Политправ
6.91K subscribers
2.17K photos
951 videos
14 files
2.67K links
Православная политика

Обратная связь: @politprav_bot
加入频道
Ни у кого не вызывает вопросов, что ненавидящий Россию и РПЦ Пинчук, постит у себя на канале прямую речь Чапнина, пытающегося спасти митр. Илариона всеми подручными средствами от Сузукигейта?

Как вы думаете, зачем #пинчукам, #данилевичам и #говорунам так сильно понадобился митр. Иларион в ненавистной им РПЦ?

Ровно по той же причине, по которой он нужен в РПЦ Ватикану.

Где-то в курии или на Фанаре от него не будет никакой пользы.

Штирлиц нужен во вражеском штабе, а не дома на пенсии.
Forwarded from Политправ
IC XC
NI KA

Есть вещи о которых мы не пишем, как о само собой разумеющихся.

Можно с удовольствием читать тг-канал ихтиологов и ни разу за много лет не прочесть, что "рыбы умирают без воды".

Давайте исправим эту ошибку.
Мы просим всех подписчиков отложить все самые важные дела и, если вы давно не исповедовали свои грехи и не причащались Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, это безотлагательно сделать.

Ни околцерковные споры, ни самые лучшие мысли о судьбах нашего отечества, совершенно ничего не стоят, если наша жизнь не строится на регулярном участии в главном Таинстве, которое учредил Господь Своими страданиями, крестной смертью и тридневным воскресением.

Вся наша русскость без Христа - пустое и никому ни нужное место. А со Христом - благородная золотая диадема Царя царей, на которую, как на маяк, смотрит и уповает потерянный мир.

Христос должен в нас обитать Своим Телом и Кровью, прежде чем мы озаботимся о всех остальных намного менее важных вещах.

Сам вочеловечивыйся Бог, прежде чем пойти за наши грехи на смерть, собрав своих учеников в Сионской горнице, взял хлеб, благословил и произнёс "Примите ядите - сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов".

Затем взял чашу с вином и благословив произнёс "Пийте от нея вси - сия есть Кровь Моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов".

Это Таинство Он благословил повторять "в его воспоминание" пока Он паки не "приидет судити живых и мертвых".

Сие Таинство является эпицентром жизни Церкви, эпицентром всех исторических процессов, эпицентром вселенной и эпицентром русской национальной идеи.

Именно в охранении этого Таинства и укреплении истинной Церкви, сохраняющей Его неизменным, заключается наш "русский национализм".

Это делает его универсальным и совершенно непохожим на национализмы других народов, превозносящих СВОЮ этническую бренную кровь (этнофилетизм), а не Спасительную Кровь и Тело Господа Иисуса Христа.

Этим мы не становимся лучше или выше других народов. Им никто не запрещал и паки не возбраняет взять на себя этот тяжёлый исторический крест (если они на это готовы) и стать ненавидимыми міром и всеми врагами Христовыми.

Но взял на свои плечи этот "византийский" крест наш народ и, отложив на время, теперь вновь пытается его поднять и нести на встречу Своему Спасителю.

Но чтобы соответствовать этому званию, мы должны спасать в первую очередь себя, бороться со своим "семенем тли" ради возлюбившего нас Господа. Так поступая, мы спасём других и получим венцы от нашего Владыки и станем настоящими сынами и дщерями Святой Руси.

Да поможет нам Бог в этом делании!

P.S. И да -"рыбы умирают без воды".

#русская_идея #русский_национализм #третий_рим #сотериология #как_рыба_без_воды
Профанарские каналы уже успели слить "инсайд" о том, что на одной из встреч на вопрошание духовенства, которое стоит уже в намыленных лыжах и наспех вводит в Google Maps слово "экзархат", митрополит Онуфрий ответил, что ничего уже делать не будет и сказал им "готовиться к восхождению на Голгофу". Дословно.

Понятно, что их такой ответ не устроил. Какая Голгофа? Ведь не за Голгофой они пришли в Церковь и сделали стремительную карьеру. Всё же можно как-то порешать: где-то прогнуться, где-то слукавить, где-то сказать полу-правду, где-то повычеркивать опасные слова. Это же все делается ради блага мягкого места Церкви.

У Достоевского в разговоре братьев Карамазовых со старцем Зосимой есть великолепная глава об "утопической" идее о превращении в конечном итоге христианского государства в Церковь, а не наоборот.

Этому Достоевский противопоставил католическую и протестантскую модель, где в первом случае церковь становится государством, а во втором департаментом государства по делам религии – чиновниками, предоставляющими религиозные услуги.

