Диплом Училища живописи, ваяния и зодчества на звание классного художника живописи, выданный Ивану Горохову 30 декабря 1886 года. В нижней части диплома поставили свои подписи члены Совета училища, известные московские меценаты и коллекционеры — Д. Боткин, Н. Мосолов, К. Солдатенков, С. Третьяков, П. Третьяков и другие. Дмитрий Петрович Боткин это предприниматель, владелец галереи европейской живописи. Николай Семенович Мосолов — гравер и коллекционер. Наследственную картинную галерею он значительно пополнил и завещал Румянцевскому музею.
Козьма Терентьевич Солдатенков — московский предприниматель и коллекционер, владелец художественной галереи. В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека, а также коллекция русской живописи также перешла к Румянцевскому музею, а затем оказалась в фондах Третьяковской галереи и Русского музея. Павел Михайлович Третьяков — основатель Третьяковской галереи. Сергей Михайлович Третьяков — младший брат Павла Михайловича, коллекционировал европейскую живопись XIX века.
Козьма Терентьевич Солдатенков — московский предприниматель и коллекционер, владелец художественной галереи. В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека, а также коллекция русской живописи также перешла к Румянцевскому музею, а затем оказалась в фондах Третьяковской галереи и Русского музея. Павел Михайлович Третьяков — основатель Третьяковской галереи. Сергей Михайлович Третьяков — младший брат Павла Михайловича, коллекционировал европейскую живопись XIX века.
Сегодня день защиты детей. Группа школьников на экскурсии в Кремле. 1970-е годы. Можно заметить стереотипность одежды и головных уборов, их тяжёлый фасон, а также тёмные, однотонные цвета одежды. Это любопытный феномен, объясняющийся не только тем, что в плановой экономике у человека был не слишком большой выбор вариантов одежды. Дети в СССР воспринимались как "маленькие взрослые", молодость считалась недостатком, отсрочкой настоящей жизни (сегодня наоборот), поэтому одежда на детей шилась, как на взрослых, была тяжелой. Не случайно одетый для зимней или осенней прогулки маленький ребёнок становился неповоротливым и автоматически принимал позу "взлетающей ракеты" - слегка расставленные руки, которые невозможно было прижать к бокам, так как мешало пальто, расходящееся колоколом, чтобы посмотреть в сторону, надо было повернуться всем телом. Тёмные цвета одежды объединяли людей, отражали негласную установку "не выделяться", "не привлекать к себе внимания". Это хорошо видно по бытовым уличным фото того времени.
Мало кто знает, что одну из лучших карт Москвы в советское время создало и издало ЦРУ. Связано это было с тем, что советские планы Москвы (карты столицы после войны в свободной продаже не появлялись) мало того, что были очень условны, но еще имели сознательные искажения именно для того, чтобы затруднить иностранным разведкам работу с ними. Поэтому начиная с послевоенного времени ЦРУ разрабатывало и выпускало точные карты Москвы. Первоначально они предназначались для персонала американского посольства в Москве, позднее стали использоваться другими иностранными посольствами столицы, а также американскими туристами. Эти карты были весьма приблизительны и на них были только некоторые туристические достопримечательности (Кремль, ГУМ, несколько музеев).
Первая такая карта была выпущена в 1953 году и охватывала только центр Москвы. Последующие издания карт включали в себя все большую территорию города и содержали необходимую справочную информацию (алфавитные указатели названий улиц, расположение посольств, станций метро и т.д.). С течением времени появились целые атласы Москвы, так же изданные ЦРУ (на фото издание 1987 года), которые включали в себя сотни страниц. Карты и атласы не содержали указаний на ЦРУ как издателя, чтобы они могли распространяться от имени Государственного департамента.
В 1950-1960-х годах такие карты иностранные туристы и сотрудники посольств использовали с большой осторожностью – КГБ легко могло арестовать человека с такой картой в руках как шпиона и диверсанта. Однако постепенно ситуация изменилась и такими картами стали свободно пользоваться иностранные туристы. Сегодня изложенные выше детали создания ЦРУ карт Москвы на фоне навигаторов выглядят, как нелепый анекдот.
Первая такая карта была выпущена в 1953 году и охватывала только центр Москвы. Последующие издания карт включали в себя все большую территорию города и содержали необходимую справочную информацию (алфавитные указатели названий улиц, расположение посольств, станций метро и т.д.). С течением времени появились целые атласы Москвы, так же изданные ЦРУ (на фото издание 1987 года), которые включали в себя сотни страниц. Карты и атласы не содержали указаний на ЦРУ как издателя, чтобы они могли распространяться от имени Государственного департамента.
