АНДРЕЙ ТКАЧЁВ
127K subscribers
947 photos
224 videos
3 files
681 links
Проповеди отца Андрея Ткачева.
加入频道
В молебном каноне Богородице есть несколько Чудных наименований Иисуса Христа. Напрмер, "Ты бо Богоневестная, Начальника тишины, Христа родила еси, едина Пречистая"
Начальник тишины. Произнесите эти слова и помолчите. Прислушайтесь. В ушах у нас вечно шумит, даже если молчит телевизор и не играет музыка. Толпы помыслов жужжат, как комары. Не удивительно, что голос Христа слышен плохо и мало. Ибо он звучит в тишине, которой так мало, которой почти нет. Христос - Начальник тишины. Это не придуманное слово. Это от Духа Святого.
Еще Господь назван в кононе "Сильным крепостью", "Благосердным" или вот еще: "Исполни, Чистая, веселия сердце мое, твою нетленную дающи радость, веселия родшая Виновного"
Христос - Виновник, т.е. Причина веселия. Кто знает Христа подлинно, тот веселится Божественно. Где Христос действительно есть, там печали испепеляются и является подлинное, безгрешное веселие. Без Него мир, это океан уныния или буйного беснования.
Вот еще слово: "Волителя Милости, Егоже родила еси, Мати чистая, моли избавитися от прегрешений и душевных скверн..."
Христос - Волитель Милости. То есть, Его воля есть та, чтобы пролить милость на несчастный род человеческий.
Христос - Тот, "Кто отнял всякую слезу от всякого лица". Христос - Исполнение всякой Радости и Губитель греховной печали.
Имея доступ к Престолу милосердного Спасителя через молитву Его Матери, христанин узнает по благодати САмого Виновника всех благ, и называет Его теми именами, которые сам выдумать не может.
Христианство невозможно придумать или нафантазировать. Оно целиком свыше, пролитое, как дождь на сухую землю. Деятельное познание Иисуса Христа, собственно, и есть Христианство в своей вечной свежести и жизненности. Да благословит нас Христос непрестанно помнить о Нем и возрастать в любви к Нему до неразлучности.
Люди хотят долго жить. Не знаю, зачем. Просто хотят. Диеты блюдут, к врачам ходят, пластики, лепосакции, массажи, санатории и прочая... А вот Иов Почаевский, ему же память завтра. Прожил 100 (!) лет. С 10 лет монах. Сладкого не ел, на мягком не спал. Труд и труд, молитва и молитва. И так сто лет. Мощи нетленные. Молится и ныне, как Ангел.
А с ним рядом в тот же день - Димитрий Ростовский. Его отец, Савва Туптало, все войны Хмельницкого пронес не плечах, полковник, пять детей родил. Дожил до 103 лет! Сын - монах, а потом Митрополит и Житий святых составитель. Три дочери - монахини. Еще одна замуж вышла. Потом овдовела и тоже постриглась. Одна из ее дочерей дожила, опять таки, до 103 лет.
Что за люди? Крепкий корень, сильный дух. Бога любят, в Царство стремятся. Но и временную жизнь им Господь благословляет.
А нынешний человечек любит только себя, дрожит над собой, высших ценностей знать боится. Хочет вечно на земле жить. А нет, так хоть подольше. А в итоге тянет до 70-ти и, как развалина и бесполезная руина, дотягивает до несчастного порога. Склероз, трясущиеся руки, потухшие глазки... Зачем это все?
Кто Богу Небесному не служит, тот и на земле живет, как червь или крот. Даже не на земле, а под землей. Мыслями землю роет, на небо очи не возводит.
Горе великое. В псалмах сказано - Я сказал: вы боги. Вы же, яко человеки умираете, и как один из князей падаете"
Надо, чтобы сердце возносилось вверх, как на Литургии: Горе имеем сердца. Тогда вернее и земное устроится. Иначе - крах здесь и крах там. Великое горе, но мало кому заметное.
Новый спикер Палаты представителей Майк Джонсон, относится к тем евангелистам, которые уверены: Бог благословляет Америку пока Америка во всем содействует Израилю. На этот счет протестантские пасторы наговорили кучу проповедей. Спорить с ними бестолоку, но разбираться в вопросе надо.
Христос не отделяет Себя от иудейского народа, когда говорит самарянке: Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем чему кланяемся, ибо спасение от иудеев (Ин. 4:22). Здесь, как раз, американскому юдофилу есть где разгуляться. Христос Себя соединяет с еврейским народом, служащий Христу должен, таким образом, служить и еврейскому народу.
