Forwarded from Мещерские сказы
Приветствую всех любителей кино, истории, мифологии и культуры нашей большой страны!
Я, Влада Найденова, - режиссёр из Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Я и моя команда совсем скоро начнём съемки масштабного проекта - короткометражного игрового фильма «Мещера».
Съемки фильма будут проходить в Рязанской области, в уникальных местах - природных и исторических памятниках. Фильм основан на мифологии Рязанской области, в его создании приняли участие научные консультанты - этнографы и археологи, Администрации многих районов Рязанской области, этнографические ансамбли и неравнодушные люди!
🔥У всех желающих есть возможность принять участие в съемках фильма!
🔥Если вы живете в Рязанской области - пишите в личные сообщения, нам нужны актеры массовых сцен и волонтеры !
Так же открыт сбор средств на съемку фильма и по совместительству на реконструкцию исторического памятника - старинного Храма Живоначальной Троицы! Это уникальное место, которое живет и существует только благодаря немногочисленным местным жителям и его священнику.
Прошу всех неравнодушных помочь и поучаствовать в судьбе фильма и храма!
Также просьба поделиться этой записью во всех социальных сетях! Медийная огласка уже большая помощь фильму!
Всю подробную информацию вы можете увидеть на официальном сайте фильма, там же есть кнопка 💥«поддержать» 💥
https://meshera-film.tilda.ws/
Я, Влада Найденова, - режиссёр из Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Я и моя команда совсем скоро начнём съемки масштабного проекта - короткометражного игрового фильма «Мещера».
Съемки фильма будут проходить в Рязанской области, в уникальных местах - природных и исторических памятниках. Фильм основан на мифологии Рязанской области, в его создании приняли участие научные консультанты - этнографы и археологи, Администрации многих районов Рязанской области, этнографические ансамбли и неравнодушные люди!
🔥У всех желающих есть возможность принять участие в съемках фильма!
🔥Если вы живете в Рязанской области - пишите в личные сообщения, нам нужны актеры массовых сцен и волонтеры !
Так же открыт сбор средств на съемку фильма и по совместительству на реконструкцию исторического памятника - старинного Храма Живоначальной Троицы! Это уникальное место, которое живет и существует только благодаря немногочисленным местным жителям и его священнику.
Прошу всех неравнодушных помочь и поучаствовать в судьбе фильма и храма!
Также просьба поделиться этой записью во всех социальных сетях! Медийная огласка уже большая помощь фильму!
Всю подробную информацию вы можете увидеть на официальном сайте фильма, там же есть кнопка 💥«поддержать» 💥
https://meshera-film.tilda.ws/
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
У ДОМА КУСТ - НАСТОИТСЯ ДОМ ПУСТ
Уважаемый "Севпростор" напомнил о примете "У дома куст - настоится дом пуст"
Предварительно следует заметить, что "Севпростор", как и "Встреча Руси и Чуди" пытается постичь облик Севера через призму заонежских погостов (это не кладбища, а старые округа, восходящие к новгородскому времени) - Мегорского и Андомского соответственно, разделенных городом Вытегрой и Волго-Балтийским водным путем (Волго-Балтом)
Андому и Мегру объединяет поэт Серебрянного века Николай Клюев. На реке Мегре (в Коштугах) он родился, а на реке Андоме (в Желвачёво) провел детские и юношеские годы.
Бывая в Андоме, я не слышал о примете - не сажать кустов у дома. Однако, как оказывается, всё течет, всё изменяется. И традиции тоже.
Так, приятель (а вскоре после приводимой публикации - неприятель) Клюева Иона Брихничев писал о нём в 1912 году:
"Николай Алексеевич Клюев — сын народа. Он родился в семье бедного крестьянина села Желвачёва Олонецкой губернии...
Если принять во внимание ту обстановку, в которой рос и развивался поэт, — его появление становится прямо-таки чудесным.
Село, где он родился, не насчитывающее и десяти дворов, населено людьми, находящимися едва ли не на самой примитивной степени развития.
О молодёжи поэт всегда отзывается с большим уважением…
Но старики… на них нельзя не удивляться…
Село Желвачёво лишено растительности.
Около одной избы чудом выросла вишенка.
