Forwarded from Ростов Великий и Ростовская земля
СВАДЬБА С ПРИДАНЫМ: 1959 год
Продолжая свадебную тему, обратимся к фотонаблюдениям 1959 года. В 2013 году Александр Морозов опубликовал фотографии из семейного архива Сахаровых, село Угодичи, которые переснял для этого Валерий Абрамов.
Вот текст, сопровождавший эту публикацию.
«Приданое невесты подразумевает под собой «узелок», который она забирает после свадьбы с собой в дом к новоиспеченному мужу.
В таком узелке обычно находились постельные принадлежности, скатерти (обычно сшитые руками самой невесты), салфетки, посуда, свои украшения (или фамильные ценности) несколько праздничных и повседневных вариантов одежды, полотенца, платки, пояса, отрезы тканей, ленты, кружева.
Помимо этого невесте обязательно нужно было сшить в подарок будущему мужу красивую рубаху и полотенце, которые следовало обязательно расшить узорами.
Все «припасенное» для будущей семейной жизни добро невесты складывалось в красивые сундуки. Приданое всегда было предметом гордости молодых девушек, и они не упускали случая похвастаться им в присутствии сватов.
Не так давно оно являлось важным атрибутом русской свадьбы. Его необходимо было начинать собирать сразу после появления на свет девочки. С годами, когда девочка взрослела, ее также привлекали к этому занятию. Салфетки, скатерки, полотенца и некоторые другие вещи девушка должна была сделать сама (связать, сшить, вышить). От размера приданого зависел будущий брак невесты.
Соответственно, невеста с небогатым «багажом» не могла рассчитывать на удачное в финансовом отношении замужество, а бесприданнице вообще было крайне сложно выйти замуж за любого мужчину, поскольку интереса у мужчин они не вызывали. Даже в советское время в ростовских селах размер и состав приданого обязательно обсуждался во время сватовства родителями будущих молодоженов.
Предлагаем вашему вниманию фотографии завоза приданого в дом мужа в селе Угодичи, который происходил 15 февраля 1959 г. Фотографии из собрания семьи Сахаровых».
Продолжая свадебную тему, обратимся к фотонаблюдениям 1959 года. В 2013 году Александр Морозов опубликовал фотографии из семейного архива Сахаровых, село Угодичи, которые переснял для этого Валерий Абрамов.
Вот текст, сопровождавший эту публикацию.
«Приданое невесты подразумевает под собой «узелок», который она забирает после свадьбы с собой в дом к новоиспеченному мужу.
В таком узелке обычно находились постельные принадлежности, скатерти (обычно сшитые руками самой невесты), салфетки, посуда, свои украшения (или фамильные ценности) несколько праздничных и повседневных вариантов одежды, полотенца, платки, пояса, отрезы тканей, ленты, кружева.
Помимо этого невесте обязательно нужно было сшить в подарок будущему мужу красивую рубаху и полотенце, которые следовало обязательно расшить узорами.
Все «припасенное» для будущей семейной жизни добро невесты складывалось в красивые сундуки. Приданое всегда было предметом гордости молодых девушек, и они не упускали случая похвастаться им в присутствии сватов.
Не так давно оно являлось важным атрибутом русской свадьбы. Его необходимо было начинать собирать сразу после появления на свет девочки. С годами, когда девочка взрослела, ее также привлекали к этому занятию. Салфетки, скатерки, полотенца и некоторые другие вещи девушка должна была сделать сама (связать, сшить, вышить). От размера приданого зависел будущий брак невесты.
Соответственно, невеста с небогатым «багажом» не могла рассчитывать на удачное в финансовом отношении замужество, а бесприданнице вообще было крайне сложно выйти замуж за любого мужчину, поскольку интереса у мужчин они не вызывали. Даже в советское время в ростовских селах размер и состав приданого обязательно обсуждался во время сватовства родителями будущих молодоженов.
Предлагаем вашему вниманию фотографии завоза приданого в дом мужа в селе Угодичи, который происходил 15 февраля 1959 г. Фотографии из собрания семьи Сахаровых».
Forwarded from Норин
Классическое
Когда разговаривают про князя Пожарского, в литературе очень любят как-то снисходительно похлопать по плечу, вот типа не гений, не великий полководец, но норм такой, сойдет, без фантазии, но толковый. Я даже и сам от этого взгляда не то чтоб полностью избавлен. Но вот если посмотреть на ситуацию именно в разрезе операции в Москве 1612 года, то что мы видим.
А мы видим, что гений-то может не гений, но там _не требовался_ гений, там не требовался человек, который будет мега-кунштюки. А нужен был человек, который во-первых, с самого начала со скучной рожей займется рутинным управлением - ну, знаете, чтобы ополченцы были сытыми, хорошо вооруженными, коняшки имели вкусный и полезный фураж, в пороховницах был порох, а в ягодицах - ягоды. На этом пункте, вообще говоря, погорело первое ополчение.
Может, на 100% князь Дмитрий не "остановил корчму", но вот сильно поурезать ее удалось точно. И армия была армия, а не законно вооруженное бандформирование, как у некоторых.
По этой причине, у Москвы стоял нормальный по меркам XVII века и времени-места дееспособный военный организм, который когда надо дрался, когда надо истекал кровью, и если бегал, то точно не чаще прочих.
А во-вторых, вот что касается, собственно, "эффектной" стороны дела, там Пожарский демонстрировал качество, которое видно уже по пункту 1. Он был не пижон, а он был специалист. То есть, работает разведка, работает здравый смысл, работает голова командира. Мы видим в маневрах в Москве нормальное ясное тактическое мышление. Противник наверняка пойдет тут, значит, тут будет стоять заслон. У нас будет резерв, его мы используем когда надо.
