Вера Николаевна Фигнер
Вера Николаевна Фигнер (1852-1942) — российская революционерка-народница, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка.
Родилась в семье Н. А. Фигнера (1817-1870), штабс-капитана в отставке с 1847 года. В 1863-1869 гг. обучалась в Казанском Родионовском институте благородных девиц. Убежденная атеистка.
С 18 октября 1870 года (венчались в сельской церкви в Никифорово) замужем за судебным следователем Алексеем Викторовичем Филипповым. Вместе с супругом выехали в Швейцарию с целью завершить ей там медицинское образование (брак был типичным способом «бегства» от родителей и выбора своего жизненного пути для русских женщин в XIX веке).
В 1872 году поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где познакомилась с народницей Софьей Бардиной и сложившимся вокруг неё кружком русских студенток (так называемых «фричей»).
В 1874 году перешла на учёбу в Бернский университет, где познакомилась с П. Л. Лавровым и М. А. Бакуниным, после чего кружок «фричей» превратился в ядро «Всероссийской социально-революционной организации».
С 1876 года — участница «Хождения в народ»; вела пропаганду среди крестьян в селе Студенцы, Самарской губернии. В 1878 году в течение 10 месяцев работала фельдшером в селе Вязьмино Саратовской губернии.
«Каждую минуту мы чувствовали, что мы нужны, что мы не лишние. Это сознание своей полезности и было той притягательной силой, которая влекла нашу молодёжь в деревню; только там можно было иметь чистую душу и спокойную совесть»
Формально Вера Фигнер не входила в организацию «Земля и воля», но возглавляла созданный ею автономный кружок «сепаратистов», который разделял платформу землевольцев и сотрудничал с ними.
В 1879 году участвовала в Воронежском съезде. После распада «Земли и воли» вошла в Исполнительный комитет организации «Народная воля», вела агитацию среди студентов и военных в Петербурге и Кронштадте. Участвовала в подготовке покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881).
Единственным светлым воспоминанием о пребывании в Одессе для неё осталась встреча с «Сашкой-инженером» (Ф. Юрковским, совершившим по поручению организации ограбление херсонского казначейства), который дал ей прозвище «Топни-ножка». Когда писатель Вересаев спросил о происхождении этой клички, Фигнер лукаво улыбнулась: «Потому что красивые женщины имеют привычку топать ножкой».
Весной 1883 года в Харькове выдана полиции С. П. Дегаевым, арестована и предана суду. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни, которая была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи.
В 1904 году отправлена в ссылку — вначале в Нёноксу Архангельской губернии, затем — в Казанскую губернию, оттуда — в Нижний Новгород.
В 1906 году получила разрешение выехать за границу для лечения. В 1907 году вступила в партию эсеров, из которой вышла после разоблачения Е. Ф. Азефа.
В 1915 году при возвращении в Россию на границе арестована, осуждена и сослана под надзор полиции в Нижний Новгород. В декабре 1916 года, благодаря брату Николаю, получила разрешение жить в Петрограде.
В мае 1917 года на Всероссийском съезде представителей Советов Партии конституционных демократов была избрана её почётным членом, вошла в состав исполкома этой партии. В июне избрана кадетами кандидатом в члены Учредительного собрания, член Предпарламента.
18 июня 1917 года подписала воззвание старых революционеров ко всем гражданам России за продолжение войны «до победного конца».
Октябрьскую революцию 1917 года не приняла.
В 1921-1922 годах опубликовала двухтомный «Запечатленный труд» об истории русского революционного движения.
В середине 1920-х принимала участие в создании «Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев».
В 1927 году в числе группы «старых революционеров» обращалась к советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии.
Умерла 15 июня 1942 года от пневмонии, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Вера Фигнер, 1883 год
————————————————
Тема #революционеры
Вера Николаевна Фигнер (1852-1942) — российская революционерка-народница, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли», позднее эсерка.
Родилась в семье Н. А. Фигнера (1817-1870), штабс-капитана в отставке с 1847 года. В 1863-1869 гг. обучалась в Казанском Родионовском институте благородных девиц. Убежденная атеистка.
С 18 октября 1870 года (венчались в сельской церкви в Никифорово) замужем за судебным следователем Алексеем Викторовичем Филипповым. Вместе с супругом выехали в Швейцарию с целью завершить ей там медицинское образование (брак был типичным способом «бегства» от родителей и выбора своего жизненного пути для русских женщин в XIX веке).
В 1872 году поступила на медицинский факультет Цюрихского университета, где познакомилась с народницей Софьей Бардиной и сложившимся вокруг неё кружком русских студенток (так называемых «фричей»).
В 1874 году перешла на учёбу в Бернский университет, где познакомилась с П. Л. Лавровым и М. А. Бакуниным, после чего кружок «фричей» превратился в ядро «Всероссийской социально-революционной организации».
С 1876 года — участница «Хождения в народ»; вела пропаганду среди крестьян в селе Студенцы, Самарской губернии. В 1878 году в течение 10 месяцев работала фельдшером в селе Вязьмино Саратовской губернии.
«Каждую минуту мы чувствовали, что мы нужны, что мы не лишние. Это сознание своей полезности и было той притягательной силой, которая влекла нашу молодёжь в деревню; только там можно было иметь чистую душу и спокойную совесть»
Формально Вера Фигнер не входила в организацию «Земля и воля», но возглавляла созданный ею автономный кружок «сепаратистов», который разделял платформу землевольцев и сотрудничал с ними.
В 1879 году участвовала в Воронежском съезде. После распада «Земли и воли» вошла в Исполнительный комитет организации «Народная воля», вела агитацию среди студентов и военных в Петербурге и Кронштадте. Участвовала в подготовке покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881).
Единственным светлым воспоминанием о пребывании в Одессе для неё осталась встреча с «Сашкой-инженером» (Ф. Юрковским, совершившим по поручению организации ограбление херсонского казначейства), который дал ей прозвище «Топни-ножка». Когда писатель Вересаев спросил о происхождении этой клички, Фигнер лукаво улыбнулась: «Потому что красивые женщины имеют привычку топать ножкой».
Весной 1883 года в Харькове выдана полиции С. П. Дегаевым, арестована и предана суду. В сентябре 1884 года по «Процессу 14-ти» Фигнер приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни, которая была заменена бессрочной каторгой. В тюрьме начала писать стихи.
В 1904 году отправлена в ссылку — вначале в Нёноксу Архангельской губернии, затем — в Казанскую губернию, оттуда — в Нижний Новгород.
В 1906 году получила разрешение выехать за границу для лечения. В 1907 году вступила в партию эсеров, из которой вышла после разоблачения Е. Ф. Азефа.
В 1915 году при возвращении в Россию на границе арестована, осуждена и сослана под надзор полиции в Нижний Новгород. В декабре 1916 года, благодаря брату Николаю, получила разрешение жить в Петрограде.
В мае 1917 года на Всероссийском съезде представителей Советов Партии конституционных демократов была избрана её почётным членом, вошла в состав исполкома этой партии. В июне избрана кадетами кандидатом в члены Учредительного собрания, член Предпарламента.
18 июня 1917 года подписала воззвание старых революционеров ко всем гражданам России за продолжение войны «до победного конца».
Октябрьскую революцию 1917 года не приняла.
В 1921-1922 годах опубликовала двухтомный «Запечатленный труд» об истории русского революционного движения.
В середине 1920-х принимала участие в создании «Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев».
В 1927 году в числе группы «старых революционеров» обращалась к советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии.
Умерла 15 июня 1942 года от пневмонии, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
Вера Фигнер, 1883 год
————————————————
Тема #революционеры
Вера Спиридоновна Любатович
Вера Спиридоновна Любатович (1855-1907) — русская революционерка, народница.
Дочь выходца из Черногории, дворянина, коллежского асессора, отставного инженера Московского Межевого института, владельца кирпичного завода в Москве. Сестра Ольги, Татьяны, Клавдии и Анны Любатович. В 1868 году поступила во 2-ю Московскую женскую гимназию, из которой вышла в 16 лет, в 1871 году, не окончив курса по причине выезда за границу. В мае 1871 года выехала за границу вместе с сестрой Ольгой, и, по её настоянию, поступила на медицинский факультет Цюрихского университета.
