«Черное Кольцо казалось сказкой и ложью для большинства жителей западных земель, но Конану были ведомы его ужасная явь, его мрачные приверженцы, что вершили отвратительные чародейства среди черных склепов Стигии и темных куполов проклятой Сабатеи»
Эта цитата из романа «Час дракона» (The Hour of the Dragon, 1935) приведена в моем переводе. И тут мы встречаем единственное упоминание «проклятой Сабатеи» в историях писателя Роберта Ирвина Говарда о похождениях Конана-варвара.
Говард, как я уже писал, нередко черпал вдохновение в исторических реалиях, очень вольно переделывая их для вымышленного мира Хайборийской эры. Вот и Сабатея находится в стране Шем (Shem). Чей образ Говард слепил из городов-государств Месопотами и древних семитских царств.
Откуда же взялась Сабатея?
Видимо, Говард решил переиначить название полукочевого семитского народа набатеев. Набатеи, долго остававшиеся язычниками, даже создали на землях Идумеи и Заиорданья собственное царство со столицей в городе Петра. В 106 году н.э. оно утратило независимость, став римской провинцией Аравия.
Набатейское царство иногда называют просто Набатеей, что очень созвучно с говардовской Сабатеей.
А еще Сабатея может быть отсылкой к иудейскому саббатианству, которое возникло в XVII веке и веками подвергалось преследованию со стороны ортодоксальных раввинов. Но это уже менее вероятно. Хотя после смерти Говарда его продолжатели придали жителям Сабатеи образ еретиков-культистов.
Посмертным литературным наследием Говарда занимался фантаст Лайон Спрэг де Камп. Он успешно штамповал истории про Конана-варвара и неплохо на этом зарабатывал. Поскольку Конан отлично продавался, то де Камп брал черновики рассказов Говарда, не имевших никакого отношения к миру варвара из Киммерии — и «конанизировал» их.
Так вышло и с рассказом «Пламенный нож» (The Flame Knife, 1955). Из него следует, что проклятый город известен Сабатейскими Томами черной магии. А жители Сабатеи, почитающие Золотого Павлина, поклоняются злым духам. Эта версия, с новыми дополнениями, перекочует и в комиксы Marvel, и в настольную ролевую игру по миру Конана от Mongoose Publishing.
Panfilov FM
#говардиана #разбормифов #макабр_фм
Эта цитата из романа «Час дракона» (The Hour of the Dragon, 1935) приведена в моем переводе. И тут мы встречаем единственное упоминание «проклятой Сабатеи» в историях писателя Роберта Ирвина Говарда о похождениях Конана-варвара.
Говард, как я уже писал, нередко черпал вдохновение в исторических реалиях, очень вольно переделывая их для вымышленного мира Хайборийской эры. Вот и Сабатея находится в стране Шем (Shem). Чей образ Говард слепил из городов-государств Месопотами и древних семитских царств.
Откуда же взялась Сабатея?
Видимо, Говард решил переиначить название полукочевого семитского народа набатеев. Набатеи, долго остававшиеся язычниками, даже создали на землях Идумеи и Заиорданья собственное царство со столицей в городе Петра. В 106 году н.э. оно утратило независимость, став римской провинцией Аравия.
Набатейское царство иногда называют просто Набатеей, что очень созвучно с говардовской Сабатеей.
А еще Сабатея может быть отсылкой к иудейскому саббатианству, которое возникло в XVII веке и веками подвергалось преследованию со стороны ортодоксальных раввинов. Но это уже менее вероятно. Хотя после смерти Говарда его продолжатели придали жителям Сабатеи образ еретиков-культистов.
Посмертным литературным наследием Говарда занимался фантаст Лайон Спрэг де Камп. Он успешно штамповал истории про Конана-варвара и неплохо на этом зарабатывал. Поскольку Конан отлично продавался, то де Камп брал черновики рассказов Говарда, не имевших никакого отношения к миру варвара из Киммерии — и «конанизировал» их.
Так вышло и с рассказом «Пламенный нож» (The Flame Knife, 1955). Из него следует, что проклятый город известен Сабатейскими Томами черной магии. А жители Сабатеи, почитающие Золотого Павлина, поклоняются злым духам. Эта версия, с новыми дополнениями, перекочует и в комиксы Marvel, и в настольную ролевую игру по миру Конана от Mongoose Publishing.