В 1950-1960-х годах такие карты иностранные туристы и сотрудники посольств использовали с большой осторожностью – КГБ легко могло арестовать человека с такой картой в руках как шпиона и диверсанта. Однако постепенно ситуация изменилась и такими картами стали свободно пользоваться иностранные туристы. Сегодня изложенные выше детали создания ЦРУ карт Москвы на фоне навигаторов выглядят, как нелепый анекдот.
Памятник единорогу на территории делового квартала «Московский шёлк». Из надписи можно узнать, что якобы из под него начинается подземный ход к Новодевичьему монастырю и в этом ходе скрыты сокровища (как же без них). Ну, а если потереть рог, то в результате этого незамысловатого действия проистечёт удача (тереть на удачу сейчас тоже принято все подряд. См. ещё один объект тут https://yangx.top/moskvafishki/456 и далее). Возникновение этого памятника базируется на бродячей легенде, что некий мистик, граф Сен-Жермен, который жил в Москве в XVIII столетии, был убежден, что существует подземный ход от Новодевичьего монастыря, где хранятся сокровища тамплиеров, которые они некогда вывезли в Москву (где тамплиеры и где Москва??? Но это неважно). Граф попытался их найти, но ему отчаянно противостоял единорог, живущий под землёй. Вот так прихотливо переплелись Москва, тамплиеры, сокровища, подземные ходы и единороги. Интересно здесь то, что в изначальном варианте легенды никакого единорога нет - его приклеили к легенде создатели сего памятника. То есть перед нами монумент фантазиям в квадрате. Но, как ты там ни было, стоит на него взглянуть.
Telegram
Канал имени Москвы
Самый «счастьеносный» предмет – это носы собак (их четыре), который трут студенты на удачу перед экзаменом (традицию создали еще до войны студенты расположенной неподалеку Бауманки) и вообще все подряд, отчего носы уже заметно пострадали.
#редкаякнига
Сегодня у нас очень интересная книга А.Моризэ «У Ленина и Троцкого. Москва 1921». В нюне—июле 1921 года автор книги, французский коммунист, приехал в Россию и зафиксировал свои впечатления. Самое важное для нас в этой книге это первая глава, где рассказывается о Петрограде и Москве начала 1920-х годов.
Сегодня у нас очень интересная книга А.Моризэ «У Ленина и Троцкого. Москва 1921». В нюне—июле 1921 года автор книги, французский коммунист, приехал в Россию и зафиксировал свои впечатления. Самое важное для нас в этой книге это первая глава, где рассказывается о Петрограде и Москве начала 1920-х годов.
Торговый чек из универсама «Кунцевский». 1987 год. Продуктовая корзина москвича за 10 рублей, включающая сыр рокфор, пшено, колбасу вареную докторскую (куда же без неё). Советский универсам (магазин самообслуживания) был попыткой внедрить в СССР стандарты западного супермаркета. Идея создания универсамов получила широкое развитие в 1970-е годы,
когда универсамы появились в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик. Первым в Москве был универсам на Люблинской улице.
Универсамы выгодно отличались от обычных магазинов большие торговые залы, много полок и прилавков, целый ряд касс, корзинки и тележки. Однако каждый магазин был закреплен за своим поставщиком и поэтому ассортимент был одинаковый. Были и другие проблемы. Это и дефицит тележек и корзинок и вообще дефицит продуктов, ломающиеся кассы, очереди. Для того, чтобы набрать сумку продуктов, приходилось обегать несколько магазинов и тот процесс покупки, который сегодня занимает несколько минут, мог занимать несколько часов.
когда универсамы появились в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик. Первым в Москве был универсам на Люблинской улице.
Универсамы выгодно отличались от обычных магазинов большие торговые залы, много полок и прилавков, целый ряд касс, корзинки и тележки. Однако каждый магазин был закреплен за своим поставщиком и поэтому ассортимент был одинаковый. Были и другие проблемы. Это и дефицит тележек и корзинок и вообще дефицит продуктов, ломающиеся кассы, очереди. Для того, чтобы набрать сумку продуктов, приходилось обегать несколько магазинов и тот процесс покупки, который сегодня занимает несколько минут, мог занимать несколько часов.
«План окрестностей Ходынскаго военнаго поля», снятый в 1868 году. Исправлен в 1882 году. Масштаб: в английском дюйме 250 сажень. На плане показана территория от Дегунина, Ховрина и Химок - на севере, до Кунцево и Филей - на юге. На этом поле проходили народные гуляния во время коронаций Александра II, Александра III и Николая II. В 1882 году здесь была организована Всероссийская художественно-промышленная выставка. В июне 1910 года по решению штаба Московского военного округа на поле была выделена земля под аэродром для Общества воздухоплавания. На плане окрестностей Ходынского поля зафиксированы, среди прочего, некоторые села, на месте которых в настоящее время существуют целые московские районы с теми же названиями (Бескудниково, Хорошево, Мневники, Крылатское, Строгино). Показана станция Лихоборы (одна из центральных на Московской окружной железной дороге), Николаевские казармы, стрельбища и лагеря на самом поле, участок Николаевской железной дороги. Кроме того, на плане отмечены заводы и фабрики.
