Правблог
8.69K subscribers
1.52K photos
304 videos
3 files
6.61K links
Православные блогеры. Живой взгляд на все, что волнует и интересно православным.

Резервный канал - @pravblogreserved

На сербском -
@pravblogs

На английском -
@pravblogen

Обратная связь: @pravblog1feedbackbot
加入频道
⚡️"Мы приветствуем визит патриарха Варфоломея в Украину, если он приедет для того, чтобы извиниться перед Украинской Православной Церковью, её духовенством и верующими", - Управделами УПЦ.

Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний :

Полагаю, что любой президент вправе посещать любое государство и любого религиозного лидера. Но есть и другой аспект. Любой президент думает прежде всего о своём государстве, о его стабильности, обществе и о том, как оно развивается. И в этом плане, конечно, приезд патриарха Варфоломея в Украину не принесёт мира и спокойствия. Потому что он несет личную ответственность за то, что у нас происходит в религиозной сфере на протяжении последних лет. А это отнятие наших храмов, избиение наших священников, наших верующих людей. Это все - личная ответственность именно патриарха Варфоломея, поскольку это происходило после того, как он даровал томос украинским раскольникам.

Поэтому если патриарх Варфоломей хочет приехать в Украину для того, чтобы попросить прощения у Украинской Православной Церкви, у наших священников, у наших верующих, то мы приветствуем такой приезд.

Но полагаю, что он хочет приехать сюда триумфатором. А этот триумф ложный. И принесёт в жизнь украинского общества только раздор и разделение. В связи с этим Украинская Православная Церковь считает, что такой приезд является нецелесообразным
.

https://youtu.be/jt91EEsHcaY
Прямо какая-то серия постов про известного запрещенного протодиакона, ставшего участником судебного разбирательства в церковном суде.

Теперь он рассуждает о несовершенстве церковной судебной системы, будучи поддержан неким автором анонимного канала, новоявленного англиканина по вероисповеданию, как некоторые утверждают.

Не могу не сравнить со светским уголовным процессом.

Вот ловят тебя на воровстве - а ты начинаешь авторитетно рассуждать о том, что институт права собственности является очень несовершенным и устаревшим явлением.

Или следователь вынес постановление о заключении под стражу, а в ответ пост заключенного о том, как реформировать Уголовно-процессуальный кодекс, чтобы его туда не заключать.

Высокий уровень правосознания и ответственности за совершенство церковной судебной системы, что тут скажешь.
Две фракции в «ПЦУ»: ожидает ли раскольников новый раскол?

Коллеги пишут о тенденциях нового раскола самозванной «ПЦУ». По нашим данным в раскольничей «ПЦУ» сегодня два взгляда на отношения с Фанаром:

Именно один из них и отразил в своем интервью «митрополит» Михаил Зинкевич: недовольство содержанием томоса, ограничениями «украинской автокефалии», зависимость от Констатинополя и формированием паралелльного экзархата, подчиненного напрямую Фанару. В лагере с этим взглядом считают, что ситуация позволяет «покачать права» перед Константинополем и это не приведет к негативным последствиям. Логика в этом есть: Фанар так глубоко вошел в игру по украинскому вопросу, что теперь просто не сможет отозвать томос в случае бунта. Против будут и американцы, и власти Греции, и власти Кипра, принявшие участие в давлении на Поместные Церкви. Против будут сами предстоятели Поместных Церквей, признавших «ПЦУ», так как это поставит их в глупое положение. В еще более глупом положении окажется и сам патриарх Варфоломей, в том числе перед партнерами и спонсорами этого проекта.

Доказательство этого – «патриарх» Филарет, который снова вернулся к своему детищу «Киевский Патриархат» и активно критикует томос и Варфломея, разрушая и без того неприглядную картину «уврачевания украинского раскола» Фанаром. Так "картину портила" только сама УПЦ с ее подавляющим большинстом приходов, а так еще и Филарет снова вернул формулу «трех украинских православных юрисдикций», которая и была до вмешательства Варфломея в украинский раскол. И, не смотря на все это, Фанар (как и «ПЦУ») не могут «запретить в служении», «низвергнуть из сана», «объявить раскольником», «отлучить от Церкви» Филарета, так как после бесчинного снятия с него анафемы Русской Церкви это выглядело бы просто анекдотично. Вместо этого им приходится просто ждать, пока возраст Денисенко возьмет свое и проблема решится сама по себе.

