This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Если коллективное тело обожествляет свои патологии, превращая свою «историю болезни» в «священную историю», то «исцелившийся индивидуум» склонен фетишизировать обстоятельства своего исцеления.
В его сознании всегда присутствует мифическое «утро выздоровления»: легкий ветерок, колышущий занавески; солнечный лучик, проскользнувший в комнату, чтобы преломиться в стекле аптечного пузырька...
Пепперштейн П. В. (р. 1966 г.), русский писатель и художник. «Апология антидепрессантов».
#сложныевещества
@paragnomen
В его сознании всегда присутствует мифическое «утро выздоровления»: легкий ветерок, колышущий занавески; солнечный лучик, проскользнувший в комнату, чтобы преломиться в стекле аптечного пузырька...
Пепперштейн П. В. (р. 1966 г.), русский писатель и художник. «Апология антидепрессантов».
#сложныевещества
@paragnomen
Любопытный феномен приводит в своём аналитическом докладе от 2023 года группа отечественных социологов:
(полный текст исследования - тут).
Зафиксируем интересный парадокс массового сознания. С одной стороны, независимо от возраста и региона, из группы в группу повторялся тезис о разобщённости «мы живём, как атомы», «нам плевать друг на друга».
Причём о коллективном волновались не только респонденты старших групп,
которым можно было бы приписать ностальгию по Советскому Союзу, но и средние и младшие тоже.
Эта массовая грусть логичным образом выливалась в групповую рефлексию относительно идеологии: «нам нужно что-то объединяющее», «нам нужна идеология».
Но как только модераторы предлагали группам описать основные постулаты этой идеологии, дискуссия уходила в тупик.
Наиболее активные говорили о собственных ценностях, настаивая на их универсальности, после чего группа естественным образом поляризовывалась.
Собственно, странно было бы ждать, что респондент откажется от персональной ценностной системы и примет на себя роль аналитика, способного понять условно «другого» внутри национального сообщества.
@paragnomen
(полный текст исследования - тут).
Зафиксируем интересный парадокс массового сознания. С одной стороны, независимо от возраста и региона, из группы в группу повторялся тезис о разобщённости «мы живём, как атомы», «нам плевать друг на друга».
Причём о коллективном волновались не только респонденты старших групп,
которым можно было бы приписать ностальгию по Советскому Союзу, но и средние и младшие тоже.
Эта массовая грусть логичным образом выливалась в групповую рефлексию относительно идеологии: «нам нужно что-то объединяющее», «нам нужна идеология».
Но как только модераторы предлагали группам описать основные постулаты этой идеологии, дискуссия уходила в тупик.
Наиболее активные говорили о собственных ценностях, настаивая на их универсальности, после чего группа естественным образом поляризовывалась.
Собственно, странно было бы ждать, что респондент откажется от персональной ценностной системы и примет на себя роль аналитика, способного понять условно «другого» внутри национального сообщества.
@paragnomen
Forwarded from КБТ за пределами протоколов
Мощная дискуссия разворачивается в мире социальной психологии. Суть вопроса: вредят ли соцсети ментальному здоровью?
Одной из партий, той, которая бьет тревогу, руководят Джонатан Хайд и Джин Твенге (книга последней есть на русском). Им оппонирует группа, которую можно было бы назвать “партия спокойных”. Например Orben & Przybylski (2019) заключили, что связь драматического роста психических расстройств среди молодежи (а с этим никто не спорит) с использованием соцсетей не больше, чем с поеданием картошки или ношением очков.
Хайд, проанализировав эти аргументы, в своей свежей книге Anxious Generation (2024) выдвигает свои (а вот его эссе - ответ критикам ). Его мысль в том, что исследования, не обнаружившие связи: 1) не делали разницы между использованием интернета в целом и постоянной вовлеченностью именно в соцсети; и 2) не исследовали гендерные различия. А вот если эти два фактора учесть, то связь становится очень сильной. То есть не использование интернета как такого вредно, разумеется, а именно постоянная подключенность к соцсетям и не любым, а тем, которые действуют через строго определенные механизмы. Например Instagram значительно хуже Facebook (который, замечу от себя, тоже ничего хорошего). И все эти специфические повреждающие факторы гораздо сильнее действуют на девочек, чем на мальчиков.
Опять - хорошая дискуссия.
Но вообще она отражает странную ситуацию. Вроде никто не спорит, гаджеты вредны. В то же время в чем именно заключается вред, вразумительно не очень объясняется. В результате выглядит это как типичный скучный наезд на поганую молодежь подрастающее поколение, каковых в промежутке от Цицерона до Егора Летова было уже немало.
Партия спокойных говорит - испокон веков новые технологии считались подозрительными с точки зрения их возможного отупляющего влияния. Еще Платон считал, что грамотность детренирует память и не развивает мышление. Появление последовательно печатных книг, радио, телевидения сопровождалось алармистскими предупреждениями. Все это не оправдалось, поэтому расслабьтесь, вред от смартфонов на мышление такой же, как от картошки, а те, кто считают иначе - просто технофобы и новые луддиты.
Хайд в книге дает конкретику и приводит четыре основных повреждающих фактора того, что он называет “великое подключение”, состоявшееся в начале 2010х, с распространением инсты и фронтальной камеры на смартфоне.
Об этом, и о так называемой "гипотезе Златовласки" на эту тему, напишу дальше
#кбт_цифрового_поколения
Одной из партий, той, которая бьет тревогу, руководят Джонатан Хайд и Джин Твенге (книга последней есть на русском). Им оппонирует группа, которую можно было бы назвать “партия спокойных”. Например Orben & Przybylski (2019) заключили, что связь драматического роста психических расстройств среди молодежи (а с этим никто не спорит) с использованием соцсетей не больше, чем с поеданием картошки или ношением очков.
Хайд, проанализировав эти аргументы, в своей свежей книге Anxious Generation (2024) выдвигает свои
Опять - хорошая дискуссия.
Но вообще она отражает странную ситуацию. Вроде никто не спорит, гаджеты вредны. В то же время в чем именно заключается вред, вразумительно не очень объясняется. В результате выглядит это как типичный скучный наезд на
Партия спокойных говорит - испокон веков новые технологии считались подозрительными с точки зрения их возможного отупляющего влияния. Еще Платон считал, что грамотность детренирует память и не развивает мышление. Появление последовательно печатных книг, радио, телевидения сопровождалось алармистскими предупреждениями. Все это не оправдалось, поэтому расслабьтесь, вред от смартфонов на мышление такой же, как от картошки, а те, кто считают иначе - просто технофобы и новые луддиты.
