Птица-княжество.
Карта Суздальской земли середины XII века напомнила мне мифическую птицу-утицу из финно-угорских мифов о сотворении земли и гуся-лебедя из старых великорусских сказок. Абрис зримо являет шумящую подвеску-птичку из "костромских курганов" (по Д.Н. Анучину) или охлупень — деталь крыши на наших традиционных северных избах.
Совпадение? Не думаю)))
#ростовскаяземля #суздальскаяземля #мифология #XIIвек
Карта Суздальской земли середины XII века напомнила мне мифическую птицу-утицу из финно-угорских мифов о сотворении земли и гуся-лебедя из старых великорусских сказок. Абрис зримо являет шумящую подвеску-птичку из "костромских курганов" (по Д.Н. Анучину) или охлупень — деталь крыши на наших традиционных северных избах.
Совпадение? Не думаю)))
#ростовскаяземля #суздальскаяземля #мифология #XIIвек
Интересное украшение фронтона избы встречающееся в деревнях вдоль трассы М8 примерно от Тириброво Александровского района Владимирской области, до Выползовой слободки, Переславского района, Ярославской области. Оно мне всегда напоминало фигуру "рожаницы" с наших северных вышивок. Если не изменяет память сфотографировал в Лисавах.
#изба #деревянноезодчество
#изба #деревянноезодчество
Forwarded from Князь Ярославский (Павел Карамышев)
👆Любецкий съезд имел противоречивые последствия. Междоусобиц он не прекратил, но ограничил их рамками родового раздела Руси между разными ветвями княжеского дома, а сам стал важным примером для последующих поколений князей: как можно договариваться и не губить Русской земли хотя бы ради опасности извне (со стороны половцев на то время).
Примечательно, что этот, к сожалению, часто актуальный призыв к "князьям" - "не губить Русской земли" вдруг был вывешен в Ростове, ведь в Ростовской земле в 1097 году произошло последнее кровопролитие, завершившее "добрую войну" и приведшее к "худому миру", когда мудрый Володимер Мономах произнёс эти вечные слова.
Примечательно, что этот, к сожалению, часто актуальный призыв к "князьям" - "не губить Русской земли" вдруг был вывешен в Ростове, ведь в Ростовской земле в 1097 году произошло последнее кровопролитие, завершившее "добрую войну" и приведшее к "худому миру", когда мудрый Володимер Мономах произнёс эти вечные слова.
я рисую на коре старый город на реке.
на боку паромный катер
— на снегу как на песке.
рыбаки сидят на льду.
я рыбачить не иду.
я в окне — грибы с горохом
сыплю на сковороду.
а над крышами летят пеликаны —
и урчат.
их пустил гулять наверно
вологодский зоосад.
лошадь на моей коре на фасаде на гербе.
это здание музея
— там понравится тебе.
поползни пугают такс.
это кологривский загс —
в декабре здесь происходит
по четыре свадьбы в раз.
покупает санки дед.
драчуна ведут в пикет.
подарю кору полине —
ей сегодня тридцать лет.
Стихи: "Овсянки". Веса Сергеев, Кологрив.
Арт: "Нячеры". Кристина Петрова, Архангельск.
#овсянки #денисосокин
на боку паромный катер
— на снегу как на песке.
рыбаки сидят на льду.
я рыбачить не иду.
я в окне — грибы с горохом
сыплю на сковороду.
а над крышами летят пеликаны —
и урчат.
их пустил гулять наверно
вологодский зоосад.
лошадь на моей коре на фасаде на гербе.
это здание музея
— там понравится тебе.
поползни пугают такс.
это кологривский загс —
в декабре здесь происходит
по четыре свадьбы в раз.
покупает санки дед.
драчуна ведут в пикет.
подарю кору полине —
ей сегодня тридцать лет.
Стихи: "Овсянки". Веса Сергеев, Кологрив.
Арт: "Нячеры". Кристина Петрова, Архангельск.
#овсянки #денисосокин
Волжская Атлантида.
Еще одна картина замечательной Кристины. Калязин и Молога. Красота необыкновенная - и по замыслу, и по воплощению. "Лежит под Волгой Нетленная страна рекомая Меряма... "
Любители арта могут подписаться на ее паблик "Нячеры" в ВК - https://vk.com/club189807581
#арт #чудь #меря #верхневолжье
Еще одна картина замечательной Кристины. Калязин и Молога. Красота необыкновенная - и по замыслу, и по воплощению. "Лежит под Волгой Нетленная страна рекомая Меряма... "
Любители арта могут подписаться на ее паблик "Нячеры" в ВК - https://vk.com/club189807581
#арт #чудь #меря #верхневолжье
Forwarded from Земля за Во́локом
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Двоеверие в северорусской культуре, сопряжённое с финно-угорскими традициями.