Если Рим всегда стремился к тому, чтобы контролировать все органы управления максимального количества вассальных государств, то протестантов устроил вариант с полной интеграцией в административный государственный аппарат. Речь, конечно же, идёт не об экзальтированых новообращённых в протестантизм граждан бывшего советского союза, которые выглядят, как инородное тело на фоне любого местного социального ландшафта, а о добропорядочных протестантах Германии, например, нечего и никогда же супротиву глаголющих своему родному государству. Радужный флаг, значит радужный флаг. Закон государства превыше всего!

Дело в том, что и у наших академических "православных" карьеристов такое же представление о миссии Церкви в обществе. Они считают, что Церковь должна "сидіти на крісельці" возле властьимущих и быть готовой "делать, что скажут".

В местный социальный ландшафт Православие прекрасно вписывается, так почему бы не воплотить протестантскую западную модель здесь и сейчас. Византия же мертва, перефразируя Ницше.

Проблема этих карьеристов в том, что Церковь на Руси никогда не хотела быть всего-навсего департаментом и принимать приказы от госаппарата. А тот период, когда так было, считается чуть ли не самым позорным, не смотря на то, что при православном самодержавии в этом по сути не было ничего зазорного. А вот становиться добровольно таким "департаментом" у обезьян на пятилетнем избирательном цикле или у врагов Церкви - это преступление против Церкви. Её умерщвление.

ПЦУ не стоит перед таким нравственным выбором, потому-что это не Церковь.

Это изначально был обычный "департамент" из обычных мужиков, которым за взятку и по звонку из Госдепа дали справку о том, что они уже "каноничные" мужики. И могут спокойно выполнять свои чиновничьи функции.

Если перевести идею Достоевского о превращении государства в Церковь на упрощённый язык, то она будет примерно звучать, как "симфония" в отношениях между православным Царём – главным мирянином помазанным Церковью на несение своего креста – и Патриархом, управляющим Церковью.

Понятно, что в таком государстве вопрос разрешать или запрещать аборты не может подниматься априори. Вопрос ЛГБТ, смены пола и усыновления детей однополыми парами решался бы в хороших больницах, где пациент был бы окружён сочувствием, уходом, заботой и всем доступным спектром оздоравляющей психиатрической терапии. И мное другое было бы не таким, как сейчас.

И эта идея Церкви, а не государства, как высшего ориентира, не может умереть в русском человеке. А вот к Галицкой модели служения "Белым людям" эту идею негде не то чтобы пришить, а даже сбоку приставить.

Галицкое государство естественным образом извергает из себя это инородное тело, совершенно не похожее на нужный им "департамент по делам украинской религии".

Извергает силой. И готово убить, если потребуется. Им не нужен свидетель того, что они служат "Белым людям" и их мамоне, а не Господу. Им нужен украинский Христос Галицкого происхождения, поющий "Червону калыну" и не мешающий им строить то, что они хотят.

Далее
Начало

И им для этого не обязательно строить Вавилонскую башню. Башню строят "Белые люди". Им достаточно убить тех, кто осмелился в их Галичанском зажопинске произнести ересь о том, что "Белые люди строят Вавилонскую Башню".

А произнести это могут только те, кто правильно поняли суть разговора братьев Карамазовых со старцем Зосимой.

Отсюда и слова о Голгофе. Да, митрополит Онуфрий дал слабину, позволив #феофаниевским лыжникам прогибаться насколько они пожелают под изменчивый мир 95 квартала. Но становиться "департаментом" он, очевидно, не намерен. Поэтому нам всем нужно за него молитвенно воздохнуть.

В политике такое последний раз делал Янукович, отказавшийся в поезде, который он сам разогнал на полный ход, делать последний шаг и подписывать "Угоду про Асоціацію з ЄС".

Дальше был галичанский Майдан, переворот, война и истребление страны.

Без намёков. Просто констатация...
Оцените логику профанарских #пинчуков: Грузинское государство предложило Грузинской Церкви сделать древнейшее грузинское Православие грузинской государственной религией.

И это, по их мнению, антидемократический закон, принимаемый для сближения с Россией.

Из этого следует, что если бы на Украине к власти пришли люди, предложившие сделать Православие государственной религией, для профанарских #пинчуков это было бы "антидемократичным предложением", ведущим к "сближению с Россией".

Эти люди открыто пишут, что им плевать на Православие (как единственную истиную веру) и они не хотят его укрепления ни в одной стране мира. Открытым текстом пишут.

Сильное Православие, как единственно истинное учение о Христе, для них представляется чем-то пророссийским.

Тогда нас всех, пожалуйста, вместе с таким Православием запишите в пророссийские, и идите на... свой Фанар лобызаться с сингапурским Франциском.
🪢Обратная связь 🪢

Подписчики прислали)
Дорогие коллеги, Венгерского "дона Корлеоне" – крестного отца всей ватиканской мафии в РПЦ – нужно брать за то, что есть, а не за то, что хотелось бы .

