Стоимость лошади в Московском царстве
Первый конезавод был основан ещё московским князем Иваном Великим. Его преемники продолжили эту традицию. Например, Иван Грозный основал сразу два конезавода, а всего к началу XVII века на Руси было 15 «государевых кобылячих конюшен». Кроме того, разведением лошадей занималась высшая знать и даже монастыри.
Большая часть лошадей на Руси были «татарские» - хоть и некрупные, эти степные лошади были хорошо приспособлены к холоду и недостатку корма. Но богатые люди могли приобрести породистых лошадей – как европейских, так и скакунов с Ближнего Востока. Из последних выделялись аргамаки. Наиболее ценными для «государева седла» считались вороные или белые (светло-серые) лошади.
За хорошего коня могли заплатить очень много. Например, в 1634 году князь Пожарский заплатил за аргамака карей масти 100 рублей. Это являлось очень высокой ценой – за «боярскую» лошадь обычно платили около 20 рублей, обычная «русская» или «ногайская» лошадь стоила примерно 3-4 рубля. Ценность лошадей подчёркивалась ещё и тем, что ездить верхом было делом престижа. Любой, кто мог позволить себе лошадь, предпочитал ездить верхом, а не ходить.
Первый конезавод был основан ещё московским князем Иваном Великим. Его преемники продолжили эту традицию. Например, Иван Грозный основал сразу два конезавода, а всего к началу XVII века на Руси было 15 «государевых кобылячих конюшен». Кроме того, разведением лошадей занималась высшая знать и даже монастыри.
Большая часть лошадей на Руси были «татарские» - хоть и некрупные, эти степные лошади были хорошо приспособлены к холоду и недостатку корма. Но богатые люди могли приобрести породистых лошадей – как европейских, так и скакунов с Ближнего Востока. Из последних выделялись аргамаки. Наиболее ценными для «государева седла» считались вороные или белые (светло-серые) лошади.
За хорошего коня могли заплатить очень много. Например, в 1634 году князь Пожарский заплатил за аргамака карей масти 100 рублей. Это являлось очень высокой ценой – за «боярскую» лошадь обычно платили около 20 рублей, обычная «русская» или «ногайская» лошадь стоила примерно 3-4 рубля. Ценность лошадей подчёркивалась ещё и тем, что ездить верхом было делом престижа. Любой, кто мог позволить себе лошадь, предпочитал ездить верхом, а не ходить.
Forwarded from Военная История - РВИО
Пленарное заседание
25 октября в 11:00 (московское время)
Подключиться
Лекция Егора Яковлева «Как работают исторические фальсификации в нашей реальности»
25 октября в 13:00 (московское время)
Подключиться
Шоу «Вован и Лексус»
25 октября в 13:45 (московское время)
Подключиться
Лекция Алексея Чадаева
25 октября в 14:40 (московское время)
Подключиться
Лекция Кирилла Назаренко
25 октября в 15:25 (московское время)
Подключиться
Лекция Наталии Таньшиной
25 октября в 16:25 (московское время)
Подключиться
Лекция Дмитрия Конаныхина
25 октября в 17:05 (московское время)
Подключиться
#РВИО #новости_РВИО
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
История стрелецкого войска и топонимика Москвы.
Прогуливаясь по центру Москвы, вы можете встретить названия улиц, которые имеют непосредственное отношение к истории стрелецкого войска. Как правило, названия улиц происходят от фамилий командиров стрелецких приказов.
Например, недалеко от нашего музея, на улице Большая Ордынка расположена храм Святителя Николая в Пыжах, уникальный памятник архитектуры XVII в. в Замоскворечье. Известно, что его история начинается с 1593 года, вероятно, одновременно с учреждением Стрелецкой слободы. И всё же его название «в Пыжах» храм получает гораздо позже, в честь одного из командиров стрелецкого приказа, находившегося там Богдана Пыжова. Именно поэтому другая улица, которая находится напротив храма и начинается от Большой Ордынки и получила название – Пыжёвский переулок.
Недалеко находится похожая улица, получившая названия 7 июня 1922 года по фамилии командира приказа Матвея Вишнякова – Вишнёвский переулок. На её пересечении с Пятницкой улицей в 1630-х годах была встроена деревянная церковь. Каменный храм на этом месте был выстроен в конце XVII века в память Битвы под Чигириным.