Хайд в книге дает конкретику и приводит четыре основных повреждающих фактора того, что он называет “великое подключение”, состоявшееся в начале 2010х, с распространением инсты и фронтальной камеры на смартфоне.
Об этом, и о так называемой "гипотезе Златовласки" на эту тему, напишу дальше
#кбт_цифрового_поколения
Forwarded from КБТ за пределами протоколов
Продолжение, начало здесь
Итак, вот четыре повреждающих фактора соцсетей, которые Джонатан Хайд считает основными виновниками роста ментальных проблем у молодежи и следствиями так называемого phone-based childhood (в противовес play-based childhood)
Это 1) социальная депривация, то есть снижение количества личных контактов.
2) нарушения сна - фактор, вносящий вклад в свою очередь в самые разные расстройства - депрессия, тревога, проблемы гнева, когнитивные нарушения, увеличение числа несчастных случаев..
3) фрагментация внимания. и 4) аддикции. (тут речь идет не о расстройствах как таковых, а об аддиктивных поведенческих реализациях в широком смысле).
Это все кажется довольно очевидным, но если погрузиться в детали, обнаруживается много интересного. Возьмем первый пункт. Время, которое американские подростки проводят с друзьями в реальной жизни, сократилось со 122 минут в день в 2012 до 67 минут в 2019. Да, “партия спокойных" возражает, что зато количество онлайн-контактов увеличилось и это может помогать подросткам социализироваться. Это правда. Но Хайд обращает внимание на качество контактов. При личном общении мы вынуждены учиться считывать эмоции человека перед нами, решать возникающие проблемы в реальном же времени (мы не можем выйти из реальной комнаты и ответить собеседнику через пару часов или вовсе проигнорировать его), получать мгновенную корректирующую обратную связь от наших удачных или не очень попыток, вынуждены регулировать свои эмоции в течение самых разных социальных коллизий и т.д. У нас есть возможность телесного контакта, нехватка которого само по себе гигантская тема для изучения. Ну и так далее. При онлайн общении все по-другому.
В результате дети недостаточно осваивают то, что перед этим на протяжении тысячелетий формировалось естественным образом.
Лично мне здесь видится, что это по крайней мере частично объясняет многие феномены, которые мы наблюдаем и в терапии. Например получается, что как минимум часть молодых людей, жалующихся, что они не распознают свои/чужие эмоции, не просто понабрались этого в тиктокес целью получить желаемый диагноз рас - они их на самом деле плохо распознают.
И так можно всматриваться в каждый пункт.
Продолжение следует
#кбт_цифрового_поколения
Итак, вот четыре повреждающих фактора соцсетей, которые Джонатан Хайд считает основными виновниками роста ментальных проблем у молодежи и следствиями так называемого phone-based childhood (в противовес play-based childhood)
Это 1) социальная депривация, то есть снижение количества личных контактов.
2) нарушения сна - фактор, вносящий вклад в свою очередь в самые разные расстройства - депрессия, тревога, проблемы гнева, когнитивные нарушения, увеличение числа несчастных случаев..
3) фрагментация внимания. и 4) аддикции. (тут речь идет не о расстройствах как таковых, а об аддиктивных поведенческих реализациях в широком смысле).
Это все кажется довольно очевидным, но если погрузиться в детали, обнаруживается много интересного. Возьмем первый пункт. Время, которое американские подростки проводят с друзьями в реальной жизни, сократилось со 122 минут в день в 2012 до 67 минут в 2019. Да, “партия спокойных" возражает, что зато количество онлайн-контактов увеличилось и это может помогать подросткам социализироваться. Это правда. Но Хайд обращает внимание на качество контактов. При личном общении мы вынуждены учиться считывать эмоции человека перед нами, решать возникающие проблемы в реальном же времени (мы не можем выйти из реальной комнаты и ответить собеседнику через пару часов или вовсе проигнорировать его), получать мгновенную корректирующую обратную связь от наших удачных или не очень попыток, вынуждены регулировать свои эмоции в течение самых разных социальных коллизий и т.д. У нас есть возможность телесного контакта, нехватка которого само по себе гигантская тема для изучения. Ну и так далее. При онлайн общении все по-другому.
В результате дети недостаточно осваивают то, что перед этим на протяжении тысячелетий формировалось естественным образом.
Лично мне здесь видится, что это по крайней мере частично объясняет многие феномены, которые мы наблюдаем и в терапии. Например получается, что как минимум часть молодых людей, жалующихся, что они не распознают свои/чужие эмоции, не просто понабрались этого в тиктоке
И так можно всматриваться в каждый пункт.
Продолжение следует
#кбт_цифрового_поколения
Рынок оккультных услуг за год вырос в 20 раз. Граждане потратили на магов 2,4 триллиона рублей, что сопоставимо с расходами населения на продукты питания.
Самым популярным у россиян мистическим действием стала «чистка чакр» – в среднем
Почти все российские предприниматели, которые пользовались услугами бизнес-тарологов, остались довольны их работой и планируют обратиться снова.
Крупнейший по объему выручки ретейлер X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток») и вовсе решил нанять таролога в службу отбора кадров.
Для того, чтобы занять вакансию «HR-таролог направления "Привлечение, отбор и адаптация талантов"», необходим опыт от двух лет, уверенные навыки толкования карточных раскладов, владение видами колод Таро Райдера-Уэйта, Таро Тота, Таро Ленорман и возможность экспертизы по подготовке раскладов «Три карты» и «Кельтский крест».
Лента.ру.
@paragnomen
Самым популярным у россиян мистическим действием стала «чистка чакр» – в среднем
15000 р.
«Снятие негатива» – 25000 р за 1,5 ч.
«Сверхъестественное» сопровождение сделки на рынке жилой недвижимости достигает процента от суммы сделки.
Почти все российские предприниматели, которые пользовались услугами бизнес-тарологов, остались довольны их работой и планируют обратиться снова.
Крупнейший по объему выручки ретейлер X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток») и вовсе решил нанять таролога в службу отбора кадров.
Для того, чтобы занять вакансию «HR-таролог направления "Привлечение, отбор и адаптация талантов"», необходим опыт от двух лет, уверенные навыки толкования карточных раскладов, владение видами колод Таро Райдера-Уэйта, Таро Тота, Таро Ленорман и возможность экспертизы по подготовке раскладов «Три карты» и «Кельтский крест».
Лента.ру.
@paragnomen
«Карты Таро предоставляют тебе поистине гигантский простор для творчества, который грех не использовать.
...
