От Нигера до Инда
1.08K subscribers
196 photos
5 videos
38 links
Популярная история Ближнего Востока (и не только) с Леонидом Ланда
加入频道
В продолжении предыдущего поста. Сейчас лидер ливанских друзов и представитель старой левантийской аристократии Валид Джумблат ( на фото с Абу Мухаммадом аль-Джулани) уже человек в годах, но кураж и огонь прошлого столетия все равно в нем читается. Рассказывают, что во время похищения советских дипломатов Хезболлой в 1985 году, именно "дядя Валид" вывел к советскому посольству в Бейруте друзские танки. Пусть, мол, тут пока постоят. И на Хезболлу, это тогда произвело неизгладимое впечатление. Связываться с отрядами Джумблата хезболлисты и их союзники не захотели. Впрочем, об этом я уже писал и не это интересно. Нам любопытна этнография. Считается, что у друзов (как у эльфов Толкина) запрещёно вступать в браки с другими народами. Дети от таких браков, как будто уже и не друзы вовсе, и право на перерождение и знаменитое друзское бессмертие теряют. Но! Бабушка Валида Джумблата, госпожа Салима Хасс была иорданской черкешенкой! И вторая жена нашего героя, Жерветта, тоже иорданская черкешенка. А в этом браке родилось трое детей. И не очень понятно, кто они больше - друзы или кавказцы. Более того, первая жена Валида вообще была иранской актрисой на десять лет старше его...
О чем всё это нам говорит? Во первых, о том, что всё не так однозначно, а во вторых, о том, что мы многого о друзах не знаем. Возможно, аналогии с эльфами не так верны, как обманчивы.
О сказочных турецких рептилоидах, покрышках и грузинских народных легендах.

Прочитал в сборнике "Стамбульские сказки" любопытную историю о еврее -продавце иголок. Говоря, идишским языком - человеке Нудельмане.
Значит, не буду спойлирить всю историю, тем более что она довольно сумбурна. Детективный сюжет народной сказки начинается с того, что еврейский торговец иголками заманивает турчанок домой и пытается их заставить накормить своих деток. Цимес в том, что детки -то не люди, а змеи..Ну и турчанок еврей потом убивает, но не всех трех, а только двух, как и положено в сказках с третьей девушкой - всё хорошо. Впрочем дальше уже другая история. Меня же заинтересовали дети еврея, которые змеи! Это же первая в мире история про рептилоидов! Помните интернет -мемы про евреев и древнюю змеиную цивилизацию? Ну ,типа, Ротшильды, там Рокфеллеры?! (Я знаю, что Рокфеллер - не еврей, но какая разница?)
В общем, забавно. Но не ново.
В человеческой истории нам известны многочисленные сюжеты представление соседних народов в облике тех или иных зверей и оборотней. Чаще всего звери не самые прикольные. Ну, типа, никто не делает вид, что его соседи по ночам превращаются во львов и тигров, а они сами шакалы. Впрочем, по разному бывает. Например, в медведей какого -то соседа превратить можно. Но лучше, конечно, в койота.
Кстати и евреев превращали не только в змей. Так, эфиопские фалаша мне рассказывали, что в Гондэре существовала легенда о том,что евреи , на самом деле, оборотни. И умеют превращаться в гиен, например. Впрочем, гиена в Эфиопии животное неоднозначное. Взять хотя бы Харэр и его легенды. Но про Харэр, мы поговорим позже, ибо это уже совсем другая история. Там ещё Гумилёв Николай Степанович замешан.
Ещё интересная легенда о еврее - продавце иголок бытует в Лечхумских горах, что в Грузии. Мол, жили в селении Лайлаши два друга - еврей и грузин. Дружили семьями, пили усахелоури, работали в колхозе, в общем, всё как у всех.
Но началась Великая Отечественная война и друзья ушли добровольцами на фронт. А закончили войну в Берлине. Ну и решили пару сувениров с собой захватить из Германии. Так грузин взял трофейные покрышки, а еврей где-то достал миллион иголок от швейной машинки "Зингер".
"-Зачем тебе столько иголок - спрашивал грузин еврея. Увидишь - отвечал еврей. Есть план".
И вот они вернулись в родное селение и грузин продал покрышки, но не очень дорого, потому что знакомым. А еврей иголки по рублю годами продавал...но про друга и односельчан не забывал и они постоянно вместе ездили кутить в рестораны в Кутаиси и пить цоликаури на вырученные от иголок деньги. Потому что, вкусно и весело должно быть всем. Потому что это - Грузия.
"Новая Москва" в Африке или удивительные приключения русских на Французском берегу Сомали.

Всё началось в далёком 1883 году, когда никому неизвестный молодой мещанин Саратовской губернии Николай Ашинов прибывает в Санкт-Петербург.
И довольно быстро становится легендой. И не только в столице, но и в Москве.
Популярность Ашинова была связана с историями , которые наш герой бесконечно всем рассказывал. В частности, он представлялся не мещанином из Саратова, а казаком. И не просто казаком, а атаманом затерянных (почти 10 колен израилевых!) в горах Персии и Курдистана русских казаков!  Не спрашивайте, как они там оказались - это и не важно. Важно то, что несмотря на удаленность, казаки эти, столетиями следовали вере православной, традициям русским, царя чтили , а сейчас мечтают вернуться на свою историческую Родину.
И он, Николай Ашинов, стало быть атаман этих азиатских казаков. А прислали его казаки с целью просить царя о переселении своей общины из всех этих Курдистанов - в Абхазию, в Сухумский уезд. Истории про затерянных казаков привлекли внимание широкой общественности, а также внимание влиятельного славянофила Ивана Аксакова, известного журналиста Каткова и многих других важных людей. Благодаря новообразовавшимся связям проект о переселении казаков на Кавказ одобрили на "самом верху".
Проблема была лишь в том, что никаких казаков затерянных в горах Турции и Персии не существовало. То есть, конечно, существовали некрасовцы и ещё некоторые общины. Но, во первых никто некрасовцев не "терял", а во вторых, некрасовцы жили не там и не так.
Впрочем, отсутствие репатриантов - казаков не смутило Николая Ашинова и он решил переселить в Абхазию крестьян из Полтавской губернии.
План был гениальным! На обезлюдевшем черноморском побережье Кавказа организовать свою собственную станицу "Николаевскую" с полтавскими крестьянами, которых назначить казаками, а себя атаманом!  Но что -то пошло не так и крестьяне разбежались, а против самого Ашинова (в декабре 1884 года)было возбуждено дело о хищении/растрате государственных средств на непонятно что...
Почему я указал год и месяц ? Потому, что уже в 1885 году наш герой отправился...нет, не в ссылку и не казаков в Курдистане искать, а в Африку. Прибыв в Абиссинию (а.к.а Эфиопия) , Ашинов представляется посланцем самого Александра Третьего. Мол, страна -то братская, почти православная, вот и хочет русский царь чем -то помочь, а чтобы выяснить чем именно, послал  атамана Николая Ашинова.
В итоге, персонажа таки принимает эфиопский император Йоханнес Четвёртый. Как принял Ашинова эфиопский царь царей и поверил ли он в то что перед посланник русского императора - не очень понятно. Но вскоре Николай Аршинов возвращается в Петербург и привозит в дар Александру Третьему, экзотический подарок царя Йоханнеса, а имено...страуса.
Добиваясь аудиенции, Ашинов рассказывает, что были ещё подарки, разные экзотические звери, но они умерли. Так что, принимайте страуса!
Видимо, при российском дворе Николай Ашинов представился если не официальным посланником, то во всяком случае спецпредставителем властей Эфиопии.
Однако, Александр Третий нашего героя не принял. А страуса отдали в птичник Гатчинского парка.