Так бы и было, если бы это была единственная цитата. Но есть другие. В последней беседе Иисус отделяет Себя от Своих убийц, говоря: Да сбудется слово, писанное в законе их - "возненавидели Меня напрасно" (Ин. 15:25) Здесь уже Он о Себе и иудеях не говорит "мы", но "Я" и "они". И закон, это закон "их". Пришедши в мир, как Мессия еврейского народа, через Крест и Воскресение он становится Спасителем всего мира. И накануне Страдания уже отделяет Себя "от своих, которые Его не приняли" (Ин. 1:11)
Еще жестче об иудеях говорится в Откровении. Ангелу двух Церквей - Эфесской и Филадельфийской - говорится о неких "иудеях, которые не таковы, но сборище сатанинское" (Откр. 2: 9 и 3:9)
Очевидна общая тенденция. В начале и середине Библии Израиль благословен всякими благословениями. Но ближе к концу, как Евангелия, так и всей Библии, тон речей в отношении Израиля становится все строже и строже. Благословения остаются, но они не безусловны и не на всех распространяются. Нужна вера, а она не у всех. У Павла вообще говорится, что не всякий тот еврей, кто по крови от Авраама. Кровяные отношения - в сторону. Важно духовное помазание и верность, от чего большинство Богоизбранного народа отказывается, отрекается.
Даже имя Израиля больше безраздельно евреям не принадлежит. Церковь Христа, это духовные дети Авраама и Новый Израиль.
Так что дух протестантской ревности о бузусловной помощи Израилю следует признать поверхностным и плотским. Духовности здесь так же мало, как мало ее в большинстве израильтян, успешно копирующих все грехи Западной цивилизации. Как и во времена Исайи ценен только малый остаток, а прочее большинство рискует сделаться как Содом и уподобиться Гоморре (См. Ис. 1:9).
*
Отрадно одно: все сильнее и настойчивее в общественный дискурс входит отсыл к Библейским текстам, чего ни в советский, ни в предреволюционный период в России не было.
В 1948 году в стенах Московской Духовной Академии Патриарх Алексий Первый произнес слово о церковном пении. Проповедовать тогда Патриархам, мягко говоря, было не с руки. Но Святейший говорил, хоть и редко, но метко.
В том, упомянутом слове, он отметил, что, утратив молитвенный дух древности, пение ныне по местам стало подобием "бесплатных концертов, привлекающих публику, а не молящихся". Пришедшие "послушать пение" спокойно покидают храм, после длиннейшего и вычурного "Ныне отпущаеши", или слушают Евхаристический "концерт" и покидают храм, не поклонившись Святым Дарам.
Стремясь угодить подобным "ценителям", регенты изощряются в подборе сложных произведений, тогда как простое ухо простого богомольца нуждается вовсе не в этом.
Советская практика действительно рождала множество издевательств над Богослужением. Так было и до революции, когда дух обмирщения убивал молитву, в советское же время расслабленность получила объяснение внешней стесненностью.
И вот стало практикой опускать 102 псалом на втором антифоне, и сразу петь "Единородный Сыне", вместо шести псалмов на шестопсалмии нередко читали два или три псалма. Кафизмы опускались вовсе или издевательски читались пару стихов на "Славу". Святейший счел нужным говорить в те трудные годы о сохранении того малого, что еще осталось.
Ныне мало внимания уделяется глубине и благодатности Богослужения. В крайнем случае могут попенять на облегчение Устава. Но главная цель Богослужения - явление Христа в общине и молитва едиными устами и единым сердцем - требует внимания сегодня, как и всегда.
Богослужение, будучи понятым и возлюбленным, дойдя до каждого богомольца, становится мечом, столь отточенным, что рискует всякого врага рассекать надвое. Это - живое учение Церкви. Это - Ее непрекращающася история. Это голоса Христа, Богоматери, Симеона Богоприимца, Серафимов и Ангелов, звучащие прямо здесь и сейчас.
Воистину, с чего бы не начал, впереди тебя ждет сила Божия и слава Его. Можно начинать с народного пения и чтения. Сей путь прямой и в нем нет лукавства.
Во вчерашнем чтении о гадаринском бесноватом бесы просят Христа не отсылать их в бездну, но позволить им войти в свиное стадо. То есть на заселение в свинью бесу нужно разрешение от Господа. Настолько ограничены их возможности и, при абсолютной злобе, зависимость от Бога остается.
Но как же тогда в пустыне искуситель показывал Иисусу Христу весь блеск земных царств с обещанием все это дать Иисусу в замен на поклонение? Вроде бы он всеми царствами владеет, а тут войско его умоляет о каких-то свиньях? Пусть бы себе заселились в те самые дворцы, которые Христу были показаны. Но нет.
Власть дьявола над царствами, это обман. Чем-то он и правда владеет, командует там, где грехи и страсти кипят. Но полной власти у него нет нигде. И предлагает он не то, чем обладает, а лишь соблазняет видимостью, демонстрирует рекламный ролик. Зовет себе поклониться и обещает золотые горы. Но если кто поклонится, то с ужасом узнает, что обещанное ему не дадут. Все служащие бесу, обмануты. Они попадают в черную власть, а когда приходят за наградой, слышат отказ. Нету и не будет! Нет того, что было обещано. Это, мол, не мое. А ты не рыпайся. Продолжай выполнять приказы, ибо уже одно поклонение совершил, теперь всю жизнь будешь служить и кланяться.
