Сегодня пост для авторов худлита, и особенно для фантастов. 👽
В современной жанровой литературе распространены рассказы с ударным финалом: читаешь, читаешь, вдруг — бдыщ! Что это было такое сейчас? Иначе говоря, весь текст служит подготовкой к кульминации, которой всё и заканчивается. В последнем абзаце, а то и в последнем предложении сюжет переворачивается с ног на голову, ключевой фрагмент головоломки встаёт на место, у описываемых событий вдруг открывается новое измерение, непонятное становится понятным, или же происходит что-то неожиданное, логично вытекающее из предшествующих событий, но почему-то не очевидное для читателя.
Я когда-то коллекционировал ударные финалы и насобирал несколько десятков типов, не считая вариаций. Например: автор создаёт впечатление, что сюжет пойдёт либо направо, либо налево, и, пока читатель пытается угадать, куда его ведут, исподтишка готовит третий вариант развязки. Или (классический случай): где-то тихонько висит ружьё, о котором читатель знает, но которое не принимает во внимание, — и оно в нужный момент стреляет.
К сожалению, многие авторы о финале не думают. Они добираются до него неподготовленными и всё сливают. Сюжет шёл, шёл, шёл, а потом как-то кончился. Иссяк. Почему я сказал, что о фантастике (включая хоррор, фэнтези, альтернативную историю и даже сказку) — особый разговор? Потому что фантастика обычно строится от фантдопущения — яркой идеи в духе «А что, если бы?..». А что, если бы компьютеры появились в XIX веке? А что, если бы Русь не освободилась от монголо-татарского ига? А что, если бы мир был устроен не по законам современной физики, а по онтологическим законам Аристотеля? Автор находит такую идею, а потом начинает вытягивать из неё сюжет.
Обычно придумать сюжет несложно. Можно добавить в него экшена, острых конфликтов, живых персонажей, образных сцен. Куда сложнее его закончить. В какой-то момент автор излагает всё, что собирался сказать, и чувствует, что ему надо закругляться. Но не знает, как это сделать. Где здесь чёртова педаль тормоза? А её нет. В результате появляются рассказы с оборванным финалом, законченные кое-как. Я готовил к публикации сборник одного писателя, не буду называть фамилию, — он талантлив, у него превосходная фантазия, но мне пришлось прочитать всё, что он написал, потому что я не мог набрать достаточного числа законченных рассказов. Финал почти везде был беспомощен и условен.
Вам знакома такая ситуация? Хотите совет? Сразу увязывайте замысел с возможным финалом. Спросите себя: «Вот я придумал то-то и то-то, как бы могла закончиться история об этом?» И уже оттуда, от финала, разматывайте сюжет назад.
#худлит
В современной жанровой литературе распространены рассказы с ударным финалом: читаешь, читаешь, вдруг — бдыщ! Что это было такое сейчас? Иначе говоря, весь текст служит подготовкой к кульминации, которой всё и заканчивается. В последнем абзаце, а то и в последнем предложении сюжет переворачивается с ног на голову, ключевой фрагмент головоломки встаёт на место, у описываемых событий вдруг открывается новое измерение, непонятное становится понятным, или же происходит что-то неожиданное, логично вытекающее из предшествующих событий, но почему-то не очевидное для читателя.
Я когда-то коллекционировал ударные финалы и насобирал несколько десятков типов, не считая вариаций. Например: автор создаёт впечатление, что сюжет пойдёт либо направо, либо налево, и, пока читатель пытается угадать, куда его ведут, исподтишка готовит третий вариант развязки. Или (классический случай): где-то тихонько висит ружьё, о котором читатель знает, но которое не принимает во внимание, — и оно в нужный момент стреляет.
К сожалению, многие авторы о финале не думают. Они добираются до него неподготовленными и всё сливают. Сюжет шёл, шёл, шёл, а потом как-то кончился. Иссяк. Почему я сказал, что о фантастике (включая хоррор, фэнтези, альтернативную историю и даже сказку) — особый разговор? Потому что фантастика обычно строится от фантдопущения — яркой идеи в духе «А что, если бы?..». А что, если бы компьютеры появились в XIX веке? А что, если бы Русь не освободилась от монголо-татарского ига? А что, если бы мир был устроен не по законам современной физики, а по онтологическим законам Аристотеля? Автор находит такую идею, а потом начинает вытягивать из неё сюжет.
Обычно придумать сюжет несложно. Можно добавить в него экшена, острых конфликтов, живых персонажей, образных сцен. Куда сложнее его закончить. В какой-то момент автор излагает всё, что собирался сказать, и чувствует, что ему надо закругляться. Но не знает, как это сделать. Где здесь чёртова педаль тормоза? А её нет. В результате появляются рассказы с оборванным финалом, законченные кое-как. Я готовил к публикации сборник одного писателя, не буду называть фамилию, — он талантлив, у него превосходная фантазия, но мне пришлось прочитать всё, что он написал, потому что я не мог набрать достаточного числа законченных рассказов. Финал почти везде был беспомощен и условен.
Вам знакома такая ситуация? Хотите совет? Сразу увязывайте замысел с возможным финалом. Спросите себя: «Вот я придумал то-то и то-то, как бы могла закончиться история об этом?» И уже оттуда, от финала, разматывайте сюжет назад.
#худлит
Все, кто давно подписан на мой блог, знают, чем вкусовая правка отличается от объективной. Но я всё время рассказываю об устранении объективных недостатков текста — потому что именно этим занимается литературный редактор, — и у кого-то наверняка сложилось впечатление, что вкусовая правка представляет собой что-то второстепенное, а то и вовсе ненужное и даже вредное.
Ни в коем случае! Вкусовая правка — то есть основанная на вкусе, на чувстве прекрасного или уместного — важнейший этап работы. Посмотрите, как много задач решается на этом этапе:
– приведение в порядок стилистически сырого черновика;
– переписывание старого текста;
– устранение стилевого разнобоя;
– оживление текста (если он получился недостаточно выразительным);
– стилизация (опять же, если на этапе написания получилось не очень хорошо);
– устранение из текста лишних красивостей;
– литобработка — то есть вкусовая стилистическая правка чужого текста;
– приведение к единому стилю текста, написанного в соавторстве;
– отжимание из текста воды;
– придание естественности репликам персонажей, создание речевых характеристик.
Вкусовая правка почти всегда необходима, и занимается ею обычно не редактор, а сам автор. Только держите в уме, что она не должна подменять собой редактуру, и ещё хорошо бы её сознательно ограничивать некими временными рамками (потому что менять одни слова на другие можно до бесконечности).
#стилистика
Ни в коем случае! Вкусовая правка — то есть основанная на вкусе, на чувстве прекрасного или уместного — важнейший этап работы. Посмотрите, как много задач решается на этом этапе:
– приведение в порядок стилистически сырого черновика;
– переписывание старого текста;
– устранение стилевого разнобоя;
– оживление текста (если он получился недостаточно выразительным);
– стилизация (опять же, если на этапе написания получилось не очень хорошо);
– устранение из текста лишних красивостей;
– литобработка — то есть вкусовая стилистическая правка чужого текста;
– приведение к единому стилю текста, написанного в соавторстве;
– отжимание из текста воды;
– придание естественности репликам персонажей, создание речевых характеристик.
Вкусовая правка почти всегда необходима, и занимается ею обычно не редактор, а сам автор. Только держите в уме, что она не должна подменять собой редактуру, и ещё хорошо бы её сознательно ограничивать некими временными рамками (потому что менять одни слова на другие можно до бесконечности).