Но гораздо сильнее впечатляет вот что - у человека были очень крепкие нервы. Вообще ничего его не ломало. Ни когда отряд поляков дуриком выскочил к Арбату, ни когда ранили самого Пожарского, ни в самый острый момент на второй день, когда казаки "поплыли" и начали отступать в лагерь, и Ходкевич решил, что уже выиграл. Вот это да, это именно профессионализм - видеть свои слабые и сильные стороны, слабые и сильные стороны противника - и не ломаться, не впадать в панику и не пороть горячку. Ибо профессионал, как учит нас гуру К.Е., играет не до красивого гола, не до психологического кризиса, а до конца 60-й секунды последней минуты матча.
К слову, означенная секунда у Пожарского наступила в самый момент победы. Эмоциональный фонтанирующий гений наверняка бросился бы догонять выкатывающихся из города поляков - и подставился бы на равнине под удар тяжелой конницы Ходкевича. Так вот, Пожарский не дал победе опьянить себя. И не дал Ходкевичу еще раз перевернуть ход этого чрезвычайно интересного, на самом деле, сражения, и выиграть проигранную вдрызг баталию.
Так что вот. А что с искрением гениальными идеями у Пожарского было, ну, обычно, так то не проблема. Что гений, то не гений. Но чтобы выиграть одну из главных битв русской истории, нужен был не гений.
Нужен был профессионал.
Когда разговаривают про князя Пожарского, в литературе очень любят как-то снисходительно похлопать по плечу, вот типа не гений, не великий полководец, но норм такой, сойдет, без фантазии, но толковый. Я даже и сам от этого взгляда не то чтоб полностью избавлен. Но вот если посмотреть на ситуацию именно в разрезе операции в Москве 1612 года, то что мы видим.
А мы видим, что гений-то может не гений, но там _не требовался_ гений, там не требовался человек, который будет мега-кунштюки. А нужен был человек, который во-первых, с самого начала со скучной рожей займется рутинным управлением - ну, знаете, чтобы ополченцы были сытыми, хорошо вооруженными, коняшки имели вкусный и полезный фураж, в пороховницах был порох, а в ягодицах - ягоды. На этом пункте, вообще говоря, погорело первое ополчение.
Может, на 100% князь Дмитрий не "остановил корчму", но вот сильно поурезать ее удалось точно. И армия была армия, а не законно вооруженное бандформирование, как у некоторых.
По этой причине, у Москвы стоял нормальный по меркам XVII века и времени-места дееспособный военный организм, который когда надо дрался, когда надо истекал кровью, и если бегал, то точно не чаще прочих.
А во-вторых, вот что касается, собственно, "эффектной" стороны дела, там Пожарский демонстрировал качество, которое видно уже по пункту 1. Он был не пижон, а он был специалист. То есть, работает разведка, работает здравый смысл, работает голова командира. Мы видим в маневрах в Москве нормальное ясное тактическое мышление. Противник наверняка пойдет тут, значит, тут будет стоять заслон. У нас будет резерв, его мы используем когда надо.
Но гораздо сильнее впечатляет вот что - у человека были очень крепкие нервы. Вообще ничего его не ломало. Ни когда отряд поляков дуриком выскочил к Арбату, ни когда ранили самого Пожарского, ни в самый острый момент на второй день, когда казаки "поплыли" и начали отступать в лагерь, и Ходкевич решил, что уже выиграл. Вот это да, это именно профессионализм - видеть свои слабые и сильные стороны, слабые и сильные стороны противника - и не ломаться, не впадать в панику и не пороть горячку. Ибо профессионал, как учит нас гуру К.Е., играет не до красивого гола, не до психологического кризиса, а до конца 60-й секунды последней минуты матча.
К слову, означенная секунда у Пожарского наступила в самый момент победы. Эмоциональный фонтанирующий гений наверняка бросился бы догонять выкатывающихся из города поляков - и подставился бы на равнине под удар тяжелой конницы Ходкевича. Так вот, Пожарский не дал победе опьянить себя. И не дал Ходкевичу еще раз перевернуть ход этого чрезвычайно интересного, на самом деле, сражения, и выиграть проигранную вдрызг баталию.
Так что вот. А что с искрением гениальными идеями у Пожарского было, ну, обычно, так то не проблема. Что гений, то не гений. Но чтобы выиграть одну из главных битв русской истории, нужен был не гений.
Нужен был профессионал.
На севере Рязанского края сени так и называют - мост, масты. В классическом жилище великороссов, разделяемом на два типа - двухкамерное и трехкамерное, сени это хозяйственное не отапливаемое помещение. На Рязанщине двухкамерные жилища бытовали больше на юге, а трехкамерные на севере в лесной части. В двухкамерном жилище сени были как правило такого же размера как изба, в трехкамерном разделяли собственно избу и клеть. В зависимости от достатка сени могли быть рубленные, плетневые и т.д., часто были без пола и потолка. Иногда в сенях перегородкой отгораживалась кладовая или чулан. Летом в сенях утраивали место для отдыха, ставили скамейки и стол, обедали и спали.
#великороссы #рязань #традиционноежилище #изба #хата #сени #мост
#великороссы #рязань #традиционноежилище #изба #хата #сени #мост
Telegram
Sevprostor
Деревенские сени, именно в высоких старых домах, очень атмосферное место. Что-то в них есть такое, пограничное: это ведь переход между жилой и хозяйственной частью, между миром людей и животных. Они узкие, но высокие, и оттого это помещение выглядит непривычно.…
Читая замечательнейшую книгу Н.А. Тахтамышевой "Три века орловских детей боярских", в которой уважаемый автор исследует генеалогию своего рода по прямой мужской линии и пытается понять откуда происходит самый ранний известный предок, встретил живой, характерный и наглядный пример как "русского" "скребли" на предмет наличия "татарина".
«Отчество у Гуляя такое же как и у Ждана, и, скорее всего, они братья. Имена у обоих языческие, в соответствии с широко распространенным в XVI в. обычаем. Конечно, все дети боярские были православными и имели крестильные имена. Но в некоторых семьях ребенку давали второе, неканоническое имя, то ли для защиты от сглаза и от всякой нечисти, то ли просто как дань старинной традиции, постепенно сошедшей на нет лишь в XVII в.»