Forwarded from Пока горит солнце
Итак, спасибо всем уважаемым читателям (в особенности проголосовавшим), настало время подвести итог опроса.
За двое суток проголосовало чуть более трети от аудитории канала. Сенсаций ожидаемо не случилось, но результаты оказались довольно интересными.
Наиболее часто и уверенно опрошенными указывалась классическая национальная идентичность великороссов/русских, малороссов/украинцев и белорусов, таких 51%.
Неожиданно (по крайней мере для меня) выступили носители идентичностей в их наднациональном смысле (россияне, советские, общерусские и т.д.) и субстратных исторических общностей (вятичей, кривичей, словен, мери, чуди, веси, булгар и т.д.), таких по 14% соответственно.
Русских в смысле концепции триединого русского народа оказалось 8%.
Далее идут представители иных, не указанных в опросе идентичностей, их 5%.
Людей, ощущающих себя в первую очередь гражданами Мира или имеющих преимущественно этно-языковую, либо региональную идентичность народов России в классическом понимании оказалось по 3% соответственно.
Обладателей национальных идентичностей народов России в классическом понимании (кроме великороссов/русских, малороссов/украинцев и белорусов) среди опрошенных не оказалось вовсе, что обидно, но не удивительно.
Интересно, что особенности алгоритмов анонимных опросов в телеграмм в сумме дают нам 101%, но не думаю, что это хоть как-то повлияло на общую картину.
#идентичности #опрос
За двое суток проголосовало чуть более трети от аудитории канала. Сенсаций ожидаемо не случилось, но результаты оказались довольно интересными.
Наиболее часто и уверенно опрошенными указывалась классическая национальная идентичность великороссов/русских, малороссов/украинцев и белорусов, таких 51%.
Неожиданно (по крайней мере для меня) выступили носители идентичностей в их наднациональном смысле (россияне, советские, общерусские и т.д.) и субстратных исторических общностей (вятичей, кривичей, словен, мери, чуди, веси, булгар и т.д.), таких по 14% соответственно.
Русских в смысле концепции триединого русского народа оказалось 8%.
Далее идут представители иных, не указанных в опросе идентичностей, их 5%.
Людей, ощущающих себя в первую очередь гражданами Мира или имеющих преимущественно этно-языковую, либо региональную идентичность народов России в классическом понимании оказалось по 3% соответственно.
Обладателей национальных идентичностей народов России в классическом понимании (кроме великороссов/русских, малороссов/украинцев и белорусов) среди опрошенных не оказалось вовсе, что обидно, но не удивительно.
Интересно, что особенности алгоритмов анонимных опросов в телеграмм в сумме дают нам 101%, но не думаю, что это хоть как-то повлияло на общую картину.
#идентичности #опрос
Telegram
Пока горит солнце
Какая идентичность у вас прежде всего?
Гражданин Мира - 1
👍 3%
Русский в наднациональном смысле (советский, россиянин, общерусский и т.д.) - 5
👍👍👍 14%
Русский в смысле концепции триединства русского народа - 3
👍👍 8%
Великоросс/русский, малоросс/украинец…
Гражданин Мира - 1
👍 3%
Русский в наднациональном смысле (советский, россиянин, общерусский и т.д.) - 5
👍👍👍 14%
Русский в смысле концепции триединства русского народа - 3
👍👍 8%
Великоросс/русский, малоросс/украинец…
Какая идентичность у вас прежде всего?
Коллега Илья с канала @pokagoritsolnce вдохновил сделать анонимный опрос посвященный идентичности. Посмотрим сколько нас и каких)
Коллега Илья с канала @pokagoritsolnce вдохновил сделать анонимный опрос посвященный идентичности. Посмотрим сколько нас и каких)
Anonymous Poll
9%
Гражданин Мира
21%
Русский / Советский / Россиянин
7%
Северный великорус
5%
Южный великорус
14%
Мерянин, Весянин, Чудин, Мурома, Мещёра
5%
Кривич, Словен, Вятич, Галинд
2%
Субэтническая (кацкарь, сицкарь, кокшар, тудовлянин, белозер, мещеряк и др.)
