Ложные тезисы об апокрифах, и почему без них нельзя: Часть 3
📖 Апокрифы – это отражение церковного предания, они дополняют канонический корпус.
Сомнительное утверждение. Если оно и верно в отношении отдельных апокрифических сюжетов, то точно не в отношении всех «сокрытых» писаний. Если попытаться как-то структурировать то многообразие идей и смыслов, которое скрывается за словом «апокрифы», то общая схему будет примерно следующая:
1️⃣ Проканонические тексты: те, которые подкрепляют, расширяют, уточняют и укрепляют истории из канонических книг. Например, вся богородичная линия из «Протоевангелия от Иакова» или «Евангелия (псевдо)Матфея».
2️⃣ Нейтральные по отношению к канону: приключенческие тексты о житиях апостолов или святых, не вступающие в полемику с основными сюжетами. Например, «Повесть о бражнике, како вниде в рай».
3️⃣ Контрканонические тексты: те, которые предлагают альтернативную историю и мораль, не согласующуюся с текстами, вошедшими в канон.
Отношение к этим трём группам в церковной традиции, конечно, разное: что-то усваивается и возводится в почти догматическое достоинство; что-то игнорируется или просто не воспроизводится лишний раз, как детская забава; что-то табуируется, как вредоносное и еретическое.
О том, какие есть апокрифические сюжеты и линии, как классифицируются жанры апокрифической литературы и, конечно же, о кросстекстуальных библейских персонажах и кросскультурных сюжетах в библеистике, будет запущен мой образовательный курс.
➡️ Узнать больше о курсе «Введение в апокрифические традиции»
👤Анастасия Алексеевна Медведева
Сомнительное утверждение. Если оно и верно в отношении отдельных апокрифических сюжетов, то точно не в отношении всех «сокрытых» писаний. Если попытаться как-то структурировать то многообразие идей и смыслов, которое скрывается за словом «апокрифы», то общая схему будет примерно следующая:
Отношение к этим трём группам в церковной традиции, конечно, разное: что-то усваивается и возводится в почти догматическое достоинство; что-то игнорируется или просто не воспроизводится лишний раз, как детская забава; что-то табуируется, как вредоносное и еретическое.
О том, какие есть апокрифические сюжеты и линии, как классифицируются жанры апокрифической литературы и, конечно же, о кросстекстуальных библейских персонажах и кросскультурных сюжетах в библеистике, будет запущен мой образовательный курс.
👤Анастасия Алексеевна Медведева
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Forwarded from Богословский факультет ПСТГУ
Священное Писание - один из важнейших элементов церковного Предания. Что это значит для понимания библейских текстов? Какую роль занимает чтение Писания в православном богослужении? Почему важно воспринимать Писание в контексте богослужебной традиции?
Об этом и многом другом слушайте в первой лекции нового курса Ильи Вевюрко, кандидата философских наук и доцента кафедры философии и религиовдения, «Церковное чтение Священного Писания»!
Ещё глубже погрузиться в изучение Священного Писания можно на курсах дополнительного образования:
Новый Завет в православном богослужении
Экзегеза сложных текстов апостола Павла
Введение в апокрифические традиции
#какчитатьписание
👀 Смотреть видео: vk.com/video-11839179_456239307
Об этом и многом другом слушайте в первой лекции нового курса Ильи Вевюрко, кандидата философских наук и доцента кафедры философии и религиовдения, «Церковное чтение Священного Писания»!