«Как правило, в семьях, использовавших неканонические имена, существовала традиция давать их детям как бы из одной серии, - либо с позитивным, либо с негативным оттенком. Заглянем снова в Писцовую книгу Орловского уезда. Хотя детей там указывали только в том случае, если они, оставшись сиротами, становились совладельцами поместья, однако и таких примеров набирается немало; в одной семье детей зовут Нечайко, Ненашко и Воинко, в другой - Докука и Суморок, в третьей - Неустройко и Упрямко.»
«Выше мы рассмотрели, кажется, все возможные варианты родства Сидора, Панкрата, Посника и Судака. Долгие рассуждения привели нас к выводу, что Ждан, Гуляй и Судак - братья, дети Сидора. В свою очередь, Сидор, Панкрат и Посник - тоже братья. Отсюда следует самый главный вывод: все Тахтамышевы Писцовой книги, а также их потомки, - как жившие в Орловском уезде с XVI в. по XX в., так и ныне живущие в разных городах и весях, - все они имеют общего предка, приходившегося отцом Панкрату, Сидору и Поснику.»
«П.П. Смирнов указывал, что население приходило и переводилось, главным образом, из тех местностей, которые прикрывались новой крепостью от Поля (то же самое произойдет позднее и в Орловском уезде, его служилые люди будут передвигаться вслед за сползающей на юг границей). Смирнов полагал, что переселенцев могли давать в первую очередь, Тульский, Одоевский, Чернский, Белевский, Болховский, Мценский уезды.»
👇(продолжение в посте ниже)
«Отчество у Гуляя такое же как и у Ждана, и, скорее всего, они братья. Имена у обоих языческие, в соответствии с широко распространенным в XVI в. обычаем. Конечно, все дети боярские были православными и имели крестильные имена. Но в некоторых семьях ребенку давали второе, неканоническое имя, то ли для защиты от сглаза и от всякой нечисти, то ли просто как дань старинной традиции, постепенно сошедшей на нет лишь в XVII в.»
«Как правило, в семьях, использовавших неканонические имена, существовала традиция давать их детям как бы из одной серии, - либо с позитивным, либо с негативным оттенком. Заглянем снова в Писцовую книгу Орловского уезда. Хотя детей там указывали только в том случае, если они, оставшись сиротами, становились совладельцами поместья, однако и таких примеров набирается немало; в одной семье детей зовут Нечайко, Ненашко и Воинко, в другой - Докука и Суморок, в третьей - Неустройко и Упрямко.»
«Выше мы рассмотрели, кажется, все возможные варианты родства Сидора, Панкрата, Посника и Судака. Долгие рассуждения привели нас к выводу, что Ждан, Гуляй и Судак - братья, дети Сидора. В свою очередь, Сидор, Панкрат и Посник - тоже братья. Отсюда следует самый главный вывод: все Тахтамышевы Писцовой книги, а также их потомки, - как жившие в Орловском уезде с XVI в. по XX в., так и ныне живущие в разных городах и весях, - все они имеют общего предка, приходившегося отцом Панкрату, Сидору и Поснику.»
«П.П. Смирнов указывал, что население приходило и переводилось, главным образом, из тех местностей, которые прикрывались новой крепостью от Поля (то же самое произойдет позднее и в Орловском уезде, его служилые люди будут передвигаться вслед за сползающей на юг границей). Смирнов полагал, что переселенцев могли давать в первую очередь, Тульский, Одоевский, Чернский, Белевский, Болховский, Мценский уезды.»
👇(продолжение в посте ниже)
👆 (продолжение предыдущего поста)
«Не удовлетворившись общими предположениями, П.П. Смирнов проанализировал названия вновь основанных поселений и стал искать на карте их аналоги. Одноименные фамильные деревни нашлись на всем протяжении верхней и средней Оки, от Калуги до Рязани. Ранее мы говорили о том, что многочисленные поселения служилых татар в конце XV в. располагались в бывшем Серпуховско-Боровском княжестве, между Москвой и Каширой, в Коломне и Коломенском уезде. Все эти приокские края, - Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, - один из возможных регионов проживания Тахтамышевых до Орловского уезда. Весьма вероятно, что оттуда также переводили в Орловский уезд детей боярских, как русских, так и татар.»
«В ордынском войске служили представители самых разных этносов: черкесы и венгры, маджары и грузины, куманы и другие тюркоязычные степняки. И русские тоже были; во времена своего владычества татары иногда принудительно рекрутировали новобранцев из покоренных земель. Так что возможен еще один вариант: пришли из Орды, но татарами не были. Дабы прояснить этот вопрос, я обратилась к помощи молодой, совсем недавно появившейся науки, ДНК-генеалогии, к исследованию Y хромосомы...»
«Однако результат оказался иным: у Тахтамышевых, как, кстати, у большинства русских, диагностирована гаплогруппа R1a1. Дальнейшие исследования показали субклад M458 (R1a1a1b1a1), возникший в Центральной Европе примерно в 2500 году до н.э., так называемый центрально-европейский субклад. Тест на "снипы", то есть на известные необратимые мутации, выявил наличие снипов CTS11962 и L1029 (праславяне);»
«Так что же, получается, что пришли из Орды, но татарами не были, или в Орде и вовсе не бывали? Необязательно так. Проведенные в последние годы генетические исследования показывают, что определенную долю предков татар составляли представители древнего населения Восточной Европы домонгольского и дотюркского периодов. У современных татар группа R1a встречается чуть ли не в 25% случаев. Вот такой, весьма расплывчатый получился вывод о прародине и прародителях...»
Очевидно, что обратные примеры тоже имеют место быть и не только среди русских и татар, но и среди всех других народов. Интересны же такие примеры прежде всего тем, что как нельзя лучше показывают всю абсурдность и поверхностность толкования происхождения только по какому-то одному признаку, будь то фамилия, фенотип, генотип и т.д. Изучать свое происхождение нужно комплексно - история России, история исследуемого региона, история семьи и документальная генеалогия, генетические тестирования. Только в таком случае можно получить верифицируемые результаты.
#великороссы #татары #генеалогия #однодворцы #орловщина
На иллюстрации в посте ниже показана часть миграций населения Среднего Поволжья в XV-XVI вв.
«Не удовлетворившись общими предположениями, П.П. Смирнов проанализировал названия вновь основанных поселений и стал искать на карте их аналоги. Одноименные фамильные деревни нашлись на всем протяжении верхней и средней Оки, от Калуги до Рязани. Ранее мы говорили о том, что многочисленные поселения служилых татар в конце XV в. располагались в бывшем Серпуховско-Боровском княжестве, между Москвой и Каширой, в Коломне и Коломенском уезде. Все эти приокские края, - Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, - один из возможных регионов проживания Тахтамышевых до Орловского уезда. Весьма вероятно, что оттуда также переводили в Орловский уезд детей боярских, как русских, так и татар.»
«В ордынском войске служили представители самых разных этносов: черкесы и венгры, маджары и грузины, куманы и другие тюркоязычные степняки. И русские тоже были; во времена своего владычества татары иногда принудительно рекрутировали новобранцев из покоренных земель. Так что возможен еще один вариант: пришли из Орды, но татарами не были. Дабы прояснить этот вопрос, я обратилась к помощи молодой, совсем недавно появившейся науки, ДНК-генеалогии, к исследованию Y хромосомы...»
«Однако результат оказался иным: у Тахтамышевых, как, кстати, у большинства русских, диагностирована гаплогруппа R1a1. Дальнейшие исследования показали субклад M458 (R1a1a1b1a1), возникший в Центральной Европе примерно в 2500 году до н.э., так называемый центрально-европейский субклад. Тест на "снипы", то есть на известные необратимые мутации, выявил наличие снипов CTS11962 и L1029 (праславяне);»
«Так что же, получается, что пришли из Орды, но татарами не были, или в Орде и вовсе не бывали? Необязательно так. Проведенные в последние годы генетические исследования показывают, что определенную долю предков татар составляли представители древнего населения Восточной Европы домонгольского и дотюркского периодов. У современных татар группа R1a встречается чуть ли не в 25% случаев. Вот такой, весьма расплывчатый получился вывод о прародине и прародителях...»
Очевидно, что обратные примеры тоже имеют место быть и не только среди русских и татар, но и среди всех других народов. Интересны же такие примеры прежде всего тем, что как нельзя лучше показывают всю абсурдность и поверхностность толкования происхождения только по какому-то одному признаку, будь то фамилия, фенотип, генотип и т.д. Изучать свое происхождение нужно комплексно - история России, история исследуемого региона, история семьи и документальная генеалогия, генетические тестирования. Только в таком случае можно получить верифицируемые результаты.
#великороссы #татары #генеалогия #однодворцы #орловщина
На иллюстрации в посте ниже показана часть миграций населения Среднего Поволжья в XV-XVI вв.
Forwarded from Криватроп
Об отголосках сюжета с "поселением в дубе" на постбалтском пространстве могут свидетельствовать жития средневековых святых: прп. Тихона Калужского (Медынского) и Герасима Болдинского. Оба святых поселялись в дупле старинных дубов.
Так, Тихон Медынский удалившись в глухие леса на литовско-московском пограничье селится в дуб, после чего дерево становится почитаемым. Тихонов дуб почитался долгое время и спустя два века пал от поражения молнией (что символично). В 19 веке над его остатками была построена часовня.
Преподобному Герасиму же, в смоленских лесах было явлено видение, в котором он, услышав звон, вышел на "зело красно" место где бил источник зовущийся Болдиным, над которым рос величественный дуб, разделявшийся вверху на три мощные ветви, крона которого укрыла бы человека от дождя. В этом дубе он и поселился.
Интересно, что в обоих житиях есть мотив гонения монахов со стороны местного населения. Возможно так местные крестьяне, а в случае с Тихоном, и сам князь, Ярослав Владимирович (зять литовского князя язычника Ольгерда Гедиминовича), боролись с узурпацией языческих святынь или из за опасений разрастания монастыря с последующим захватом земель. При этом, обращает на себя внимание география распространения этого сюжета - Верхнеочье и Верхнеднепровье пограничье ВКЛ и ВКМ. Места глухие и вероятно сохранявшие языческие порядки в силу своей периферийности.
Вообще, дубопоклонство характрный меркер балто-славянского мира, восходящий к индоевропейской связи Громовника с дубами. Дуб - наше священное дерево. Так, кроме вышеописанных святынь, сохранились почитаемые дубы в Макарьевском монастыре под Белевым, почитаемый дуб у Свенского монастыря под Брянском, Соболевский на Смоленщине и прочие "петровские" дубы.
#культдуба #тихонкалужский #герасимболдинский
Так, Тихон Медынский удалившись в глухие леса на литовско-московском пограничье селится в дуб, после чего дерево становится почитаемым. Тихонов дуб почитался долгое время и спустя два века пал от поражения молнией (что символично). В 19 веке над его остатками была построена часовня.
Преподобному Герасиму же, в смоленских лесах было явлено видение, в котором он, услышав звон, вышел на "зело красно" место где бил источник зовущийся Болдиным, над которым рос величественный дуб, разделявшийся вверху на три мощные ветви, крона которого укрыла бы человека от дождя. В этом дубе он и поселился.
Интересно, что в обоих житиях есть мотив гонения монахов со стороны местного населения. Возможно так местные крестьяне, а в случае с Тихоном, и сам князь, Ярослав Владимирович (зять литовского князя язычника Ольгерда Гедиминовича), боролись с узурпацией языческих святынь или из за опасений разрастания монастыря с последующим захватом земель. При этом, обращает на себя внимание география распространения этого сюжета - Верхнеочье и Верхнеднепровье пограничье ВКЛ и ВКМ. Места глухие и вероятно сохранявшие языческие порядки в силу своей периферийности.