Принимала участие в делах русской эмиграции; входила в кружок «Фричей». В 1873 году работала в качестве наборщицы в наборной журнала «Вперед!» П. Н. Лаврова. Жила в Цюрихе, в Париже; вместе с сестрой в Черногории.
По возвращении в Россию арестована 16 октября 1874 года на станции Вержболово по подозрению в провозе писем от эмигрантов. Содержалась в Черниговской тюрьме и в начале 1875 года была освобождена под поручительство отца. Привлечена к дознанию по делу «о пропаганде в империи» («процесс 193-х»), но по высочайшему повелению, 19 февраля 1876 года освобождена от наказания за недостатком улик.
В феврале 1875 года принимала участие в выработке устава «Всероссийской социально-революционной организации». Летом 1875 года входила в центральный кружок, обеспечивала связь с провинцией и с арестованными.
Арестована 10 августа 1875 года в Москве на квартире Гамкрелидзе. При аресте оказала сопротивление. Предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении преступного сообщества, участии в нем, в распространении среди рабочих в Москве запрещённых книг и в сопротивлении при аресте («процесс 50-ти»).
14 марта 1877 года признана виновной и приговорена к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжные работы на заводах на 6 лет. По рассмотрении Сенатом её кассационной жалобы признана 7 мая 1877 года виновной в составлении противозаконного сообщества, в покушении на распространение злоумышленных сочинений и в сопротивлении распоряжениям должностного лица и приговорена к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в менее отдаленные места Сибири. По высочайшему повелению 14 августа 1877 года лишена прав.
В 1877 году выслана в Тару (Тобольская губерния), где в 1880 году вышла замуж за В. А. Осташкина. В 1881 году за вредное влияние на крестьян и «дерзкое неповиновение» местным властям, переведена вместе с мужем в Карчинскую волость (Красноярский округ в составе Енисейской губернии).
В 1882 году переведена в Минусинск. Позже жила в Енисейске. После возвращения в Европейскую часть России жила в 1890-х годах в Орле, потом в Москве.
Умерла 19 декабря 1907 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
————————————————
Тема #революционеры
Вера Спиридоновна Любатович (1855-1907) — русская революционерка, народница.
Дочь выходца из Черногории, дворянина, коллежского асессора, отставного инженера Московского Межевого института, владельца кирпичного завода в Москве. Сестра Ольги, Татьяны, Клавдии и Анны Любатович. В 1868 году поступила во 2-ю Московскую женскую гимназию, из которой вышла в 16 лет, в 1871 году, не окончив курса по причине выезда за границу. В мае 1871 года выехала за границу вместе с сестрой Ольгой, и, по её настоянию, поступила на медицинский факультет Цюрихского университета.
Принимала участие в делах русской эмиграции; входила в кружок «Фричей». В 1873 году работала в качестве наборщицы в наборной журнала «Вперед!» П. Н. Лаврова. Жила в Цюрихе, в Париже; вместе с сестрой в Черногории.
По возвращении в Россию арестована 16 октября 1874 года на станции Вержболово по подозрению в провозе писем от эмигрантов. Содержалась в Черниговской тюрьме и в начале 1875 года была освобождена под поручительство отца. Привлечена к дознанию по делу «о пропаганде в империи» («процесс 193-х»), но по высочайшему повелению, 19 февраля 1876 года освобождена от наказания за недостатком улик.
В феврале 1875 года принимала участие в выработке устава «Всероссийской социально-революционной организации». Летом 1875 года входила в центральный кружок, обеспечивала связь с провинцией и с арестованными.
Арестована 10 августа 1875 года в Москве на квартире Гамкрелидзе. При аресте оказала сопротивление. Предана 30 ноября 1876 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении преступного сообщества, участии в нем, в распространении среди рабочих в Москве запрещённых книг и в сопротивлении при аресте («процесс 50-ти»).
14 марта 1877 года признана виновной и приговорена к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжные работы на заводах на 6 лет. По рассмотрении Сенатом её кассационной жалобы признана 7 мая 1877 года виновной в составлении противозаконного сообщества, в покушении на распространение злоумышленных сочинений и в сопротивлении распоряжениям должностного лица и приговорена к лишению всех прав состояния и к ссылке на поселение в менее отдаленные места Сибири. По высочайшему повелению 14 августа 1877 года лишена прав.
В 1877 году выслана в Тару (Тобольская губерния), где в 1880 году вышла замуж за В. А. Осташкина. В 1881 году за вредное влияние на крестьян и «дерзкое неповиновение» местным властям, переведена вместе с мужем в Карчинскую волость (Красноярский округ в составе Енисейской губернии).
В 1882 году переведена в Минусинск. Позже жила в Енисейске. После возвращения в Европейскую часть России жила в 1890-х годах в Орле, потом в Москве.
Умерла 19 декабря 1907 года в Москве. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
————————————————
Тема #революционеры
Софья Александровна Субботина
Софья Александровна Субботина (1830-1919) — русская революционерка, народница. Мать Евгении, Марии и Надежды Субботиных — русских революционерок-народниц.
Дворянка Орловской губернии. Родилась в 1830 году в Москве, в семье адъюнкт-профессора Московского университета А. А. Иовского. Получила домашнее образование.
В 1852 году вышла замуж за Дмитрия Павловича Субботина. Рано овдовела. Владела имением с. Подворгольском (Елецкий уезд Орловская губерния) и имением в с. Беломестном (Новооскольский уезд Курская губерния).
В 1873 году вместе с младшей дочерью Надеждой выехала за границу. Жила в Цюрихе (Швейцария), посещала женский кружок, общалась с русскими эмигрантами, ходила на собрания Первого Интернационала.
В 1873 году вернулась в Россию. Пригласила в школы, попечительницей которых она была, скрывавшихся от преследования В. Батюшкову — в с. Подворгольское и Е. Завадскую — в с. Беломестное. Обе учительницы вели противоправительственную пропаганду среди крестьян.
Вследствие доноса местного конторщика была обыскана и арестована 14 сентября 1874 года в с. Беломестном и заключена в Курскую тюрьму. При обыске 19 сентября 1874 года в с. Подворгольском было обнаружено много революционной литературы.
Переведена в Петербург в Дом предварительного заключения. С 3 апреля по 13 декабря 1875 года содержалась в Петропавловской крепости, после чего снова переведена в Дом предварительного заключения. Привлечена к дознанию на «процессе 193-х».
За отказ отвечать на вопросы суда удалена 10 ноября 1877 года из зала заседаний. Признана виновной в произнесении «дерзких слов» и 23 января 1878 года приговорена к заключению в смирительном доме на 8 месяцев. Суд ходатайствовал о вменении ей в наказание предварительного заключения. По Высочайшему повелению 11 мая 1878 года приговор суда утвержден условно, с подчинением её надзору полиции на три года.
По распоряжению министра внутренних дел от 19 июля 1878 года выслана в административном порядке под строжайший надзор полиции в Вятскую губернию. Водворена 28 июля 1878 года в Глазове.
По распоряжению министра внутренних дел от 21 ноября 1878 года разрешено переехать в Каинск (Томская губерния) для совместного проживания с дочерью Надеждой. Прибыла в Каинск в марте 1879 года. В июле 1880 года вместе с дочерью переехала в Томск.
По постановлению Особого совещания от 3 мая 1882 года срок надзора определен в 5 лет, считая с 9 сентября 1881 года. В декабре 1881 года привлечена в числе 52-х лиц к дознанию по делу о «Красном Кресте» «Народной Воли». При обыске у ней в Томске обнаружены списки и переписка, указывавшая на снабжение ссыльных деньгами.
Арестована 1 января 1882 года и содержалась под стражей по 26 марта 1882 года. Вторично заключена под стражу 22 июля 1882 года и содержалась в Томской тюрьме.
Водворена в Тесинскую волость (Минусинский округ, Енисейская губерния). По постановлению Особого совещания от 23 октября 1886 года срок надзора продлен ещё на два года. До конца ссылки жила в Минусинске.
