Для тех, кто дружит с Фейсбуком.
Сегодняшний Янгон. Третий день праздника воды.
https://web.facebook.com/theirrawaddy/posts/1990492224328958
Сегодняшний Янгон. Третий день праздника воды.
https://web.facebook.com/theirrawaddy/posts/1990492224328958
Facebook
The Irrawaddy - English Edition
With ear-splitting music and splash-happy revelers across the country, Sunday marks the third day of Thingyan Water Festival in Myanmar. (Photo: Aung Kyaw Htet / The Irrawaddy)
Сегодня последний, четвертый день «водной» части Тинджана. Он называется «а-тат». Этот день – проводы Таджьямина, короля духов-натов, который на время праздника спускался на землю и посмотрел, как жили люди в истекший год. Имена хороших людей он отметил в книге, сделанной из золота, а неблаговидные поступки записал в книге, обтянутой собачьей кожей.
В последний день праздника воды драйв посетителей пандалов и пассажиров колесящих по улицам грузовичков достигает кульминации. Все понимают, что завтра наступит другая жизнь, и поэтому именно сегодня нужно самовыразиться по полной. Поэтому если орать – то максимально громко, если танцевать – то до упаду, если напиваться – то до полной отключки.
Мьянманцы шутят, что Тинджан – это праздник, на который не ходят трезвыми. А всеобщее буйство заводит людей и в рамках «коллективного драйва» заставляет порой совершать самые необдуманные поступки. Тинджан – время и место повышенной опасности, здесь с человеком может случиться все, что угодно – от удара по голове струей из брандспойта до получения травм в разгоряченной толпе. А еще толпа нетрезвых веселящихся людей всегда бывает центром притяжения карманников.
Именно поэтому в дни Тинджана велика роль полиции. Ее задачи не сводятся только к охране правопорядка, или к разниманию дерущихся. Полицейские должны следить, чтобы у толпы не было при себе бутылок (содержимое бутылок переливается в пластиковые пакеты и пьется через трубочки), уметь оказать первую помощь перебравшему человеку, остановить на обочине машину с потерявшим адекватность водителем, а также посматривать, не шныряют ли в толпе подозрительные люди, опустошающие чужие карманы.
Очень часто во время дежурства в дни Тинджана страдают и полицейские – в основном, от сбивающих с ног струй воды, или от автомашин с пьяными водителями.
Еще несколько лет назад от Тинджана можно было укрыться только дома – закрыв двери и зашторив окна (как вариант – уехать куда-нибудь из Мьянмы). Если только ты вышел на улицу – окрестные дети (и зачастую взрослые) тут же устремлялись к тебе с водяными пистолетами и ковшиками с водой. В это время не работали кафе и магазины, а из общественного транспорта на улицах оставались лишь небольшие автобусы.
В последние пять лет отношение к Тинджану постепенно стало меняться. У большинства людей появились мобильные телефоны – а значит, можно своей плошкой с водой нанести человеку конкретный материальный ущерб. Владельцы многих кафе поняли, что именно Тинджан, когда закрыты магазины и нельзя купить продукты, - это идеальное время для семейных посиделок в заведениях общепита. И, наконец, Тинджан перестал сильно влиять на движение общественного транспорта – а значит, люди получили возможность в «длинные» выходные поехать к друзьям и знакомым.
Для таких людей, живущих в параллельной Тинджану реальности, о празднике напоминает лишь звучащая со всех углов громкая музыка. Существует даже такой песенно-музыкальный жанр, который условно можно назвать «Мелодии Тинджана» - они бодрящие, ритмичные, уникальные по звучанию, и их ни с чем не спутаешь. Именно их транслируют на максимальной громкости все кому не лень – из окон в домах, из колонок на концертных площадках, с сооруженных специально для Тинджана пандалов.
Самая, пожалуй, известная из таких песен – «Дождь Тинджана» («Thingyan Moe») из одноименного фильма. Ее я и прилагаю к этому посту.
В последний день праздника воды драйв посетителей пандалов и пассажиров колесящих по улицам грузовичков достигает кульминации. Все понимают, что завтра наступит другая жизнь, и поэтому именно сегодня нужно самовыразиться по полной. Поэтому если орать – то максимально громко, если танцевать – то до упаду, если напиваться – то до полной отключки.