Вообще, дубопоклонство характрный меркер балто-славянского мира, восходящий к индоевропейской связи Громовника с дубами. Дуб - наше священное дерево. Так, кроме вышеописанных святынь, сохранились почитаемые дубы в Макарьевском монастыре под Белевым, почитаемый дуб у Свенского монастыря под Брянском, Соболевский на Смоленщине и прочие "петровские" дубы.
#культдуба #тихонкалужский #герасимболдинский
Forwarded from АЙНАНЕТ
Зачем желать смерти ребенку?
Среди множества русских народных колыбельных выделяются смертные — именно так их назвали фольклористы. В этих байках, которые пели в деревнях вплоть до конца XX века, ребенку желают смерти:
Прилетели гуленьки,
стали гули ворковать
и сыночка качать.
Баю-баюшки-баю,
колотушек надаю.
Колотушек двадцать пять —
будет детка крепко спать.
Поскорее умри,
будет завтра мороз,
мы тебя снесем на погост,
тятька сделает гробок
из осиновых досок.
Понесем-понесем,
закопаем в чернозем.
На фото:Олонецкая и Архангельская губерния
Среди множества русских народных колыбельных выделяются смертные — именно так их назвали фольклористы. В этих байках, которые пели в деревнях вплоть до конца XX века, ребенку желают смерти:
Прилетели гуленьки,
стали гули ворковать
и сыночка качать.
Баю-баюшки-баю,
колотушек надаю.
Колотушек двадцать пять —
будет детка крепко спать.
Поскорее умри,
будет завтра мороз,
мы тебя снесем на погост,
тятька сделает гробок
из осиновых досок.
Понесем-понесем,
закопаем в чернозем.
На фото:Олонецкая и Архангельская губерния
Forwarded from АЙНАНЕТ
Зачем пропевать смерть ребенку? — одного ответа в науке нет (и это нормально). Зато есть версии:
▪️так обманывали смерть и нечистую силу
Мать пропевала смерть в песне, как будто бы она пришла — и оберегала ребенка от прихода смерти и болезней в действительности. Песня выступает как оберег, и истоками уходит в заговор.
▪️изгоняли иномирное
Младенец, придя в мир, был ещё не до конца человеком, был подвержен влиянию иномирья. Это вредное и чужое из него изгоняли, чтобы он спал спокойно и переходил в человеческое бытие.
▪️смерти желали больным детям, чтобы те не мучались
Пожелание смерти тут трактуется напрямую. Пели такие колыбельные, руководствуясь состраданием, или, желая испытать ребенка на живучесть, на волю к жизни.
Есть аргументы и за, и против: с одной стороны, смертность младенческая действительно была высока, в бедных семьях «лишний ребенок—наказание Божье», с другой, в ритуальных обрядах прослеживается идея сохранения жизни ребенка и обретения здоровья.
Когда фольклорист Б.Ефименкова в экспедиции по Северу спрашивала у крестьянок, зачем они поют такие песни, не жалко ли ребенка — те удивлялись самому вопросу. Смертные колыбельные пелись так давно, к ним так привыкли, что забылось, почему такие песни поются. Потому и гипотез много.
И это ещё не все версии. Какая/какие вам ближе всего?
▪️так обманывали смерть и нечистую силу
Мать пропевала смерть в песне, как будто бы она пришла — и оберегала ребенка от прихода смерти и болезней в действительности. Песня выступает как оберег, и истоками уходит в заговор.
▪️изгоняли иномирное
Младенец, придя в мир, был ещё не до конца человеком, был подвержен влиянию иномирья. Это вредное и чужое из него изгоняли, чтобы он спал спокойно и переходил в человеческое бытие.
▪️смерти желали больным детям, чтобы те не мучались
Пожелание смерти тут трактуется напрямую. Пели такие колыбельные, руководствуясь состраданием, или, желая испытать ребенка на живучесть, на волю к жизни.
Есть аргументы и за, и против: с одной стороны, смертность младенческая действительно была высока, в бедных семьях «лишний ребенок—наказание Божье», с другой, в ритуальных обрядах прослеживается идея сохранения жизни ребенка и обретения здоровья.
Когда фольклорист Б.Ефименкова в экспедиции по Северу спрашивала у крестьянок, зачем они поют такие песни, не жалко ли ребенка — те удивлялись самому вопросу. Смертные колыбельные пелись так давно, к ним так привыкли, что забылось, почему такие песни поются. Потому и гипотез много.
И это ещё не все версии. Какая/какие вам ближе всего?
К сожалению все варианты включая последний верные. Лично слышал о подобном при общении с достоверным информатором при генеалогическом поиске, территориально и хронологически это наиболее сильно страдавший от малоземелья юг Курской губернии первой четверти XX в.
Telegram
АЙНАНЕТ
Зачем пропевать смерть ребенку? — одного ответа в науке нет (и это нормально). Зато есть версии:
▪️так обманывали смерть и нечистую силу
Мать пропевала смерть в песне, как будто бы она пришла — и оберегала ребенка от прихода смерти и болезней в действительности.…
▪️так обманывали смерть и нечистую силу
Мать пропевала смерть в песне, как будто бы она пришла — и оберегала ребенка от прихода смерти и болезней в действительности.…
Forwarded from Белгородский государственный музей народной культуры
Telegraph
#Народный_календарь #ноябрь
14 ноября в Народном календаре – «Кузьминки». Другие названия праздника: «Кузьминки осенние», «Кузьма и Демьян», «Рукомесленники», «Бессребреники», «Божьи кузнецы». В народе отмечали Летние Кузьминки (14 июля) и Осенние (14 ноября). Почитались эти святые…
Курица у великороссов традиционно являлась главным женским символом - большинство сохранившихся народных птицеводческих обрядов, запретов и предписаний почти всегда касаются только кур, центральным сюжетом такой обрядности было выведение потомства, а ритуалы с птицей совершались исключительно женщинами.