Как вы себе представляете 100% доказательство гомосексуальной связи? И зачем?

Ведь, именно этот трюк пыталась разыграть "Новая газета".

Они постарались жирно и обтекаемо намекнуть на произошедшую содомскую связь, чтобы потом все сказали: "А, так он просто просил его голым в постели полежать? Подумаешь! Нашли в чём обвинять "отца русской демократии"!"

Во-первых, обычного искренне верующего парня, попавшего в дом к известному митрополиту и ставшего свидетелем обратной стороны его медали, пытаются заклеймить лишь тем, что он не достаточно доказывает гомосексуальность Илариона.

То, что человек свидетельствует о пережившем и те материалы, которые по неопытности доверчивых и простых верующих японских людей попали в интернет, как будто бы ничего для нас не значат.

Ни "скит" Илариона, ни его манера общаться, ни циничные механизмы обилечивания богатых буратин ради роскошной жизни, уже не впечатляют видавших виды православных христиан. Выходит так?

А само признания на камеру Георгия о том что произошло разве не достаточно?

Что именно из его рассказа вызывает сомнение? Неужели просмотрев видео, Вы в чем-то засомневались?

Да каждый, К А Ж Д Ы Й, более-менее сведущий в делах ОВЦСной мафии с первой минуты этого скандала нутром почуял, что всё это чистая правда от и до.

И лежание в постели, и просьбы снять халат, и домогательство, и введения в курс денежных потоков с целью совращения.

Георгий должен в Японии на Евангелии дать свидетельство о том, что произошло, и этого для церковного суда должно вполне хватить .

А вот жаловаться на то, что нет съёмок скрытой камеры с голым Иларионом, это как-то странно.

По этой логике получается, что геторосексуал Георгий должен был купить камеру, согласиться на его домогательство, снять свой позор на видео и сам выложить в сеть чтобы "потопить Илариона"?

А сами вы пожертвовали бы своим афедроном ради потопления ватиканского Титаника? Ото ж...

Георгий не заднеприводный. Он просто попал к митрополиту, который хотел его таким сделать. И теперь абсолютно законно желает , чтобы по правилам Церкви этот митрополит принёс покаяние.

Что с нами всеми не так?

Во-вторых, за что Георгия выгнали из Академии?

Возможно кто-то из мега-православных СМИ наберётся смелости и спросит у руководства этого учебного заведения в чем там дело.

Или он всё-таки созданный Ватиканом памятник и его никто никогда не посадит?

Это Киев можно бомбить, а пятая ватиканская колона в Москве пусть растет и процветает! Многая им лета!

Или нет?
Твоё выражение лица, когда твой пра-прадед мурлыкал спокойно под ногами у Пушкина в местном трактире, а Тебя какая-то переобутая монахиня использует для антироссийской пропаганды в качестве "оберега" от воинов света, планирующих захватить её активы за любое слово, сказанное впоперек линии партии.

К - Коцюбіїв
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Для всех, кто строит иллюзии на счёт возможной победы Трампа и потенциального отказа США от поддержки Украины, приведем один простой факт.

Это👆обращение Трампа неделю назад к участникам конференции YES, которую уже 20 лет использует олигарх Пинчук, зять президента Кучмы, как площадку для раздачи денег самым влиятельным людям Американского мира в обмен на встраивание своего мягкого места в эту самую мировую элиту.

Много лет подряд Пинчук щедро раздавал деньги клану Клинтонов и он ненавидит Трампа не меньше, чем тот же Барак Обама.

Трамп и сам это прекрасно понимает. Но Пинчук играет на том, что он не просто верный соратник неоконов, но и уже вполне сформировавшаяся часть еврейской элиты среднего звена, которую никому в этом мире не позволено просто так отшвыривать.

И когда Виктор Пинчук предлагает деньги Трампу за 2 минуты, Трамп соглашается.

Потому-что Пинчук уже наверняка успел сделать взнос и в его предвыборную кампанию.

И вот Трамп обращаться к ненавидящей его аудитории, спокойно собравшейся без единого обстрела в подвальном помещении гостиницы в самом центре Киева.

Отдельный вопрос, каким образом Пинчук договаривается о том, чтобы в то место, где собралась вся антироссийская элита мира и Украины не прилетел кинжал. Но мы на него отвечать не будем намеренно.

Вот на этой же площадке выступает республиканец Марк Помпео, топит за Трампа, но говорит, как антагонист Джей ди Вэнса.

Для Помпео Украина - понад усэ. И он намекает, что окончательное решение будет принимать не Вэнс, а Трамп, если его изберут. (А мы добавим – если его окончательно не грохнут в самой демократической стране мира.)

Трамп говорит свой банальный заготовленный предвыборный текст. Но сам факт его прогиба перед Пинчуком, его выступление перед врагами, которые уже на следующих панелях прямо и намёками его обливали грязью, свидетельствует о том, что ключики к нему подберут и он сделает так, как нужно будет людям, которых кормит Пинчук.

