Хон так не формулирует, но из его книги напрямую следует, что удачная геймификация полностью отключает осознанность. Осознанность в ее простом, популярно-психологическом смысле: способность оценить, что действительно происходит прямо сейчас, что именно ты делаешь, зачем ты это делаешь, как себя чувствуешь, замерз или проголодался. Не буддистское просветление, просветленные не кормят нарисованного льва цифровыми фрикадельками, которые получают за выполненные упражнения по английской грамматике.
Это ок, потому что секулярная осознанность - это не абсолютная ценность и не целевое состояние, в котором надо пребывать постоянно. Иногда очень даже полезно быть совершенно неосознанным. Есть титаны духа, которые "чувствуют во время тренировки каждую мышцу", но это не я во время кардио, бывает работа, которую лучше выполнять не приходя в сознание, короче, разное встречается.
Но да, задача любой обертки какого-то процесса в игру с квестами и ачивками - это оно, отключение и осозннаности, и критического отношения к предмету. https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
Это ок, потому что секулярная осознанность - это не абсолютная ценность и не целевое состояние, в котором надо пребывать постоянно. Иногда очень даже полезно быть совершенно неосознанным. Есть титаны духа, которые "чувствуют во время тренировки каждую мышцу", но это не я во время кардио, бывает работа, которую лучше выполнять не приходя в сознание, короче, разное встречается.
Но да, задача любой обертки какого-то процесса в игру с квестами и ачивками - это оно, отключение и осозннаности, и критического отношения к предмету. https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
Послушала начало биографии Терри Прачетта, написанной и начитанной его ближайшим помощником. Ну что сказать, искусство написания биографий не так просто, как кажется. Вроде бы, все у человека было - герой, полузаконченная героем автобиография, доступ ко всем материалам, но получилось довольно никак.
Я не теряю надежды, что самое интересное будет ближе к концу, когда Терри Прачетт продолжал писать романы уже после диагноза, постепенно все больше перекладывая разных творческих функций "на внешние носители" - подпорки из систем заметок, напоминалки, помощника. В своей лучшей форме он мог писать три бестселлера в год, а истории о Плоском мире, когда их читаешь подряд (как мы с сыном) оказываются не такими уж простенькими. После диагноза он написал еще ряд романов, и оставил сколько-то незаконченных черновиков.
Пока же идут главы о ранних годах, перемежаемые анекдотами - как Прачетт с помощником, например, навсегда перестали принимать съедобные подарки от поклонников, после того как съели на двоих чудный пирог с фруктовой начинкой, куда неизвестный даритель щедрой рукой насыпал какой-то дряни, от которой оба отправились в полновесный трип с галюцинациями. Возможно, поклонник хотел понаддать любимомоу автору вдохновения, но получился только небольшой эпизод в "Поддай пару", где Липвиг пьет гоблинскую настойку для бодрости, а потом долго беседует на крыльце с собственными коленками. https://www.amazon.com/Terry-Pratchett-Footnotes-Official-Biography/dp/B09R7W9LWK
Я не теряю надежды, что самое интересное будет ближе к концу, когда Терри Прачетт продолжал писать романы уже после диагноза, постепенно все больше перекладывая разных творческих функций "на внешние носители" - подпорки из систем заметок, напоминалки, помощника. В своей лучшей форме он мог писать три бестселлера в год, а истории о Плоском мире, когда их читаешь подряд (как мы с сыном) оказываются не такими уж простенькими. После диагноза он написал еще ряд романов, и оставил сколько-то незаконченных черновиков.
Пока же идут главы о ранних годах, перемежаемые анекдотами - как Прачетт с помощником, например, навсегда перестали принимать съедобные подарки от поклонников, после того как съели на двоих чудный пирог с фруктовой начинкой, куда неизвестный даритель щедрой рукой насыпал какой-то дряни, от которой оба отправились в полновесный трип с галюцинациями. Возможно, поклонник хотел понаддать любимомоу автору вдохновения, но получился только небольшой эпизод в "Поддай пару", где Липвиг пьет гоблинскую настойку для бодрости, а потом долго беседует на крыльце с собственными коленками. https://www.amazon.com/Terry-Pratchett-Footnotes-Official-Biography/dp/B09R7W9LWK
Когда Терри Прачетт уже закончил карьеру журналиста-новостника, но еще не начал карьеру автора бестселлеров, ему пришлось поработать пресс-секретарем в энергетике, где он занимался атомными станциями.
В этот период (начало восьмидесятых) англичане относились к безопасности АЭС с большим скепсисом, и особенно им не нравилась практика перевозить бочки с радиоактивными отходами по железной дороге. Дальнейшие события показывают абсолютное превосходство пиара ушедшей эпохи над современными методами: для демонстрации полнейшей надежности цисцерн, перевозящих радоактивные отходы, их в прямом эфире выложили на рельсы и протаранили старым локомотивом с тремя вагонами, несущимся на скорости 100 миль в час. Поезд развалился на куски, цисцерны остались целы - ну и Терри Прачетт был одним из организаторов этой Operation Smash Hit.
1984 год здорового человека - когда Терри Прачет пускает поезда под откос во имя атомной энегетики.
В этот период (начало восьмидесятых) англичане относились к безопасности АЭС с большим скепсисом, и особенно им не нравилась практика перевозить бочки с радиоактивными отходами по железной дороге. Дальнейшие события показывают абсолютное превосходство пиара ушедшей эпохи над современными методами: для демонстрации полнейшей надежности цисцерн, перевозящих радоактивные отходы, их в прямом эфире выложили на рельсы и протаранили старым локомотивом с тремя вагонами, несущимся на скорости 100 миль в час. Поезд развалился на куски, цисцерны остались целы - ну и Терри Прачетт был одним из организаторов этой Operation Smash Hit.
1984 год здорового человека - когда Терри Прачет пускает поезда под откос во имя атомной энегетики.