«Ловушка последовательности», в которую попал Фанар, дает Зинкевичу и его единомышленникам возможность торговаться, пытаясь подкорректировать правила игры. Если не в вопросе прав «ПЦУ», то под прикрытием этого вопроса, расширения собственных прав и возможностей.

Второй взгляд представляет Епифаний (Деменко) и Ко. Он недоволен тем же, но ему есть что терять: роль «предстоятеля» «ПЦУ» на которой он и так не очень успешен. Он со сторониками боятся трений с Фанаром, так как понимают нулевое значение «ПЦУ» для православного мира без стамбульской поддержки. Боятся утраты доверия своих украинских спонсоров и амеркианских кураторов. И делают на них ставку: если первый лагерь начнет слишком активный саботаж, то американцы и профильные украинские службы смогут их «вразумить». И это тоже вполне логично.

Но помимо этого нужно учитывать саму природу раскольников. Если бы эти люди были способны к покаянию (хотя бы формальному), то оно могло бы стать для них пропуском к более легкому признанию в православном мире. Решение о признании покаявшихся (пусть даже перед другой Церковью) и заново рукоположенных бывших раскольников Фанару и Госдепу легче было бы продавливать среди Поместных Церквей. Но их гордыня, несмотря на регулярное проявление лицемерия и «гибкости», сделала такой маневр невозможным.
Св. Ириней Лионский пишет: «Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное Тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань». Если гордыня и корысть не удержала этих людей от рассечения Тела Христова, то что их удержит от разделения в самочинном сборище?
Журнал "Фокус" формирует свой рейтинг влиятельных украинцев.

В перечне кандидатов есть и Блаженнейший. Отец Николай Данилевич предлагает проголосовать за нашего Предстоятеля. Нужно всего лишь перейти по указанной ссылке.

https://yangx.top/MykolayDanylevych/260
"ПЦУ" замалчивает крайне неудобную для себя информацию.

На фоне удивительных по своей фантазии заявлений лидера "ПЦУ" о том, что его структура якобы является самой "большой конфессией" в Украине, в тени осталась одна крайне неприятная для раскольников тема. Настолько неприятная, что они попросту её стараются тихонько обойти стороной.

Так, если посмотреть недавний доклад Думенко, то в глаза бросается конкретный факт. А именно замалчивание количества "монахов" в структуре "ПЦУ".

Понятно, что у ушедших в раскол иноков, как таковых, быть не может. Однако даже для "галочки" "ПЦУ" не способно представить миру более или менее приемлемое число людей со статусом "монаха". И это с учётом того, что в структуру Думенко влились "УПЦ КП" и "УАПЦ", существовавшие в Украине не одно десятилетие.

Ситуация в этом плане настолько плоха, что спичрайтеры лидера "ПЦУ" побоялись прописывать число "монахов" в докладе своего шефа (ограничились лишь приблизительным (!!!) количеством "монастырей"). Их страхи понятны. Ведь если прочитать отчёт Управделами УПЦ митрополита Антония за 2020 год, то станет понятно, что в Украинской Православной Церкви насчитывается 4548 монахов. На этом фоне реальные соответствующие цифры "ПЦУ" будут выглядеть позорно. А приврать, видимо, раскольникам боязно. Это ведь не социологические исследования, которые можно с грехом пополам как-то выгородить. Это цифры, которые реально можно проверить. И тут уже никак не выкрутишься.

В силу этого так и хочется сказать - откуда у раскольников вообще берётся наглость для того, чтобы требовать у УПЦ Лавры? Да если, не дай Бог, хотя бы одна из них будет передана представителям "ПЦУ", те элементарно не смогут её заполнить своими "монахами". Даже при условии того, что лично Думенко и весь "епископат" "ПЦУ" запишутся в "насельники" обители.