Приведённые примеры показывают, что роль стрельцов в нашей истории сводится не только к их участию в войнах или политических событиях, но и в подобных деталях, украшающих нашу столицу и, кстати, другие города. Ведь мы рассказали вам только о двух примерах, которые находятся рядом с музеем, а в Москве есть ещё несколько таких улиц. Упоминания стрельцов в топонимике мы можем найти в других городах России.
Прогуливаясь по центру Москвы, вы можете встретить названия улиц, которые имеют непосредственное отношение к истории стрелецкого войска. Как правило, названия улиц происходят от фамилий командиров стрелецких приказов.
Например, недалеко от нашего музея, на улице Большая Ордынка расположена храм Святителя Николая в Пыжах, уникальный памятник архитектуры XVII в. в Замоскворечье. Известно, что его история начинается с 1593 года, вероятно, одновременно с учреждением Стрелецкой слободы. И всё же его название «в Пыжах» храм получает гораздо позже, в честь одного из командиров стрелецкого приказа, находившегося там Богдана Пыжова. Именно поэтому другая улица, которая находится напротив храма и начинается от Большой Ордынки и получила название – Пыжёвский переулок.
Недалеко находится похожая улица, получившая названия 7 июня 1922 года по фамилии командира приказа Матвея Вишнякова – Вишнёвский переулок. На её пересечении с Пятницкой улицей в 1630-х годах была встроена деревянная церковь. Каменный храм на этом месте был выстроен в конце XVII века в память Битвы под Чигириным.
Приведённые примеры показывают, что роль стрельцов в нашей истории сводится не только к их участию в войнах или политических событиях, но и в подобных деталях, украшающих нашу столицу и, кстати, другие города. Ведь мы рассказали вам только о двух примерах, которые находятся рядом с музеем, а в Москве есть ещё несколько таких улиц. Упоминания стрельцов в топонимике мы можем найти в других городах России.
⚡️Приглашаем вас посетить “Ночь искусств-2024”! 3 ноября пройдут следующие бесплатные мероприятия:
🔹Лекция старшего экскурсовода музея С. А. Хлыстова
«Стрельцы - русские мушкетеры? Параллели и различия».
Заголовок «Стрельцы - русские мушкетеры» интригует, но требует уточнения. Были ли стрельцы аналогами европейских мушкетёров? Ответ - частично да, частично нет. Сходство, безусловно, присутствует: и стрельцы, и мушкетёры представляли собой пехотные подразделения, основой вооружения которых было огнестрельное оружие. Однако глубина этого сходства обманчива, и различия куда значительнее.
Бесплатный сеанс: 18:00
🔹Интерактивная программа «К службе готов!»
«К службе готов!» или «Верстание в службу» - именно так в старину на Руси назывался прием на военную службу. Познакомившись с основными категориями служилых людей Московского царства, вы узнаете всё о комплектовании, вооружении, условиях службы и, конечно, жаловании! Если условия вам понравятся - мы поверстаем вас в цареву службу!
Бесплатный сеанс: 19:00
🔹Мастер-класс по созданию тряпичной куклы-оберега
В культуре разных народов мира существует традиция создания амулетов, оберегов, в том числе и оберегов дома. На Руси одним из таких оберегов стала тряпичная кукла. На мастер-классе участники познакомятся с традициями народов по созданию таких оберегов, особенностями их изготовления на Руси, а также создадут свой собственный оберег для дома.
Бесплатный сеанс: 20:00
🔹Кинопоказ с разбором от военно-исторического реконструктора
Завершит программу Ночи искусств кинопоказ картины Владимира Хотиненко 2007 года «1612. Хроника Смутного времени». Просмотр фильма,
приуроченный к празднованию Дня народного единства, символично пройдет в стенах постройки XVII века и будет курироваться представителем военно- исторической реконструкции Стрелецкого войска. Посетителям раскроются многие интересные детали съемочного процесса фильма, а также реальной
истории Московского государства в период Смутного времени.
Бесплатный сеанс: 21:00
🎟Зарегистрироваться на мероприятия можно по ссылке на сайт.
🔹Лекция старшего экскурсовода музея С. А. Хлыстова
«Стрельцы - русские мушкетеры? Параллели и различия».
Заголовок «Стрельцы - русские мушкетеры» интригует, но требует уточнения. Были ли стрельцы аналогами европейских мушкетёров? Ответ - частично да, частично нет. Сходство, безусловно, присутствует: и стрельцы, и мушкетёры представляли собой пехотные подразделения, основой вооружения которых было огнестрельное оружие. Однако глубина этого сходства обманчива, и различия куда значительнее.
