Сказочные ворота
Пройдя немного от станции Динамо через Петровский парк к улице 8 Марта, можно увидеть обветшалую ограду с резными деревянными секциями и смешными башенками, чем-то напоминающую древнерусские кремли. Ограда переходит в подреставрированные модерновые ворота, метко названные "Сказочными". Ведут они, правда, не в сказку, а в областную психиатрическую больницу.
Проект сказочных ворот и ограды - творение знаменитого зодчего Федора Осиповича Шехтеля (известен неоготическим особняком Зинаиды Морозовой) по эскизу не менее знаменитого художника Врубеля. Простой узор на ограде также создал Михаил Александрович. Крупный живописец тех лет, Константин Коровин, вспоминал:
«Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой».
Судя по всему, ворота и забор с орнаментом - все, что осталось от оригинального облика психиатрической больницы Фёдора Усольцева.
Приехав из Костромы в 1902 году, молодой ученик Корсакова активно взялся за 4 гектара земли и уже через год утопающая в зелени "санаторий для умалишенных и алкоголиков" начал принимать больных. Частная клиника на 50 коек быстро заполнилась пациентами, хотя стоимость пребывания порядком превышала стандартные для государственных больниц 3 рубля в месяц.
Секрет популярности состоял в том, что подход Фёдора Арсеньевича к психиатрии был передовым, как у Краинского, Сербского, Бехтерева и других русских психиатров того времени. Реклама клиники гласила:
«В лечебнице проводится семейный режим, и весь строй лечебницы приноровлен к условиям домашней семейной жизни. При лечебнице имеется собственный парк в две десятины и фруктовый сад. Лечебница помещается в нескольких отдельных зданиях, что дает возможность лучшей индивидуализации больных. Плата за отдельную комнату от 120–150 рублей и выше в зависимости от помещения».
Принципы демократичного и человечного отношения здесь доходили до того, что семья Усольцева жила по соседству с пациентами и ела с ними за одним столом, а в гостиной по вечерам совместно читались книги и проводились концерты. Усольцев либо сам пел под аккомпанемент супруги Веры Александровны (выпускницы Дрезденской консерватории), либо приглашал хор цыган из ресторана "Эльдорадо". По сути, больной попадал не в лечебницу, а в гости к семье Усольцевых. С современных позиций, это был скорее реабилитационный центр, а не собственно больница. В условиях полного отсутствия психофармакологии такой подход приносил неплохие успехи.
Лечебница напоминала крошечную сказочную деревеньку на окраине города - все дома были одноэтажными.
Капризному поэту-символисту Валерию Брюсову, портрет которого Врубель рисовал прямо здесь, больница не понравилась:
"Лечебница доктора Усольцева состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке, около Зыкова. Была еще зима, везде лежал снег, кругом было безлюдно. Внутри дома оказались простенькие комнаты, со стенами без обоев, с рыночной мебелью, нет впечатления "больницы", но всё же было неуютно и не живо. Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех "премьер", человек поразительно живой, интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза - как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! <…> Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. <…> Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить".
Окончание
@paragnomen
Пройдя немного от станции Динамо через Петровский парк к улице 8 Марта, можно увидеть обветшалую ограду с резными деревянными секциями и смешными башенками, чем-то напоминающую древнерусские кремли. Ограда переходит в подреставрированные модерновые ворота, метко названные "Сказочными". Ведут они, правда, не в сказку, а в областную психиатрическую больницу.
Проект сказочных ворот и ограды - творение знаменитого зодчего Федора Осиповича Шехтеля (известен неоготическим особняком Зинаиды Морозовой) по эскизу не менее знаменитого художника Врубеля. Простой узор на ограде также создал Михаил Александрович. Крупный живописец тех лет, Константин Коровин, вспоминал:
«Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя, всегда свой».
Судя по всему, ворота и забор с орнаментом - все, что осталось от оригинального облика психиатрической больницы Фёдора Усольцева.
Приехав из Костромы в 1902 году, молодой ученик Корсакова активно взялся за 4 гектара земли и уже через год утопающая в зелени "санаторий для умалишенных и алкоголиков" начал принимать больных. Частная клиника на 50 коек быстро заполнилась пациентами, хотя стоимость пребывания порядком превышала стандартные для государственных больниц 3 рубля в месяц.
