Если вы выбрали какое-то время повествования — настоящее или прошедшее, — то его и придерживайтесь. Это слишком разные способы подачи информации, я бы даже сказал, разные повествовательные традиции. Если автор скачет из одного времени в другое, когда ему захочется, это грубая ошибка — временной разнобой.
Однако есть множество вполне «законных» способов изменить время — и в отдельных глаголах, когда они используются в переносном значении, и в целых предложениях, абзацах, даже сценах: отступление от основного времени повествования может быть художественным приёмом (если автор этим приёмом владеет).
Сегодня я расскажу о трёх случаях необычного использования времени: о настоящем историческом, настоящем описательном и настоящем воображаемого действия — и покажу на примерах, как это работает.
🏹 Настоящее историческое время
Часа в два я пообедал и сел писать статью про речные подводные лодки. Не закончил, но неплохо продвинулся. Собрался уже было прогуляться, потому как выглянуло солнце (впервые за ноябрь). И вдруг — телефон. Звонят из редакции, главред собственной персоной. «Саша, — говорит, — у тебя виза есть? Ага, очень хорошо. Прекрасно. Вот ты-то в Норвегию и поедешь. Да, именно туда. Нет, больше никто не может. Все по командировкам, а Степаша заболел, только что разговаривали». Вываливает он на меня эту новость — и кладёт трубку. А я так опешил, что даже спорить не стал. Только потом начал соображать, что все мои планы на выходные покатились под уклон в известном направлении.
Настоящее историческое используется для отступления от основного прошедшего времени повествования, когда нужно сделать акцент на каких-то давних, но важных событиях. Чтобы этот художественный приём не воспринимался как ошибка, из контекста должно быть ясно, где и почему происходит смена времени на настоящее — и где автор возвращается к основному времени повествования.
🎨 Настоящее описательное время
Помню, в тот вечер мы долго стояли на крыльце, не решаясь попрощаться. Небо всё в звёздах, луна — с тракторное колесо. Соловей заходится в кусте жасмина. Холодает уже. А мы смеёмся, говорим друг другу всякий вздор, лишь бы не молчать... Потом я всё же собрался с духом, шагнул вниз на асфальтовую дорожку. «Ладно, — сказал, — пора мне уже». И пошёл, не оглядываясь, к своему корпусу. Больше я Татьяну не видел.
Настоящее описательное время (оно же живописное, оно же изобразительное) используется для образных сцен. Смена времени с прошедшего на настоящее усиливает выразительность описания: создаётся ощущение, будто мы видим это своими глазами.
🚀 Настоящее время воображаемого действия
Последний месяц Яшка много думал о том, что его ждёт на жизненном пути. Вот он старый пузатый человечек, лет тридцати пяти или даже сорока. У него жена, худая женщина без лица и с паклей на голове, заплетённой в косичку (почему-то жену представить было труднее всего). Детишки бегают, два: оба щекастенькие такие, хомячки. Зарплата — тысяч, наверное, пятьдесят-шестьдесят. Квартира двухкомнатная (откуда? ипотека?), кухня метров восемь, окнами на восток: пьёшь утром кофе, а солнце в лицо светит — хорошо так, бодрит. И этаж не выше третьего, и яблоня во дворе. Иногда Яшка доставал из-за шкафа гитару, брал аккорд и заученным движением перебирал струны. Тогда совсем другие мысли лезли в голову, но их Яшка старался не пускать.
Настоящее время воображаемого действия позволяет показать предполагаемые, ожидаемые или невозможные события так, как если бы мы заглянули в мысли представляющего их персонажа.
Следует помнить, что отступление от основного времени повествования — это художественный приём, и довольно сильный. Не стоит использовать его слишком часто.
#стилистика
Однако есть множество вполне «законных» способов изменить время — и в отдельных глаголах, когда они используются в переносном значении, и в целых предложениях, абзацах, даже сценах: отступление от основного времени повествования может быть художественным приёмом (если автор этим приёмом владеет).
Сегодня я расскажу о трёх случаях необычного использования времени: о настоящем историческом, настоящем описательном и настоящем воображаемого действия — и покажу на примерах, как это работает.
🏹 Настоящее историческое время
Часа в два я пообедал и сел писать статью про речные подводные лодки. Не закончил, но неплохо продвинулся. Собрался уже было прогуляться, потому как выглянуло солнце (впервые за ноябрь). И вдруг — телефон. Звонят из редакции, главред собственной персоной. «Саша, — говорит, — у тебя виза есть? Ага, очень хорошо. Прекрасно. Вот ты-то в Норвегию и поедешь. Да, именно туда. Нет, больше никто не может. Все по командировкам, а Степаша заболел, только что разговаривали». Вываливает он на меня эту новость — и кладёт трубку. А я так опешил, что даже спорить не стал. Только потом начал соображать, что все мои планы на выходные покатились под уклон в известном направлении.
Настоящее историческое используется для отступления от основного прошедшего времени повествования, когда нужно сделать акцент на каких-то давних, но важных событиях. Чтобы этот художественный приём не воспринимался как ошибка, из контекста должно быть ясно, где и почему происходит смена времени на настоящее — и где автор возвращается к основному времени повествования.
🎨 Настоящее описательное время
Помню, в тот вечер мы долго стояли на крыльце, не решаясь попрощаться. Небо всё в звёздах, луна — с тракторное колесо. Соловей заходится в кусте жасмина. Холодает уже. А мы смеёмся, говорим друг другу всякий вздор, лишь бы не молчать... Потом я всё же собрался с духом, шагнул вниз на асфальтовую дорожку. «Ладно, — сказал, — пора мне уже». И пошёл, не оглядываясь, к своему корпусу. Больше я Татьяну не видел.
Настоящее описательное время (оно же живописное, оно же изобразительное) используется для образных сцен. Смена времени с прошедшего на настоящее усиливает выразительность описания: создаётся ощущение, будто мы видим это своими глазами.
🚀 Настоящее время воображаемого действия
Последний месяц Яшка много думал о том, что его ждёт на жизненном пути. Вот он старый пузатый человечек, лет тридцати пяти или даже сорока. У него жена, худая женщина без лица и с паклей на голове, заплетённой в косичку (почему-то жену представить было труднее всего). Детишки бегают, два: оба щекастенькие такие, хомячки. Зарплата — тысяч, наверное, пятьдесят-шестьдесят. Квартира двухкомнатная (откуда? ипотека?), кухня метров восемь, окнами на восток: пьёшь утром кофе, а солнце в лицо светит — хорошо так, бодрит. И этаж не выше третьего, и яблоня во дворе. Иногда Яшка доставал из-за шкафа гитару, брал аккорд и заученным движением перебирал струны. Тогда совсем другие мысли лезли в голову, но их Яшка старался не пускать.
Настоящее время воображаемого действия позволяет показать предполагаемые, ожидаемые или невозможные события так, как если бы мы заглянули в мысли представляющего их персонажа.
Следует помнить, что отступление от основного времени повествования — это художественный приём, и довольно сильный. Не стоит использовать его слишком часто.
#стилистика
На сайте «Лаборатория фантастики» стартовал конкурс рассказов «Фантлабораторная работа — 26». Темы — от журнала «Мир фантастики»:
– 101 причина не покупать эту книгу.
– Дилемма заключенного.
– Медленный яд.
Сроки приёма работ — до 30 декабря. Принимаются фантастические (в широком смысле слова) рассказы объемом от 5000 до 35 000 знаков с учётом пробелов и знаков препинания.
Подробности см. в колонке конкурса на «Фантлабе».
Рассказы, занявшие призовые места, будут рассмотрены на предмет публикации в журнале «Мир фантастики».
#объявления
– 101 причина не покупать эту книгу.
– Дилемма заключенного.
– Медленный яд.
Сроки приёма работ — до 30 декабря. Принимаются фантастические (в широком смысле слова) рассказы объемом от 5000 до 35 000 знаков с учётом пробелов и знаков препинания.
Подробности см. в колонке конкурса на «Фантлабе».
Рассказы, занявшие призовые места, будут рассмотрены на предмет публикации в журнале «Мир фантастики».