Бесплатный сеанс: 18:00
🔹Интерактивная программа «К службе готов!»
«К службе готов!» или «Верстание в службу» - именно так в старину на Руси назывался прием на военную службу. Познакомившись с основными категориями служилых людей Московского царства, вы узнаете всё о комплектовании, вооружении, условиях службы и, конечно, жаловании! Если условия вам понравятся - мы поверстаем вас в цареву службу!
Бесплатный сеанс: 19:00
🔹Мастер-класс по созданию тряпичной куклы-оберега
В культуре разных народов мира существует традиция создания амулетов, оберегов, в том числе и оберегов дома. На Руси одним из таких оберегов стала тряпичная кукла. На мастер-классе участники познакомятся с традициями народов по созданию таких оберегов, особенностями их изготовления на Руси, а также создадут свой собственный оберег для дома.
Бесплатный сеанс: 20:00
🔹Кинопоказ с разбором от военно-исторического реконструктора
Завершит программу Ночи искусств кинопоказ картины Владимира Хотиненко 2007 года «1612. Хроника Смутного времени». Просмотр фильма,
приуроченный к празднованию Дня народного единства, символично пройдет в стенах постройки XVII века и будет курироваться представителем военно- исторической реконструкции Стрелецкого войска. Посетителям раскроются многие интересные детали съемочного процесса фильма, а также реальной
истории Московского государства в период Смутного времени.
Бесплатный сеанс: 21:00
🎟Зарегистрироваться на мероприятия можно по ссылке на сайт.
Юродивые
В православной традиции юродивыми считаются люди, из религиозных соображений изображающие мнимое безумие. Считалось, что «подвиг юродства ради Христа», с одной стороны, даёт человеку возможность побороть один из смертных грехов, гордыню. С другой же, юродивые люди могли обличить зло и отсутствие добродетелей в окружающих, хотя часто делали это в иносказательной форме. Последнее заставляло прислушиваться к юродивым многих влиятельных людей, включая даже царей.
Например, юродивого Василия (Блаженного или Нагого) чтил сам Иван Грозный, лично участвовавший в его похоронах и затем приказавший выстроить в месте погребения Покровский собор, сейчас известный как Храм Василия Блаженного.
В православной традиции юродивыми считаются люди, из религиозных соображений изображающие мнимое безумие. Считалось, что «подвиг юродства ради Христа», с одной стороны, даёт человеку возможность побороть один из смертных грехов, гордыню. С другой же, юродивые люди могли обличить зло и отсутствие добродетелей в окружающих, хотя часто делали это в иносказательной форме. Последнее заставляло прислушиваться к юродивым многих влиятельных людей, включая даже царей.
Например, юродивого Василия (Блаженного или Нагого) чтил сам Иван Грозный, лично участвовавший в его похоронах и затем приказавший выстроить в месте погребения Покровский собор, сейчас известный как Храм Василия Блаженного.
Крымские походы В.В. Голицына. Поход 1687 года.
В 1683 году в Европе вспыхнул конфликт между Османской империей и империей Габсбургов. Вскоре война переросла в крупномасштабный европейский конфликт, поскольку на стороне Габсбургов выступили многие христианские страны Европы. Не стала исключением и Россия. По «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой Россия обязалась начать боевые действия против вассального османскому султану крымского хана, не позволяя крымчакам собрать силы для вторжения в южные пределы Речи Посполитой.
Первый поход русских войск под предводительством В.В. Голицына начался в конце мая 1687 года. Помимо русских войск, в походе принимали участие и донские казаки. Голицин собрал под своим руководством около 150 тысяч воинов, включая стрельцов, копейщиков, рейтар и дворянскую конницу. Крымский хан, получив известия о подготовке русских войск к походу, вынужден был сосредоточить все силы на обороне своих земель, в результате чего крымская конница не смогла оказать помощь османским войскам, действовавшим против Речи Посполитой, Габсбургов и Венеции. Узнав о приближении русской армии к границам ханства, крымчаки выжгли траву на пути следования противника, тем самым лишив русское войско подножного корма для лошадей. Из-за нехватки воды и фуража Голицын во второй половине июня прекратил поход и вернулся в русские пределы. Неудача не смутила правительство Софьи Алексеевны, которое начало подготовку к новому походу на Крым.
