Panfilov FM
7.25K subscribers
1.68K photos
35 videos
468 links
Живая история и мифы вокруг нас, масскульт глазами историка. Авторский проект Федора Панфилова.
Для связи/сотрудничества — @tywinning
За рекламу в комментариях — бан.
加入频道
Раз уж пошла шумерская тема, а сегодня — пятница, поделюсь парой забавных этикеток от современного "шумерского" пива.

Пиво в древней Месопотамии действительно любили. Сохранились даже рельефы с эротическими сценками, на которых мужчина сзади совокупляется с женщиной, которая пьет пиво из большого сосуда через длинную трубочку. А в сети можно найти видео энтузиастов, которые пытаются воссоздать то самое древнее пиво.

Только вот изображение для первой этикетки выбрали не слишком удачно. Этот персонаж явно носит не шумерскую набедренную повязку-"юбку", а скорее наряд ассирийского придворного.

Со второй этикеткой дела получше, хотя пиво скорее стоило назвать «Аккадское». Здесь изображен Саргон, царь Аккада, который сколотил внушительную державу, покорив города-государства Шумера и объединив Междуречье.

А еще вспомнилось, как я наткнулся в Брюсовом переулке на стелы с ахеменидскими воинами.

Panfilov FM

#разбормифов
Обнаружил, что мотоколесница Дементуса в «Фуриосе» — не только отсылка к Древнему Риму или гомеровским героям, как я предположил в своем обзоре фильма.

Был, оказывается, такой вид спорта, как гонки на мотоколесницах.

И популярность он приобрел в 1920-е годы. Что самое интересное — под влиянием фильма «Бен-Гур», где действие как раз происходит в Древнем Риме, а гонки на колесницах играют большую роль в сюжете.

Если что, речь не о собравшем урожай Оскаров «Бен-Гуре» 1959 года. А о немом черно-белом фильме «Бен-Гур: история Христа» (Ben-Hur: A Tale of the Christ, 1925).

Вначале мотоциклист просто тащил за собой повозку, а колесничий выполнял скорее декоративную роль. Но затем появился вариант, при котором стоявший на колеснице мотогонщик управлял несколькими стальными «конями» с помощью поводьев.

Гонки, кстати, устраивались как в США и в Европе, так и в Австралии. То есть там, где происходит действие «Фуриосы», хотя и в постапокалиптическом будущем.

Хотя на долгое время мотоколесницы были практически забыты, в начале XXI века появились энтузиасты, которые пытаются возрождать этот спорт.

Получается, что в итоге источником вдохновения все равно служит Древний Рим. Просто мотоколесница вожака байкеров из «Фуриосы» напоминает не только об Античности (или колеснице Тора). Но еще и о безумном спорте, вполне достойном вселенной Безумного Макса.

Panfilov FM

#ярчемифов #панфилов_обозревает
Не зря ранним утром так не хочется покидать кровать. Все-таки примерно треть нашей жизни проходит в постели, так что ее значение трудно переоценить.

Постели в самые разные эпохи, от неолита до современности, и посвящена недавно попавшая мне в руки книжка. Название у нее довольно провокационное: «Что мы делаем в постели. Горизонтальная история человечества».

Замах, конечно, смелый, особенно для трехсот страниц. Но все же это научпоп, а не академическое исследование. Мне же всегда нравилась история повседневности, а в этом случае речь идет не только об истории кровати, но и о ее восприятии в разные эпохи.

В книжке много интересных фактов, вроде истории «большой кровати из Уэра». Это огромное сооружение — свыше 3 метров в длину и ширину, 2,5 в высоту, для целой дюжины путешественников! — появилось в XVI веке в одном из постоялых дворов в Хартфордшире.

Уэрская королева всех кроватей (сейчас ее можно видеть в Музее Виктории и Альберта в Лондоне) стала столь известной, что не раз упоминается в английской литературе, начиная с Шекспира. На ней вырезали инициалы на память. Под ее балдахином то спали паломники, то занимались любовью парочки. В сатирах описывали, как на кровати из Уэра провели ночь 26 мясников со своими женами.

Пожалуй, главное достоинство «горизонтальной истории человечества» в том, что авторы смогли разбить книгу на емкие тематические главы.

Здесь и смертное ложе, и секс, и роды, и кровать монарха, и передвижная постель путешественника, и вынужденное соседство с незнакомцами.

На русский книжку перевели недавно, но вообще вышла она в 2019 году в издательстве Йельского университета. А написали ее два британских ученых. Что, конечно, вызывает в памяти многочисленные анекдоты про безумные открытия уроженцев туманного Альбиона.

В этом случае авторами стали археологи, Брайан Фейган и Надя Дуррани. Надо отдать им должное: в основном авторы не гонятся за громкими выводами и не забывают упоминать о том, что гипотезы — это именно предположения. А постоянное привлечение археологического материала и внимание к ранним цивилизациям лично меня очень порадовало.