Ещё глубже погрузиться в изучение Священного Писания можно на курсах дополнительного образования:
Новый Завет в православном богослужении
Экзегеза сложных текстов апостола Павла
Введение в апокрифические традиции
#какчитатьписание
👀 Смотреть видео: vk.com/video-11839179_456239307
VK Видео
Церковное чтение Священного Писания. Как читать Писание #1
Священное Писание - один из важнейших элементов церковного Предания. Что это значит для понимания библейских текстов? Какое место занимает чтение Писания в православном богослужении? Почему важно воспринимать Писание в контексте богослужебной традиции? Об…
ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ ХРИСТА
Позавчера праздновалось перенесение в Константинополь Нерукотворного образа Христа. История об лике Спасителя, чудесно отобразившемся на полотне, не встречается в канонических Евангелиях. Однако за каждым праздничным богослужением читается новозаветные отрывки, подобранные по смыслу праздника. Из Апостольских посланий читался отрывок, обращенный к колоссянам, где Христос называется образом Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари, и Которым было сотворено всё на свете (Кол 1:12-18).
Что же касается Евангельского отрывка, то создатели богослужения постарались выбрать текст, наиболее точно и характерно выражающий образ Христа. Это была, конечно, непростая задача. Евангелисты в своих рассказах стремятся передать разные черты образа Христова. В Евангелии Иисус и гневается, и скорбит, и радуется, и сострадает. Но составителей богослужения привлёк рассказ из Евангелия от Луки, где Иисус со Своими учениками решает идти в Иерусалим, чтобы принять там смерть. Кратчайший путь в Иерусалим лежит через Самарию, но самаряне, как мы помним, не общаются с иудеями. Видя в Нём и Его спутников иудейских паломников, самаряне не принимает их. Разгневанные «сыновья громовы» братья Иаков и Иоанн решают жестоко покарать врагов, отвергнувших Спасителя и не оказавших гостеприимства: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их» (Не знаю, что больше тут удивляет – или жестокая мстительность за нанесенную обиду, или наивная вера, что, стоит им помолиться, Господь непременно покарает обидчиков). Но Иисус Христос являет им Свой истинный образ, а не тот, который мечтали увить Его незадачливые последователи. «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». И пошли в другое селение.
Любое обращение к тексту, тем более такому глубокому и древнему, как библейский – это определенного рода толкование и интерпретация. Даже если мы просто выбираем, какой отрывок нам прочитать по тому или иному поводу, мы предлагаем определенное понимание библейского текста. Богослужение – это огромная традиция, очень богатая, а, главное, живая (ведь богослужебные тексты не только продолжают вновь и вновь звучать в наших храмах, но постоянно создаются всё новые современные службы). О том, как богослужебная традиция использует и осмысляет Новый Завет, мы подробно поговорим на курсе «Новый Завет в православном богослужении», который стартует с 16 сентября в ПСТГУ.
Позавчера праздновалось перенесение в Константинополь Нерукотворного образа Христа. История об лике Спасителя, чудесно отобразившемся на полотне, не встречается в канонических Евангелиях. Однако за каждым праздничным богослужением читается новозаветные отрывки, подобранные по смыслу праздника. Из Апостольских посланий читался отрывок, обращенный к колоссянам, где Христос называется образом Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари, и Которым было сотворено всё на свете (Кол 1:12-18).
Что же касается Евангельского отрывка, то создатели богослужения постарались выбрать текст, наиболее точно и характерно выражающий образ Христа. Это была, конечно, непростая задача. Евангелисты в своих рассказах стремятся передать разные черты образа Христова. В Евангелии Иисус и гневается, и скорбит, и радуется, и сострадает. Но составителей богослужения привлёк рассказ из Евангелия от Луки, где Иисус со Своими учениками решает идти в Иерусалим, чтобы принять там смерть. Кратчайший путь в Иерусалим лежит через Самарию, но самаряне, как мы помним, не общаются с иудеями. Видя в Нём и Его спутников иудейских паломников, самаряне не принимает их. Разгневанные «сыновья громовы» братья Иаков и Иоанн решают жестоко покарать врагов, отвергнувших Спасителя и не оказавших гостеприимства: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их» (Не знаю, что больше тут удивляет – или жестокая мстительность за нанесенную обиду, или наивная вера, что, стоит им помолиться, Господь непременно покарает обидчиков). Но Иисус Христос являет им Свой истинный образ, а не тот, который мечтали увить Его незадачливые последователи. «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». И пошли в другое селение.