Мьянманцы шутят, что Тинджан – это праздник, на который не ходят трезвыми. А всеобщее буйство заводит людей и в рамках «коллективного драйва» заставляет порой совершать самые необдуманные поступки. Тинджан – время и место повышенной опасности, здесь с человеком может случиться все, что угодно – от удара по голове струей из брандспойта до получения травм в разгоряченной толпе. А еще толпа нетрезвых веселящихся людей всегда бывает центром притяжения карманников.
Именно поэтому в дни Тинджана велика роль полиции. Ее задачи не сводятся только к охране правопорядка, или к разниманию дерущихся. Полицейские должны следить, чтобы у толпы не было при себе бутылок (содержимое бутылок переливается в пластиковые пакеты и пьется через трубочки), уметь оказать первую помощь перебравшему человеку, остановить на обочине машину с потерявшим адекватность водителем, а также посматривать, не шныряют ли в толпе подозрительные люди, опустошающие чужие карманы.
Очень часто во время дежурства в дни Тинджана страдают и полицейские – в основном, от сбивающих с ног струй воды, или от автомашин с пьяными водителями.
Еще несколько лет назад от Тинджана можно было укрыться только дома – закрыв двери и зашторив окна (как вариант – уехать куда-нибудь из Мьянмы). Если только ты вышел на улицу – окрестные дети (и зачастую взрослые) тут же устремлялись к тебе с водяными пистолетами и ковшиками с водой. В это время не работали кафе и магазины, а из общественного транспорта на улицах оставались лишь небольшие автобусы.
В последние пять лет отношение к Тинджану постепенно стало меняться. У большинства людей появились мобильные телефоны – а значит, можно своей плошкой с водой нанести человеку конкретный материальный ущерб. Владельцы многих кафе поняли, что именно Тинджан, когда закрыты магазины и нельзя купить продукты, - это идеальное время для семейных посиделок в заведениях общепита. И, наконец, Тинджан перестал сильно влиять на движение общественного транспорта – а значит, люди получили возможность в «длинные» выходные поехать к друзьям и знакомым.
Для таких людей, живущих в параллельной Тинджану реальности, о празднике напоминает лишь звучащая со всех углов громкая музыка. Существует даже такой песенно-музыкальный жанр, который условно можно назвать «Мелодии Тинджана» - они бодрящие, ритмичные, уникальные по звучанию, и их ни с чем не спутаешь. Именно их транслируют на максимальной громкости все кому не лень – из окон в домах, из колонок на концертных площадках, с сооруженных специально для Тинджана пандалов.
Самая, пожалуй, известная из таких песен – «Дождь Тинджана» («Thingyan Moe») из одноименного фильма. Ее я и прилагаю к этому посту.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Песня Thingyan Moe" ("Дождь Тинджана")
"Британцы в Бирме проводили военную операцию “Матадор” высадившись ночью на острове Рампи, чтобы захватить аэродром и порт, охраняемый японцами. Они стали теснить противника вглубь территории и после нескольких жестоких сражений вынудили его бежать на юг для воссоединения с подкреплением. Японцы отступали через болота, став желанной добычей для гребневых крокодилов, уничтоживших 1000 солдат. Британцам удалось отбить у рептилий только трех офицеров вместе с 22 военными, покусанными их зубами."
https://dni24.com/exclusive/168495-samoe-massovoe-poedanie-lyudey-krokodilami-proizoshlo-v-1945-godu.html
Правильное название острова - Рамри. Он расположен у побережья мьянманского штата Ракхайн. О событиях 1945 года и о поедании японцев крокодилами есть текст в англоязычной Википедии (последний раздел - "Crocodile attack"):
https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Ramree_Island
https://dni24.com/exclusive/168495-samoe-massovoe-poedanie-lyudey-krokodilami-proizoshlo-v-1945-godu.html
Правильное название острова - Рамри. Он расположен у побережья мьянманского штата Ракхайн. О событиях 1945 года и о поедании японцев крокодилами есть текст в англоязычной Википедии (последний раздел - "Crocodile attack"):
https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Ramree_Island
Независимое интернет-издание "ДНИ24"
Самое массовое поедание людей крокодилами произошло в 1945 году
Ученые считают, что этих представителей фауны почти невозможно приручить из-за их злобного характера. Они часто нападают на своих противников, но самое массовое поедание людей крокодилами произошло в
Сейчас идут последние минуты праздника воды в Мьянме. В этом году он более чем получился – и по драйву, и по настроению.