#Леонид_Воеводин
Forwarded from Религия и политика. Александр Вознесенский
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Ко второй годовщине "объединительного собора" раскольников решил напомнить как все было 🙂

Cделал нарезку того что люди возле Софии отвечали журналисту Громадского.
Подавляющее большинство отвечавших заявили, что их свозили священники и чиновники за счет государства и религиозных структур. Некоторые из отвечавших прямо заявляли, что не являются православными, а некоторые прямо говорили, что в церковь не ходят.
Но даже при такой координации процессов, оказалось, что вместо ожидаемых 40 000 на площади, со слов журналиста, собралось около 5 000.
Как обратили внимание верующие, собрание возле собора св. Софии напоминало очередной первомай - люди, которые претендуют на то, что они являются сторонниками "единой церкви" пришли туда без икон и молитв, многие вообще в церковь не ходят, но зато многие стояли с флагами.
​​В «ПЦУ» официально признали внутренний раскол?

За день до того, как Филарет рукоположил «игумена» Михаила Ковалюка в «епископы», его (Ковалюка) запретили в служении и исключили из клира Херсонской «епархии ПЦУ» за «антицерковную и раскольническую деятельность». Аналогичным образом и с такой же формулировкой запретили в служении «иеромонаха» Феодосия Чернятинского.

Таким образом, в «ПЦУ» признали существование раскола во главе с Филаретом. Ранее Епифаний Думенко отрицал существование такого раскола.

На данный момент в структуре Филарета уже 12 «епископов». К слову, в «УАПЦ», на момент ее вхождения в состав «ПЦУ» было около 16 «епископов». То есть можно сказать, что «ПЦУ» только углубила и «раздула» раскол в Украине.

Возникает комический казус. Если патриарх Варфоломей признал Филарета законным «епископом», следовательно он не может не признать и его нынешние «рукоположения». Таким образом «епископский принтер» Филарета может «напечатать» какое угодно количество иерархов и на Фанаре не могут сказать «горшочек не вари», потому что из этого «горшочка» вышло большинство епископов «ПЦУ».

#Святослав_Галан
Кстати, на эти слова владыки Антония обратили внимание и в греческих СМИ.

https://www.romfea.gr/patriarxeia-ts/patriarxeio-mosxas/41090-mporispol-kalosorizoume-tin-episkepsi-tou-patriarxi-bartholomaiou-an-erxetai-na-zitisei-suggnomi
Пострадавший прихожанин УПЦ. 12 декабря в селе Михальча Черновицкой области сторонники "ПЦУ" разбили ему голову.

Фото Черновицко-Буковинской епархии УПЦ
Индикатор церковной жизни украинских юрисдикций: 19/1

Коллеги отмечают важный факт умолчания раскольниками из «ПЦУ» количества своих «монахов» и делают из него логичные выводы.

И действительно, в Православии уже более тысячи лет это важный индикатор духовной жизни Поместной Церкви. «Подвиг всякого инока — сверхъестественен: он непременно должен быть сопряжен с победою скотоподобного свойства телесного, соделавшегося по падении принадлежностью каждого человека» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов  о монастырских насельниках.

У сегодняшних раскольников часто много «епископов». Часто больше, чем монастырей. С 1991 года на Украине действовала, созданная еще после распада Российской империи, раскольничья УАПЦ. С 1992 года начал свою деятельность филаретовский «Киевский патриархат». Как известно, их объединение в «ПЦУ» состоялось два года назад.

Новые данные раскольники скрывают, потому обратимся к последним данным из доступных:

По данным на 2017 год в «УПЦ КП» было 60 «монастырей». В которых числилось 219 «монахов». В среднем 3,65 «монаха» на «монастырь». Но при этом, если вычеркнуть пару относительно крупных «монастырей», даже начинались логические парадоксы со статистикой. Например, в Черновецкой области 3 «монаха» на 4 «монастыря», в Тернопольской 5 «монахов» на 6 «монастырей»… Очевидно, что регистрация монастырей преследовала при такой статистике больше формальные цели, чем реальные.