Покровителями кур у великороссов считались св. Косма и Дамиан, день которых отмечался 1 ноября по старому стилю (сейчас это соответственно 14 ноября), поэтому Кузьминки (Кузьмушки, Кузьма-Демьян, Кузьма, ссыпушки и проч.) во многих регионах называли "куриным праздником". Празднование Кузьминок имело ярко выраженное возрастное разделение среди женщин, а календарный период, в который отмечался этот праздник, являлся разгаром свадебного сезона.
Девушки на Кузьминки снимали избы и в складчину (поэтому Кузьминки еще называли - ссыпушки, ссыпки и т.д.) готовили куриную лапшу и другую ритуальную пищу, которой потом угощали парней. При этом курицу или петуха (кочета) девушка обязательно должна была взять из дома тайком, либо вообще украсть. Такая кража традиционно не порицалась обществом и воспринималась как должное, что является одним из признаков древних корней празднования осенних Кузьминок. На подобных девичьих "ссыпках" традиционно выбирали женихов и невест. Известно ряжение и другие обряды, главной темой которых была свадьба.
Из ритуальных блюд помимо куриной лапши готовились блюда с пшеном и медом, другие блюда из курицы, разнообразная выпечка, блины и пироги. В уездах Рязанской губернии известны: толченые "масленки" или "сыроеги" (из пшена, меда, сливочного или топленого масла), печеные в форме s-образной фигуры "вилюшки", "челноки", имевшие форму тонких жгутиков из теста, защипанных с боков. Из крутого теста на пшенной муке и сметане готовились "орешки", которыми девушки угощали парней. На сдобном тесте готовили местную разновидность коврижек - "черепельники".
#великороссы #традиции #народноеправославие #кузьминки
Покровителями кур у великороссов считались св. Косма и Дамиан, день которых отмечался 1 ноября по старому стилю (сейчас это соответственно 14 ноября), поэтому Кузьминки (Кузьмушки, Кузьма-Демьян, Кузьма, ссыпушки и проч.) во многих регионах называли "куриным праздником". Празднование Кузьминок имело ярко выраженное возрастное разделение среди женщин, а календарный период, в который отмечался этот праздник, являлся разгаром свадебного сезона.
Девушки на Кузьминки снимали избы и в складчину (поэтому Кузьминки еще называли - ссыпушки, ссыпки и т.д.) готовили куриную лапшу и другую ритуальную пищу, которой потом угощали парней. При этом курицу или петуха (кочета) девушка обязательно должна была взять из дома тайком, либо вообще украсть. Такая кража традиционно не порицалась обществом и воспринималась как должное, что является одним из признаков древних корней празднования осенних Кузьминок. На подобных девичьих "ссыпках" традиционно выбирали женихов и невест. Известно ряжение и другие обряды, главной темой которых была свадьба.
Из ритуальных блюд помимо куриной лапши готовились блюда с пшеном и медом, другие блюда из курицы, разнообразная выпечка, блины и пироги. В уездах Рязанской губернии известны: толченые "масленки" или "сыроеги" (из пшена, меда, сливочного или топленого масла), печеные в форме s-образной фигуры "вилюшки", "челноки", имевшие форму тонких жгутиков из теста, защипанных с боков. Из крутого теста на пшенной муке и сметане готовились "орешки", которыми девушки угощали парней. На сдобном тесте готовили местную разновидность коврижек - "черепельники".
#великороссы #традиции #народноеправославие #кузьминки
Telegram
Белгородский государственный музей народной культуры
#Народный_календарь #ноябрь – Telegraph
https://telegra.ph/Narodnyj-kalendar-noyabr-11-14-2
https://telegra.ph/Narodnyj-kalendar-noyabr-11-14-2
Традиция многоголосия великорусов курско-белгородского пограничья. По возможности послушайте в хорошем звуке (естественно с поправкой на живую запись и ютуб) - народные костюмы, мотив, слова, энергетика и в целом исполнение просто волшебные.
#великороссы #традиции #фольклор #курск #белгород
#великороссы #традиции #фольклор #курск #белгород
YouTube
1 12 Уж ты купчик, бел голубчик
1-12 Уж ты купчик, бел голубчик, карагодная села Плехово Суджанского района Курской области.
Исполняют Елена Беликова, Марина Рожкова, Евгений Романов и Александра Толстова
На академическом вечере-концерте отдела хорового народного пения музыкального училища…
Исполняют Елена Беликова, Марина Рожкова, Евгений Романов и Александра Толстова
На академическом вечере-концерте отдела хорового народного пения музыкального училища…
Forwarded from Встреча Руси и Чуди (Антон)
БЕЛОРУСЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ И ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИЙ
В продолжение темы, поднятой уважаемым Толкователем о расселении в Вологодской губернии в начале XIX веке прибалтов и белорусов, стоит отметить, что белорусские деревни в Архангельской и Вологодской губерниях фиксируются даже в XIX веке
Так, в Списке населенных мест Вологодской губернии (1859) отмечается «племя Белорусское» в Сольвычегодском уезде на реке Лале (теперь – Лузский район Кировской области). Здесь «белоруссы» «занимают без всякой примеси» 24 населенных пункта (177 дворов, 1 363 человек)
Список населенных мест Архангельской губернии (1861) отмечает, что «белоруссы» встречаются в 19 деревнях Холмогорского уезда, расположенных на Двине и Емце на расстоянии от уездного центра от 8 до 116 вёрст
Вопрос о расселении белорусов на севере Кировской области требует дополнительного изучения. Что же касается Архангельской губернии, то согласно «Двинскому летописцу» в 1655 г. на место переведенных «на вечное житие» в Москву 480 двинских стрельцов с женами и детьми в Холмогоры взамен присланы 460 смоленских и дубровских гайдуков с женами и детьми, которые записаны «в Холмогоры в стрелецкую службу»
Гайдуки (разновидность пехоты Речи Посполитой) попали на Север в результате русско-польской войны 1654-1667 годов
Смоленские гайдуки – это пеший гарнизон Смоленской крепости, присягнувший царю Алексею Михайловичу после взятия Смоленска (1654). Дубровские гайдуки – гайдуки крепости Дубровно на Днепре (теперь – Витебская область Беларуси). Крепость взята русскими войсками в тот же год. Как известно, в царскую ставку в Смоленск из Дубровно были направлены венгерские гайдуки, гайдуцкий ротмистр, дубровенская шляхта и 30 семей «лучших» мещан
Холмогорские гайдуки несли гарнизонную, полицейскую и таможенную службу. Совместно с двинскими и мезенскими стрельцами они бывали в Кольском остроге для его защиты от «немец», в 1698-1700 гг. направлялись в Москву для наведения порядка после Стрелецкого бунта, в 1701 г. участвовали в бою при Новодвинской крепости, который закончился разгромом авангарда шведской эскадры
С 1702 г. по распоряжения Петра I Гайдуцкий и Русский полки направлены для несения службы и проживания к Новодвинской крепости, а в 1717 г. - на Кузнечиху (часть Архангельска)
Известны гайдуцкий полуголова Иван Игнатьев Иевской (1672), голова Григорий Животовский (получил ранение в бою у Новодвинской крепости)
По-видимому, к концу XIX века потомки холмогорских гайдуков помнили о своем белорусском происхождении. В крестоприводной книге польских и московских людей, вышедших в сентябре 1654 г. из Смоленска указывается, что к вере приведены как «белорусцы» шляхта, так и католической веры шляхта
Еще один интересный момент, связанный со смоленскими гайдуками: при более ранней осаде Смоленска (1633) к русскому войску «перекинулся» по веревке с городской стены «смоленский выходец» гайдук Войтех Сливенский, который при «роспросе» в Москве «сказался русской человек». Отец его был сын боярский Петр Зайцев по прозвищу Безсон из крепости Белой (ныне – Тверская область). Их семья (отец, мать и Войтех) в 1610 г. взяты в плен «литовскими людьми», жили в Брестском повете у пана Пронсковича. В Смоленск Войтех прибыл после смерти родителей, служа Захару Заруцкому (Акты Московского государства. Т. I. СПб., 1890. С. 459)
В продолжение темы, поднятой уважаемым Толкователем о расселении в Вологодской губернии в начале XIX веке прибалтов и белорусов, стоит отметить, что белорусские деревни в Архангельской и Вологодской губерниях фиксируются даже в XIX веке
Так, в Списке населенных мест Вологодской губернии (1859) отмечается «племя Белорусское» в Сольвычегодском уезде на реке Лале (теперь – Лузский район Кировской области). Здесь «белоруссы» «занимают без всякой примеси» 24 населенных пункта (177 дворов, 1 363 человек)
Список населенных мест Архангельской губернии (1861) отмечает, что «белоруссы» встречаются в 19 деревнях Холмогорского уезда, расположенных на Двине и Емце на расстоянии от уездного центра от 8 до 116 вёрст
Вопрос о расселении белорусов на севере Кировской области требует дополнительного изучения. Что же касается Архангельской губернии, то согласно «Двинскому летописцу» в 1655 г. на место переведенных «на вечное житие» в Москву 480 двинских стрельцов с женами и детьми в Холмогоры взамен присланы 460 смоленских и дубровских гайдуков с женами и детьми, которые записаны «в Холмогоры в стрелецкую службу»
Гайдуки (разновидность пехоты Речи Посполитой) попали на Север в результате русско-польской войны 1654-1667 годов
Смоленские гайдуки – это пеший гарнизон Смоленской крепости, присягнувший царю Алексею Михайловичу после взятия Смоленска (1654). Дубровские гайдуки – гайдуки крепости Дубровно на Днепре (теперь – Витебская область Беларуси). Крепость взята русскими войсками в тот же год. Как известно, в царскую ставку в Смоленск из Дубровно были направлены венгерские гайдуки, гайдуцкий ротмистр, дубровенская шляхта и 30 семей «лучших» мещан
Холмогорские гайдуки несли гарнизонную, полицейскую и таможенную службу. Совместно с двинскими и мезенскими стрельцами они бывали в Кольском остроге для его защиты от «немец», в 1698-1700 гг. направлялись в Москву для наведения порядка после Стрелецкого бунта, в 1701 г. участвовали в бою при Новодвинской крепости, который закончился разгромом авангарда шведской эскадры
С 1702 г. по распоряжения Петра I Гайдуцкий и Русский полки направлены для несения службы и проживания к Новодвинской крепости, а в 1717 г. - на Кузнечиху (часть Архангельска)
Известны гайдуцкий полуголова Иван Игнатьев Иевской (1672), голова Григорий Животовский (получил ранение в бою у Новодвинской крепости)
По-видимому, к концу XIX века потомки холмогорских гайдуков помнили о своем белорусском происхождении. В крестоприводной книге польских и московских людей, вышедших в сентябре 1654 г. из Смоленска указывается, что к вере приведены как «белорусцы» шляхта, так и католической веры шляхта
Еще один интересный момент, связанный со смоленскими гайдуками: при более ранней осаде Смоленска (1633) к русскому войску «перекинулся» по веревке с городской стены «смоленский выходец» гайдук Войтех Сливенский, который при «роспросе» в Москве «сказался русской человек». Отец его был сын боярский Петр Зайцев по прозвищу Безсон из крепости Белой (ныне – Тверская область). Их семья (отец, мать и Войтех) в 1610 г. взяты в плен «литовскими людьми», жили в Брестском повете у пана Пронсковича. В Смоленск Войтех прибыл после смерти родителей, служа Захару Заруцкому (Акты Московского государства. Т. I. СПб., 1890. С. 459)
В развитие темы белорусского населения Архангельской и Вологодской губерний уважаемый Антон на своем канале Встреча Руси и Чуди привел интересные сведения о переселении в середине XVII в. в Холмогоры перешедших на русскую сторону дубровских и смоленских гайдуков (разновидность пехоты Речи Посполитой). Если посмотреть на гайдуков внимательно, то можно проследить интересные параллели с великорусскими однодворцами.
Изначально гайдуки - это имевшие крестьянское происхождение солдаты повстанческой армии венгерского дворянина Иштвана Бочкаи, предводителя антигабсбургского восстания, разразившегося в 1604-1606 гг. на территории Верхней Венгрии (современной Словакии) и закончившегося для Иштвана триумфально - он был признан Габсбургами как полноправный правитель Трансильвании. Сословно, гайдуки имели с московскими служилыми людьми схожий функционал - прежде всего это военизированные земледельцы беспокойных пограничных районов. Скорее всего именно поэтому упоминаемый в посте перебежчик на русскую сторону при осаде Смоленска в 1633 г. Войтех Сливенский (отец которого пленный служилый Петр Зайцев из Беловской крепости) был из гайдуков, а переселенные в Холмогоры дубровские и смоленские гайдуки были записаны «в стрелецкую службу».
Однако, происхождение московских служилых людей было иным. Если гайдуки происходят из крепостных крестьян, которые впоследствии были освобождены от власти помещика и наделены военной функцией и землями за их успешную службу, то московские служилые люди изначально были профессиональными военными (пушкарями, стрельцами, копейщиками, рейтарами и пр.), которым за их постоянную службу царь "отказывал" земли в пограничных районах. По-сути московские служилые люди это мелкопоместные дворяне (другое их древнее название - детишки боярские), наиболее близким аналогом которых в Речи Посполитой были панцирные бояре.
В последствии, с эпохи Петра I, права и привилегии московских служилых людей постепенно упраздняются, военная их функция трансформируется в полицейскую, а позднее они и вовсе переходят в разряд сначала экономических, а потом государственных крестьян. Интересно, что однодворцы в период упразднения их сословия постоянно пытались восстановить свои нарушенные права, снискав при этом себе репутацию главных сутяжников и жалобщиков. Память о своем происхождении и поражении в правах однодворцы массово сохраняли до первой четверти XX в.
Что касается белорусов Архангельской и Вологодской губерний, то очевидно это очень интересная тема для исследования. Полагаю, что для разрешения вопроса об их происхождении необходимо смотреть сведения о местных помещиках и движениях их крестьян, а также источники по мелким служилым людям (вроде однодворцев и гайдуков), что позволит определить хронологические рамки территорий, с которых белорусское население прибывало и установить их локализацию на новых местах. В дальнейшем полученная информация может быть сопоставлена со сведениями советского периода. Возможно подобную работу уже кто-то проделал, но мне о таком не известно. Вопрос при том очень интересный.
#великороссы #белорусы #однодворцы #гайдуки #смоленск #витебск #архангельск #вологда
Изначально гайдуки - это имевшие крестьянское происхождение солдаты повстанческой армии венгерского дворянина Иштвана Бочкаи, предводителя антигабсбургского восстания, разразившегося в 1604-1606 гг. на территории Верхней Венгрии (современной Словакии) и закончившегося для Иштвана триумфально - он был признан Габсбургами как полноправный правитель Трансильвании. Сословно, гайдуки имели с московскими служилыми людьми схожий функционал - прежде всего это военизированные земледельцы беспокойных пограничных районов. Скорее всего именно поэтому упоминаемый в посте перебежчик на русскую сторону при осаде Смоленска в 1633 г. Войтех Сливенский (отец которого пленный служилый Петр Зайцев из Беловской крепости) был из гайдуков, а переселенные в Холмогоры дубровские и смоленские гайдуки были записаны «в стрелецкую службу».
Однако, происхождение московских служилых людей было иным. Если гайдуки происходят из крепостных крестьян, которые впоследствии были освобождены от власти помещика и наделены военной функцией и землями за их успешную службу, то московские служилые люди изначально были профессиональными военными (пушкарями, стрельцами, копейщиками, рейтарами и пр.), которым за их постоянную службу царь "отказывал" земли в пограничных районах. По-сути московские служилые люди это мелкопоместные дворяне (другое их древнее название - детишки боярские), наиболее близким аналогом которых в Речи Посполитой были панцирные бояре.
В последствии, с эпохи Петра I, права и привилегии московских служилых людей постепенно упраздняются, военная их функция трансформируется в полицейскую, а позднее они и вовсе переходят в разряд сначала экономических, а потом государственных крестьян. Интересно, что однодворцы в период упразднения их сословия постоянно пытались восстановить свои нарушенные права, снискав при этом себе репутацию главных сутяжников и жалобщиков. Память о своем происхождении и поражении в правах однодворцы массово сохраняли до первой четверти XX в.
Что касается белорусов Архангельской и Вологодской губерний, то очевидно это очень интересная тема для исследования. Полагаю, что для разрешения вопроса об их происхождении необходимо смотреть сведения о местных помещиках и движениях их крестьян, а также источники по мелким служилым людям (вроде однодворцев и гайдуков), что позволит определить хронологические рамки территорий, с которых белорусское население прибывало и установить их локализацию на новых местах. В дальнейшем полученная информация может быть сопоставлена со сведениями советского периода. Возможно подобную работу уже кто-то проделал, но мне о таком не известно. Вопрос при том очень интересный.
#великороссы #белорусы #однодворцы #гайдуки #смоленск #витебск #архангельск #вологда
Telegram
Встреча Руси и Чуди
БЕЛОРУСЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ И ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИЙ
В продолжение темы, поднятой уважаемым Толкователем о расселении в Вологодской губернии в начале XIX веке прибалтов и белорусов, стоит отметить, что белорусские деревни в Архангельской и Вологодской губерниях…
В продолжение темы, поднятой уважаемым Толкователем о расселении в Вологодской губернии в начале XIX веке прибалтов и белорусов, стоит отметить, что белорусские деревни в Архангельской и Вологодской губерниях…