#стилистика
Сколько существует мой проект — столько я собираю вопросы подписчиков. И в рассылке в ВК, и в комментариях, и в специально для этого созданной теме. У меня есть экселевская табличка, я всё сохраняю туда.
По самым интересным вопросам или самым острым проблемам я время от времени пишу посты и статьи. Но всё равно вопросы копятся гораздо быстрее, чем я успеваю на них отвечать. Их уже несколько сотен! Я решил сосредоточиться на них, поэтому в ближайшие месяцы будет много публикаций, начинающихся как-то так: «Меня тут спрашивают, что такое разочаровывающий текст...», — или: «У меня просили полный перечень вещей, на которые должен обращать внимание редактор...», — или: «Был такой вопрос от подписчика: как учить правила, если постоянно их забываешь?»
Что скажете?
#оргмоменты
По самым интересным вопросам или самым острым проблемам я время от времени пишу посты и статьи. Но всё равно вопросы копятся гораздо быстрее, чем я успеваю на них отвечать. Их уже несколько сотен! Я решил сосредоточиться на них, поэтому в ближайшие месяцы будет много публикаций, начинающихся как-то так: «Меня тут спрашивают, что такое разочаровывающий текст...», — или: «У меня просили полный перечень вещей, на которые должен обращать внимание редактор...», — или: «Был такой вопрос от подписчика: как учить правила, если постоянно их забываешь?»
Что скажете?
#оргмоменты
Итак, я начинаю отвечать на вопросы подписчиков. Несколько раз в разных формулировках я получал вопрос: «Как научиться смотреть на свой текст отстранённо?»
Для чего это может быть нужно? Для разных целей: чтобы увидеть ошибки; чтобы оценить текст более беспристрастно (или наоборот, пристрастно, но в другом ключе); чтобы понять, фигня это или шедевр, и т.д. То есть вам нужно или разорвать эмоциональную связь с текстом, или немного подзабыть его, или взглянуть на него в необычном ракурсе. Я знаю несколько приёмов.
1️⃣ Распечатайте текст на бумаге (возможно, каким-нибудь «книжным» шрифтом на листах A5). Это поможет не только увидеть спрятавшиеся лишние запятые, но и изменить отношение к написанному: всё-таки электронный документ с красно-зелёными подчёркиваниями спелл-чекера и почти-что-книга — психологически разные вещи.
2️⃣ Прочитайте текст вслух. Можно с выражением, можно наоборот. Можно даже издевательским тоном (как советует Святослав Логинов). Если хватит смелости, попросите сделать это кого-нибудь другого. На худой конец, используйте программу для озвучивания электронных книг.
3️⃣ Загрузите текст на самиздатовскую платформу или в блог в режиме предварительного просмотра (или под замком). У вас же бывало такое, что вылизанный, выглаженный, вычитанный текст вы повесили где-то в интернете — и тотчас из него полезли ошибки? Ну, собственно, и вот. Пользуйтесь этим.
4️⃣ Прочтите что-то чужое, заведомо хорошее, а потом перечитайте, что написали вы. Ничто так не сбивает с писателя спесь, как тексты того, кем он восхищается.
5️⃣ Бегло просмотрите текст или покрутите его в голове и выпишите как можно больше вещей, за которые читатель мог бы сказать вам спасибо — если вам кажется, что вы написали ерунду; если же, напротив, вам почудилось, что это у вас как будто даже шедевр, выпишите те вещи, за которые вас могли бы поколотить критики. После этого представьте, что вы благодарный читатель / недовольный критик, и прочитайте уже весь текст внимательно глазами одного из этих персонажей. Новизна восприятия гарантирована.
Ну и под конец поста я оставил классические рекомендации: 6️⃣ дайте тексту вылежаться, чтобы немного забыть его; и 7️⃣ покажите текст другим людям, чтобы они дали обратную связь.
А какими приёмами пользуетесь вы?
#редактура
Для чего это может быть нужно? Для разных целей: чтобы увидеть ошибки; чтобы оценить текст более беспристрастно (или наоборот, пристрастно, но в другом ключе); чтобы понять, фигня это или шедевр, и т.д. То есть вам нужно или разорвать эмоциональную связь с текстом, или немного подзабыть его, или взглянуть на него в необычном ракурсе. Я знаю несколько приёмов.
1️⃣ Распечатайте текст на бумаге (возможно, каким-нибудь «книжным» шрифтом на листах A5). Это поможет не только увидеть спрятавшиеся лишние запятые, но и изменить отношение к написанному: всё-таки электронный документ с красно-зелёными подчёркиваниями спелл-чекера и почти-что-книга — психологически разные вещи.
2️⃣ Прочитайте текст вслух. Можно с выражением, можно наоборот. Можно даже издевательским тоном (как советует Святослав Логинов). Если хватит смелости, попросите сделать это кого-нибудь другого. На худой конец, используйте программу для озвучивания электронных книг.
3️⃣ Загрузите текст на самиздатовскую платформу или в блог в режиме предварительного просмотра (или под замком). У вас же бывало такое, что вылизанный, выглаженный, вычитанный текст вы повесили где-то в интернете — и тотчас из него полезли ошибки? Ну, собственно, и вот. Пользуйтесь этим.
4️⃣ Прочтите что-то чужое, заведомо хорошее, а потом перечитайте, что написали вы. Ничто так не сбивает с писателя спесь, как тексты того, кем он восхищается.
5️⃣ Бегло просмотрите текст или покрутите его в голове и выпишите как можно больше вещей, за которые читатель мог бы сказать вам спасибо — если вам кажется, что вы написали ерунду; если же, напротив, вам почудилось, что это у вас как будто даже шедевр, выпишите те вещи, за которые вас могли бы поколотить критики. После этого представьте, что вы благодарный читатель / недовольный критик, и прочитайте уже весь текст внимательно глазами одного из этих персонажей. Новизна восприятия гарантирована.
Ну и под конец поста я оставил классические рекомендации: 6️⃣ дайте тексту вылежаться, чтобы немного забыть его; и 7️⃣ покажите текст другим людям, чтобы они дали обратную связь.
А какими приёмами пользуетесь вы?
#редактура
Человек, который ищет серьёзный повод и идеальные обстоятельства, чтобы создать Великую Вещь, конечно, всегда объяснит, почему именно сейчас у него ничего не пишется. А вот человеку по-настоящему творческому достаточно сущей мелочи, чтобы шестерёнки фантазии закрутились, разматывая цепочку истории.
Вот лишь некоторые вещи, из которых может вырасти рассказ, а то и что покрупнее:
– яркое слово или фраза,
– интересный человек,
– услышанная где-то история,
– прочитанная книга или просмотренный фильм,
– сон или фантазия,
– результат размышлений,
– озарение,
– мысль «а что, если?..»,
– спор или разговор с кем-то,
– жизненный опыт,
– песня или мелодия,
– подсмотренная сценка,
– впечатления от поездки куда-то,
– увлечение,
– собственное отношение к кому-то или чему-то,
– стремление к справедливости,
– новость,
– желание узнать правду,
– необычный факт,
– мимолётное настроение...
Что бы ни послужило стимулом, первотолчком для рассказа — автор должен быть к этому небезразличен. Вообще безразличных людей среди писателей я не встречал, и чем более чуток человек, чем более разные вещи способны пробудить его интерес и фантазию — тем больше у него поводов для творчества. Писатель смотрит на мир вокруг себя расфокусированным взглядом, и когда что-то вдруг вспыхивает, и писатель видит, что это хорошо, — он берёт это «что-то» и превращает в сюжет.
Как он это делает — уже другая история. Расскажите: что побуждает писать вас?