Секрет популярности состоял в том, что подход Фёдора Арсеньевича к психиатрии был передовым, как у Краинского, Сербского, Бехтерева и других русских психиатров того времени. Реклама клиники гласила:
«В лечебнице проводится семейный режим, и весь строй лечебницы приноровлен к условиям домашней семейной жизни. При лечебнице имеется собственный парк в две десятины и фруктовый сад. Лечебница помещается в нескольких отдельных зданиях, что дает возможность лучшей индивидуализации больных. Плата за отдельную комнату от 120–150 рублей и выше в зависимости от помещения».
Принципы демократичного и человечного отношения здесь доходили до того, что семья Усольцева жила по соседству с пациентами и ела с ними за одним столом, а в гостиной по вечерам совместно читались книги и проводились концерты. Усольцев либо сам пел под аккомпанемент супруги Веры Александровны (выпускницы Дрезденской консерватории), либо приглашал хор цыган из ресторана "Эльдорадо". По сути, больной попадал не в лечебницу, а в гости к семье Усольцевых. С современных позиций, это был скорее реабилитационный центр, а не собственно больница. В условиях полного отсутствия психофармакологии такой подход приносил неплохие успехи.
Лечебница напоминала крошечную сказочную деревеньку на окраине города - все дома были одноэтажными.
Капризному поэту-символисту Валерию Брюсову, портрет которого Врубель рисовал прямо здесь, больница не понравилась:
"Лечебница доктора Усольцева состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке, около Зыкова. Была еще зима, везде лежал снег, кругом было безлюдно. Внутри дома оказались простенькие комнаты, со стенами без обоев, с рыночной мебелью, нет впечатления "больницы", но всё же было неуютно и не живо. Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех "премьер", человек поразительно живой, интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза - как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! <…> Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. <…> Человек умирал, разрушался, мастер - продолжал жить".
Окончание
@paragnomen
Начало
Незадолго до этого Врубель приехал сюда в остром психозе после малоэффективного лечения у Сербского. Усольцев вспоминал о своём знаменитом пациенте в мемуарах:
«Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».
Врубель был не единственным знаменитым пациентом больницы за Петровским парком: здесь лечился также известный художник "дворянских гнёзд" Виктор Борисов-Мусатов.
Определенно, Фёдор Усольцев - один из первых русских психиатров, уделивших особое внимание творчеству душевнобольных. Он в принципе был не чужд искусства и дружил с Гиляровским, Васнецовым, Бенуа, Лансере, Поленовым, Коровиным и другими представителями литературно-художественной богемы. На территории больницы были созданы шедевры, украшающие сегодня крупнейшие художественные галереи.
В годы Первой мировой войны больница стала "санаторием для увечных воинов" с черепно-мозговой травмой и получала финансирование от известной московской меценатки Коншиной.
К революции психиатр отнёсся положительно и в 1919 году возглавил санаторий для нервно-больных (переименованный из санатория Коншиной в санаторий им. 8 Марта), параллельно продолжая практику в частной клинике, единственной в советской Москве.
На старости Усольцева доконала глаукома и он был вынужден прекратить приём. Трагичны переплетения и совпадения в жизни и работе врача: его пациент Врубель прожил недолго и также ослеп, а у супруги и дочери психиатра развились психические расстройства. Умер Фёдор Усольцев в 1947 году.
Клиника в 1930 году стала областной и остаётся таковой до настоящего времени. В 2006 году в процессе построения на территории больницы бизнес-центра, часть исторической ограды снесли, так как она не значилась в списках памятников истории и культуры, часть удалось отстоять общественности. Некоторые оригинальные деревянные секции ограды с врубелевским орнаментом заменили на листы профнастила (!). На предписание восстановить исторический облик благополучно забили и гофролист портит врубелевскую ограду вот уже 16 лет.
Как говорил сатирик Дон Аминадо - путь к забвению лежит через триумфальные ворота.
Иллюстрации
@paragnomen
Незадолго до этого Врубель приехал сюда в остром психозе после малоэффективного лечения у Сербского. Усольцев вспоминал о своём знаменитом пациенте в мемуарах:
«Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».