В 1683 году в Европе вспыхнул конфликт между Османской империей и империей Габсбургов. Вскоре война переросла в крупномасштабный европейский конфликт, поскольку на стороне Габсбургов выступили многие христианские страны Европы. Не стала исключением и Россия. По «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой Россия обязалась начать боевые действия против вассального османскому султану крымского хана, не позволяя крымчакам собрать силы для вторжения в южные пределы Речи Посполитой.
Первый поход русских войск под предводительством В.В. Голицына начался в конце мая 1687 года. Помимо русских войск, в походе принимали участие и донские казаки. Голицин собрал под своим руководством около 150 тысяч воинов, включая стрельцов, копейщиков, рейтар и дворянскую конницу. Крымский хан, получив известия о подготовке русских войск к походу, вынужден был сосредоточить все силы на обороне своих земель, в результате чего крымская конница не смогла оказать помощь османским войскам, действовавшим против Речи Посполитой, Габсбургов и Венеции. Узнав о приближении русской армии к границам ханства, крымчаки выжгли траву на пути следования противника, тем самым лишив русское войско подножного корма для лошадей. Из-за нехватки воды и фуража Голицын во второй половине июня прекратил поход и вернулся в русские пределы. Неудача не смутила правительство Софьи Алексеевны, которое начало подготовку к новому походу на Крым.
Сегодня мы бы хотели рассказать Вам ещё о нескольких стрелецких топонимах, сохранившихся в истории Москвы. Для этого мы отправимся в окрестности Арбата.
В XVII в. в этой части города было сосредоточено несколько стрелецких слобод, так как одним их наиболее опасных направлений для Москвы являлось западное. Мы знаем о двух стрелецких командирах – отце Дмитрии Ивановиче и сыне Иване Дмитриевиче Зубовых. По их фамилии получила название местность, примыкавшая к Пречистенским воротам Земляного города, закрепленная за местным стрелецким храмом Живоначальной Троицы на Пречистенской улице. Сама церковь была разрушена в 1933 году, но тем не менее современная Зубовская площадь, равно как и бульвар, улица и проезд унаследовали своё название.
По соседству со слободой Зубово находилась местность под названием Левшино, получившая его от имени местной приходской стрелецкой церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Левшинском полку. Данное название происходит от фамилии командира полка в 1660-1670-е гг. – Афанасия Ивановича Левшина. Даже после смены командира и перевода полка на службу в Киев, имя Афанасия Ивановича была впоследствии увековечено в названии двух современных улиц: Большой и Малый Левшинский переулок.
В XVII в. в этой части города было сосредоточено несколько стрелецких слобод, так как одним их наиболее опасных направлений для Москвы являлось западное. Мы знаем о двух стрелецких командирах – отце Дмитрии Ивановиче и сыне Иване Дмитриевиче Зубовых. По их фамилии получила название местность, примыкавшая к Пречистенским воротам Земляного города, закрепленная за местным стрелецким храмом Живоначальной Троицы на Пречистенской улице. Сама церковь была разрушена в 1933 году, но тем не менее современная Зубовская площадь, равно как и бульвар, улица и проезд унаследовали своё название.
По соседству со слободой Зубово находилась местность под названием Левшино, получившая его от имени местной приходской стрелецкой церкви Покрова Пресвятой Богородицы при Левшинском полку. Данное название происходит от фамилии командира полка в 1660-1670-е гг. – Афанасия Ивановича Левшина. Даже после смены командира и перевода полка на службу в Киев, имя Афанасия Ивановича была впоследствии увековечено в названии двух современных улиц: Большой и Малый Левшинский переулок.
3 ноября в музее «Стрелецкие палаты» прошла «Ночь искусств 2024».
Посетителей ожидало несколько экскурсий, раскрывающих жизнь и быт стрельцов XVI-XVII веков, мастер-классы, а также кинопоказ с разбором исторической достоверности от профессионального реконструктора. В маленьком фоторепортаже вы можете увидеть, как это было.
Ждем вас в следующем году🖤❤️
Посетителей ожидало несколько экскурсий, раскрывающих жизнь и быт стрельцов XVI-XVII веков, мастер-классы, а также кинопоказ с разбором исторической достоверности от профессионального реконструктора. В маленьком фоторепортаже вы можете увидеть, как это было.