А Хон, между тем, пишет занимательную вещь - что хорошая игрофикация чего-нибудь всегда очень специфична и связана с особенностями процесса. То, что он называет generic gamification, то есть механическая привязка очков, рейтингов и бэйджей не считается, круто работает только то, что скроено точно по мерке.
В качестве примера он описывает историю своей игры Zombies, Run! Как только появились первые айфоны, люди начали эксперементировать с приложениями для увеселения бегунов. Приложения типа Nike+ c личной статистикой и возможностью посоревноваться - это понятно, а вот с играми было сложнее. Пытались делать разные штуки на карте, где надо было собирать "призы" на маршруте, это не работало, потому что эти призы часто оказывались в малодоступных или даже опасных местах, плюс gps тогда работал неидеально, поэтому весь замысел не всегда срабатывал. Игра должна подходить большинству пользователей - и тем, кто набегает серьезные дистанции, и страдальцам, пытающимся научиться пробегать без остановки пять километров. Нельзя привязывать достижения к конкретной скорости или маршруту. Нельзя заставлять людей играть, непременно собираясь вместе. При этом, должно быть интересно и на пятидесятой пробежке, безопасно и удобно в использовании.
Поэтому основным каналом подачи информации в игру стала скорость бегуна, а каналом выдачи информации - аудио. Базовая механика упрощена до предела: ты просто бежишь, иногда ускоряясь, причем, ускорение относительное, то есть, не надо развивать какую-то конкретную скорость, просто какое-то вермя набрать темп. Идею с зомби они получили, можно сказать, из касдева - разговаривали с участниками бегового клуба, люди делились своими мотивами, кто зачем бегает. Кто-то хотел похудеть, кто-то - снять стресс, а одна женщина честно сказала, что намерена выжить в случае зомби-апокалипсиса. Вот это здравая идея.
И самая главная часть - механика игры должна делать интересной саму игру, а не ачивки. В Zombies, Run людям интересна история базы выживших и тайны ее жителей. Прокачки в игре мало, погибнуть невозможно - если зомби все-таки догонят, то потеряются только собранные за забег припасы. Еще никого не съели. Из чего-то, похожего на ачивки, есть письма, которые приходят от спасенных персонажей и других героев, говорят, эмоционально. В общем, это такой интерактивный сериал. Хон пишет, что да, все работает только благодаря хорошей истории и простейшей механике.
Такая игрофикация плохо портируется - их долгое время просили сделать Zombies, Cycle - вариант для велосипедистов, и сначала казалось, что это совсем нетрудно, потому что велосипедисты делают примерно тоже самое, что и бегуны. А нет! Небольшие отличия не дают просто взять и скопировать механику. Переделать это под выполнение домашних заданий, соблюдение диеты или быструю упаковку коробок в складском центре невозможно.
https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
В качестве примера он описывает историю своей игры Zombies, Run! Как только появились первые айфоны, люди начали эксперементировать с приложениями для увеселения бегунов. Приложения типа Nike+ c личной статистикой и возможностью посоревноваться - это понятно, а вот с играми было сложнее. Пытались делать разные штуки на карте, где надо было собирать "призы" на маршруте, это не работало, потому что эти призы часто оказывались в малодоступных или даже опасных местах, плюс gps тогда работал неидеально, поэтому весь замысел не всегда срабатывал. Игра должна подходить большинству пользователей - и тем, кто набегает серьезные дистанции, и страдальцам, пытающимся научиться пробегать без остановки пять километров. Нельзя привязывать достижения к конкретной скорости или маршруту. Нельзя заставлять людей играть, непременно собираясь вместе. При этом, должно быть интересно и на пятидесятой пробежке, безопасно и удобно в использовании.
Поэтому основным каналом подачи информации в игру стала скорость бегуна, а каналом выдачи информации - аудио. Базовая механика упрощена до предела: ты просто бежишь, иногда ускоряясь, причем, ускорение относительное, то есть, не надо развивать какую-то конкретную скорость, просто какое-то вермя набрать темп. Идею с зомби они получили, можно сказать, из касдева - разговаривали с участниками бегового клуба, люди делились своими мотивами, кто зачем бегает. Кто-то хотел похудеть, кто-то - снять стресс, а одна женщина честно сказала, что намерена выжить в случае зомби-апокалипсиса. Вот это здравая идея.
И самая главная часть - механика игры должна делать интересной саму игру, а не ачивки. В Zombies, Run людям интересна история базы выживших и тайны ее жителей. Прокачки в игре мало, погибнуть невозможно - если зомби все-таки догонят, то потеряются только собранные за забег припасы. Еще никого не съели. Из чего-то, похожего на ачивки, есть письма, которые приходят от спасенных персонажей и других героев, говорят, эмоционально. В общем, это такой интерактивный сериал. Хон пишет, что да, все работает только благодаря хорошей истории и простейшей механике.
Такая игрофикация плохо портируется - их долгое время просили сделать Zombies, Cycle - вариант для велосипедистов, и сначала казалось, что это совсем нетрудно, потому что велосипедисты делают примерно тоже самое, что и бегуны. А нет! Небольшие отличия не дают просто взять и скопировать механику. Переделать это под выполнение домашних заданий, соблюдение диеты или быструю упаковку коробок в складском центре невозможно.
https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
Попросили написать о встрече с Верой Богдановой, автором известных романов, из которых я прочитала "Сезон отравленных плодов".
В этом тексте есть художественный прием, который меня сейчас очень занимает - убер-реализм почти нашей жизни, мельчашие приметы времени условных нулевых. Читать - как смотреть фотографии из того времени, смешанные чувства вызывает. Трогательно и жалко одновременно. И, отдельно, поразительно, что нулевые сейчас в памяти кажутся временем абсолютной свободы и веселья, хотя одновременно это было время чудовищных террактов, которые прошивали нашу безумную жизнь с угнетающей регулярностью. Потом забыли почти все. Короче, роман бы не советовала сейчас читать, он несколько выводит из равновесия, и, в добавок, навевает мысль о том, какими же мы все были близорукими идиотами, причем, идиотами в античном смысле, а не медицинско-оскорбительном. А встреча с автором - всегда хорошая идея.