#объявления
Давайте поговорим о прокрастинации. Все знают, что это такое? И все, наверное, время от времени восклицают в отчаянии: «Ну почему я такой бездельник?»
То, о чём я сейчас расскажу, не панацея — но помогает довольно часто. Многие вещи мы делаем автоматически, не задумываясь. Особенно если думать об этом неохота. Не хочется думать о работе? Особенно если сроки поджимают? Не хочется. И вот мы, сами того не сознавая, хватаемся за всякие посторонние дела. Многие из них тоже важные — так мы себе это объясняем, — но на самом деле не настолько важные и срочные, как работа. Однако до этой мысли мы не доходим. Происходит всё примерно так.
...Что ж, пора наконец сесть и как следует потрудиться, но... Ой, я ведь три дня собираюсь позвонить Олегу, у него был день рождения. «Здорово, дружище! Как твои дела, как отдохнул?» — и двадцати минут как не бывало. Потом надо приготовить обед, без обеда как же? Во время готовки выясняется, что дома кончились чай, соль и печенье. Надо спуститься в магазин. А на улице погода — гуляй не хочу! Солнышко, лёгкий морозец, такая красота зимняя на деревьях! Как тут не дойти до ближайшего парка? Возвращаешься домой в сумерках, нагуляв аппетит. Хочется плотно поесть. За едой читаешь телеграмчик, потом начинаешь с кем-то переписываться — незаметно проходит ещё час. Потом вспоминаешь-таки о работе, чувствуешь укол вины. Идёшь к компьютеру. А там со вчерашнего вечера открыта вкладка «Яндекс.Маркета»: кто-то собирался купить фитнес-трекер! Но перед сном не успел выбрать. В нашем возрасте, говоришь себе, здоровье — это самое важное. Начинаешь листать каталог, изучать характеристики, сравнивать модели... Между делом списываешься с Таней — она здорово разбирается во всех этих новых гаджетах. Незаметно наступает ночь, и ты понимаешь, что к работе сегодня так и не притронулся. Ты даёшь себе клятвенное обещание: завтра — трудовой подвиг, прямо с утра. Сразу после завтрака... и... там ещё пару дел надо будет сделать, а потом арбайтен унд копирайтен...
Наверное, это знакомо вам в той или иной форме. Проблема состоит в том, что мы неосознанно подменяем работу другими вещами. У нас всё время находится что-то, что нужно сделать прямо сейчас, и это — не работа. Ключевое слово тут «неосознанно». Мы не додумываем мысль до конца, не взвешиваем все за и против. И такая манера поведения превратилась у нас в привычку.
Решением — не во всех, но во многих подобных случаях — будет правило: если отвлекаться — то осознанно. С полным пониманием, что́ вы делаете и какие последствия у этого могут быть. Вот вы положили себе сесть за работу в 12:00 и посвятить ей четыре часа. И вы не можете обещать, что вы не будете отвлекаться, — мало ли вдруг пожар, потоп или гости. Но посторонние дела, которыми вам захочется (или потребуется) заняться в этот отрезок времени, вы должны рассматривать со всей строгостью.
Технически это можно реализовать по-разному. Например, можно завести тетрадку и записывать туда, на что вы собираетесь отвлечься, почему и чем это важнее работы; ещё полезно записывать хронометраж, это помогает сосредоточиться на времени. Такого рода записи ни в коем случае нельзя делать постфактум, ведь ваша задача — приучить себя принимать взвешенные, продуманные решения, а решения не принимаются задним числом.
Ещё вариант — попросить близкого человека присматривать за вами. «Милая, я сегодня после обеда очень занят. Давай ты не будешь меня отвлекать, но если я вдруг сам на что-то отвлекусь, спроси меня, пожалуйста, какого чёрта я не работаю».
#эффективность #психология
То, о чём я сейчас расскажу, не панацея — но помогает довольно часто. Многие вещи мы делаем автоматически, не задумываясь. Особенно если думать об этом неохота. Не хочется думать о работе? Особенно если сроки поджимают? Не хочется. И вот мы, сами того не сознавая, хватаемся за всякие посторонние дела. Многие из них тоже важные — так мы себе это объясняем, — но на самом деле не настолько важные и срочные, как работа. Однако до этой мысли мы не доходим. Происходит всё примерно так.
...Что ж, пора наконец сесть и как следует потрудиться, но... Ой, я ведь три дня собираюсь позвонить Олегу, у него был день рождения. «Здорово, дружище! Как твои дела, как отдохнул?» — и двадцати минут как не бывало. Потом надо приготовить обед, без обеда как же? Во время готовки выясняется, что дома кончились чай, соль и печенье. Надо спуститься в магазин. А на улице погода — гуляй не хочу! Солнышко, лёгкий морозец, такая красота зимняя на деревьях! Как тут не дойти до ближайшего парка? Возвращаешься домой в сумерках, нагуляв аппетит. Хочется плотно поесть. За едой читаешь телеграмчик, потом начинаешь с кем-то переписываться — незаметно проходит ещё час. Потом вспоминаешь-таки о работе, чувствуешь укол вины. Идёшь к компьютеру. А там со вчерашнего вечера открыта вкладка «Яндекс.Маркета»: кто-то собирался купить фитнес-трекер! Но перед сном не успел выбрать. В нашем возрасте, говоришь себе, здоровье — это самое важное. Начинаешь листать каталог, изучать характеристики, сравнивать модели... Между делом списываешься с Таней — она здорово разбирается во всех этих новых гаджетах. Незаметно наступает ночь, и ты понимаешь, что к работе сегодня так и не притронулся. Ты даёшь себе клятвенное обещание: завтра — трудовой подвиг, прямо с утра. Сразу после завтрака... и... там ещё пару дел надо будет сделать, а потом арбайтен унд копирайтен...
Наверное, это знакомо вам в той или иной форме. Проблема состоит в том, что мы неосознанно подменяем работу другими вещами. У нас всё время находится что-то, что нужно сделать прямо сейчас, и это — не работа. Ключевое слово тут «неосознанно». Мы не додумываем мысль до конца, не взвешиваем все за и против. И такая манера поведения превратилась у нас в привычку.
Решением — не во всех, но во многих подобных случаях — будет правило: если отвлекаться — то осознанно. С полным пониманием, что́ вы делаете и какие последствия у этого могут быть. Вот вы положили себе сесть за работу в 12:00 и посвятить ей четыре часа. И вы не можете обещать, что вы не будете отвлекаться, — мало ли вдруг пожар, потоп или гости. Но посторонние дела, которыми вам захочется (или потребуется) заняться в этот отрезок времени, вы должны рассматривать со всей строгостью.
Технически это можно реализовать по-разному. Например, можно завести тетрадку и записывать туда, на что вы собираетесь отвлечься, почему и чем это важнее работы; ещё полезно записывать хронометраж, это помогает сосредоточиться на времени. Такого рода записи ни в коем случае нельзя делать постфактум, ведь ваша задача — приучить себя принимать взвешенные, продуманные решения, а решения не принимаются задним числом.
Ещё вариант — попросить близкого человека присматривать за вами. «Милая, я сегодня после обеда очень занят. Давай ты не будешь меня отвлекать, но если я вдруг сам на что-то отвлекусь, спроси меня, пожалуйста, какого чёрта я не работаю».
#эффективность #психология
На редактуру, на конкурсы и в самотёк мне не раз присылали файлы, в которых диалоги были оформлены маркированными списками. То есть не просто вручную введённое тире в начале каждой реплики — нет, весь диалог отформатирован как список, и тире в нём не текстовые элементы, а автоматически проставленные буллиты.
Казалось бы: ну и что такого? Подумаешь. Выглядит-то всё равно как нужно.
Выглядеть оно, конечно, выглядит — но если изменить форматирование текста, или выбрать какой-то другой шрифт, или просто скопировать содержимое файла в программу для вёрстки (а это происходит с каждой рукописью, прежде чем она превращается в книгу), все эти чёрточки-недотире исчезнут. Их же нет в тексте физически, в виде символов — это просто визуальное оформление списка. Все реплики диалогов превратятся в обычные абзацы, и сиди потом сутки, расставляй тире вручную.
