Православие.Ru
17.5K subscribers
15.6K photos
9 videos
2 files
8.59K links
Официальный канал портала Православие.Ru
加入频道
Испанская марка на рубеже I и II тысячелетий

История Европы дохристианской и христианской

Протоиерей Владислав Цыпин

Северо-восток Пиренейского полуострова на рубеже I и II тысячелетий занимала Испанская марка, позже, в XII веке, названная Каталонией. Юридически она входила в состав королевства западных франков, что, однако, слабо сказывалось на ее реальном политическом статусе. Испанская марка представляла конгломерат из графств, политически не зависевших от сюзерена – короля западных франков, царствовавшего за Пиренеями.

Казну Испанской марки обогащали торговые связи с халифатом. Важной статьей доходов была пошлина, взимаемая с торговых судов, прибывавших с товарами в Барселонский порт. Благосостоянию Испанской марки немало способствовал также проходивший через ее территорию паломнический маршрут к мощам апостола Иакова, покоившимся на противоположной стороне Пиренейского полуострова – в Галисии.

https://pravoslavie.ru/166587.html
«Перестаньте жить по-инославному!»

Святитель Феофан об образовании, безбожии и революции

Варвара Каширина

«Ныне говорят и пишут и печатают много богоборного. Думаете, это останется даром? Нет.».

https://pravoslavie.ru/80307.html
«Будьте сердцем в вышних, и будете всегда на Выше»

Святитель Феофан о Вышенской пустыни

Варвара Каширина

Бремя настоятельства тяготило святителя. Освободившись от забот по управлению монастырем, преосвященный Феофан начал вести истинно подвижническую жизнь. Вместе с иноками в течение шести лет он ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию соборно с братией.

На время Великого поста 1873 года святитель затворился в своей келье, как бы испытывая твердость своего намерения уйти в затвор. В 1874 году вышенский подвижник окончательно затворился в своей келье.

Период затвора – это время сокровенных подвигов святителя, известных одному Богу, время сокровенной жизни, практически не известной окружающему миру. И хотя святитель тщательно скрывал свои духовные подвиги, называя свой затвор «запором», однако его советы о молитве, о духовном делании показывают, что он сам был великим молитвенником и предстателем:

В 1892 году, уже будучи маститым старцем, незадолго до своего перехода в вечные обители, святитель признавался, что на Выше он был по-настоящему – духовно – счастлив: «Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым…».

https://pravoslavie.ru/166620.html
Совет Феофана Затворника: можно ли поминать «неисправимых грешников»?

Священник Павел Сержантов

В русское понятие «любовь» прочно встроен смысл «милость, жалость». Крестьяне так и воспринимали любовь: «Жалеет – значит, любит». Господь от нас хочет милости-жалости-любви к ближнему, а не жертвы, – то есть выполнения только справедливо обозначенного круга обязанностей по отношению к Богу и ближнему.

https://pravoslavie.ru/166618.html
Монахиня Херувима (Мурузи-Келлер; 1872–1959)

Мария Тоболова

В 1896 году 39-летний граф Федор Артурович Келлер обвенчался с 25-летней княжной Марией Александровной Мурузи. Это был тот случай, когда супруги составляли единое целое, взаимно дополняя друг друга: он – образец мужества, отваги и властности; она – воплощение кротости, застенчивости, доброты, верности мужу, гордости за его воинские подвиги.

…В последние недели жизни Федор Артурович Келлер всё чаще задумывался о принятии пострига, и вскоре его желание осуществилось: он стал иноком Николаем. В Киеве в ноябре 1918 года вместе с супругом ангельский чин с именем Херувима приняла и графиня Мария Александровна Келлер. После пострига монахиня Херувима подвизалась в Межгорье, близ Киева, в обители, приписанной к киевскому Покровскому монастырю. Она перебралась в эту обитель всего за день до вступления петлюровцев в Киев.

В ночь с 21 на 22 декабря 1918 года в Киеве был подло убит петлюровцами выстрелами в спину генерал от кавалерии Русской императорской армии граф Федор Артурович Келлер. Когда вдове сообщили о гибели супруга, она тайно пробралась в Покровский монастырь на отпевание мужа, воина-мученика Феодора (в иночестве Николая), которое состоялось спустя три дня после его гибели. В течение сорока поминальных дней монахиня Херувима оставалась в ее обители и прислуживала владыке Нестору (Анисимову).

https://pravoslavie.ru/166629.html
Эльфрик. Проповедь на Богоявление

Протодиакон Владимир Василик

Мы должны через послушание, и воздержание, и cмирение должным образом шествовать к нашему отечеству и со святыми cилами взыскивать ту землю, которую мы потеряли из-за преступления.