В этом тексте есть художественный прием, который меня сейчас очень занимает - убер-реализм почти нашей жизни, мельчашие приметы времени условных нулевых. Читать - как смотреть фотографии из того времени, смешанные чувства вызывает. Трогательно и жалко одновременно. И, отдельно, поразительно, что нулевые сейчас в памяти кажутся временем абсолютной свободы и веселья, хотя одновременно это было время чудовищных террактов, которые прошивали нашу безумную жизнь с угнетающей регулярностью. Потом забыли почти все. Короче, роман бы не советовала сейчас читать, он несколько выводит из равновесия, и, в добавок, навевает мысль о том, какими же мы все были близорукими идиотами, причем, идиотами в античном смысле, а не медицинско-оскорбительном. А встреча с автором - всегда хорошая идея.
Forwarded from Автостопом по Гагаринке 🚀
И сразу хотим объявить следующее:
11 октября в 19:30 мы обсуждаем книгу "Сезон отравленных плодов".
А 12 октября в 19:30 в библиотеке пройдет встреча с Верой Богдановой, где вы сможете задать все вопросы о книге.
О встрече с Верой Богдановой мы расскажем чуть позже более подробно. Но уже сейчас можно зарегистрироваться.
11 октября в 19:30 мы обсуждаем книгу "Сезон отравленных плодов".
А 12 октября в 19:30 в библиотеке пройдет встреча с Верой Богдановой, где вы сможете задать все вопросы о книге.
О встрече с Верой Богдановой мы расскажем чуть позже более подробно. Но уже сейчас можно зарегистрироваться.
zaobiblio.timepad.ru
Встреча с Верой Богдановой / События на TimePad.ru
Библиотека имени Ю.А. Гагарина приглашает на встречу с писательницей, переводчицей и литературным обозревателем Верой Богдановой.
Скучная поначалу биография Прачетта к середине разогналась и начала экскурс в удивительный неплоский мир. Думаю, так получилось из-за особенностей автора, которому было легко писать о том, что происходило на его глазах, а ранние годы своего героя он реконструировал с школярским усилием. Так и начал бы сразу с середины, современная биография не требует традиционной структуры, теперь это весьма экспериментальный жанр. Можно писать в обратной перспективе - от смерти к рождению, как про Стивена Хокинга, можно писать только про отдельный сюжет в жизни своего героя, а некоторые так вообще пишут, в основном, о себе на фоне великого человека - и тоже бывает хорошо.
А мир, конечно, совсем другой и не очень понятный. Целая глава посвящена тому, как Прачетт, будучи уже самым продаваемым автором в Великобритании и отчетливо богатым человеком, мучительно ездит два раза в год в промо-туры, которые почти всегда оказывались адски плохо организованы. Издательства бронируют ему дешевые отели, где он не может поужинать после долгого дня, потому что рум-сервис уже не работает, владельцы магазинов ставят ему колченогие столы и табуретки, с которых надо часами подписывать книги - это если есть книги, потому что однажды он прилетел в Австралию, а книги не прилетели. Прачетт после каждого тура пишет в издательство отзыв с отметкой по пятибальной системе, ругается на владельцев магазинов, спрашивает, а правда ли эти автограф-сессии влияют на продажи, но продолжает ездить, потому что верит, что его успех напрямую зависит от живой связи с читателями, поэтому он должен подписывать все до упора и отвечать на фан-письма.
Еще угарный кусок посвящен моменту, когда Прачетт перестал быть королем британского списка бестселлеров, потеснившись перед Джоан Роулинг (сам он сменил на этом посту Стивена Кинга). Потеря безусловного первенства его слегка заедала, он он старался скрывать, что все сравнения, попытки найти параллели и описание его помощника как "молодого человека с внешностью выросшего Гарри Поттера" его раздражали.
А мир, конечно, совсем другой и не очень понятный. Целая глава посвящена тому, как Прачетт, будучи уже самым продаваемым автором в Великобритании и отчетливо богатым человеком, мучительно ездит два раза в год в промо-туры, которые почти всегда оказывались адски плохо организованы. Издательства бронируют ему дешевые отели, где он не может поужинать после долгого дня, потому что рум-сервис уже не работает, владельцы магазинов ставят ему колченогие столы и табуретки, с которых надо часами подписывать книги - это если есть книги, потому что однажды он прилетел в Австралию, а книги не прилетели. Прачетт после каждого тура пишет в издательство отзыв с отметкой по пятибальной системе, ругается на владельцев магазинов, спрашивает, а правда ли эти автограф-сессии влияют на продажи, но продолжает ездить, потому что верит, что его успех напрямую зависит от живой связи с читателями, поэтому он должен подписывать все до упора и отвечать на фан-письма.
Еще угарный кусок посвящен моменту, когда Прачетт перестал быть королем британского списка бестселлеров, потеснившись перед Джоан Роулинг (сам он сменил на этом посту Стивена Кинга). Потеря безусловного первенства его слегка заедала, он он старался скрывать, что все сравнения, попытки найти параллели и описание его помощника как "молодого человека с внешностью выросшего Гарри Поттера" его раздражали.
Дослушала до той душераздирающей части биографии Пратчетта, когда он однажды начинает выговаривать своему помощнику, что он убрал с клавиатуры букву S. Когда помощник показывает, что клавиша на месте, они идут еще раз к врачу, который ставит диагноз. На тестах писатель легко называет нужные ассоциации, указывает на лишнее слово в списке и делает все задания, связанные со словами, но не может воспроизвести простой рисунок типа домика или спирали с тремя петлями.