А не сделает, то умрёт. Ему уже так об этом намекнули, что куда уж больше...

Как там в этом шуточном документе написано: We the people...?
Санкции США в отношении грузинских политиков – это подтверждение того, что Грузия борется за свой суверенитет и против внешнего управления.

Важно обратить внимание на то, что послом в Грузии является бывшая и.о. посла на Украине Кристина Квин, которая, согласно документально подтвержденным данным, в полной мере участвовала в построении провокационного проекта «Антироссия», а также в коррупции и разворовывании денег американских налогоплательщиков на так называемые «реформы» украинских правоохранительных органов, устраивала «помойки» с ЦРУшниками из скандально известной от Афганистана до Украины международной организации во главе с беглыми гражданами Грузии – IDLO (грузинские ЦРУшные «соросята»).

По многим этим и другим эпизодам мы возбуждали уголовные дела против «соросят», у которых в последствии проводились обыски. Кристина Квин лично приезжала в кабинет тогдашнего министра внутренних дел Авакова, требуя прекращения следственных действий.

Сегодня она и ее госдеповский партнер, помощник помощника госсекретаря Кристофер Смит пытаются поставить на колени Грузию. Смит, как бывший резидент ЦРУ на Украине, согласно даже открытым источникам, таким как New York Times, причастен к созданию 12 баз ЦРУ перед началом СВО и подготовке операции прикрытия по подрыву «Северных потоков» (подготовка группы Червинского), о чем мы с коллегами по Госдуме и А. Дугиным направляли заявление в СК, который впоследствии возбудил уголовное дело по финансированию терроризма…

В общем, на антироссийском манеже в Грузии все те же.

Субъективным фактором для введения санкций против грузинских политиков стала личная обида К.Смита и ЦРУ на разоблачение (задержания, обыски и т.д.) грузинскими правоохранителями канала поставки взрывчатки «С-4» в РФ через Грузию, помешав их планам на очередные акты международного терроризма. Как обычно украинские спецслужбы при данной поставке действовали под контролем ЦРУ. Разговоры про демократию и санкции – это отработанная на Украине схема публичного внеправового и внесудебного механизма запугивания (неоколониализм с либеральным напылением).

Очень рекомендую грузинскому руководству изучить противоправную коррупционную и подрывную деятельность представителей «Дипстейта» на Украине в лице К.Квин и К.Смита и, сложив (изучив) лекала, отработать схему противодействия. Иначе, как в свое время для Украины, Квин и Смит – это «черная метка» хаоса, крови и войны для Грузии.
А Вы, владыко, когда нибудь задумывались про эмоции тех людей, которые читали Ваши гневные сообщения друзьям в Россию с осуждением Майдана, заходили в Ваш храм, облепленный георгиевскими ленточками на 9 мая, молились у иконы Царственных страстотерпцев в правом пределе, а потом в полном шоке наблюдали за Вашеим переобувания в воздухе?

Вы не о.Николая пожалейте, а себя, отправившего своих прихожан на бессмысленную войну за враждебное по отношению к Церкви государство.

Разве вокруг себя в Церкви Вы не видите людей, которые совершенно не разделяют Ваши новые взгляды, не принимают #феофании, продолжают выполнять каноны?

Вам их тоже жалко? Жалко, что они вместе с Вами не радовались подъему флага Украины над памятником Артёма в Святогорске, откуда воинами света обстреливалась (до или после подъёма флага) Лавра?

Вы у владыки Арсения когда-нибудь спрашивали хотя-бы по телефону кто их обстреливал, прежде чем писать свои пропагандистские фантазии?

И как у вас хватает совести постить скрины с канала Пинчука, который сдает священников в СБУ, злорадствует над арестами духовенства и захватами храмов?

Слава Богу, что о.Николай смог вывести семью из Израиля и поехать туда, где всем спокойнее.

Но нет, найдётся такой стукач, как Пинчук, его обязательно перепостит Иона и всё ради того, чтобы натравить свору собак на семью, которая и так несёт нелёгкий крест.

Великие христиане... Строители поместного экзархата....
Диана ещё глубже копнула тему внешнего управления и вспомнила о СМИ, которые кормят население таким информационным продуктом, в котором ни слова не говорится о тех, кто стоял 30 лет за кулисами и дёргал ниточки, пока не додёргал до войны.

А как может быть иначе, если все СМИ все "нюзрумы" регулярно сотрудничают или проходили семинары ЦРУшной конторы Internews Network, которая напрямую финансируется USAID?

Нет, кроме тг-каналов, ни одного СМИ, которое не взяло деньги в той или иной форме у США, хотя бы раз. А самые влиятельные берут регулярно.