10%
Региональная (волгарь, новгородец, сибиряк, верхневолжец, залесец, ростовец, рязанец и др.)
19%
Финно-угр (другие ф-у народы)
9%
Славянин (другие славянские народы)
Шоша > Шошин.
Исследовал интересную региональную фамилию Шошин. Согласно карте «Фамилио», основанной на её упоминаниях до 1917 года, основной ареал фамилии располагается на территории ИМЗ (Исторической мерянской земли), включая Нижегородчину (Нижнее Поочье, Меровия). Современный ареал ее распространения включает в себя 4 крупных региональных ядра: 1 — Архангельская обл. (почти только Архангельск) 366 носителей, 2 — Верхневолжье и Пошехонье (ИМЗ) 310 носителей (Вологодская обл. 43 носителя, Ярославская обл. 185 носителей, Костромская обл. 51 носитель, Ивановская обл. 31 носитель), 3 — Нижегородское Поволжье 455 носителей, 4 — Татарстан и Марий Эл 231 носитель.
Полагаю, что эта фамилия, в зависимости от региона, учитывая диалектное разнообразие возможных основ, может иметь разные этимологии:
в северном её ареале в её основе может лежать волог.-арх. шош «плохой человек», шоша презр. «никчёмный, ничтожный человек»; «сброд»; для Верхневолжско-Пошехонского-Заволжского ареала её основой может служить ярославско-костромское слово шоша «человек высокого роста», а также, возможно, субстратное мерянское шоша/шошо «весна», «весенний», «молодой»; для фамилий Нижегородского, Марийского и Казанского ареалов основой, вероятнее всего, послужило марийское шоша/шошо «весна», «весенний», «молодой».
Также в основе этой фамилии может лежать народный вариант мужских церковных имён Созон, Сосипатр.
В топонимии антропоним Шоша, от которого произошла фамилия Шошин, встречается в ИМЗ: Шошино деревня. Костромская область, Вохомский район, Бельковское сельское поселение, Шошино деревня. Нижегородская область, Городецкий муниципальный округ.
#ономастика
Исследовал интересную региональную фамилию Шошин. Согласно карте «Фамилио», основанной на её упоминаниях до 1917 года, основной ареал фамилии располагается на территории ИМЗ (Исторической мерянской земли), включая Нижегородчину (Нижнее Поочье, Меровия). Современный ареал ее распространения включает в себя 4 крупных региональных ядра: 1 — Архангельская обл. (почти только Архангельск) 366 носителей, 2 — Верхневолжье и Пошехонье (ИМЗ) 310 носителей (Вологодская обл. 43 носителя, Ярославская обл. 185 носителей, Костромская обл. 51 носитель, Ивановская обл. 31 носитель), 3 — Нижегородское Поволжье 455 носителей, 4 — Татарстан и Марий Эл 231 носитель.
Полагаю, что эта фамилия, в зависимости от региона, учитывая диалектное разнообразие возможных основ, может иметь разные этимологии:
в северном её ареале в её основе может лежать волог.-арх. шош «плохой человек», шоша презр. «никчёмный, ничтожный человек»; «сброд»; для Верхневолжско-Пошехонского-Заволжского ареала её основой может служить ярославско-костромское слово шоша «человек высокого роста», а также, возможно, субстратное мерянское шоша/шошо «весна», «весенний», «молодой»; для фамилий Нижегородского, Марийского и Казанского ареалов основой, вероятнее всего, послужило марийское шоша/шошо «весна», «весенний», «молодой».
Также в основе этой фамилии может лежать народный вариант мужских церковных имён Созон, Сосипатр.
В топонимии антропоним Шоша, от которого произошла фамилия Шошин, встречается в ИМЗ: Шошино деревня. Костромская область, Вохомский район, Бельковское сельское поселение, Шошино деревня. Нижегородская область, Городецкий муниципальный округ.
#ономастика
"Мерянский конунг" Эйрик Берсерк.
Подискутировал немного с писательницей Елизаветой Дворецкой начавшей писать свой новый роман "Ведьмины камни".
Говоря о народе/племени меря и их столице в 941 году, мы, разумеется, говорим не о скандинавско-финском торговом протогороде Тимерёво, и не о мерянском поселке на реке Пижерме, где чуть позднее появляется современный Ростов (самая ранняя дендрохронологическая дата в Ростове получена с раскопа у Часозвона в Кремле — 963 год), мы говорим о Сарском городище.