В «УАПЦ» был 21 «монах» на 13 «монастырей» по всей стране. В Тернопольской области на 5 «монастырей» 5 «монахов» (вот уж край отшельников), в Винницкой на 1 «монастырь» 0 «монахов»…

Итого в сумме, в обеих раскольничьих юрисдикциях, было на 2017 год 240 «монахов» на 73 «монастыря». 3,29 «монаха» на 1 «монастырь».

Данные взяты из официальной сводной таблицы Минкульта Украины.

Для сравнения, в канонической Украинской Православной Церкви на сегодня 4548 монахов по данным на 2020 год. И 208 монастырей (по данным на 2017 год). Или среднестатистический 21,8 монах на 1 монастырь.

Почему важны эти цифры? Дело в том, что действительно можно сфальсифицировать любую социологию или просто манипулировать с вопросами, опрашивая на улице нецерковных людей о церковных симпатиях/антипатиях определяемых пропагандой по телевидению. Можно зарегистрировать много липовых общин на политических активистов или вообще одних и тех же людей. За этими общинами не будет ни храмов, ни настоящих прихожан. Можно, используя админресурс, даже переоформить на себя общины другой Церкви, как это делают раскольники. Но сфальсифицировать данные по монашествующим гораздо сложнее. Являясь индикатором реальной церковной жизни, они передают и соотношение прихожан канонической Церкви к прихожанам (не политическим сторонникам, а именно прихожанам) «ПЦУ»: 19 к 1. Любопытно, что примерно это же соотношение участников демонстрируют крестные ходы в Киеве канонической УПЦ и «ПЦУ», если из числа последних вычесть свезенных бюджетников.
Патриарх Ириней патриарху Варфоломею: "Боюсь как бы Вам не остаться одному на Босфоре".

Временно управляющий Белградо-Карловацкой Архиепископией епископ Иоанн вспомнил слова Патриарха Иринея, которые тот сказал главе Фанара по поводу церковного вопроса в Украине.

Когда Предстоятель Сербской Церкви при личной встрече умолял патриарха Константинопольского не идти на авантюру в Украине, не делать раскол, Варфоломей не захотел его слушать. На что Сербский Патриарх сказал: "Вы будете нести всю ответственность за случившееся. И я боюсь как бы Вам не остаться одному на Босфоре".

https://yangx.top/MykolayDanylevych/263
Поздравляем читателей нашего канала с днём Святого угодника и чудотворца Святителя Николая! Пусть он оберегает вас и ваших близких на всех жизненных путях!

https://pravoslavie.ru/28731.html
Forwarded from Prichod.ru
Вместо заглавной публикации мы поставим сегодня... очередной призыв к помощи. Год такой, что приходится не только свидетельствовать о хорошем, но и созидать церковное единство через монеты утешения.

Андрей Брониславович Рогозянский и наш автор. Его тексты всегда серьезны и глубоки. И всегда пользуются популярностью. Сейчас ему нужна помощь для восстановления сгоревшего двем недели назад до тла дома.

Будем милосердны, прихожане. Кто чем может - будет новый дом.
Украинская ловушка для патриарха Варфоломея

Уважаемые коллеги из Правблога комментируют информацию о намерении Константинопольского патриархата принять решение о запрете в служении епископата Украинской Православной Церкви. Решение ожидается, по данным журналистов, в январе. Согласны с коллегами, что это решение вполне вероятно.

Более того, считаем его логичным этапом на пути к «отзыву автокефалии» всей Русской Церкви, согласно угрозам фанариотов, о чем мы писали ранее.

В логике новой экклесиологии Фанара - ему можно все. Изюминка вольной интерпретации канонов заключается в том, что она присваивает КП право «высшей судебной инстанции», что мы разбирали ранее. А значит и право на абсолютно любые решения. Если оно кажется вам не соответствующим православному вероучению или каноническому праву, то «обращайтесь к нам, чтобы его оспорить, так как у нас право высшей судебной власти в Церкви». В общем, «начальник всегда прав, а если он не прав, то смотри предыдущий пункт».