Чем хороши старшие арканы - гадание можно легко производить по принципу «о чем вижу, то и пою». Каждая картинка очень многозначительна, и толковать любой символ в свою пользу - очень просто. К тому же многообразие толкований и школ гадания оставляет широкий простор для импровизации.
...
Ну и чтобы стало совсем весело, есть интересная такая особенность. Если карта выпадает перевернутой - это означает ровно совсем противоположное тому, что выпадает при прямой карте.
Есть смысл сначала выдать полный набор баек в прямом виде, а потом сказать: «Но на самом деле эта карта перевернутая, поэтому...». Хороший транс наступает, проверено.
...
Гадать можно на что угодно - на любовь, на деньги, на удачу, на пирожки с капустой. Жертва выбирает, на что гадаем. Шаман делает умное лицо, минут пять вещает про магию Таро (продажа гадания, мифа, структуры и создание измененного состояния сознания).
Затем начинается само гадание. На стол в произвольном порядке (лучше всего крестом с пятой картой посередине) выкладывается пять карт. Затем справа налево они открываются (для Жертвы они должны открываться слева направо, то есть Причины - как можно левее).
Первой открывается карта Причины - то, что привело Жертву к жизни такой. Раскрывается визуальная метафора (гоним про то, что видим на карте). Второй картой открывается то, что Есть сейчас, то есть проясняем настоящий момент. Следом идет карта того, что Нужно сделать, чтобы измениться. Четвертая карта - то, что получим в результате, как конечный итог, и пятая карта - Последствия.
...
Реквизит. По большому счету ничего кроме колоды карт не требуется. По вкусу можно добавить медитативную музыку, ароматические свечки и прочие атрибуты класса «мне два метра вот этого». Сама колода карт может быть совершенно любой, моя любимая - почти классическая колода «Райдера-Уайта», которую можно опознать по упаковке синего цвета и изображению Отшельника на обложке. Чем хороша эта колода - так это дополнительным прогоном на отдельной карте, который звучит так: «Эскизы этих магических карт выполнены художником, имя которого не может быть оглашено до его смерти».
...
Если я забываю, что значит карта, - можно сказать «Я даже не буду ее комментировать».
...
Карты Таро - это наше все. По ним можно гадать тридцатью восемью способами, про них писали книги, на них зарабатывали деньги, они покрыты пеленой вековых тайн, и на создание мифа, что карты Таро - это реально круто, работали многие люди до нашего рождения и будут работать еще долго. Карты Таро - очень хороший инструмент гадания, хотя бы тем, что на самих картах нарисованы подсказки, которые помогают рассказывать».
Филипп Богачев (р. 1978), российский тренер личностного роста, гуру и мастер по обработке «серой говнистой массы» ©. «Шаман в большом городе».
@paragnomen
...
Чем хороши старшие арканы - гадание можно легко производить по принципу «о чем вижу, то и пою». Каждая картинка очень многозначительна, и толковать любой символ в свою пользу - очень просто. К тому же многообразие толкований и школ гадания оставляет широкий простор для импровизации.
...
Ну и чтобы стало совсем весело, есть интересная такая особенность. Если карта выпадает перевернутой - это означает ровно совсем противоположное тому, что выпадает при прямой карте.
Есть смысл сначала выдать полный набор баек в прямом виде, а потом сказать: «Но на самом деле эта карта перевернутая, поэтому...». Хороший транс наступает, проверено.
...
Гадать можно на что угодно - на любовь, на деньги, на удачу, на пирожки с капустой. Жертва выбирает, на что гадаем. Шаман делает умное лицо, минут пять вещает про магию Таро (продажа гадания, мифа, структуры и создание измененного состояния сознания).
Затем начинается само гадание. На стол в произвольном порядке (лучше всего крестом с пятой картой посередине) выкладывается пять карт. Затем справа налево они открываются (для Жертвы они должны открываться слева направо, то есть Причины - как можно левее).
Первой открывается карта Причины - то, что привело Жертву к жизни такой. Раскрывается визуальная метафора (гоним про то, что видим на карте). Второй картой открывается то, что Есть сейчас, то есть проясняем настоящий момент. Следом идет карта того, что Нужно сделать, чтобы измениться. Четвертая карта - то, что получим в результате, как конечный итог, и пятая карта - Последствия.
...
Реквизит. По большому счету ничего кроме колоды карт не требуется. По вкусу можно добавить медитативную музыку, ароматические свечки и прочие атрибуты класса «мне два метра вот этого». Сама колода карт может быть совершенно любой, моя любимая - почти классическая колода «Райдера-Уайта», которую можно опознать по упаковке синего цвета и изображению Отшельника на обложке. Чем хороша эта колода - так это дополнительным прогоном на отдельной карте, который звучит так: «Эскизы этих магических карт выполнены художником, имя которого не может быть оглашено до его смерти».
...
Если я забываю, что значит карта, - можно сказать «Я даже не буду ее комментировать».
...
Карты Таро - это наше все. По ним можно гадать тридцатью восемью способами, про них писали книги, на них зарабатывали деньги, они покрыты пеленой вековых тайн, и на создание мифа, что карты Таро - это реально круто, работали многие люди до нашего рождения и будут работать еще долго. Карты Таро - очень хороший инструмент гадания, хотя бы тем, что на самих картах нарисованы подсказки, которые помогают рассказывать».
Филипп Богачев (р. 1978), российский тренер личностного роста, гуру и мастер по обработке «серой говнистой массы» ©. «Шаман в большом городе».
@paragnomen
«Теперь что со всем этим чудом делать.
Для начала приводится название знака зодиака и его время. К примеру, человек, который родился 20 августа, автоматически становится Львом. Ну а дальше льву можно начинать вещать про энергию стихии Огня. Дополняет качество Льва его основное достоинство - великодушие, поэтому Жертву можно назвать «Великодушный Лев». Сразу хочу заметить, что любое это качество не имеет никакого значения.
...
Ну и вообще, существует множество критериев совместимости разных знаков зодиака и все такое. Самое простое - совместимость по стихиям. Огонь совместим с огнем, но никак не с водой. Продолжить вещание в том же духе до наступления рекламной паузы.
...
Во всей чехарде домов, планет, противостояний, слияний и угловых меридианов разбираться не только утомительно, но еще и бессмысленно. Для тех, кто любит вникать в подробности, рекомендую за сто рублей купить программу для астрологических анализов на любом компьютерном развале и на этом остановиться.
...
Для составления гороскопа требуется знать такие параметры:
1) точное время рождения;
2) аспекты жизни, для которых составляется гороскоп (работа, карьера, любовь, общение и так далее).