Но на этом история не закончилась. Ашинов продолжает свои московско-питерские тусовки и рассказывает уже не про мечтающих о Родине затерянных казаках, а о прекрасной африканской христианской стране, где ждут русского царя и если и готовы к колонизации,то только в её российском варианте. Это идея многим понравилась. В частности, знаменитому обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцеву. Тем более, что в сторону Абиссинии в Петербурге уже давно смотрели.
В итоге, в 1887 году было решено отправили в Африку экспедицию, чтобы проверить возможности основания православной миссии в Абиссинии.Ну и вообще осмотреться. Естественно, всю эту историю возглавил Николай Иванович Ашинов.
Продолжение.
Экспедиция пробыла в Африке недолго и вскоре Ашинов вернулся в Россию , сообщив, что всё готово к основанию миссии, а возможно и чего -то более значительного. По замыслу Ашинова, командовать всем этим эфиопским парадом должен был сам Ашинов. Как уже сказано, Россия тогда очень интересовалась африканскими возможностями, поэтому Победоносцеву удалось убедить императора поддержать инициативу Ашинова. Типа, Абиссиния будет нашим "слоном" в регионе. Так, экс -атаман и его друзья, в том числе некий монах Паисий отправились в Африку. Однако, то ли экспедиция не добилась результатов, то ли Ашинов себя плохо вёл, но официальные лица потеряли интерес ко всей этой затее, ну а лишившиеся финансирования путешественники вернулись в Россию. Но не успокоились.
Через полгода, в 1889 году Николай Ашинов и монах Паисий , а также 150 казаков, каких-то одесских евреев и других разных людей снова едут к африканским берегам. На этот раз, Ашинов и его разноплановые соратники остановились в Джибути. Здесь, в местечке Сагалло, на развалинах стараго египетского форта Ашинов решил заложить первую русскую колонию в Африке и назвать её "Новая Москва". Более того, лидер русской колонии объявляет  «пятьдесят миль вдоль побережья и сто миль вглубь страны» - территорией России, под его собственным, конечно, управлением. И всё бы хорошо, но эти территории находились под французским контролем и подобная несогласованная инициатива бывает наказуемой. "Новая Москва" действительно просуществовала недолго. Ибо вскоре в колонию наведались французы. Выяснив, что вся эта история не согласована с российскими властями,а частная инициатива Ашинова и его друзей, французы обрадовались и предложили всем участникам мероприятия сворачивать "Новую Москву" и возвращаться в старую. Ну и вообще, предложили ребятам , так сказать, сдаться. Но, сдаваться? Как бы не так! - решил наш герой и дал бой превосходящим силам противника. В результате чего, погибло пять русских переселенцев, один казак, ноль французов, а Ашинов с Паисеем приняли решение свернуть колонию и сдаться. По возвращению горе -колонистов в Россию, разгневанные власти провели расследование, после которого монах Паисей был сослан в монастырь в Грузию, а Николай Ашинов был отправлен под надзор полиции на три года в отдаленный уезд Саратовской губернии.
Такая вот трагикомичная история, которая при всей своей авантюрности, сильнейшим образом повлияла на развитие интереса к Абиссинии в российском обществе. Вскоре в Аддис-Абебу зачастили вполне официальные представители России. Например, легендарный Булатович, который вдохновит Николая Гумилева и станет военным советником эфиопского императора Менелика Второго. Потом Российская Империя поддержит эфиопов в их борьбе с итальянцами, а ещё создаст существующий и по сей день русский госпиталь в Аддис-Абебе. Впрочем, это уже совсем другая история.
Как Николай Гумилёв встретил Бога Джа, при чём тут ящик вермута и почему эфиопский Харар называют африканским Зеленогорском?

Как известно всему человечеству, знаменитый русский поэт Николай Гумилёв не раз бывал в Абиссинии (а.к.а Эфиопия) и посвятил Африке больше стихов чем Святому Петербургу. Чего уж говорить, если даже Неву, в известном стихотворении, Гумилёв сравнивает с Нилом...
