8 января 1846 года умер великий русский поэт Николай Языков.
Литературный критик, славянофил, Степан Шевырев писал Гоголю:
"Не стало нашего доброго, милого Языкова. Он скончался... на другой день праздника Рождества Христова, в 5 часов пополудни. Кончина его была самая тихая, без страданий. Он уснул, а не умер...
...За три дня до нее он сам пожелал исповедоваться и причаститься Святых Таин.
...Чистота души его есть прекрасный завет всем его близко знавшим. «Блаженни чистии сердцем: тии Бога узрят». Да, он, конечно, видит Бога."
В студенческие годы, во время учёбы в Дерптском университете, Языков вёл разгульную жизнь и прославился как "поэт веселья и свободы". Пушкин так и называл его стихи - "Хмель". При этом ещё до знакомства в письме к Вяземскому писал о Языкове:
"Если уж завидовать, так вот кому я должен завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнёт".
Спустя годы Языков подружится с Гоголем и навсегда войдёт в круг славянофилов, полностью разделив их взгляды и кардинально изменив образ жизни.
Его стихи этой поры злободневно звучат и сейчас:
К Чаадаеву (отрывок)
Вполне чужда тебе Россия,
Твоя родимая страна!
Ее предания святыя
Ты ненавидишь все сполна.
Ты их отрекся малодушно,
Ты лобызаешь туфлю пап,-
Почтенных предков сын ослушной,
Всего чужого гордый раб!
И совсем пророчески и актуально для целой армии сегодняшних смердяковых звучит его знаменитое стихотворение под говорящим названием "К ненашим":
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник тёмных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все - не русский вы народ !
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к Родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт !
Любовь не к истине, не к благу !
Народный глас - он Божий глас, -
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша -
Ничто вам ! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны !
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить !
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!
Русский странник
Платон Караваев
Литературный критик, славянофил, Степан Шевырев писал Гоголю:
"Не стало нашего доброго, милого Языкова. Он скончался... на другой день праздника Рождества Христова, в 5 часов пополудни. Кончина его была самая тихая, без страданий. Он уснул, а не умер...
...За три дня до нее он сам пожелал исповедоваться и причаститься Святых Таин.
...Чистота души его есть прекрасный завет всем его близко знавшим. «Блаженни чистии сердцем: тии Бога узрят». Да, он, конечно, видит Бога."
В студенческие годы, во время учёбы в Дерптском университете, Языков вёл разгульную жизнь и прославился как "поэт веселья и свободы". Пушкин так и называл его стихи - "Хмель". При этом ещё до знакомства в письме к Вяземскому писал о Языкове:
"Если уж завидовать, так вот кому я должен завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнёт".
Спустя годы Языков подружится с Гоголем и навсегда войдёт в круг славянофилов, полностью разделив их взгляды и кардинально изменив образ жизни.
Его стихи этой поры злободневно звучат и сейчас:
К Чаадаеву (отрывок)
Вполне чужда тебе Россия,
Твоя родимая страна!
Ее предания святыя
Ты ненавидишь все сполна.
Ты их отрекся малодушно,
Ты лобызаешь туфлю пап,-
Почтенных предков сын ослушной,
Всего чужого гордый раб!
И совсем пророчески и актуально для целой армии сегодняшних смердяковых звучит его знаменитое стихотворение под говорящим названием "К ненашим":
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник тёмных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все - не русский вы народ !
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к Родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт !
Любовь не к истине, не к благу !
Народный глас - он Божий глас, -
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша -
Ничто вам ! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны !
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить !
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог еще велик!
Русский странник
Платон Караваев
Быт крестьян: на каких постелях спали наши предки
Старики в седую годину бывалоча присказывали: “Какова постеля, таков и сон”. А постеля в среднерусской избёнке была не хитра да не велика. Меньше покой* - меньше дров в печи да легше теплецо приудержать. Оттого кроватей в старину запривычно* в избах не держали.
По теплому лету, что день кормит, молодые спать уходили на двор, сеновал, в баньку или амбар. А по зиме, когда мороз трещит, что звезды пляшут, крестьянин, мал да велик, сны глядел хоть в тесноте, да в теплеце. Отцам-старикам, детворе да хворым постеля в избе уготована завсегда благостепенная* - на печи.
А иншие* домочадцы гнездилися по ночам кто на полатях*, кто на лавицах*, а кто и на полу, но токмо поперёк половиц - таков искон-покон*. Постель для крестьянина одна - соломенник (сенник*, сбитый ржаной иль яровой соломой). Заместо простыни сходило рядно - нагрубо пряденная холстина из пеньки или льна.
Пуховые подушки пожаловали в обиход крестьянский токмо при царе-батюшке Александре III. Ежели в избе гулял холодок, то честной народ покрывался платками, дерюгой*, кафтанами, шубами и прочей сугревистой одёжей.
Так и живали-бывали наши родные предки-хлеборобы, трудники радивые.
*Помин забытых слов:
Покой - жилое помещение
Запривычно - обычно
Благостепенный - почётный
Инший - другой
Полати - настилы под потолком
Лавица - лавка
Искон-покон - старый обычай
Сенник - мешок
Дерюга - грубая льняная холстина
Русский странник
Платон Караваев
Старики в седую годину бывалоча присказывали: “Какова постеля, таков и сон”. А постеля в среднерусской избёнке была не хитра да не велика. Меньше покой* - меньше дров в печи да легше теплецо приудержать. Оттого кроватей в старину запривычно* в избах не держали.
По теплому лету, что день кормит, молодые спать уходили на двор, сеновал, в баньку или амбар. А по зиме, когда мороз трещит, что звезды пляшут, крестьянин, мал да велик, сны глядел хоть в тесноте, да в теплеце. Отцам-старикам, детворе да хворым постеля в избе уготована завсегда благостепенная* - на печи.
А иншие* домочадцы гнездилися по ночам кто на полатях*, кто на лавицах*, а кто и на полу, но токмо поперёк половиц - таков искон-покон*. Постель для крестьянина одна - соломенник (сенник*, сбитый ржаной иль яровой соломой). Заместо простыни сходило рядно - нагрубо пряденная холстина из пеньки или льна.
Пуховые подушки пожаловали в обиход крестьянский токмо при царе-батюшке Александре III. Ежели в избе гулял холодок, то честной народ покрывался платками, дерюгой*, кафтанами, шубами и прочей сугревистой одёжей.
Так и живали-бывали наши родные предки-хлеборобы, трудники радивые.
*Помин забытых слов:
Покой - жилое помещение
Запривычно - обычно
Благостепенный - почётный
Инший - другой
Полати - настилы под потолком
Лавица - лавка
Искон-покон - старый обычай
Сенник - мешок
Дерюга - грубая льняная холстина
Русский странник
Платон Караваев