В августе 1888 года по окончании ссылки выехала в Орловскую губернию, где с 23 сентября 1888 года находилась под негласным надзором полиции. В 1891 году жила в Варшаве в семье дочери Евгении.
В марте 1893 года получила право жительства в Москве. В ноябре 1897 года выехала за границу. В 1902 году переехала на постоянное жительство из Киева в Одессу.
По циркуляру Департамента полиции от 12 марта 1903 года прекращён негласный надзор. В апреле 1917 года переехала в Орёл, где и умерла 15 февраля 1919 года.
————————————————
Тема #революционеры
Софья Александровна Субботина (1830-1919) — русская революционерка, народница. Мать Евгении, Марии и Надежды Субботиных — русских революционерок-народниц.
Дворянка Орловской губернии. Родилась в 1830 году в Москве, в семье адъюнкт-профессора Московского университета А. А. Иовского. Получила домашнее образование.
В 1852 году вышла замуж за Дмитрия Павловича Субботина. Рано овдовела. Владела имением с. Подворгольском (Елецкий уезд Орловская губерния) и имением в с. Беломестном (Новооскольский уезд Курская губерния).
В 1873 году вместе с младшей дочерью Надеждой выехала за границу. Жила в Цюрихе (Швейцария), посещала женский кружок, общалась с русскими эмигрантами, ходила на собрания Первого Интернационала.
В 1873 году вернулась в Россию. Пригласила в школы, попечительницей которых она была, скрывавшихся от преследования В. Батюшкову — в с. Подворгольское и Е. Завадскую — в с. Беломестное. Обе учительницы вели противоправительственную пропаганду среди крестьян.
Вследствие доноса местного конторщика была обыскана и арестована 14 сентября 1874 года в с. Беломестном и заключена в Курскую тюрьму. При обыске 19 сентября 1874 года в с. Подворгольском было обнаружено много революционной литературы.
Переведена в Петербург в Дом предварительного заключения. С 3 апреля по 13 декабря 1875 года содержалась в Петропавловской крепости, после чего снова переведена в Дом предварительного заключения. Привлечена к дознанию на «процессе 193-х».
За отказ отвечать на вопросы суда удалена 10 ноября 1877 года из зала заседаний. Признана виновной в произнесении «дерзких слов» и 23 января 1878 года приговорена к заключению в смирительном доме на 8 месяцев. Суд ходатайствовал о вменении ей в наказание предварительного заключения. По Высочайшему повелению 11 мая 1878 года приговор суда утвержден условно, с подчинением её надзору полиции на три года.
По распоряжению министра внутренних дел от 19 июля 1878 года выслана в административном порядке под строжайший надзор полиции в Вятскую губернию. Водворена 28 июля 1878 года в Глазове.
По распоряжению министра внутренних дел от 21 ноября 1878 года разрешено переехать в Каинск (Томская губерния) для совместного проживания с дочерью Надеждой. Прибыла в Каинск в марте 1879 года. В июле 1880 года вместе с дочерью переехала в Томск.
По постановлению Особого совещания от 3 мая 1882 года срок надзора определен в 5 лет, считая с 9 сентября 1881 года. В декабре 1881 года привлечена в числе 52-х лиц к дознанию по делу о «Красном Кресте» «Народной Воли». При обыске у ней в Томске обнаружены списки и переписка, указывавшая на снабжение ссыльных деньгами.
Арестована 1 января 1882 года и содержалась под стражей по 26 марта 1882 года. Вторично заключена под стражу 22 июля 1882 года и содержалась в Томской тюрьме.
Водворена в Тесинскую волость (Минусинский округ, Енисейская губерния). По постановлению Особого совещания от 23 октября 1886 года срок надзора продлен ещё на два года. До конца ссылки жила в Минусинске.
В августе 1888 года по окончании ссылки выехала в Орловскую губернию, где с 23 сентября 1888 года находилась под негласным надзором полиции. В 1891 году жила в Варшаве в семье дочери Евгении.
В марте 1893 года получила право жительства в Москве. В ноябре 1897 года выехала за границу. В 1902 году переехала на постоянное жительство из Киева в Одессу.
По циркуляру Департамента полиции от 12 марта 1903 года прекращён негласный надзор. В апреле 1917 года переехала в Орёл, где и умерла 15 февраля 1919 года.
————————————————
Тема #революционеры
Наталья Николаевна Оловенникова
Наталья Николаевна Оловенникова (1855-1924) — революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».
Образование получила в женской гимназии в г. Орле. Участвовала в народническом кружке П. Г. Заичневского (г. Орёл). В 1878 году примкнула к организации «Земля и воля», занималась пропагандистской работой с крестьянами.
После раскола «Земли и воли», Н. Н. Оловенникова вступила в «Народную волю». Выполняла функции «хозяйки» явочной квартиры для революционеров в Санкт-Петербурге, ежеминутно ожидая прихода сотрудников Департамента полиции и ареста. После этого заболела тяжёлым нервно-психическим заболеванием.
Лечилась в психиатрических больницах в Орла и Твери, затем проживала в с. Покровском до своей кончины. Занималась просветительской деятельностью среди крестьянских детей. Замужем не была. Похоронена в с. Покровском. Могила утрачена.
————————————————
Тема #революционеры
Наталья Николаевна Оловенникова (1855-1924) — революционерка-народница, член Исполнительного комитета партии «Народная воля».
Образование получила в женской гимназии в г. Орле. Участвовала в народническом кружке П. Г. Заичневского (г. Орёл). В 1878 году примкнула к организации «Земля и воля», занималась пропагандистской работой с крестьянами.
После раскола «Земли и воли», Н. Н. Оловенникова вступила в «Народную волю». Выполняла функции «хозяйки» явочной квартиры для революционеров в Санкт-Петербурге, ежеминутно ожидая прихода сотрудников Департамента полиции и ареста. После этого заболела тяжёлым нервно-психическим заболеванием.
Лечилась в психиатрических больницах в Орла и Твери, затем проживала в с. Покровском до своей кончины. Занималась просветительской деятельностью среди крестьянских детей. Замужем не была. Похоронена в с. Покровском. Могила утрачена.
————————————————
Тема #революционеры
Обыск у Плеханова
22 ноября 1917 года у Г. В. Плеханова произвели обыск.
Крымский вестник, 22 ноября 1917 года:
У Плеханова производили обыск. В то время как Плеханов лежал больной в постели. В то время как Плеханов заявил, что он 40 лет революционер. В то время как Плеханова знает весь мыслящий мир. В то время как Плеханов 40 лет жизни посвятил интересам торжества «пролетариата», интересам торжества демократии, интересам трудящихся масс, интересам рабочей партии, к нему, больному, врывается толпа и один из них заявляет: «Ты продался буржуазии».
Безумец, невежда, вся жизнь которого, вероятно, не стоит и одного волоска с головы Плеханова, посмел бросить этому человеку: «теперь ты продался буржуазии».
Разве это не вырождение революции? Разве это не контрреволюция в роли торжествующего пролетариата? Разве этот лже-пролетарий не Каин? Кто, куда и кому ведет на заклание интересы трудового народа? Не сатана ли руководит здесь темными, животными инстинктами тех, в ком «проснулось» звериная жажда крови?
Так это борьба за торжество пролетариата?
Георгий Плеханов, 1917 год
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
22 ноября 1917 года у Г. В. Плеханова произвели обыск.
Крымский вестник, 22 ноября 1917 года:
У Плеханова производили обыск. В то время как Плеханов лежал больной в постели. В то время как Плеханов заявил, что он 40 лет революционер. В то время как Плеханова знает весь мыслящий мир. В то время как Плеханов 40 лет жизни посвятил интересам торжества «пролетариата», интересам торжества демократии, интересам трудящихся масс, интересам рабочей партии, к нему, больному, врывается толпа и один из них заявляет: «Ты продался буржуазии».
Безумец, невежда, вся жизнь которого, вероятно, не стоит и одного волоска с головы Плеханова, посмел бросить этому человеку: «теперь ты продался буржуазии».
Разве это не вырождение революции? Разве это не контрреволюция в роли торжествующего пролетариата? Разве этот лже-пролетарий не Каин? Кто, куда и кому ведет на заклание интересы трудового народа? Не сатана ли руководит здесь темными, животными инстинктами тех, в ком «проснулось» звериная жажда крови?