Но до этого есть замечательный эпизод, в котором Пратчетта должен за сутки отдать редактору несколько страничек обновлённой концовки романа «Делай деньги». Немного, но надо сесть и написать. Вместо этого он, к ужасу помощника, играет в Elder Scrolls, ходит посмотреть на упавшее через дорогу дерево, возится с черепашками в террариуме (черепашек он держит много-много лет), ездит в садовый центр и потом высаживает растения в теплице. Теплицу он построил на месте теннисного корта - как увидел теннисный корт при покупке дома, так сразу решил, что дом идеален, потому что место для теплицы уже есть. Помощник приходит в полное отчаяние и отправляется домой - обычно он набирает все тексты под диктовку автора. Но утром в электронной почте его встречает чистовой вариант этой концовки.
Но до этого есть замечательный эпизод, в котором Пратчетта должен за сутки отдать редактору несколько страничек обновлённой концовки романа «Делай деньги». Немного, но надо сесть и написать. Вместо этого он, к ужасу помощника, играет в Elder Scrolls, ходит посмотреть на упавшее через дорогу дерево, возится с черепашками в террариуме (черепашек он держит много-много лет), ездит в садовый центр и потом высаживает растения в теплице. Теплицу он построил на месте теннисного корта - как увидел теннисный корт при покупке дома, так сразу решил, что дом идеален, потому что место для теплицы уже есть. Помощник приходит в полное отчаяние и отправляется домой - обычно он набирает все тексты под диктовку автора. Но утром в электронной почте его встречает чистовой вариант этой концовки.
Дослушала биографию Пратчетта. Финальная часть очень хорошая, я бы советовала ее прочитать/прослушать независимо от интереса к герою.
Там же происходит вот что: умный, богатый и окружённый крепкой сетью безопасности из любящей семьи и действительно хороших многолетних соратников человек узнаёт, что его мозг уже начал необратимо деградировать, и за несколько лет сойдёт на нет. Все началось с мелких смешных вещей типа неправильно надетой рубашки или проблем с тем, чтобы ровно поставить чашку на стол, и окружающие не очень беспокоились: это же Терри, он всегда был неловкий. А потом он начинает забывать слова, перестаёт ориентироваться сначала в деревне, потом в своём доме, терпит тысячу других унижений, которые приносит болезнь.
Что характерно, Пратчетт выбрал не кругосветное путешествие или реализацию каких-то других мечтаний, а работу. Он написал еще несколько романов и придумал множество вариантов развития событий, например, сюжет с строительством в Анк-Морпорке подземной канализации и водопровода, в ходе которого под Анк-Морпорком откапывают предыдущий Анк-Морпорк, а под ним - еще один, и не то что бы совсем вымерший. Также была идея убить кого-нибудь из главных героев - редактор серии предлагала это сделать давным-давно, но сначала жалко было терять персонажа, вокруг которого можно построить еще много новых сюжетов, а потом не хватило времени.
Для работы Пратчетт использовал систему распознавания речи, и она хорошо справлялась, если он только не начинал орать, а чаще диктовал все помощнику. Интересно, что один из последних больших романов - «Поддай пару» писался уже с большим трудом, когда Пратчетт не мог сам работать с компьютером, выступать, подписывать книги. При этом, отдельные эпизоды о пришествии эпохи пара в Анк-Морпорк писались легко, а магистральный сюжет не складывался совсем, что, наверное, указывает на природу авторского таланта. С сюжетом помогла многолетняя редактор Пратчетта, и, как мне кажется, он не очень отличается от того, что есть в других романах, где обычно генеральная линия не слишком важна. Роль редактора в творческом процессе Пратчетта вообще трудно переоценить. И целой группы людей, которым он звонил в любой момент, чтобы что-то обсудить - сюжетный ход или одно из явлений магического мира.
Тут бы, конечно, привести описание разных методов компенсации нарастающих когнитивных проблем, которые позволили Пратчетту писать бестселлеры почти до самой смерти, но эти методы сводятся к железной воле работать и рациональному использованию больших денег. Миллионы на счету помогают в трудных ситуациях. Тем не менее, история очень важная. Никто не знает, что сделают с его мозгом время и стрессы, а развёрнутых описаний, как оно бывает, не так много. Пратчетт, кстати, поставил своей целью сделать синдром Альцгеймера более видимым и согласился снимать документальный фильм о своей жизни после диагноза (есть на ютюбе, отличный) - съёмочная группа работала у него дома целый год, снял фильм об эвтаназии, тратил много времени и сил на выступления.
Там один из самых грустных моментов - это описание дня, когда новое лекарство вдруг подействовало, и Роб поутру увидел практически прежнего, здорового Терри. Но только на один день, потом состояние снова стало ухудшаться, и писатель еще раз пережил постепенное погружение в туман, застилающий мысли и память.
Там же происходит вот что: умный, богатый и окружённый крепкой сетью безопасности из любящей семьи и действительно хороших многолетних соратников человек узнаёт, что его мозг уже начал необратимо деградировать, и за несколько лет сойдёт на нет. Все началось с мелких смешных вещей типа неправильно надетой рубашки или проблем с тем, чтобы ровно поставить чашку на стол, и окружающие не очень беспокоились: это же Терри, он всегда был неловкий. А потом он начинает забывать слова, перестаёт ориентироваться сначала в деревне, потом в своём доме, терпит тысячу других унижений, которые приносит болезнь.
Что характерно, Пратчетт выбрал не кругосветное путешествие или реализацию каких-то других мечтаний, а работу. Он написал еще несколько романов и придумал множество вариантов развития событий, например, сюжет с строительством в Анк-Морпорке подземной канализации и водопровода, в ходе которого под Анк-Морпорком откапывают предыдущий Анк-Морпорк, а под ним - еще один, и не то что бы совсем вымерший. Также была идея убить кого-нибудь из главных героев - редактор серии предлагала это сделать давным-давно, но сначала жалко было терять персонажа, вокруг которого можно построить еще много новых сюжетов, а потом не хватило времени.