Старики, посоветовавшись между собою, решили срубить деревцо, "чтобы было гладко" … и срубили…
Тем не менее, поэт любит свою деревню, своих земляков и готов послужить им всем, чем может, хотя из этих усилий не всегда получается то, к чему стремится поэт…".
Уважаемый "Севпростор" напомнил о примете "У дома куст - настоится дом пуст"
Предварительно следует заметить, что "Севпростор", как и "Встреча Руси и Чуди" пытается постичь облик Севера через призму заонежских погостов (это не кладбища, а старые округа, восходящие к новгородскому времени) - Мегорского и Андомского соответственно, разделенных городом Вытегрой и Волго-Балтийским водным путем (Волго-Балтом)
Андому и Мегру объединяет поэт Серебрянного века Николай Клюев. На реке Мегре (в Коштугах) он родился, а на реке Андоме (в Желвачёво) провел детские и юношеские годы.
Бывая в Андоме, я не слышал о примете - не сажать кустов у дома. Однако, как оказывается, всё течет, всё изменяется. И традиции тоже.
Так, приятель (а вскоре после приводимой публикации - неприятель) Клюева Иона Брихничев писал о нём в 1912 году:
"Николай Алексеевич Клюев — сын народа. Он родился в семье бедного крестьянина села Желвачёва Олонецкой губернии...
Если принять во внимание ту обстановку, в которой рос и развивался поэт, — его появление становится прямо-таки чудесным.
Село, где он родился, не насчитывающее и десяти дворов, населено людьми, находящимися едва ли не на самой примитивной степени развития.
О молодёжи поэт всегда отзывается с большим уважением…
Но старики… на них нельзя не удивляться…
Село Желвачёво лишено растительности.
Около одной избы чудом выросла вишенка.
Старики, посоветовавшись между собою, решили срубить деревцо, "чтобы было гладко" … и срубили…
Тем не менее, поэт любит свою деревню, своих земляков и готов послужить им всем, чем может, хотя из этих усилий не всегда получается то, к чему стремится поэт…".
Сегодня Успение Пресвятой Богородицы. В традиционном крестьянском календаре этот день перекликается с земледельческим праздником и обрядом, посвященным завершению сбора урожая и известным у великорусов как Спожинки, Дожинки, Обжинки и пр. Ранее здесь уже рассказывалось о специфичных чертах этой обрядности.
Изучая материальную и нематериальную культуру своих предков мне всегда было особенно интересно найти подтверждение бытования той или иной формы традиции именно в живых свидетельствах. И вот в процессе продолжающегося генеалогического исследования своей вяземской линии бытование дожиночной обрядности удалось зафиксировать на конкретном личном примере из несуществующей уже около полувека небольшой деревни Лежнево где Успение было еще и престольным праздником и отмечалось местными вплоть до полного исчезновения во второй половине XX в. этого населенного пункта.
По воспоминаниям родственников, часто бывавших в детстве в этой деревне, последние сельскохозяйственные дела, завершающие уборку урожая перед Успением, всегда носили у старшего поколения торжественный характер и должны были быть непременно доделаны до праздника. Обязательными атрибутами были блюда из нового урожая ("новильного" - прим. авт.). Главным же на Успение на столе был ржаной хлеб, но также на ряду с ним пекли ржаные лепешки, пироги, гречневые блины и пр. Застолье сопровождалось народными песнями, содержание которых к сожалению конечно уже подзабыто.
С Праздником!
На фото край улицы в Лежнево в 1960-х.
#традиции #спожинки #успение #вяземскийуезд #лежнево
Изучая материальную и нематериальную культуру своих предков мне всегда было особенно интересно найти подтверждение бытования той или иной формы традиции именно в живых свидетельствах. И вот в процессе продолжающегося генеалогического исследования своей вяземской линии бытование дожиночной обрядности удалось зафиксировать на конкретном личном примере из несуществующей уже около полувека небольшой деревни Лежнево где Успение было еще и престольным праздником и отмечалось местными вплоть до полного исчезновения во второй половине XX в. этого населенного пункта.