Не исключено, что сначала патриарх Варфоломей и не планировал зайти столь далеко. Планировал нарушить лишь границы Русской Церкви, как делал это Фанар уже ранее в 1918, 1921, 1923, 1924, 1936, 1996 годах в американском, финляндском, эстонском, латвийском и польском вопросах. Дать по аналогии с Польшей автокефалию, получив за это известные дивиденды. Но в 1924 году автокефалию Константинополь давал канонически рукоположенным епископам Русской Церкви, правящим польскими епархиями. В изначальном плане почти также планировался и украинский сценарий.

Просто, в довесок планировали реабилитировать и принять еще несколько десятков «епископов» из раскола и красиво назвать это «уврачеванием». На Фанаре всерьез верили убеждениям Порошенко, что он вынудит епископат УПЦ участвовать в этой авантюре. Под эти заверения и был начато вторжение фанариотов. В процессе оказалось, что епископов УПЦ, якобы жаждущих автокефалии, уже не большинство, а «около 25», а остальные «подтянутся позже», о чем кир Варфоломей и заявил патриарху Кириллу 31 августа в Стамбуле. И назначил после этого 7 сентября своих экзархов в Киев.

Тут бы можно было остановиться, но уже в Стамбуле готовилось решение о возобновлении своей украинской ставропигии, а Порошенко обещал деньги, храмы и монастыри. Да и Москве уже было отказано в компромиссе. И с американцами уже был сложен пасьянс.

26 сентября 2018 года митрополит Онуфрий отказался от встреч с фанарскими экзархами, чем доломал фанарский сценарий. 11 октября, в пику ему, без всяких покаянных условий, была снята анафема с Филарета и прочих раскольников. Вместе с «отменой» томоса от 1686 г. о передаче Киевской Митрополии Москве. В это время мифические «25 епископов» уменьшились до «10», а на момент самого «объединительного собора» в Киеве 15 декабря «10 епископов» «утряслись» до двоих.

Варфоломей пошел и на это, уже вынужденно опираясь на заверения Порошенко, что «целыми епархиями» начнётся переход из УПЦ в «ПЦУ» после выдачи томоса… Потом, «после признания томоса другими Церквями»… Но переходы общин оказались редкими, захваты тоже делом непростым, а признания «новой церкви» Поместными Церквями, при всей мощи американской дипломатии и спецслужб, дали лишь 3 результата из ожидаемых 12. И тут замкнулся логический круг, так как одной из основных причин нежелания Церквей признавать «ПЦУ» стала именно отсутствие в ней апостольского преемства и наличие параллельной, но уже каноничной иерархии в УПЦ.

Отступить назад патриарх Варфоломей не может: слишком много сил вовлечено в игру, слишком много получено и еще больше хочется получить. Борьба за Украину превратилась в борьбу за признание своей власти в православном мире. Пойдя ва-банк, он сжег мосты для отступления. Решить проблему с хиротонией раскольников он не может. Остается решать проблему с украинским каноничным епископатом. С одной стороны, «запрещая в служении», а с другой стороны, пытаясь снова давить через государственные власти, что обоснованно прогнозируют коллеги.
Forwarded from Klymenko Time
В Софии Киевской, 15 декабря 2018 года, прошел так называемый «объединительный собор», на котором «УПЦ КП» и «УАПЦ» объединились в «ПЦУ». Главой этой структуры был избран Сергей Думенко - Епифаний.

Тогда Порошенко ради сиюминутной политической и предвыборной выгоды разыграл религиозную карту.

О том, какими были эти два года для новой церковной структуры, насколько необходимым было ее появление и что в целом это принесло для мирового православия и самой Украины – рассказываем в программе #Набат
https://www.youtube.com/watch?v=omjZbYmdNDU
Глава "ПЦУ" не против легализации в Украине каннабиса.

В интервью "Радио Свобода" Думенко сказал, что он не против легализации каннабиса в Украине. Однако есть одно условие - употреблять марихуану должны исключительно в медицинских целях.

По словам лидера украинских раскольников, ему уже приходилось обсуждать тематику легализации марихуаны с высшим руководством государства - президентом и главой Кабмина. Более того, по итогам таких обсуждений стороны выработали общее понимание и позицию по упомянутому вопросу.

Наш комментарий.