Так это борьба за торжество пролетариата?
Георгий Плеханов, 1917 год
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
Виктор Александрович Осташкин
Виктор Александрович Осташкин (1854 - неизвестно) — русский революционер, народник, один из основателей самарского народнического кружка.
В начале 1870-х годов — ученик Самарской гимназии. В 1872 году вошёл в местный гимназический кружок самообразования, принявший в 1873 году противоправительственное направление. Вместе со Львом Городецким принимал деятельное участие в делах самарского кружка. Бросил гимназию.
В январе 1874 года обучался столярному мастерству. Вёл пропаганду среди плотничьей артели в Самаре и в деревнях около Самары, переписку с пропагандистами.
Был арестован в Самаре на постоялом дворе Фаминского 14 июля 1874 года вместе с С. Ф. Коваликом. Находился в Самарской тюрьме и был привлечён по делу о пропаганде в империи («процесс 193-х»).
С 20 января 1875 года содержался в Петропавловской крепости; 30 января 1876 года переведен в Дом предварительного заключения. Предан 5 мая 1877 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, участии в нём и в распространении преступных сочинений.
23 января 1878 года признан виновным во вступлении в противозаконное сообщество со знанием его целей и в распространении запрещённых сочинений и приговорён к лишению всех прав состояния и к каторжным работам в крепостях на шесть лет, при чём суд ходатайствовал о замене последних ссылкою на житьё в Тобольской губернии.
Переведен 25 января 1878 года в Петропавловскую крепость, где 25 мая 1878 года подписал заявление «Товарищи по убеждению» («Завещание»).
По высочайшему повелению 11 мая 1878 года лишён всех особых, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и выслан на житье в Тобольскую губернию. Передан 18 июля 1878 года из Петропавловской крепости для отправления по назначению.
Был выслан в Тару (Тобольская губерния), где женился в 1880 году на Вере Спиридоновне Любатович.
В 1881 году за «вредное влияние» на крестьян и «дерзкое неповиновение» властям выслан с женой в Карчинскую волость (Красноярский округ в Енисейской губернии).
В середине 1880-х годов жил в Минусинске, затем в Енисейске. С середины 1890-х годов жил под негласным надзором в Орле. Негласный надзор прекращён в марте 1903 года.
————————————————
Тема #революционеры
Виктор Александрович Осташкин (1854 - неизвестно) — русский революционер, народник, один из основателей самарского народнического кружка.
В начале 1870-х годов — ученик Самарской гимназии. В 1872 году вошёл в местный гимназический кружок самообразования, принявший в 1873 году противоправительственное направление. Вместе со Львом Городецким принимал деятельное участие в делах самарского кружка. Бросил гимназию.
В январе 1874 года обучался столярному мастерству. Вёл пропаганду среди плотничьей артели в Самаре и в деревнях около Самары, переписку с пропагандистами.
Был арестован в Самаре на постоялом дворе Фаминского 14 июля 1874 года вместе с С. Ф. Коваликом. Находился в Самарской тюрьме и был привлечён по делу о пропаганде в империи («процесс 193-х»).
С 20 января 1875 года содержался в Петропавловской крепости; 30 января 1876 года переведен в Дом предварительного заключения. Предан 5 мая 1877 года суду Особого Присутствия Правительствующего Сената по обвинению в составлении противозаконного сообщества, участии в нём и в распространении преступных сочинений.
23 января 1878 года признан виновным во вступлении в противозаконное сообщество со знанием его целей и в распространении запрещённых сочинений и приговорён к лишению всех прав состояния и к каторжным работам в крепостях на шесть лет, при чём суд ходатайствовал о замене последних ссылкою на житьё в Тобольской губернии.
Переведен 25 января 1878 года в Петропавловскую крепость, где 25 мая 1878 года подписал заявление «Товарищи по убеждению» («Завещание»).
По высочайшему повелению 11 мая 1878 года лишён всех особых, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и выслан на житье в Тобольскую губернию. Передан 18 июля 1878 года из Петропавловской крепости для отправления по назначению.
Был выслан в Тару (Тобольская губерния), где женился в 1880 году на Вере Спиридоновне Любатович.
В 1881 году за «вредное влияние» на крестьян и «дерзкое неповиновение» властям выслан с женой в Карчинскую волость (Красноярский округ в Енисейской губернии).
В середине 1880-х годов жил в Минусинске, затем в Енисейске. С середины 1890-х годов жил под негласным надзором в Орле. Негласный надзор прекращён в марте 1903 года.
————————————————
Тема #революционеры
Посессионное право
Посессионное право — один из видов имущественного права в Российской империи XVIII—XIX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства.
Указом Петра I 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать деревни к мануфактурам.
Купленные к мануфактуре с деревней крестьяне считались не собственностью владельцев фабрики, а как бы живым инвентарём, живой рабочей силой самих фабрик, прикреплялись к этим фабрикам и заводам, так что владелец мануфактуры не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от фабрики.
Одновременно этим решалась проблема использования труда крепостных заводовладельцами недворянского происхождения, так как формально правом покупать и владеть крепостными пользовались только дворяне.
В состав посессионных крестьян входили и купленные к фабрикам крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казённые мастеровые. Эти крестьяне относились к категории «заводских людей», а к XIX веку получили название посессионных. Само же понятие «посессия» впервые применяется лишь в указе Павла I от 11 августа 1797 года.
Постепенная ликвидация его началась в 1840 году, после принятия закона, разрешавшего освобождать посессионных крестьян. Окончательно упразднено при отмене крепостного права, указами от 16 марта 1861 года и 27 мая 1863 года. Однако остаточно посессионное право (на владение землёй) в некоторых районах сохранялось вплоть до 1917 года.
————————————————
Тема #документация
Посессионное право — один из видов имущественного права в Российской империи XVIII—XIX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства.
Указом Петра I 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать деревни к мануфактурам.
Купленные к мануфактуре с деревней крестьяне считались не собственностью владельцев фабрики, а как бы живым инвентарём, живой рабочей силой самих фабрик, прикреплялись к этим фабрикам и заводам, так что владелец мануфактуры не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от фабрики.
Одновременно этим решалась проблема использования труда крепостных заводовладельцами недворянского происхождения, так как формально правом покупать и владеть крепостными пользовались только дворяне.
В состав посессионных крестьян входили и купленные к фабрикам крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 года, казённые мастеровые. Эти крестьяне относились к категории «заводских людей», а к XIX веку получили название посессионных. Само же понятие «посессия» впервые применяется лишь в указе Павла I от 11 августа 1797 года.
Постепенная ликвидация его началась в 1840 году, после принятия закона, разрешавшего освобождать посессионных крестьян. Окончательно упразднено при отмене крепостного права, указами от 16 марта 1861 года и 27 мая 1863 года. Однако остаточно посессионное право (на владение землёй) в некоторых районах сохранялось вплоть до 1917 года.
————————————————
Тема #документация
Николай Гаврилович Чернышевский
«Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же»
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью. В 1842 году он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 году) были наполнены интенсивным самообразованием, в 1846 году — студент философского факультета Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык.
В 1853 году Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 году определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой.
К 1853 году относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 году Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник».
На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 году, перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ.
Конец 1850 - начало 1860 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму.
С начала осени 1861 года Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли». Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи.
Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 года арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».
В феврале 1864 года был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет.
В 1874 году он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 году разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 17 октября (29 октября) 1889 года скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище.
В течение еще нескольких лет, до 1905 года, все его работы были в России под запретом.
Чернышевский, 1888 год
————————————————
Тема #революционеры
«Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же»
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью. В 1842 году он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 году) были наполнены интенсивным самообразованием, в 1846 году — студент философского факультета Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык.
В 1853 году Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 году определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой.
К 1853 году относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 году Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник».
На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 году, перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ.
Конец 1850 - начало 1860 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму.
С начала осени 1861 года Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли». Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи.
Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 года арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».
В феврале 1864 года был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет.
В 1874 году он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 году разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 17 октября (29 октября) 1889 года скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище.