По воспоминаниям родственников, часто бывавших в детстве в этой деревне, последние сельскохозяйственные дела, завершающие уборку урожая перед Успением, всегда носили у старшего поколения торжественный характер и должны были быть непременно доделаны до праздника. Обязательными атрибутами были блюда из нового урожая ("новильного" - прим. авт.). Главным же на Успение на столе был ржаной хлеб, но также на ряду с ним пекли ржаные лепешки, пироги, гречневые блины и пр. Застолье сопровождалось народными песнями, содержание которых к сожалению конечно уже подзабыто.
С Праздником!
На фото край улицы в Лежнево в 1960-х.
#традиции #спожинки #успение #вяземскийуезд #лежнево
В продолжение вчерашней темы об Успении и Спожинках читатель привел интересные свидетельства о бытовании соответствующей обрядности в однодворческом селе на Слобожанщине.
#великорусы #традиции #спожинки #успение #однодворцы #слобожанщина
#великорусы #традиции #спожинки #успение #однодворцы #слобожанщина
Telegram
. in чат Пока горит солнце
У нас были обжинки. Ещё в конце 80х начале 90х. Все знали, что праздник, в колхозе резали быка варили в столовой еду. Пили, гуляли, танцевали. На мой вопрос, говорили, когда весь урожай собран, то есть убрали последнее поле с зерном, то вот и обжинки пришли.…
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ:
О ФАМИЛИИ ЕСЕНИН
По пути из Вытегры в Вологду обратил внимание на название деревни Есюнино в Вологодском районе
Очевидно, что название восходит к имени Есюня - варианту канонических имен, начинающихся на Ес- / Иос- : Евсей (Евсевий), Евстафий, Евстрат, Иосиф
Уменьшительной формой этих имен были Еся, Еська, Есюта, Есько
Название деревни позволяет реконструировать и формы на -Vня:
Есюня, Есеня (аналогично Васюня, Васяня - от Василий)
Это позволяет возводить к именам на Ес- и фамилию поэта Сергея Есенина
Тем более, что ранее предлагавшася этимология - от прозвища Есень (церковно-славянское есень 'осень') имеет существенный недостаток:
начальному церковно-славянскому е в древнерусском соответствовало о (езеро - озеро, елень - олень). Маловероятно, что некалендарное народное имя или прозвище восходило к церковно-славянскому слову (если, конечно, оно не появилось в среде духовенства)
Что интересно, существует и тюркская этимология фамилии - от тюркского имени Есен (она предлагалась еще А.В. Суперанской). Так, например, татарский мурза Есень-Берди служил в Мещере в начале XVI века (см.: Ш.Р. Мингазов)
Однако стоит обратиться к исследованию родословной Есенина (ее изучал Д.А. Соколов). Действительно, среди предков поэта находим прадеда Иосифа. Похоже, что именно его и звали Есеня
Антон Соболев
О ФАМИЛИИ ЕСЕНИН
По пути из Вытегры в Вологду обратил внимание на название деревни Есюнино в Вологодском районе
Очевидно, что название восходит к имени Есюня - варианту канонических имен, начинающихся на Ес- / Иос- : Евсей (Евсевий), Евстафий, Евстрат, Иосиф
Уменьшительной формой этих имен были Еся, Еська, Есюта, Есько
Название деревни позволяет реконструировать и формы на -Vня:
Есюня, Есеня (аналогично Васюня, Васяня - от Василий)
Это позволяет возводить к именам на Ес- и фамилию поэта Сергея Есенина
Тем более, что ранее предлагавшася этимология - от прозвища Есень (церковно-славянское есень 'осень') имеет существенный недостаток:
начальному церковно-славянскому е в древнерусском соответствовало о (езеро - озеро, елень - олень). Маловероятно, что некалендарное народное имя или прозвище восходило к церковно-славянскому слову (если, конечно, оно не появилось в среде духовенства)
Что интересно, существует и тюркская этимология фамилии - от тюркского имени Есен (она предлагалась еще А.В. Суперанской). Так, например, татарский мурза Есень-Берди служил в Мещере в начале XVI века (см.: Ш.Р. Мингазов)
Однако стоит обратиться к исследованию родословной Есенина (ее изучал Д.А. Соколов). Действительно, среди предков поэта находим прадеда Иосифа. Похоже, что именно его и звали Есеня
Антон Соболев
Forwarded from Главархитектура Рязанской области
Поздравляем любимый город с 929-летием и огромное спасибо всем, кто делает Рязань лучше с каждым годом ❤️
Свастический орнамент в материальной культуре великорусов.