Для работы Пратчетт использовал систему распознавания речи, и она хорошо справлялась, если он только не начинал орать, а чаще диктовал все помощнику. Интересно, что один из последних больших романов - «Поддай пару» писался уже с большим трудом, когда Пратчетт не мог сам работать с компьютером, выступать, подписывать книги. При этом, отдельные эпизоды о пришествии эпохи пара в Анк-Морпорк писались легко, а магистральный сюжет не складывался совсем, что, наверное, указывает на природу авторского таланта. С сюжетом помогла многолетняя редактор Пратчетта, и, как мне кажется, он не очень отличается от того, что есть в других романах, где обычно генеральная линия не слишком важна. Роль редактора в творческом процессе Пратчетта вообще трудно переоценить. И целой группы людей, которым он звонил в любой момент, чтобы что-то обсудить - сюжетный ход или одно из явлений магического мира.
Тут бы, конечно, привести описание разных методов компенсации нарастающих когнитивных проблем, которые позволили Пратчетту писать бестселлеры почти до самой смерти, но эти методы сводятся к железной воле работать и рациональному использованию больших денег. Миллионы на счету помогают в трудных ситуациях. Тем не менее, история очень важная. Никто не знает, что сделают с его мозгом время и стрессы, а развёрнутых описаний, как оно бывает, не так много. Пратчетт, кстати, поставил своей целью сделать синдром Альцгеймера более видимым и согласился снимать документальный фильм о своей жизни после диагноза (есть на ютюбе, отличный) - съёмочная группа работала у него дома целый год, снял фильм об эвтаназии, тратил много времени и сил на выступления.
Там один из самых грустных моментов - это описание дня, когда новое лекарство вдруг подействовало, и Роб поутру увидел практически прежнего, здорового Терри. Но только на один день, потом состояние снова стало ухудшаться, и писатель еще раз пережил постепенное погружение в туман, застилающий мысли и память.
В книжке о геймификации вычитала про виртуальные паломничества, популярные в средние века. Не все могли отправиться в Иерусалим лично, но была неплохая альтернатива - монастыри устраивали натуральные виртуальные паломничества, участницы которых (чаще всего это были женщины, избегающие трудного и опасного путешествия на Святую Землю) по специальному скрипту-руководству шагали нужное количество шагов - сообразно маршруту, молились, "поднимались в гору", падали, узнавали, что они бы увидели и услышали бы в каждой точке. Также выпускалось руководство для индивидуального виртуального паломничества, с картами и всем необходимым.
https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
^ А чего он о паломничествах заговорил - вся система индульгенций была замечательно формализована через количество дней, вычитаемых из пребывания души в чистилище, за те или иные благочестивые действия: пожертвования разного типа, посещение служб, молитвы, полное чтение молитв по четкам, и, конечно же, паломничества. Виртуальные паломничества тоже считались - каждый шаг, сделанный с определенной молитвой, отнимал сорок дней из необходимого срока очищения в чистилище. В книге этого не написано, но любопытно, был ли справочник по тому, сколько штрафных дней добавляет какой грех.
Такое впечатление, что в человеческую психику потребность приписывать всему условные значения и считать их вшита очень глубоко. Постоянно что-то такое придумывается, причем, изначально в этом не было ни тени игры. Возможно, называть применение подсчета очков и рейтингов геймификацией глубоко ошибочно, они не происходят из игр, это игры их втянули в себя. Или мы и правда - игровые персонажи в симуляции и это сквозь все сложные и красивые оболочки проглядывает простая механика.
https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
Такое впечатление, что в человеческую психику потребность приписывать всему условные значения и считать их вшита очень глубоко. Постоянно что-то такое придумывается, причем, изначально в этом не было ни тени игры. Возможно, называть применение подсчета очков и рейтингов геймификацией глубоко ошибочно, они не происходят из игр, это игры их втянули в себя. Или мы и правда - игровые персонажи в симуляции и это сквозь все сложные и красивые оболочки проглядывает простая механика.
https://www.amazon.com/Youve-Been-Played-Corporations-Governments-ebook/dp/B09PMSNGT2/
Коротки списки Просветителя и Просветителя.Перевод готовы!
Я думаю, что короткий список - и есть основной продукт премии. Просветитель же нужен, чтобы развивать рынок нон-фикшена в России и популяризовывать популяризаторство. Механика многоступенчатого выявления Самой Лучшей Книги - это такая игрофикация, а вообще мы хотим, чтобы научно-популярные книжки читались как можно больше. В первую очередь, потому что чтение нон-фикшена - это огромное удововольствие. Я читаю нон-фикшн, чтобы еще раз пережить изумление перед упоительно-сложным устройством мира. Как ни странно, нон-фикшн для меня - намного более эмоциональное чтение, чем беллетристика. Да что там говорить, я и беллетристику считаю хитропридуманной формой нон-фикшена, потому что в любом романе автор всегда пишет о ситуации вокруг себя, даже если сюжет рассказывает о людях из другого времени, эльфах или киборгах. Про эльфов, если это хорошая книжка, тоже нон-фишкн, просто автор выбрал весьма опосредованный способ передать свои размышления о реальности.