Ждем вас в следующем году🖤❤️
⚡️09.11.2024 в субботу в 12:00 состоится Тематическая экскурсия «Пороховая революция в Московском царстве».
Гости программы познакомятся с феноменальным явлением, изменившим внешний облик средневековой Европы, а вместе с ней и всего мира. Имя этого явления — порох.
На примере экспонатов музея вам представится возможность проследить за историей возникновения пороха, детально рассмотреть его влияние на методы и средства ведения войны в XVI-XVII вв. в Московском государстве и не только. Как изменился внешний вид крепостей, как постепенно огнестрельное оружие вытеснило лук и стрелы, как совершенствовались в связи с тем доспехи, выдерживающие на первых порах натиск смертоносных пуль — посетители получат ответы на все эти вопросы.
Гости узнают, как России, восстав из пепла Смутного времени, удалось в рамках пороховой революции не просто встать на ноги, но и обогнать своих врагов в развитии военной тактики, бросить вызов самой сильной державе Европы на тот момент. Также на экскурсии вы узнаете, какие преимущества пороховая революция дала Московскому царству в борьбе с наследниками Золотой Орды, как прошло и чем закончилось первое и последнее военное столкновение России с изобретателем пороха — Китаем, Циньской империей.
🎟Узнать подробнее об экскурсии и стоимости можно по ссылке на сайт.
Записаться экскурсию можно:
☎️По номеру телефона 84956481814
📧По почте [email protected]
Гости программы познакомятся с феноменальным явлением, изменившим внешний облик средневековой Европы, а вместе с ней и всего мира. Имя этого явления — порох.
На примере экспонатов музея вам представится возможность проследить за историей возникновения пороха, детально рассмотреть его влияние на методы и средства ведения войны в XVI-XVII вв. в Московском государстве и не только. Как изменился внешний вид крепостей, как постепенно огнестрельное оружие вытеснило лук и стрелы, как совершенствовались в связи с тем доспехи, выдерживающие на первых порах натиск смертоносных пуль — посетители получат ответы на все эти вопросы.
Гости узнают, как России, восстав из пепла Смутного времени, удалось в рамках пороховой революции не просто встать на ноги, но и обогнать своих врагов в развитии военной тактики, бросить вызов самой сильной державе Европы на тот момент. Также на экскурсии вы узнаете, какие преимущества пороховая революция дала Московскому царству в борьбе с наследниками Золотой Орды, как прошло и чем закончилось первое и последнее военное столкновение России с изобретателем пороха — Китаем, Циньской империей.
🎟Узнать подробнее об экскурсии и стоимости можно по ссылке на сайт.
Записаться экскурсию можно:
☎️По номеру телефона 84956481814
📧По почте [email protected]
🛡Тематическая экскурсия “От вражды до союза: русско-польское противостояние XVII века”
Приглашаем вас на увлекательную тематическую экскурсию, которая перенесет вас в эпоху сложных и драматических взаимоотношений России и Польши в XVII веке.
Вы узнаете:
О польской интервенции в Смутное время и ее последствиях для обеих стран;
О развитии российско-польских отношений в течение XVII века: от противостояния до формирования союза;
О тактике ведения боя в этот период, ее особенностях и нюансах.
Экскурсия проходит по экспозиции музея и предоставляет возможность увидеть исторические артефакты и документы, иллюстрирующие события того времени.
🎟Узнать подробнее об экскурсии и стоимости можно по ссылке на сайт.
Записаться на экскурсию можно:
☎️По номеру телефона 84956481814
📧По почте [email protected]
Приглашаем вас на увлекательную тематическую экскурсию, которая перенесет вас в эпоху сложных и драматических взаимоотношений России и Польши в XVII веке.
Вы узнаете:
О польской интервенции в Смутное время и ее последствиях для обеих стран;
О развитии российско-польских отношений в течение XVII века: от противостояния до формирования союза;
О тактике ведения боя в этот период, ее особенностях и нюансах.
Экскурсия проходит по экспозиции музея и предоставляет возможность увидеть исторические артефакты и документы, иллюстрирующие события того времени.
🎟Узнать подробнее об экскурсии и стоимости можно по ссылке на сайт.
Записаться на экскурсию можно:
☎️По номеру телефона 84956481814
📧По почте [email protected]
🌸Мастер-класс «Душистый мешочек удачи»
Вы познакомитесь с древними, ушедшими в далекое прошлое профессиями — травников, лекарей, с тем, как лечили недуги на Руси.