Вечная молодость, всемирная власть, непрестанные удовольствия - мираж. Бог продолжает править миром и власти Своей не отдаст никому. И тот, кто соблазнился блеском всемирных царств, будет выпрашивать возможности расположиться на время внутри пищеварительной системы нечистого животного.
Время и как его правильно распределять. Отец Андрей Ткачёв
dzen.ru/video/watch/6557a8b31d01694c410c9c34

https://youtu.be/hm0UL5iDngg
Что такое гражданская война в лицах?
На Сен-Женевьев под Парижем похоронен Зиновий Алескеевич Пешков. Урожденный Залман Михаилович Свердлов. Родной брат черного гения Революции Якова Свердлова. Не оборви "испанка" жизнь этого Яши, был бы в русской истории Троцкий "номер два"
Залман сблизился с Горьким и увлекся театром. Крестился. По законам Империи получил фамилию и отчество крестного, которым был Горький. Его именем стало имя Зиновий. Отец отрекся от сына в строгом соответствии с еврейской традицией. (Известная "Поминальная молитва" Шолом Алейхема, это когда отец заживо отпевает дочь, вышедшую замуж за христианина)
Оказался во Франции. В Первую Мировую воевал под Верденами и потерял правую руку. По самое плечо. Отец сказал, что так именно и действует родительское проклятие.
В последствие Зиновий работал на дипломатической службе. Освоил ряд языков, в том числе китайский и арабский. Служил офицером в Марокко, дипломатом - на Тайване. Дружил с де Голлем. Участвовал в Сопротивлении. Его жизнь, разделенная на части, в каждой из частей была бы достаточна по насыщенности для отдельно взятого человека. В возрасте 82 лет умер и был погребен, и иконой на груди, на русском кладбище под Парижем. По завещанию его погребли у подножия кенотафа княжны Вики Оболенской - связной Французского Сопротивления - гильотинированной немцами в конце войны.
И Яков, и Зиновий - единоутробные братья от одной крови. Кровь одна, материнское молоко одно.
Как говорится, "из одного дерева - и Крест, и лопата".
То же самое происходит на Украине, где бывшие русские массово сходят с ума, а природные украинцы сохраняют веру и совесть. Замес серьезный. Кровь ничего не решает. Все решает совесть и личный выбор. Такова гражданская война.
И вроде жив и здоров
И вроде жить - не тужить
Так откуда взялась печаль?

Так пел Цой в свое время, точно подметив, что сытость и здоровье могут идти рука об руку с непонятной печалью.
Хотя, почему непонятной?
Душа ушла от Господа на далекую страну. Совсем как блудный сын. И печально в этой стране.
"Познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе" (Иер. 2:19)
Чем развеселите вы огорченную душу? Разве только отвлечете ее каким-то суетным шумом, после которого, как в похмелье, суета и пустота оказываются еещ хуже, еще глубже. Это диагноз целой эпохи.
*
Сердце человеческое истомилось и исчахло. Так бывает с развратником, утомленным от грязных дел своих. И как бы он на показ не бахвалился греховными успехами, чахлое сердце предаст его и заставит лицо мрачнеть, а уста - изрыгать похабные шутки, причем без всякого веселья.
Иезекииль говорит грешнику: Как истомлено должно быть сердце твое, говорит Господь Бог, когда ты все это делала, как необузданная блудница (Иез. 16:30)
*
Писание умеет подобрать слова, глубоко входящие внутрь души и точно отвечающиме на затаенную боль. Если нас приучат советоваться с Писанием, если мы привыкнем искать краткие часы тишины и, открывая Пророков и Евангелие, заносить свет в темные душевные подвалы, нам станет реально легче. Христос лечит душу и слова Его - пластырь.
Итак: Остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и распросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер. 6:16)
На фоне общего недоверия к менеджерам в галстуках, которые от имени народа решают большие дела, к власти приходят очень чудные персонажи. Аргентина не даст соврать. Мужик, Милей, кажется, с бензопилой придумал себе неплохой имидж, направленный на молодежь и протестный электорат. Что у них будет дальше, это все скоро увидят. Аргентина в 20-м веке переживала диктатуры, правление хунты, сбрасывание людей с самолетов (т.н. "грязная война"), дефолты и еще много чего. Продолжение следует. Теперь предлагается разогнать кучу министерств, легализовать наркотики, проституцию и торговлю органами, отменить нац. валюту.
Интересно, что на Украине это де-факто уже произошло. Все всё считают в долларах и от долларов полностью зависят. Торгуют органами, легализуют проституцию и наркотики, двигают тему ЛГБТ. Клоуны при власти не так смешны, как может показаться во время выборов.
Важнее символический отказ (пока только задекларированный) от своей валюты. Это реальное избавление от суверенитета. Потом только останется убрать флаг с гимном и начать говорить на английском суржике. В той же Украине английский не раз предлагали сделать вторым государственным.