#разговоры #худлит #творчество
Вот лишь некоторые вещи, из которых может вырасти рассказ, а то и что покрупнее:
– яркое слово или фраза,
– интересный человек,
– услышанная где-то история,
– прочитанная книга или просмотренный фильм,
– сон или фантазия,
– результат размышлений,
– озарение,
– мысль «а что, если?..»,
– спор или разговор с кем-то,
– жизненный опыт,
– песня или мелодия,
– подсмотренная сценка,
– впечатления от поездки куда-то,
– увлечение,
– собственное отношение к кому-то или чему-то,
– стремление к справедливости,
– новость,
– желание узнать правду,
– необычный факт,
– мимолётное настроение...
Что бы ни послужило стимулом, первотолчком для рассказа — автор должен быть к этому небезразличен. Вообще безразличных людей среди писателей я не встречал, и чем более чуток человек, чем более разные вещи способны пробудить его интерес и фантазию — тем больше у него поводов для творчества. Писатель смотрит на мир вокруг себя расфокусированным взглядом, и когда что-то вдруг вспыхивает, и писатель видит, что это хорошо, — он берёт это «что-то» и превращает в сюжет.
Как он это делает — уже другая история. Расскажите: что побуждает писать вас?
#разговоры #худлит #творчество
Я уже не раз говорил о том, что ошибки не равноценны. Какие-то можно пропустить, и этого никто не заметит. Другие, напротив, искажают смысл текста, затрудняют его понимание или вызывают шквал негодования у аудитории. Последнюю категорию мы с вами сегодня и обсудим.
Я называю такие ошибки «красными тряпками». Они знакомы большинству читателей, легко заметны в тексте и давно всех достали. Некоторые из этих ошибок стали общекультурными маркерами безграмотных людей.
Что это может быть? Например, написание «ться» с мягким знаком, когда он не нужен, или наоборот. Ошибки в спряжении глаголов («что вы пишИте?», «куда мы поедИм?» и т.д.). Путаница в паронимах — но не любых, а только тех, о которых все знают («одеть пальто» вместо «надеть пальто»). Ошибки сочетаемости и управления — опять же, только широко известные («дешёвые цены», «оплатить за проезд»). Просторечная лексика («ихний», «ехай», «сфоткать») — она иногда уместна в живом разговоре и может служить речевой характеристикой персонажа, но в авторской речи смотрится странно. И ещё есть отдельные слова, просто неправильные, но так часто встречающиеся, что любого сколько-нибудь начитанного человека от них уже просто трясёт: «будуЮщее», «пробЫвать», «вООбщем», «кООрдинально» и т.д.
Эти ошибки нужно исправлять в первую очередь, очень внимательно их искать. Даже если вы случайно написали «ться» вместо «тся», вам этого не простят. Вас посчитают менее образованным, а то и менее умным, чем вы есть на самом деле.
#корректура #редактура
Я называю такие ошибки «красными тряпками». Они знакомы большинству читателей, легко заметны в тексте и давно всех достали. Некоторые из этих ошибок стали общекультурными маркерами безграмотных людей.
Что это может быть? Например, написание «ться» с мягким знаком, когда он не нужен, или наоборот. Ошибки в спряжении глаголов («что вы пишИте?», «куда мы поедИм?» и т.д.). Путаница в паронимах — но не любых, а только тех, о которых все знают («одеть пальто» вместо «надеть пальто»). Ошибки сочетаемости и управления — опять же, только широко известные («дешёвые цены», «оплатить за проезд»). Просторечная лексика («ихний», «ехай», «сфоткать») — она иногда уместна в живом разговоре и может служить речевой характеристикой персонажа, но в авторской речи смотрится странно. И ещё есть отдельные слова, просто неправильные, но так часто встречающиеся, что любого сколько-нибудь начитанного человека от них уже просто трясёт: «будуЮщее», «пробЫвать», «вООбщем», «кООрдинально» и т.д.
Эти ошибки нужно исправлять в первую очередь, очень внимательно их искать. Даже если вы случайно написали «ться» вместо «тся», вам этого не простят. Вас посчитают менее образованным, а то и менее умным, чем вы есть на самом деле.
#корректура #редактура
Недавний опрос в ВК про грамотность очевидно тронул какую-то важную струну в сердце многих подписчиков, поскольку споры в комментариях развернулись нешуточные. Звучали разные мнения: и что для писателя грамотность едва ли не важнее всего; и что она для него совсем не важна — поскольку есть редакторы и корректоры, — а важно нечто совершенно другое; и что для писателя важно вообще ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ, потому что если ты назвался этим словом, то должен быть Реттом Батлером, Мэри Поппинс и Суперменом в одном лице: летать на зонтике в синем трико, но редактировать трезвым.
Я решил дать продолжение этой дискуссии, но в несколько ином ключе.
Вы же наверняка читаете чужие тексты не только для развлечения или для приобщения к великому? Что-то вы, уверен, изучаете холодным взглядом, чтобы разобраться, как оно написано, и почему оно написано так, и хорошо ли это. Возможно, вы разбираете чужие рассказы на конкурсах. Или помогаете другим писателям в качестве бета-ридера. Или вы редактор. Или критик. Или книжный блогер. А может быть, у вас просто такой склад мышления, и вы анализируете всё, что проходит через вашу голову.
❓ Расскажите, на что вы обращаете внимание в первую очередь, когда вдумчиво читаете чужую книгу.
#чтение #разговоры
Я решил дать продолжение этой дискуссии, но в несколько ином ключе.
Вы же наверняка читаете чужие тексты не только для развлечения или для приобщения к великому? Что-то вы, уверен, изучаете холодным взглядом, чтобы разобраться, как оно написано, и почему оно написано так, и хорошо ли это. Возможно, вы разбираете чужие рассказы на конкурсах. Или помогаете другим писателям в качестве бета-ридера. Или вы редактор. Или критик. Или книжный блогер. А может быть, у вас просто такой склад мышления, и вы анализируете всё, что проходит через вашу голову.
❓ Расскажите, на что вы обращаете внимание в первую очередь, когда вдумчиво читаете чужую книгу.
#чтение #разговоры
Напомню максиму, которую повторял уже тысячу раз: лучше самого автора текст не отредактирует никто. К сожалению, большинство авторов не умеют редактировать. Править на вкус, ориентируясь на чувство прекрасного или уместного, — это сколько угодно. Но чувство прекрасного не помогает искать ошибки. Они все где были, там и остаются. И их потом разгребает редактор. Который не владеет ни авторским замыслом, ни авторским опытом, ни авторским стилем. Нужно учиться видеть ошибки.
#редактура
#редактура
Интересная новость: на сайте «Лаборатория фантастики» стартовал очередной заход «Фантлабораторной работы» (к которой когда-то имел некоторое отношение и я). Это анонимный конкурс фантастических рассказов, написанных на заданную тему и в заданные сроки. На первых этапах тексты оцениваются самими участниками, а в финале вердикт выносит жюри. Рассказы-победители будут рассмотрены на предмет публикации редакцией журнала «Мир фантастики».
Тема конкурса: «Побочный продукт открытия». Срок приёма работ: до 5 мая 2023 года. Подробная информация о конкурсе — в специальной колонке на сайте «Лаборатория фантастики»:
https://fantlab.ru/blogarticle81269
#объявления
Тема конкурса: «Побочный продукт открытия». Срок приёма работ: до 5 мая 2023 года. Подробная информация о конкурсе — в специальной колонке на сайте «Лаборатория фантастики»:
https://fantlab.ru/blogarticle81269
#объявления
Многие люди думают, что «конгениальный» — это то же самое, что «гениальный». Или даже что это «сверхгениальный», «очень гениальный» (что само по себе странно, поскольку слова «гений» и «гениальный» уже содержат значение превосходства). На самом деле это совсем не так.