Любое обращение к тексту, тем более такому глубокому и древнему, как библейский – это определенного рода толкование и интерпретация. Даже если мы просто выбираем, какой отрывок нам прочитать по тому или иному поводу, мы предлагаем определенное понимание библейского текста. Богослужение – это огромная традиция, очень богатая, а, главное, живая (ведь богослужебные тексты не только продолжают вновь и вновь звучать в наших храмах, но постоянно создаются всё новые современные службы). О том, как богослужебная традиция использует и осмысляет Новый Завет, мы подробно поговорим на курсе «Новый Завет в православном богослужении», который стартует с 16 сентября в ПСТГУ.
Язычники? – Это не про нас!
В посланиях ап. Павла часто встречается этот термин. И даже без обращения к специальным словарям становится понятно, что язычниками еврей Павел называет представителей других народов, кто исповедует веру в иных богов кроме Бога Авраама, Исаака и Иакова. Это так и есть.
Но в таком случае современный читатель вправе относится ко всем рассуждениям апостола на эту тему как посторонним для себя. Язычники – это не про нас. Однако, не спешите пропускать те места в посланиях Павла, где речь заходит о язычниках.
Давайте ответим для себя на вопрос: К какой группе относимся мы с вами современные люди, уверовавшие в Бога, с точки зрения ап. Павла? По мнению еврея Павла мы с вами – такие же «бывшие язычниками», как, например, ефесские ученики Павла. Дополнительный аргумент в пользу этого утверждения предлагает наша современная жизнь. Мы с вами с раннего детства живем в среде определенного культурного многобожия, которая предоставляет нам для восхищения и поклонения идолов и божков на любой вкус. Это, конечно, отдельная тема для рассуждения. А я вернусь к ап. Павлу.
Его точка зрения заслуживает признания. Любой человек, не принадлежащий к иудеям и уверовавший во Христа, так или иначе «бывший из язычников», хотя бы в том смысле, что прежде не заключал договор с Богом и не жил по Закону Моисея.
Выходит, что у ап. Павла нет рассуждений не актуальных для современного читателя. Нужно не забывать об этом.
Ложкин Александр Валентинович, автор курса «Экзегеза сложных текстов апостола Павла».
📎 На курсе вместе с преподавателем вы будете погружаться в тексты посланий апостола Павла, учиться интерпретировать и понимать их. Подать заявку на обучение можно по ссылке. Старт: 1 октября.
В посланиях ап. Павла часто встречается этот термин. И даже без обращения к специальным словарям становится понятно, что язычниками еврей Павел называет представителей других народов, кто исповедует веру в иных богов кроме Бога Авраама, Исаака и Иакова. Это так и есть.
Но в таком случае современный читатель вправе относится ко всем рассуждениям апостола на эту тему как посторонним для себя. Язычники – это не про нас. Однако, не спешите пропускать те места в посланиях Павла, где речь заходит о язычниках.
Давайте ответим для себя на вопрос: К какой группе относимся мы с вами современные люди, уверовавшие в Бога, с точки зрения ап. Павла? По мнению еврея Павла мы с вами – такие же «бывшие язычниками», как, например, ефесские ученики Павла. Дополнительный аргумент в пользу этого утверждения предлагает наша современная жизнь. Мы с вами с раннего детства живем в среде определенного культурного многобожия, которая предоставляет нам для восхищения и поклонения идолов и божков на любой вкус. Это, конечно, отдельная тема для рассуждения. А я вернусь к ап. Павлу.
Его точка зрения заслуживает признания. Любой человек, не принадлежащий к иудеям и уверовавший во Христа, так или иначе «бывший из язычников», хотя бы в том смысле, что прежде не заключал договор с Богом и не жил по Закону Моисея.
Выходит, что у ап. Павла нет рассуждений не актуальных для современного читателя. Нужно не забывать об этом.