Значит, последний раз поэт побывал в Эфиопии в рамках экспедиции Музея антропологии и этнографии в 1913 году. В этой поездке было ещё больше куража и виража чем обычно - сомалийцы с копьями, сломанные железные дороги, ситуации, встречи с интересными людьми.
Одна из таких интересных встреч, случилась с поэтом в городе Харар, что на востоке Эфиопии. Сейчас это место известно обывателю знаменитыми гиенами, а в 1913 -ом, это ещё и важнейший политический центр страны. Более того, Харар был тогда настоящими воротами в Абиссинию! И чтобы официально продолжить свой путь по стране, путешественники должны были получить от губернатора Харара специальную бумагу. Губернатором в 1913 году был некто Тафэри Мэконнын, человек знатный, но малоизвестный в широких кругах. Собственно, к нему и отправился прибывший в Харар Гумилёв. При чём, отправился не один, а в компании ящика вермута, который хайли рекомендовали взять в качестве подарка местные армяне. Гостей губернатор принимал в яркой усадьбе, которую Гумилёв потом нелестно сравнит с дачами на Карельском перешейке: "Дом напоминал не очень хорошую дачу, где-нибудь в Парголове или Териоках".
Важно отметить, что ящик вермута не помог русскому поэту получить заветный пермит. То есть, губернатор Рас (амх."князь") Тафэри алкогольные напитки и самого Гумилёва с благодарностью принял, а разрешение на дальнейший маршрут дать не смог. Мол, это не он решает, а люди в Аддис-Абебе и всё такое. Получив отказ, Николай Степанович (видимо, в качестве компенсации за вермут) предложил губернатору небольшую фотосессию его самого с семейством. Неожиданно, Рас Тэфари согласился и даже супругу позвал фотографироваться. Так и появилась одна из первых фотографий Раса Тафэри, потомка царя Соломона и царицы Савской, будущего «Льва-победителя из колена Иудова, избранника Бога, царя царей Эфиопии», императора Хайле Селассие. Но для нас самое главное, что именно вокруг его имени , на далёкой Ямайке, оформилось новое религиозное движение - растафарианство (помните, Боб Марли вот это всё?) согласно которому, харарский знакомец Николая Гумилёва, никто иной, как воплощение (Бога) Джа и чёрный миссия из рода Царя Давида. Интересно, что в 1960-ые Хайле Селассие посещал Ямайку, где его действительно встречали как живого бога, но на вопрос - считает ли он сам себя миссией и Джа? Рас Тафэри отвечал уклончиво и загадочно: - Сложный вопрос, сам-то я не растафари, но уважаю ребят, они имеют право на свой взгляд и так далее. Трагическая гибель настигнет Хайле Селассие в 1975 году. Однако, культ Раса Тафэри продолжит своё развитие и повлияет на формирование музыки регги и возникновение растаманской субкультуры. Впрочем, это уже совсем другая история.
Многих интересует вопрос, а были ли родственниками Александр Пушкин и Александр Дюма? Давайте порассуждаем. Так сказать, в порядке бреда.
Начнём с Пушкина. Как известно, прадед главного русского поэта Абрам Ганнибал был первым в Европе африканцем достигшем такого высокого положения. Не буду сейчас рассуждать про белых крепостных, про первого черного генерала и прочие сюжеты - ибо это отдельная история. Давайте сфокусируемся на самом происхождении приёмного сына Петра. Веками мы считали, что Абрам Ганнибал - эфиоп. Такое мнение было связано со многими причинами. Однако, скорее всего, наш герой родился не в Эфиопии. Например, одна из наиболее популярных современных версий гласит, что Абрам Петрович ( а.к.а Ибрагим) родился на территории нынешнего Камеруна, на брегах озера Чад, в деревне Логоне-Бирне населённой народом котоко (ребята, кстати, до сих пор там живут и страдают от террористических бармалеев из Боко Харам).