Слово «конгениальный» означает... единомышленника. Человека, родственного по взглядам и мыслям говорящему или тому, о ком идёт речь. И даже если имеется в виду не человек, а неодушевлённый предмет, то тоже подразумевается идейная близость (так, в толковом словаре даётся пример: «Перевод конгениален оригиналу»).
Звучит странно, не правда ли? Но это потому, что слово «конгениальный» относится к книжной лексике и практически не встречается в современной речи. Вы можете его не использовать, пожалуйста, если оно диссонирует с вашими текстами. Но если всё-таки решите его куда-нибудь ввернуть, имейте в виду, что словарное значение у него одно-единственное — то, о котором я написал в этом посте.
#лексикон
Слово «конгениальный» означает... единомышленника. Человека, родственного по взглядам и мыслям говорящему или тому, о ком идёт речь. И даже если имеется в виду не человек, а неодушевлённый предмет, то тоже подразумевается идейная близость (так, в толковом словаре даётся пример: «Перевод конгениален оригиналу»).
Звучит странно, не правда ли? Но это потому, что слово «конгениальный» относится к книжной лексике и практически не встречается в современной речи. Вы можете его не использовать, пожалуйста, если оно диссонирует с вашими текстами. Но если всё-таки решите его куда-нибудь ввернуть, имейте в виду, что словарное значение у него одно-единственное — то, о котором я написал в этом посте.
#лексикон
Наверняка у вас бывало такое (а может, бывает и сейчас), что вы прочитали какую-то хорошую книгу — и вам хочется писать так, как написана она. Вы возвращаетесь к своему незаконченному тексту — и он кажется вам пресным, нескладным, некрасивым. Вам хочется переделать его полностью — чтобы было как там — или просто бросить его и начать что-нибудь новое, по мотивам и под впечатлением. А потом проходит время, вам попадается ещё одна хорошая книжка — и вот вас уже неудержимо тянет подражать другому автору, и ваш собственный текст снова кажется вам нескладным, просто по-иному нескладным... и это повторяется из раза в раз, из раза в раз... Признавайтесь, бывает у вас такое?
Сегодня я хочу поговорить о том, как вы боретесь (и боретесь ли?) с влиянием на ваше творчество других писателей и других книг. Поделитесь опытом, я думаю, это будет интересно многим.
#стилистика #разговоры
Сегодня я хочу поговорить о том, как вы боретесь (и боретесь ли?) с влиянием на ваше творчество других писателей и других книг. Поделитесь опытом, я думаю, это будет интересно многим.
#стилистика #разговоры
Продолжаю отвечать на вопросы подписчиков. Спрашивали: «Как искать в тексте ошибки и не отвлекаться, красиво написано или нет?»
Отвечаю: просто волевым усилием запретить себе отвлекаться, и всё. Вы же можете ночью спокойно пройти мимо холодильника и ничего оттуда не съесть? Или не можете? Если нет, советую вам прочитать книгу Келли Макгонигал «Сила воли» — возможно, именно этих знаний вам не хватало, чтобы... ну, чтобы как решили, так и сделали — что угодно.
Впрочем, не исключено, что с силой воли у вас всё в порядке, вы отвлекаетесь по другой причине. Когда человек не понимает, ЧТО ИМЕННО и ПОЧЕМУ он должен делать прямо сейчас, он хватается за всё подряд. Или за то, что ему больше хочется. Многие так наводят порядок в доме: схватил предмет, перенёс из точки А в точку Бэ, подмёл в точке Цэ, а в точке Дэ нашёл свои позапрошлогодние черновики, стал читать — и привет. Какой такой порядок? Отстаньте от меня, я роман сочиняю.
Короче говоря, в работе над книгой, над статьёй, над любым даже самым маленьким текстом нужна система. Я об этом тысячу раз говорил. И какой-то универсальной системы не существует, у разных людей она складывается по-разному. Я могу предложить вам — хотя бы в качестве отправной точки — свою систему. Почитайте, если ещё не читали, эти две статьи:
1️⃣ «Редактура и редактура». Здесь я в общих словах рассказываю о том, чем редактура («искать в тексте ошибки») отличается от вкусовой правки («красиво написано или нет»).
2️⃣ «Меняя хорошее на хорошее». А в этой статье я более подробно разбираю причины, почему авторы снова и снова скатываются во вкусовую правку.
#редактура
Отвечаю: просто волевым усилием запретить себе отвлекаться, и всё. Вы же можете ночью спокойно пройти мимо холодильника и ничего оттуда не съесть? Или не можете? Если нет, советую вам прочитать книгу Келли Макгонигал «Сила воли» — возможно, именно этих знаний вам не хватало, чтобы... ну, чтобы как решили, так и сделали — что угодно.
Впрочем, не исключено, что с силой воли у вас всё в порядке, вы отвлекаетесь по другой причине. Когда человек не понимает, ЧТО ИМЕННО и ПОЧЕМУ он должен делать прямо сейчас, он хватается за всё подряд. Или за то, что ему больше хочется. Многие так наводят порядок в доме: схватил предмет, перенёс из точки А в точку Бэ, подмёл в точке Цэ, а в точке Дэ нашёл свои позапрошлогодние черновики, стал читать — и привет. Какой такой порядок? Отстаньте от меня, я роман сочиняю.
Короче говоря, в работе над книгой, над статьёй, над любым даже самым маленьким текстом нужна система. Я об этом тысячу раз говорил. И какой-то универсальной системы не существует, у разных людей она складывается по-разному. Я могу предложить вам — хотя бы в качестве отправной точки — свою систему. Почитайте, если ещё не читали, эти две статьи:
1️⃣ «Редактура и редактура». Здесь я в общих словах рассказываю о том, чем редактура («искать в тексте ошибки») отличается от вкусовой правки («красиво написано или нет»).
2️⃣ «Меняя хорошее на хорошее». А в этой статье я более подробно разбираю причины, почему авторы снова и снова скатываются во вкусовую правку.
#редактура
Стилевой разнобой — это одна из главных проблем в текстах начинающих авторов. А основная его причина — отсутствие языкового чутья. Это похоже на то, как человек, не умеющий петь, фальшивит и сам того не замечает или как художник-самоучка из раза в раз не может нарисовать человека с правильными пропорциями: то шея у него короткая, то руки разной длины, то колени гнутся под такими углами, под которыми у нормальных людей ничего гнуться не должно. И все видят, что плохо, что неудачно, неумело, — а сам автор этого не понимает. Либо понимает, но не знает, как ему быть.
Первое, что нужно сделать, чтобы избавиться от стилевого разнобоя (а это небыстрый процесс, предупреждаю), — начать присматриваться к стилистической окраске слов. Большинство слов, помимо своего основного словарного значения, имеют ещё и окраску. Иногда это коннотации — дополнительные, несловарные смыслы или ассоциации. Но не всегда. Довольно часто слово можно употреблять в одном контексте и нельзя или нежелательно в других. Сравните: «бить», «лупить», «фигачить», «делать ата-та» и «наносить побои» — смысл один, а контексты очень разные.
А ещё на употребимость лексики влияет окружение. Вроде бы оба слова подходят по смыслу, но когда они стоят по соседству, начинают неприятно резонировать. Посмотрите на эти фразы: «на гроши от честного труда совершил приобретение какой-то фигни», «эти чуваки поют оды промискуитету», «творческие работники подвизались нипадеццки» — вот вам примеры стилевого разнобоя.