Интервью Думенко свидетельствует о том, что "ПЦУ" готова поддержать процесс легализации марихуаны в Украине. В принципе, это не является удивительным: за данной темой просматриваются интересы Запада (например, Канады, где присутствует мощная украинская диаспора, представители которой имеют серьёзное влияние на "ПЦУ"), разнообразных транснациональных корпораций и определённых группировок в украинской власти, заинтересованных зайти в качестве партнёров в проект превращения Украины в "каннабисовый Афганистан". В силу этого "ПЦУ" не сможет, да и не будет говорить "нет". Поскольку, условно говоря, кураторам руку не кусают.

А слова Думенко о необходимости использования марихуаны только в медицинских целях - это не более, чем попытка прикрыть свой позор соглашательства фиговым листком показной морали. Ведь глава "ПЦУ" - не дурак и прекрасно понимает, что в условиях высокого уровня коррупции в стране и слабого действия закона под маской "использования медицинской марихуаны" будут реализовываться совершенно иные схемы.

Кстати, предлагаем прочитать хороший материал газеты "Вести" по этому поводу.

"....вопрос закупки каннабиса наверняка будут контролировать западные "друзья" Украины. Это создаст условия для формирования частной дилерской сети, под проекты выстраивания которой даже придут небольшие и такие долгожданные "иностранные инвестиции".

#Николай_Потера

P.S. В 2021 г. предложение каннабиса на глобальном рынке превысит спрос на 825 тыс. кг, это в три раза больше, чем потребляется сегодня. Перепроизводство ожидается в основном в Канаде, о чем свидетельствуют прогнозы профильных комитетов канадского правительства и заявки на выращивание компаний-производителей.

В преддверии перепроизводства Украина с ее 2 млн потенциальных покупателей медицинского каннабиса видится как лакомый рынок и буфер для смягчения удара кризиса. В данном контексте можно ожидать внешнего, хоть и завуалированного давления на украинских парламентариев, чтобы те быстрее принимали соответствующее законодательство.
Передача Андреевской церкви в пользование Фанару произошла с нарушением законодательства Украины.

Политолог Елена Дьяченко:

На каких основаниях это произошло мне, например, до сих пор непонятно. Я нашла договор, заключённый ставропигией (Фанара) с национальным заповедником "София Киевская" о передаче стилобата (основание Андреевской церкви в виде двухэтажного здания). В этом договоре есть пункт о том, что ставропигия обязуется проводить ремонты и реставрационные работы в этом памятнике исторического наследия, а также финансировать эти работы. У меня возникает огромный вопрос - какие именно работы профинансировала согласно заключенному договору ставропигия Константинопольского патриархата?

Вызывает вопросы и сама легализация этой передачи, поскольку парламент, принимая закон о передаче Андреевской церкви Фанару, вышел за рамки своих полномочий. Распоряжаться памятниками архитектуры может только исполнительная власть в лице Кабмина. Но, тем не менее, парламент это сделал и уже на основании данного закона - неконституционного - было принято постановление правительства. Видимо, господин Гройсман (на момент упомянутого решения он занимал пост премьер - министра) понимал о чем идёт речь и потребовал у Порошенко перестраховки в виде голосования парламента
. Только после этого Гройсман изменил постановление Кабмина 2001 года, где содержался перечень обьектов, запрещённых к передаче в пользование. Из этого списка была вычеркнута Андреевская церковь. И таким образом разрешили её передачу.

Но дело в том, что и сам закон, и постановление были приняты за год до того, как ставропигия была зарегистрирована как юридическое лицо. То есть они сначала это приняли, потом уже под другим названием ставропигия зарегистрировалась как религиозная организация... Более того, в законе и в постановлении она обозначена по-разному. Где-то как подворье, где-то как ставропигия. Возникла путаница в названиях, в юрлицах.

Украина за свой счёт как государство профинансировала реставрацию (Андреевской церкви) и просто подарила это Константинополю. Зачем-то...

https://yangx.top/KlymenkoTime/23346
Забавная социология.

Представители "ПЦУ" любят подкреплять тезис о своей структуре как якобы "православной конфессии с наибольшим количеством паствы" результатами различных социологических исследований (ведь, в принципе, больше нечем "обосновывать" эти откровенные фантазии).