Если довериться этой теории, то прадед Пушкина, как бы, камерунец.
Ну камерунец и камерунец - скажете вы. При чём тут Дюма?
А вот какая история. Бабушка создателя "Трёх мушкетёров" тоже была африканкой. С острова Гаити. Но куплена была на территории современного Габона, а привезена туда была из... южного Камеруна. Так что получается, предки Александра Дюма, тоже , как-бы камерунцы. Но в отличии от предков Пушкина с юга, а не с севера. И если Абрам Ганнибал был предположительно котоко, то Мария-Сессета Дюма (бабушка французского писателя) была представительницей народа фанг. Так что родственниками африканские предки Пушкина и Дюма не были и вряд ли встречались. Даже их путь в неволю был разным, будущий Абрам Петрович был похищен и продан в рабство по арабо - османской линии, а будущая Мария -Сессета через местных работорговцев попала в неволю к европейцам на Эспаньолу (Гаити) ...
Интересно, что днём освобождения Африки считается 25 мая 1963 года, но рабство на континенте по прежнему присутствует в ряде стран и регионов. Впрочем, это уже не имеет отношения ни к Александру Сергеевичу, ни к Александру Тома-Александровичу и вообще совсем другая история.
Мы все слышали имя барона Карла Густава Маннергейма. Кроме всего прочего, это казалось бы самый известный финн ( я знаю,что он швед) в истории Средней Азии. Здесь воспоминается и Азиатская экспедиция и фотосессия с Курманжан Датка (помните? Та самая всемогущая и демократичная правительница алайских кыргызов) и многое другое. Однако, были и другие выходцы из Финляндии оставившие свой глубочайший след в истории региона и самым ярким из них, безусловно, был Каарло Эдвард Кивекяс -русский офицер, генерал, впоследствии Верховный главнокомандующий Силами обороны Финляндии. Впрочем, в Средней Азии, а точнее на Памире, Кивекяс запомнился совсем другим. В горных кишлаках до сих помнят имя этого человека как защитника и друга. Он участвовал в отражении отрядов афганцев и спасал горцев от произвола властей эмира Бухары (что, кстати, не помешало ему получить два ордена Благородной Бухары). Интересно, что настоящая фамилия Кивекяса была Бэкман и нет, это не то, что вы подумали. Как бы сказала моя бабушка - "он совсем не аид". Просто в то время, финны довольно часто носили шведские и немецкие фамилии (помните, например, улицу имени Шотмана в Веселом посёлке? Шотман - финн) , а герой нашего повествования дико топил за финскую национальную идею, мол, как-нибудь без шведских баронов обойдёмся, сами и Нокиа придумаем и табуретку для Икеа. Поэтому и сменил Бэкман фамилию на Кивекяс.
Итак, отважный финн прослужил на Памире больше чем кто-либо другой и фактически, был одним из основателей современной памирской столицы, города Хорога.
Считается, что именно он, по окончанию "Большой игры" (про неё ещё поговорим) предложил перенести русский пограничный пост на афганской границе в Хорог. Начальство в Ташкенте было против - "Зачем нам пост среди гущи местного населения ? Это капкан."
- "Для кого капкан, а для кого крепость" - уверенно ответил Кивекяс и таки перевёл отряд в Хорог.
Позже, по его сценарию была организована первая школа, построен мост через Пяндж.
Каарло Эдвард Кивекяс (Эдуард Карлович), что называется "горел" Памиром. И памирцы платили ему тем же. Для него местные горцы действительно были не крепостными, но крепостью.
Интересно, что они с женой Елизаветой Мединской удочерили памирскую девочку - Гульбегим (Ольга), которая, впоследствии вышла замуж за Кустаа Лоиканнена, личного переводчика с /на русский язык президента Урхо Кекконена. Того самого Урхо Кекконена, который не только проводил, но и формировал советско -финскую послевоенную повестку, а помогал ему в этом зять Эдварда Кивекяса - Кустаа. Впрочем, советско-финские отношения, это уже совсем другая история.