После того как Жертва все это сказала, можно ей сообщить, что ты начинаешь составлять точный гороскоп по системе Плацида (ну или там Коха, Региомонтана, Кампано). Это очень тщательная, кропотливая работа, которая не терпит суеты, поэтому тебе потребуется не меньше недели для предсказания судьбы. Сразу предупреди Жертву, что точность гороскопа напрямую зависит от точности предоставленной даты рождения (до секунды!). Поэтому если данные ограничиваются только датой, то погрешность в гороскопе может достигать больших значений. Иногда даже гигантских.
...
Прошла неделя. Когда придет Жертва, можно начать вещать следующее (пример): «Я проанализировал твой гороскоп очень тщательно. Во время твоего рождения Луна была в асценденте, Сатурн в шестом доме, Меркурий в секстиле с Ураном, Венера в коньюкции с зенитом, ну а Марс в трине с Сатурном. Это значит, что...»
Далее можно, конечно, выдать гороскоп, который ты действительно делал месяц.
...
Специально для тебя я приготовил универсальную шпаргалку для составления гороскопов. Достаточно взять слова из одной колонки и произвольно добавить слова из другой. Гороскопы получаются - загляденье.
...
Берешь первым словом произвольный знак зодиака, потом добавляешь сферу жизни (на работе, дома, в любви, отдыхе, в отношениях с начальством, родственниками), потом слово (следует, желательно, возможно). Потом добавляешь фразу из первого столбца, затем - фразу из второго, дополняем фразой из третьего. Последовательность фраз важна, расположение в таблице - совершенно никакой роли не играет.
...
Сразу хочу сказать, что от гороскопов не ждут логичности и верности, они должны просто быть. Поэтому фраза типа «Рыбам дома следует больше общаться с новыми знакомыми -возможны резкие изменения будет восприниматься совершенно нормально.
Ну и для завершения крайне желательно добавить «воды» на неопределенном языке.
...
Астрология представляет собой отличный способ подпустить туману и надеть на себя образ понимающего, эрудированного, опытного и просветленного человека. К тому же, про астрологию все знают, но никто в ней не понимает, что создает кучу тем для разговоров ни о чем».
Филипп Богачев (р. 1978), российский тренер личностного роста, гуру и мастер по обработке «серой говнистой массы» ©. «Шаман в большом городе».
@paragnomen
Для начала приводится название знака зодиака и его время. К примеру, человек, который родился 20 августа, автоматически становится Львом. Ну а дальше льву можно начинать вещать про энергию стихии Огня. Дополняет качество Льва его основное достоинство - великодушие, поэтому Жертву можно назвать «Великодушный Лев». Сразу хочу заметить, что любое это качество не имеет никакого значения.
...
Ну и вообще, существует множество критериев совместимости разных знаков зодиака и все такое. Самое простое - совместимость по стихиям. Огонь совместим с огнем, но никак не с водой. Продолжить вещание в том же духе до наступления рекламной паузы.
...
Во всей чехарде домов, планет, противостояний, слияний и угловых меридианов разбираться не только утомительно, но еще и бессмысленно. Для тех, кто любит вникать в подробности, рекомендую за сто рублей купить программу для астрологических анализов на любом компьютерном развале и на этом остановиться.
...
Для составления гороскопа требуется знать такие параметры:
1) точное время рождения;
2) аспекты жизни, для которых составляется гороскоп (работа, карьера, любовь, общение и так далее).
После того как Жертва все это сказала, можно ей сообщить, что ты начинаешь составлять точный гороскоп по системе Плацида (ну или там Коха, Региомонтана, Кампано). Это очень тщательная, кропотливая работа, которая не терпит суеты, поэтому тебе потребуется не меньше недели для предсказания судьбы. Сразу предупреди Жертву, что точность гороскопа напрямую зависит от точности предоставленной даты рождения (до секунды!). Поэтому если данные ограничиваются только датой, то погрешность в гороскопе может достигать больших значений. Иногда даже гигантских.
...
Прошла неделя. Когда придет Жертва, можно начать вещать следующее (пример): «Я проанализировал твой гороскоп очень тщательно. Во время твоего рождения Луна была в асценденте, Сатурн в шестом доме, Меркурий в секстиле с Ураном, Венера в коньюкции с зенитом, ну а Марс в трине с Сатурном. Это значит, что...»
Далее можно, конечно, выдать гороскоп, который ты действительно делал месяц.
...
Специально для тебя я приготовил универсальную шпаргалку для составления гороскопов. Достаточно взять слова из одной колонки и произвольно добавить слова из другой. Гороскопы получаются - загляденье.
...
Берешь первым словом произвольный знак зодиака, потом добавляешь сферу жизни (на работе, дома, в любви, отдыхе, в отношениях с начальством, родственниками), потом слово (следует, желательно, возможно). Потом добавляешь фразу из первого столбца, затем - фразу из второго, дополняем фразой из третьего. Последовательность фраз важна, расположение в таблице - совершенно никакой роли не играет.
...
Сразу хочу сказать, что от гороскопов не ждут логичности и верности, они должны просто быть. Поэтому фраза типа «Рыбам дома следует больше общаться с новыми знакомыми -возможны резкие изменения будет восприниматься совершенно нормально.
Ну и для завершения крайне желательно добавить «воды» на неопределенном языке.
...
Астрология представляет собой отличный способ подпустить туману и надеть на себя образ понимающего, эрудированного, опытного и просветленного человека. К тому же, про астрологию все знают, но никто в ней не понимает, что создает кучу тем для разговоров ни о чем».
Филипп Богачев (р. 1978), российский тренер личностного роста, гуру и мастер по обработке «серой говнистой массы» ©. «Шаман в большом городе».
@paragnomen
Forwarded from КБТ за пределами протоколов
Продолжение, начало здесь и здесь
Любопытны идеи Хайда, почему соцсети повреждают девочек больше чем мальчиков (привожу один из иллюстрирующих тему графиков). Девочки и девушки в целом используют соцсети гораздо чаще мальчиков и предпочитают визуально ориентированные платформы (Инстаграм, Тикток). Поэтому вред может происходить несколькими способами: 1) они более чувствительны к визуальным сравнениям и склонны развивать так называемый “социально предписанный перфекционизм” (отсюда лютый вред фронтальной камеры и меняющих внешность приложений); 2) агрессия у девочек больше проявляется через отношения (в то время как у мальчиков - больше физически), а социальные сети дают бесконечные возможности для реализации именно такого вида агрессии - например кибербуллинга; 3) девочки и женщины более склонны делиться эмоциями, поэтому они более уязвимы к расстройствам и эпидемиям, в которых силен социогенный компонент; 4) девочки в большей степени, чем мальчики, становятся объектом сталкинга и сексуальных домогательств через сеть.