При этом некоторые слова (они называются стилистически нейтральными) без проблем употребляются где угодно и сочетаются с любыми другими словами — если только они в принципе могут быть как-то связаны по смыслу. Задавать себе вопрос: «Нейтральное это слово, или же оно имеет стилистическую окраску?» — хорошая отправная точка для развития языкового чутья. Ведь без него писателю никуда.
😍 Выразительные, образные, эмоциональные слова, такие как «восторгаться», «восхитительный», «головокружительный», «подвиг», «хоромы», «чудесно», «ябедничать», будут неуместны в официальных, деловых и научных текстах, а также в любых других, претендующих на серьёзное и беспристрастное изложение материала.
😑 То же самое касается слов, явно или завуалированно показывающих, как человек относится к тому, о чём рассказывает: «гений», «графоман», «дурень», «лодырь», «мерзость», «по-моему», «увы».
🧐 Словам пафосным или немного устаревшим, но всё ещё понятным для читателя (их ещё называют словами высокого стиля или книжной лексикой), зачастую не место в художественных произведениях на современную тематику. Они будут смотреться разве что в сказках, фэнтези и исторических романах, да и то лишь в умеренном количестве; в нехудожественных текстах они используются очень редко. Что это за слова? Это, например: «воспарить», «длань», «конгениальный», «одиозный», «поучать», «созидание».
🤖 А теперь попробуйте представить в тех же сказках или фэнтези какое-нибудь из следующих слов: «адаптация», «андеграунд», «асимметрия», «биткоин», «дезинфицировать», «имидж», «инвестиция». Это всё термины или специальная лексика, использование которой ограничивается узкими областями, профессиональными, научными и др.
😡 И точно так же разговорная и просторечная лексика («ежели», «живность», «ихний»), ругательства («идиот», «хам», «на фиг»), нарочно искажённые слова — эрративы («аффтар», «превед»), свежие заимствования из других языков («ок», «фейк») — это всё может быть уместно в разговорной речи (в том числе в речи персонажей), с некоторыми оговорками уместно в блоге, а в любом другом контексте — уже под большим вопросом.
#стилистика
Первое, что нужно сделать, чтобы избавиться от стилевого разнобоя (а это небыстрый процесс, предупреждаю), — начать присматриваться к стилистической окраске слов. Большинство слов, помимо своего основного словарного значения, имеют ещё и окраску. Иногда это коннотации — дополнительные, несловарные смыслы или ассоциации. Но не всегда. Довольно часто слово можно употреблять в одном контексте и нельзя или нежелательно в других. Сравните: «бить», «лупить», «фигачить», «делать ата-та» и «наносить побои» — смысл один, а контексты очень разные.
А ещё на употребимость лексики влияет окружение. Вроде бы оба слова подходят по смыслу, но когда они стоят по соседству, начинают неприятно резонировать. Посмотрите на эти фразы: «на гроши от честного труда совершил приобретение какой-то фигни», «эти чуваки поют оды промискуитету», «творческие работники подвизались нипадеццки» — вот вам примеры стилевого разнобоя.
При этом некоторые слова (они называются стилистически нейтральными) без проблем употребляются где угодно и сочетаются с любыми другими словами — если только они в принципе могут быть как-то связаны по смыслу. Задавать себе вопрос: «Нейтральное это слово, или же оно имеет стилистическую окраску?» — хорошая отправная точка для развития языкового чутья. Ведь без него писателю никуда.
😍 Выразительные, образные, эмоциональные слова, такие как «восторгаться», «восхитительный», «головокружительный», «подвиг», «хоромы», «чудесно», «ябедничать», будут неуместны в официальных, деловых и научных текстах, а также в любых других, претендующих на серьёзное и беспристрастное изложение материала.
😑 То же самое касается слов, явно или завуалированно показывающих, как человек относится к тому, о чём рассказывает: «гений», «графоман», «дурень», «лодырь», «мерзость», «по-моему», «увы».
🧐 Словам пафосным или немного устаревшим, но всё ещё понятным для читателя (их ещё называют словами высокого стиля или книжной лексикой), зачастую не место в художественных произведениях на современную тематику. Они будут смотреться разве что в сказках, фэнтези и исторических романах, да и то лишь в умеренном количестве; в нехудожественных текстах они используются очень редко. Что это за слова? Это, например: «воспарить», «длань», «конгениальный», «одиозный», «поучать», «созидание».
🤖 А теперь попробуйте представить в тех же сказках или фэнтези какое-нибудь из следующих слов: «адаптация», «андеграунд», «асимметрия», «биткоин», «дезинфицировать», «имидж», «инвестиция». Это всё термины или специальная лексика, использование которой ограничивается узкими областями, профессиональными, научными и др.
😡 И точно так же разговорная и просторечная лексика («ежели», «живность», «ихний»), ругательства («идиот», «хам», «на фиг»), нарочно искажённые слова — эрративы («аффтар», «превед»), свежие заимствования из других языков («ок», «фейк») — это всё может быть уместно в разговорной речи (в том числе в речи персонажей), с некоторыми оговорками уместно в блоге, а в любом другом контексте — уже под большим вопросом.
#стилистика
Старый добрый пост из ВК, к которому я ещё не раз обращусь, поэтому пусть он будет и здесь.
* * *
17:16. Не сердись, но то, что ты написал, ужасно. Я сломал мозг, пока читал. Из каких передовиц советских газет ты берёшь такие выражения? Сейчас я покажу, как надо. Есть один крутой приём, на раз прочищает мозги от канцелярской зауми. Называется «Письмо другу».
Смотри. Мне надо написать какой-нибудь текст, например про фасилитацию бизнес-процессов (звучит устрашающе, да?). Я открываю список друзей и кручу его, пока не найду кого-нибудь, с кем уместно об этом поговорить. Фасилитация — это ж такая штука, кто-то может и обидеться.
Я нахожу такого человека, а потом открываю Word — и начинаю писать. Пишу так, как если бы я ему рассказывал. Максимально быстро, сколь угодно коряво. Например, он мне звонит и спрашивает: «Привет, что делаешь?» — «Да вот, книжку редактирую. Про фасилитацию бизнес-процессов». — «Э-э... Про что?..» — «Ну, понимаешь, чувак, есть такая ерундовина — фасилитация. Это когда ты как бы тамада, но не на свадьбе, а на совещании топ-менеджеров». И так далее. Главное — не останавливаться.
Когда я допишу, я отредактирую текст, уберу оттуда всех «чуваков» и «ерундовины» — и всё, можно посылать в журнал. Или вешать в блог.
Ясна идея?
Теперь я расскажу, почему это работает. Дело в том, что за многие вещи, которые мы делаем хорошо, отвечает подсознание. За умение кататься на велосипеде и танцевать, за походку, за рисование, за то, как мы шутим и — да, как мы непринуждённо излагаем мысли. Нам кажется, что мы делаем это осознанно, но на самом деле сознание принимает лишь общие решения: что сказать, куда повернуть, ускориться или остановиться. А держать равновесие или выбирать интонации оно не умеет.
Когда мы пытаемся взять под контроль всё, что с нами происходит, — мы остаёмся без поддержки подсознания. Сороконожку спросили, в какой очерёдности она переставляет ноги, она задумалась — и всё, привет. Мы с деревянной спиной выходим на сцену. Мы падаем с велосипеда, когда пытаемся проехать по узкой обочине. Мы натужно шутим и пишем уродливые, пластмассовые тексты.