Остановить это буйство обычно бывает не так-то просто – особенно в последний день. Раньше власти в шесть часов вечера даже на некоторое время выключали в городе электричество, чтобы насосы на пандалах перестали работать, а музыка стихла. Сейчас уже давно никто так не делает, и в последний день на некоторых пандалах празднование иногда затягивается до 7-8 часов вечера. Люди не хотят расходиться, и стараются еще на несколько мгновений продлить себе праздник. В эти минуты делается последний глоток алкоголя - завтрашний день должен быть трезвым.
Часа через два весь город приходит в норму, и о празднестве напоминают только груды мусора на улицах, потерянные тапки и безжизненно свисающие с пандалов пустые шланги. Завтра они уже будут не нужны, потому что вся грязь старого года должна быть смыта сегодня. Вечером хозяйки стирают одежду, в которой молодежь провела весь день под струями воды.
Остановить это буйство обычно бывает не так-то просто – особенно в последний день. Раньше власти в шесть часов вечера даже на некоторое время выключали в городе электричество, чтобы насосы на пандалах перестали работать, а музыка стихла. Сейчас уже давно никто так не делает, и в последний день на некоторых пандалах празднование иногда затягивается до 7-8 часов вечера. Люди не хотят расходиться, и стараются еще на несколько мгновений продлить себе праздник. В эти минуты делается последний глоток алкоголя - завтрашний день должен быть трезвым.
Часа через два весь город приходит в норму, и о празднестве напоминают только груды мусора на улицах, потерянные тапки и безжизненно свисающие с пандалов пустые шланги. Завтра они уже будут не нужны, потому что вся грязь старого года должна быть смыта сегодня. Вечером хозяйки стирают одежду, в которой молодежь провела весь день под струями воды.
http://www.ansar.ru/sobcor/myanma-vvodit-mir-v-zabluzhdenie-o-repatriacii-musulman - "Мьянма вводит мир в заблуждение о репатриации мусульман?"
"Rohingya Blogger утверждает, что люди на фото – родственники начальника погранпоста Таунг Пьо Латя, а вся церемония репатриации – фейк."
"Rohingya Blogger утверждает, что люди на фото – родственники начальника погранпоста Таунг Пьо Латя, а вся церемония репатриации – фейк."
Власти Бангладеш выразили несогласие с тем, что прибытие в Мьянму семьи рохинджа из пяти человек, о котором было объявлено 14 апреля, и которое мьянманская сторона назвала началом возвращения в страну беженцев-рохинджа, следует считать репатриацией. По их информации, эта семья жила на «ничейной земле» вдоль границы между двумя странами – то есть, она не переходила в Бангладеш. Именно поэтому бангладешская сторона считает, что это была «не репатриация, а пропаганда».
В свою очередь, высокопоставленный чиновник правительства Мьянмы Зо Тхэй заявил, что эта семья действительно вернулась в страну по собственному желанию, и власти страны проявляют о ней заботу. Именно поэтому факт возвращения в Мьянму этой семьи рохинджа – никакая не пропаганда.
https://www.reuters.com/article/us-myanmar-rohingya-refugees/bangladesh-unhcr-dispute-myanmars-rohingya-repatriation-claim-idUSKBN1HL19C
В свою очередь, высокопоставленный чиновник правительства Мьянмы Зо Тхэй заявил, что эта семья действительно вернулась в страну по собственному желанию, и власти страны проявляют о ней заботу. Именно поэтому факт возвращения в Мьянму этой семьи рохинджа – никакая не пропаганда.
https://www.reuters.com/article/us-myanmar-rohingya-refugees/bangladesh-unhcr-dispute-myanmars-rohingya-repatriation-claim-idUSKBN1HL19C
Рассказ (с фотографиями) о новом музее, открытом 18 марта в Янгоне местной Ассоциацией помощи политическим заключенным.
Понятно, что страдания «либеральной общественности» Мьянмы, считающей, что ее лучшие сыны годами томились в застенках военной диктатуры, большинству граждан России не особо близки. Тем не менее, музей дает представление о том, как устроена тюремная жизнь в Мьянме – и этой своей экзотикой может быть интересен гостю из другой страны. Например, там имеется пластиковая модель самой известной мьянманской тюрьмы Инсейн, ржавые кандалы для приговоренных к каторжным работам, изделия бывших заключенных, а также изготовленные ими произведения искусства.
Экскурсии по музею проводит бывший заключенный, а вход в музей является копией двери в тюрьме Инсейн, после которой посетитель тут же упирается в стену, где размещено множество маленьких фотографий политзаключенных, среди которых в центре – большой портрет Аун Сан Су Чжи. Ирония заключается в том, что, по мнению основателей музея, после прихода к власти Аун Сан Су Чжи «узники совести» в Мьянме до сих пор остаются – 54 человека отбывают наказание, 74 ждут приговора и 120 выпущены под залог в ожидании суда. Многие из них посажены в тюрьму за нарушение законов, ограничивающих свободу собраний, а два корреспондента Reuters обвиняются в нарушении закона о государственной тайне, принятого еще в колониальные времена.
Лично я далек от того, чтобы вышучивать тему политических заключенных во времена военного режима. Следует лишь отметить, что по сравнению с другими режимами (не только диктаторскими) военные власти Мьянмы были удивительно «вегетарианскими», и при этом многие из «узников совести», как сегодня оказывается, были посажены за дело (например, тот же монах Ашин Вирату, севший в тюрьму за провоцирование межконфессиональной розни). При этом тот надрывный пафос, с которым часть не нашедшей себя в новых реалиях «либеральной общественности» Мьянмы расчесывает эти раны, у меня не вызывает симпатии.
https://asia.nikkei.com/Life-Arts/Life/New-Myanmar-museum-a-reminder-that-repression-persists
Понятно, что страдания «либеральной общественности» Мьянмы, считающей, что ее лучшие сыны годами томились в застенках военной диктатуры, большинству граждан России не особо близки. Тем не менее, музей дает представление о том, как устроена тюремная жизнь в Мьянме – и этой своей экзотикой может быть интересен гостю из другой страны. Например, там имеется пластиковая модель самой известной мьянманской тюрьмы Инсейн, ржавые кандалы для приговоренных к каторжным работам, изделия бывших заключенных, а также изготовленные ими произведения искусства.
Экскурсии по музею проводит бывший заключенный, а вход в музей является копией двери в тюрьме Инсейн, после которой посетитель тут же упирается в стену, где размещено множество маленьких фотографий политзаключенных, среди которых в центре – большой портрет Аун Сан Су Чжи. Ирония заключается в том, что, по мнению основателей музея, после прихода к власти Аун Сан Су Чжи «узники совести» в Мьянме до сих пор остаются – 54 человека отбывают наказание, 74 ждут приговора и 120 выпущены под залог в ожидании суда. Многие из них посажены в тюрьму за нарушение законов, ограничивающих свободу собраний, а два корреспондента Reuters обвиняются в нарушении закона о государственной тайне, принятого еще в колониальные времена.
Лично я далек от того, чтобы вышучивать тему политических заключенных во времена военного режима. Следует лишь отметить, что по сравнению с другими режимами (не только диктаторскими) военные власти Мьянмы были удивительно «вегетарианскими», и при этом многие из «узников совести», как сегодня оказывается, были посажены за дело (например, тот же монах Ашин Вирату, севший в тюрьму за провоцирование межконфессиональной розни). При этом тот надрывный пафос, с которым часть не нашедшей себя в новых реалиях «либеральной общественности» Мьянмы расчесывает эти раны, у меня не вызывает симпатии.
https://asia.nikkei.com/Life-Arts/Life/New-Myanmar-museum-a-reminder-that-repression-persists
Nikkei Asian Review
New Myanmar museum a reminder that repression persists
Hundreds of political prisoners remain in jail, despite reforms
На верхнем этаже старого торгового центра Мандалая встречаются самые богатые люди города – владелец золотого рудника, управляющий нефритовой шахтой, владелец отеля и сын Аун Вин Кхайна, самого успешного предпринимателя города. Они выбирают главу местной торгово-промышленной палатой. Среди них выделяется один одетый в костюм европеец. Это 42-летний немец, Патрик Юнг.
Он здесь от торгово-промышленной палаты в Ройтлингене, городе в Баден-Вюртемберге. У него две задачи – помочь бизнесменам Мандалая организовать работу их торгово-промышленной палаты и привлечь немецких бизнесменов к работе в Мьянме. Его проект финансируется федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии. Вместо того, чтобы тратить федеральные средства на строительство мостов и колодцев, Берлин хочет поощрять частные инвестиции и торговлю в таких местах, как Мандалай. В этом миллионном городе ведущим инвестором является Китай, и прямых германских инвестиций пока нет. Юнг считает, что он может эту ситуацию изменить.
По его словам, сегодня в Мандалае «дикая эпоха, как это было в России после Советского Союза». При этом, немец знает, о чем говорит – он владеет русским и турецким языками и работал в Армении и Грузии. В статье рассказывается история о том, как упомянутый мандалайский олигарх Аун Вин Кхайн начал реализацию проекта технопарка, фактически согнав со своих мест без надлежащей компенсации тысячу семей местных жителей, при этом одни из упорствовавших фермеров попал в тюрьму по подозрению в изнасилованиях и убийствах (фермер утверждает, что ни в чем не виноват, но богатство и влияние Аун Вин Кхайна позволяет этому человеку посадить в тюрьму любого, кто встанет у него поперек дороги). У Юнга на этот счет довольно простое мнение: "[Кхайн] может быть негодяем, мотивированным прибылью. Но он единственный, кто действительно может принести рабочие места в этот регион», - и добавляет слова о том, что неважно какого цвета кошка, если она ловит мышей. Сегодня Юнг пытается привлечь немецкие фирмы для работы в технопарке Аун Вин Кхайна, и уже договорился с компанией, производящей небольшие сигары.
Статья интересна тем, что рисует портрет довольно типичного для сегодняшней Мьянмы западного предпринимателя, который не особо заморачивается западными ценностями типа соблюдения прав человека, если речь идет о бизнес-интересах. Нетипичность ситуации здесь только в том, что этот господин, «говорящий по-русски и по-турецки» и декларирующий подобные взгляды, сумел заручиться прямой поддержкой официальных германских структур. И это при том, что его правительство (как и правительства других западных стран) периодически учит Мьянму как ей надо жить.
Впрочем, как раз для Германии подобный прагматизм – не редкость. В свое время именно ФРГ построила в Бирме в самые суровые годы военного режима ряд военных производств, в том числе линии по выпуску полуавтоматических винтовок G3, которые стали основным видом стрелкового вооружения бирманских военных. Принимая решения об этом, западногерманское правительство вряд ли обманывалось насчет того, по кому из этих винтовок солдаты в Бирме будут стрелять – но бизнес и тогда был бизнесом.
https://global.handelsblatt.com/politics/germany-privatize-development-aid-myanmar-908259
Он здесь от торгово-промышленной палаты в Ройтлингене, городе в Баден-Вюртемберге. У него две задачи – помочь бизнесменам Мандалая организовать работу их торгово-промышленной палаты и привлечь немецких бизнесменов к работе в Мьянме. Его проект финансируется федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии. Вместо того, чтобы тратить федеральные средства на строительство мостов и колодцев, Берлин хочет поощрять частные инвестиции и торговлю в таких местах, как Мандалай. В этом миллионном городе ведущим инвестором является Китай, и прямых германских инвестиций пока нет. Юнг считает, что он может эту ситуацию изменить.
По его словам, сегодня в Мандалае «дикая эпоха, как это было в России после Советского Союза». При этом, немец знает, о чем говорит – он владеет русским и турецким языками и работал в Армении и Грузии. В статье рассказывается история о том, как упомянутый мандалайский олигарх Аун Вин Кхайн начал реализацию проекта технопарка, фактически согнав со своих мест без надлежащей компенсации тысячу семей местных жителей, при этом одни из упорствовавших фермеров попал в тюрьму по подозрению в изнасилованиях и убийствах (фермер утверждает, что ни в чем не виноват, но богатство и влияние Аун Вин Кхайна позволяет этому человеку посадить в тюрьму любого, кто встанет у него поперек дороги). У Юнга на этот счет довольно простое мнение: "[Кхайн] может быть негодяем, мотивированным прибылью. Но он единственный, кто действительно может принести рабочие места в этот регион», - и добавляет слова о том, что неважно какого цвета кошка, если она ловит мышей. Сегодня Юнг пытается привлечь немецкие фирмы для работы в технопарке Аун Вин Кхайна, и уже договорился с компанией, производящей небольшие сигары.
Статья интересна тем, что рисует портрет довольно типичного для сегодняшней Мьянмы западного предпринимателя, который не особо заморачивается западными ценностями типа соблюдения прав человека, если речь идет о бизнес-интересах. Нетипичность ситуации здесь только в том, что этот господин, «говорящий по-русски и по-турецки» и декларирующий подобные взгляды, сумел заручиться прямой поддержкой официальных германских структур. И это при том, что его правительство (как и правительства других западных стран) периодически учит Мьянму как ей надо жить.
Впрочем, как раз для Германии подобный прагматизм – не редкость. В свое время именно ФРГ построила в Бирме в самые суровые годы военного режима ряд военных производств, в том числе линии по выпуску полуавтоматических винтовок G3, которые стали основным видом стрелкового вооружения бирманских военных. Принимая решения об этом, западногерманское правительство вряд ли обманывалось насчет того, по кому из этих винтовок солдаты в Бирме будут стрелять – но бизнес и тогда был бизнесом.
https://global.handelsblatt.com/politics/germany-privatize-development-aid-myanmar-908259
Handelsblatt Global Edition
Can you privatize development aid? Germany is trying, in Myanmar
Berlin wants companies to get involved in development aid. A visit with one such project in Myanmar presents opportunities — and raises doubts.
Практически все европейцы, кто слышал про Тинджан, уверенно говорят, что это – праздник воды, когда мьянманцы бесятся и с наслаждением поливают друг друга. Но именно сегодня, когда никакого праздника воды уже нет, как раз и наступил самый главный день Тинджана. Кстати, этот факт - отличная иллюстрация, насколько хорошо европейцы понимают Азию.
Сегодня в Мьянме – первый день нового, 1380 года.
Утром первого дня нового года янгонцы делают генеральную уборку. Считается, что если встретишь новый год в грязной квартире и грязной одежде – то именно так, в бардаке, весь год и проведешь. Особенно тщательно убираются специальные места в домах мьянманцев, где стоит фигурка Будды – а сама статуэтка тоже тщательно моется.
Люди, которые уже навели порядок дома, едут в пагоды. Много народа собирается в Шведагоне и около расположенных с его южной и восточной сторон пагод Маха Визара и Маха Зейя. Перед обеими пагодами есть небольшие пруды, над которым проложен пешеходный мостик. В пруду живут большие полуметровые сомы (они периодически всплывают, глотают воздух и снова исчезают в воде), множество рыбок помельче и разные черепахи. Такой же пруд с рыбами и черепахами есть и возле некоторых других янгонских пагод – например, у пагоды Ботатхаун.
В этот день принято дарить свободу братьям нашим меньшим, и подходы к пагоде заполнены продавцами двух видов живности - рыб и птиц. Можно взять в руки замершую и закрывшую глаза от испуга маленькую птичку, похожую на воробья, и затем отпустить ее в небо. А можно купить в тазике или полиэтиленовом пакете черных усатых рыбок и по специальному наклонному желобу выплеснуть их в воду. В провинции этот обряд освобождения рыб иногда имеет и вполне практический смысл: многие водоемы в засушливый сезон пересыхают, и люди в больших глиняных горшках переносят из них рыбу в более полноводные реки и озера.
Отпускают на свободу не только птичек и рыбок. Те, кто побогаче, могут, например, купить оленей, отловленных в горных районах Верхней Мьянмы, и торжественно отвезти их в национальный парк Хлога в пригороде Янгона. Все это обычно обставляется достаточно громко – арендуется машина с рупором, из которого гремит музыка. Во время проезда по Янгону полгорода успевает узнать, что человек едет совершать доброе дело – выпускать на волю оленей.
Потом люди идут в пагоду, читают буддистские тексты. Особенно важно сегодня прочитать сутры Паритта, которые служат для защиты людей, помогают обеспечить миролюбие всех живых существ вокруг них и приносят удачу. Нужно также полить Будду своего дня недели столько раз, сколько тебе лет – и потом еще один раз. Этот последний раз и будет в честь наступающего Нового года – чтобы он принес как можно больше хорошего в жизни.
В этот день принято выказывать уважение к старшим членам семьи. Молодое поколение моет своим дедушкам головы, используя для этого традиционный природный густой шампунь. Специально для заслуженных пожилых людей проводят торжественные церемонии по вручению им подарков и денежных сумм. Иногда добровольцы из числа молодежи демонстрируют свое уважение старшим, подстригая им ногти.
Даже домашние животные сегодня должны разделить с людьми радость встречи нового года. Им положено давать вкусный корм, чистить их места обитания, и при необходимости – оказывать медицинскую помощь.
Сегодня в Мьянме – первый день нового, 1380 года.
Утром первого дня нового года янгонцы делают генеральную уборку. Считается, что если встретишь новый год в грязной квартире и грязной одежде – то именно так, в бардаке, весь год и проведешь. Особенно тщательно убираются специальные места в домах мьянманцев, где стоит фигурка Будды – а сама статуэтка тоже тщательно моется.
Люди, которые уже навели порядок дома, едут в пагоды. Много народа собирается в Шведагоне и около расположенных с его южной и восточной сторон пагод Маха Визара и Маха Зейя. Перед обеими пагодами есть небольшие пруды, над которым проложен пешеходный мостик. В пруду живут большие полуметровые сомы (они периодически всплывают, глотают воздух и снова исчезают в воде), множество рыбок помельче и разные черепахи. Такой же пруд с рыбами и черепахами есть и возле некоторых других янгонских пагод – например, у пагоды Ботатхаун.
В этот день принято дарить свободу братьям нашим меньшим, и подходы к пагоде заполнены продавцами двух видов живности - рыб и птиц. Можно взять в руки замершую и закрывшую глаза от испуга маленькую птичку, похожую на воробья, и затем отпустить ее в небо. А можно купить в тазике или полиэтиленовом пакете черных усатых рыбок и по специальному наклонному желобу выплеснуть их в воду. В провинции этот обряд освобождения рыб иногда имеет и вполне практический смысл: многие водоемы в засушливый сезон пересыхают, и люди в больших глиняных горшках переносят из них рыбу в более полноводные реки и озера.
Отпускают на свободу не только птичек и рыбок. Те, кто побогаче, могут, например, купить оленей, отловленных в горных районах Верхней Мьянмы, и торжественно отвезти их в национальный парк Хлога в пригороде Янгона. Все это обычно обставляется достаточно громко – арендуется машина с рупором, из которого гремит музыка. Во время проезда по Янгону полгорода успевает узнать, что человек едет совершать доброе дело – выпускать на волю оленей.
Потом люди идут в пагоду, читают буддистские тексты. Особенно важно сегодня прочитать сутры Паритта, которые служат для защиты людей, помогают обеспечить миролюбие всех живых существ вокруг них и приносят удачу. Нужно также полить Будду своего дня недели столько раз, сколько тебе лет – и потом еще один раз. Этот последний раз и будет в честь наступающего Нового года – чтобы он принес как можно больше хорошего в жизни.
В этот день принято выказывать уважение к старшим членам семьи. Молодое поколение моет своим дедушкам головы, используя для этого традиционный природный густой шампунь. Специально для заслуженных пожилых людей проводят торжественные церемонии по вручению им подарков и денежных сумм. Иногда добровольцы из числа молодежи демонстрируют свое уважение старшим, подстригая им ногти.
Даже домашние животные сегодня должны разделить с людьми радость встречи нового года. Им положено давать вкусный корм, чистить их места обитания, и при необходимости – оказывать медицинскую помощь.