В течение еще нескольких лет, до 1905 года, все его работы были в России под запретом.
Чернышевский, 1888 год
————————————————
Тема #революционеры
Открытие Дворца культуры железнодорожников
23 ноября 1928 года в Москве открылся Дворец культуры железнодорожников. Архитектор А. В. Щусев.
Согласно Ильфу и Петрову, построен он был благодаря драгоценностям тёщи Ипполита Матвеевича Воробьянинова, которые были спрятаны в 12-м стуле из гарнитура мастера Гамбса. В реальности это не соответствует истине.
Дворец культуры железнодорожников, 1928 год
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
23 ноября 1928 года в Москве открылся Дворец культуры железнодорожников. Архитектор А. В. Щусев.
Согласно Ильфу и Петрову, построен он был благодаря драгоценностям тёщи Ипполита Матвеевича Воробьянинова, которые были спрятаны в 12-м стуле из гарнитура мастера Гамбса. В реальности это не соответствует истине.
Дворец культуры железнодорожников, 1928 год
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
Каминская Берта Абрамовна
Каминская Берта Абрамовна (1853-1878) — русская революционерка, народница.
Еврейка. Родилась в семье состоятельного мелитопольского купца. Получила домашнее образование.
В 1871 году выехала в Цюрих (Швейцария) для учёбы на медицинском факультете Цюрихского университета, затем переехала учиться в Бернский университет.
Находясь за границей, сблизилась с политэмигрантами и радикальными студентами, вошла в кружок «фричей», работала в наборной народнического журнала «Вперёд!».
В 1874 году вернулась в Россию. В конце 1874 года поступила на ткацкую фабрику Носовых в Москве с паспортом Марии Петровны Красновой, вела антиправительственную пропаганду среди рабочих.
В феврале 1875 года принимала участие в выработке устава «Всероссийской социально-революционной организации».
Арестована 4 апреля 1875 года в Москве и привлечена к дознанию по «процессу 50-ти». Находясь в заключении, заболела в 1876 году психическим расстройством. Среди товарищей по организации ходили упорные слухи, что отец заплатил за освобождение Берты 5000 рублей.
По Высочайшему повелению 11 ноября 1876 года дело о ней прекращено, в связи с невменяемостью по состоянию психического здоровья.
Поправившись, выехала в Петербург, где обучалась сапожному мастерству. Желая поступить на фабрику, переехала в Харьков. До получения места работы жила у отца в Мелитополе.
В 1878 году покончила жизнь самоубийством из-за того, что не могла разделить участь своих товарищей по судебному процессу.
————————————————
Тема #революционеры
Каминская Берта Абрамовна (1853-1878) — русская революционерка, народница.
Еврейка. Родилась в семье состоятельного мелитопольского купца. Получила домашнее образование.
В 1871 году выехала в Цюрих (Швейцария) для учёбы на медицинском факультете Цюрихского университета, затем переехала учиться в Бернский университет.
Находясь за границей, сблизилась с политэмигрантами и радикальными студентами, вошла в кружок «фричей», работала в наборной народнического журнала «Вперёд!».
В 1874 году вернулась в Россию. В конце 1874 года поступила на ткацкую фабрику Носовых в Москве с паспортом Марии Петровны Красновой, вела антиправительственную пропаганду среди рабочих.
В феврале 1875 года принимала участие в выработке устава «Всероссийской социально-революционной организации».
Арестована 4 апреля 1875 года в Москве и привлечена к дознанию по «процессу 50-ти». Находясь в заключении, заболела в 1876 году психическим расстройством. Среди товарищей по организации ходили упорные слухи, что отец заплатил за освобождение Берты 5000 рублей.
По Высочайшему повелению 11 ноября 1876 года дело о ней прекращено, в связи с невменяемостью по состоянию психического здоровья.
Поправившись, выехала в Петербург, где обучалась сапожному мастерству. Желая поступить на фабрику, переехала в Харьков. До получения места работы жила у отца в Мелитополе.
В 1878 году покончила жизнь самоубийством из-за того, что не могла разделить участь своих товарищей по судебному процессу.
————————————————
Тема #революционеры
Долгушинцы
Долгушинцы — кружок революционеров во главе с А. В. Долгушиным, существовавший в Петербурге, затем в Москве и Подмосковье в 1872-1873 гг.
В его состав входили А. В. Долгушин, Л. А. Дмоховский, Н. А. Плотников, И. И. Папин, Д. И. Гамов и др.
В работе кружка участвовали отдельные фабрично-заводские рабочие. В 1873 они устроили в деревне Сареево Московскую губернскую подпольную типографию, в которой были напечатаны листовки-воззвания «Как должно жить по закону природы и правды» (автор В. В. Берви-Флеровский), «Русскому народу» и обращение «К интеллигентным людям» (автор их Долгушин).
Долгушинцы распространяли воззвания среди крестьян, а также среди рабочих Реутовской мануфактуры под Москвой и пытались вести устную пропаганду в народе. Они были сторонниками «бунтарских» взглядов, считая что народ (крестьянство) готов к восстанию.
Издания Долгушинцы подвергали резкой критике существующий общественный строй и пропагандировали идеи экономического равенства, требовали всеобщего передела земли — «крестьянской, помещичьей и казённой» и распределения её между всеми «по справедливости», отмены платежей («оброков») за землю, упразднения постоянной армии, паспортной системы, введения «хороших школ».
Их главное требование — уничтожение правления дворян и чиновников и установление правительства, избранного народом. В этой программе коренных буржуазно-демократических преобразований, отражавшей интересы крестьянства, Долгушинцы видели гарантию ликвидации всякого угнетения и нищеты.
Были арестованы осенью 1873 года, предстали перед судом в 1874 году. Главные обвиняемые — Долгушин, Л. А. Дмоховский, Н. А. Плотников, И. И. Папин, Д. И. Гамов и другие были приговорены к каторге. Все, кроме Папина, погибли в заключении. Деятельность Долгушинцев была одним из предвестников «Хождения в народ» в 1874 году.
«Не ждали», картина И. Репина
————————————————
Тема #народничество
Долгушинцы — кружок революционеров во главе с А. В. Долгушиным, существовавший в Петербурге, затем в Москве и Подмосковье в 1872-1873 гг.
В его состав входили А. В. Долгушин, Л. А. Дмоховский, Н. А. Плотников, И. И. Папин, Д. И. Гамов и др.
В работе кружка участвовали отдельные фабрично-заводские рабочие. В 1873 они устроили в деревне Сареево Московскую губернскую подпольную типографию, в которой были напечатаны листовки-воззвания «Как должно жить по закону природы и правды» (автор В. В. Берви-Флеровский), «Русскому народу» и обращение «К интеллигентным людям» (автор их Долгушин).
Долгушинцы распространяли воззвания среди крестьян, а также среди рабочих Реутовской мануфактуры под Москвой и пытались вести устную пропаганду в народе. Они были сторонниками «бунтарских» взглядов, считая что народ (крестьянство) готов к восстанию.
Издания Долгушинцы подвергали резкой критике существующий общественный строй и пропагандировали идеи экономического равенства, требовали всеобщего передела земли — «крестьянской, помещичьей и казённой» и распределения её между всеми «по справедливости», отмены платежей («оброков») за землю, упразднения постоянной армии, паспортной системы, введения «хороших школ».
Их главное требование — уничтожение правления дворян и чиновников и установление правительства, избранного народом. В этой программе коренных буржуазно-демократических преобразований, отражавшей интересы крестьянства, Долгушинцы видели гарантию ликвидации всякого угнетения и нищеты.
Были арестованы осенью 1873 года, предстали перед судом в 1874 году. Главные обвиняемые — Долгушин, Л. А. Дмоховский, Н. А. Плотников, И. И. Папин, Д. И. Гамов и другие были приговорены к каторге. Все, кроме Папина, погибли в заключении. Деятельность Долгушинцев была одним из предвестников «Хождения в народ» в 1874 году.
«Не ждали», картина И. Репина
————————————————
Тема #народничество
Дмитрий Владимирович Каракозов
Дмитрий Владимирович Каракозов (1840-1866) — русский революционер-террорист, совершивший 4 апреля 1866 года одно из неудачных покушений на российского императора Александра II.