Врубель был не единственным знаменитым пациентом больницы за Петровским парком: здесь лечился также известный художник "дворянских гнёзд" Виктор Борисов-Мусатов.
Определенно, Фёдор Усольцев - один из первых русских психиатров, уделивших особое внимание творчеству душевнобольных. Он в принципе был не чужд искусства и дружил с Гиляровским, Васнецовым, Бенуа, Лансере, Поленовым, Коровиным и другими представителями литературно-художественной богемы. На территории больницы были созданы шедевры, украшающие сегодня крупнейшие художественные галереи.
В годы Первой мировой войны больница стала "санаторием для увечных воинов" с черепно-мозговой травмой и получала финансирование от известной московской меценатки Коншиной.
К революции психиатр отнёсся положительно и в 1919 году возглавил санаторий для нервно-больных (переименованный из санатория Коншиной в санаторий им. 8 Марта), параллельно продолжая практику в частной клинике, единственной в советской Москве.
На старости Усольцева доконала глаукома и он был вынужден прекратить приём. Трагичны переплетения и совпадения в жизни и работе врача: его пациент Врубель прожил недолго и также ослеп, а у супруги и дочери психиатра развились психические расстройства. Умер Фёдор Усольцев в 1947 году.
Клиника в 1930 году стала областной и остаётся таковой до настоящего времени. В 2006 году в процессе построения на территории больницы бизнес-центра, часть исторической ограды снесли, так как она не значилась в списках памятников истории и культуры, часть удалось отстоять общественности. Некоторые оригинальные деревянные секции ограды с врубелевским орнаментом заменили на листы профнастила (!). На предписание восстановить исторический облик благополучно забили и гофролист портит врубелевскую ограду вот уже 16 лет.
Как говорил сатирик Дон Аминадо - путь к забвению лежит через триумфальные ворота.
Иллюстрации
@paragnomen
Тот самый портрет Брюсова, портрет Мартынихина Федора Усольцева, выполненный Врубелем в 1904 году («Дорогому и многоуважаемому Федору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»), портрет Веры Усольцевой, реклама, дом где жил Врубель (вероятно), главный корпус образца начала века, ограда сегодня (нормальная и профнастильная), сказочные ворота сегодня, ограда в годы СССР, сказочные ворота и ограда изначально (кисти некоего Зотова).
@paragnomen
@paragnomen
Коллеги ведут канал о медицине и химии Биотех на удалёнке. У них вы найдёте:
🚑 Новости из индустрии медицины и биотехнологий
📖 Разборы актуальных научных статей
🧬 Объяснения сложных естественнонаучных понятий
🏥 Рассказы из академической и профессиональной деятельности медицинских химиков
📚 Рекомендации для самообразования, подборки научной литературы
В общем, рекомендуем: https://yangx.top/chemical_medicine
Всем здоровья!
🚑 Новости из индустрии медицины и биотехнологий
📖 Разборы актуальных научных статей
🧬 Объяснения сложных естественнонаучных понятий
🏥 Рассказы из академической и профессиональной деятельности медицинских химиков
📚 Рекомендации для самообразования, подборки научной литературы
В общем, рекомендуем: https://yangx.top/chemical_medicine
Всем здоровья!
Telegram
Биотех на удалёнке
Независимый канал о медицине, химии, фармакологии и мировом рынке биотехнологий от специалистов по медицинской химии.
Контакт для обратной связи:
@lil_chad
Контакт для рекламы:
@chemicalmedicine
На развитие канала:
5336 6902 1943 3333 - карта сбербанка
Контакт для обратной связи:
@lil_chad
Контакт для рекламы:
@chemicalmedicine
На развитие канала:
5336 6902 1943 3333 - карта сбербанка
Никогда нельзя сказать с уверенностью, какое место ты занимаешь в чужой жизни.
Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940), американский писатель.
@paragnomen
Френсис Скотт Фицджеральд (1896-1940), американский писатель.
@paragnomen
Росстат подсчитал, сколько жизней россиян унесли алкоголь и наркотики в 2021 году.
📈В 2021 году более 10000 россиян умерли из-за причин, связанных с наркотиками. В 2020 году таких смертей было 7316, а в 2019 году - 4569.