И все это видят, все чувствуют и понимают, насколько нам сейчас неловко. Такие штуки сразу заметны. За считывание естественного/неестественного тоже, кстати, отвечает подсознание.
Хочешь писать естественно? Садись и пиши — другу. Или маме. На худой конец — Деду Морозу. И завтра тоже пиши, и послезавтра. После сорокового письма это станет привычкой.
Этот текст я адресовал как раз приятелю, его зовут Олег. Привет, Олег, если ты это читаешь. Извини, но тексты у тебя вправду не очень.
Сейчас 17:39. я написал заметку за 23 минуты. «Чуваков» из текста вычищать не буду, чтобы все видели, как это работает. Олег, ты тоже смотри, тебе ж письмо. :)
#стилистика
* * *
17:16. Не сердись, но то, что ты написал, ужасно. Я сломал мозг, пока читал. Из каких передовиц советских газет ты берёшь такие выражения? Сейчас я покажу, как надо. Есть один крутой приём, на раз прочищает мозги от канцелярской зауми. Называется «Письмо другу».
Смотри. Мне надо написать какой-нибудь текст, например про фасилитацию бизнес-процессов (звучит устрашающе, да?). Я открываю список друзей и кручу его, пока не найду кого-нибудь, с кем уместно об этом поговорить. Фасилитация — это ж такая штука, кто-то может и обидеться.
Я нахожу такого человека, а потом открываю Word — и начинаю писать. Пишу так, как если бы я ему рассказывал. Максимально быстро, сколь угодно коряво. Например, он мне звонит и спрашивает: «Привет, что делаешь?» — «Да вот, книжку редактирую. Про фасилитацию бизнес-процессов». — «Э-э... Про что?..» — «Ну, понимаешь, чувак, есть такая ерундовина — фасилитация. Это когда ты как бы тамада, но не на свадьбе, а на совещании топ-менеджеров». И так далее. Главное — не останавливаться.
Когда я допишу, я отредактирую текст, уберу оттуда всех «чуваков» и «ерундовины» — и всё, можно посылать в журнал. Или вешать в блог.
Ясна идея?
Теперь я расскажу, почему это работает. Дело в том, что за многие вещи, которые мы делаем хорошо, отвечает подсознание. За умение кататься на велосипеде и танцевать, за походку, за рисование, за то, как мы шутим и — да, как мы непринуждённо излагаем мысли. Нам кажется, что мы делаем это осознанно, но на самом деле сознание принимает лишь общие решения: что сказать, куда повернуть, ускориться или остановиться. А держать равновесие или выбирать интонации оно не умеет.
Когда мы пытаемся взять под контроль всё, что с нами происходит, — мы остаёмся без поддержки подсознания. Сороконожку спросили, в какой очерёдности она переставляет ноги, она задумалась — и всё, привет. Мы с деревянной спиной выходим на сцену. Мы падаем с велосипеда, когда пытаемся проехать по узкой обочине. Мы натужно шутим и пишем уродливые, пластмассовые тексты.
И все это видят, все чувствуют и понимают, насколько нам сейчас неловко. Такие штуки сразу заметны. За считывание естественного/неестественного тоже, кстати, отвечает подсознание.
Хочешь писать естественно? Садись и пиши — другу. Или маме. На худой конец — Деду Морозу. И завтра тоже пиши, и послезавтра. После сорокового письма это станет привычкой.
Этот текст я адресовал как раз приятелю, его зовут Олег. Привет, Олег, если ты это читаешь. Извини, но тексты у тебя вправду не очень.
Сейчас 17:39. я написал заметку за 23 минуты. «Чуваков» из текста вычищать не буду, чтобы все видели, как это работает. Олег, ты тоже смотри, тебе ж письмо. :)
#стилистика
Перенёс в «Телеграм» ещё одну свою большую статью из ВК: о том, как писать интересно. Читайте — и не говорите, что не видели.
Крючья, гвозди и прочие интересные вещи >>>
#интерес_и_эмоции
Крючья, гвозди и прочие интересные вещи >>>
#интерес_и_эмоции
Telegraph
Крючья, гвозди и прочие интересные вещи
Введение Вспомните хороший роман или рассказ, любой художественный текст, которому вы поставили десять баллов из десяти. Такой, который вы точно ещё не раз перечитаете. Который станете советовать знакомым. Вспомнили? Держу пари, это было что-то интересное.…
Что считать плагиатом, а что нет?
Литературный плагиат в обыкновенном понимании, когда кто-то берёт чужое произведение и после некоторой обработки (а то и вовсе без обработки) выдаёт за своё, — это явление скверное и противозаконное. К счастью, настоящие плагиаторы встречаются не так часто, что бы там ни думали отдельные мнительные авторы. У творческого человека особый склад ума, творческий человек нацелен на поиск, на создание нового — вот что его обычно влечёт и радует. Даже зависть к чужому успеху вызывает у него желание не присвоить, а превзойти. Люди же, опускающиеся до прямого плагиата, в творческом плане импотенты, им по-другому никак. Это случайные люди в искусстве.
А можно ли считать плагиатом «Буратино», «Доктора Айболита», «Волшебника Изумрудного города»? Если хотите знать моё мнение, то я полагаю, что это скорее адаптированные переводы — вроде набоковской «Ани в Стране Чудес». То, что они вышли как самостоятельные произведения, без упоминания оригинала, объясняется особенностями эпохи и идеологии. Советский Союз присоединился к Женевской конвенции по авторскому праву только в 1973 году.
А теперь давайте поговорим о том, когда заимствование — это не плагиат. На самом деле таких случаев довольно много.
✏️ Во-первых, не считается плагиатом использование религиозных, фольклорных, а также бродячих сюжетов (каковых всего 36, если верить Жоржу Польти).
✏️ Во-вторых, никому не принадлежат архетипы и ситуации, сплошь и рядом встречающиеся в жизни. Вы, конечно, можете заявить, что сюжет «она любит его, он любит другую, а другая любит соседскую собаку» — ваш и только ваш, но тогда будьте готовы, что вам в лицо рассмеются два десятка японцев и один древний грек.
✏️ В-третьих, вполне допустимо заимствование у других авторов образов, ситуаций и проблем — при условии, что их развитие будет совершенно иное, нежели в исходном произведении. Мария Семёнова говорила, что любит подсматривать сюжетные ходы, пропущенные плохими писателями; вы можете делать так же: увидели в книге или фильме хорошую ситуацию, которую автор решил в лоб, примитивно, тогда как можно было бы сделать гораздо лучше, — пожалуйста, берите и делайте лучше.
✏️ В-четвёртых, если какое-то произведение породило новый жанр и его отдельные элементы вошли в жанровый канон, тут уж ничего не поделаешь. Жанровая литература — это литература оправданных ожиданий. Вряд ли публике, читающей про магические академии, будет интересен роман про жизнь простых школьников из российской глубинки.
✏️ В-пятых, ни в коем случае не плагиат — десять типов эпиграфов и тридцать категорий цитат, а также всевозможные реминисценции, аллюзии, аппликации и прочий гипер-, мета-, архи- и интертекст. В высоком проявлении это модернистская и постмодернистская литература. В невысоком — цитаты из Стругацких и Высоцкого где можно и нельзя, просто потому что «среди наших так принято».
✏️ В-шестых, всегда было и будет влияние одних авторов на других. Становление любого писателя начинается с восхищения и идёт через подражание. Все мы носим в себе фрагменты ДНК древних вирусов; точно так же творчество любого пишущего человека содержит в себе фрагменты творчества его кумиров. Кстати, через подражание многие приходят к полемике. Литературно-философская полемика — это в-седьмых.