На Сарском городище однозначное массовое скандинавское присутствие фиксируется только в сезонном торговом "лагере гостей" (приплыл, поторговал, уплыл), в самом городе и в его посаде, кроме скандинавских импортов, включая мечи, фрагменты доспехов (Сарское городище было частью системы международной торговли связанной с Волжским путём) никакого скандинавского присутствия нет. Не зафиксированы на Сарском и курганные захоронения скандинавского типа (в отличие от могильника связанного с крупным торговым поселением Тимерёво находящимся рядом с современным Ярославлем), на Сарском существовал только мерянский грунтовый могильник. Крайне сомнительно что в самом начале древнерусской эпохи, когда у всех еще бытовала развитая племенная идентичность, гипотетического "скандинавского властителя" мери, его жен, детей, родственников, старших и младших дружинников, хоронили бы согласно мерянской традиции.
Скандинавы всегда и везде оставляли свои маркеры - курганные захоронения, в округе Сарского их нет.
Я, разумеется, не собираюсь учить уважаемую Елизавету как и про что ей писать, это исключительно её видение, её авторский творческий акт, но после книги "Свенельд. Зов валькирий" я разочарован нарративом её нового произведения. Меря в историческом (хоть и фэнтезийном) повествовании снова опускается на уровень каких-то несамостоятельных участников древнерусской истории, управляемых, простите, гигачадами "берсерками".
Понимаю, что про "берсерков" всем интереснее, и что литература это бизнес, но ведь Елизавета как художник, пишет в красках картины нашей великорусской истории, по которым ширмассы получают представление о собственном прошлом.
Еще раз акцентирую — ширмассы получают представление об истории не по книгам археолога-меряниста Андрея Евгеньевича Леонтьева писавшего, что: "только силой военных дружин мери можно объяснить сохранение мерянской автономии в Древнерусском государстве в IX - XI вв.", или "археологические данные позволяют подтвердить возможную достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории", а по произведениям массовой, популярной, художественной литературы.
В общем, Елизавета, ждем от Вас новых романов про крутых и воинственных "древнерусских" мерян, мурому, весь и чудь! 😉
#фэнтези #скандинавы #меря #ростов
Подискутировал немного с писательницей Елизаветой Дворецкой начавшей писать свой новый роман "Ведьмины камни".
Говоря о народе/племени меря и их столице в 941 году, мы, разумеется, говорим не о скандинавско-финском торговом протогороде Тимерёво, и не о мерянском поселке на реке Пижерме, где чуть позднее появляется современный Ростов (самая ранняя дендрохронологическая дата в Ростове получена с раскопа у Часозвона в Кремле — 963 год), мы говорим о Сарском городище.
На Сарском городище однозначное массовое скандинавское присутствие фиксируется только в сезонном торговом "лагере гостей" (приплыл, поторговал, уплыл), в самом городе и в его посаде, кроме скандинавских импортов, включая мечи, фрагменты доспехов (Сарское городище было частью системы международной торговли связанной с Волжским путём) никакого скандинавского присутствия нет. Не зафиксированы на Сарском и курганные захоронения скандинавского типа (в отличие от могильника связанного с крупным торговым поселением Тимерёво находящимся рядом с современным Ярославлем), на Сарском существовал только мерянский грунтовый могильник. Крайне сомнительно что в самом начале древнерусской эпохи, когда у всех еще бытовала развитая племенная идентичность, гипотетического "скандинавского властителя" мери, его жен, детей, родственников, старших и младших дружинников, хоронили бы согласно мерянской традиции.
Скандинавы всегда и везде оставляли свои маркеры - курганные захоронения, в округе Сарского их нет.
Я, разумеется, не собираюсь учить уважаемую Елизавету как и про что ей писать, это исключительно её видение, её авторский творческий акт, но после книги "Свенельд. Зов валькирий" я разочарован нарративом её нового произведения. Меря в историческом (хоть и фэнтезийном) повествовании снова опускается на уровень каких-то несамостоятельных участников древнерусской истории, управляемых, простите, гигачадами "берсерками".
Понимаю, что про "берсерков" всем интереснее, и что литература это бизнес, но ведь Елизавета как художник, пишет в красках картины нашей великорусской истории, по которым ширмассы получают представление о собственном прошлом.