Участники узнают о целебных свойствах самых распространенных трав — душицы, чабреца, мяты и других растений, издавна известных на Руси. В процессе мастер-класса участники соберут из разнотравья свой мешочек душистого сбора, а также научатся правильно создавать этикетку сбора, внеся нужную информацию.
Мастер-класс поможет развить мелкую моторику, аккуратность и терпеливость. Кроме того, он поспособствует развитию эстетического вкуса, умению видеть, ценить и беречь материальную культуру предков, воспитывать интерес, любовь и уважение к национальным традициям.
🎟Узнать подробнее о мастер-классе и стоимости можно по ссылке на сайт.
Записаться на мастер-класс можно:
☎️По номеру телефона 84956481814
📧По почте [email protected]
Вы познакомитесь с древними, ушедшими в далекое прошлое профессиями — травников, лекарей, с тем, как лечили недуги на Руси.
Участники узнают о целебных свойствах самых распространенных трав — душицы, чабреца, мяты и других растений, издавна известных на Руси. В процессе мастер-класса участники соберут из разнотравья свой мешочек душистого сбора, а также научатся правильно создавать этикетку сбора, внеся нужную информацию.
Мастер-класс поможет развить мелкую моторику, аккуратность и терпеливость. Кроме того, он поспособствует развитию эстетического вкуса, умению видеть, ценить и беречь материальную культуру предков, воспитывать интерес, любовь и уважение к национальным традициям.
🎟Узнать подробнее о мастер-классе и стоимости можно по ссылке на сайт.
Записаться на мастер-класс можно:
☎️По номеру телефона 84956481814
📧По почте [email protected]
Торговые ряды в Московском царстве
Богатейший город русского государства, Москва была и главным его торговым центром. Крупнейшим местом торговли в Москве была Красная площадь. Практически все доступные места в городе быстро обрастали торговлей – зимой торговля кипела даже на льду Москвы-реки.
Торговля была связана с рядом ограничений, выполнявших функцию привилегий для горожан. Так, владеть лавками в торговых рядах могли только местные жители – приезжие крестьяне должны были продавать свои товары на торгах или прямо с телег. Значительные ограничения на торговлю распространялись и на жителей московской Немецкой слободы – им позволялось торговать либо на московских рынках, либо в Гостином дворе, но не у себя в слободе.
Гостиные дворы, распространённые в городах страны, представляли собой рынки под контролем государства – лавки и места для торговли на них приобретались купцами у казны, а концентрация купцов в одном месте облегчала налоговый и таможенный контроль. Чаще всего рядом с гостиными дворами и рынками размещались и административные здания – избы губных и земских старост и церкви, в которых иногда хранились всеми признанные меры веса для решения торговых споров.
Богатейший город русского государства, Москва была и главным его торговым центром. Крупнейшим местом торговли в Москве была Красная площадь. Практически все доступные места в городе быстро обрастали торговлей – зимой торговля кипела даже на льду Москвы-реки.
Торговля была связана с рядом ограничений, выполнявших функцию привилегий для горожан. Так, владеть лавками в торговых рядах могли только местные жители – приезжие крестьяне должны были продавать свои товары на торгах или прямо с телег. Значительные ограничения на торговлю распространялись и на жителей московской Немецкой слободы – им позволялось торговать либо на московских рынках, либо в Гостином дворе, но не у себя в слободе.
Гостиные дворы, распространённые в городах страны, представляли собой рынки под контролем государства – лавки и места для торговли на них приобретались купцами у казны, а концентрация купцов в одном месте облегчала налоговый и таможенный контроль. Чаще всего рядом с гостиными дворами и рынками размещались и административные здания – избы губных и земских старост и церкви, в которых иногда хранились всеми признанные меры веса для решения торговых споров.
Стрельцы как участники политической жизни в 1680-е годы.
Приход к власти Петра I сопровождался борьбой придворных группировок, в которой активное участие принимали стрельцы. С одной стороны Милославские – родственники первой жены Алексея Михайловича во главе с энергичной царевной Софьей, с другой – Нарышкины, возглавлялась царицей Натальей Кирилловной.
После смерти бездетного царя Федора Алексеевича в 1682 г. встал вопрос о выборе преемника. Наследовать по старшинству должен был Иван Алексеевич (известный как Иван V), однако он был болезненным и считался неспособным к правлению. Выбор пал на 10-летнего Петра Алексеевича, здорового и не по годам развитого ребенка. Это вызвало недовольство Милославских и воспользовавшись ситуацией, они подняли на бунт стрельцов, пустив слух об убийстве Ивана Алексеевича.
Необходимо отметить, что к этому моменту положение стрельцов изменилось в худшую сторону. После смерти Алексея Михайловича все дела были возвращены из приказа Тайных дел в Стрелецкий приказ, прекратились внеочередные пожалования, начали задерживать выплату жалования. Головы и полковники начали задействовать подчиненных в личном хозяйстве. Всё это вызвало недовольство стрельцов, что вылилось в коллективные челобитные в самом начале 1682 г. Успокоение стрельцов после показательного наказания и отстранения стрельцов было прервано интригами представителей Милославских.
15 мая 1682 г. стрельцы уничтожили нескольких видных сторонников Нарышкиных, а через несколько дней они потребовали, чтобы царствовали Иван и Петр, а до достижения совершеннолетия и вступления на престол правила бы царевна Софья. Нарышкины были отстранены от власти, а Петр рос в селе Преображенское.
Отношения между Софьей и Петром обострялись с каждым годом, что вылилось в новое столкновение летом 1689 года. 8 августа 1689 г. сторонники Петра Алексеевича донесли, что Софья готовит стрельцов в поход на Преображенское. Донесение оказалось ложным, но царевич помнил события 1682, когда стрельцы казнили сторонников и родственников со стороны матери – Нарышкиных, поэтому Петр уехал в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли потешные полки. На сторону Петра начали переходить и стрельцы, поддержавшие Софью несколькими годами ранее. Причина, по которой Софья потеряла поддержку с их стороны, заключается в том, что после бунта 1682 г. положение стрельцов не изменилось к лучшему. Часть московского гарнизона, наиболее мятежная, была либо переселена в другие города, либо отправлена на дальние службы.
Лишившись поддержки, Софья была заточена в Новодевичий монастырь, началось правление Петра I. Формально до 1696 г. соправителем был Иван V, но он не принимал участие в государственных делах. Положение стрельцов при Нарышкинском правительстве не изменилось, в их отношении проводилась такая же политика, что и ранее.
Приход к власти Петра I сопровождался борьбой придворных группировок, в которой активное участие принимали стрельцы. С одной стороны Милославские – родственники первой жены Алексея Михайловича во главе с энергичной царевной Софьей, с другой – Нарышкины, возглавлялась царицей Натальей Кирилловной.
После смерти бездетного царя Федора Алексеевича в 1682 г. встал вопрос о выборе преемника. Наследовать по старшинству должен был Иван Алексеевич (известный как Иван V), однако он был болезненным и считался неспособным к правлению. Выбор пал на 10-летнего Петра Алексеевича, здорового и не по годам развитого ребенка. Это вызвало недовольство Милославских и воспользовавшись ситуацией, они подняли на бунт стрельцов, пустив слух об убийстве Ивана Алексеевича.
Необходимо отметить, что к этому моменту положение стрельцов изменилось в худшую сторону. После смерти Алексея Михайловича все дела были возвращены из приказа Тайных дел в Стрелецкий приказ, прекратились внеочередные пожалования, начали задерживать выплату жалования. Головы и полковники начали задействовать подчиненных в личном хозяйстве. Всё это вызвало недовольство стрельцов, что вылилось в коллективные челобитные в самом начале 1682 г. Успокоение стрельцов после показательного наказания и отстранения стрельцов было прервано интригами представителей Милославских.
15 мая 1682 г. стрельцы уничтожили нескольких видных сторонников Нарышкиных, а через несколько дней они потребовали, чтобы царствовали Иван и Петр, а до достижения совершеннолетия и вступления на престол правила бы царевна Софья. Нарышкины были отстранены от власти, а Петр рос в селе Преображенское.
Отношения между Софьей и Петром обострялись с каждым годом, что вылилось в новое столкновение летом 1689 года. 8 августа 1689 г. сторонники Петра Алексеевича донесли, что Софья готовит стрельцов в поход на Преображенское. Донесение оказалось ложным, но царевич помнил события 1682, когда стрельцы казнили сторонников и родственников со стороны матери – Нарышкиных, поэтому Петр уехал в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли потешные полки. На сторону Петра начали переходить и стрельцы, поддержавшие Софью несколькими годами ранее. Причина, по которой Софья потеряла поддержку с их стороны, заключается в том, что после бунта 1682 г. положение стрельцов не изменилось к лучшему. Часть московского гарнизона, наиболее мятежная, была либо переселена в другие города, либо отправлена на дальние службы.