✏️ Наконец, не плагиат ни с точки зрения морали, ни с точки зрения закона — заимствование вещей, которые не являются предметом авторского права. Таких вещей не счесть, например это идеи и концепции (не верите? — загляните в Гражданский кодекс, ст. 1259, п. 5).
Собственно, вот всё, что я хотел сказать. Уверен, что вы сможете добавить к этим пунктам ещё сколько-нибудь.
#авторское_право
Литературный плагиат в обыкновенном понимании, когда кто-то берёт чужое произведение и после некоторой обработки (а то и вовсе без обработки) выдаёт за своё, — это явление скверное и противозаконное. К счастью, настоящие плагиаторы встречаются не так часто, что бы там ни думали отдельные мнительные авторы. У творческого человека особый склад ума, творческий человек нацелен на поиск, на создание нового — вот что его обычно влечёт и радует. Даже зависть к чужому успеху вызывает у него желание не присвоить, а превзойти. Люди же, опускающиеся до прямого плагиата, в творческом плане импотенты, им по-другому никак. Это случайные люди в искусстве.
А можно ли считать плагиатом «Буратино», «Доктора Айболита», «Волшебника Изумрудного города»? Если хотите знать моё мнение, то я полагаю, что это скорее адаптированные переводы — вроде набоковской «Ани в Стране Чудес». То, что они вышли как самостоятельные произведения, без упоминания оригинала, объясняется особенностями эпохи и идеологии. Советский Союз присоединился к Женевской конвенции по авторскому праву только в 1973 году.
А теперь давайте поговорим о том, когда заимствование — это не плагиат. На самом деле таких случаев довольно много.
✏️ Во-первых, не считается плагиатом использование религиозных, фольклорных, а также бродячих сюжетов (каковых всего 36, если верить Жоржу Польти).
✏️ Во-вторых, никому не принадлежат архетипы и ситуации, сплошь и рядом встречающиеся в жизни. Вы, конечно, можете заявить, что сюжет «она любит его, он любит другую, а другая любит соседскую собаку» — ваш и только ваш, но тогда будьте готовы, что вам в лицо рассмеются два десятка японцев и один древний грек.
✏️ В-третьих, вполне допустимо заимствование у других авторов образов, ситуаций и проблем — при условии, что их развитие будет совершенно иное, нежели в исходном произведении. Мария Семёнова говорила, что любит подсматривать сюжетные ходы, пропущенные плохими писателями; вы можете делать так же: увидели в книге или фильме хорошую ситуацию, которую автор решил в лоб, примитивно, тогда как можно было бы сделать гораздо лучше, — пожалуйста, берите и делайте лучше.
✏️ В-четвёртых, если какое-то произведение породило новый жанр и его отдельные элементы вошли в жанровый канон, тут уж ничего не поделаешь. Жанровая литература — это литература оправданных ожиданий. Вряд ли публике, читающей про магические академии, будет интересен роман про жизнь простых школьников из российской глубинки.
✏️ В-пятых, ни в коем случае не плагиат — десять типов эпиграфов и тридцать категорий цитат, а также всевозможные реминисценции, аллюзии, аппликации и прочий гипер-, мета-, архи- и интертекст. В высоком проявлении это модернистская и постмодернистская литература. В невысоком — цитаты из Стругацких и Высоцкого где можно и нельзя, просто потому что «среди наших так принято».
✏️ В-шестых, всегда было и будет влияние одних авторов на других. Становление любого писателя начинается с восхищения и идёт через подражание. Все мы носим в себе фрагменты ДНК древних вирусов; точно так же творчество любого пишущего человека содержит в себе фрагменты творчества его кумиров. Кстати, через подражание многие приходят к полемике. Литературно-философская полемика — это в-седьмых.
✏️ Наконец, не плагиат ни с точки зрения морали, ни с точки зрения закона — заимствование вещей, которые не являются предметом авторского права. Таких вещей не счесть, например это идеи и концепции (не верите? — загляните в Гражданский кодекс, ст. 1259, п. 5).
Собственно, вот всё, что я хотел сказать. Уверен, что вы сможете добавить к этим пунктам ещё сколько-нибудь.
#авторское_право
Завтра, 21 апреля, в 18:00 я расскажу о 50 способах сделать лучше практически любой текст. Ставьте лайк, кто ждёт. 😎
Итак, 50 способов сделать лучше любой... вернее, почти любой текст.
Этот список мог быть гораздо длиннее, но, составляя его, я придерживался строгих принципов: 1) каждый совет должен быть применим как к художественному, так и к нехудожественному тексту; 2) я буду рассматривать только те вещи, которые сильно влияют на текст или на его восприятие читателями; 3) я буду рассматривать только те проблемы, которые встречаются достаточно часто. Так что вы не встретите в этом списке рекомендации вроде «сделайте главного героя немного уязвимым», или «не ставьте лишних запятых в составных союзах», или «не начинайте два абзаца подряд с одного и того же слова».
50 СПОСОБОВ >>>
Постскриптум. Эта подборка — не инструкция и не панацея. Это ни много ни мало полсотни ракурсов, с которых можно взглянуть на свой текст и подумать: а нельзя ли сделать его лучше? Почти что 36 видов горы Фудзи. 🙂
#правила_текста
Этот список мог быть гораздо длиннее, но, составляя его, я придерживался строгих принципов: 1) каждый совет должен быть применим как к художественному, так и к нехудожественному тексту; 2) я буду рассматривать только те вещи, которые сильно влияют на текст или на его восприятие читателями; 3) я буду рассматривать только те проблемы, которые встречаются достаточно часто. Так что вы не встретите в этом списке рекомендации вроде «сделайте главного героя немного уязвимым», или «не ставьте лишних запятых в составных союзах», или «не начинайте два абзаца подряд с одного и того же слова».
50 СПОСОБОВ >>>
Постскриптум. Эта подборка — не инструкция и не панацея. Это ни много ни мало полсотни ракурсов, с которых можно взглянуть на свой текст и подумать: а нельзя ли сделать его лучше? Почти что 36 видов горы Фудзи. 🙂
#правила_текста
Telegraph
50 способов сделать текст лучше
1 Добавьте в текст элементы, удерживающие внимание читателя и вызывающие интерес. О том, как писать интересно, я рассказывал здесь. 2 Разбейте текст на абзацы, придерживаясь принципа «один абзац — одна мысль». Абзац — не что иное, как инструмент, помогающий…
Помню фразу, которую Евгений Лукин сказал кому-то из учеников на мастер-классе: «Вы научились писать красиво. Это хорошо. Теперь ваша задача — отучиться писать красиво».
Литература редко создаётся ради одной только эстетической функции. Музыка — да, может быть просто красивой, и всё. Всякие ювелирные штуки. Живопись и скульптура — наверное, тоже иногда.
А вот текст — художественный, нехудожественный, поэтический — уже воздействует на человека не только (и не столько) на уровне эмоций, сколько на уровне смысла. Текст — это способ передачи мыслей от одного человека к другому. И всякие трюки, которые можно делать со словами, — это просто внешняя форма, упаковка для мыслей. Язык, стиль, средства художественной выразительности важны, но вторичны. Поэтому — да, вам будет полезно овладеть всем этим языковым инструментарием. И пока вы учитесь, вы можете писать сколь угодно витиевато, причудливо, громоздко. Это будут ваши упражнения. Но потом вы поймёте, что красота — не в чрезмерности. Красота — в умеренности и в уместности.
Собственно, в любом искусстве так.