📉При этом смертность, ассоциированная с алкоголем, в динамике снижается, хотя и в целом остаётся высокой: 47393 случая в 2021 году против 50435 смертей в 2020 году.
❗️Россия - лидер по количеству потребителей наркотиков (1,8 млн.)* в регионе, включающем страны бывшего СССР, Балканы, Восточную Европу и Центральную Азию (т.н. регион ВЕЦА), далее следуют Украина (317 тыс.) и Казахстан (94 тыс.).
*абсолютные величины.
@paragnomen
📈В 2021 году более 10000 россиян умерли из-за причин, связанных с наркотиками. В 2020 году таких смертей было 7316, а в 2019 году - 4569.
📉При этом смертность, ассоциированная с алкоголем, в динамике снижается, хотя и в целом остаётся высокой: 47393 случая в 2021 году против 50435 смертей в 2020 году.
❗️Россия - лидер по количеству потребителей наркотиков (1,8 млн.)* в регионе, включающем страны бывшего СССР, Балканы, Восточную Европу и Центральную Азию (т.н. регион ВЕЦА), далее следуют Украина (317 тыс.) и Казахстан (94 тыс.).
*абсолютные величины.
@paragnomen
Когда мы вводили водочную монополию, перед нами стояла альтернатива: либо пойти в кабалу к капиталистам, сдав им целый ряд важнейших заводов и фабрик, и получить за это известные средства, необходимые для того, чтобы обернуться; либо ввести водочную монополию для того, чтобы заполучить необходимые оборотные средства для развития нашей индустрии своими собственными силами и избежать, таким образом, иностранную кабалу.
Конечно, вообще говоря, без водки было бы лучше, ибо водка есть зло. Но тогда пришлось бы пойти временно в кабалу к капиталистам, что является еще большим злом. Поэтому мы предпочли меньшее зло. Сейчас водка дает более 500 миллионов рублей дохода. Отказаться сейчас от водки, значит отказаться от этого дохода, причем нет никаких оснований утверждать, что алкоголизма будет меньше, так как крестьянин начнет производить свою собственную водку, отравляя себя самогоном.
Сталин И.В. (1878-1953), советский государственный деятель. "Беседа с иностранными рабочими делегациями" т.10 стр.232.
@paragnomen
Конечно, вообще говоря, без водки было бы лучше, ибо водка есть зло. Но тогда пришлось бы пойти временно в кабалу к капиталистам, что является еще большим злом. Поэтому мы предпочли меньшее зло. Сейчас водка дает более 500 миллионов рублей дохода. Отказаться сейчас от водки, значит отказаться от этого дохода, причем нет никаких оснований утверждать, что алкоголизма будет меньше, так как крестьянин начнет производить свою собственную водку, отравляя себя самогоном.
Сталин И.В. (1878-1953), советский государственный деятель. "Беседа с иностранными рабочими делегациями" т.10 стр.232.
@paragnomen
Дверь за дверью, сон во сне: Гаспар Ноэ снял фильм о деменции.
В 2019 году 56-летний Гаспар Ноэ перенёс геморрагический инсульт, после чего стал сторонником здорового образа жизни.
Возможно, опыт болезни создал в мозгу Ноэ новые творческие образы: исследователь дегенератов психологических вдруг перевел профессиональный взор на возрастную нейродегенератику. Свой фильм автор посвятил "тем, у кого мозг разложился быстрее, чем сердце". Не знаю, вызвало ли кровоизлияние преходящие когнитивные нарушения и есть ли в фильме что-то от личного опыта. Сам Ноэ сообщил, что на эти мысли его натолкнули собственные мать и бабушка, страдавшие деменцией, а прообразом квартиры стало жилище его умершего товарища - кинокритика Жан-Клода Ромера.
"Вихрь" (Vortex) несколько отличается от привычных перверсивно-физиологических картин мастера кинопровокации. Здесь Ноэ вслед за Ханеке ("Любовь"), Зеллером ("Отец") и Глацером ("Все еще Элис") берётся за исследование превращения человеческой психики в руины. Режиссёрский почерк все же узнаваем: фильм о нарастающем слабоумии снят в жанре, близком к джалло, да ещë и с Дарио Ардженто! При этом Ноэ каким-то невероятным образом умудрился воздержаться от применения эротики и агрессии. Неужели инсульт задел в его мозгу центры секса и насилия?