Мы в жюри Просветителя.Перевод много спорили, но наши короткие списки мне очень нравятся. Триумфатором коротких списков становится импринт Бомборы "Кругозор Пескова", по книге которого есть в научно-естественной и гуманитарной номинации: "Зачем нужна геология. Краткая история прошлого и будущего нашей планеты" и "Разгадка кода майя: как ученые расшифровали письменность древней цивилизации". В общем, если хотите что-то почитать для себя новое, берите шот-листы Просветителя, тем более, многие книги доступны на Букмейте. http://premiaprosvetitel.ru/news/view/?396
Я думаю, что короткий список - и есть основной продукт премии. Просветитель же нужен, чтобы развивать рынок нон-фикшена в России и популяризовывать популяризаторство. Механика многоступенчатого выявления Самой Лучшей Книги - это такая игрофикация, а вообще мы хотим, чтобы научно-популярные книжки читались как можно больше. В первую очередь, потому что чтение нон-фикшена - это огромное удововольствие. Я читаю нон-фикшн, чтобы еще раз пережить изумление перед упоительно-сложным устройством мира. Как ни странно, нон-фикшн для меня - намного более эмоциональное чтение, чем беллетристика. Да что там говорить, я и беллетристику считаю хитропридуманной формой нон-фикшена, потому что в любом романе автор всегда пишет о ситуации вокруг себя, даже если сюжет рассказывает о людях из другого времени, эльфах или киборгах. Про эльфов, если это хорошая книжка, тоже нон-фишкн, просто автор выбрал весьма опосредованный способ передать свои размышления о реальности.
Мы в жюри Просветителя.Перевод много спорили, но наши короткие списки мне очень нравятся. Триумфатором коротких списков становится импринт Бомборы "Кругозор Пескова", по книге которого есть в научно-естественной и гуманитарной номинации: "Зачем нужна геология. Краткая история прошлого и будущего нашей планеты" и "Разгадка кода майя: как ученые расшифровали письменность древней цивилизации". В общем, если хотите что-то почитать для себя новое, берите шот-листы Просветителя, тем более, многие книги доступны на Букмейте. http://premiaprosvetitel.ru/news/view/?396
Читаю исследование того, как соцсети стали инструментом формирования модели идеальной жизни, - книгу Кати Колпинец "Формула грез". Основным предметом рассмотрения стала запрещенная соцсеть запрещенной компании, но принципиального значения это не имеет - суть процесса одна во всех соцсетях.
Там есть глава про спектализацию туризма: когда каждая турпоездка должна быть отображена в виде путешествия, одновременно и особенного, не такого, как у воображаемого вульгарного пакетного туриста, и отвечающего обязательным для миллионов пользователей соцсетей правилам: в постах должны быть фотографии, где герой стоит один или в паре на сногсшибательном фоне (за рамками кадра может клубиться очередь из желающих сделать свой снимок "я наедине с водопадом, предрассветными руинами, мостом над бездной"), довольно определенные картинки пляжей, еды, знаковых сооружений, выразительная репортажка с экзотических улиц, фотография из илюминатора самолета - желательно, чтобы крыло было в правильной стороне кадра, как это видно из бизнес-класса.
Автор описывает, что идея приятного "живописного пейзажа" сформировалась в конце восемнадцатого века и предполагала изображение романтического идеала нетронутой природы с хорошеньким доиндустриальным объектом типа увитого плющом домика или прелестной развалины. Когда построение новых империй девятнадцатого века привело к появлению "колониального туризма", люди, по большей части, привозили из поездок именно такие романтические скетчи, акварели и фотографии - с природой и чем-то красивым типа дворца или храма. Классическая инста-тревел фотография в стиле "на берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн" и снимок зачищенного от людей и мельтешения знакового здания - это наследие колониальных зарисовок, которое протащили за собой путешествующие по Индии бритиши.
https://www.litres.ru/katya-kolpinec/formula-grez-kak-socseti-sozdaut-nashi-mechty/
Там есть глава про спектализацию туризма: когда каждая турпоездка должна быть отображена в виде путешествия, одновременно и особенного, не такого, как у воображаемого вульгарного пакетного туриста, и отвечающего обязательным для миллионов пользователей соцсетей правилам: в постах должны быть фотографии, где герой стоит один или в паре на сногсшибательном фоне (за рамками кадра может клубиться очередь из желающих сделать свой снимок "я наедине с водопадом, предрассветными руинами, мостом над бездной"), довольно определенные картинки пляжей, еды, знаковых сооружений, выразительная репортажка с экзотических улиц, фотография из илюминатора самолета - желательно, чтобы крыло было в правильной стороне кадра, как это видно из бизнес-класса.
Автор описывает, что идея приятного "живописного пейзажа" сформировалась в конце восемнадцатого века и предполагала изображение романтического идеала нетронутой природы с хорошеньким доиндустриальным объектом типа увитого плющом домика или прелестной развалины. Когда построение новых империй девятнадцатого века привело к появлению "колониального туризма", люди, по большей части, привозили из поездок именно такие романтические скетчи, акварели и фотографии - с природой и чем-то красивым типа дворца или храма. Классическая инста-тревел фотография в стиле "на берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн" и снимок зачищенного от людей и мельтешения знакового здания - это наследие колониальных зарисовок, которое протащили за собой путешествующие по Индии бритиши.
https://www.litres.ru/katya-kolpinec/formula-grez-kak-socseti-sozdaut-nashi-mechty/
Литрес
«Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» – Катя Колпинец | ЛитРес
Каждый день мы конструируем свой идеальный образ в соцсетях: льстящие нам ракурсы, фильтры и постобработка, дорогие вещи в кадре, неслучайные случайности и прозрачные намеки на успешный успех. За две…
И по поводу главного тезиса книги о соцсетях, вынесенного в синопсис - что они формируют образы идеальной жизни, и очевидная нереалистичность этих образов может быть вредной для душевного равновесия пользователей.