Причем Хайд настаивает, что такие связи, как в приведенном графике, носят не просто корреляционный, а каузальный характер (то есть обратная гипотеза: все объясняется тем, что склонные к депрессии девушки из-за этого чаще сидят в соцсетях, проверялась и не нашла четких подтверждений). И вообще, “партия спокойных”, утверждающих, что эти идеи - просто разновидность моральной паники, столкнулась с необходимостью дать какое-то другое объяснение такому взрывному росту душевных расстройств, начавшемуся в 2010-2015гг.
Альтернативных объяснений было предложено два. Первое - это влияние экономического кризиса 2008 года (но тогда непонятно, почему пик расстройств приходится на годы выхода из кризиса и ровно так же затрагивает популяции стран, кризисом слабо затронутых). Второе -это разумеется повесточка - девочки-подростки страдают как представители уязвимых меньшинств. Тоже не объясняет, почему взлет расстройств приходится на десятилетие максимально бережного отношения к этой категории людей, чем когда бы то ни было в истории (речь о западных странах, конечно).
В качестве примирительной была выдвинута и проверяется "гипотеза Златовласки”, которая утверждает, что вред соцсетей не является строго дозозависимым - слишком малая вовлеченность в социальные медиа может не быть полезна с точки зрения социализации, слишком большая - интенсивно повреждает. Мы можем теоретически нащупать оптимум, как Златовласка (по-русски Маша в “Трех медведях”) - размер кроватки и посуды.
В общем живем дальше, наблюдаем. Но практический вывод пока такой (не только из этой книги и дискуссии), что проводить психотерапию сегодня кому бы то ни было, не изучив его/ее сетевое поведение - это примерно то же, что врачу пытаться лечить астму, игнорируя то, что пациент работает в шахте
#кбт_цифрового_поколения
Любопытны идеи Хайда, почему соцсети повреждают девочек больше чем мальчиков (привожу один из иллюстрирующих тему графиков). Девочки и девушки в целом используют соцсети гораздо чаще мальчиков и предпочитают визуально ориентированные платформы (Инстаграм, Тикток). Поэтому вред может происходить несколькими способами: 1) они более чувствительны к визуальным сравнениям и склонны развивать так называемый “социально предписанный перфекционизм” (отсюда лютый вред фронтальной камеры и меняющих внешность приложений); 2) агрессия у девочек больше проявляется через отношения (в то время как у мальчиков - больше физически), а социальные сети дают бесконечные возможности для реализации именно такого вида агрессии - например кибербуллинга; 3) девочки и женщины более склонны делиться эмоциями, поэтому они более уязвимы к расстройствам и эпидемиям, в которых силен социогенный компонент; 4) девочки в большей степени, чем мальчики, становятся объектом сталкинга и сексуальных домогательств через сеть.
Причем Хайд настаивает, что такие связи, как в приведенном графике, носят не просто корреляционный, а каузальный характер (то есть обратная гипотеза: все объясняется тем, что склонные к депрессии девушки из-за этого чаще сидят в соцсетях, проверялась и не нашла четких подтверждений). И вообще, “партия спокойных”, утверждающих, что эти идеи - просто разновидность моральной паники, столкнулась с необходимостью дать какое-то другое объяснение такому взрывному росту душевных расстройств, начавшемуся в 2010-2015гг.
Альтернативных объяснений было предложено два. Первое - это влияние экономического кризиса 2008 года (но тогда непонятно, почему пик расстройств приходится на годы выхода из кризиса и ровно так же затрагивает популяции стран, кризисом слабо затронутых). Второе -
В качестве примирительной была выдвинута и проверяется "гипотеза Златовласки”, которая утверждает, что вред соцсетей не является строго дозозависимым - слишком малая вовлеченность в социальные медиа может не быть полезна с точки зрения социализации, слишком большая - интенсивно повреждает. Мы можем теоретически нащупать оптимум, как Златовласка (по-русски Маша в “Трех медведях”) - размер кроватки и посуды.
В общем живем дальше, наблюдаем. Но практический вывод пока такой (не только из этой книги и дискуссии), что проводить психотерапию сегодня кому бы то ни было, не изучив его/ее сетевое поведение - это примерно то же, что врачу пытаться лечить астму, игнорируя то, что пациент работает в шахте
#кбт_цифрового_поколения
Trotter считает душевные феномены массы производным стадного инстинкта, являющегося врожденным как для человека, так и для других видов животных.
Эта стадность является биологической аналогией и как бы продолжением многоклеточности; в смысле либидинозной теории она – дальнейшее проявление вытекающей из либидо склонности всех однородных живых существ объединиться в единицы большого объема.
Индивид чувствует себя неполным, когда он один. Страх маленького ребенка является уже проявлением этого стадного инстинкта. Противоречие стаду равносильно отделению от него и потому избегается со страхом. Стадо же отрицает все новое, непривычное.
Стадный инстинкт является чем-то первичным, неподдающимся дальнейшему разложению.
Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психоаналитик. Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921).
@paragnomen
Эта стадность является биологической аналогией и как бы продолжением многоклеточности; в смысле либидинозной теории она – дальнейшее проявление вытекающей из либидо склонности всех однородных живых существ объединиться в единицы большого объема.
Индивид чувствует себя неполным, когда он один. Страх маленького ребенка является уже проявлением этого стадного инстинкта. Противоречие стаду равносильно отделению от него и потому избегается со страхом. Стадо же отрицает все новое, непривычное.
Стадный инстинкт является чем-то первичным, неподдающимся дальнейшему разложению.
Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психоаналитик. Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921).
@paragnomen
Пишем праздничные пожелания администрации и каналу в целом!
Критика не воспрещается, а остроумная критика и вовсе приветствуется.
Также можно накидать подарков на ДР администрации в виде годного музла, видосов, книг и прочих душевных ништяков. Лучше с комментарием, чем именно данный душевный ништяк впечатлил лично вас. Поехали!
Критика не воспрещается, а остроумная критика и вовсе приветствуется.
Также можно накидать подарков на ДР администрации в виде годного музла, видосов, книг и прочих душевных ништяков. Лучше с комментарием, чем именно данный душевный ништяк впечатлил лично вас. Поехали!
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
С наступающим праздником, друзья! Замахиваться на стратегический горизонт и придумывать пожелания аж на целый год не буду.
Пожелания же тактического уровня можно выразить словами из довлатовской «Зоны». Для атмосферы к цитате приложу еще и уютное видео из личного архива.
