментализм не совсем правильно называть антимодернистским движением, потому что он сам – продукт эпохи модерна. Акцент здесь именно на антисекуляризме и антилиберализме. Фундаментализм можно назвать альтернативным модернизмом. Фундаменталисты кажутся реакционным консервативным движением, но на самом деле они – новаторы.
3️⃣ Воинственный настрой. Марти и Эплби определяют фундаментализм как воинствующую форму духовности, которая появляется в ответ на кризисную ситуацию (в данном случае – секуляризацию). И действительно для фундаменталистов характерно чувство «осажденной крепости» (под натиском секуляризма и либерализма), которое подталкивает их на борьбу. Они – одни из главных участников культурных войн. В отличие от традиционалистов, которые могут использовать завоевания светской политики и культуры в своих целях (см. статью Кристины Штёкль), фундаменталисты, как правило, бескомпромиссны, когда речь заходит о светском. Однако, этот признак может быть факультативным, не все фундаменталисты воюют, некоторые отсиживаются в «крепости».
Одним из первых по настоящему влиятельных фундаменталистов в русском православии был о. Иоанн Кронштадтский, он поддерживал учение о богоустановленности монархии (и состоял в черносотенной организации «Союз русского народа»), обличал светскую культуру (особенно досталось театру), был креационистом.
Среди церковных «либералов» в рядах фундаменталистов можно упомянуть о. Александра Шмемана. Он как раз из тех, кто отсиживался в «крепости», но его критика секуляризации и противопоставление веры и религии (что соответствует «чистой вере» и исторической традиции) вполне укладывается в признаки фундаментализма. Правда, к концу жизни он стал мягче относиться к секуляризации и считал, что она позволяет очистить веру от религии.
Мартин Марти и Скотт Эплби в своем шеститомнике «Фундаменталистский проект», а вслед за ними и Карен Армстронг в «Битве за Бога» выделяют несколько основных признаков фундаментализма:
1️⃣ «Чистая вера». Традиция для фундаменталистов – это скорее мутный поток, в котором надо найти и собрать весь жемчуг «истинного учения». Возвращение к «чистой вере» и борьба с «порчей» или «загрязнением» веры – один из главных мотивов фундаментализма. Фундаменталисты критикуют своих единоверцев за то, что они попускают «загрязнение». Именно поэтому фундаментализм не следует путать с охранительным традиционализмом, для которого все элементы традиции одинаково ценны. «Чистая вера» может конструироваться на разных основаниях, но в каждом случае характерно выделение некоего «ядра» – вечных истин, которые собственно и становятся фундаментом для вероучения. Для православия характерен подход «только отцы» (по аналогии с протестантским – «только писание»), суть которого – в том, что святоотеческие творения при формулировке доктрин пользуются приоритетом и абсолютным авторитетом. Даже Библия толкуется в первую очередь через святых отцов.
2️⃣ Критика секуляризации. Фундаментализм появляется в ответ на секуляризацию (или по простому – обмирщение) – это ключевой признак, который часто сбрасывается со счетов. Фундаменталисты критикуют отделение политики, культуры и науки от религии (чему способствует еще и либерализм). Но при этом они выступают не за объединение этих сфер, а за подчинение их религии, т.е. – религиозное государство, религиозную науку и религиозную культуру, альтернативные существующим. Отсюда, например, – креационизм как альтернатива секулярной науке, запрет среди своих адептов на чтение светской художественной литературы, слушания светской музыки, не говоря уже о кино. Фундаментализм не совсем правильно называть антимодернистским движением, потому что он сам – продукт эпохи модерна. Акцент здесь именно на антисекуляризме и антилиберализме. Фундаментализм можно назвать альтернативным модернизмом. Фундаменталисты кажутся реакционным консервативным движением, но на самом деле они – новаторы.
3️⃣ Воинственный настрой. Марти и Эплби определяют фундаментализм как воинствующую форму духовности, которая появляется в ответ на кризисную ситуацию (в данном случае – секуляризацию). И действительно для фундаменталистов характерно чувство «осажденной крепости» (под натиском секуляризма и либерализма), которое подталкивает их на борьбу. Они – одни из главных участников культурных войн. В отличие от традиционалистов, которые могут использовать завоевания светской политики и культуры в своих целях (см. статью Кристины Штёкль), фундаменталисты, как правило, бескомпромиссны, когда речь заходит о светском. Однако, этот признак может быть факультативным, не все фундаменталисты воюют, некоторые отсиживаются в «крепости».
Одним из первых по настоящему влиятельных фундаменталистов в русском православии был о. Иоанн Кронштадтский, он поддерживал учение о богоустановленности монархии (и состоял в черносотенной организации «Союз русского народа»), обличал светскую культуру (особенно досталось театру), был креационистом.
Среди церковных «либералов» в рядах фундаменталистов можно упомянуть о. Александра Шмемана. Он как раз из тех, кто отсиживался в «крепости», но его критика секуляризации и противопоставление веры и религии (что соответствует «чистой вере» и исторической традиции) вполне укладывается в признаки фундаментализма. Правда, к концу жизни он стал мягче относиться к секуляризации и считал, что она позволяет очистить веру от религии.
Перспективы муфтия Татарстана пойти на третий срок
35-летний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин досиживает на своем посту последний год. Весной 2021 года у него завершается второй срок правления во главе Духовного управления мусульман Республики Татарстан, и неизбежно встает вопрос о том, кто возглавит исламскую умму этого региона в дальнейшем.
Сам Камиль хазрат не скрывает своего желания продолжить и дальше занимать кресло муфтия этой поволжской республики. Заявляет он об этом, естественно, не прямым текстом, а, как говорится, «по просьбам трудящихся»: «Если имамы захотят и дальше видеть его в этой должности». Свое намерение переизбраться он объясняет также тем, что есть некоторые «проекты, которые нужно завершить». Что скрывается за последними, Самигуллин предпочел не раскрывать в деталях, но очевидно, что за этим скрывается стремление реализовать на практике проект строительства Соборной мечети в Казани по аналогии с мечетью «Сердце Чечни» в Грозном и мечетью «Ар-Рахим» в Уфе. Гигантомания в возведении храмов стала трендом первых десятилетий ХХI века в России, и строительство Соборной мечети в Казани, несмотря на то, что в столице Татарстана таковой считается и мечеть «Кул Шариф» в Казанском Кремле, и старинная мечеть «Марджани» в Старо-татарской слободе, видится как соперничество с Грозным и Уфой за право считаться главным исламским центром страны.
Однако следует задаться вопросом: а кто мог бы стать альтернативой Самигуллину на выборах муфтия Татарстана в следующем году?
Надо сказать, что соперников у нынешнего муфтия сейчас объективно не так и много. Среди таковых называют одного из его заместителей, имама казанской мечети «Кул Шариф» Ильсафа Хасанова и нынешнего мухтасиба Приволжского и Вахитовского районов Казани Юсуфа Давлетшина. Оба – известные и опытные проповедники. Однако оба имеют бэкграунд, который больше является минусом в их биографии.
Продолжение
35-летний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин досиживает на своем посту последний год. Весной 2021 года у него завершается второй срок правления во главе Духовного управления мусульман Республики Татарстан, и неизбежно встает вопрос о том, кто возглавит исламскую умму этого региона в дальнейшем.
Сам Камиль хазрат не скрывает своего желания продолжить и дальше занимать кресло муфтия этой поволжской республики. Заявляет он об этом, естественно, не прямым текстом, а, как говорится, «по просьбам трудящихся»: «Если имамы захотят и дальше видеть его в этой должности». Свое намерение переизбраться он объясняет также тем, что есть некоторые «проекты, которые нужно завершить». Что скрывается за последними, Самигуллин предпочел не раскрывать в деталях, но очевидно, что за этим скрывается стремление реализовать на практике проект строительства Соборной мечети в Казани по аналогии с мечетью «Сердце Чечни» в Грозном и мечетью «Ар-Рахим» в Уфе. Гигантомания в возведении храмов стала трендом первых десятилетий ХХI века в России, и строительство Соборной мечети в Казани, несмотря на то, что в столице Татарстана таковой считается и мечеть «Кул Шариф» в Казанском Кремле, и старинная мечеть «Марджани» в Старо-татарской слободе, видится как соперничество с Грозным и Уфой за право считаться главным исламским центром страны.
Однако следует задаться вопросом: а кто мог бы стать альтернативой Самигуллину на выборах муфтия Татарстана в следующем году?
Надо сказать, что соперников у нынешнего муфтия сейчас объективно не так и много. Среди таковых называют одного из его заместителей, имама казанской мечети «Кул Шариф» Ильсафа Хасанова и нынешнего мухтасиба Приволжского и Вахитовского районов Казани Юсуфа Давлетшина. Оба – известные и опытные проповедники. Однако оба имеют бэкграунд, который больше является минусом в их биографии.
Продолжение
Перспективы муфтия Татарстана пойти на третий срок
Начало выше 👆🏽
Хасанов считается креатурой имама казанской мечети «Марджани» Мансура Залялетдинова, который воспринимается как влиятельная фигура в среде духовенства с большими связями как в правительственных, так и в криминальных кругах (в среде местных ОПГ у него даже была кличка «Мулла»): до назначения в 2013 году имамом в мечеть «Кул Шариф» Ильсаф хазрат был вторым имамом в мечети «Марджани», и своей известностью во многом обязан именно Залялетдинову, который давал Хасанову трибуну в своей мечети.
Юсуф Давлетшин по праву считается одним из самых известных ваххабитских проповедников Татарстана. Выпускник печально известного медресе «Йолдыз» г. Набережные Челны, прославившегося тем, что его студенты были в рядах боевиков во время Второй Чеченской войны (1999-2001), Давлетшин долгие годы работал мухтасибом и имамом Соборной мечети г. Нижнекамска, прихожане которой оказывались в рядах «Имарата Кавказ» и ИГИЛ (запрещены в России) именно в период того, как там проповедовал Юсуф хазрат. В 2017 году Давлетшина власти решают вытащить из Нижнекамска и переводят в Казань, сделав имамом Закабанной мечети столицы Татарстана. В скором времени его делают также мухтасибом двух районов Казани, в которых мечетей больше, чем во всем Нижнекамском районе Татарстана. Одна из причин подобного перемещения ваххабитского имама объяснялась тем, что ваххабиты Нижнекамска, третьего по численности населения города республики, лишатся своего духовного лидера, а тот оторвется от ваххабитского джамаата в Закамье, влияние которого без постоянного присутствия Давлетшина можно будет нейтрализовать.
Основная претензия к Самигуллину как к председателю ДУМ РТ сводится к тому, что он, подобно всем тем, кто оказывается на вершине правящего Олимпа, оторвался от масс, стал менее доступным для рядовых мусульман, чем был раньше, когда был просто рядовым имамом одной из поселковых мечетей Казани, пока в 2013 году не стал муфтием Татарстана, а также личное обогащение и стремление занимать массу должностей развращает его властью. Стяжательство и сребролюбие – это те пороки, от которых не застрахован любой, кто получил власть. Искушение слишком велико. Его политика сделать татарский язык единственным языком проповеди в мечетях Татарстана была одобрительно воспринята в среде татарской национально ориентированной интеллигенции, однако на практике эти требования в ряде мечетей, особенно крупных городов республики, элементарно не выполнялись из-за того, что заметная масса прихожан были не татарами, а мигрантами, которые не владеют татарским языком.
Наиболее вероятный сценарий – переизбрание Камиля Самигуллина на посту муфтия, тем более, что устав ДУМ РТ нигде не устанавливает ограничений на количество сроков. Это позволило, например, быть муфтием Татарстана Гусману Исхакову 13 лет с 1998 по 2011 годы, который четырежды избирался председателем ДУМ РТ. Последний раз он избрался в 2010 году, но вынужден был покинуть досрочно свой пост в январе 2011 года из-за того, что не осудил появление исламских боевиков в Татарстане. Пришедший ему на смену его первый заместитель Ильдус Файзов впервые заговорил публично о необходимости ограничить количество сроков правления муфтия в уставе ДУМ РТ. Сам Файзов однако на посту муфтия пробыл всего два года (с 2011 по 2013 гг.), вынужденный сложить полномочия после теракта в отношении себя, организованного ваххабитами и после которого он чудом выжил. Закрепить в виде поправки в уставе количество сроков Файзов не успел. Пришедший ему на смену молодой Камиль Самигуллин (на момент избрания ему было 27 полных лет) вообще не стал вносить никаких изменений в устав ДУМ РТ.
Не исключено, что и выборы муфтия могут пройти на безальтернативной основе, как и в 2017 году. Власти республики вряд ли будут этому препятствовать. Ведь президент Минниханов и сам собирается на третий срок. И в победе не сомневается.
Начало выше 👆🏽
Хасанов считается креатурой имама казанской мечети «Марджани» Мансура Залялетдинова, который воспринимается как влиятельная фигура в среде духовенства с большими связями как в правительственных, так и в криминальных кругах (в среде местных ОПГ у него даже была кличка «Мулла»): до назначения в 2013 году имамом в мечеть «Кул Шариф» Ильсаф хазрат был вторым имамом в мечети «Марджани», и своей известностью во многом обязан именно Залялетдинову, который давал Хасанову трибуну в своей мечети.
Юсуф Давлетшин по праву считается одним из самых известных ваххабитских проповедников Татарстана. Выпускник печально известного медресе «Йолдыз» г. Набережные Челны, прославившегося тем, что его студенты были в рядах боевиков во время Второй Чеченской войны (1999-2001), Давлетшин долгие годы работал мухтасибом и имамом Соборной мечети г. Нижнекамска, прихожане которой оказывались в рядах «Имарата Кавказ» и ИГИЛ (запрещены в России) именно в период того, как там проповедовал Юсуф хазрат. В 2017 году Давлетшина власти решают вытащить из Нижнекамска и переводят в Казань, сделав имамом Закабанной мечети столицы Татарстана. В скором времени его делают также мухтасибом двух районов Казани, в которых мечетей больше, чем во всем Нижнекамском районе Татарстана. Одна из причин подобного перемещения ваххабитского имама объяснялась тем, что ваххабиты Нижнекамска, третьего по численности населения города республики, лишатся своего духовного лидера, а тот оторвется от ваххабитского джамаата в Закамье, влияние которого без постоянного присутствия Давлетшина можно будет нейтрализовать.
Основная претензия к Самигуллину как к председателю ДУМ РТ сводится к тому, что он, подобно всем тем, кто оказывается на вершине правящего Олимпа, оторвался от масс, стал менее доступным для рядовых мусульман, чем был раньше, когда был просто рядовым имамом одной из поселковых мечетей Казани, пока в 2013 году не стал муфтием Татарстана, а также личное обогащение и стремление занимать массу должностей развращает его властью. Стяжательство и сребролюбие – это те пороки, от которых не застрахован любой, кто получил власть. Искушение слишком велико. Его политика сделать татарский язык единственным языком проповеди в мечетях Татарстана была одобрительно воспринята в среде татарской национально ориентированной интеллигенции, однако на практике эти требования в ряде мечетей, особенно крупных городов республики, элементарно не выполнялись из-за того, что заметная масса прихожан были не татарами, а мигрантами, которые не владеют татарским языком.
Наиболее вероятный сценарий – переизбрание Камиля Самигуллина на посту муфтия, тем более, что устав ДУМ РТ нигде не устанавливает ограничений на количество сроков. Это позволило, например, быть муфтием Татарстана Гусману Исхакову 13 лет с 1998 по 2011 годы, который четырежды избирался председателем ДУМ РТ. Последний раз он избрался в 2010 году, но вынужден был покинуть досрочно свой пост в январе 2011 года из-за того, что не осудил появление исламских боевиков в Татарстане. Пришедший ему на смену его первый заместитель Ильдус Файзов впервые заговорил публично о необходимости ограничить количество сроков правления муфтия в уставе ДУМ РТ. Сам Файзов однако на посту муфтия пробыл всего два года (с 2011 по 2013 гг.), вынужденный сложить полномочия после теракта в отношении себя, организованного ваххабитами и после которого он чудом выжил. Закрепить в виде поправки в уставе количество сроков Файзов не успел. Пришедший ему на смену молодой Камиль Самигуллин (на момент избрания ему было 27 полных лет) вообще не стал вносить никаких изменений в устав ДУМ РТ.
Не исключено, что и выборы муфтия могут пройти на безальтернативной основе, как и в 2017 году. Власти республики вряд ли будут этому препятствовать. Ведь президент Минниханов и сам собирается на третий срок. И в победе не сомневается.
Telegram
Религия сегодня
Перспективы муфтия Татарстана пойти на третий срок
35-летний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин досиживает на своем посту последний год. Весной 2021 года у него завершается второй срок правления во главе Духовного управления мусульман Республики Татарстан…
35-летний муфтий Татарстана Камиль Самигуллин досиживает на своем посту последний год. Весной 2021 года у него завершается второй срок правления во главе Духовного управления мусульман Республики Татарстан…
Шокирующие результаты исследования о Православии и ЛГБТ
Американская архиепископия Константинопольского патриархата в прошлом году учредила think tank под руководством видных американских теологов Джорджа Демакопулоса и Аристотеля Папаниколау, который ставит перед собой амбициозную и, прямо скажем, сомнительную цель разработать православное богословие, совместимое с современными либеральными ценностями (🏳️🌈inclusive). Базируется он, как и полагается православному исследовательскому центру, в иезуитском Фордхемском университете, штат Нью-Йорк🇺🇸. В августе 2019-го года на конференции в Оксфорде ими был анонсирован совместный проект с Университетом Экстера на тему «Православное Христианство, сексуальное разнообразие и государственная политика». Сегодня были презентованы результаты работы проекта (полный текст доступен здесь), которые не могли не заинтересовать «Религию Сегодня».
Выводы к которым пришли исследователи, могут шокировать 😅неподготовленных читателей: православные церкви оказались оплотами консерватизма. Несмотря на все старания секулярных государственных структур, подавляющее большинство православных считают, что:
- пол человека определяется биологически при рождении 🧐;
- гендерные роли должны распределяться согласно нормам православной морали🤨;
- брак — это союз одного мужчины и одной женщины 👨👩👦 на всю жизнь😳;
- секс допустим только в браке😰.
Причём этих взглядов придерживаются как священники, так и православные прихожане, что создаёт сложности в желательных, с точки зрения авторов исследования, изменениях данных установок. Не помогает даже то, что православие, как поясняют исследователи, является децентрализованной системой: абсолютно в каждой признанной православной автокефальной церкви царит неприемлемый консерватизм, а сексуальное разнообразие воспринимается как угроза самой сути религии.
Но исследователи не сдаются✊🏽. Они проделали большую работу: в отчете представлено 10 эссе православных богословов, из которых планируется выделить болевые точки и противоречия современного православия, с целью их дальнейшей проработки.
Итоговая часть доклада простодушно ставит дальнейшие цели:
- Нужно больше изучать православие. Оно консервативно, но не монолитно📖.
- Гражданские власти должны опираться на лояльных православных авторитетов, которые могут стать проводниками либеральных идей, в частности в вопросах взаимодействия с лгбтк+ сообществом 🏳️🌈.
- Необходимо устраивать встречи с консерваторами, на которых предлагать компромиссные решения.
- Следует использовать наработки исследовательской группы, продвигать и спонсировать 💵 дальнейшие проекты по теме.
—-
В общем, у них есть план и они будут его придерживаться. Ну, спасибо что сообщили.
Американская архиепископия Константинопольского патриархата в прошлом году учредила think tank под руководством видных американских теологов Джорджа Демакопулоса и Аристотеля Папаниколау, который ставит перед собой амбициозную и, прямо скажем, сомнительную цель разработать православное богословие, совместимое с современными либеральными ценностями (🏳️🌈inclusive). Базируется он, как и полагается православному исследовательскому центру, в иезуитском Фордхемском университете, штат Нью-Йорк🇺🇸. В августе 2019-го года на конференции в Оксфорде ими был анонсирован совместный проект с Университетом Экстера на тему «Православное Христианство, сексуальное разнообразие и государственная политика». Сегодня были презентованы результаты работы проекта (полный текст доступен здесь), которые не могли не заинтересовать «Религию Сегодня».
Выводы к которым пришли исследователи, могут шокировать 😅неподготовленных читателей: православные церкви оказались оплотами консерватизма. Несмотря на все старания секулярных государственных структур, подавляющее большинство православных считают, что:
- пол человека определяется биологически при рождении 🧐;
- гендерные роли должны распределяться согласно нормам православной морали🤨;
- брак — это союз одного мужчины и одной женщины 👨👩👦 на всю жизнь😳;
- секс допустим только в браке😰.
Причём этих взглядов придерживаются как священники, так и православные прихожане, что создаёт сложности в желательных, с точки зрения авторов исследования, изменениях данных установок. Не помогает даже то, что православие, как поясняют исследователи, является децентрализованной системой: абсолютно в каждой признанной православной автокефальной церкви царит неприемлемый консерватизм, а сексуальное разнообразие воспринимается как угроза самой сути религии.
Но исследователи не сдаются✊🏽. Они проделали большую работу: в отчете представлено 10 эссе православных богословов, из которых планируется выделить болевые точки и противоречия современного православия, с целью их дальнейшей проработки.
Итоговая часть доклада простодушно ставит дальнейшие цели:
- Нужно больше изучать православие. Оно консервативно, но не монолитно📖.
- Гражданские власти должны опираться на лояльных православных авторитетов, которые могут стать проводниками либеральных идей, в частности в вопросах взаимодействия с лгбтк+ сообществом 🏳️🌈.
- Необходимо устраивать встречи с консерваторами, на которых предлагать компромиссные решения.
- Следует использовать наработки исследовательской группы, продвигать и спонсировать 💵 дальнейшие проекты по теме.
—-
В общем, у них есть план и они будут его придерживаться. Ну, спасибо что сообщили.
Невежливые предвыборные жесты в Хорватии
В ближайшее время выборы ждут не только Польшу, но и Хорватию. Если в первой стране дискуссия разгорелась вокруг ЛГБТ-темы и недружелюбных высказываний президента Дуды, то в Хорватии средний палец показывают известному певцуСвятославу Вакарчуку Мирославу Шкоре. На ТВ-дебатах с Гораном Яндроковичем он вместе со своим оппонентом высказался защиту жизни с момента зачатия и подчеркнул, что даже беременность в результате изнасилования не обязательно должна кончаться абортом, а женщине в такой ситуации стоит посоветоваться с семьей.
В сети начался флешмоб с показыванием среднего пальца Шкоре. Присоединилась даже экс-президент Колинда Грабар-Китарович.
Аборты для очень религиозной Хорватии — больная тема. То и дело возникают дебаты об их законодательном ограничении, но даже без него за 10 лет число абортов снизилось в 10(!) раз.
Теперь на скандале хайпуют все. Оппоненты Шкоры,как школьники, фоткаются со своими средними пальцами, а он сам рассказывает, что «маски сброшены» и «коалиция среднего пальца» показала своё истинное лицо.
——
И в Польше, и в Хорватии «антилиберальный» тренд имеет религиозную подоплеку. Обе страны отличаются высокой посещаемостью церквей и политики не могут не учитывать это фактор (а многие и сами вполне себе добрые католики).
Интересно, в случае успеха на выборах в Польше и Хорватии, ждёт ли подобное другие религиозные страны Европы? Например, православные Румынию и Молдавию?
В ближайшее время выборы ждут не только Польшу, но и Хорватию. Если в первой стране дискуссия разгорелась вокруг ЛГБТ-темы и недружелюбных высказываний президента Дуды, то в Хорватии средний палец показывают известному певцу
В сети начался флешмоб с показыванием среднего пальца Шкоре. Присоединилась даже экс-президент Колинда Грабар-Китарович.
Аборты для очень религиозной Хорватии — больная тема. То и дело возникают дебаты об их законодательном ограничении, но даже без него за 10 лет число абортов снизилось в 10(!) раз.
Теперь на скандале хайпуют все. Оппоненты Шкоры,
——
И в Польше, и в Хорватии «антилиберальный» тренд имеет религиозную подоплеку. Обе страны отличаются высокой посещаемостью церквей и политики не могут не учитывать это фактор (а многие и сами вполне себе добрые католики).
Интересно, в случае успеха на выборах в Польше и Хорватии, ждёт ли подобное другие религиозные страны Европы? Например, православные Румынию и Молдавию?
Telegram
Религия сегодня