PRABABOUSHKA
9.38K subscribers
4.21K photos
88 videos
1 file
712 links
Журнал о любви к русской культуре

По вопросам сотрудничества – @ksenia_kiryanova

Главный редактор и основатель – @mariasevostianova
加入频道
«Женщины в искусстве» — новая рубрика, которую PRABABOUSHKA рада представить вам совместно с Государственной Третьяковской галереей. В ней мы будем говорить обо всех, кто оставил яркий след в русской культуре, о тех, чьё творчество вдохновляет нас спустя десятилетия. Первый наш рассказ — о «музе русского модерна» Марии Якунчиковой-Вебер.

«Удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в своё искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат…» — писал Александр Бенуа о Марии Васильевне Якунчиковой-Вебер, выдающейся русской художнице эпохи модерна.
 
Мир живописи ей открыл Василий Поленов и его сестра Елена Дмитриевна. В 1882 году, когда Маше было 12 лет, ее сестра Наталья стала супругой уже известного тогда автора «Московского дворика». Юная Маша училась у Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и критики восхищались ее талантом. Ее работы украшали выставки «Мира искусств», Салона Марсова поля и Русского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.
 
В ее картинах звучат ноты ностальгии по России — по просторам родного Введенского в Звенигороде у Саввино-Сторожевского монастыря, по пленэрам в Жуковке на Клязьме и в Бехово на Оке, где царила атмосфера «исключительного единения нас всех на почве искусства и вообще высоких идеалов, и все было так искренно, глубоко затрагивало душу и наполняло жизнь светом».
 
Этот мир пришлось оставить для лечения за границей. В 18 лет у Марии выявили костный туберкулез. Он год за годом подтачивал ее силы и погубил в возрасте 33 лет — на пике творческой активности и недолгого семейного счастья. В браке с доктором Львом Николаевичем Вебером родились двое сыновей.
 
Ее называли музой русского модерна. Она одной из первых сформулировала его суть — изящной, чистой красоты и поэтической мечты, нежного образа райского сада на земле. «Красота имеет право существовать — она высшая земная прелесть, и к ней устремляются наши земные потребности», — писала художница.
 
Ее картины очень музыкальны — в них звучит Шуман и Григ, Шопен и Мендельсон — она слушала их сочинения в период работы. «Медон. Бегущие облака... Что-то мимолетное, теплое, с нотой Griga… Я напишу Сену около Медона весной и назову “Мелодия весеннего ветра”»
 
«Она всегда одна и та же, гибкая и грустная, и в глазах невольно остаются ее руки, бессильные и тонкие, как ветви березы, качающиеся в голубом небе», — как точно подметил Волошин! Она словно сама всегда летела в «Недостижимое», как героиня ее рисунка для обложки «Весов».

Автор текста: Ирина Парамонова
Сегодня день рождения у Фёдора Михайловича Достоевского, автора «великого пятикнижия» и одного из самых читаемых писателей мира.

PRABABOUSHKA делится своими любимыми цитатами русского классика.

#архивпрабабушки
13 ноября в Санкт-Петербурге стартует Фестиваль «Дягилев. Постскриптум».

В начале XX века Сергей Дягилев воплотил свою идею о продвижении русского искусства на Запад и реформировал художественную жизнь страны. Фестиваль, приуроченный к столетию «Русских Сезонов», за годы существования стал одним из крупнейших культурных событий в России. Он объединяет в себе балетную, музыкальную, театральную программу, открытие выставок и показы кинофильмов.

Следите за программой фестиваля - на сайте.

#вестникпрабабушки