Panfilov FM
#говардиана #разбормифов #макабр_фм
Женские наряды Древнего мира — встретилась мне вот такая стилизация в виде мини-галереи почтовых марок. По-моему, довольно приятная.
В верхнем ряду, как я понимаю: Древний Египет, минойский Крит, Месопотамия (слева направо).
В нижнем — Древняя Греция, Древний Рим. И, судя по всему, ацтекская женщина (?).
Картинку принесло волнами Pinterest, но вроде автора зовут Chloe.Z.Arts.
Panfilov FM
#галерея_фм #арсенал_фм
В верхнем ряду, как я понимаю: Древний Египет, минойский Крит, Месопотамия (слева направо).
В нижнем — Древняя Греция, Древний Рим. И, судя по всему, ацтекская женщина (?).
Картинку принесло волнами Pinterest, но вроде автора зовут Chloe.Z.Arts.
Panfilov FM
#галерея_фм #арсенал_фм
Меня периодически спрашивают в комментариях про мои перстни. Что на них изображено, зачем я их ношу, откуда они, etc. Так что решил посвятить этому отдельный пост.
На протяжении веков перстни остаются частью мужского образа в разных цивилизациях и культурах. Их носили воины и поэты, царедворцы и купцы, жрецы и мистики, антиквары и либертины. На них изображали богов и патрональных святых, инициалы и девизы, аллегории и тайные символы. Их украшали эмалями и драгоценными камнями, которым также мог придаваться свой смысл.
В качестве примера — детали одного и того же портрета, находящегося в Государственном Эрмитаже. Он написан Пантохой де ла Крус в 1605 году. На портрете изображен дон Диего де Вальмайор, который в свои 17 лет уже был камергером короля Филиппа III и комиссаром военных сил Испании.
Ну, а выбрал я именно эту картину потому, что она связана с важной для меня выставкой про историю дуэлей, куратором которой я был. Выставкой, состоявшейся вопреки всем препятствиям.
Самый крупный и заметный мой перстень — с выступающей рельефной львиной мордой. Она повторяет в металле ту голову ливийской львицы, которую неоднократно воспроизводил в майолике Михаил Врубель, один из моих любимых художников. Но эта львиная морда своим лаконизмом и ясностью форм еще и опосредованно напоминает мне про Бронзовый век. Про древнеегипетских, микенских, ассирийских и хеттских львов.
Другой перстень со львом — более классическая печатка, которой можно найти место и в эллинистическом мире, и в имперском Риме, и в те позднейшие эпохи, когда возникал интерес к Античности.
Откуда столько львов? Лев как геральдический символ нравится мне еще с детства. Родился я 8 августа. На стене у меня висит львиный герб Ланнистеров. Одним словом, львы повсюду (а еще я люблю котов и кошек).
Наконец, третий перстень выполнен по резной печати с минойского Крита, на которой изображена нагая девушка. К минойской цивилизации я испытываю особенную симпатию. Пускай о ней почти ничего и не известно, а чересчур смелые реконструкции Эванса выстроили вокруг сохранившихся крупиц знания настоящий дворец из мифов.
В общем, три этих перстня отражают многие грани моего внутреннего мира и моих вкусов.
Древний мир, особенно минойский Крит, эпоха эллинизма и Рим. Ренессанс, увлечение античностью в разные эпохи. Врубель. Геральдические львы. Внимание к женскому началу — как в истории, так и в мифах и древних религиях, где образы богинь для меня всегда были интереснее мужских божеств.
Все три перстня — авторства замечательного художника-ювелира Андрея Аввакумова (последняя фотография, минойского перстня, как раз с его сайта). Ношу я обычно только два одновременно, чередуя львиные.
В прошлом году я носил другие перстни. Один — с печаткой в виде тетрадрахмы с изображением Александра Македонского. Такая типичная иконография Александра в львиной шкуре, по образу Геракла. Другой — с якобы римской монетой, купленный еще в 2011 году во Флоренции на мосту Понте-Веккьо. Но осенью я почувствовал, что их время прошло, и сменил их на новые. О которых и рассказал выше.
Panfilov FM
#личное_фм #галерея_фм #арсенал_фм
На протяжении веков перстни остаются частью мужского образа в разных цивилизациях и культурах. Их носили воины и поэты, царедворцы и купцы, жрецы и мистики, антиквары и либертины. На них изображали богов и патрональных святых, инициалы и девизы, аллегории и тайные символы. Их украшали эмалями и драгоценными камнями, которым также мог придаваться свой смысл.