Происходил из мелкопоместных дворян. Окончил 1-ю Пензенскую мужскую гимназию в 1860 году, затем учился в Казанском (с 1861 года) и Московском (1864—1865, исключён за неуплату) университетах. Одно время жил в деревне у родных, а также работал письмоводителем при мировом судье Сердобского уезда.
В 1865 году вступил в тайное революционное общество «Организация», возглавляемое его двоюродным братом Н. А. Ишутиным. Вместе с некоторыми членами кружка Каракозов стал сторонником тактики индивидуального террора и считал, что убийство царя может послужить толчком для пробуждения народа к социальной революции.
Весной 1866 года он по собственной инициативе выехал в Санкт-Петербург в целях покушения на императора. Мотивы своего поступка Каракозов изложил в рукописной прокламации «Друзьям-рабочим!», в которой призывал народ к революции и установлению социалистического строя после цареубийства.
4 апреля 1866 года стрелял в Александра II у ворот Летнего сада, однако промахнулся. Был арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул крестьянин Осип Комисаров, который был возведён в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского.
В прокламации «Друзьям-рабочим!», которую Каракозов распространял накануне покушения (один её экземпляр обнаружили в кармане террориста при аресте), революционер объяснял мотивы своего поступка: «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…».
Следствие по делу Каракозова возглавлял граф М. Н. Муравьёв, не доживший двух дней до вынесения приговора. Сначала террорист отказывался давать показания и утверждал, что он крестьянский сын Алексей Петров. В ходе следствия было установлено, что проживал он в 65 номере в Знаменской гостинице. Обыск в номере принес полиции разорванное письмо Ишутину, который был немедленно арестован и от которого и узнали имя Каракозова. По ряду данных, в ходе следственных мероприятий Каракозова лишали сна.
В ходе процесса в Верховном уголовном суде (10 августа — 1 октября 1866 года) над членами кружка ишутинцев, в заседании 31 августа был приговорён к смертной казни через повешение.
Казнён 3 (15) сентября на Смоленском поле (Васильевский остров) в Санкт-Петербурге, при большом стечении народа.
После покушения были произведены обыски и аресты некоторых сотрудников либеральных изданий; журнал «Современник» Некрасова был закрыт. На месте покушения на царя была установлена часовня, снесённая при советской власти в 1930 году.
————————————————
Тема #революционеры
Дмитрий Владимирович Каракозов (1840-1866) — русский революционер-террорист, совершивший 4 апреля 1866 года одно из неудачных покушений на российского императора Александра II.
Происходил из мелкопоместных дворян. Окончил 1-ю Пензенскую мужскую гимназию в 1860 году, затем учился в Казанском (с 1861 года) и Московском (1864—1865, исключён за неуплату) университетах. Одно время жил в деревне у родных, а также работал письмоводителем при мировом судье Сердобского уезда.
В 1865 году вступил в тайное революционное общество «Организация», возглавляемое его двоюродным братом Н. А. Ишутиным. Вместе с некоторыми членами кружка Каракозов стал сторонником тактики индивидуального террора и считал, что убийство царя может послужить толчком для пробуждения народа к социальной революции.
Весной 1866 года он по собственной инициативе выехал в Санкт-Петербург в целях покушения на императора. Мотивы своего поступка Каракозов изложил в рукописной прокламации «Друзьям-рабочим!», в которой призывал народ к революции и установлению социалистического строя после цареубийства.
4 апреля 1866 года стрелял в Александра II у ворот Летнего сада, однако промахнулся. Был арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По официальной версии, причиной промаха Каракозова стало то, что его руку оттолкнул крестьянин Осип Комисаров, который был возведён в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского.
В прокламации «Друзьям-рабочим!», которую Каракозов распространял накануне покушения (один её экземпляр обнаружили в кармане террориста при аресте), революционер объяснял мотивы своего поступка: «Грустно, тяжко мне стало, что… погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея и самому умереть за свой любезный народ. Удастся мне мой замысел — я умру с мыслью, что смертью своею принес пользу дорогому моему другу — русскому мужику. А не удастся, так всё же я верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути. Мне не удалось — им удастся. Для них смерть моя будет примером и вдохновит их…».
Следствие по делу Каракозова возглавлял граф М. Н. Муравьёв, не доживший двух дней до вынесения приговора. Сначала террорист отказывался давать показания и утверждал, что он крестьянский сын Алексей Петров. В ходе следствия было установлено, что проживал он в 65 номере в Знаменской гостинице. Обыск в номере принес полиции разорванное письмо Ишутину, который был немедленно арестован и от которого и узнали имя Каракозова. По ряду данных, в ходе следственных мероприятий Каракозова лишали сна.
В ходе процесса в Верховном уголовном суде (10 августа — 1 октября 1866 года) над членами кружка ишутинцев, в заседании 31 августа был приговорён к смертной казни через повешение.
Казнён 3 (15) сентября на Смоленском поле (Васильевский остров) в Санкт-Петербурге, при большом стечении народа.
После покушения были произведены обыски и аресты некоторых сотрудников либеральных изданий; журнал «Современник» Некрасова был закрыт. На месте покушения на царя была установлена часовня, снесённая при советской власти в 1930 году.
————————————————
Тема #революционеры
Дуэль между В. Шереметьевым и А. Завадовским
24 ноября 1817 года в Санкт-Петербурге состоялась дуэль между В. Шереметьевым и А. Завадовским.
На Волковом поле в Санкт-Петербурге состоялась дуэль из-за известной балерины Авдотьи Истоминой (1799-1848), подруги офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева (1794-1817).
Поссорившись со своим возлюбленным, Истомина приняла приглашение Александра Грибоедова (1795-1829) поехать с ним «на чай» к камерюнкеру Александру Завадовскому (1794-1856).
Через несколько дней возлюбленные помирились, и Шереметьев узнал, что Истомина провела два дня в доме Завадовского. Шереметьев немедленно вызвал последнего на дуэль.
Секундантом Шереметева был подстрекавший его корнет Александр Якубович (1792–1845; будущий декабрист), секундантом Завадовского — Грибоедов. В ходе объяснений между секундантами произошла ссора, закончившаяся тоже вызовом на дуэль. Но из-за смертельной раны Шереметева, которой окончилась первая часть «двойной дуэли», вторая дуэль была отложена и состоялась только будущей осенью в Тифлисе, где встретились после разразившегося в столице скандала Якубович и Грибоедов.
Участники дуэли (слева-направо): Шереметев — Завадовский; Якубович — Грибоедов
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
24 ноября 1817 года в Санкт-Петербурге состоялась дуэль между В. Шереметьевым и А. Завадовским.
На Волковом поле в Санкт-Петербурге состоялась дуэль из-за известной балерины Авдотьи Истоминой (1799-1848), подруги офицера Кавалергардского полка Василия Шереметева (1794-1817).
Поссорившись со своим возлюбленным, Истомина приняла приглашение Александра Грибоедова (1795-1829) поехать с ним «на чай» к камерюнкеру Александру Завадовскому (1794-1856).
Через несколько дней возлюбленные помирились, и Шереметьев узнал, что Истомина провела два дня в доме Завадовского. Шереметьев немедленно вызвал последнего на дуэль.
Секундантом Шереметева был подстрекавший его корнет Александр Якубович (1792–1845; будущий декабрист), секундантом Завадовского — Грибоедов. В ходе объяснений между секундантами произошла ссора, закончившаяся тоже вызовом на дуэль. Но из-за смертельной раны Шереметева, которой окончилась первая часть «двойной дуэли», вторая дуэль была отложена и состоялась только будущей осенью в Тифлисе, где встретились после разразившегося в столице скандала Якубович и Грибоедов.
Участники дуэли (слева-направо): Шереметев — Завадовский; Якубович — Грибоедов
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
Временнообязанные крестьяне
Временнообязанные крестьяне — категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп.
Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину).
Помещик являлся «попечителем» сельского общества временнообязанные крестьяне, получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации.
28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883 года.