Я думаю, что проблема может быть в другом, в том, что через соцсети мир сам себе показывает не идеал, а новую норму. Демонстрация идеала необходима, а смещение нормы - серьезная штука. В социальных сетях спродюссированные картинки, которые подробно описаны в книге - лицо, тело, поездки, дом, дети, бизнес, отношения - показывают не специальные отдельные люди, а прям все твои знакомые и потенциально-знакомые люди, и это как раз уже работа с нормой. Что очень интересно с точки зрения всякой антропологии, и хотелось бы об этом почитать побольше.
https://www.litres.ru/katya-kolpinec/formula-grez-kak-socseti-sozdaut-nashi-mechty/
Я думаю, что проблема может быть в другом, в том, что через соцсети мир сам себе показывает не идеал, а новую норму. Демонстрация идеала необходима, а смещение нормы - серьезная штука. В социальных сетях спродюссированные картинки, которые подробно описаны в книге - лицо, тело, поездки, дом, дети, бизнес, отношения - показывают не специальные отдельные люди, а прям все твои знакомые и потенциально-знакомые люди, и это как раз уже работа с нормой. Что очень интересно с точки зрения всякой антропологии, и хотелось бы об этом почитать побольше.
https://www.litres.ru/katya-kolpinec/formula-grez-kak-socseti-sozdaut-nashi-mechty/
Литрес
«Формула грез. Как соцсети создают наши мечты» – Катя Колпинец | ЛитРес
Каждый день мы конструируем свой идеальный образ в соцсетях: льстящие нам ракурсы, фильтры и постобработка, дорогие вещи в кадре, неслучайные случайности и прозрачные намеки на успешный успех. За две…
Друзья, мы с Просветителем открываем книжный клуб, в котором будем говорить о научно-популярных книгах.
Клубов, где можно поспорить о художественной литературе, много, а вот найти компанию, готовую обсуждать устройство предпринимательства в Москве девятнадцатого века, философское значение возможной тепловой смерти Вселенной и загадки иммунной системы, всегда сложнее. Еще у нон-фикшена есть опасная особенность - это книги, которые часто покупаются "для лучшей версии себя" - того, кто внимательно прочитает великий интеллектуальный бестселлер, а не будет скролить ленты соцсетей. Не всегда с этим прекрасным человеком удается совпасть во времени и пространстве. Я думаю, что клуб - это как раз место материализации этих лучших версий нас.
Для клубного чтения мы выбрали из списков Просветителя те работы, которые, на наш взгляд будет наиболее интересно обсуждать. Встречи клуба будут проходить он-лайн, небольшими группами. Ведущими будем мы с Александром Гавриловым. По итогам обсуждений планирую делать небольшой дайджест с самыми яркими тезисами обсуждений. Подробности и запись здесь: http://club-prosvetitel.com - очень жду. Еще прошу шера и репоста!
Клубов, где можно поспорить о художественной литературе, много, а вот найти компанию, готовую обсуждать устройство предпринимательства в Москве девятнадцатого века, философское значение возможной тепловой смерти Вселенной и загадки иммунной системы, всегда сложнее. Еще у нон-фикшена есть опасная особенность - это книги, которые часто покупаются "для лучшей версии себя" - того, кто внимательно прочитает великий интеллектуальный бестселлер, а не будет скролить ленты соцсетей. Не всегда с этим прекрасным человеком удается совпасть во времени и пространстве. Я думаю, что клуб - это как раз место материализации этих лучших версий нас.
Для клубного чтения мы выбрали из списков Просветителя те работы, которые, на наш взгляд будет наиболее интересно обсуждать. Встречи клуба будут проходить он-лайн, небольшими группами. Ведущими будем мы с Александром Гавриловым. По итогам обсуждений планирую делать небольшой дайджест с самыми яркими тезисами обсуждений. Подробности и запись здесь: http://club-prosvetitel.com - очень жду. Еще прошу шера и репоста!
Club-Prosvetitel
Книжный клуб "Просветитель"
Мы узнаем из книг, как устроен мир
Сегодня в "Пионере" можно посмотреть экранизацию "Сердца Пармы" в обществе Алексея Иванова, который тоже будет смотреть кино в зале, а потом - раздавать автографы. Роман на меня произвел большое впечатление, фильм хвалят.
Выглядит, как хороший план на вечер пятницы.
https://pioner-cinema.ru/event/serdtse-parmy-spetsialnyj-pokaz-i-vstrecha-s-avtorom-knigi/
Выглядит, как хороший план на вечер пятницы.
https://pioner-cinema.ru/event/serdtse-parmy-spetsialnyj-pokaz-i-vstrecha-s-avtorom-knigi/
В книге "Формула грез" описывается тезис, который может оказаться совершенно неверным, но выглядит интересно - что скандинавский дизайн, как мы его себе представляем - много гладкого светлого дерева, простые чистые линии, природные материалы, ровные цевета и базовые принты, минимализм - был в заметной свой части придуман американскими кураторами (в хорошем, выставочно-музейном смысле) передвижной выставки "Дизайн в Скандинавии", проходившей с 1954 по 1957 год. Они взяли вымышленную слегка ностальгическую картинку обобщенного северного края, которая очень понравилась чиновникам, промышленникам и журналистам настоящих скандинавских стран, потому что была легка в исполнении и хорошо продавалась. Так утвердился узнаваемый стиль, который относительно недорого реализуется, и здорово смотрится на фотографиях.
Это называется "самоэкзотизация", и похожий фокус много раз провернули японцы со своим искуством уборки, икигаем и другими экспортными концепциями.
Это называется "самоэкзотизация", и похожий фокус много раз провернули японцы со своим искуством уборки, икигаем и другими экспортными концепциями.
И вычитала в "Формуле грез" элегантный термин "алгоритмическое воображаемое", который предложила Тина Бухер. Алгоритмическое воображаемое - это совокупность представлений о том, как работают алгоритмы поисковых систем, соцсетей или контекстной рекламы. Ходит миллион поверий: ссылка в первом комментарии, теневой бан или приоритетное продвижение рилзов. Но алгоритмы для пользователей - что-то настолько же непостижимое и решающее, как воля богов для персонажей Одиссеи. Алгоритм может забанить успешный аккаунт, обрубив продажи - это вполне отвечает правилам любой большой платформы. Алгоритм же может завирусить какую-то запись, обеспечив взлет просмотров. Никто точно не знает, можно только гадать по полету птиц.