Разрушение национальных государств, это необходимый шаг для будущего воцарения Антихриста, этого всемирного царя на малое время. Национальные гос-ва мешают. И остаточная христианская религиозность. Нужно в большом миксере смешать всю политическую карту, попутно лишая людей корней и совести. Кто против, тот "реакционер" и враг прогресса.
Война в Палестине тоже укладывается в эту схему. Вот и американские проповедники уже открытым текстом говорят о необходимости гнать палестинцев в шею и строить Третий Храм. Чтобы исполнилось написанное: "В храме Божием сядет он, как бог, выдавая себя за бога". Далеко Агрентина от Палестины, но процессы связаны.
В области религии следует ожидать продолжения трех тенденций. 1) Экуменизм. 2) Местное язычество, под соусом возвращения к корням. 3) Бытовой атеизм в союзе с бытовым магизмом, когда Богу не молятся, но к гадалкам ходят. Вместо покаяния и Писания - чакры, мантры и экстрасенсы.
Это глобальный проект. И его реализация - дело не одного года. Разрушать и переформатировать придется много и долго. Но работа начата давно.
Вот же ж времена настали. Каждый маленький человек вынужден мыслить глобально. Иначе ему предложат кружевные трусики, а потом, со всей страной вместе, окунут в кровь по самые ноздри.
Интересно так же то, что Украина именно под лозунги о национальном возрождении реально лишилась субъектности, и на глазах умирает. Милей может передать пилу Зеленскому. Это более органично. Потому что Майдан, это "Пила -2", снятая в реале на американские деньги и по американскому сценарию.
Сказал один румынский духовник, бывший узник концлагерей и тюрем за веру:
- Вы спрашиваете меня о беззакониях детей и молодежи, а стариков куда подевали?
Это точно касается нас, притворно сокрушающихся о грехах молодого поколения, но не дающих себе труда понять, что безбожная молодежь, это только "яблочко от яблоньки".
Молодые, мол, то, молодые сё. А ведь старые сплошь безбожники. Те, которые уже по возрасту должны не покидать храма и полюбить молитву, не молятся вообще. Живут, прилипши умом и глазами к телевизору, и не дают младшим никакого благого примера.
Если старик не молится, то какой же он старик? Юное безумие в сердце его, и, не ровен час, самые юные похоти тревожат его дряблую плоть. Молодым хотелось бы учиться у старых, но старые не умеют учить. Пусто проживши жизнь, они не имеют в сердце и на языке нужных слов назидания.
Поэтому иногда стоит прекратить лицемерные оханья о молодежи. Безбожные старики и безбожные взрослые родили и воспитали их. А те всего лишь умножили данный им "черный талант". Дед блудил тайком, отец блудил уже явно, сын окунулся в разврат и закончил гомосексуализмом. Это цепочка. Проследите откуда она началась.
И прежде нежели позовете юных, а они откликнутся, позовите старых. Если в ответ будет тишина, то не сильно гневайтесь на молодых. Далеко не во всем они виноваты. Старики виноваты больше.
В Рождественский пост можно, при желании, добровольно уподобиться трем волхвам. Те издалека шли к колыбели Великого Царя. Научило их небо, за которым они наблюдали.
И мы, приближаясь к Рождеству, движемся. Осознанно движемся к колыбели Спасителя. Воспринять пост, как путешествие - в наших силах.
Вохвы несли с собой три подарка: ладан, золото и смирну. Богу - ладан, Царю - золото и пахучее умащение - будущему Мертвецу, Который искупит нас Своею смертью. Все три дара - одному Христу, Который, хотя в те дни и слаб, как младенец, однако Он и Царь, и Бог, и искупительная Жертва.
Если мы, как волхвы, пойдем к Вифлеемским яслям с подарками, то ладаном назовем молитву. В посту нужно молитвы умножить. И не только умножить, но и углубить. С сердечным напряжением и умным вниманием нужно будет прочесть пророков, пропеть псалмы и совершить иные усилия.
Золото, это всякая добродетель, источник которых - Христос. Сказано: Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное" (Откр. 3:18) У Христа терпение, сострадание, мужество, воздержание. Кратко сказать, у Христа - ВСЕ.
Хоть что-то из этого приобрести надо. Напряжемся простить врагов. Постараемся не празднословить и не сквернословить. Поборемся с бесом лени и тяжкого уныния. Хоть что-то постараемся принести Христу к колыбели.
А смирна, это гробное вещество, которым мертвых мажут. В нашем отношении, это память смертная и молитва за усопших. Дал бы Бог, чтоб как можно больше христиан пустились в добрый путь по стопам Мельхиора, Балтазара и Гаспара, и по пути запаслись духовным золотом, духовным ладаном и духовными благовониями.
В Сам Праздник Рождества и даже в преддверие Его такие христиане переживут, как подарок от Господа, обновление веры в сердцах своих. Будут у них драгоценные слезы и сокрушение сердца, которое Бог не уничижит. Они почувствуют, что словно впервые уверовали. Не на кончике языка и не на поверхности праздного ума, но в таинственной глубине сердец вспыхнет у таковых людей Имя Иисуса Господа. Вспыхнет, как звезда Вифлеема, чтобы уже не гаснуть.