Гнетущие образы уходящих в слабоумие стариков и их детей - наркоманов и алкоголиков, в деталях знакомы любому скоропомощнику. Теперь с этой гранью повседневной бытовухи могут познакомиться все желающие - режиссёр постарался на славу и применил множество хитрых техник, чтобы по максимуму донести до зрителя, каков он - ожидающий большинство из нас уход в водоворот деменции.
Возможно, подобные картины натолкнут хоть кого-то на мысль, что дементных стариков нужно нормально лечить, а не закалывать аминазином до овощного состояния, чтобы те лежали и не мешали. Дементная героиня "Вихря", кстати, в прошлом врач-психиатр. Совпадение?
#Afterkunst
@paragnomen - история безумия в постнеклассическую эпоху
В 2019 году 56-летний Гаспар Ноэ перенёс геморрагический инсульт, после чего стал сторонником здорового образа жизни.
Возможно, опыт болезни создал в мозгу Ноэ новые творческие образы: исследователь дегенератов психологических вдруг перевел профессиональный взор на возрастную нейродегенератику. Свой фильм автор посвятил "тем, у кого мозг разложился быстрее, чем сердце". Не знаю, вызвало ли кровоизлияние преходящие когнитивные нарушения и есть ли в фильме что-то от личного опыта. Сам Ноэ сообщил, что на эти мысли его натолкнули собственные мать и бабушка, страдавшие деменцией, а прообразом квартиры стало жилище его умершего товарища - кинокритика Жан-Клода Ромера.
"Вихрь" (Vortex) несколько отличается от привычных перверсивно-физиологических картин мастера кинопровокации. Здесь Ноэ вслед за Ханеке ("Любовь"), Зеллером ("Отец") и Глацером ("Все еще Элис") берётся за исследование превращения человеческой психики в руины. Режиссёрский почерк все же узнаваем: фильм о нарастающем слабоумии снят в жанре, близком к джалло, да ещë и с Дарио Ардженто! При этом Ноэ каким-то невероятным образом умудрился воздержаться от применения эротики и агрессии. Неужели инсульт задел в его мозгу центры секса и насилия?
Гнетущие образы уходящих в слабоумие стариков и их детей - наркоманов и алкоголиков, в деталях знакомы любому скоропомощнику. Теперь с этой гранью повседневной бытовухи могут познакомиться все желающие - режиссёр постарался на славу и применил множество хитрых техник, чтобы по максимуму донести до зрителя, каков он - ожидающий большинство из нас уход в водоворот деменции.
Возможно, подобные картины натолкнут хоть кого-то на мысль, что дементных стариков нужно нормально лечить, а не закалывать аминазином до овощного состояния, чтобы те лежали и не мешали. Дементная героиня "Вихря", кстати, в прошлом врач-психиатр. Совпадение?
#Afterkunst
@paragnomen - история безумия в постнеклассическую эпоху
Рекомендуем подписаться на лучший телеграм-канал о трудовых буднях практикующих адвокатов!
Здесь вы узнаете, как качать права, какие вам положены выплаты и кто написал 4 миллиона доносов.
Юридический юмор и реальные истории из жизни простых граждан. Заходите, будет весело, полезно и интересно.
https://yangx.top/EbaChronicles
Здесь вы узнаете, как качать права, какие вам положены выплаты и кто написал 4 миллиона доносов.
Юридический юмор и реальные истории из жизни простых граждан. Заходите, будет весело, полезно и интересно.
https://yangx.top/EbaChronicles
Telegram
Хроники ебанариев
Непридуманные случаи из адвокатской практики
Обратились тут за консультацией..
По возникающим вопросам за рекламой и за консультациями обращаться @best_callsaul
Подарки присылайте на карту
2202 2036 7211 3216
Обратились тут за консультацией..
По возникающим вопросам за рекламой и за консультациями обращаться @best_callsaul
Подарки присылайте на карту
2202 2036 7211 3216