Все журналисты-расследователи без американского гранта и пальцем не пошевелят для борьбы с коррупцией. Бороться с коррупцией бесплатно считается у них демпингом и бомжатскими замашками.

На их съездах для проплаченных СМИ (типа National Media Talk) выступает посол США, как главный спонсор. Открыто.

Люди даже не осознают, что если сейчас на Украине принять грузинский закон об иноагентах, не только все СМИ, все общественные организации, но и все органы власти вместе с армией окажутся "иностранными агентами".

Они все так или иначе получают в разных формах деньги от США и Евросоюза уже не первое десятилетие.

Не будут же в самом деле СМИ на зарплате у США говорить о таком положении дел. Нет, конечно!

Наоборот, они будут 20 лет талдычить о плохой России и прекрасной западной демократии, подстрекать к революции, потом к войне, а потом сбегут на Запад и будут писать мемуары за те же гранты.

Знаете что их больше всего сейчас тревожит: почему Телемарафон смотрит 17%, Суспильне немного больше, а новости в тг-каналах берёт 80%+ граждан Украины.

Действительно, с чего бы это?

Телеграм нужно срочно запретить. Он слишком долго не приходит за деньгами к USAID.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
У #пинчуков и #черепановых уже бомбануло от этого сюжета. А что, собственно, не так?

Вы же не можете в здравом уме ожидать, что внешняя аудитория будет взирать на гонение Православных и отрицать его (как #пинчуки) или помалкивать (как #черепановы).

Ну представьте себе, что православные христиане в 1920-х годах где-то за рубежом говорят о гонениях на Православие в Советском Союзе, а православные внутри СССР на них шикают и просят замолчать.

В то время только обновленцы считали, что никаких гонений на признанное "Вселенским Патриархом" Православие в СССР не существует.

Так и сейчас. Ничего не поменялось. #Пинчуки и #черепановы - это те же обновленцы только 100 лет спустя.
Лучшей иллюстрацией кокаинового цинизма 95 квартала для истории станет не Пёс Патрон и не Призрак Киева, а эпопея с "украденными Россией украинскими детьми".

Решение до банальности простое: "Давить на слёзы. Говорим, что Россия украла украинских детей, насильно вывезла и хотела поменять их идентичность".

В реальности несколько детдомов в прифронтовой зоне были эвакуированы и некоторые дети отправлены подальше от зоны, которую сами же ВСУ и обстреливали.

Но это не важно. Важно дать картинку мировым СМИ. Подготовить международный иск, повторять это, как мантру, везде.

Потому что война со временем притерается, а вот образ несчастных детей, которых украли и где-то держат, способен разозлить любого потребителя массовых новостей.

И вот уже целый новоиспеченный митрополит перед тем как легонечко пожурить власть, произносит в самом начале защитную мантру об украденных Россией детях.

Специфика нашего времени такая, что Ты не докажешь, что большинство из этих детей уже в Германии, а оставшиеся русскоязычные дети не спешат покидать комфортные условия.

Всем плевать. Кокаиновый мэм запущен и живёт своей жизнью. А вы теперь хоть лбом стучитесь, все знают про "украденных детей".

Они виртуозы и умеют качественно создавать приятную для уха потребителя ложь.

Бесовский навык, но отточенный до совершенства.

Без наркотиков это сложно сделать. На это нужен особый драйв, чтобы тебя продолжало переть даже на фоне 500 000 могил.
«Употребление слова «украинец» в Русском государстве XVII века»

В конце 7191 (1682) года в Москву по своим делам приехали с челобитными русские служилые люди южных и пограничных городов – Коротояка, Усерда, Новосиля, Недрыгайлова. Служилые люди приехали по своим личным делам и, проживая в Москве, сильно истратились, оставшись без средств к существованию в столице. 12 ноября 7191 (1682) года, челобитчики решили подать коллективную просьбу на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей о своем бедственном положении, чтобы Государи «…велели нас холопей своих накормить напоить для своего великих Государей многолетнего здравия».

В челобитной, для усиления эффекта «бедности» и «мытарств» по отношению к себе, русские служилые люди употребляют термин «украинцы»: «…бьют челом холопи ваши украинцы розных городов коротояченя да усердяня да новосилцы да недрогайловцы служилые люди солдаты и рейтары Автомошко Алтухов Игнатка Толмочев Лучка Седелников…».

Уже 14 ноября последовал царский указ боярину и дворецкому Василию Федоровичу Одоевскому, чтобы «…пожаловали украинных городов служилых людей велели из дворцов накормит и напоит доволно».

Здесь мы видим традиционное для делопроизводства Русского государство использование терминов «украинные города» для населенных пунктов Южного порубежья. Население этих городов себя называет «украинцами» или «украинными жителями». Термин носит исключительно региональный характер и не применялся в Русском государстве к жителям Малой России, для которых в тот момент единственным определением было «черкасы» или «черкашенин».