https://pravoslavie.ru/166624.html
Встреча Рождества и Нового года в Херсонесе

ВИДЕОРОЛИК

За зимние каникулы в Новом Херсонесе побывали ок. 200 тыс. чел.

https://pravoslavie.ru/166660.html
«Совсем как наш дедушка»

История о чудесной помощи святителя Николая

Ксения Гринькова

Когда в очередной отпуск Надежда с мужем полетела на Крит, она уже не надеялась на чудо. А там впервые за долгое время зашла в храм. Увидела икону святителя Николая Чудотворца, который был изображён не в епископском одеянии, а в виде простого старца с белой бородой. «Совсем как наш дедушка», – сказала она матери по телефону. И стала Надежда ходить к нему молиться каждый день.

https://pravoslavie.ru/166669.html
Парковочная карточка

Еще раз об удивительных свойствах мелких неприятностей

Инокиня Наталья (Каверзнева)

«Скорая» уже уехала, но какое-то движение вокруг разбитых машин еще наблюдалось. Впрочем, подробностей не помню, потому что не могла оторвать взгляда от «сэндвича» из двух легковых машин: одна торчала из сугроба, другая стояла частью на этом сугробе, а частью на крыше первой машины!

https://pravoslavie.ru/166677.html
«Щепка в сердце»: честная и обнадеживающая книга о приемном родительстве

Мария Минаева

Самые ценные вещи в этой книге – правда и любовь.

Для многих, особенно тех, кто смотрит со стороны, искренний рассказ о сложностях приемного ребенка, его адаптации и жизни с ним вызывает негодование. Как можно говорить о раздражении, отторжении, гневе, усталости! Это же ребенок! Он априори должен восхищать и умилять! Оксана честно пишет, как непросто давалась адаптация Ангелины, говорит о своих ощущениях, и эта искренность вызывает доверие и уважение. Да, запах ребенка может раздражать. А его плач утомлять до такой степени, что начинаешь бояться за свое ментальное здоровье. Да, иногда все кажется беспросветным и закрадываются мыслишки, а правильное ли решение мы приняли.

И здесь пришла пора сказать о любви. Мне показалось очень важной прививкой от экзальтации то, как Оксана ее описывает. Это не любовь-слова, не сладенькие эпитеты, не красивые мысли. Это любовь-дело, прочно стоящая на знании, ЧТО за ребенок теперь рядом со мной и почему он такой.

https://pravoslavie.ru/166681.html
Юрлово: первая архиерейская литургия в полуразрушенном храме

ФОТОРЕПОРТАЖ

Дмитрий Кирюхин

В 1950-60-х гг. ради строительства дороги власти взорвали алтарную часть, а трапезную и верхние ярусы колокольни разобрали на кирпич.

https://pravoslavie.ru/166685.html
Новые традиции празднования Татьянина дня в Новом Херсонесе

Новый Херсонес, Крым, 24 января 2025 года

История главного студенческого праздника насчитывает более 250 лет и связана с православным календарем. Именно 12/25 января 1755 года, в день, когда церковь чтит память святой мученицы Татьяны, граф Шувалов представил Императрице Елизавете Петровне проект Московского университета. С тех пор праздник святой Татьяны стал Днем российских студентов. Святую считают покровительницей всех «устремленных к свету знаний», к ней с молитвами обращались с просьбами о помощи в обучении, любви и благополучии. В традиции праздника с давних времен входило обязательное посещение молебна в храме, после которого студентов собирали за братской трапезой, а с напутствием к ним обращался ректор или старший преподаватель.

В этом году основу севастопольской традиции встречи Дня студента заложат в Новом Херсонесе и Свято-Владимирском монастыре. Здесь в ночь с 24 на 25 января пройдет Божественная литургия в соборе с пением большого архиерейского хора, который в этот день предстанет в расширенном составе.

После величественный крестный ход спустится в Новый Херсонес, чтобы под открытым звездным небом в храме-парке совершить краткий молебен мученице Татьяне.

Далее гостей ждет насыщенная программа до самого утра: с 02:00 трапеза, поздравления, беседы со священнослужителями, настольные игры, песни под гитару и многое другое.