«Приближается Новый год. К сожалению, это неизбежно. <...> Устранить или даже отсрочить это буржуазное явление партия не в силах. А значит, состоится пьянка. И произойдет неминуемое чепе <...> Вообще не пить - это слишком. Это, как говорится, антимарксистская утопия. Но свою меру знай... ».
В общем, дорогие подписчики, смиритесь с неизбежным наступлением Нового года, меру свою знайте, много на себя не берите и да не помешает вашему веселью никакое чепе.
С Новым годом! Ура!
Пожелания же тактического уровня можно выразить словами из довлатовской «Зоны». Для атмосферы к цитате приложу еще и уютное видео из личного архива.
«Приближается Новый год. К сожалению, это неизбежно. <...> Устранить или даже отсрочить это буржуазное явление партия не в силах. А значит, состоится пьянка. И произойдет неминуемое чепе <...> Вообще не пить - это слишком. Это, как говорится, антимарксистская утопия. Но свою меру знай... ».
В общем, дорогие подписчики, смиритесь с неизбежным наступлением Нового года, меру свою знайте, много на себя не берите и да не помешает вашему веселью никакое чепе.
С Новым годом! Ура!
Обязательная похмельная рубрика 1 января.
Ранее бодун здесь живописали Михаил Булгаков, Эмис Кингсли и Сергей Довлатов. Сегодня заслуженно размещаем похмелье, с которого начался путь героя Венедикта Ерофеева из Москвы в Петушки и обратно.
«Я вышел на воздух, когда уже рассвело. Все знают - все, кто в беспамятстве попадал в подъезд, а на рассвете выходил из него - все знают, какую тяжесть в сердце пронес я по этим сорока ступеням чужого подъезда и какую тяжесть вынес на воздух.
Ничего, ничего, - сказал я сам себе, - ничего. Вот - аптека, видишь? А вон - этот пидор в коричневой куртке скребет тротуар. Это ты тоже видишь. Ну вот и успокойся. Все идет как следует. Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево, я тебя не принуждаю ни к чему. Если хочешь идти направо - иди направо.
Я пошел направо, чуть покачиваясь от холода и от горя, да, от холода и от горя. О, эта утренняя ноша в сердце! О, иллюзорность бедствия. О, непоправимость! Чего в ней больше, в этой ноше, которую еще никто не назвал по имени? Чего в ней больше: паралича или тошноты? Истощения нервов или смертной тоски где-то неподалеку от сердца? А если всего поровну, то в этом во всем чего же все-таки больше: столбняка или лихорадки?
Ничего, ничего, - сказал я сам себе, - закройся от ветра и потихоньку иди. И дыши так редко, редко. Так дыши, чтобы ноги за коленки не задевали. И куда-нибудь да иди. Все равно куда. Если даже ты пойдешь налево попадешь на Курский вокзал; если прямо - все равно на Курский вокзал; если направо - все равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть. - О тщета!
О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа - время от рассвета до открытия магазинов! Сколько лишних седин оно вплело во всех нас, в бездомных и тоскующих шатенов! Иди, Веничка, иди.
<...>
Я лучше прислонюсь к колонне и зажмурюсь, чтобы не так тошнило...
- Конечно, Веничка, конечно - кто-то запел в высоте так тихо, так ласково-ласково - зажмурься, чтобы не так тошнило.
О! Узнаю! Это опять они! Ангелы Господни! Это вы опять.
- Ну, конечно, мы, - и опять так ласково!
- А знаете что, ангелы? - спросил, тоже тихо-тихо.
- Что? - ответили ангелы.
- Тяжело мне...
- Да, мы знаем, что тяжело, - пропели ангелы. - А ты походи, легче будет, а через полчаса магазин откроется: водка там с девяти, правда, а красненького сразу дадут...
- Красненького?
- Красненького, - нараспев повторили ангелы Господни.
- Холодненького?
- Холодненького, конечно...
О, как я стал взволнован!..
- Вы говорите: походи, походи, легче будет. Да ведь и ходить-то не хочется... Вы же сами знаете, каково в моем состоянии - ходить!..
Промолчали на это ангелы. А потом опять запели:
- А ты вот чего: ты зайди в ресторан вокзальный. Может, там чего и есть. Там вчера вечером херес был. Не могли же выпить за вечер весь херес! ...
- Да, да, да. Я пойду. Я сейчас пойду, узнаю. Спасибо вам, ангелы.
И они так тихо пропели: - На здоровье, Веня...
<...>
Я пошел через площадь - вернее не пошел, а повлекся. Два или три раза я останавливался и застывал на месте - чтобы унять в себе дурноту. Ведь в человеке не одна только физическая сторона; в нем и духовная сторона есть, и есть - больше того - есть сторона мистическая, сверхдуховная сторона. Так вот, я каждую минуту ждал, что меня, посреди площади, начнет тошнить со всех трех сторон. И опять останавливался и опять застыл.
<...>
- Спиртного ничего нет, - сказал вышибала. И оглядел меня всего как дохлую птичку или грязный лютик.
- Нет ничего спиртного!
Я, хоть весь и сжался от отчаяния, но все-таки сумел промямлить, что пришел вовсе не за этим. Мало ли зачем я пришел? Может быть, экспресс на Пермь по какой-то причине не хочет идти на Пермь, и вот я сюда пришел: съесть бефстроганов и послушать Ивана Козловского или что-нибудь из "Цырюльника".
<...>
Нет ничего спиртного! Царица небесная! Ведь, если верить ангелам, здесь не переводится херес. А теперь - только музыка, да и музыка-то с какими-то песьими модуляциями. Это ведь и в самом деле Иван Козловский поет, я сразу узнал, мерзее этого голоса нет.
вперёд
Ранее бодун здесь живописали Михаил Булгаков, Эмис Кингсли и Сергей Довлатов. Сегодня заслуженно размещаем похмелье, с которого начался путь героя Венедикта Ерофеева из Москвы в Петушки и обратно.
«Я вышел на воздух, когда уже рассвело. Все знают - все, кто в беспамятстве попадал в подъезд, а на рассвете выходил из него - все знают, какую тяжесть в сердце пронес я по этим сорока ступеням чужого подъезда и какую тяжесть вынес на воздух.
Ничего, ничего, - сказал я сам себе, - ничего. Вот - аптека, видишь? А вон - этот пидор в коричневой куртке скребет тротуар. Это ты тоже видишь. Ну вот и успокойся. Все идет как следует. Если хочешь идти налево, Веничка, иди налево, я тебя не принуждаю ни к чему. Если хочешь идти направо - иди направо.