Сегодня, на Памире есть фонд имени Эдуарда Карловича, отель "Кивякас", планируется назвать его именем улицу в Хороге.
Вот так, неожиданно, житель Терийоки (а.к.а Зеленогорск), будущий русский генерал и будущий главнокомандующий финской армией оказался в водовороте истории региона куда и сейчас, даже из Душанбе - 17 часов на джипе...
Красные" и "чёрные"
Мало кто знает, что загадочные эфиопские афро- евреи (а.к.а фалаша), не только сами по себе выделяются на общееврейском фоне, но и дополнительно делятся на две группы внутри себя - "красные" и "чёрные". Значит, "чёрные" - более смуглые, а "красные" - менее.
В самой афро-еврейской тусовке считается, что более смуглые - потомки рабов менее смуглых, впрочем, сами "чёрные" фалаша полагают, что они не были рабами, а кожа у них такая смуглая из -за эфиопского солнца, мол, загорели за столько веков, Африка между прочим. Интересно, что среди этих "черных" фалаша бытовало предание, что ребята побелеют (хотя бы) до уровня "красных" по возвращению в Израиль. Впрочем, "красные" фалаша им не верили. А зря.

Вообще, с эфиопскими евреями и всё не так однозначно и мы многого не знаем.
Непонятно, откуда они взялись в Гондэре да в горах Сыменских. Впрочем, в истории Эфиопии есть упоминания про евреев. Ну и в арабской истории. Также интересны народные эфиопские легенды.
В частности, среди окружающего фалаша эфиопского населения было распространено мнение, что евреи умеют превращаться в гиен. При чём, никакого расизма и никаких рабов! Все честно. В гиен умеют превращаться все евреи, и "красные" и "чёрные".
В продолжении предыдущей истории. Синагога и кладбище в эфиопском еврейском местечке
Ну и немного бумажного Афганистана, ибо не интернетом единым
Я часто слышал историю, что курды - это такие цыгане. В смысле, слышал от людей простейшего типа. Хотя, нет. Начнём с другого..
Когда -то я думал уехать изучать турецкий язык и мусульманскую культуру в Ардануч, что в турецкой провинции Артвин. И таки уехал, но оказался не в Ардануче, а в Нигде (это город в Турции). В университетском общежитии Нигде не было цыган, но были лазы из Ардануча. Если что, лазы - это такие специальные мегрелы. То есть не мегрелы, но близкие к мегрелам, турецкие грузины- мусульмане. Так вот. Они рассказывали, что турецкий я бы в Ардануче не особо выучил, ибо многие жители этого города - курды. В свою очередь, сами курды, которые тоже учились в Нигде, говорили,что это не правда. Мол, во первых, в Ардануче все говорят на турецком, даже те кто гонят чачу, а во вторых, в кварталах Верхнего Ардануча живут совсем не курды, а цыгане, просто говорят эти цыгане на курманджи...
И это, кстати, правда. Называют этих ребят - мыртывы. Они часть цыганской общины дом или как говорят арабы - навар. Живут они и в Евлахском районе Азербайджана, и в Армении раньше жили. Собственно, родственники армянских цыган боша. И действительно, говорят арданучские на курдском и по религии, мусульмане -сунниты. Поэтому их часто путают с курдами. Тут вспоминается история израильских цыган. Они пытались доказать евреям, что они не арабы, а цыгане. Но учитывая, что их язык - арабский, а религия - ислам, евреи их отправили к арабам. Тогда они попытались доказать уже арабам, что они просто такие особенные арабы. Типа, бедуины. Но арабы им не поверили, отправили к евреям... И так по кругу. А сейчас ещё деньги румынского конгресса. Впрочем, это уже совсем другая история.