Источник
💊таблетки для памяти💊

Митр. Антоний Сурожский попросил присовокупить его письмо к делу Сузуки. Спрашивал, почему за 20 лет на него никто так и не отреагировал👇

Открытое письмо митрополита Сурожского Антония епископу Подольскому Илариону (Алфееву)

Дорогой владыка Иларион, с чувством глубокой скорби начинаю это письмо.

Неужели ты не понимаешь и не чувствуешь, что, давая всенародную огласку трагедии, которая разыгралась в Сурожской епархии со времени твоего прибытия в Англию, ты не только расшатываешь стройную (до твоего приезда) жизнь епархии, но подрываешь многолетний труд, положенный другими, и всенародно позоришь имя Русской Церкви во всей Европе и Америке?

А картина, которую ты даешь, большей частью не соответствует действительности. И сколько озлобления и мстительности может непредубежденный читатель прочесть в твоих личных нападках на владыку Василия и других!

Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе как в сане епископа.

Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой.

В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: «Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ».

Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать. Я обратил на это твое внимание, но, видно, безуспешно: с самых первых дней твоего пребывания в нашей среде ты своим авторитарным обращением настолько восстановил против себя все лондонское духовенство, что у меня попросили разрешения устроить встречу между нами, на которой они могли бы высказать тебе свои переживания.

Эта встреча благого результата не имела, ты не сумел «услышать» крик раненых душ и только вынес вражду против тех, кто с искренностью и правдивостью говорил тебе правду. То же самое случилось и тогда, когда другая группа духовенства (владыка Анатолий, опытный и правдивый архиепископ, протоиереи Сергий Гаккель и Михаил Фортунатто) встретилась с тобой и высказала свои недоумения, к которым я прибавил и свои критические замечания.

Ответить нам ты отказался. Смущение, связанное с тобой, стало шириться и «темнеть». Ты начал, пользуясь всеми встречами с прихожанами, собирать вокруг себя почитателей и сторонников, все больше разделяя приход на «своих» и «иных».

Я попросил тебя посещать провинциальные приходы, что ты и сделал очень успешно, однако и в них после твоих посещений началось разделение на «своих» и «чужих» не только среди мирян, но и среди духовенства.

Впервые после пятидесяти трех лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение.

Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям – самая большая честь, которая может выпасть на долю человека, и отмечал крестом лишь многолетнее служение и саном протоиерея многолетние труды.)

Также ты обращал внимание священников на незначительность их «зарплаты» и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой, ввиду того, что приходы в провинции немногочисленны и пастырское окормление верующих не может заполнить «рабочий день». Я сам несколько лет совмещал пастырское служение с работой врача в Париже. Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которую она раньше не играла. (Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов.)

А теперь я хочу перейти на основную тему и сказать несколько слов о самой Сурожской епархии, являющейся «наследницей различных течений в истории современной Русской Церкви».

До революции во всех столицах были посольские храмы, после революции их не стало, но зародились молитвенные центры либо в оставшихся часовнях и храмах (как в Париже), либо в домовых церквах.

⬇️продолжение⬇️
⬆️начало⬆️

Они обслуживались духовенством, которое уже жило за границей, либо новоприбывшими изгнанниками. Их отличала крайняя беднота и пламенная русская православная вера в Бога и Родину.

Поколение моих родителей и мое поколение познали Бога «по-новому»: до революции Бог пребывал «во славе» в церквах и соборах, здесь же Бог открылся нам как Изгнанник, преследуемый на нашей Родине и «не имущий, где главу преклонити».

В Нем мы с изумлением познали Бога-Изгнанника, Который все понимает, «ниже Которого никто не может быть унижен».

В предельной бедноте домов и храмов Он жил среди нас, Он был нашей надеждой и силой, утешением и вдохновением. И из этих глубин прозвучал голос Бердяева, говорящий нам, что мы не побежденное стадо, но что Бог нас избрал, чтобы мы в немощи нашей принесли православие всему миру. И мы по-новому увидели и себя, и земли нашего изгнания.

Мы нашли призвание в том, в чем раньше было неизбывное горе. И мы стали свидетелями православия и возлюбили нашу бедноту, которая открывала нам доступ к самым обездоленным.

Много лет спустя я встретил Патриарха Алексия I, будучи только что рукоположенным во епископы, он мне дал поручение: строить Церковь, которая была бы православной до самых своих глубин, чисто русской духовной и богословской традиции и была бы открыта всем, кто ищет Бога или Его еще не ищет, какова бы ни была их национальность и язык.

В то же время и лондонский приход созрел для осуществления этого призвания. Умножились смешанные браки, дети стали менее свободно говорить по-русски.

Мы тогда открыли школу, где преподавался русский язык и все предметы, которые связаны с русской культурой и православием. Мы обнаружили, что русская стихия дремлет даже в душах детей, для которых русский язык уже не был языком их мысли и речи.

Когда мы стали учить детей русским песням, одна девочка подошла ко мне и сказала: «У меня всегда было чувство, что что-то в моей душе спит, с тех пор как мы начали петь песни на русские мотивы, случилось, будто чья-то рука коснулась дремлющих струн моего сердца, и оно все запело».

Но смешанные браки числом увеличились, все больше мужей и жен уже не были русскими по происхождению (за все годы мы совершали браки на восьми языках). Тогда русскоговорящие члены прихода решили вводить в богослужения английский язык (до этого я в частном порядке для небольших групп детей и молодежи периодически служил по-немецки, по-французски и по-английски).

Так вырос многоязычный, многонациональный приход чисто русской традиции. И когда мне митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) предложил перейти на служение в Америку, я ответил, что для твердого установления многоязычного многонационального русского православия в Англии мне нужно еще тридцать лет.

Эти годы прошли, и ты, владыка, мог бы полностью включиться в работу, охватив и огромный наплыв новых русских эмигрантов. Но ты стал разделять одних от других, тогда как при прекрасном знании языков ты мог бы стать "всем для всех". Я тебя просил не вносить ничего нового в епархию, пока ты не впитаешь ту жизнь, которой она жива, но ты решил вести «свою» работу по-своему. На замечание одного священника о том, что ты меняешь нашу практику, ты ответил: «Он поступает по-своему, я – по-своему».

Такое строительство было возможно лишь при ПОЛНОЙ ВЗАИМНОЙ ОТКРЫТОСТИ всех членов прихода и епархии. Эта открытость требовала с самого начала готовность прислушиваться друг ко другу независимо от иерархического положения, ибо воля и истина могут открыться только через готовность слушать и слышать другого, кто бы он ни был. Этого ты не сумел принять.

На критику ты отозвался негодованием, чувством унижения и обиды и отреагировал враждебным отношением к тем, кто не только имел право говорить с тобой без обиняков, но считал это своим долгом перед тобой и перед общиной, Церковью все высказывать без прикрас.

Только на началах такой открытости надеялся я построить общину, состоящую из ответственных людей, не боящихся высказываться на все темы жизни.

⬇️далее⬇️
⬆️начало⬆️

На этих началах мы строили приходские советы, приходские собрания, собрания священников, съезды епархии, архиерейские совещания, одним словом, все встречи, на которых каждый мог бы все сказать, что он думает, в уверенности, что будет услышан. Такой подход исключает всякую авторитарность («с епископом не спорят»). Такой подход требует глубокого принятия другого не как иного, а как друга, как частицу Тела Христова.

После короткого времени твоего пребывания в нашей среде, когда взаимные отношения стали слишком натянуты, я решил созвать все духовенство на встречу, на которой каждый смог бы все высказать и на которой я сам вдумчивым обсуждением проблем смог бы водворить мир и открыть путь к открытости и крестному принятию друг друга.

Я сознательно тебя на эту встречу не пригласил, чтобы все могло быть высказано и объяснено, чтобы открылся путь, быть может тернистый, но такой путь, по которому мы пошли бы, «взяв крест» и с готовностью собой пожертвовать ради тебя и друг друга.

Увы! Кто-то дал тебе знать об этом собрании. Ты на него прибыл, разразился часовым докладом и погубил возможное единство.

И сделал ты это, даже не снесясь со мной. Собрание стало стычкой, еще резче отделившим тебя и «твоих» от «других» и перепутавшим все в сознании многих, так как мирное обсуждение твоего положения и той бури, которая грянула в связи с твоим приездом, стало невозможным. До этого еще твои сторонники начали «наводнять епархию полемической литературой, вербуя и священников и мирян в твой лагерь», при активном и вредном участии твоей матери (которая за все месяцы пребывания в Лондоне ни разу не подошла ко мне даже поздороваться). Весь упор такого собрания в том, чтобы верующие – ответственные православные – воссоздали то единомыслие и единодушие, которое было пошатнулось.

Этому ты не дал сбыться, а только углубил разделение, радуясь, что «многие» стали на твою сторону, не понимая, что речь шла не о победе одних над другими, а о воссоздании того единства, которое существовало в течение 33 лет до твоего приезда. Мы создавали с трудом и верой ответственную, зрелую общину.

За этот труд мы должны взяться заново. Ты оказался причиной (не только поводом) к разрыву. Мне пришлось после нашего разговора втроем (с тобой, владыкой Василием и мной) попросить тебя подать Святейшему прошение о переводе тебя на другую кафедру или должность. (Письмо, посланное тобой Патриарху, ты не счел нужным мне показать, я об этом и не просил, доверяя тебе.)

А теперь, не довольствуясь той смутой, которую ты произвел в сложной, но единой созревающей епархии, ты и твои сторонники решили вынести всю эту тьму в среду иноязычных недоброжелателей, только ожидающих повода затопить грязью нашу многострадальную Русскую Церковь.

Епархия «в становлении» (в ней собрались различные национальности Христа ради, как в древней Церкви, кладущей начало будущей Православной Церкви Западной Европы, живущей верой и кровью мучеников Церкви Русской) будет воспринята как распадающаяся община, которая не устояла и забыла свое призвание.

В твоих публичных выступлениях меня прежде всего поразило непонимание встревоженности ответственных деятелей епархии. Владыка Василий, например, ждал твоего приезда, как и все мы, с открытым сердцем, надеждой на сотрудничество и с надеждой на будущее.

Ты напрасно усмотрел у него недоброжелательность. Однако он вернулся из России после участия в твоей хиротонии в смущении.

Ходили слухи о том, что, как только я уйду на покой, именно ты будешь назначен митрополитом Сурожским без году неделю после того, как стал епископом, самым младшим архиереем Русской Церкви.

Это шло против всех наших ожиданий и было несовместимо с правилом об избрании архиерея епархией и принятием его Патриархией.

Мы все ожидали, что на мое место вступит владыка Василий, и были удивлены тем, что такое решение принято Москвой без единого слова, обращенного к нам.

⬇️далее⬇️
⬆️начало⬆️

Ты сам по приезде сообщил мне ту же новость якобы со слов митрополита Кирилла, взявшего с тебя слово, что ты мне об этом ничего не расскажешь. Ты не счел возможным этого скрыть от меня как от своего духовника.

Но когда в силу распространившихся слухов я поставил напрямик вопрос владыке Кириллу, то он мне ответил, что это ложь, что ничего подобного он тебе не говорил... Как избежать смущения?

Известие это, конечно, потрясло многих, усмотревших в нем то, что ты называешь «вмешательством Москвы». Причем не Патриарха, а именно ОВЦС, являющимся всего лишь административной инстанцией, а не иерархическим началом, которым может быть только Патриарх.

В действиях владыки Василия ты усмотрел вражду по отношению к себе, тогда как на самом деле его реакция соответствует нашим чувствам на подобное самоуправство.

Так же как владыка Василий и я, отреагировали и выборные члены епархиального и епископского советов, но без той личной злобы, которую ты усматриваешь во всяком проявлении неодобрения. Для тебя они стали врагами, тогда как на самом деле они являются хранителями строя епархии, защищающими нас от управления ОВЦС, которому многие русские не доверяют из-за сложных отношений, существовавших и, быть может, до сих пор еще существующих между Церковью и государством.

Мы в свое время предоставили Патриарху набросок возможного Устава, соответствующего и Вселенским канонам, и Постановлениям Собора 1917–1918 гг., и, что немаловажно, законам Великобритании.

Патриархия на нашу повторную просьбу рассмотреть и принять этот Устав (если нужно с небольшими поправками) ни словом не отозвалась. Мы предполагали безмолвное согласие, имея в виду слова, сказанные мне покойным Патриархом Алексием I: «Мы этот Устав в данное время принять не можем, но живите по нему». Согласие, а не холодное отвержение без обсуждения. Но мы горько ошиблись: видимо, в твоем лице ОВЦС хочет безраздельно управлять всей русской диаспорой.

В течение десятилетий было невозможно пригласить кого-либо из России в нашу епархию из-за недоверия, которое внушали нам некоторые деятели, посещавшие нас из далекой, любимой, но все еще несвободной Родины.

Этим объясняется то, что у нас нет достаточного числа русских молодых священников. В этом также играют роль и стесненные денежные обстоятельства (много лет мы не хотели получать какую бы то ни было помощь из России, чтобы деньги не стали кандалами на наших руках и ногах, а главное, на нашей совести и свободе).

Все сейчас меняется, и кое-что можно было бы и пересмотреть. Но, во всяком случае, выбор священника должен быть, безусловно, за нами. Если бы ты приехал к нам священником и после нескольких лет осел бы окончательно и был бы нами принят, то не было бы теперешних проблем.

Я не стану возвращаться к вопросу о том, как архиепископ Анатолий был принужден уйти на покой для того, чтобы уступить тебе свое место. Об этом я писал отдельно.

Дорогой владыка, пожалей Русскую Церковь и вели своим сторонникам прекратить подрывную деятельность. Замолчим все, станем молить Бога о его мире и положим благое начало дальнейшему строительству Сурожской епархии и твоей новой деятельности на благо Русской Церкви вне приделов Великобритании и Ирландии. Да будет Христос посреди нас!


НГ РЕЛИГИИ, № 6 от 21.08.2002