Стать участником праздника можно только студентам и преподавателям ВУЗов по студенческому билету / удостоверению преподавателя и паспорту. Необходима предварительная регистрация по ссылке: https://forms.yandex.ru/u/67854b7702848f34daa994b7/

До встречи в Новом Херсонесе!

https://pravoslavie.ru/166703.html
День памяти св. мц. Татьяны и день студента в Новом Херсонесе

ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ

В ночь с 24 на 25 января пройдет Божественная литургия, затем крестный ход спустится в Новый Херсонес, где будет отслужен краткий молебен мученице Татьяне. Далее гостей ждет насыщенная программа до самого утра.

https://pravoslavie.ru/166711.html
Память святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии

Житие — проповеди — фотогалереи — храмы — богослужение.

https://pravoslavie.ru/59037.html
Житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Иберии

Святитель Димитрий Ростовский

Грузия есть удел Пренепорочной Божией Матери: по особой воле Божией Ей выпал жребий благовествовать там Евангелие Своего Сына и Господа Иисуса Христа.

https://pravoslavie.ru/59035.html
Дева – Апостол

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Свет Евангелия, принесенный девой Ниной в Грузию, как светильник, зажженный от огней Иерусалимского храма, воплотился в дивные произведения христианской письменности и церковного искусства, в величественные соборы, похожие на изваяния из цельных глыб гранита, в церкви – каменные цветы, украсившие всю страну, как сад Пресвятой Богородицы, в часовни, венчающие вершины гор, так что сами скалы и утесы кажутся подножьями храмов.

https://pravoslavie.ru/44338.html
Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом и символика эпохи Иоанна Грозного

Мария Рубцова

Многопридельные храмы – исключительное явление в контексте художественно-символической программы в царствование Иоанна Грозного. Многопридельность храма – это очень необычное воплощение художественного мышления того времени. Композиция таких храмов кардинально отличается от предшествующей традиции, когда храм мыслился как единое цельное пространство, а если и устраивались приделы, то в алтаре или на хорах. Причем эти приделы, как правило, не были связаны с изначальным замыслом храма, они появлялись после его постройки, чаще всего по чьему-либо обету. Таким образом, сонм святых покровителей храма складывался в течение какого-то времени, не сразу.

Богоявленский собор Авраамиева монастыря стал первым памятником правления Иоанна Грозного, в котором основой композиции стала многопридельность.

https://pravoslavie.ru/166670.html
«Белая Гвардия» как христианский роман

Иерей Тарасий Борозенец

Булгаков не описывает, не объясняет, не мудрствует, но живописует жизнь точными, сочными и яркими мазками, извне и изнутри, так что внешнее и внутреннее сливаются в единую нераздельно-неразлучную тайну настоящего. Ты просто видишь то, о чём он пишет, живёшь той же жизнью, о которой он повествует, страдаешь и радуешься вместе с его героями.

https://pravoslavie.ru/166704.html
Пушкин – лицеист

Отрывок из повести «Русский гений»

Светлана Замлелова

Когда в 1815-м году на переводном экзамене Пушкин прочитал своё стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», приглашённый Гавриил Романович Державин, человек уже немолодой, откровенно дремавший до выступления Пушкина, вдруг оживился и даже воспрял.

https://pravoslavie.ru/166707.html
Задание из «Комсомолки», выполненное спустя 60 лет

Как советские романтики стали русскими православными. Часть 2

Алексей Солоницын

В гостинице мы укладываемся спать. Я, закрыв глаза, продолжаю видеть перед собой «Шествие праведников в рай», роспись Андрея Рублева во Владимирском Успенском соборе…

Что мне делать теперь? Искать какого-то комсомольского вожака, сочинять за него «Дневник политработы»? То есть придумывать что-то для того, чтобы пробиться в штат «Комсомолки»? Или отдаться всем тем впечатлениям, которые проникли в самую душу? Прямо-таки толпой навалились – и столько вопросов возникло! Например, почему такую Божественную красоту надо было уничтожать? Да еще с таким остервенением? Ведь это наша история, наши ценности, которыми мы должны гордиться, как итальянцы, к примеру, гордятся Рафаэлем и Леонардо… Возьмем «Троицу» Андрея Рублева» – о ней мне удалось услышать от Андрея Тарковского. Он сказал, что «Троица» Рублева есть еще одно доказательство существования Бога, как утверждает философ Павел Флоренский.

Тарковский употреблял в беседе имена, которые я слышал впервые. Он был молод, на два года старше Толи, меня на шесть, а рассуждал так сильно, так свежо и доказательно, что я весь превратился в слух, удивляясь его начитанности, умению высказать свои мысли. Вот чей дневник надо бы мне принести в «Комсомолку»!

https://pravoslavie.ru/166781.html
«А вот она... Не то что ты!»

Екатерина Харченко

Есть ли смысл требовать плода во сто крат от того, кто, в силу своих ресурсов и способностей, может принести только тридцать? Я думаю, ответ очевиден.

Многие из нас подвергались таким сравнениям. И у многих, возможно, до сих пор остался неприятный осадок. Не угодил родителям, не оправдал их ожиданий, недостаточно хорошо учился, не радовал своими успехами.

https://pravoslavie.ru/166775.html