Ну и уже традиционная зимняя трилогия об истории и географии Ближнего Востока
Когда в России говорят - я наполовину египтянин (-ка), мы сразу понимаем на какую половину. Также и в случае с турками и в случае многих других арабских стран, Ирана, Пакистана и даже Индии. Исключение составляют истории, где у арабской невесты, например, мама русская. Впрочем, не только. Например, последний король Египта Фарук был женат на Сафиназ Зульфикар, отец которой был кавказского происхождения ,но всё же, она египтянка. Тем более , что и сам Фарук был балканского происхождения. Тогда это было не важно, главное, чтобы знатный род. Так -то Николай Второй тоже не совсем славянин, а королевская семья Швеции не совсем потомки викингов. Так вот, младшая дочь египетской королевской четы, принцесса Фадия в начале 1960-ых изучала живопись в Швейцарии, где и познакомилась со своим будущим мужем, князем Пьером Алексеевичем Орловым. Из тех самых Орловых. Сыновей назвали Мишель-Шамиль и Александр-Али. В общем, по разному бывает. Хотя, конечно в современном Египте, где проживают тысячи египетско -российских семей, мне неизвестна ни одна, где муж был бы россиянином, а жена египтянкой (без советской мамы). Впрочем, если мне неизвестно, ещё не значит, что таких нет.
Известно,что интернет чуть более чем полностью наполнен всякими цитатами известных людей. И все верят. Ну или почти все. И , конечно, вера сия - от симпатий зависит.
Интересно, что доверие разным непонятным цитатам началась задолго до интернета.
Так, В.И.Ленин никогда не говорил,что Достоевский - архискверный писатель. А многие, в советское время в это верили. Хотя, согласно Льву Лурье, историю с архискверным писателем придумал лично Бонч -Бруевич, который был патологическим вруном. Поэтому (или не только поэтому) в определенный период советского времени, Фёдора Михайловича не особенно почитали, музеи ему не открывали, из школьного курса и ВУЗов , писатель был вычеркнут. Правда, при Хрущеве отношение к Достоевскому изменилось. Впрочем, это уже совсем другая история. Так или иначе, чемпионом по цитатам в интернете является, конечно, Сталин. Тут, чего только не встречается! И "После моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её", и "Бабы ещё нарожают " (тут с И.В. спорит Жуков с Суворовым, впрочем, никто из них ничего подобного не говорил), и про атомную бомбу и соху (Черчилль этого, естественно, не говорил). И про "Нет человека - нет проблемы" - тоже фейк. Как и цитата Ленина про «Любая кухарка может управлять государством».
Да, и если что, история с фейк-цитатами - это не что-то особенное, встречающиеся только в СССР и на постсоветском пространстве.
Например, Мария -Антуанета никогда не говорила  «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!». Это, вроде Жан -Жак Руссо придумал. А может и не он...
В общем, все любят верить в то, что соответствует их убеждениям и подтверждает их позицию. Потому что во все времена и у всех человеческих сообществ, "наши" - всегда разведчики, а "их" - всегда шпионы.
Ну а мы продолжаем с нашей постоянной рубрикой - искусство народов мира. Я уже рассказывал историю про ковёр 1982 года с картой Афганистана и про работы узбекского художника Жамшида Чоршанбиева, теперь же немного о безымянной живописи с улиц марокканской Эс-Сувейры. Несмотря на то, что эти картины массово продают на улицах города начинающие художники и ,может быть, они не представляют особой художественной ценности, зато удивительным образом передают атмосферу Эс-Сувейры, одного из самых колоритных городов планеты. Если вам когда-нибудь нужно будет вдохновение для чего угодно - отправляетесь в Эс-Сувейру и всё придёт.
Муаммар Каддафи - француз или всё -таки еврей?
Спойлер: ливийский араб.