Русские крестьяне. Рисунок иностранного путешественника, XVII век
————————————————
Тема #крестьянство
Временнообязанные крестьяне — категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 года, но не переведённых на выкуп.
Срок временнообязанных отношений установлен не был. За пользование землёй временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину).
Помещик являлся «попечителем» сельского общества временнообязанные крестьяне, получал в нём права вотчинной полиции, мог требовать смены сельского старосты и других лиц сельской администрации.
28 декабря 1881 был издан закон об обязательном выкупе наделов временнообязанных крестьян с 1 января 1883 года.
Русские крестьяне. Рисунок иностранного путешественника, XVII век
————————————————
Тема #крестьянство
Почётный гражданин Москвы
Почётный гражданин Москвы — почётное звание, присваиваемое Московской городской думой гражданам Российской Федерации и других государств в целях признания выдающихся заслуг перед Москвой, поощрения личной деятельности, направленной на пользу города, обеспечения его благополучия и процветания. Существовало в 1866-1917 гг., восстановлено в 1995 году.
Впервые звание почётного гражданина Москвы было установлено в 1866 году и просуществовало до 1917 года, когда было отменено вместе с другими чинами и званиями царской России.
Звание присваивалось Московской городской думой за выдающийся вклад в развитие города и особые заслуги перед москвичами и утверждалось императором. Его присвоение не давало никаких особых прав и привилегий.
Грамота о присвоении П. М. Третьякову звания почётного гражданина Москвы. Автор — В. М. Васнецов, 1896 год
————————————————
Тема #звания
Почётный гражданин Москвы — почётное звание, присваиваемое Московской городской думой гражданам Российской Федерации и других государств в целях признания выдающихся заслуг перед Москвой, поощрения личной деятельности, направленной на пользу города, обеспечения его благополучия и процветания. Существовало в 1866-1917 гг., восстановлено в 1995 году.
Впервые звание почётного гражданина Москвы было установлено в 1866 году и просуществовало до 1917 года, когда было отменено вместе с другими чинами и званиями царской России.
Звание присваивалось Московской городской думой за выдающийся вклад в развитие города и особые заслуги перед москвичами и утверждалось императором. Его присвоение не давало никаких особых прав и привилегий.
Грамота о присвоении П. М. Третьякову звания почётного гражданина Москвы. Автор — В. М. Васнецов, 1896 год
————————————————
Тема #звания
Смело, друзья! Не теряйте!
Неизвестный автор
Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою!
Пусть нас по тюрьмам сажают,
Пусть нас пытают огнем,
Пусть в рудники посылают,
Пусть мы все казни пройдем!
Если погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых, —
Дело, друзья, отзовется
На поколеньях живых.
Стонет и тяжко вздыхает
Бедный, забитый народ;
Руки он к нам простирает,
Нас он на помощь зовет.
Час обновленья настанет —
Воли добьется народ,
Добрым нас словом помянет,
К нам на могилу придет.
Если погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых, —
Дело, друзья, отзовется
На поколеньях живых.
Начало 1870-х годов
Стихотворение превратилось в песню, которая считается первым русским революционным наровольческим гимном — так называемый «Народовольческий гимн».
Основой мелодии послужила песня «Старый капрал» на стихи Василия Курочкина (пер. из П. Ж. Беранже), музыка которой приписывается студенту Казанского университета Н. А. Пескову.
Авторство текста приписывалось разным поэтам, в том числе Михаилу Михайлову (при атрибуции Михайлову датируется 1861 годом, временем его заключения в Петропавловской крепости.
Песня бытовала в русском революционном репертуаре до 1917 года. В новой редакции ее пели политзаключенные Соловецких лагерей:
Пусть нас по тюрьмам сажают,
Пусть нас пытают огнем,
Пусть в Соловках нас ссылают,
Пусть мы все кары пройдем.
Если ж погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых,
Дело всегда отзовется
На поколениях живых...
Из воспоминаний эсерки Екатерины Олицкой, сидевшей на Соловках в 1924-1925 гг.
В 1936 году «Народовольческий гимн» исполняли польские добровольцы в Испании.
————————————————
Тема #народничество
Неизвестный автор
Смело, друзья! Не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать защищайте,
Честь и свободу свою!
Пусть нас по тюрьмам сажают,
Пусть нас пытают огнем,
Пусть в рудники посылают,
Пусть мы все казни пройдем!
Если погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых, —
Дело, друзья, отзовется
На поколеньях живых.
Стонет и тяжко вздыхает
Бедный, забитый народ;
Руки он к нам простирает,
Нас он на помощь зовет.
Час обновленья настанет —
Воли добьется народ,
Добрым нас словом помянет,
К нам на могилу придет.
Если погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых, —
Дело, друзья, отзовется
На поколеньях живых.
Начало 1870-х годов
Стихотворение превратилось в песню, которая считается первым русским революционным наровольческим гимном — так называемый «Народовольческий гимн».
Основой мелодии послужила песня «Старый капрал» на стихи Василия Курочкина (пер. из П. Ж. Беранже), музыка которой приписывается студенту Казанского университета Н. А. Пескову.
Авторство текста приписывалось разным поэтам, в том числе Михаилу Михайлову (при атрибуции Михайлову датируется 1861 годом, временем его заключения в Петропавловской крепости.
Песня бытовала в русском революционном репертуаре до 1917 года. В новой редакции ее пели политзаключенные Соловецких лагерей:
Пусть нас по тюрьмам сажают,
Пусть нас пытают огнем,
Пусть в Соловках нас ссылают,
Пусть мы все кары пройдем.
Если ж погибнуть придется
В тюрьмах и шахтах сырых,
Дело всегда отзовется
На поколениях живых...
Из воспоминаний эсерки Екатерины Олицкой, сидевшей на Соловках в 1924-1925 гг.
В 1936 году «Народовольческий гимн» исполняли польские добровольцы в Испании.
————————————————
Тема #народничество
Учреждение ордена «Знак Почета»
25 ноября 1935 года ЦИК СССР учредил орден «Знак Почета».
ЦИК (Центральный Исполнительный комитет — предшественник Верховного Совета в 1924–1936 годах) СССР учредил орден «Знак Почета» для награждения отдельных граждан и коллективов за высокие производственные достижения в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, искусстве, спорте, науке и военном деле.
На овальном серебряном знаке (высота — 46 мм, ширина — 32,5) изображены моложавые рабочий и работница, в связи с чем в народе орден стали именовать «Веселые ребята» по названию популярнейшей музыкальной кинокомедии, вышедшей на экраны в конце 1934 года.
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
25 ноября 1935 года ЦИК СССР учредил орден «Знак Почета».
ЦИК (Центральный Исполнительный комитет — предшественник Верховного Совета в 1924–1936 годах) СССР учредил орден «Знак Почета» для награждения отдельных граждан и коллективов за высокие производственные достижения в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле, искусстве, спорте, науке и военном деле.
На овальном серебряном знаке (высота — 46 мм, ширина — 32,5) изображены моложавые рабочий и работница, в связи с чем в народе орден стали именовать «Веселые ребята» по названию популярнейшей музыкальной кинокомедии, вышедшей на экраны в конце 1934 года.
————————————————
Рубрика #прошлоесегодня
Что делать?
«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 - апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети».
П. А. Кропоткин — создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма, так высказывался о романе: «Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».
Скачать и прочитать полный текст романа можно здесь.
Обложка первого издания романа в виде отдельной книги, 1867 год
————————————————
Тема #литература
«Что делать?» — роман русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, написанный в декабре 1862 - апреле 1863 гг., во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Был написан отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети».
П. А. Кропоткин — создатель идеологии анархо-коммунизма и один из самых влиятельных теоретиков анархизма, так высказывался о романе: «Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем».
Скачать и прочитать полный текст романа можно здесь.
Обложка первого издания романа в виде отдельной книги, 1867 год
————————————————
Тема #литература
Пётр Алексеевич Алексеев
Пётр Алексеевич Алексеев (1849-1891) — один из первых российских рабочих-революционеров, ткач.
С детства работал на ткацких фабриках в Москве и Петербурге. В 1873 году сблизился с народниками — «Чайковцами», с 1874 году - член народнического кружка «Москвичей».