Данный орнамент представляет из себя один или несколько узоров, восходящих к символу в виде равностороннего прямого или косого креста с загнутыми концами. Обычно этим орнаментом украшались различные элементы традиционного костюма [ряз. сряды - прим. авт.] и предметы домашнего обихода.
Сам символ имеет весьма давнюю историю и известен в Европе с эпохи раннего металла. Многие исследователи высказываются в пользу его индоевропейского происхождения, однако, он издавна известен практически всем народам севера Евразии, как индоевропейским, так и финно-угорским, тюркским, кавказским и пр.
Б.А. Куфтин в своей знаменитой работе "Материальная культура русской мещеры" отмечает, что распространение свастического узора на территории восточной Европы предполагает древнейшее его бытование на данной территории в бассейне верхнего Днепра, Оки и верхней Волги. В данном контексте, интересно, что среди предков великорусов графические знаки в виде креста с загнутыми концами широко представлены среди знаков, относящихся к языческому наследию вятичей периода VIII-XII веков.
При этом, в целом в восточнославянском мире свастический орнамент именно как основа орнаментального стиля известен в основном в материальной культуре населения центральной (главным образом Смоленщина и ряд верхневолжских территорий) и южно-великорусской культурных зон, а также населения ряда прилегающих к ним регионов. У соседей великорусов в качестве орнаментальной основы данный символ широко представлен у карел, касимовских татар, ряда угорских народностей, но, например, в Среднем Поволжье такая орнаментальная основа уже менее распространена.
#традиции #орнамент
На фото ниже мещерская тяжелая понева с прошвой со свастическим узором из д. Фомино Парахинской вол. Касимовского у. Рязанской губ. (совр. Гусь-Хрустальный р-н Владимирской обл.), экспонат Касимовского историко-культурного музея-заповедника.
Данный орнамент представляет из себя один или несколько узоров, восходящих к символу в виде равностороннего прямого или косого креста с загнутыми концами. Обычно этим орнаментом украшались различные элементы традиционного костюма [ряз. сряды - прим. авт.] и предметы домашнего обихода.
Сам символ имеет весьма давнюю историю и известен в Европе с эпохи раннего металла. Многие исследователи высказываются в пользу его индоевропейского происхождения, однако, он издавна известен практически всем народам севера Евразии, как индоевропейским, так и финно-угорским, тюркским, кавказским и пр.
Б.А. Куфтин в своей знаменитой работе "Материальная культура русской мещеры" отмечает, что распространение свастического узора на территории восточной Европы предполагает древнейшее его бытование на данной территории в бассейне верхнего Днепра, Оки и верхней Волги. В данном контексте, интересно, что среди предков великорусов графические знаки в виде креста с загнутыми концами широко представлены среди знаков, относящихся к языческому наследию вятичей периода VIII-XII веков.
При этом, в целом в восточнославянском мире свастический орнамент именно как основа орнаментального стиля известен в основном в материальной культуре населения центральной (главным образом Смоленщина и ряд верхневолжских территорий) и южно-великорусской культурных зон, а также населения ряда прилегающих к ним регионов. У соседей великорусов в качестве орнаментальной основы данный символ широко представлен у карел, касимовских татар, ряда угорских народностей, но, например, в Среднем Поволжье такая орнаментальная основа уже менее распространена.
#традиции #орнамент
На фото ниже мещерская тяжелая понева с прошвой со свастическим узором из д. Фомино Парахинской вол. Касимовского у. Рязанской губ. (совр. Гусь-Хрустальный р-н Владимирской обл.), экспонат Касимовского историко-культурного музея-заповедника.
Forwarded from Генеалогия поКоленИя
Рязанские промыслы
Больше всех меня, скажу честно, впечатлили красильщики Палищенской волости Касимовского уезда. Во-первых, они были знатными путешественниками, добирались до Кавказа, Сибири, Крыма, бывали в Бессарабии и Польше. Но все это не развлечения ради. Как выяснилось, у красильщиков была одна замечательная традиция- они никогда не возвращлись в те места, где уже однажды побывали. А все потому, что окрашенные ими ткани попросту линяли.🫠
При этом красильный промысел был одним из самых выгодных в Рязанской губернии! Похоже, палищенские красильщики уже тогда кое-что поняли про бизнес...