Сегодня у Церкви память Григория Паламы. В сравнении с его постовой памятью во Вторую неделю Четыредесятницы, сегодняшняя скромна. Хотя в свое время имя Григория означало для Церкви Второе Торжество Православия. Его учение о священном безмолвии и обожении человека, об умной молитве и проч. составляет золотой запас Церковного учения, имея целью глубокое проникновение в сердцевину нашего существа и вселение Христа в человека.
Отметим сегодня, что подобно Василию Великому, Григорий рос и воспитывался в союзе с многими святыми внутри своей семьи. Элладской Церковью причислены к лику святых родителя Григория: Константий и Каллония, а так же еще четыре (кроме Григория) их чада: Феодосий и Макарий (братья) и Епихария и Феодотия (сестры). Все они были монахолюбивыми людьми подвижнического духа. Очевидно, святость родственников облегчала святому Григорию восход в горняя и глубокое проникновение в Тайну Боговоплощения.
Так он и умер, повторяя: В горняя! В горняя! Всю жизнь стремившийся к единению со Христом, как орел по смерти Григорий воспарил в иной мир, ожидающий боголюбцев. ЧУдно, что к его молитве присоединился со временем хор всех (!) его ближайших родственников.
Итак, перед нами великий святой, достигший опытом и объяснивший в слове великие тайны; и его семья, соединенная со своим сыном и братом в единой славе Христовой. Лучше нельзя прославить Церковь Божию, как явлением таких семейств.
На главных каналах страны - прямые включения с Всемирного Русского народного собора. Собор юбилейный - 25-й, будущий год будет посвящен семье, и на Соборе тема народосбережения, демографии будет звучать как одна из самых главных.
Сегодня память Гурия, Самона и Авива. Эти мученики издревле почитаются, как покровители христианского брака. Семья крепка Богом, и верой, и совестью, в Божией вере просвещенной. Иначе - мрак, т.е. измены, блуд, аборты, неумение простить и помириться, злоба негаснущая и проч. Деньги здесь не помеха, но одними деньгами всего не решишь. Дай Бог, чтобы небесные покровители супружества посодействовали духовному подходу в народе нашем к теме выживания и всемирному Вавилону сопротивления.
*
А еще сегодня память Паисия Величковского. Сей уроженец Полтавы с юных лет только Бога искал и на Афон ушел. А на Афоне нашел великое обнищание и почти полное забвение об умной молитве и внутреннем подвиге. Сей Паисий стал старые книги собирать и переводить, и на себе самом практиковать то, что именуется Искусством из Исскуств- деланием Иисусовой молитвы. От него началось великое возрождение умного делания в Молдавии и России. Старцы Глинские и старцы Оптинские - внуки духовные прп. Паисия.
*
Итак, судя по памяти святых, празднуемых ныне, в день начала работы Всемирного Русского Собора, России надо в широком смысле беречь семью, т.е.: трудиться, рожать, жить на земле, вон изгонять из пределов наших мерзости Содомские и Ханаанские. Превращать семью в Церковь.
А еще надо творить по мере сил Иисусову молитву. Господии Иисусе Христе, помилуй мя, грешного.
Это нужно и шоферу за рулем, и воину на боевом дежурстве, и монаху в келье, и чиновнику в рабочем кабинете. Господи Иисусе Христе, помилуй нас.
Вот и национальная идея России на ближайшую перспективу: Укрепление семьи и Иисусова молитва. Лучше не придумаешь.
Что такое Евангелие?
"Книжка такая. Ее моя бабушка читает" "Великий культурный памятник. Оттуда выросла вся культура Европы" "Что-то таинственное и тяжелое. Эту книжку дьякон на службах носит о поет оттуда. Красиво, но непонятно"
Есть еще много вариантов ответов.
А сегодня память Матфея евангелиста. И самый раз спросить/узнать/вспомнить, что Евангелие Христово, это Защита, Лекарство, яркий Светильник, Утешение...
*
Парфений Киевский в не таком уж далеком 19-м веке, ежедневно прочитывая все (!) четыре Евангелия, поминал многих живых и усопших при чтении. И видел однажды поле, заросшее страшным бурьяном. Не то, что прополоть, но и подойти было к этому полю страшно. Вдруг Огонь с неба упал на заросли и испепелил их. Голос при этом сказал: Парфений, бурьян это грехи тех, за кого ты молишься. А огонь, это благодать читаемого тобою Евангелия, попаляющая грехи.
*
Никто не мешает нам тоже превратить Евангелие в живой интсрумент защиты и помощи.
Пусть мать или жена читает слово Божие за ушедшего на войну сына или мужа, и на каждой главе просит "Словами Святого Евангелия сохранить и сберечь раба Божьего имярек"
Пусть кто хочет так же молится о больных, о заблудших и помраченных в разуме, и о всяком роде нуждающихся в благодати людей.
*
Сегодня память евангелиста Матфея. Бывший мытарь (налоговик) скорее всего был сребролюбец. Без этого греха вряд ли кто-то шел собирать налоги в те времена в Израиле. Но возлюбил Спасителя, оставил все и приобрел Бога. Можно прямо сегодня с Евангелия от Матфея начать активно использовать Живые Слова для своего спасения и спасения любимых нами ближних.
Любопытно, что бы написал/сказал Чаадаев, живи он сегодня? Тот Запад, который в его глазах единственно воплощал идею воплощаемого Божьего Града, сегодня заслужил бы каких слов? А Россия, столь им любимая и столь его пугающая, каких бы слов удостоилась?
Положим, мы остаемся при старом складе основных идей (а основные идеи и не могут никуда исчезнуть). Нам только насыпают кучу новых фактов, которые предстоит осмыслить. Что мы имеем в случае Чаадаева?
История продолжает оставаться Божиим планом созидания в мире Царства Божия. Хриситос воскрес, Церковь существует, миссия осеменения плоти мира Божественными логосами продолжается.
Только Запад отпал от первенства, и как когда-то первый из Ангелов, сделался буквально сатаною. Вся стройность и сложно-сочиненность Запада, унаследованная от Католицизма, стала в наши дни сложной стройностью соблазна и греха, поработительно и развратительно действующего на остальной мир. Машина осталась, но душу заменили.
Что же Россия? Сидевшая долго (по Чаадаеву) во тьме и на обочине прогресса, она теперь смело выходит из тени и берет на себя роль Ударживающего. Т. е. единственной силы, способной разумно (!) противостоять всечеловеческому отпадению в люцеферианство. Те времена "безвременья", о которых сокрушался Чаадаев, он, видимо, назвал бы временами созревания и сберегания Богом на определенный год, и месяц, и день, и час.
Россия - вполне историческое, и даже сверх-историческое государственное тело, сосотоящее из множества не враждующих субъектов, внутреннее украшенное Православием, и имеющее огромный потенциал роста. Все боли и томления 19-го века, столь ярко воплотившиеся в письмах Петра Яковлевича, нашли разрешение, как минимум, на половину. И имеют тенденцию испаряться далее.
Интересно, что бы сказал Чаадаев об опыте России в 20-м веке? О революциях, лагерях, двух мировых войнах, каскаде социальных экспериментов и проч.? Очень интересно.
Интересно так же, что сказал бы он и всемирной роли ислама? В 19-м веке этим фактором можно было спокойно пренебречь, настолько мир был Европо-центричен и будущее виделось только плодом творческих усилий белого человека-христианина. Сегодня все не так однозначно, и нужны прозорливые умы, чтобы осмыслить новую реальность.
Какие слова мы услышали бы от него в отношении "нового переселения народов"? Или в отношении новых подходов к решению вопросов пола?
В любом случае, покоящийся на Даниловом, Чаадаев, очень пригодился бы нам сегодня в качестве глубокого собеседника. Ибо процессы, в которые мы вовлечены, титанические, а степень их историософского и философского осмысления - недостаточна (мягко выражаясь)
Когда-то Ерофеев набросал эссе "Василий Розанов глазами эксцентрика". Там он ввел в сегодняшний день самого парадоксального "размыслителя" России и побеседовал с ним о том, чего Розанов воочию не успел увидеть. Нечто подобное хорошо было бы совершить и в отношении Чаадаева - ввести его в сегодняшний день, оставить на месяц с книгами и газетами, а потом предметно побеседовать. Без ерофеевского стёба и ерничества, по-серьезному.
История и современность, уверяю вас, засияли бы неожиданными красками.
Любое общество разделено на "больших" и "маленьких" людей. При всей условности и двусмысленности этого раздела, Большими считают тех, кто "рулит" процессами и отвечает (должен отвечать) за результат, Маленькими - тех, кто ничем особым не рулит и отвечает только за себя.
*
Христос посетил сей мир и с Ним все сильно изменилось. Благодаря Христу Большой человек узнал, что он - маленький. Маленький перед лицом всех уравнивающей смерти и, особенно, перед лицом нестерпимого ответа. Ибо, раз много дано, то много и спросится. А Маленький узнал, что он тоже Большой. В том смысле, что его дела тоже взвешены, и он не безответен. Если хотите, он и есть та "мышка, что мимо бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось"
*
По сути, Христос пришел и "бедняк запел от радости, а кесарь приклонил колени в молитве". Горы унизились, как говорил Предтеча, а долины возвысились, чтобы путь Господу сделать прямым. Великий узнал, что над ним есть Величайший. Надо смириться. Маленький узнал, что перед общим Богом - все маленькие, и возрадовался своему нежданному величию.
*
Христос не пришел с лозунгом "Мир хижинам - война дворцам". Во Христе мир и дворцу, и хижине. Но с непременной переменой мыслей у жителей того и другого. Первые были спесивы, вторые - завистливы. Обоим есть в чем каяться. Первые грешили от избытка. Вторые редким буйством грешного веселья компенсировали привычную скромность. Обоим, опять, есть в чем каяться.