Конечно, временами авторов уносит в рассуждения, не имеющие особого отношения к теме. Вроде нескольких страниц о предсмертных словах. Встречаются и отдельные спорные моменты, возможно, связанные с переводом.

Но в целом «Что мы делаем в постели» дает хороший обзор необъятной темы. Из которого можно брать отдельные приглянувшиеся сюжеты и уже подробнее изучать их дальше.

А еще книга помогает избавиться от той пелены современных взглядов, через которую мы смотрим на прошлое. То, что кажется нам привычным или, наоборот, вызывает отторжение, веками воспринималось совсем иначе.

Даже если сейчас нам сложно представить, что личного пространства практически не существовало на протяжении столетий. А нормой долгое время был сон с пробуждением в ночи и активной жизнью на протяжении нескольких часов. Будь то молитвенное бдение или встреча с друзьями в таверне — до сладкого утреннего сна и нового дня жизни.

Panfilov FM

#панфилов_обозревает #библиотека_фм
День рождения в древнеримском театре в Помпеях, фактически закрытом для частной ночной вечеринки, за мрачноватым столом при свете свечей.

Так отметила на днях свое 66-летие американская певица Мадонна.

Дело происходило в так называемом Большом театре, изначально построенном в III-II вв. до н. э., а затем расширенном и реконструированным в I в. до н. э. Здесь не только звучали голоса актеров, но и проливалась кровь гладиаторов.

О гладиаторах, хотя и не настоящих, напоминает здоровенный шипастый шлем на столе перед Мадонной.

Это явная отсылка к «Гладиатору» Ридли Скотта, где в похожем шлеме появлялся Максимус. Успех фильма принес популярность и шлему, реплики которого в изобилии можно найти в интернете. Но к римским гладиаторам этот бутафорский предмет не имеет отношения, как и многие другие гладиаторские шлемы из фильма — об этом я писал отдельно.

А серьги и ожерелье певицы, возможно, отсылают к образам Луциллы из старого и нового фильма Скотта (впрочем, сестра Коммода носила не настолько массивные украшения).

В общем, не только Марка Цукерберга, недавно подарившего жене ее скульптурный портрет «по римскому обычаю», неудержимо тянет к Древнему Риму.

Panfilov FM
Гильгамеш в масскульте — тема, необъятная для одного поста. Но я, прочитав «Царя Гильгамеша», невольно о ней задумался.

И решил сделать небольшую подборку. Чтобы наглядно показать, насколько несхожими могут быть образы, вдохновленные героем древнего эпоса.

Привычнее всего, пожалуй, вариант из глобальной пошаговой стратегии Sid Meier’s Civilization VI (2016). Там Гильгамеш — лидер шумерской цивилизации и даже произносит фразы на древнем языке. Правда, аккадском, а не шумерском. Но и сам эпос о Гильгамеше дошел до нас на аккадском языке.

Конечно же, без Гильгамеша не обошлось в SMITE (2012) — многопользовательской игре жанра MOBA, где друг с другом сражаются боги и герои из самых разных мифологий, от славян до йоруба. Это более-менее узнаваемый образ персонажа из Древней Месопотамии, пускай и очень стилизованный.

В комиксах и киновселенной Марвел Гильгамеш — один из Вечных (бессмертной расы сверхсуществ, созданных Целестиалами). Гильгамеш появляется в фильме «Вечные» (Eternals, 2021), где вообще немало внимания уделено Древней Месопотамии, от языка до антуража. Правда, едва ли возможно увидеть шумерского героя в персонаже южнокорейского актера Дона Ли (Ма Дон Сока).

А вот в японской серии игр Final Fantasy Гильгамеш — чудовищный странствующий мечник с коллекцией великолепных клинков. Он появляется в разных ролях, то прямого антагониста, то союзника. И похож скорее на самурая или демона, чем на персонажа из Месопотамии.

Гильгамеш — один из героев манги-ранобэ Fate/Zero. Внешне от мифологического образа здесь, конечно, ничего не осталось. Тем не менее, его история действительно основана на древнем эпосе. Гильгамеш — на две трети бог и на треть человек, сын Лугальбанды, правителя Урука, и богини Нинсун. Когда-то он правил городом-государством шумеров Урук и был Королем Героев.

Появляется он и в японской визуальной новелле Fate/stay night (2004), и в мобильной гача-игре Fate/Grand Order (2015), и в снятом по мотивам последней аниме Fate/Grand Order - Absolute Demonic Front: Babylonia (2019-2020). Причем в «вавилонских» декорациях у Гильгамеша более восточный образ.

Без Гильгамеша не обошлось и в «шумерском» фэнтези — аниме The Tower of Druaga (2008, 2009). В свою очередь, основанном на серии видеоигр 80-х годов «Сага Вавилонского Замка» (Babylonian Castle Saga). Там бесстрашный герой Гильгамеш, правитель Урука, одержал верх над демоном Друага, объединив под своей властью Вавилон и Ниппур, и правит справедливо долгие годы — пока демон, как водится, не возрождается.

Panfilov FM

#игромиф #игроистория #галерея_фм