Еще раз акцентирую — ширмассы получают представление об истории не по книгам археолога-меряниста Андрея Евгеньевича Леонтьева писавшего, что: "только силой военных дружин мери можно объяснить сохранение мерянской автономии в Древнерусском государстве в IX - XI вв.", или "археологические данные позволяют подтвердить возможную достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории", а по произведениям массовой, популярной, художественной литературы.
В общем, Елизавета, ждем от Вас новых романов про крутых и воинственных "древнерусских" мерян, мурому, весь и чудь! 😉
#фэнтези #скандинавы #меря #ростов
Дракон с реки Кубрь.
Недавно писали про драконьи наличники Верхневолжья. Вдогонку фотография прекрасной избы из Нового села в Переславском районе Ярославской области. Каждый раз когда еду мимо останавливаюсь посмотреть на этого дракончика. Правда замечательный?
#переславльзалесский #наличники #дракон
Недавно писали про драконьи наличники Верхневолжья. Вдогонку фотография прекрасной избы из Нового села в Переславском районе Ярославской области. Каждый раз когда еду мимо останавливаюсь посмотреть на этого дракончика. Правда замечательный?
#переславльзалесский #наличники #дракон
Реплика мерянского гребешка X века с Сарского городища в Ростовском районе, Ярославской области, от мастерской Meadwood. Материал - ясень.
Но, все же видимо костяной гребень был двуглавым, был обломан и выброшен хозяйкой.
#меря #археология
Но, все же видимо костяной гребень был двуглавым, был обломан и выброшен хозяйкой.
#меря #археология
Мас парфеньевский.
С февраля ничего не рисовал, занимался реконструкцией мерянского и топонимическим проектом Substrata Merjanica. Книга по топонимии ИМЗ практически закончена, осталась вычитка и значит есть время снова заняться мерянским артом.
Пиговые воймасы вочтамут комлюху саёвому масу на котоласию. В знак Причастности к кунду да палеку!
Использованы фотографии Владимира Варновского — житель Парфеньевской округи (1960-1970 гг.) и Екатерины Соловьевой — Село Вознесенское, Костромской области. (С)
#меря #арт #этнофутуризм
С февраля ничего не рисовал, занимался реконструкцией мерянского и топонимическим проектом Substrata Merjanica. Книга по топонимии ИМЗ практически закончена, осталась вычитка и значит есть время снова заняться мерянским артом.
Пиговые воймасы вочтамут комлюху саёвому масу на котоласию. В знак Причастности к кунду да палеку!
Использованы фотографии Владимира Варновского — житель Парфеньевской округи (1960-1970 гг.) и Екатерины Соловьевой — Село Вознесенское, Костромской области. (С)
#меря #арт #этнофутуризм
Forwarded from Череповецкая губерния (Ιωάννης)
Сора/Сорка, Сара/Сарка и ещё Мýсора
Рамзай Болтоев своей заметкой о походе к истоку Шýхтовки сподвиг меня написать о группе весьма распространенных названий рек и поселений нашего края. Так на прикрепленной карте видно, что Шухтовка сливается с р. Сóркой, а рядом ещё расположена деревня Мýсора.
А.К. Матвеев в книге "Субстратная топонимия Русского Севера. Часть I" объясняет названия -сара, -сора, -сар(ь), -сур как «небольшая река, речка». Происходят они из прибалтийско-финсских или саамского языков: фин. saara, карел. soara, suara, ливв. soaru, suaru, люд. suar, вепс. sar, sara — «разветвление, ветвь»; саам. suarr, suorr, surr «ветвь, развилка», «ответвление реки».
На основании указанного А.К. Матвеев пишет, что сора - это не всякая небольшая река, а один из истоков реки.
А название Мусора состоит из двух частей: "муст-" (musta, must) - "чёрный" и уже известной нам "-сора".
#РусскийСевер
Рамзай Болтоев своей заметкой о походе к истоку Шýхтовки сподвиг меня написать о группе весьма распространенных названий рек и поселений нашего края. Так на прикрепленной карте видно, что Шухтовка сливается с р. Сóркой, а рядом ещё расположена деревня Мýсора.
А.К. Матвеев в книге "Субстратная топонимия Русского Севера. Часть I" объясняет названия -сара, -сора, -сар(ь), -сур как «небольшая река, речка». Происходят они из прибалтийско-финсских или саамского языков: фин. saara, карел. soara, suara, ливв. soaru, suaru, люд. suar, вепс. sar, sara — «разветвление, ветвь»; саам. suarr, suorr, surr «ветвь, развилка», «ответвление реки».
На основании указанного А.К. