Платон Караваев
899 subscribers
1.35K photos
68 videos
2 files
288 links
Канал о доброй Руси, о ее прошлом, настоящем и будущем, в помин о наших честных предках, об их богомудром обиходе и доброделании. https://zen.yandex.ru/platon_karavaev
加入频道
Быт крестьян: как в старину освещали избы

Пущай в избе бело, да на дворе белее, а русский пахарь видал свету не только что в оконцах. На Руси древле*, егда свеща* на посельщине почиталась богачеством, изба повечеру осветлялась лучиной. Отщепляли её почасту от берёзки иль от осинки. Гожа* на сие и сосёнка, токмо та светит огнисто* да трещит зычно, искрой стреляет, но сгорает шустро.


Щепка таковая длиной до аршина* отдиралась от ровенького бревенца без сучьев. Лучинку пропаривали над кипяточком, а засим сушили.

Прилаживалась она в светец, что ковали на разный манер. Либо треножник ниже аршина с лещедкой* для горящей лучины, иново* жезлец с остриём на одном краю и вилкой на другом. Сей светец загонялся в стену а по низу ставили корытце с водой для угольков. Иной раз в светец прилаживали неколико* лучин. А бывалыча в избе хватало для свету едина камелька*.

Почасту в потьмах большуха* ставила горящую лучину себе в зубы, да несла два ведра с водой на двор в хлевы на водопой животине.

Так и живал-бытовал народ посельский в старину вековую.

*Помин забытых слов:

Древле - в давние времена

Свеща - свеча

Гоже - годится

Огнисто - ярко

Аршин - 71 см

Лещёдка - расщепленная на конце палка

Иново - либо

Николико - несколько

Камелёк - огнище с открытым устьем наподобие камина

Большуха - хозяйка в большой семье

Русский странник
Платон Караваев
В день Богоявления или Крещения Господня христиане вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

День Богоявления отмечался в старой Москве торжественным праздничным царским выходом.

Со всей Руси был к этому дню съезд бояр и всякого чина именитых людей в Белокаменную ради царского лицезрения, из охоты полюбоваться редким великолепием торжества.
     
Чин крещенского освящения воды совершался патриархом в "Иордани" на Москва-реке, куда собиралось до четырехсот тысяч народа.

Царь-государь шествовал в большом наряде царском сначала в Успенский собор, а оттуда - на освящение воды, среди стоявшего стеной ратного строя стрельцов, поддерживаемый стольниками из ближних людей, оберегаемый «от утеснения нижних чинов» стрелецкими полковниками в бархатных и объяринных ферезеях и турских кафтанах. Гости, приказные, иных чинов люди и многое множество народа окружали шествие венценосного богомольца.

Возвращался крестный ход по прежнему чину. Царь-государь, отслушав в Успенском соборе отпускную молитву, шел в свои палаты царские.

А на Москве - «по улицам, по переулкам и во дворех» - начиналось последнее празднование Святок. Люди почтенные принимались за пиры-беседы, молодежь - за песни-игры утешные, а гуляки, памятующие предпочтительно перед всем иным присловье «Чару пита - здраву быти!» - за любимое Русью «веселие».
     
С Праздником Крещения Господня!

Русский странник
Платон Караваев
На фото 1905 года семья с двeнaдцaтью дeтьми из сeла Воскрeсeнского Стeрлитaмaтского уeзда

Согласно «Статистико-документальному справочнику Россия 1913 год» (изд. «Российская Академия Наук Институт Российской истории Санкт-Петербург» 1995 год), в 1897 году в Европейской части России зафиксировано 94 244 100 постоянных жителей, а в 1914 году - 128 864 300.

В целом в Российской Империи проживало:
в 1897 году - 129 142 100 человек,
в 1914-ом - 178 378 800 человек.
То есть за 17 лет население страны увеличилось на 49 236 700 душ (!).

Это официальная информация от Центрального статистического комитета МВД, и вполне допустимо, что цифры завышены, поскольку система подсчета численности населения не могла полностью исключать неоднократного учёта мигрантов - по месту постоянного жительства (приписки) и места пребывания. Но даже с учётом подобных огрехов – цифра колоссальная.

В настоящее время нас, русских, с каждым годом становится все меньше и меньше...

Русский странник
Платон Караваев
Просто и доходчиво о сути "демократии" от французского философа-традиционалиста Рене Генона:

"Вся искусная хитрость тех, кто в действительности контролируют современный мир, состоит в способности убедить народы, что они сами собой правят.

И народы верят тем охотнее, что это для них весьма лестно, тем более, что они просто не обладают достаточными интеллектуальными способностями, чтобы убедиться в совершенной невозможности такого положения дел как на практике, так и в теории."

Русский странник
Платон Караваев
22 января (9 января по старому стилю) 1905 года вошло в историю как “Кровавое воскресенье”.

ПОЧЕМУ ЭТО БЫЛА ПРОВОКАЦИЯ, А НЕ МИРНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ

Как и многие другие дореволюционные события, эта трагедия, случившаяся в столице Российской Империи, в советское время подавалась исключительно в соответствии с официальной идеологией.

Вот лишь несколько фактов, о которых советская пропаганда предпочитала молчать. Факты прямо свидетельствуют, что шествие 22 января никак нельзя назвать “мирной демонстрацией”. Это была чётко спланированная организаторами провокация, да ещё в тяжёлое для страны, военное, время. Ведь дело было в годы войны с Японией.

Уже тогда так называемые "майданные" технологии успешно набирали обороты с целью всеми правдами и неправдами раскачать лодку государства.

Кстати, в мирный 1962-й год в СССР во время забастовки рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода им. С. М. Будённого властям ничто не мешало стрелять в народ. Были убиты десятки человек. Нетрудно представить, на что бы пошёл ЦК, если бы во время Великой Отечественной войны в стране случилась забастовка...

А причиной трагедии в Петрограде в 1905-м стал совсем незначительный в масштабах Российской Империи эпизод из жизни Путиловского завода - увольнение четырёх рабочих. Они выполняли оборонный заказ для фронта.

А вот факты:

💥Изначально требования, с которыми провокаторы подняли народ на демонстрацию, не были политическими и носили сугубо социальный характер. Люди хотели вернуть на работу четырёх уволенных и сместить мастера, который их выгнал.

💥Один из организаторов шествия священник Георгий Гапон вписал в петицию Николаю II “от имени народа”, а на самом деле от себя, ряд заведомо невыполнимых либеральных требований, совсем непонятных для простых рабочих. Всё, что народные массы должны были усвоить, им указали в примитивных лозунгах: “Свобода!” и “Долой царя!”

💥Организаторы шествия были вооружены. В их числе - сам Гапон, который к тому же знал, что по рабочей демонстрации будут стрелять.

💥Пока Гапон по ходу дела пытался придать акции вид крестного хода, на Васильевском острове уже строили баррикаду.

💥Шествие намеренно сопровождалось беспорядками и грабежами магазинов и первые выстрелы были из толпы. В итоге кучка провокаторов прикрылась народом и превратила всё в оппозиционное восстание вооруженного характера с преступными требованиями. Властями это расценивалось, как вооруженный преступный мятеж (майдан) в условиях войны.

Продолжение
👇👇👇

Русский странник
Платон Караваев
Источники

💥И. Павлов “Из воспоминаний о «Рабочем Союзе» и священнике Гапоне / Минувшие годы” (1908, кн. 3 и 4):

«При обсуждении плана шествия одним из представителей партии, противником шествия, Гапону был задан следующий вопрос: «А вы верите в то, что вы будете приняты, а не расстреляны?» — «Нет, не верю. Я убежден, что нас расстреляют». — «Так зачем же вы это делаете, зачем подвергаете риску, может быть, тысячи жизней?» — «Во-первых, отступать уже нельзя, а во-вторых, за один завтрашний день, благодаря расстрелу, рабочий народ революционизируется так, как другим путем нет возможности это сделать и в десять лет и затратив десятки тысяч жизней».

💥Гарольд Уильямс, газета Manchester Guardian от 8 января 1905 года:

“Основные требования… - представляли собой странную смесь известных либеральных и других самых наивных и заведомо невыполнимых требований. Отец Гапон сделал попытку объяснить некоторые наиболее невнятные фразы, но было видно, что толпа не понимает значения петиции и энтузиазм, с которым она встречала чтение, был почти болезненным: они выглядят как люди, находящиеся в гипнотическом трансе.”

💥Георгий Гапон “История моей жизни”:

"Я подумал, что хорошо было бы придать всей демонстрации религиозный характер, и немедленно отослал рабочих в ближайшую церковь за хоругвями и образами, но там отказались дать нам их. Тогда я послал 100 человек взять их силой, и через несколько минут они принесли их”

💥И. Павлов. “Из воспоминаний о «Рабочем Союзе» и священнике Гапоне / Минувшие годы” (1908, кн. 3 и 4):

“Что потом произошло, всем известно (...) Общим ужасом и протестом возмущения не прочь были воспользоваться некоторые элементы (...) В некоторых местах и были сделаны попытки грабежа, но они сами собою прекратились. На Васильевском острове, правда, были и попытки организовать сопротивление, были свалены на некоторых линиях телефонные столбы, спутана проволока; в одном доме даже забаррикадировались на случай возможного нападения казаков и были даже пущены в отряды прискакавших войск несколько камней из дома, но, конечно, все это ни в малейшей степени не характерно для общего мирного движения рабочих. Странно было бы, если бы решительно нигде не было оказано никакого сопротивления — это было бы совсем не в человеческой природе. Но в общем, безусловно, надобно лишь удивляться той выдержке, с которой рабочие шли умирать под стены Зимнего дворца”.

💥Записка прокурора Петербургской судебной палаты на имя министра юстиции от 9 января 1905 года:

“Когда толпа, неся в середине хоругви, образа и два олеографических портрета государя императора, приблизилась к наряду полиции, то пристав Значковский потребовал, чтобы к нему вышел предводитель рабочих, но на это послышались крики, приглашавшие толпу двигаться дальше. Ввиду этого Значковский предупредил, в присутствии воинской силы, что он должен будет прибегнуть к ее содействию для прекращения беспорядков, и вслед затем обратился к начальнику отряда конно-гренадерского эскадрона. Последний, направившись в толпу, разделил ее на две части, причем кто-то из рабочих ударил вахмистра образом по голове, а в другого нижнего чина был произведен выстрел из револьвера.”

Русский странник
Платон Караваев
Федор Достоевский
Из записной тетради писателя 1864-1880 гг.:


"Русскому народу ни за что в мире не простят желания быть самим собою.

Весь прогресс через школы предполагается в том, чтобы отучить народ быть собою. Все черты народа осмеяны и преданы позору. Скажут темное царство осмеяно.

Но в том-то и дело, что вместе с темным царством осмеяно и все светлое. Вот светлое-то и противно им: Вера, кротость, подчинение воле Божией!!!"

Русский странник
Платон Караваев
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Православие не доказуется, а показуется. И вера становится крепче, когда на пути встречаются люди - живые воплощения Евангелия.

Дай Бог каждому побольше таких встреч в жизни.

Про таких людей говорят: "монах уходит из мира, а мир идёт за монахом." Потому что, как говорил сам отец Мефодий, мир мучается и страдает из-за дефицита любви.

Русский странник
Платон Караваев
Как тут не поверить Антону Павловичу, глядя с каким достоинством держали себя русские извозчики, судя по этому фото Карла Буллы 1902 года:

"Ездил к Григоровичу. На обратной дороге попался крайне назойливый извозчик. Рассказывал, что кобылу водит для души, а вообще он купец третьей гильдии с успешной лавкой."

(Из дневника А.П. Чехова.1893 год)

Русский странник
Платон Караваев