И конечно, возвращение таких работников домой с прибылью и подарками всегда воспринималось как целое событие. «Красильщики Касимовского уезда отличались особым пристрастием к куражу и свое возвращение обставляли как праздник: со станции железной дороги в Спас-Клепиках такой мужик нанимал тройку, да с колокольцами, проезжал деревни с гармошкой и песнями: как говорили в народе, «зело угобжался». Зато бурлаки, изрядно обтрепавшиеся за время, проведенное в лямке и на баржах, никогда не приходили домой засветло, чтобы никто из соседей не увидел их в таком виде. Они отсиживались где-нибудь за селом до темноты и только потом задами пробирались домой, чтобы на следующий день появиться перед сельчанами отмытыми и чисто одетыми» Русские Рязанского края, С.А.Инникова
#рязанские_промыслы
Больше всех меня, скажу честно, впечатлили красильщики Палищенской волости Касимовского уезда. Во-первых, они были знатными путешественниками, добирались до Кавказа, Сибири, Крыма, бывали в Бессарабии и Польше. Но все это не развлечения ради. Как выяснилось, у красильщиков была одна замечательная традиция- они никогда не возвращлись в те места, где уже однажды побывали. А все потому, что окрашенные ими ткани попросту линяли.🫠
При этом красильный промысел был одним из самых выгодных в Рязанской губернии! Похоже, палищенские красильщики уже тогда кое-что поняли про бизнес...
И конечно, возвращение таких работников домой с прибылью и подарками всегда воспринималось как целое событие. «Красильщики Касимовского уезда отличались особым пристрастием к куражу и свое возвращение обставляли как праздник: со станции железной дороги в Спас-Клепиках такой мужик нанимал тройку, да с колокольцами, проезжал деревни с гармошкой и песнями: как говорили в народе, «зело угобжался». Зато бурлаки, изрядно обтрепавшиеся за время, проведенное в лямке и на баржах, никогда не приходили домой засветло, чтобы никто из соседей не увидел их в таком виде. Они отсиживались где-нибудь за селом до темноты и только потом задами пробирались домой, чтобы на следующий день появиться перед сельчанами отмытыми и чисто одетыми» Русские Рязанского края, С.А.Инникова
#рязанские_промыслы
⬆️На канале уважаемой Екатерины Генеология поКоленИя вышел интересный пост про промысел рязанских красильщиков видимо действительно что-то "понимавших про бизнес".
Продолжая тему промыслов предлагаю взглянуть на пчеловодство в наших краях. Остатки архаичных приемов данного промысла в Башкирии, например, сумели превратить в мощный бренд. Удивительно, но еще в конце XIX в. в Рязанском крае подобная архаика в виде колодного пчеловодства была широко распространена.
Вообще пчеловодство как промысел издавна известно жителям Русской равнины. В истории обычно выделяют пчеловодство бортевое и соответственно пасечное. Первое заключалось в сборе меда диких пчел, живущих в дуплах деревьев - бортях. В процессе развития земледелия и по мере освобождения площадей от леса человек одомашнил пчелиные семьи и сам научился обустраивать лесные борти, которые затем вовсе вырезались вместе с дуплами (т.н. дуплянки - прим авт.) и размещались ближе к жилью либо в благоприятных для медосбора участках леса. Так бортевое пчеловодство постепенно вытеснялось пасечным - колодным.
После изобретения в 1814 г. черниговским уроженцем Петром Прокоповичем рамочного улья в пасечном пчеловодстве на первый план выходит уже привычное нам рамочное где пчелиные семьи разводят в разборных ульях с вынимающимися рамками. Рамочное пчеловодство наиболее продуктивно, однако, качества и объем собираемого меда напрямую зависят от вида пчеловодства и породы пчел. Вообще сложность и взаимозависимость пчеловодства с другими отраслями хозяйства на мой взгляд хорошо изложены в этой старой статье.
В Рязанском крае пчеловодство было известно повсеместно. Его развитие среди местных жителей привело к образованию в XIX в. в приокских лесных районах где сеяли гречиху (одну из лучших сельскохозяйственных медоносных культур) целых дворцовых бортных селений, в которых проживали "государевы бортники" наподобие известных со времен Ивана IV рязанских "государевых рыбаков". Находились эти селения в основном в Зарайском, Егорьевском, Рязанском и Спасском уездах. Так, согласно писцовым книгам сер. XVII в. жители села Белоомут отдавали 21 пуд оброчного меда с земли и бортных ухожий (пчельников) "по окладу". Особняком стоит село Середниково Егорьевского уезда, местные жители которого в XIX в. жили исключительно пчеловодством. Также заметно развито пчеловодство было в Пронском, Ряжском, Ранненбургском, Сапожковском, Касимовском (на юге) уездах.
Широкое распространение пчеловодства в рязанских уездах сохранялось до начала XX в. Не было селений где не нашлось бы одной или двух небольших пасек, которые рязанские крестьяне располагали обычно в усадьбах либо на огороде или в саду. Ульи делали в основном в виде колоды-дуплянки, рамочные же конструкции были мало распространены. Держали на пасеках как правило от 5 до 15 таких ульев, получая с одного от 30 до 80 фунтов меда в год.
После начала XX в. происходит почти повсеместное сокращение промысла, связываемое с ухудшением погодных условий, стихийными бедствиями, уменьшением лесных площадей и посевов гречихи и льна. Так, с конца XIX в. в уже упоминавшемся селе Белоомут ульи переводились в село Летово поближе к посевам гречихи, а осенью возвращались назад. Известен случай когда из-за голода в 1891 г. на пасеке в деревне Свистуново Новотишевской волости Рязанского уезда, насчитывавшей 200 колод, вымерли все пчелы. Вплоть до 1920-х годов в Рязанской губернии можно было наблюдать бортнические меты - древние крестьянские знаки собственности.
Источник: Рязанский этнографический вестник № 60. Т.А. Воронина "Традиции питания рязанских крестьян" (XIX - начало XX вв.). Рязань: РОНМЦНТ 2017.
В качестве иллюстрации ниже картина И.Н. Крамского "Пасечник" (1872), на которой можно видеть колоды-дуплянки.
#традиции #промыслы #пчеловодство
Продолжая тему промыслов предлагаю взглянуть на пчеловодство в наших краях. Остатки архаичных приемов данного промысла в Башкирии, например, сумели превратить в мощный бренд. Удивительно, но еще в конце XIX в. в Рязанском крае подобная архаика в виде колодного пчеловодства была широко распространена.
Вообще пчеловодство как промысел издавна известно жителям Русской равнины. В истории обычно выделяют пчеловодство бортевое и соответственно пасечное. Первое заключалось в сборе меда диких пчел, живущих в дуплах деревьев - бортях. В процессе развития земледелия и по мере освобождения площадей от леса человек одомашнил пчелиные семьи и сам научился обустраивать лесные борти, которые затем вовсе вырезались вместе с дуплами (т.н. дуплянки - прим авт.) и размещались ближе к жилью либо в благоприятных для медосбора участках леса. Так бортевое пчеловодство постепенно вытеснялось пасечным - колодным.
После изобретения в 1814 г. черниговским уроженцем Петром Прокоповичем рамочного улья в пасечном пчеловодстве на первый план выходит уже привычное нам рамочное где пчелиные семьи разводят в разборных ульях с вынимающимися рамками. Рамочное пчеловодство наиболее продуктивно, однако, качества и объем собираемого меда напрямую зависят от вида пчеловодства и породы пчел. Вообще сложность и взаимозависимость пчеловодства с другими отраслями хозяйства на мой взгляд хорошо изложены в этой старой статье.
В Рязанском крае пчеловодство было известно повсеместно. Его развитие среди местных жителей привело к образованию в XIX в. в приокских лесных районах где сеяли гречиху (одну из лучших сельскохозяйственных медоносных культур) целых дворцовых бортных селений, в которых проживали "государевы бортники" наподобие известных со времен Ивана IV рязанских "государевых рыбаков". Находились эти селения в основном в Зарайском, Егорьевском, Рязанском и Спасском уездах. Так, согласно писцовым книгам сер. XVII в. жители села Белоомут отдавали 21 пуд оброчного меда с земли и бортных ухожий (пчельников) "по окладу". Особняком стоит село Середниково Егорьевского уезда, местные жители которого в XIX в. жили исключительно пчеловодством. Также заметно развито пчеловодство было в Пронском, Ряжском, Ранненбургском, Сапожковском, Касимовском (на юге) уездах.
Широкое распространение пчеловодства в рязанских уездах сохранялось до начала XX в. Не было селений где не нашлось бы одной или двух небольших пасек, которые рязанские крестьяне располагали обычно в усадьбах либо на огороде или в саду. Ульи делали в основном в виде колоды-дуплянки, рамочные же конструкции были мало распространены. Держали на пасеках как правило от 5 до 15 таких ульев, получая с одного от 30 до 80 фунтов меда в год.
После начала XX в. происходит почти повсеместное сокращение промысла, связываемое с ухудшением погодных условий, стихийными бедствиями, уменьшением лесных площадей и посевов гречихи и льна. Так, с конца XIX в. в уже упоминавшемся селе Белоомут ульи переводились в село Летово поближе к посевам гречихи, а осенью возвращались назад. Известен случай когда из-за голода в 1891 г. на пасеке в деревне Свистуново Новотишевской волости Рязанского уезда, насчитывавшей 200 колод, вымерли все пчелы. Вплоть до 1920-х годов в Рязанской губернии можно было наблюдать бортнические меты - древние крестьянские знаки собственности.
Источник: Рязанский этнографический вестник № 60. Т.А. Воронина "Традиции питания рязанских крестьян" (XIX - начало XX вв.). Рязань: РОНМЦНТ 2017.
В качестве иллюстрации ниже картина И.Н. Крамского "Пасечник" (1872), на которой можно видеть колоды-дуплянки.
#традиции #промыслы #пчеловодство
Forwarded from Криватроп
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вырай
Продолжая тему отлета птиц. Наш подписчик делится замечательным видео, где он стал свидетелем массового сбора журавлей на Смоленщине, готовищихся к отлету на Юг.
В кривицких областях сохранился специальный термин для этого явления – "вырай", который на местной почве имеет так же мифопоэтическое значение – место, куда уходят души после смерти, или посмертного мира, в целом. В вырай же, кроме птиц, осенью уползают змеи и насекомые.
На восточной Смоленщине есть несколько топонимов связанных с выраем - это деревни с названием Вырье, находящиеся у мхов, куда как раз и собираются птицы перед отлетом.
#вырай
Продолжая тему отлета птиц. Наш подписчик делится замечательным видео, где он стал свидетелем массового сбора журавлей на Смоленщине, готовищихся к отлету на Юг.
В кривицких областях сохранился специальный термин для этого явления – "вырай", который на местной почве имеет так же мифопоэтическое значение – место, куда уходят души после смерти, или посмертного мира, в целом. В вырай же, кроме птиц, осенью уползают змеи и насекомые.
На восточной Смоленщине есть несколько топонимов связанных с выраем - это деревни с названием Вырье, находящиеся у мхов, куда как раз и собираются птицы перед отлетом.
#вырай
Так вышло, что вместе с домом нам достались два яблоневых сада. Один с боку от дома довольно старый, почти полувековой. Другой за домом помоложе, около тридцати лет.
Раньше прежние хозяева выращивали яблоки на продажу, а когда их не стало сады пришли в запущенное состояние, поэтому мы не сразу смогли оценить все объемы - ну стоят вроде себе старые яблони, где ветка надломилась, где крона разрослись. Но все оказалось не так просто...
Этой осенью в Мещере как и во многих центральных европейских областях России был хороший урожай яблок и какого было наше удивление когда по приезду мы увидели эти запущенные деревья, ломящиеся от яблок! Сорта яблок оказались разные, как позднелетние так осенние и зимние. Есть тут и старинный русский белый налив, и звездочка, и медовые, каких только нет.
По неопытности и так как мы в деревне наездами снять яблоки успели только три раза, примерно по одному и тому же объему (как на фотоальбоме под постом). Большая же часть опала и отправилась в компостную яму. Из того, что собрано часть раздали друзьям и родственникам на варенье, компоты и различные домашние слабоалкогольные напитки, а часть оставили себе, будем тоже пробовать закрывать и мочить.
Любопытно отметить, что исторически приусадебное яблочное садоводство было развито в Рязанском крае главным образом в Зарайском, Рязанском и Спасском уездах. Так, по количеству продаваемых в Москву яблок в 1912-1914 гг. Рязанская губерния занимала второе место после Тульской. Здесь опять выделяются приокские селения. Например, Дединово и Озерицы Зарайского уезда, Пощупово, Котино и Новоселки Рязанского уезда, Исады, Аргамаково, Троице-Пеленицы (совр. с. Троица Спасского р-на) и Ижевское Спасского уезда.
В Исадах и Аргамаково садоводство развилось до такого уровня благодаря последнему владельцу исадского имения И.И. Кожину, который был большим его знатоком и популяризировал это направление хозяйства среди крестьян. Другим селом, известным своими садами, было Ижевское и вся одноименная волость. Ижевцы продавали как свежие яблоки, так и моченые, сушеные, делали из них пастилу и цукаты.
Из выращиваемых рязанцами сортов наиболее известны антоновка, анисовка, белый налив, любский, бель, аркат, буравинка, грушовка и др. Сбывали яблоки в основном в Рязань, Москву, Коломну и Касимов. На общественной земле устраивали питомники, которые раньше называли "школами", где на продажу выращивали саженцы плодовых деревьев. Продавали молодые деревья осенью на базарах или под заказ. Интересно, что если кто-то заказывал партию саженцев, то садовод сам их сажал, прививал, а в случае гибели саженцев бесплатно заменял.
Источник: Монография "Русские Рязанского края", т. 1. – М.: "Индрик" 2009.
#традиции #садоводство
Раньше прежние хозяева выращивали яблоки на продажу, а когда их не стало сады пришли в запущенное состояние, поэтому мы не сразу смогли оценить все объемы - ну стоят вроде себе старые яблони, где ветка надломилась, где крона разрослись. Но все оказалось не так просто...
Этой осенью в Мещере как и во многих центральных европейских областях России был хороший урожай яблок и какого было наше удивление когда по приезду мы увидели эти запущенные деревья, ломящиеся от яблок! Сорта яблок оказались разные, как позднелетние так осенние и зимние. Есть тут и старинный русский белый налив, и звездочка, и медовые, каких только нет.
По неопытности и так как мы в деревне наездами снять яблоки успели только три раза, примерно по одному и тому же объему (как на фотоальбоме под постом). Большая же часть опала и отправилась в компостную яму. Из того, что собрано часть раздали друзьям и родственникам на варенье, компоты и различные домашние слабоалкогольные напитки, а часть оставили себе, будем тоже пробовать закрывать и мочить.
Любопытно отметить, что исторически приусадебное яблочное садоводство было развито в Рязанском крае главным образом в Зарайском, Рязанском и Спасском уездах. Так, по количеству продаваемых в Москву яблок в 1912-1914 гг. Рязанская губерния занимала второе место после Тульской. Здесь опять выделяются приокские селения. Например, Дединово и Озерицы Зарайского уезда, Пощупово, Котино и Новоселки Рязанского уезда, Исады, Аргамаково, Троице-Пеленицы (совр. с. Троица Спасского р-на) и Ижевское Спасского уезда.
В Исадах и Аргамаково садоводство развилось до такого уровня благодаря последнему владельцу исадского имения И.И. Кожину, который был большим его знатоком и популяризировал это направление хозяйства среди крестьян. Другим селом, известным своими садами, было Ижевское и вся одноименная волость. Ижевцы продавали как свежие яблоки, так и моченые, сушеные, делали из них пастилу и цукаты.
Из выращиваемых рязанцами сортов наиболее известны антоновка, анисовка, белый налив, любский, бель, аркат, буравинка, грушовка и др. Сбывали яблоки в основном в Рязань, Москву, Коломну и Касимов. На общественной земле устраивали питомники, которые раньше называли "школами", где на продажу выращивали саженцы плодовых деревьев. Продавали молодые деревья осенью на базарах или под заказ. Интересно, что если кто-то заказывал партию саженцев, то садовод сам их сажал, прививал, а в случае гибели саженцев бесплатно заменял.
Источник: Монография "Русские Рязанского края", т. 1. – М.: "Индрик" 2009.
#традиции #садоводство