#стилистика
Литература редко создаётся ради одной только эстетической функции. Музыка — да, может быть просто красивой, и всё. Всякие ювелирные штуки. Живопись и скульптура — наверное, тоже иногда.
А вот текст — художественный, нехудожественный, поэтический — уже воздействует на человека не только (и не столько) на уровне эмоций, сколько на уровне смысла. Текст — это способ передачи мыслей от одного человека к другому. И всякие трюки, которые можно делать со словами, — это просто внешняя форма, упаковка для мыслей. Язык, стиль, средства художественной выразительности важны, но вторичны. Поэтому — да, вам будет полезно овладеть всем этим языковым инструментарием. И пока вы учитесь, вы можете писать сколь угодно витиевато, причудливо, громоздко. Это будут ваши упражнения. Но потом вы поймёте, что красота — не в чрезмерности. Красота — в умеренности и в уместности.
Собственно, в любом искусстве так.
#стилистика
«Все врут», — говаривал доктор Айболит. Я как редактор готов подписаться: ещё как врут! Чаще не по злому умыслу, и иногда сами того не понимая, — но сути это не меняет. Враньё расползается по миру подобно эпидемии какого-нибудь гриппа или чего похуже.
В обязанности литературного редактора среди прочего входит факт-чекинг — проверка фактической информации, — так вот, я за четырнадцать лет работы не видел ни одной книги, в которой не было бы лажи. Она есть везде, и везде её много, просто где-то автор зевает второстепенные факты, а где-то все его рассуждения строятся на шатком фундаменте — прямо хоть пиши ответреду, чтобы срочно снимал книгу с публикации.
Почему авторы не проверяют всё сами? Почему мусор из их текстов должен вычищать редактор? Может быть, это лень? Или что-то другое?
Я давно думаю над этим вопросом, для меня он уже перешёл в категорию философских, — и в результате размышлений я набросал список причин, почему люди не видят неправды в своих книгах и, шире, во всех своих словах и текстах. Этим списком я сегодня поделюсь с вами.
😶 Отсутствие привычки проверять информацию — вот главный источник лажи. Если бы все писатели, журналисты, блогеры и прочие инфлюенсеры взяли за правило сомневаться в каждом факте, в каждой цифре, в каждом имени и названии, мы бы жили в совсем другом мире.
😶 Нулевая информационная гигиена. Есть люди, которые верят во всякую фигню, от теорий заговора до лечения керосином; есть люди, которые верят не во всякую фигню, а только в некоторые её разновидности. Может быть, это вы, и тогда у вас проблемы с критическим восприятием информации. Если же это не вы — тогда запишите себе не принимать на веру то, что такие люди вам говорят, и проверять услышанное от них особо тщательно.
😶 «Детские заблуждения». Если мы знаем что-то очень давно, оно становится для нас истиной, подтверждённой временем. Особенно если мы часто делимся этой информацией с другими (тут ещё включается фактор репутации: ну как может быть лажей то, о чём я рассказал тысяче человек?).
😶 Желание во что-то верить работает иногда на сознательном, иногда на бессознательном уровне. Человек обычно смотрит сквозь розовые очки на всё, что связано с ним самим, с его здоровьем и благополучием, с общественными группами, к которым он себя причисляет. А ещё он некритически воспринимает те вещи, которые укладываются в его картину мира.
😶 Распространённые мифы. Человек — животное социальное, для него характерно принимать мнение большинства за истину. К тому же чем чаще мы сталкиваемся с какой-то точкой зрения, тем более привычной и естественной она начинает нам казаться.
😶 Эффектная неправда. Иногда какой-то факт, история или цитата кажутся настолько классными, убедительными, необычными, что хочется пересказать их как можно большему числу людей, а не проверять в интернете.
😶 Квазиавторитетные источники. «Это правда, Михалыч же сказал! Михалыч врать не будет». К сожалению, иногда Михалычи — учёные, профессионалы, просто много повидавшие люди — говорят неверные вещи. Особенно это касается тех тем, в которых они не специалисты (например, экономист может нести пургу, когда начинает рассуждать о политике, истории или обществе).
😶 Додумывание. Если мы узнали разрозненные фрагменты информации, естественно будет окружить их каким-то контекстом, достроить до целого, как палеонтолог достраивает мосол до целого бронтозавра. Тем более когда мы пересказываем кому-то эту информацию (и особенно если не хотим ударить в грязь лицом).
Продолжение см. в следующем посте.
В обязанности литературного редактора среди прочего входит факт-чекинг — проверка фактической информации, — так вот, я за четырнадцать лет работы не видел ни одной книги, в которой не было бы лажи. Она есть везде, и везде её много, просто где-то автор зевает второстепенные факты, а где-то все его рассуждения строятся на шатком фундаменте — прямо хоть пиши ответреду, чтобы срочно снимал книгу с публикации.
Почему авторы не проверяют всё сами? Почему мусор из их текстов должен вычищать редактор? Может быть, это лень? Или что-то другое?
Я давно думаю над этим вопросом, для меня он уже перешёл в категорию философских, — и в результате размышлений я набросал список причин, почему люди не видят неправды в своих книгах и, шире, во всех своих словах и текстах. Этим списком я сегодня поделюсь с вами.
😶 Отсутствие привычки проверять информацию — вот главный источник лажи. Если бы все писатели, журналисты, блогеры и прочие инфлюенсеры взяли за правило сомневаться в каждом факте, в каждой цифре, в каждом имени и названии, мы бы жили в совсем другом мире.
😶 Нулевая информационная гигиена. Есть люди, которые верят во всякую фигню, от теорий заговора до лечения керосином; есть люди, которые верят не во всякую фигню, а только в некоторые её разновидности. Может быть, это вы, и тогда у вас проблемы с критическим восприятием информации. Если же это не вы — тогда запишите себе не принимать на веру то, что такие люди вам говорят, и проверять услышанное от них особо тщательно.
😶 «Детские заблуждения». Если мы знаем что-то очень давно, оно становится для нас истиной, подтверждённой временем. Особенно если мы часто делимся этой информацией с другими (тут ещё включается фактор репутации: ну как может быть лажей то, о чём я рассказал тысяче человек?).
😶 Желание во что-то верить работает иногда на сознательном, иногда на бессознательном уровне. Человек обычно смотрит сквозь розовые очки на всё, что связано с ним самим, с его здоровьем и благополучием, с общественными группами, к которым он себя причисляет. А ещё он некритически воспринимает те вещи, которые укладываются в его картину мира.
😶 Распространённые мифы. Человек — животное социальное, для него характерно принимать мнение большинства за истину. К тому же чем чаще мы сталкиваемся с какой-то точкой зрения, тем более привычной и естественной она начинает нам казаться.
😶 Эффектная неправда. Иногда какой-то факт, история или цитата кажутся настолько классными, убедительными, необычными, что хочется пересказать их как можно большему числу людей, а не проверять в интернете.
😶 Квазиавторитетные источники. «Это правда, Михалыч же сказал! Михалыч врать не будет». К сожалению, иногда Михалычи — учёные, профессионалы, просто много повидавшие люди — говорят неверные вещи. Особенно это касается тех тем, в которых они не специалисты (например, экономист может нести пургу, когда начинает рассуждать о политике, истории или обществе).
😶 Додумывание. Если мы узнали разрозненные фрагменты информации, естественно будет окружить их каким-то контекстом, достроить до целого, как палеонтолог достраивает мосол до целого бронтозавра. Тем более когда мы пересказываем кому-то эту информацию (и особенно если не хотим ударить в грязь лицом).
Продолжение см. в следующем посте.