В свете этого предлагаем почитать пост наших коллег. В нем речь идёт об очередной "забавной социологии" с подсчётами в 101 процент и т.д. После таких моментов ссылки "ПЦУ" на социсследования (с целью манипулирования общественным мнением) выглядят ещё более карикатурно.

https://yangx.top/KlymenkoTime/23328
Будет ли Всеправославный Собор?

После того как Священный Синод УПЦ призвал к Всеправославному Собору 9 декабря, наши уважаемые коллеги заново задаются вопросом о возможности его проведения. Вопрос не нов. Как и подобный призыв. Даже Синод Церкви Кипра, позволяя 25 ноября с.г. своему предстоятелю Архиепископу Хризостому поминать главу украинских раскольников Епифания, призвал к «широкому обсуждению с общим участием для преодоления нынешнего кризиса, который угрожает расколом Церкви Христовой». И сделал это повторно, так как до этого призывал к тому же в феврале 2019 года.

Почти все Православные Церкви призывали к тому же: Русская, Польская, Чешская, Сербская, Албанская, Румынская, Антиохийская. Иерусалимская Церковь, как известно, пошла еще дальше и попыталась начать подготовку такого Собора в Амманском формате, что встретило яростное сопротивление Константинополя.

От высказывания каких-либо позиций воздержались лишь Болгарская и Грузинская Церкви.

Итак, большинство Церквей (9 из общепризнанных 14) выступили с подобным призывом. Но все дело в том, что результаты Всеправославного Собора более-менее известны: 10 из 14 Церквей не просто так не признали «ПЦУ» и, соответственно, правомочность Константинополя в этом решении. Это уже «голосование не поминанием». А признавшие три, сделали это под явным давлением. К тому же процедурно ни одна из Церквей (кроме самой Константинопольской) не вынесла соборного решения: Собор Элладской Церкви заявил о признании «ПЦУ», но без голосования епископата. Синод Церкви Кипра (тождественен Собору) принял решение большинством голосов, но не за признание «ПЦУ», а о том, что он позволяет предстоятелю действовать в данном вопросе сообразно личной позиции (де-факто признание, но с формальным снятием с себя ответственности и перекладыванием ее лично на кира Хризостома).

Именно поэтому патриарх Варфоломей и отказывается собирать данный Собор. О чем вполне официально заявил еще в начале прошлого года в ответном послании Патриарху Антиохийскому Иоанну: «С великой радостью обращаемся к Вам, братски лобызая Ваше Блаженство в Господе! Мы получили и читали внимательно письмо Вашего Возлюбленного Блаженства, № 100 от 31 декабря прошлого года, в котором Вы просите собрать Собор Предстоятелей Православных Церквей для того, чтобы уладить проблему в Украинской Церкви. В ответ Мы Вас информируем, что после того, когда четыре Православных Церкви, с церковной и богословской точки зрения без причины, отказались присутствовать в деле Вселенского Священного Собора, чему нет оправданий, и Ваша древняя Церковь была одной из них, Вселенский Патриархат имеет серьёзное основание воздержаться от такого собрания на общеправославном уровне, которое будет бесполезным, поскольку приведет к согласию только в том, что участники будут несогласны друг с другом...»

Тезиса, как видим, два: «мы обиделись на ваше отсутствие на Крите, потому не будет вам нового Собора» и «нам не нужен Собор, на котором нас не поддержат».

Проблема усугубляется тем, что в числе претензий Фанара на «привилегии» в Церкви есть и претензия на «исключительное право созыва Вселенских Соборов». И эта претензия признается Церквями Александрии, Эллады, Кипра и Албании, хотя исторически Константинопольский Патриарх не созывал ни одного Собора, признанного Вселенским, а делала это светская власть. Но именно из-за этого представителей Церквей Кипра и Албании не было в Аммане. Еще одной проблемой остается разрыв общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквями, так как первая игнорирует все мероприятия, где представлена вторая. Из-за чего ее тоже не было в Аммане. Все это делает созыв Собора практически невозможным до тех пор, пока причина разделения в православном мире не будет признана вероучительной, а не административной.