Есть немного уже старая, но хорошая книжка "Оружие математического поражения". Она как раз о том, что контролировать работу с персональными данными - важно, но задача со звездочкой - это какой-то контроль за качеством и добросовестностью алгоритмов, которыми эти данные обрабатываются. Потому что там же черный ящик, и как именно скоринг делает вывод о благонадежности человека, о тарифах для него или первичном отборе резюме в массовом найме - неизвестно. Про персональные данные хоть что-то уже придумали, хотя и тупо, на поле же контроля алгоритмов, и, особенно, результатов работы нейросетей, еще конь не валялся.
http://www.prometa.pro/2016/10/%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
Есть немного уже старая, но хорошая книжка "Оружие математического поражения". Она как раз о том, что контролировать работу с персональными данными - важно, но задача со звездочкой - это какой-то контроль за качеством и добросовестностью алгоритмов, которыми эти данные обрабатываются. Потому что там же черный ящик, и как именно скоринг делает вывод о благонадежности человека, о тарифах для него или первичном отборе резюме в массовом найме - неизвестно. Про персональные данные хоть что-то уже придумали, хотя и тупо, на поле же контроля алгоритмов, и, особенно, результатов работы нейросетей, еще конь не валялся.
http://www.prometa.pro/2016/10/%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
Prometa
Оружие математического поражения - Prometa
Weapons of Math Destruction: How Big Data Increases Inequality and Threatens Democracy Однажды вы будете болтать с друзьями и похвастаетесь, что заплатили за автомобильную страховку всего х денег, и тут ваш собеседник потемнеет лицом и огорченно скажет, что…
Если вдуматься, то блогер, зарабатывающий на своём аккаунте любой крупной платформы - YouTube, запрещённая сеть, OnlyFans - не столько предприниматель, сколько пролетарий в квадрате. Обычный пролетарий по Марксу владеет своим трудом и квалификацией, которые продаёт капиталисту, владеющим средствами производства. Поэтому пролетарий может иметь большую зарплату, даже огромную (большую, чем доход предпринимателя), но никогда не догонит капиталиста.
Тем, чем для классического капиталиста были детали, выточенные рабочим, для платформы является сгенерированные блогером часы просмотра контента. И, как рабочему было все равно, что там дальше концерн будет делать с этими деталями, так и блогера, в общем, не волнует, как соцсеть обойдётся с привлеченными им пользователями, их данными, часами включённого внимания. Дальше начинаются отличия, но они даже не в том, что классическому пролетарию, как правило, платят зарплату, а блогеру платформа чаще всего не платит ничего.
Главное различие в том, что, если бы рабочий был в ситуации «владельца» аккаунта, то он бы приходил не к готовому к работе станку и куче заготовок, а к размеренному мелом «его» месту на полу цеха, где есть розетка и лампочка, а все остальное он должен был бы принести из дома, купить у завода или сторонних производителей, сделать с помощью друзей, наёмных помощников, волонтёров, жены и собаки - это уж кто чем богат. Детали заберёт себе завод, но все попутное можно брать себе и как-то продавать, иногда дорого. У самых удачливых рабочих производство начинало бы занимать три цеха, с разными красивыми штуками и отдельной командой на зарплате, приносить деньги и славу, но завод в любой момент без всяких объяснений может это все закрыть, потому что по-настоящему никакие созданные человеком средства производства ему не принадлежат.
Это я дочитала «Фабрику грёз» и часть бесплатного фрагмента книги о мифе про блогеров, которые получают деньги за страстно любимую креативную работу, в отличие от рабов корпораций - (Not) Getting Paid to Do What You Love: Gender, Social Media, and Aspirational Work и поняла, что проблема вообще не в сконструированных или разбитых мечтах, а в капитализме, который маскирует под предпринимательство такой адский пролетариат, что фабриканты конца девятнадцатого века позавидовали бы.
https://www.litres.ru/katya-kolpinec/formula-grez-kak-socseti-sozdaut-nashi-mechty/?lfrom=ID14862696
Тем, чем для классического капиталиста были детали, выточенные рабочим, для платформы является сгенерированные блогером часы просмотра контента. И, как рабочему было все равно, что там дальше концерн будет делать с этими деталями, так и блогера, в общем, не волнует, как соцсеть обойдётся с привлеченными им пользователями, их данными, часами включённого внимания. Дальше начинаются отличия, но они даже не в том, что классическому пролетарию, как правило, платят зарплату, а блогеру платформа чаще всего не платит ничего.
Главное различие в том, что, если бы рабочий был в ситуации «владельца» аккаунта, то он бы приходил не к готовому к работе станку и куче заготовок, а к размеренному мелом «его» месту на полу цеха, где есть розетка и лампочка, а все остальное он должен был бы принести из дома, купить у завода или сторонних производителей, сделать с помощью друзей, наёмных помощников, волонтёров, жены и собаки - это уж кто чем богат. Детали заберёт себе завод, но все попутное можно брать себе и как-то продавать, иногда дорого. У самых удачливых рабочих производство начинало бы занимать три цеха, с разными красивыми штуками и отдельной командой на зарплате, приносить деньги и славу, но завод в любой момент без всяких объяснений может это все закрыть, потому что по-настоящему никакие созданные человеком средства производства ему не принадлежат.
Это я дочитала «Фабрику грёз» и часть бесплатного фрагмента книги о мифе про блогеров, которые получают деньги за страстно любимую креативную работу, в отличие от рабов корпораций - (Not) Getting Paid to Do What You Love: Gender, Social Media, and Aspirational Work и поняла, что проблема вообще не в сконструированных или разбитых мечтах, а в капитализме, который маскирует под предпринимательство такой адский пролетариат, что фабриканты конца девятнадцатого века позавидовали бы.
https://www.litres.ru/katya-kolpinec/formula-grez-kak-socseti-sozdaut-nashi-mechty/?lfrom=ID14862696