Вёл пропаганду и распространял литературу среди рабочих. 4 апреля 1875 года был арестован и затем судим по «процессу 50-ти», на суде 9 (21) марта 1877 года произнёс знаменитую речь о грядущей революции, в которой содержались слова, ставшие хрестоматийными: «…Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах».
Произнесенная речь, отпечатанная в тайной типографии в Петербурге и в нескольких типографиях русской эмиграции, произвела большое впечатление на прогрессивную русскую общественность. В частности, В. И. Ленин назвал речь Алексеева «великим пророчеством русского рабочего-революционера».
Был приговорён к 10 годам каторги, которую отбывал в Новобелгородской каторжной тюрьме, с 1882 года — на Каре, с 1884 года — на поселении в Якутии. В 1891 году убит бандитом при ограблении.
————————————————
Тема #революционеры
Пётр Алексеевич Алексеев (1849-1891) — один из первых российских рабочих-революционеров, ткач.
С детства работал на ткацких фабриках в Москве и Петербурге. В 1873 году сблизился с народниками — «Чайковцами», с 1874 году - член народнического кружка «Москвичей».
Вёл пропаганду и распространял литературу среди рабочих. 4 апреля 1875 года был арестован и затем судим по «процессу 50-ти», на суде 9 (21) марта 1877 года произнёс знаменитую речь о грядущей революции, в которой содержались слова, ставшие хрестоматийными: «…Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, ограждённое солдатскими штыками, разлетится в прах».
Произнесенная речь, отпечатанная в тайной типографии в Петербурге и в нескольких типографиях русской эмиграции, произвела большое впечатление на прогрессивную русскую общественность. В частности, В. И. Ленин назвал речь Алексеева «великим пророчеством русского рабочего-революционера».
Был приговорён к 10 годам каторги, которую отбывал в Новобелгородской каторжной тюрьме, с 1882 года — на Каре, с 1884 года — на поселении в Якутии. В 1891 году убит бандитом при ограблении.
————————————————
Тема #революционеры
Петербургские пожары 1862 года
Петербургские пожары 1862 года — серия крупных пожаров в российской столице во второй половине мая 1862 года. Пожары способствовали значимым внутриполитическим событиям: набиравшее силу радикальное движение было обвинено в том числе в поджогах и репрессировано.
Пожары начались 15 или 16 мая. 16 мая сгорели несколько домов на Лиговском проспекте. Утром 21 мая сгорели 25 домов в Большой Охте, на следующий день — около 25 домов на Лиговском проспекте. 23 мая пожары разгорелись в 5 разных местах города, в Малой Охте сгорели 40 домов, что уничтожило Солдатскую слободку. От многочисленных пожаров пострадали Ямская улица, Каретная и Московская части.
Крупнейший пожар произошёл в Духов день 28 мая в Апраксином дворе и его окрестностях. Из-за праздника многие лавки были закрыты, но торговля на Толкучем рынке всё же проходила, когда около 5 вечера в одной из лавок начался пожар. Огонь быстро распространялся по огромному рынку и к девяти вечера горел весь четырёхугольник между Садовой улицей, Апраксиным и Чернышёвым переулками, Фонтанкой. Пламя угрожало зданию Ассигнационного банка на другой стороне Садовой улицы, но возникший там было пожар быстро потушили.
Апраксин переулок своей проезжей частью не сумел сдержать огонь, и сгорели несколько домов другой стороны. Здание Министерства внутренних дел из-за ветра загорелось с крыши. Далее либо этот пожар перекинулся на восток через Чернышёв мост, либо по другую сторону реки был свой очаг, но к ночи запылали кварталы между Фонтанкой и Троицким переулком, огонь двигался по Щербакову переулку к Владимирскому собору.
В разгар пожара Александр II приехал к Чернышёву мосту, откуда прошёл пешком по Чернышёву переулку до Садовой улицы. Пожарные, используя английскую пожарную машину с завода Уайтенса, рассеялись по периметру пожара и препятствовали его продвижению.
Среди горожан росли слухи, что за пожарами стоит некое бунтующее движение: радикалы, студенты-нигилисты (только вышли «Отцы и дети») или поляки.
Радикальное движение во время отмены крепостного права имело большое распространение, которому положили конец появившаяся в мае очередная прокламация «Молодая Россия» и последовавшие пожары.
Общество, ранее относившееся к радикалом нейтрально или даже сочувственно, увидело в пожарах реализацию программы прокламаций и было напугано. Консервативная пресса поддерживала слухи о поджигателях-радикалах.
После пожара 28 мая правительство приняло меры для предотвращения новых пожаров. Был создан Особый временный комитет под начальством генерал-адъютанта Зиновьева, а сам город разделён на 3 временных генерал-губернаторства. Пожары стали причиной модернизации служб пожарной охраны Петербурга, их оснащением паровыми насосами.
Большинство современников были уверены в существовании поджигателей, приводились свидетельства. В современной историографии чёткого мнениях о поджигателях и стоящих за ними силах нет.
Пожар в Апраксином дворе 28 мая 1862 года, вид с Садовой улицы. Литография
————————————————
Тема #события
Петербургские пожары 1862 года — серия крупных пожаров в российской столице во второй половине мая 1862 года. Пожары способствовали значимым внутриполитическим событиям: набиравшее силу радикальное движение было обвинено в том числе в поджогах и репрессировано.
Пожары начались 15 или 16 мая. 16 мая сгорели несколько домов на Лиговском проспекте. Утром 21 мая сгорели 25 домов в Большой Охте, на следующий день — около 25 домов на Лиговском проспекте. 23 мая пожары разгорелись в 5 разных местах города, в Малой Охте сгорели 40 домов, что уничтожило Солдатскую слободку. От многочисленных пожаров пострадали Ямская улица, Каретная и Московская части.
Крупнейший пожар произошёл в Духов день 28 мая в Апраксином дворе и его окрестностях. Из-за праздника многие лавки были закрыты, но торговля на Толкучем рынке всё же проходила, когда около 5 вечера в одной из лавок начался пожар. Огонь быстро распространялся по огромному рынку и к девяти вечера горел весь четырёхугольник между Садовой улицей, Апраксиным и Чернышёвым переулками, Фонтанкой. Пламя угрожало зданию Ассигнационного банка на другой стороне Садовой улицы, но возникший там было пожар быстро потушили.
Апраксин переулок своей проезжей частью не сумел сдержать огонь, и сгорели несколько домов другой стороны. Здание Министерства внутренних дел из-за ветра загорелось с крыши. Далее либо этот пожар перекинулся на восток через Чернышёв мост, либо по другую сторону реки был свой очаг, но к ночи запылали кварталы между Фонтанкой и Троицким переулком, огонь двигался по Щербакову переулку к Владимирскому собору.
В разгар пожара Александр II приехал к Чернышёву мосту, откуда прошёл пешком по Чернышёву переулку до Садовой улицы. Пожарные, используя английскую пожарную машину с завода Уайтенса, рассеялись по периметру пожара и препятствовали его продвижению.
Среди горожан росли слухи, что за пожарами стоит некое бунтующее движение: радикалы, студенты-нигилисты (только вышли «Отцы и дети») или поляки.
Радикальное движение во время отмены крепостного права имело большое распространение, которому положили конец появившаяся в мае очередная прокламация «Молодая Россия» и последовавшие пожары.
Общество, ранее относившееся к радикалом нейтрально или даже сочувственно, увидело в пожарах реализацию программы прокламаций и было напугано. Консервативная пресса поддерживала слухи о поджигателях-радикалах.
После пожара 28 мая правительство приняло меры для предотвращения новых пожаров. Был создан Особый временный комитет под начальством генерал-адъютанта Зиновьева, а сам город разделён на 3 временных генерал-губернаторства. Пожары стали причиной модернизации служб пожарной охраны Петербурга, их оснащением паровыми насосами.
Большинство современников были уверены в существовании поджигателей, приводились свидетельства. В современной историографии чёткого мнениях о поджигателях и стоящих за ними силах нет.
Пожар в Апраксином дворе 28 мая 1862 года, вид с Садовой улицы. Литография
————————————————
Тема #события