Почему так происходит? А дело в том, что в некоторых версиях Microsoft Word по умолчанию включен режим автоматического форматирования списков. То есть когда вы начинаете абзац с тире/дефиса либо с цифры, а потом нажимаете клавишу Enter, абзац автоматически превращается в пункт списка (маркированного или нумерованного соответственно). И все следующие абзацы тоже форматируются аналогично: с точки зрения программы, вы продолжаете список.
Но у вас же не список, а диалог, да? Как прекратить это безобразие? Очень просто: нужно отключить в Word функцию автоформатирования списков. Для этого откройте меню «Файл» (1, см. скриншот ниже), перейдите в раздел «Параметры», после чего выберите в открывшемся окне пункт «Правописание» (2). В окне «Параметры автозамены» (3) перейдите на вкладку «Автоформат при вводе» (4) и снимите галочки напротив пунктов «Стили маркированных списков» и «Стили нумерованных списков» (5). Вуаля! Теперь реплики ваших персонажей с точки зрения типографики будут просто репликами, а уж насколько они будут естественны и хороши — зависит от вашего писательского мастерства.
#инструменты
Казалось бы: ну и что такого? Подумаешь. Выглядит-то всё равно как нужно.
Выглядеть оно, конечно, выглядит — но если изменить форматирование текста, или выбрать какой-то другой шрифт, или просто скопировать содержимое файла в программу для вёрстки (а это происходит с каждой рукописью, прежде чем она превращается в книгу), все эти чёрточки-недотире исчезнут. Их же нет в тексте физически, в виде символов — это просто визуальное оформление списка. Все реплики диалогов превратятся в обычные абзацы, и сиди потом сутки, расставляй тире вручную.
Почему так происходит? А дело в том, что в некоторых версиях Microsoft Word по умолчанию включен режим автоматического форматирования списков. То есть когда вы начинаете абзац с тире/дефиса либо с цифры, а потом нажимаете клавишу Enter, абзац автоматически превращается в пункт списка (маркированного или нумерованного соответственно). И все следующие абзацы тоже форматируются аналогично: с точки зрения программы, вы продолжаете список.
Но у вас же не список, а диалог, да? Как прекратить это безобразие? Очень просто: нужно отключить в Word функцию автоформатирования списков. Для этого откройте меню «Файл» (1, см. скриншот ниже), перейдите в раздел «Параметры», после чего выберите в открывшемся окне пункт «Правописание» (2). В окне «Параметры автозамены» (3) перейдите на вкладку «Автоформат при вводе» (4) и снимите галочки напротив пунктов «Стили маркированных списков» и «Стили нумерованных списков» (5). Вуаля! Теперь реплики ваших персонажей с точки зрения типографики будут просто репликами, а уж насколько они будут естественны и хороши — зависит от вашего писательского мастерства.
#инструменты
Как не облажаться при написании текста? Ответ очевиден: просто ничего не писать.
Шутки шутками, но... действительно, если уж автор сел за книгу, то обязательно где-нибудь да совершит промах. Ошибётся в дате, сделает ляп в техническом описании или даже просто перепишет внешность второстепенного персонажа, забыв, как тот выглядел изначально. Кстати, последняя ошибка частенько встречается у классиков. Например, у Дюма в «Трёх мушкетерах» Констанция Бонасье сначала представлена как «очаровательная женщина лет двадцати пяти или двадцати шести, темноволосая», а позже она уже «с белокурыми волосами и нежным цветом лица».
Ещё известен курьёз с Достоевским, у которого корректор в рукописи «Преступления и наказания» обнаружил «круглый стол овальной формы». Согласно легенде, писатель несколько минут задумчиво молчал, а потом изрёк: «Оставьте всё как есть».
А вас читатели ловили на досадных смысловых или фактических ошибках? Расскажите, было ли такое, и если да, то как вы выходили из такой ситуации.
#ляпы #разговоры
Шутки шутками, но... действительно, если уж автор сел за книгу, то обязательно где-нибудь да совершит промах. Ошибётся в дате, сделает ляп в техническом описании или даже просто перепишет внешность второстепенного персонажа, забыв, как тот выглядел изначально. Кстати, последняя ошибка частенько встречается у классиков. Например, у Дюма в «Трёх мушкетерах» Констанция Бонасье сначала представлена как «очаровательная женщина лет двадцати пяти или двадцати шести, темноволосая», а позже она уже «с белокурыми волосами и нежным цветом лица».
Ещё известен курьёз с Достоевским, у которого корректор в рукописи «Преступления и наказания» обнаружил «круглый стол овальной формы». Согласно легенде, писатель несколько минут задумчиво молчал, а потом изрёк: «Оставьте всё как есть».
А вас читатели ловили на досадных смысловых или фактических ошибках? Расскажите, было ли такое, и если да, то как вы выходили из такой ситуации.
#ляпы #разговоры
Давным-давно, когда я только начинал работать редактором, я создал специальный файл-«перловник», чтобы сохранять туда смешные ошибки, неудачные фрагменты перевода и прочие забавные штуки, попадавшиеся мне в книгах, которые я редактировал. Список этот я вёл несколько лет, потом бросил: привычка радоваться удачным ошибкам у редактора постепенно сходит на нет.
Но файл остался. Когда я завёл паблик в ВК, то начал время от времени выкладывать туда лучшие ляпы — и делал это несколько лет. А сейчас я вдруг обнаружил, что в «Телеграме»-то я те посты не дублировал.
Поэтому вот вам сразу всё, что я публиковал в ВК под тегом «ляпы».
🙈 Их волнует хранение, переработка и повторное использование природных и человеческих ресурсов.
🙈 Они стали частью нашего коллектива только три дня, но и этого было достаточно, чтобы мы их не забудем.
🙈 По коже побежали восторженные мурашки.
🙈 Пытаясь встать на ноги, он поднял топор, чтобы защитить себя. Но взглянув вверх, он увидел яркую вспышку от меча ***, приближавшегося к нему, пока *** готовился нанести смертельный удар.
🙈 Вы увидите список цветов, напротив каждого из которых располагается образец цвета. Щелкнув по образцу цвета, вы можете изменить текущий цвет метки на любой другой цвет.
🙈 Я достиг той точки в жизни, когда мужчина должен размыслить о замужестве.
🙈 При взаимодействии элементов и лекарственных препаратов может даже проясниться, как возникла сама жизнь из бессознательного химического шлака периодической таблицы.
🙈 Слива, распространенный фрукт в Китае, генетически близка североамериканской ежевике.
🙈 ...Просторное, полупрозрачное платье, которое выставляло бледную плоть на всеобщее осмотрение.
🙈 К середине сентября на мыс Хат было заброшено достаточно керосина и провианта для южного маршрута, одновременно приучая лошадей для работы на льду.
🙈 Если вы изменили выбранный шаблон титульной страницы и хотите использовать данную титульную страницу в других документах, вы можете поместить свою титульную страницу в коллекцию титульных страниц.
🙈 На земле бегали лошади без всадников, взбивая шквалы гравия.
🙈 Артиллерист улыбнулся, и все его лицо сморщилось, словно старая тряпка. При движении мышц отдельные «кусты» щетины слипались и цеплялись один за другого.
🙈 Мы находимся в позиции, когда только предполагаем, что бизнес, независимо от его размера, будет иметь полезный сайт.
🙈 Даже стены дрожали, когда их обутые ноги касались земли.
🙈 В программе Illustrator есть свой уклад жизни, или, если быть точным, уклад объектов.
🙈 ...Произошли значительные изменения, свидетельствующие о значительных изменениях по сравнению с 1900 годом.
🙈 Клиентами компании являются такие российские ведомства и компании как Росстат, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, UBS, IBM, Dell, Harman, Avaya, Sabre, Citi, AMD, Ford.
🙈 Ожидание было мучительным, мелкими шагами отступая от двери, а затем возвращаясь обратно.
🙈 Такие мини-конкурсы будут апеллировать посетителей чаще приходить в Ваше заведение.
🙈 Живописцы импрессионистской школы династии Мин...
🙈 Воздух полнился перекрещивающимися выстрелами.
🙈 При добавлении связанного файла этот файл остается отдельным внешним файлом, а в файл Illustrator помещается лишь ссылка на этот файл.
🙈 [Он] был старейшиной, бесцельно бродя в кирасе и длинном черном плаще так, что словно ему принадлежала та земля, по которой он ступал.
🙈 Кюри была первой представительницей той разновидности ученых, популяция которых резко увеличилась в двадцатом веке.
🙈 В интернете тринадцатилетние дети становятся миллионерами быстрее, чем их отцы зарабатывали в десять раз меньше.
🙈 С адскоглазыми покончено, задача выполнена.
🙈 Это действие выворачивает выделение наизнанку — с выделенной области выделение снимается и выделяется не выделенная область.
🙈 Сквозь разбухшие капилляры в глазах заметил отметки сержантского шлема.
🙈 С помощью инструмента Mixer Brush вы можете направиться туда, куда ведет вас талант художника.
Всё не поместилось, продолжение см. в следующем посте.
#ляпы
Но файл остался. Когда я завёл паблик в ВК, то начал время от времени выкладывать туда лучшие ляпы — и делал это несколько лет. А сейчас я вдруг обнаружил, что в «Телеграме»-то я те посты не дублировал.
Поэтому вот вам сразу всё, что я публиковал в ВК под тегом «ляпы».
🙈 Их волнует хранение, переработка и повторное использование природных и человеческих ресурсов.
🙈 Они стали частью нашего коллектива только три дня, но и этого было достаточно, чтобы мы их не забудем.
🙈 По коже побежали восторженные мурашки.
🙈 Пытаясь встать на ноги, он поднял топор, чтобы защитить себя. Но взглянув вверх, он увидел яркую вспышку от меча ***, приближавшегося к нему, пока *** готовился нанести смертельный удар.
🙈 Вы увидите список цветов, напротив каждого из которых располагается образец цвета. Щелкнув по образцу цвета, вы можете изменить текущий цвет метки на любой другой цвет.
🙈 Я достиг той точки в жизни, когда мужчина должен размыслить о замужестве.
🙈 При взаимодействии элементов и лекарственных препаратов может даже проясниться, как возникла сама жизнь из бессознательного химического шлака периодической таблицы.
🙈 Слива, распространенный фрукт в Китае, генетически близка североамериканской ежевике.
🙈 ...Просторное, полупрозрачное платье, которое выставляло бледную плоть на всеобщее осмотрение.
🙈 К середине сентября на мыс Хат было заброшено достаточно керосина и провианта для южного маршрута, одновременно приучая лошадей для работы на льду.
🙈 Если вы изменили выбранный шаблон титульной страницы и хотите использовать данную титульную страницу в других документах, вы можете поместить свою титульную страницу в коллекцию титульных страниц.
🙈 На земле бегали лошади без всадников, взбивая шквалы гравия.
🙈 Артиллерист улыбнулся, и все его лицо сморщилось, словно старая тряпка. При движении мышц отдельные «кусты» щетины слипались и цеплялись один за другого.
🙈 Мы находимся в позиции, когда только предполагаем, что бизнес, независимо от его размера, будет иметь полезный сайт.
🙈 Даже стены дрожали, когда их обутые ноги касались земли.
🙈 В программе Illustrator есть свой уклад жизни, или, если быть точным, уклад объектов.
🙈 ...Произошли значительные изменения, свидетельствующие о значительных изменениях по сравнению с 1900 годом.
🙈 Клиентами компании являются такие российские ведомства и компании как Росстат, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, UBS, IBM, Dell, Harman, Avaya, Sabre, Citi, AMD, Ford.
🙈 Ожидание было мучительным, мелкими шагами отступая от двери, а затем возвращаясь обратно.
🙈 Такие мини-конкурсы будут апеллировать посетителей чаще приходить в Ваше заведение.
🙈 Живописцы импрессионистской школы династии Мин...
🙈 Воздух полнился перекрещивающимися выстрелами.
🙈 При добавлении связанного файла этот файл остается отдельным внешним файлом, а в файл Illustrator помещается лишь ссылка на этот файл.
🙈 [Он] был старейшиной, бесцельно бродя в кирасе и длинном черном плаще так, что словно ему принадлежала та земля, по которой он ступал.
🙈 Кюри была первой представительницей той разновидности ученых, популяция которых резко увеличилась в двадцатом веке.
🙈 В интернете тринадцатилетние дети становятся миллионерами быстрее, чем их отцы зарабатывали в десять раз меньше.
🙈 С адскоглазыми покончено, задача выполнена.
🙈 Это действие выворачивает выделение наизнанку — с выделенной области выделение снимается и выделяется не выделенная область.
🙈 Сквозь разбухшие капилляры в глазах заметил отметки сержантского шлема.
🙈 С помощью инструмента Mixer Brush вы можете направиться туда, куда ведет вас талант художника.
Всё не поместилось, продолжение см. в следующем посте.
#ляпы
Первую часть подборки см. в предыдущем посте.
🙈 Он пострадал от ужасных ран; не осталось и следа от единства цели между частями тела, которое характерно даже для вялого психического здоровья.
🙈 Слезы на моих глазах уступили место каплям пота.
🙈 Не входите в заблуждение его соотношением с фоновым изображением.
🙈 Впервые здесь дала знать высота на состоянии людей.
🙈 В моноширинных гарнитурах (также называемых одинаковой ширины, равноширинные) все знаки занимают площади одинаковой ширины на строке.
🙈 ...Сделать дорожки и двор университета местом, где всем найдется место под солнцем, и где доброта займет такое же почетное место.
🙈 Его лицо казалось мокрым вывихом страха.
🙈 У кобылки сильные задние ноги. Летом можно наблюдать, как они скачут в траве.
🙈 Глаза ее перебегали с лица на лицо.
🙈 Когда он сменил невозмутимое выражение лица, белое лицо гвардейца, казалось, треснуло вдоль морщин, но разрывы тотчас залечились.
🙈 Таким образом, первоначально, интерес к горам носил, казалось, с точки зрения их преодоления.
🙈 Возчики не обращая внимания на поторапливания ратников, мечтавших как можно скорее оказаться дома, вели телеги груженные ранеными шагом.
🙈 Город приютился в изгибе кривизны нагорья.
🙈 Голубой оттенок пропал, демонстрируя гораздо более реалистическую картину.
🙈 Лицо и волосы оставались влажными от влаги.
🙈 Но если при небольшом объеме запоминаемого материала многократное повторение еще можно использовать, то если массив информации достаточно велик, то этот прием малоэффективен.
🙈 Они спрятали мотоциклы в низменном овражке.
🙈 В то время как у многих веб-программистов есть степени по информатике, им характерно быть самообучающимися.
🙈 Если есть траншея неустойчивости, то франций выпускает пузыри у основания Мариана (Марианские острова).
🙈 [Это] обозначает боковую панель с содержимым, связанным с окружающим содержимым.
🙈 На этом фоне отказаться от возможности продемонстрировать миру все достоинства и былую стать старой доброй Англии было невозможно избежать.
🙈 Маркер точки входа переместится в текущую позицию указателя текущей позиции воспроизведения.
🙈 От кувшина поднимался аппетитный аромат, и юный князь тут же подошел к столу, налил себе горячего напитка и обхватил деликатный бокал замерзшими руками.
🙈 Говоря о веб-дизайне, способ, которым представлена страница, известен как ее представление.
#ляпы
🙈 Он пострадал от ужасных ран; не осталось и следа от единства цели между частями тела, которое характерно даже для вялого психического здоровья.
🙈 Слезы на моих глазах уступили место каплям пота.
🙈 Не входите в заблуждение его соотношением с фоновым изображением.
🙈 Впервые здесь дала знать высота на состоянии людей.
🙈 В моноширинных гарнитурах (также называемых одинаковой ширины, равноширинные) все знаки занимают площади одинаковой ширины на строке.
🙈 ...Сделать дорожки и двор университета местом, где всем найдется место под солнцем, и где доброта займет такое же почетное место.
🙈 Его лицо казалось мокрым вывихом страха.
🙈 У кобылки сильные задние ноги. Летом можно наблюдать, как они скачут в траве.
🙈 Глаза ее перебегали с лица на лицо.
🙈 Когда он сменил невозмутимое выражение лица, белое лицо гвардейца, казалось, треснуло вдоль морщин, но разрывы тотчас залечились.
🙈 Таким образом, первоначально, интерес к горам носил, казалось, с точки зрения их преодоления.
🙈 Возчики не обращая внимания на поторапливания ратников, мечтавших как можно скорее оказаться дома, вели телеги груженные ранеными шагом.
🙈 Город приютился в изгибе кривизны нагорья.
🙈 Голубой оттенок пропал, демонстрируя гораздо более реалистическую картину.
🙈 Лицо и волосы оставались влажными от влаги.
🙈 Но если при небольшом объеме запоминаемого материала многократное повторение еще можно использовать, то если массив информации достаточно велик, то этот прием малоэффективен.
🙈 Они спрятали мотоциклы в низменном овражке.
🙈 В то время как у многих веб-программистов есть степени по информатике, им характерно быть самообучающимися.
🙈 Если есть траншея неустойчивости, то франций выпускает пузыри у основания Мариана (Марианские острова).
🙈 [Это] обозначает боковую панель с содержимым, связанным с окружающим содержимым.
🙈 На этом фоне отказаться от возможности продемонстрировать миру все достоинства и былую стать старой доброй Англии было невозможно избежать.
🙈 Маркер точки входа переместится в текущую позицию указателя текущей позиции воспроизведения.
🙈 От кувшина поднимался аппетитный аромат, и юный князь тут же подошел к столу, налил себе горячего напитка и обхватил деликатный бокал замерзшими руками.
🙈 Говоря о веб-дизайне, способ, которым представлена страница, известен как ее представление.
#ляпы
📜 Что такое корректорский лист и чем он полезен автору?
В те годы, когда я много работал с жанровой литературой, особенно с фантастикой и фэнтези, меня частенько просили подготовить так называемый корректорский лист (в некоторых издательствах его называли «спецификацией» или как-нибудь ещё, но суть была одна). Это файл, где собраны и упорядочены по алфавиту все имена собственные, термины и авторские неологизмы, которые встречаются в книге больше одного раза. Корректоры по такому списку ориентируются, как правильно нужно писать слова, которых нет в словарях.
Редактируя рукописи, я иногда составлял корректорские листы, даже если меня не просили: когда я видел, что в книге масса новых слов и имён, то понимал, что корректор скажет мне спасибо, если я соберу это всё в одном месте.
Да и мне самому было удобнее проверять, не называет ли автор одно и то же в разных местах по-разному и последовательно ли он использует им самим придуманную лексику. Например, когда я редактировал сборник-трибьют по мотивам «Умирающей Земли» Джека Вэнса, где было 24 рассказа, написанных и переведённых разными людьми, я сделал корректорский лист из 1400 строк — и без него я бы точно не справился.
Вы, наверное, уже поняли, к чему я веду. Нередко бывает, когда автор создал настолько сложный и запутанный мир, что и сам уже теряется, кто там есть кто и что есть что. Особенно если он пишет многотомную эпопею и работа над ней растянулась на годы. Поди упомни, что было в первом томе, напечатанном в 2010 году!
Корректорский лист — по сути, словарь. В простейшем случае это алфавитный список слов. Если какие-то имена или термины изменяются нестандартно, имеют синонимы или производные слова, это стоит указать особо. Ну а если есть время и желание, можно дать каждому краткое пояснение. Только не увлекайтесь — помните, что вы это делаете для себя, а не для читателей.
#редактура
В те годы, когда я много работал с жанровой литературой, особенно с фантастикой и фэнтези, меня частенько просили подготовить так называемый корректорский лист (в некоторых издательствах его называли «спецификацией» или как-нибудь ещё, но суть была одна). Это файл, где собраны и упорядочены по алфавиту все имена собственные, термины и авторские неологизмы, которые встречаются в книге больше одного раза. Корректоры по такому списку ориентируются, как правильно нужно писать слова, которых нет в словарях.
Редактируя рукописи, я иногда составлял корректорские листы, даже если меня не просили: когда я видел, что в книге масса новых слов и имён, то понимал, что корректор скажет мне спасибо, если я соберу это всё в одном месте.
Да и мне самому было удобнее проверять, не называет ли автор одно и то же в разных местах по-разному и последовательно ли он использует им самим придуманную лексику. Например, когда я редактировал сборник-трибьют по мотивам «Умирающей Земли» Джека Вэнса, где было 24 рассказа, написанных и переведённых разными людьми, я сделал корректорский лист из 1400 строк — и без него я бы точно не справился.
Вы, наверное, уже поняли, к чему я веду. Нередко бывает, когда автор создал настолько сложный и запутанный мир, что и сам уже теряется, кто там есть кто и что есть что. Особенно если он пишет многотомную эпопею и работа над ней растянулась на годы. Поди упомни, что было в первом томе, напечатанном в 2010 году!
Корректорский лист — по сути, словарь. В простейшем случае это алфавитный список слов. Если какие-то имена или термины изменяются нестандартно, имеют синонимы или производные слова, это стоит указать особо. Ну а если есть время и желание, можно дать каждому краткое пояснение. Только не увлекайтесь — помните, что вы это делаете для себя, а не для читателей.
#редактура
Почитал тут комментарии к своим недавним постам про времена глаголов, и вот что захотелось мне добавить.
Да, любое время глагола можно использовать в значении любого другого времени и ещё в в дюжине иных значений. Но можно — это не то же самое, что «где угодно можно», «как угодно можно» или «когда угодно можно».
Переносное употребление времени — специальный приём для решения специальных задач. Если вы не умеете пользоваться этим приёмом, он у вас всякий раз будет оказываться ошибкой. И если вы пользуетесь им не там и не для того, он будет ошибкой. И, кстати, если вы не умеете правильно, по прямому назначению использовать времена глаголов — у вас не получится их использовать в переносном значении: чтобы нарушать правила, нужно знать правила очень хорошо.
Ошибки у вас будут не потому, что я так сказал. А потому, что читатель так решил. Потому что читатель не понял, что это такое вы отчудили здесь, и вот здесь, и ещё там и там.
Не надо прыгать выше головы и делать с глаголами что заблагорассудится, если вы знаете не все правила. Вызубрите правила. Научитесь использовать глаголы по их прямому назначению — это сложная часть речи, но и очень гибкая, она может многое даже без специальных приёмов. И уже после этого, когда вы будете понимать, что всё знаете и умеете, вы можете начать экспериментировать с переносным употреблением времён и прочими хитрыми штуками — например, так, как я об этом рассказывал на интенсиве «Глаголь!».
#стилистика
Да, любое время глагола можно использовать в значении любого другого времени и ещё в в дюжине иных значений. Но можно — это не то же самое, что «где угодно можно», «как угодно можно» или «когда угодно можно».
Переносное употребление времени — специальный приём для решения специальных задач. Если вы не умеете пользоваться этим приёмом, он у вас всякий раз будет оказываться ошибкой. И если вы пользуетесь им не там и не для того, он будет ошибкой. И, кстати, если вы не умеете правильно, по прямому назначению использовать времена глаголов — у вас не получится их использовать в переносном значении: чтобы нарушать правила, нужно знать правила очень хорошо.
Ошибки у вас будут не потому, что я так сказал. А потому, что читатель так решил. Потому что читатель не понял, что это такое вы отчудили здесь, и вот здесь, и ещё там и там.
Не надо прыгать выше головы и делать с глаголами что заблагорассудится, если вы знаете не все правила. Вызубрите правила. Научитесь использовать глаголы по их прямому назначению — это сложная часть речи, но и очень гибкая, она может многое даже без специальных приёмов. И уже после этого, когда вы будете понимать, что всё знаете и умеете, вы можете начать экспериментировать с переносным употреблением времён и прочими хитрыми штуками — например, так, как я об этом рассказывал на интенсиве «Глаголь!».
#стилистика
Малкольм Гладуэлл писал, что если 10 000 часов заниматься чем-то с полной отдачей и не топтаться на месте, то станешь в этом мастером. Утверждение спорное, но если в нём содержится хоть крупица истины, то у меня есть основания считать себя мастером своего дела. Потому что занимаюсь я им к этому дню 19 896,5 часа. Или, если точнее, — вот столько часов и 19 минут. Впрочем, этот пост я пишу не затем, чтобы похвастаться. Я хочу поговорить с вами об организации и оптимизации работы.
Когда я пришёл в профессию, то сразу начал вести учёт всего. Тогда, 15 лет назад, литературным редакторам за сделанную работу нередко платили спустя несколько месяцев, а бывало, что и через год. Я понял, что бороться с этим нельзя, и принял это как данность: в конце концов, в каждой профессии есть свои плюсы, свои минусы и свои странности. Поэтому я и стал скрупулёзно записывать, какую книгу и когда обещал взять, какую уже взял, каковы по ней сроки и кто мне сколько должен. Бывало, сидишь, в кошельке последняя пара тысяч рублей, но греет мысль, что заказчики должны полмиллиона.
Почему-то я сразу решил записывать не только информацию по заказам вообще, но и время. Я стал отмечать в экселевской табличке каждый отрезок работы с точностью до минуты. Довольно быстро это вошло в привычку. Садишься — пишешь текущее время; встаёшь из-за компьютера — пишешь текущее время. Закончил и сдал книгу — подсчитываешь, сколько над ней работал. Первую свою книгу я ковырял очень долго — почти 300 часов. Это был кошмар, отвратительный перевод, хуже гугловского. Удивительно, как после этого я не оставил мысль быть редактором.
Впоследствии, когда у меня сложился свой стиль работы, я стал делить её на этапы и начал отмечать, чем именно занимался в каждый отрезок времени: была ли это первичная стилистическая правка или факт-чекинг, сложные места, лексические повторы, чистовая вычитка и т.д. О своей системе я, кстати, подробно рассказываю на курсе редактуры. Обратите внимание: я записываю только чистое рабочее время, без перерывов, перекладывания предметов на столе и заглядывания в соцсети. Если я отвлекаюсь, то всё равно бросаю взгляд на часы (привычка) и помечаю: «–7 минут» или сколько там прошло.
Что не попало в мои таблицы — так это всё то, что я делал, будучи ответственным редактором, а потом главным редактором. Чтение рукописей, переписка с авторами, художниками, корректорами и прочая менеджерская работа. Это трудно учитывать, в отличие от собственно редактирования книги.
Что мне это дало? Когда статистики набралось достаточно, я стал видеть закономерности. Например, я увидел на цифрах: когда начинаешь новую книгу, она поначалу идёт медленно, но где-то на 5–7% объёма выходишь на крейсерскую скорость и до конца уже так и движешься. Вообще, замерив скорость на первом авторском листе или полутора листах, можно спрогнозировать с точностью до нескольких часов, сколько времени уйдёт на работу. Некоторые этапы (например, поиск и устранение лексических повторов) вообще считаются с точностью до нескольких минут. Если я, скажем, вычислил, что на книгу мне понадобится где-то 73,5 часа, то я могу спланировать время. Могу взять ещё несколько заказов, зная, что никого не подведу. А посчитать мне недолго: в той же экселевской табличке я сделал калькулятор: вбиваю туда нужные цифры — он мне показывает, сколько часов мне потребуется на каждый из этапов работы, чтобы закончить.
Продолжение см. в следующем посте.
#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Когда я пришёл в профессию, то сразу начал вести учёт всего. Тогда, 15 лет назад, литературным редакторам за сделанную работу нередко платили спустя несколько месяцев, а бывало, что и через год. Я понял, что бороться с этим нельзя, и принял это как данность: в конце концов, в каждой профессии есть свои плюсы, свои минусы и свои странности. Поэтому я и стал скрупулёзно записывать, какую книгу и когда обещал взять, какую уже взял, каковы по ней сроки и кто мне сколько должен. Бывало, сидишь, в кошельке последняя пара тысяч рублей, но греет мысль, что заказчики должны полмиллиона.
Почему-то я сразу решил записывать не только информацию по заказам вообще, но и время. Я стал отмечать в экселевской табличке каждый отрезок работы с точностью до минуты. Довольно быстро это вошло в привычку. Садишься — пишешь текущее время; встаёшь из-за компьютера — пишешь текущее время. Закончил и сдал книгу — подсчитываешь, сколько над ней работал. Первую свою книгу я ковырял очень долго — почти 300 часов. Это был кошмар, отвратительный перевод, хуже гугловского. Удивительно, как после этого я не оставил мысль быть редактором.
Впоследствии, когда у меня сложился свой стиль работы, я стал делить её на этапы и начал отмечать, чем именно занимался в каждый отрезок времени: была ли это первичная стилистическая правка или факт-чекинг, сложные места, лексические повторы, чистовая вычитка и т.д. О своей системе я, кстати, подробно рассказываю на курсе редактуры. Обратите внимание: я записываю только чистое рабочее время, без перерывов, перекладывания предметов на столе и заглядывания в соцсети. Если я отвлекаюсь, то всё равно бросаю взгляд на часы (привычка) и помечаю: «–7 минут» или сколько там прошло.
Что не попало в мои таблицы — так это всё то, что я делал, будучи ответственным редактором, а потом главным редактором. Чтение рукописей, переписка с авторами, художниками, корректорами и прочая менеджерская работа. Это трудно учитывать, в отличие от собственно редактирования книги.
Что мне это дало? Когда статистики набралось достаточно, я стал видеть закономерности. Например, я увидел на цифрах: когда начинаешь новую книгу, она поначалу идёт медленно, но где-то на 5–7% объёма выходишь на крейсерскую скорость и до конца уже так и движешься. Вообще, замерив скорость на первом авторском листе или полутора листах, можно спрогнозировать с точностью до нескольких часов, сколько времени уйдёт на работу. Некоторые этапы (например, поиск и устранение лексических повторов) вообще считаются с точностью до нескольких минут. Если я, скажем, вычислил, что на книгу мне понадобится где-то 73,5 часа, то я могу спланировать время. Могу взять ещё несколько заказов, зная, что никого не подведу. А посчитать мне недолго: в той же экселевской табличке я сделал калькулятор: вбиваю туда нужные цифры — он мне показывает, сколько часов мне потребуется на каждый из этапов работы, чтобы закончить.
Продолжение см. в следующем посте.
#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Начало см. в предыдущем посте.
Следующая полезная вещь, которую можно проделать, если есть точные данные, — это оптимизация. Так, я обратил внимание, что расслабляюсь, когда сдал работу, а по следующему заказу ещё не горят сроки. Эта мысль кажется очевидной, но её подтверждает статистика: самые большие «окна» в моём рабочем графике — иногда по неделе и дольше — стабильно приходились на время после сдачи заказа. Я не противник отдыха, но тут совпали два психологических фактора: чувство расслабленности, удовлетворения и гордости после хорошо сделанного дела — и нежелание браться за новую, пока ещё не знакомую книгу. В итоге выходные нередко затягивались, и я бездельничал до тех пор, пока не начинало поджимать время. Решить эту проблему удалось с помощью простого правила: как только закончил и сдал предыдущую книгу, в тот же день берёшься за следующую и занимаешься ею минимум два полных дня. После этого незапланированные «окна» из графика исчезли.
Или, например, была проблема со «снятием вопросов» (я называю так проверку фактической информации и устранение стилистических ошибок, которые не удалось с ходу исправить на этапе первичной правки): часто мне не удавалось спрогнозировать, сколько времени это займёт. Чтобы оптимизировать эту работу, я сперва замерил на нескольких книгах время, которое потратил на каждый вопрос. Это был масштабный эксперимент, потому что по одной книге иной раз набирается больше тысячи вопросов. Затем я собрал эти вопросы в таблицу и разделил на две категории: сложные и простые. Простые (проверить написание какого-либо слова, проверить цифру, имя собственное и т.д.) занимают где-то 70–90% от общего количества вопросов, и на каждый из них нужна максимум минута (обычно несколько секунд). А есть вопросы сложные, и чтобы снять один такой вопрос, иногда нужно потратить несколько часов. Например, перевести заново стихотворение. Придумать русскоязычный аналог игры слов, с которой не справился переводчик. Погрузиться в какую-то сложную концепцию, чтобы разобраться в ней и понять, что вообще имел в виду автор. Найти в Интернете книгу и проверить в ней точность цитаты. Если, снимая простые вопросы, я разгоняюсь и начинаю работать как автомат, то сложные настраивают на обстоятельный поиск информации, после каждого из них я сильно теряю в скорости, и если потом мне всего лишь надо проверить, как правильно пишется слово «биссектриса», я могу потратить на это минут десять.
В итоге я разделил работу с вопросами на два этапа. Если на первом этапе на какой-то вопрос уходит больше полутора минут, я крашу его другим цветом и перехожу к следующему. Ко второму этапу у меня остаётся несколько десятков сложных вопросов, и это уже не такая неподъёмная глыба. Какие-то из них можно упростить, какие-то переадресовать научному редактору, какие-то обсудить с ответредом, автором или переводчиком.
Ещё одно преимущество учёта времени — это то, что ты привыкаешь работать сосредоточенно, не отвлекаясь, и не выполнять одновременно несколько задач. Этот принцип применим не только к редактуре, но и к написанию текста.
Подытожу: конечно, редактору важно совершенствовать профессиональные навыки и знания — например, грамотность; конечно, редактору важно искать новых заказчиков и выстраивать с ними хорошие отношения; конечно, важно также работать над собой — бороться с прокрастинацией, перфекционизмом, пофигизмом и прочими вредными установками. И всё это было. Но я бы не сделал и четверти от того, что мне как редактору удалось сделать за эти 15 лет, если б не файл «Работа.xls» и привычка записывать в него каждую минуту, потраченную на редактуру.
Я не призываю вас вести такую же таблицу — это скорее личная странность, нежели профессиональный стандарт. Я советую вам просто задуматься: какие важные аспекты своей работы или хобби вы могли бы взять под контроль — и как, — чтобы стать мастером в своём деле.
#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Следующая полезная вещь, которую можно проделать, если есть точные данные, — это оптимизация. Так, я обратил внимание, что расслабляюсь, когда сдал работу, а по следующему заказу ещё не горят сроки. Эта мысль кажется очевидной, но её подтверждает статистика: самые большие «окна» в моём рабочем графике — иногда по неделе и дольше — стабильно приходились на время после сдачи заказа. Я не противник отдыха, но тут совпали два психологических фактора: чувство расслабленности, удовлетворения и гордости после хорошо сделанного дела — и нежелание браться за новую, пока ещё не знакомую книгу. В итоге выходные нередко затягивались, и я бездельничал до тех пор, пока не начинало поджимать время. Решить эту проблему удалось с помощью простого правила: как только закончил и сдал предыдущую книгу, в тот же день берёшься за следующую и занимаешься ею минимум два полных дня. После этого незапланированные «окна» из графика исчезли.
Или, например, была проблема со «снятием вопросов» (я называю так проверку фактической информации и устранение стилистических ошибок, которые не удалось с ходу исправить на этапе первичной правки): часто мне не удавалось спрогнозировать, сколько времени это займёт. Чтобы оптимизировать эту работу, я сперва замерил на нескольких книгах время, которое потратил на каждый вопрос. Это был масштабный эксперимент, потому что по одной книге иной раз набирается больше тысячи вопросов. Затем я собрал эти вопросы в таблицу и разделил на две категории: сложные и простые. Простые (проверить написание какого-либо слова, проверить цифру, имя собственное и т.д.) занимают где-то 70–90% от общего количества вопросов, и на каждый из них нужна максимум минута (обычно несколько секунд). А есть вопросы сложные, и чтобы снять один такой вопрос, иногда нужно потратить несколько часов. Например, перевести заново стихотворение. Придумать русскоязычный аналог игры слов, с которой не справился переводчик. Погрузиться в какую-то сложную концепцию, чтобы разобраться в ней и понять, что вообще имел в виду автор. Найти в Интернете книгу и проверить в ней точность цитаты. Если, снимая простые вопросы, я разгоняюсь и начинаю работать как автомат, то сложные настраивают на обстоятельный поиск информации, после каждого из них я сильно теряю в скорости, и если потом мне всего лишь надо проверить, как правильно пишется слово «биссектриса», я могу потратить на это минут десять.
В итоге я разделил работу с вопросами на два этапа. Если на первом этапе на какой-то вопрос уходит больше полутора минут, я крашу его другим цветом и перехожу к следующему. Ко второму этапу у меня остаётся несколько десятков сложных вопросов, и это уже не такая неподъёмная глыба. Какие-то из них можно упростить, какие-то переадресовать научному редактору, какие-то обсудить с ответредом, автором или переводчиком.
Ещё одно преимущество учёта времени — это то, что ты привыкаешь работать сосредоточенно, не отвлекаясь, и не выполнять одновременно несколько задач. Этот принцип применим не только к редактуре, но и к написанию текста.
Подытожу: конечно, редактору важно совершенствовать профессиональные навыки и знания — например, грамотность; конечно, редактору важно искать новых заказчиков и выстраивать с ними хорошие отношения; конечно, важно также работать над собой — бороться с прокрастинацией, перфекционизмом, пофигизмом и прочими вредными установками. И всё это было. Но я бы не сделал и четверти от того, что мне как редактору удалось сделать за эти 15 лет, если б не файл «Работа.xls» и привычка записывать в него каждую минуту, потраченную на редактуру.
Я не призываю вас вести такую же таблицу — это скорее личная странность, нежели профессиональный стандарт. Я советую вам просто задуматься: какие важные аспекты своей работы или хобби вы могли бы взять под контроль — и как, — чтобы стать мастером в своём деле.
#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Скриншот из моей таблицы учёта, о которой я рассказывал в двух предыдущих постах (здесь и здесь).
#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
#из_жизни_редакторов #редактура #эффективность
Сначала творческая работа над текстом, потом устранение объективных недостатков (ошибок). Сначала глубокая переработка, потом поверхностная.
Кто скажет, почему так? 😶
#вопросы
Кто скажет, почему так? 😶
#вопросы
Несколько раз спрашивали: как научиться видеть у себя в тексте штампы и канцелярит? А нужно сперва научиться их в принципе видеть. Такие штуки для нас, к сожалению, привычны, мы их легко пропускаем.
Тренируйтесь на чужих текстах, там ошибки заметнее, да и воспринимать вы их будете не так эмоционально. Нашли какой-нибудь сырой текст в самиздате — читаете и выделяете все канцеляризмы. Потом в следующий заход — все штампы, какие увидите. И вот так раз за разом, раз за разом, пока не сложится привычка.
#редактура #психология
Тренируйтесь на чужих текстах, там ошибки заметнее, да и воспринимать вы их будете не так эмоционально. Нашли какой-нибудь сырой текст в самиздате — читаете и выделяете все канцеляризмы. Потом в следующий заход — все штампы, какие увидите. И вот так раз за разом, раз за разом, пока не сложится привычка.
#редактура #психология
Предлагаю вам выполнить упражнение: в приведённом ниже тексте заменить все стилистически окрашенные слова (в том числе в репликах персонажей) на нейтральные. Если вы не помните или не знаете, что такое нейтральная и окрашенная лексика, — прочитайте статью «Слова как вода, слова как золото».
Только не надо думать, что вы сделаете это упражнение — и текст сразу станет хорошим. В стилистике нет таких простых и универсальных решений. Задача упражнения в другом. Многие авторы не задумываются о том, что те или иные слова относятся к разным слоям лексики или имеют коннотации. Упражнение даёт возможность потренироваться в поиске таких слов — и, чтобы уж два раза не вставать, в подборе к ним нейтральных синонимов.
Итак, текст:
Давеча мы пересеклись с корешами на «пятаке» у вокзала. Попервоначалу, вестимо, мы направили стопы в кабак и хлопнули по рюмашке. Опосля Михаил изрёк: «А ведь мы влипли». Я изумился: «Чё за траблы, Михаил? Вы же нонеча богатенькие ребята — после того, как сорвали куш в лотерее». Его физиономия вытянулась, но он как воды в рот набрал. «Это всё кролички», — молвила за него Татьяна. «Чего?» — не врубился я. «Кролички, — повторила она. — Мишаня на все непосильно нажитые накупил кролей какой-то офигенно редкой, красивенькой такой породы. Мы, говорит, будем им ивовые прутья таскать из лесочка, а они станут их жрать — и делать то, что делают все кролички: плодиться со второй космической скоростью. Мы, говорит, за годик-другой нехило бабок подымем». Все на продолжительный срок попритихли. Потом Пётр заржал: «Обалденная мысля. А в чём закавыка?». «А закавыка, — ответствовала Татьяна, — в том, что все эти вислоухие скоты оказались мужиками».
#упражнения
Только не надо думать, что вы сделаете это упражнение — и текст сразу станет хорошим. В стилистике нет таких простых и универсальных решений. Задача упражнения в другом. Многие авторы не задумываются о том, что те или иные слова относятся к разным слоям лексики или имеют коннотации. Упражнение даёт возможность потренироваться в поиске таких слов — и, чтобы уж два раза не вставать, в подборе к ним нейтральных синонимов.
Итак, текст:
Давеча мы пересеклись с корешами на «пятаке» у вокзала. Попервоначалу, вестимо, мы направили стопы в кабак и хлопнули по рюмашке. Опосля Михаил изрёк: «А ведь мы влипли». Я изумился: «Чё за траблы, Михаил? Вы же нонеча богатенькие ребята — после того, как сорвали куш в лотерее». Его физиономия вытянулась, но он как воды в рот набрал. «Это всё кролички», — молвила за него Татьяна. «Чего?» — не врубился я. «Кролички, — повторила она. — Мишаня на все непосильно нажитые накупил кролей какой-то офигенно редкой, красивенькой такой породы. Мы, говорит, будем им ивовые прутья таскать из лесочка, а они станут их жрать — и делать то, что делают все кролички: плодиться со второй космической скоростью. Мы, говорит, за годик-другой нехило бабок подымем». Все на продолжительный срок попритихли. Потом Пётр заржал: «Обалденная мысля. А в чём закавыка?». «А закавыка, — ответствовала Татьяна, — в том, что все эти вислоухие скоты оказались мужиками».
#упражнения
Ещё такой вопрос мне задают время от времени (обычно мои менее опытные коллеги): а что делать редактору, если автор просит вернуть в текст однозначные ошибки?
У меня такое тоже бывало, и не раз. Есть несколько вариантов.
Если автор не знает какого-то правила и искренне заблуждается, конечно, нужно ему сперва это правило объяснить. Причём без наездов, без насмешек, без высокомерия, а по возможности тактично. При работе с некоторыми авторами у меня довольно много времени уходит на написание таких объясняющих комментариев.
Бывает, что автор упирается, заявляет: «А вот я хочу, чтобы было так». Например, какое-то слово ему нравится использовать в неверном значении (вспоминается «круглый стол овальной формы» у Достоевского). Или «вы» он всегда пишет с прописной буквы. Или ещё что-нибудь. В этом случае я проговариваю внятно, что это ошибка и что она останется на совести автора, — после чего делаю так, как он попросил.
Если таких ошибок в тексте много, я прошу (обычно издательского ответреда — я всегда его держу в курсе авторских странностей и прихотей) не указывать мою фамилию в выходных данных книги. Дескать, пришлось оставить в тексте слишком много мусора по просьбе автора, и я не хочу, чтобы читатели связывали это с моим именем.
Бывают совсем запущенные случаи (чаще всего со «звёздами» и «брендами»), когда автор сразу занимает враждебную по отношению к редактору позицию. Ему может быть неприятна сама мысль, что в его гениальном тексте кто-то посмел увидеть ошибки. В этой ситуации я говорю, что автор волен отменить любые мои исправления, но пусть сперва подумает, какие проблемы за ними стоят, — и попытается эти проблемы решить самостоятельно. А если что-то ему непонятно, я могу прокомментировать любую правку (тут я спокоен, потому что по умолчанию исправляю объективные ошибки и не лезу в чужой текст с отсебятиной, если только меня об этом не попросят).
Передаю микрофон коллегам: а что делаете в таких случаях вы?
#редактура
У меня такое тоже бывало, и не раз. Есть несколько вариантов.
Если автор не знает какого-то правила и искренне заблуждается, конечно, нужно ему сперва это правило объяснить. Причём без наездов, без насмешек, без высокомерия, а по возможности тактично. При работе с некоторыми авторами у меня довольно много времени уходит на написание таких объясняющих комментариев.
Бывает, что автор упирается, заявляет: «А вот я хочу, чтобы было так». Например, какое-то слово ему нравится использовать в неверном значении (вспоминается «круглый стол овальной формы» у Достоевского). Или «вы» он всегда пишет с прописной буквы. Или ещё что-нибудь. В этом случае я проговариваю внятно, что это ошибка и что она останется на совести автора, — после чего делаю так, как он попросил.
Если таких ошибок в тексте много, я прошу (обычно издательского ответреда — я всегда его держу в курсе авторских странностей и прихотей) не указывать мою фамилию в выходных данных книги. Дескать, пришлось оставить в тексте слишком много мусора по просьбе автора, и я не хочу, чтобы читатели связывали это с моим именем.
Бывают совсем запущенные случаи (чаще всего со «звёздами» и «брендами»), когда автор сразу занимает враждебную по отношению к редактору позицию. Ему может быть неприятна сама мысль, что в его гениальном тексте кто-то посмел увидеть ошибки. В этой ситуации я говорю, что автор волен отменить любые мои исправления, но пусть сперва подумает, какие проблемы за ними стоят, — и попытается эти проблемы решить самостоятельно. А если что-то ему непонятно, я могу прокомментировать любую правку (тут я спокоен, потому что по умолчанию исправляю объективные ошибки и не лезу в чужой текст с отсебятиной, если только меня об этом не попросят).
Передаю микрофон коллегам: а что делаете в таких случаях вы?
#редактура
Я обещал показать, как бы я сам переписал текст из недавнего упражнения, заменив стилистически окрашенные слова и обороты на нейтральные. Вот мой вариант:
Недавно мы встретились с друзьями на площади у вокзала. Сначала, конечно, мы пошли в бар и выпили по рюмке. Потом Михаил сказал: «А ведь у нас неприятности». Я удивился: «Какие неприятности? Вы же теперь богатые люди — после того, как выиграли в лотерею». Его лицо вытянулось, но он промолчал. «Это всё кролики», — ответила за него Татьяна. «Что?» — не понял я. «Кролики, — повторила она. — Михаил на все деньги купил кроликов какой-то очень редкой декоративной породы. Мы, говорит, будем им ивовые прутья носить из леса, а они станут их есть — и делать то, что делают все кролики: очень быстро размножаться. Мы, говорит, за год или два заработаем много денег». Все надолго замолчали. Потом Пётр засмеялся: «Хорошая мысль. А в чём сложность?» «А сложность, — ответила Татьяна, — в том, что все эти кролики оказались самцами».
#упражнения
Недавно мы встретились с друзьями на площади у вокзала. Сначала, конечно, мы пошли в бар и выпили по рюмке. Потом Михаил сказал: «А ведь у нас неприятности». Я удивился: «Какие неприятности? Вы же теперь богатые люди — после того, как выиграли в лотерею». Его лицо вытянулось, но он промолчал. «Это всё кролики», — ответила за него Татьяна. «Что?» — не понял я. «Кролики, — повторила она. — Михаил на все деньги купил кроликов какой-то очень редкой декоративной породы. Мы, говорит, будем им ивовые прутья носить из леса, а они станут их есть — и делать то, что делают все кролики: очень быстро размножаться. Мы, говорит, за год или два заработаем много денег». Все надолго замолчали. Потом Пётр засмеялся: «Хорошая мысль. А в чём сложность?» «А сложность, — ответила Татьяна, — в том, что все эти кролики оказались самцами».
#упражнения