В качестве примера — детали одного и того же портрета, находящегося в Государственном Эрмитаже. Он написан Пантохой де ла Крус в 1605 году. На портрете изображен дон Диего де Вальмайор, который в свои 17 лет уже был камергером короля Филиппа III и комиссаром военных сил Испании.
Ну, а выбрал я именно эту картину потому, что она связана с важной для меня выставкой про историю дуэлей, куратором которой я был. Выставкой, состоявшейся вопреки всем препятствиям.
Самый крупный и заметный мой перстень — с выступающей рельефной львиной мордой. Она повторяет в металле ту голову ливийской львицы, которую неоднократно воспроизводил в майолике Михаил Врубель, один из моих любимых художников. Но эта львиная морда своим лаконизмом и ясностью форм еще и опосредованно напоминает мне про Бронзовый век. Про древнеегипетских, микенских, ассирийских и хеттских львов.
Другой перстень со львом — более классическая печатка, которой можно найти место и в эллинистическом мире, и в имперском Риме, и в те позднейшие эпохи, когда возникал интерес к Античности.
Откуда столько львов? Лев как геральдический символ нравится мне еще с детства. Родился я 8 августа. На стене у меня висит львиный герб Ланнистеров. Одним словом, львы повсюду (а еще я люблю котов и кошек).
Наконец, третий перстень выполнен по резной печати с минойского Крита, на которой изображена нагая девушка. К минойской цивилизации я испытываю особенную симпатию. Пускай о ней почти ничего и не известно, а чересчур смелые реконструкции Эванса выстроили вокруг сохранившихся крупиц знания настоящий дворец из мифов.
В общем, три этих перстня отражают многие грани моего внутреннего мира и моих вкусов.
Древний мир, особенно минойский Крит, эпоха эллинизма и Рим. Ренессанс, увлечение античностью в разные эпохи. Врубель. Геральдические львы. Внимание к женскому началу — как в истории, так и в мифах и древних религиях, где образы богинь для меня всегда были интереснее мужских божеств.
Все три перстня — авторства замечательного художника-ювелира Андрея Аввакумова (последняя фотография, минойского перстня, как раз с его сайта). Ношу я обычно только два одновременно, чередуя львиные.
В прошлом году я носил другие перстни. Один — с печаткой в виде тетрадрахмы с изображением Александра Македонского. Такая типичная иконография Александра в львиной шкуре, по образу Геракла. Другой — с якобы римской монетой, купленный еще в 2011 году во Флоренции на мосту Понте-Веккьо. Но осенью я почувствовал, что их время прошло, и сменил их на новые. О которых и рассказал выше.
Panfilov FM
#личное_фм #галерея_фм #арсенал_фм
Сходил на днях на выставку «Жили-были. Школа русской сказки» на Винзаводе.
Выставка огромная, очень разношерстная по составу. Но в море экспонатов действительно немало интересного. По крайней мере, если вас привлекает жизнь фольклора в искусстве и масскульте.
Конечно, лучше бы ее делали с возрастным ограничением 18+, а не 6+. Тогда действительно можно было бы разгуляться. Хотя логика понятна, никто не хочет сокращать аудиторию.
Тем не менее, кураторы ухитрились не сделать очередной детский утренник «В гостях у сказки».
Мне повезло — удалось пройтись по местным топям и весям с кураторской экскурсией Софьи (наверняка вам и так знаком ее канал, но, если что, Софья много пишет не только про искусство, но и про масскульт и самые разные мифы).
Что понравилось?
— Внимание к морфологии сказки, попытка организовать выставку по разным зонам. Болото, морское царство, царство Смерти/подземный мир и т.п. То есть эдакий масскульт по Проппу, а не просто набор сказочных сюжетов в произвольном порядке. Занятно решена зона с богатырями и поляницами — прямо сдача норм ГТО, с лозунгами и видами соревнований.
— Стремление показать не только и не столько комбо Билибин + Васнецов, которым кормят на всех «сказочных» выставках. Кураторы правы в том, что современные графики, когда обращаются к фольклору, часто пытаются либо подражать Билибину, либо нарочито бороться с его мощнейшим влиянием. И без преодоления этого канона сложно будет двигаться вперед и создавать что-то новое.
Говорю это, несмотря на то, что очень люблю графику Билибина. Хотя он как художник точно не сводится к иллюстрациям русских сказок. А о других темах в его творчестве зачастую не знают — например, о восточном периоде, про который я рассказывал здесь.
— Много костюмов и реквизита из фильмов. Как советской классики (причем кое-что подреставрировали к выставке), так и современного кино вроде «Последнего богатыря». В том числе доспех Финиста, будто сбежавшего из лагеря рохирримов во «Властелине Колец» Джексона.
— Всякие неожиданные находки. Например, понятия не имел, что современные палехские художники занимаются не только знакомой нам яркой росписью. Но и пишут для души гораздо более тонкие по гамме картины на старых досках, напоминающие иконопись XVII века. Среди них очень понравилась мне перламутрово-зеленая русалка Елены Новиковой-Шаницыной.
— Уделили место комиксам и современной графике, в том числе замечательной Марии Гробовской. При этом хватает объемных форм и инсталляций, выставка не тонет в картинках.
Не ручаюсь, что прямо-таки всё увиденное вам понравится. Но ради новых впечатлений и свежего взгляда на фольклор туда точно стоит заглянуть.
Panfilov FM
#неослав #панфилов_обозревает
Выставка огромная, очень разношерстная по составу. Но в море экспонатов действительно немало интересного. По крайней мере, если вас привлекает жизнь фольклора в искусстве и масскульте.
Конечно, лучше бы ее делали с возрастным ограничением 18+, а не 6+. Тогда действительно можно было бы разгуляться. Хотя логика понятна, никто не хочет сокращать аудиторию.
Тем не менее, кураторы ухитрились не сделать очередной детский утренник «В гостях у сказки».
Мне повезло — удалось пройтись по местным топям и весям с кураторской экскурсией Софьи (наверняка вам и так знаком ее канал, но, если что, Софья много пишет не только про искусство, но и про масскульт и самые разные мифы).
Что понравилось?
— Внимание к морфологии сказки, попытка организовать выставку по разным зонам. Болото, морское царство, царство Смерти/подземный мир и т.п. То есть эдакий масскульт по Проппу, а не просто набор сказочных сюжетов в произвольном порядке. Занятно решена зона с богатырями и поляницами — прямо сдача норм ГТО, с лозунгами и видами соревнований.
— Стремление показать не только и не столько комбо Билибин + Васнецов, которым кормят на всех «сказочных» выставках. Кураторы правы в том, что современные графики, когда обращаются к фольклору, часто пытаются либо подражать Билибину, либо нарочито бороться с его мощнейшим влиянием. И без преодоления этого канона сложно будет двигаться вперед и создавать что-то новое.
Говорю это, несмотря на то, что очень люблю графику Билибина. Хотя он как художник точно не сводится к иллюстрациям русских сказок. А о других темах в его творчестве зачастую не знают — например, о восточном периоде, про который я рассказывал здесь.
— Много костюмов и реквизита из фильмов. Как советской классики (причем кое-что подреставрировали к выставке), так и современного кино вроде «Последнего богатыря». В том числе доспех Финиста, будто сбежавшего из лагеря рохирримов во «Властелине Колец» Джексона.
— Всякие неожиданные находки. Например, понятия не имел, что современные палехские художники занимаются не только знакомой нам яркой росписью. Но и пишут для души гораздо более тонкие по гамме картины на старых досках, напоминающие иконопись XVII века. Среди них очень понравилась мне перламутрово-зеленая русалка Елены Новиковой-Шаницыной.
— Уделили место комиксам и современной графике, в том числе замечательной Марии Гробовской. При этом хватает объемных форм и инсталляций, выставка не тонет в картинках.
Не ручаюсь, что прямо-таки всё увиденное вам понравится. Но ради новых впечатлений и свежего взгляда на фольклор туда точно стоит заглянуть.
Panfilov FM
#неослав #панфилов_обозревает
Средневековые вампиры в Карпатах XIV века под фолк-завывания — первый трейлер новой игры The Blood of Dawnwalker показали разработчики из студии Rebel Wolves. Созданной выходцами из CD Projekt RED, многие из которых трудились над «Ведьмаком 3».
Честно скажу, на мой взгляд, за последние годы уж слишком много было анонсов в духе «бывшие разработчики игры X делают свой проект». Причем чаще всего ничем интересным дело не заканчивалось. А в роли создателей "игры X" с завидной регулярностью оказывались люди, раньше работавшие в CD Projekt Red.
Но тут в одной колоде собраны бывший геймдиректор The Witcher 3, бывший ведущий дизайнер квестов, бывший главный сценарист, арт-директор, программисты и аниматоры, работавшие над разными частями трилогии.
И по трейлеру прямо видно, что это действительно те же люди, что создавали игры о Геральте.
Об этом говорят сама режиссура и стиль ролика, ну очень похожего на трейлеры второго и третьего «Ведьмаков».
И музыка, и славянская вышивка на рубахе протагониста, и адекватно показанные доспехи (кроме некоторых вампирских, но на то они и фэнтезийные злодеи). Кстати, желтые полумесяцы и крест на алом фоне — герб на сюрко местного князя и его воинов — напомнили мне про геральдику молдавского княжества в XIV веке.
Музыку для игры пишут Миколай Строинский и Петр Музиал. Их композиции звучат в дополнении «Кровь и вино» для третьего «Ведьмака». И здесь опять же узнаются мотивы из их вампирских треков вроде Tesham Mutna.
Радует, что облик вампиров не слишком приукрашен. На одного смазливого рыцаря-кровопийцу в трейлере приходится несколько настоящих носферату. А еще имеется дюжий вампир-монгол. У вампиров в этой игре все зубы, а не только клыки, растут на протяжении существования чудовища, а при необходимости еще и удлиняются.
Даже кусочки игры, показанные в очень ранней версии, внушают сдержанный оптимизм. Конечно, в итоге это всё может оказаться бездушной пластиковой поделкой, когда игра выйдет.
Но я в любом случае не пройду мимо нее. Вампиры, XIV век, всё это в стилистике трилогии The Witcher. К тому же, играми по старому ролевому сеттингу Vampire: The Dark Ages никто не балует последние десятилетия. А тут прямое попадание в тему средневековых вампиров.
Panfilov FM
#макабр_фм #панфилов_обозревает #игромиф
Честно скажу, на мой взгляд, за последние годы уж слишком много было анонсов в духе «бывшие разработчики игры X делают свой проект». Причем чаще всего ничем интересным дело не заканчивалось. А в роли создателей "игры X" с завидной регулярностью оказывались люди, раньше работавшие в CD Projekt Red.
Но тут в одной колоде собраны бывший геймдиректор The Witcher 3, бывший ведущий дизайнер квестов, бывший главный сценарист, арт-директор, программисты и аниматоры, работавшие над разными частями трилогии.
И по трейлеру прямо видно, что это действительно те же люди, что создавали игры о Геральте.
Об этом говорят сама режиссура и стиль ролика, ну очень похожего на трейлеры второго и третьего «Ведьмаков».
И музыка, и славянская вышивка на рубахе протагониста, и адекватно показанные доспехи (кроме некоторых вампирских, но на то они и фэнтезийные злодеи). Кстати, желтые полумесяцы и крест на алом фоне — герб на сюрко местного князя и его воинов — напомнили мне про геральдику молдавского княжества в XIV веке.
Музыку для игры пишут Миколай Строинский и Петр Музиал. Их композиции звучат в дополнении «Кровь и вино» для третьего «Ведьмака». И здесь опять же узнаются мотивы из их вампирских треков вроде Tesham Mutna.
Радует, что облик вампиров не слишком приукрашен. На одного смазливого рыцаря-кровопийцу в трейлере приходится несколько настоящих носферату. А еще имеется дюжий вампир-монгол. У вампиров в этой игре все зубы, а не только клыки, растут на протяжении существования чудовища, а при необходимости еще и удлиняются.
Даже кусочки игры, показанные в очень ранней версии, внушают сдержанный оптимизм. Конечно, в итоге это всё может оказаться бездушной пластиковой поделкой, когда игра выйдет.
Но я в любом случае не пройду мимо нее. Вампиры, XIV век, всё это в стилистике трилогии The Witcher. К тому же, играми по старому ролевому сеттингу Vampire: The Dark Ages никто не балует последние десятилетия. А тут прямое попадание в тему средневековых вампиров.
Panfilov FM
#макабр_фм #панфилов_обозревает #игромиф