Я пошел направо, чуть покачиваясь от холода и от горя, да, от холода и от горя. О, эта утренняя ноша в сердце! О, иллюзорность бедствия. О, непоправимость! Чего в ней больше, в этой ноше, которую еще никто не назвал по имени? Чего в ней больше: паралича или тошноты? Истощения нервов или смертной тоски где-то неподалеку от сердца? А если всего поровну, то в этом во всем чего же все-таки больше: столбняка или лихорадки?
Ничего, ничего, - сказал я сам себе, - закройся от ветра и потихоньку иди. И дыши так редко, редко. Так дыши, чтобы ноги за коленки не задевали. И куда-нибудь да иди. Все равно куда. Если даже ты пойдешь налево попадешь на Курский вокзал; если прямо - все равно на Курский вокзал; если направо - все равно на Курский вокзал. Поэтому иди направо, чтобы уж наверняка туда попасть. - О тщета!
О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа - время от рассвета до открытия магазинов! Сколько лишних седин оно вплело во всех нас, в бездомных и тоскующих шатенов! Иди, Веничка, иди.
<...>
Я лучше прислонюсь к колонне и зажмурюсь, чтобы не так тошнило...
- Конечно, Веничка, конечно - кто-то запел в высоте так тихо, так ласково-ласково - зажмурься, чтобы не так тошнило.
О! Узнаю! Это опять они! Ангелы Господни! Это вы опять.
- Ну, конечно, мы, - и опять так ласково!
- А знаете что, ангелы? - спросил, тоже тихо-тихо.
- Что? - ответили ангелы.
- Тяжело мне...
- Да, мы знаем, что тяжело, - пропели ангелы. - А ты походи, легче будет, а через полчаса магазин откроется: водка там с девяти, правда, а красненького сразу дадут...
- Красненького?
- Красненького, - нараспев повторили ангелы Господни.
- Холодненького?
- Холодненького, конечно...
О, как я стал взволнован!..
- Вы говорите: походи, походи, легче будет. Да ведь и ходить-то не хочется... Вы же сами знаете, каково в моем состоянии - ходить!..
Промолчали на это ангелы. А потом опять запели:
- А ты вот чего: ты зайди в ресторан вокзальный. Может, там чего и есть. Там вчера вечером херес был. Не могли же выпить за вечер весь херес! ...
- Да, да, да. Я пойду. Я сейчас пойду, узнаю. Спасибо вам, ангелы.
И они так тихо пропели: - На здоровье, Веня...
<...>
Я пошел через площадь - вернее не пошел, а повлекся. Два или три раза я останавливался и застывал на месте - чтобы унять в себе дурноту. Ведь в человеке не одна только физическая сторона; в нем и духовная сторона есть, и есть - больше того - есть сторона мистическая, сверхдуховная сторона. Так вот, я каждую минуту ждал, что меня, посреди площади, начнет тошнить со всех трех сторон. И опять останавливался и опять застыл.
<...>
- Спиртного ничего нет, - сказал вышибала. И оглядел меня всего как дохлую птичку или грязный лютик.
- Нет ничего спиртного!
Я, хоть весь и сжался от отчаяния, но все-таки сумел промямлить, что пришел вовсе не за этим. Мало ли зачем я пришел? Может быть, экспресс на Пермь по какой-то причине не хочет идти на Пермь, и вот я сюда пришел: съесть бефстроганов и послушать Ивана Козловского или что-нибудь из "Цырюльника".
<...>
Нет ничего спиртного! Царица небесная! Ведь, если верить ангелам, здесь не переводится херес. А теперь - только музыка, да и музыка-то с какими-то песьими модуляциями. Это ведь и в самом деле Иван Козловский поет, я сразу узнал, мерзее этого голоса нет.
вперёд
- Будете что-нибудь заказывать?
- А у вас чего - только музыка?
- Почему "только музыка"? Бефстроганов есть, пирожное. Вымя...
Опять подступила тошнота.
- А херес?
- А хересу нет.
- Интересно. Вымя есть, а хересу нет!
Оччччень интересно. Да. Хересу нет. А вымя есть. И меня оставили. Я, чтобы не очень тошнило, принялся рассматривать люстру над головой.
Хорошая люстра. Но уж слишком тяжелая. Если она сейчас сорвется и упадет кому-нибудь на голову - будет страшно больно... Да нет, наверное, даже и не больно: пока она срывается и летит, ты сидишь и, ничего не подозревая, пьешь, например, херес. А как она до тебя долетела - тебя уже нет в живых. Тяжелая это мысль: ... ты сидишь, а на тебя сверху - люстра. Очень тяжелая мысль...
Да нет, почему тяжелая?.. Если ты, положим, пьешь херес, если ты сидишь с перепою, и еще не успел похмелиться, а хересу тебе не дают - и тут тебе на голову люстра - вот это уж тяжело... Очень гнетущая это мысль. Мысль, которая не всякому под силу. Особенно с перепою.
А ты бы согласился, если бы тебе предложили такое: мы тебе, мол, принесем сейчас 800 граммов хереса, а за это мы у тебя над головой отцепим люстру и ...
-Ну, как, надумали? Будете брать что-нибудь?
- Хересу, пожалуйста, 800 граммов.
- Да ты уж хорош, как видно! Сказано же тебе русским языком: нет у нас хереса!
- Ну... я подожду... когда будет ...
- Жди-жди... Дождешься!.. Будет тебе сейчас херес!
И опять меня оставили. Я вслед этой женщине посмотрел с отвращением.
Отчего они все так грубы? А? И грубы-то ведь, подчеркнуто грубы в те самые мгновенья, когда нельзя быть грубым, когда у человека с похмелья все нервы навыпуск, когда он малодушен и тих? Почему так?! О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих боязлив и был бы также ни в чем не уверен: ни в себе ни в серьезности своего места под небом - как хорошо бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости! - всеобщее малодушие. Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок, где не всегда есть место подвигам. "Всеобщее малодушие" - да ведь это спасение ото всех бед, это панацея, это предикат величайшего совершенства! А что касается деятельного склада натуры...
- Кому здесь херес?!
Надо мной - две женщины и один мужчина, все трое в белом. Я поднял глаза на них - о, сколько, должно быть, в моих глазах сейчас всякого безобразия и смутности - я это понял по ним, по их глазам, потому что и в их глазах отразилась эта смутность и это безобразие... Я весь как-то сник и растерял душу.
- Да ведь я... почти и не прошу. Ну и пусть, что хересу нет, я подожду... я так...
- Это как то-есть "так"!.. Чего это вы "подождете"?!