Но обо всём по порядку. Значит, какое-то время назад в Израиле появились, нет , не дети лейтенанта Шмидта, а родственники Муаммара Каддафи. "Родственники" лидера ливийской революции появились не одни, а с историями о Рахель, дочери еврейского мясника, которая вышла замуж за араба, приняла ислам и родила мальчика Муаммара. Где должна была познакомиться еврейка, дочь городского мясника с бедуином и кто ей позволил такое поведение - "родственники" не уточняют.
Вообще, интересно, что еврейские "родственники" постоянно находятся и у Саддама Хусейна, и у Ахмадинежада, и даже у Ясира Арафата. Впрочем, Арафат реально выглядел как сапожник дядя Боря. Однако, про Арафата в другой раз, вернёмся к Муаммару Каддафи. Если евреи претендуют на маму ливийского повелителя шатров, то французы, точнее корсиканцы - на папу. Тут как говорится, у кого какая Галаха.
Легенда о корсиканском происхождении Каддафи родилась на страницах правой французской прессы в 1977 году. Видимо, под девизом - "наш слон". Потом об этой истории забыли, но благодаря интернету снова вспомнили и даже Сергей Минаев посвятил этой теме сюжет. Итак, собственно история. Во время Второй мировой войны, самолёт храброго французского лётчика, корсиканца Альбера Прециози был сбит в воздушном бою над ливийской пустыней. Считается, что корсиканец умирал от жажды и увечий, когда его заметили местные бедуины. В своих шатрах кочевники выходили сбитого лётчика и где-то через месяц Альбер Прециози уехал в Иваново. Почему в Иваново? Это отдельная, при чём совершенно серьезная история. Как-нибудь обязательно про это напишу, сейчас лишь отмечу, что реальный лётчик Альбер Прециози героически погибнет 27 июля 1943 года. 25 августа 1943 года газета «Красная Звезда» опубликовала указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении «капитана Прециози Альберта» Орденом Отечественной войны II степени.
Но вернёмся к легенде. Значит оказывается, во время своего лечения в шатрах бедуинов, у Альбера Прециози закрутился роман с местной арабкой, но ,как мы уже знаем, вскоре лётчик улетел и вернуться уже не смог, как и не смог узнать, что его возлюбленная родила мальчика...этим мальчиком и был , нет, не Альберт Эйнштейн, а Муаммар Каддафи.
Если серьезно, то Муаммар Мухаммад Абу Меньяр аль-Каддафи родился в бедной бедуинской семье Мухаммеда Абу Меньяра и Аиши бен Ниран. Их племя кададфа кочевало с козами и верблюдами по пустыне в районе города Сирта, но дружбы с семьями еврейских мясников не водило, да и у девушки -бедуинки вряд-ли могло "закрутиться" со сбитым французским лётчиком.
Рубрика "до того, как стал известным".
Шавен, он же Шефшауэн, он же ⵜⵛⴻⴼⵜⵛⴰⵡⴻⵏ.
1979 г.
Интересно, что многие народы, я бы сказал - почти все, ведут нескончаемые кулинарные баталии. Ведь это так важно, кто придумал какой суп, кем по национальности были первые квасители капусты и лепщики пельменей, кто первый шавермье , а кто фалафельмен.. и это мы не ещё говорим о фиш энд чипс и хаггис! Общий нарратив сих историй таков - вы у нас украли рецепт по которому издревле, наши благородные предки (а не ваши неблагородные и неблагодарные!) жарили картошку! На самом же деле, все у всех всё и всегда заимствовали. Тем более, что триста лет назад национальностей ещё не было, а значит не было и национальной кухни.
И только с морковью по корейски - нет вопросов. Я уже писал, что ее придумали советские корейцы в 1938 году. И больше никто на неё не претендует. А зря. Хорошая ведь история.
Друзья! Уже через неделю, я буду рассказывать про Ближний Восток. Мы поговорим о формировании современных стран региона, узнаем не только о смене кавказских правителей на балканцев, но и обсудим Сирию, появление национальностей, поговорим о Йемене и Алжире, про Наполеона, про почему Ливан был первым и про многое другое.