*
Маленький человек без веры думает, что без него все решат. Он слушает новости с намерением узнать: кто и когда, как и почему что-то решил без него.
Маленький человек с верой знает, что все зависит так же и лично от него. От его молитвы, от его вздоха, от его слезы... Он знает, что его молитва легка, но знает так же, что последняя соломинка ломает хребет верблюда. Поэтому Маленький верующий человек много молится Богу, и душа его знает, что это хорошо. Это прямой путь. А потом он случайно узнает из новостей, что его молитвы услышаны. Что все, чего он просил, сделал Бог. Маленький человек не припишет это только себе. Он знает, что есть много таких же Маленьких, чьи голоса соединились воедино и стали перед Лицом Сидящего на престоле.
*
Сила страны, это много Маленьких людей, известных Богу по имени. Людей, богатых верой и любящих молиться. Им приготовлено Грядущее Царство. Они и в этом проносящемся мире являются причиной Божьего долготерпения и милосердия.
"Кровь на асфальте" достойна того, чтобы стать темой обсуждения.
Союз создавался под сверх-задачу: Мировая революция, Рай на земле и т.д. Для простого быта, сытого и теплого, Союз не годится. И когда сверх-задачи умерли, а главными стали вопросы быта, т.е. наивное и обычное мещанство, когда ослабла идеологическая хватка, наверх вылезло то, что спало внутри. И бандитская улица там спала тоже.
*
Все было точно так, как показано, и даже хуже. Насилие было немотивированным. Чтобы проломить человеку череп или унизить его на глазах девушки достаточно было, чтобы он был с другого двора или района. То есть полное отсутствие идеологии, рассовых или культурных отличий (все - пролетарии и все одинаково скромно живут), а голое насилие.
Это, господа, духовный кризис. Иного безбожный быт родить не мог в принципе.
*
Место действия - городские окраины. Это опасная пограничная зона: уже не деревня, и еще не совсем город. Промка. Серость. Одинаковые дома, хоть волком вой. Вот и завыли. До революции в рабочих кварталах непременно церковь строили. Иначе работяга массово пить будет и бузить начнет. В годы железного атеизма люди остались один на один со своим звериным нутром. Вездесущий гипсовый Ленин не спасал, но еще больше раздражал.
Кроме того, процент сидевших в стране победившего социализма был серьезным. А "откинувшийся" взрослый чел всегда будет авторитетом в глазах малолетних волчат. Начнутся приблатненные разговоры, "понятия", возникнет иерархия, правила... Все это не требует сверх-усилий. Даже как-то само собой возникает. Малолетнее геройство+налет блатняка от взрослых+ советское отсутствие твердой нравственной почвы (Бога ведь "нет" и значит Все можно). Вот вам и уличная преступность в запредельных масштабах на последнем этапе Советской мечты.
*
Потом люди будут взрослеть. Голый мордобой из интереса станет превращаться в способ криминального заработка. Союз продолжит хиреть и рушиться. Начнутся видео-салоны, передел собственности, кооперативы. Порнография и проституция станут повседневностью, и дворовые Робин Гуды плавно и органично перетекут в настоящую орг. преступность.
Говоря словами Бориса Рыжего, который - плоть от плоти и той эпохи, и всей ее проблематики: Они споткнутся с медью в черепах/Как первые солдаты Перестройки.
*
Вообще пронзительное творчество так мало пожившего Б. Рыжего - яркая иллюстрация к "Крови на асфальте". В глубинке это поколение вышло со "школьного двора в районе Вторчермета", и идти им особо было некуда. Вот и сбились в стаи, типа чтобы выжить, а на самом деле, чтобы быстрее умереть.
*
Не надо плеваться в историю. Но не надо и сакрализовать в Союзе то, что никак не помещается в рамки киота. Не стоит и бояться рецидива уличных Казанских процессов. У них сегодня нет социальной базы и достаточно сильны антидоты против той стадной заразы. Соблазны и опасности сейчас другие и история не повторяется. А знать ее надо.
Кровь и асфальт сохраняют актуальность.
*
Западная преступность, она вся про бабки. Там есть еще цветной момент, т.е. этно-преступность, но все равно главный упор на то, что заработать, с кого "лавэ" снять и т.п.
Преступность молодежных группировок в позднем Союзе, это именно "социалистическая" преступность. Деньги не важны, важна честь. Этносы отдыхают. Если бы в Казани татары с русскими махались, это одно. А тут все вместе, без различия фамилий, за эфемерные ценности ломают друг другу челюсти и черепа. Это, друзья, именно социалистическая преступность.
*
Вопрос въезжает в антропологию. Философия Возрождения (лютое, доложу вам, басурманство) предполагала, что человек изначально чист, как слеза. Все, мол, грехи - от социальной несправедливости. Не я такой - жизнь такая.
Отсюда посыл: Устраним социальную несправедливость, и разом исчезнет всякая преступность. Социалистический проект по итогу однозначно говорит: Это ложь.
Как ни ровняй людей, а они все равно разные. И преступность вовсе не социальным неравенством объясняется. Просто после грехопадения человек, это потенциальный Демон, гордый и жестокий. Даже если социальная среда - сплошное равенство. С этим и имеем дело в пространстве "крови на асфальте"
*
Человек не "чистая доска", не табула раса. Человек вовсе не хорош по праву рождения. А именно это твердят такие догматические тексты, как Декларация независимости и общий дискурс безбожного гуманитаризма.
Человек - падшее и испорченное существо. Так говорит Апостольская Церковь и Евангелие. Человек нуждается в Искупителе.
Если вы с этим не согласны (а Совдепия была с этим принципиально не согласна), то вы будете дуть в дудку о "естественной" любви и справедливости, а улица в это время будет показывать вам истинное лицо подлинного человека.
"Естественной любви" нет! Любовь есть благодатный дар от Бога. И только в Боге есть справедливость. У атеистов ее нет.
Если вы лично в это не верите, улица заставит вас в это поверить. Ибо улица живет не документами Съездов, а звериным чутьем.
"Слабого - под ноготь" "Мой кулак крепче и тебе считается".
Совок был обречен из-за безбожия. К теоретическим спорам атеисты не очень способны. Поэтому не в диспуте, а на улице Союз сдался зверенышам, рожденным и выросшим под красной звездой.
Кино об этом.
Ко Христу возвратиться надо. Иначе смерть. Причем, всем и навеки.
В календаре - Александр Невский.
В 2008 году он стал "именем России", обогнав Сталина, Петра Первого, Владимира Высоцкого, Андрея Рублева и Серафима Саровского.
Такое неожиданное, равно как и ожидаемое предпочтение говорит о многом. Вся Россия сегодня живет воплотившимися интуициями князя, жившего в 13-м веке. "На Западе биться, на Востоке дружить"
У этой ёмкой фразы есть много толкований и дополнений, но её чеканный характер абсолютно соответствует настоящей эпохе.
Александр - выдающийся геополитик и гений исторической интуиции. Кроме того его можно было бы при желании объявить "покровителем путешественников". Сами представьте, что такое путешествие в 13 веке. 12 тысяч километров - таков приблизительно путь от Владимира на Клязьме до Каракорума - столицы Золотой Орды. Туда и обратно князь совершил путешествие четыре (если не шесть - историки поправят) раз.
Это - само по себе подвиг. Плюс бытвы, которые Александр возглавлял в довольно юном возрасте: на Неве бился со шведами в 19 (!) лет, на Чудском озере - с тевтонцами в 21.
Перед смертью постригся в великую схиму.
И хоть монашествовать ему не пришлось (отошла душа), но сам факт пострижения выявляет глубинное стремление князя в упокоению в Боге. Представить себе Петра Первого или Сталина, постригающихся в монахи перед смертью совершенно невозможно. Другой масштаб личностей. Не говоря уже о Хрущеве или Черненко...
Кстати во Владимирском Княгигином монастыре нашли покой жена и дочь Александра - княгиня Васса (в миру Александра) и Евдокия. Монахом закончил жизнь и сын Александра - Даниил, родоначальник московской династии Рюриковичей.
Так что в молитвенном устроении души князя и его семьи стоит искать разгадок на вопросы об успехе его политики, о победах на поле боя и о долговечности плодов его деятельности.
Дай Бог полюбить молитву всем начальникам в народе нашем, от самых малых, приподнявшихся над средним ростом, до самых высоко вознесенных. От молитвы, и только от молитвы родится основательность в делах, светлый ум и покорное Богу сердце. Это всем нужно и всегда. Какой бы век на дворе не красовался.
Святые вторгаются в земную реальность. Тот мир и мир этот взаимно пронизывают друг друга.
Святой Мина в форме морского греческого офицера нередко посещал Нектария Эгинского. Они беседовали. Им было о чем.
На портале Православие Ру есть рассказ о том, как мученик Меркурий при Президенте Египта Хосни Мубараке явился последнему с требованием оставить в покое женский коптский монастырь его имени. Себя Меркурий назвал "абу саифен", т.е. "двухсабельник". В таком виде - с саблями в обоих руках - он изображался в монастыре. Мубарак подписал отказ от претензий на монастырский участок земли.
Тот же Меркурий убил Юлиана Отступника, явившись в гущу битвы с персами. Так пресеклось краткое, но несравнимое по лукавству и вреду для Церкви правление императора-христопродавца.
В правление того же Юлиана мученик Феодор Тирон предупредил епископа Константинополя об окроплении всей пищи на рынке идоложертвенной кровью. То есть, оно ему надо было? Оказывается, надо. Живущие на Небесах тревожатся о судьбе странствующих по земле.
Мученики близки, чтобы явиться с помощью, с защитой, с отмщением, с предупреждением... Или просто поговорить. Сегодня память Меркурия великомученика.