- Да почти ничего... Я ведь просто еду в Петушки, к любимой девушке (ха-ха! "к любимой девушке"!) - гостинцев вот купил...
Они палачи, ждали, что я еще скажу.
- Я ведь... из Сибири, я сирота... Я просто чтобы не так тошнило... хереса хочу.
Зря я это опять про херес, зря! Он их сразу взорвал. Все трое подхватили меня под руки и через весь зал - о, боль такого позора! - через весь зал провели меня и вытолкнули на воздух. Следом за мной чемоданчик с гостинцами; тоже - вытолкнули.
Опять на воздух. О, пустопорожность! О, звериный оскал бытия!
<...>
Что было потом - от ресторана до магазина и от магазина до поезда человеческий язык не повернется выразить. Я тоже не берусь. А если за это возьмутся ангелы - они просто расплачутся, а сказать от слез ничего не сумеют.
Давайте лучше так - давайте почтим минутой молчания два этих смертных часа. Помни, Веничка, об этих часах. В самые восторженные, в самые искрометные дни своей жизни - помни о них. В минуты блаженств и упоений не забывай о них. Это не должно повториться.
Ровно минуту, мутно глядя в вокзальные часы, я стою как столб посреди площади Курского вокзала. Волосы мои то развеваются на ветру, то дыбом встают, то развеваются снова. Такси обтекают меня со всех четырех сторон. Люди - тоже, и смотрят так дико: думают, наверное - изваять его вот так, в назидание народам древности, или не изваять?»
назад
#afterkunst #сложныевещества
@paragnomen
- А у вас чего - только музыка?
- Почему "только музыка"? Бефстроганов есть, пирожное. Вымя...
Опять подступила тошнота.
- А херес?
- А хересу нет.
- Интересно. Вымя есть, а хересу нет!
Оччччень интересно. Да. Хересу нет. А вымя есть. И меня оставили. Я, чтобы не очень тошнило, принялся рассматривать люстру над головой.
Хорошая люстра. Но уж слишком тяжелая. Если она сейчас сорвется и упадет кому-нибудь на голову - будет страшно больно... Да нет, наверное, даже и не больно: пока она срывается и летит, ты сидишь и, ничего не подозревая, пьешь, например, херес. А как она до тебя долетела - тебя уже нет в живых. Тяжелая это мысль: ... ты сидишь, а на тебя сверху - люстра. Очень тяжелая мысль...
Да нет, почему тяжелая?.. Если ты, положим, пьешь херес, если ты сидишь с перепою, и еще не успел похмелиться, а хересу тебе не дают - и тут тебе на голову люстра - вот это уж тяжело... Очень гнетущая это мысль. Мысль, которая не всякому под силу. Особенно с перепою.
А ты бы согласился, если бы тебе предложили такое: мы тебе, мол, принесем сейчас 800 граммов хереса, а за это мы у тебя над головой отцепим люстру и ...
-Ну, как, надумали? Будете брать что-нибудь?
- Хересу, пожалуйста, 800 граммов.
- Да ты уж хорош, как видно! Сказано же тебе русским языком: нет у нас хереса!
- Ну... я подожду... когда будет ...
- Жди-жди... Дождешься!.. Будет тебе сейчас херес!
И опять меня оставили. Я вслед этой женщине посмотрел с отвращением.
Отчего они все так грубы? А? И грубы-то ведь, подчеркнуто грубы в те самые мгновенья, когда нельзя быть грубым, когда у человека с похмелья все нервы навыпуск, когда он малодушен и тих? Почему так?! О, если бы весь мир, если бы каждый в мире был бы, как я сейчас, тих боязлив и был бы также ни в чем не уверен: ни в себе ни в серьезности своего места под небом - как хорошо бы! Никаких энтузиастов, никаких подвигов, никакой одержимости! - всеобщее малодушие. Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы прежде мне показали уголок, где не всегда есть место подвигам. "Всеобщее малодушие" - да ведь это спасение ото всех бед, это панацея, это предикат величайшего совершенства! А что касается деятельного склада натуры...
- Кому здесь херес?!
Надо мной - две женщины и один мужчина, все трое в белом. Я поднял глаза на них - о, сколько, должно быть, в моих глазах сейчас всякого безобразия и смутности - я это понял по ним, по их глазам, потому что и в их глазах отразилась эта смутность и это безобразие... Я весь как-то сник и растерял душу.
- Да ведь я... почти и не прошу. Ну и пусть, что хересу нет, я подожду... я так...
- Это как то-есть "так"!.. Чего это вы "подождете"?!
- Да почти ничего... Я ведь просто еду в Петушки, к любимой девушке (ха-ха! "к любимой девушке"!) - гостинцев вот купил...
Они палачи, ждали, что я еще скажу.
- Я ведь... из Сибири, я сирота... Я просто чтобы не так тошнило... хереса хочу.
Зря я это опять про херес, зря! Он их сразу взорвал. Все трое подхватили меня под руки и через весь зал - о, боль такого позора! - через весь зал провели меня и вытолкнули на воздух. Следом за мной чемоданчик с гостинцами; тоже - вытолкнули.
Опять на воздух. О, пустопорожность! О, звериный оскал бытия!
<...>
Что было потом - от ресторана до магазина и от магазина до поезда человеческий язык не повернется выразить. Я тоже не берусь. А если за это возьмутся ангелы - они просто расплачутся, а сказать от слез ничего не сумеют.
Давайте лучше так - давайте почтим минутой молчания два этих смертных часа. Помни, Веничка, об этих часах. В самые восторженные, в самые искрометные дни своей жизни - помни о них. В минуты блаженств и упоений не забывай о них. Это не должно повториться.
Ровно минуту, мутно глядя в вокзальные часы, я стою как столб посреди площади Курского вокзала. Волосы мои то развеваются на ветру, то дыбом встают, то развеваются снова. Такси обтекают меня со всех четырех сторон. Люди - тоже, и смотрят так дико: думают, наверное - изваять его вот так, в назидание народам древности, или не изваять?»
назад
#afterkunst #сложныевещества
@paragnomen
Рисунки к первому отечественному изданию поэмы Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки».
Журнал «Трезвость и культура» №12 (1988 г.), №1, 2, 3 (1989 г.).
Художник - Гариф Шарипович Басыров, один из основных иллюстраторов журнала «Химия и жизнь».
#afterkunst
@paragnomen
Журнал «Трезвость и культура» №12 (1988 г.), №1, 2, 3 (1989 г.).
Художник - Гариф Шарипович Басыров, один из основных иллюстраторов журнала «Химия и жизнь».
#afterkunst
@paragnomen