Лишившись поддержки, Софья была заточена в Новодевичий монастырь, началось правление Петра I. Формально до 1696 г. соправителем был Иван V, но он не принимал участие в государственных делах. Положение стрельцов при Нарышкинском правительстве не изменилось, в их отношении проводилась такая же политика, что и ранее.
Осада Смоленска 1654 года
По итогам Деулинского перемирия русское государство потеряло Смоленск, отошедший Речи Посполитой. Смоленск, являвшийся одной из крупнейших крепостей Восточной Европы, имел важнейшее стратегическое значение для защиты Москвы от походов неприятеля с Запада. Возвращение этого города стало одной из важнейших внешнеполитических задач для первых Романовых.
После неудачного Смоленского похода 1632-1634 годов идея возвращения города была отложена на некоторое время. Однако восстание казаков Богдана Хмельницкого и начавшаяся русско-польская война предоставляли возможность наконец вернуть контроль Москвы над одним из древнейших русских городов.
В середине мая 1654 года русское войско выступило из Москвы. Достигнув в конце июня-начале июля Смоленска, часть русской армии начала осаду города, в то время как другая часть войск царя Алексея Михайловича продолжила наступление вглубь территории противника, вынуждая армию Яноша Радзивилла отступать все дальше от Смоленска.
В середине августа осаждавшие Смоленск русские войска предприняли штурм города, окончившийся неудачей. Однако интенсификация русских осадных работ, а также потеря надежды на помощь со стороны армии Яноша Радзивилла, продолжавшей отступать вглубь территории Речи Посполитой, вынудили к капитуляции гарнизон Смоленска. 23 сентября 1654 года русские войска вступили в город.
По итогам Деулинского перемирия русское государство потеряло Смоленск, отошедший Речи Посполитой. Смоленск, являвшийся одной из крупнейших крепостей Восточной Европы, имел важнейшее стратегическое значение для защиты Москвы от походов неприятеля с Запада. Возвращение этого города стало одной из важнейших внешнеполитических задач для первых Романовых.
После неудачного Смоленского похода 1632-1634 годов идея возвращения города была отложена на некоторое время. Однако восстание казаков Богдана Хмельницкого и начавшаяся русско-польская война предоставляли возможность наконец вернуть контроль Москвы над одним из древнейших русских городов.
В середине мая 1654 года русское войско выступило из Москвы. Достигнув в конце июня-начале июля Смоленска, часть русской армии начала осаду города, в то время как другая часть войск царя Алексея Михайловича продолжила наступление вглубь территории противника, вынуждая армию Яноша Радзивилла отступать все дальше от Смоленска.
В середине августа осаждавшие Смоленск русские войска предприняли штурм города, окончившийся неудачей. Однако интенсификация русских осадных работ, а также потеря надежды на помощь со стороны армии Яноша Радзивилла, продолжавшей отступать вглубь территории Речи Посполитой, вынудили к капитуляции гарнизон Смоленска. 23 сентября 1654 года русские войска вступили в город.
#Крылатые_выражения
🏃«Бегать впопыхах»
Происхождение выражения связано с устаревшим словом «попыхи». В старину это слово использовалось отдельно, без предлога. «Попыхами» на Руси называли нижнее белье, что-то вроде нательных кальсон или подштанников. Так говорили, когда что-то случалось, люди бегали в суете в нижнем белье, забывая о приличиях. Вот и получается, что люди «бегали впопыхах», то есть, во-первых, полуодетые, а во-вторых торопливо, в страшной спешке, например, при пожаре.
🏃«Бегать впопыхах»
Происхождение выражения связано с устаревшим словом «попыхи». В старину это слово использовалось отдельно, без предлога. «Попыхами» на Руси называли нижнее белье, что-то вроде нательных кальсон или подштанников. Так говорили, когда что-то случалось, люди бегали в суете в нижнем белье, забывая о приличиях. Вот и получается, что люди «бегали впопыхах», то есть, во-первых, полуодетые, а во-вторых торопливо, в страшной спешке, например, при пожаре.