Ложкин Александр Валентинович, автор курса «Экзегеза сложных текстов апостола Павла».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
О причине вражды неверующих с верующими
В послании к Ефесянам ап. Павел достаточно подробно рассуждает о разделении иудеев и язычников. Разделение должно иметь под собой причину.
Павел знает о существовании некой преграды, стоящей между иудеями и язычниками (см. Еф 2. 14-15). Из контекста гл. 2 следует (перечитайте 2 главу Послания к Ефесянам), что в образе преграды между иудеями и язычниками Павел мыслит Закон Моисея (2. 11-16). Эту преграду между ними устраняет Иисус Христос. Вместе с тем устранение преграды не следует понимать как простую отмену ветхозаветного Закона и замену его на учение Христа (см. ст. 15). Закон имел положительное значение для иудеев, он ограждал их от языческой культуры, благоприятной для нравственного и духовного разложения.
Если вдуматься, можно понять глубокую мысль апостола о том, что иудеев и язычников разделял не Закон, а вражда из-за необходимости исполнять Закон.
Разделение и вражда между иудеями и язычниками имеет параллель в современном мире в разделении между верующими в Бога Отца, Сына и Святого Духа и не верующими в Него. В этом случае причина разделения отчасти тождественна названной выше. Неверующий не желает жить по закону нравственных заповедей Бога. И начинается вражда.
Для упомянутых здесь разделений общим остается то, что они теперь уже лишены основания благодаря крестной жертве воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа.
Почитайте Павловы рассуждения. Христос Своей человеческой плотью, отданной в жертву на Кресте за грех людей, устраняет вражду между иудеями и язычниками (ст. 15). Он устраняет закон ветхозаветных заповедей своим евангельским учением (ст. 15). Для чего? Чтобы соединить иудеев и язычников в одно человечество, примиряя их друг с другом (ст. 15). И заодно примиряет их с Богом, устранив вражду человека с Богом Своей жертвой на Кресте (ст. 16).
Он предложил разделенным новую жизнь, в которой нет места для вражды. Образ этой жизни воплощает Церковь Христова (см. 2. 19-22).
На усмотрение людей Богом оставлено решать, когда переступить разделение и вражду.
Ложкин Александр Валентинович, автор курса «Экзегеза сложных текстов апостола Павла».
💾 Друзья, приглашаем вас присоединиться к курсу, чтобы учиться глубже понимать тексты посланий апостола Павла, интерпретировать их и сопоставлять с современной жизнью. Подать заявку на обучение можно по ссылке. Старт: 30 сентября.
В послании к Ефесянам ап. Павел достаточно подробно рассуждает о разделении иудеев и язычников. Разделение должно иметь под собой причину.
Павел знает о существовании некой преграды, стоящей между иудеями и язычниками (см. Еф 2. 14-15). Из контекста гл. 2 следует (перечитайте 2 главу Послания к Ефесянам), что в образе преграды между иудеями и язычниками Павел мыслит Закон Моисея (2. 11-16). Эту преграду между ними устраняет Иисус Христос. Вместе с тем устранение преграды не следует понимать как простую отмену ветхозаветного Закона и замену его на учение Христа (см. ст. 15). Закон имел положительное значение для иудеев, он ограждал их от языческой культуры, благоприятной для нравственного и духовного разложения.
Если вдуматься, можно понять глубокую мысль апостола о том, что иудеев и язычников разделял не Закон, а вражда из-за необходимости исполнять Закон.
Разделение и вражда между иудеями и язычниками имеет параллель в современном мире в разделении между верующими в Бога Отца, Сына и Святого Духа и не верующими в Него. В этом случае причина разделения отчасти тождественна названной выше. Неверующий не желает жить по закону нравственных заповедей Бога. И начинается вражда.
Для упомянутых здесь разделений общим остается то, что они теперь уже лишены основания благодаря крестной жертве воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа.