Главные ворота бадаевского (трёхгорного) пивзавода, построенные ещё до революции, до сих пор производят сильное впечатление. Сохранилась советская вывеска предприятия, один старинный вензель 3Г (три горы) на решетке ворот. Судя по толщине дерева, проросшего сквозь решетку калитки, она не открывалась лет 50. Ещё об этом интереснейшем месте у нас было здесь https://yangx.top/moskvafishki/4902 и далее по ссылкам.
Telegram
Канал имени Москвы
Вензель «3Г» (Три горы) и дата на одном из зданий бывшего Трехгорного пивоваренного завода, заброшенная территория которого сейчас активно осваивается ресторанами и местами развлечений. Ещё об этом заводе здесь https://yangx.top/moskvafishki/1043 https://yangx.top…
Памятка водителя таксомоторного транспорта гор. Москвы. 1956 год. Есть в ней и такие слова: «Большая честь быть водителем таксомоторного транспорта в Москве — столице первого в мире социалистического государства, политическом, промышленном и культурном центре нашей Родины. Растет благосостояние трудящихся, и такси — наиболее удобный вид транспорта — все больше входит в быт москвичей.
Таксомоторным транспортом пользуются гости столицы, приезжающие со всех концов нашей страны, а также из стран народной демократии, из стран всего мира. Поэтому быть водителем такси в Москве — не только большая честь, но и большая ответственность».
Эти бы слова да Яндекс-такси в уши.
Таксомоторным транспортом пользуются гости столицы, приезжающие со всех концов нашей страны, а также из стран народной демократии, из стран всего мира. Поэтому быть водителем такси в Москве — не только большая честь, но и большая ответственность».
Эти бы слова да Яндекс-такси в уши.
Дом предназначен на слом. Извините,
если господствуют пыль в нем и мрак.
Вы в колокольчик уже не звоните.
Двери распахнуты. Можно и так.
Все здесь в прошедшем, в минувшем и бывшем.
Ночь неспроста тишину созвала.
Серые мыши, печальные мыши
все до единой ушли со двора.
Где-то теперь собралось их кочевье?
Дом предназначен на слом. Но сквозь тьму,
полно таинственного значенья,
что-то еще шелестит по нему.
Мел осыпается. Ставенка стонет.
Двери надеются на визит.
И удивленно качается столик.
И фотокарточка чья-то висит.
И, припорошенный душною пылью,
помня еще о величье своем;
дом шевелит пожелтевшие крылья
старых газет, поселившихся в нем.
Дом предназначен на слом. Значит, кроме
не улыбнется ему ничего.
Что ж мы с тобой позабыли в том доме?
Или не всё унесли из него?
Ну-ка, взбежим по ступенькам знакомым!
Ну-ка, для успокоенья души
крикнем, как прежде: "Вы дома?.. Вы дома?!.."
Двери распахнуты. И - ни души. Б.Окуджава. 1964 год.
если господствуют пыль в нем и мрак.
Вы в колокольчик уже не звоните.
Двери распахнуты. Можно и так.
Все здесь в прошедшем, в минувшем и бывшем.
Ночь неспроста тишину созвала.
Серые мыши, печальные мыши
все до единой ушли со двора.
Где-то теперь собралось их кочевье?
Дом предназначен на слом. Но сквозь тьму,
полно таинственного значенья,
что-то еще шелестит по нему.
Мел осыпается. Ставенка стонет.
Двери надеются на визит.
И удивленно качается столик.
И фотокарточка чья-то висит.
И, припорошенный душною пылью,
помня еще о величье своем;
дом шевелит пожелтевшие крылья
старых газет, поселившихся в нем.
Дом предназначен на слом. Значит, кроме
не улыбнется ему ничего.
Что ж мы с тобой позабыли в том доме?
Или не всё унесли из него?
Ну-ка, взбежим по ступенькам знакомым!
Ну-ка, для успокоенья души
крикнем, как прежде: "Вы дома?.. Вы дома?!.."
Двери распахнуты. И - ни души. Б.Окуджава. 1964 год.
#публикуетсявпервые Проблемы веса волновали москвичек всегда. Одна из них, Мария Ивановна, фиксировала свой вес «в одежде и без» в записной книжке в 1920-х годах. Результаты оказались неутешительны - в конце 1925 года Мария Ивановна весила около 56 кг, а через год уже почти 64 кг., что заставило Марию Ивановну, очевидно, всерьёз задуматься о своём образе жизни и рационе.