Почитайте Павловы рассуждения. Христос Своей человеческой плотью, отданной в жертву на Кресте за грех людей, устраняет вражду между иудеями и язычниками (ст. 15). Он устраняет закон ветхозаветных заповедей своим евангельским учением (ст. 15). Для чего? Чтобы соединить иудеев и язычников в одно человечество, примиряя их друг с другом (ст. 15). И заодно примиряет их с Богом, устранив вражду человека с Богом Своей жертвой на Кресте (ст. 16).
Он предложил разделенным новую жизнь, в которой нет места для вражды. Образ этой жизни воплощает Церковь Христова (см. 2. 19-22).
На усмотрение людей Богом оставлено решать, когда переступить разделение и вражду.
Ложкин Александр Валентинович, автор курса «Экзегеза сложных текстов апостола Павла».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Примирение с Богом вчера и сегодня
В рассуждениях ап. Павла мы часто слышим о примирении и о вражде человека с Богом (например: Рим 5. 8-11; 2 Кор 5. 17-21; Еф 2. 14-16).
Апостол учит, что для личного спасения человеку необходимо прекратить враждовать с Богом и помириться с Ним (2 Кор 5. 18-20).
Но что это такое, наша вражда с Богом? Как она выглядит? Какие действия со стороны человека можно считать враждебными для Бога? Современный человек не может признаться себе, что враждует с Богом. Поэтому рассуждения ап. Павла о примирении с Богом могут показаться странными, архаичными и не актуальными.
В действительности все представляется иначе.
Что же понимает ап. Павел под словами о вражде и примирении?
Когда человек согласен с Богом и исполняет в своей жизни Его благую волю (то есть прежде всего нравственные заповеди), то он пребывает в мире с Богом. Всякое несогласие или даже противление божественной воле и прежде всего нравственным заповедям являет вражду человека с Богом.
Соответственно, примирение, о котором учит ап. Павел, означает добровольное согласие человека с Богом и принятие Его нравственных законов. В определенном смысле примирение означает возвращение человека к той блаженной жизни, когда в лице Адама, человек любил Бога и во всем Его слушался.
Попробуйте теперь сами решить для себя: когда и в чем конкретно вы враждуете с Богом? И зачем вам это нужно?
Ложкин Александр Валентинович, автор курса «Экзегеза сложных текстов апостола Павла».
❗️ ❗️ ❗️ ❗️ Друзья, осталась неделя, чтобы присоединиться курсу по текстам посланий апостола Павла. Если вы задумывались о приобретении курса, пожалуйста, оставьте заявку по ссылке. Старт: 30 сентября.
В рассуждениях ап. Павла мы часто слышим о примирении и о вражде человека с Богом (например: Рим 5. 8-11; 2 Кор 5. 17-21; Еф 2. 14-16).
Апостол учит, что для личного спасения человеку необходимо прекратить враждовать с Богом и помириться с Ним (2 Кор 5. 18-20).
Но что это такое, наша вражда с Богом? Как она выглядит? Какие действия со стороны человека можно считать враждебными для Бога? Современный человек не может признаться себе, что враждует с Богом. Поэтому рассуждения ап. Павла о примирении с Богом могут показаться странными, архаичными и не актуальными.
В действительности все представляется иначе.
Что же понимает ап. Павел под словами о вражде и примирении?
Когда человек согласен с Богом и исполняет в своей жизни Его благую волю (то есть прежде всего нравственные заповеди), то он пребывает в мире с Богом. Всякое несогласие или даже противление божественной воле и прежде всего нравственным заповедям являет вражду человека с Богом.
Соответственно, примирение, о котором учит ап. Павел, означает добровольное согласие человека с Богом и принятие Его нравственных законов. В определенном смысле примирение означает возвращение человека к той блаженной жизни, когда в лице Адама, человек любил Бога и во всем Его слушался.
Попробуйте теперь сами решить для себя: когда и в чем конкретно вы враждуете с Богом? И зачем вам это нужно?
Ложкин Александр Валентинович, автор курса «Экзегеза сложных текстов апостола Павла».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM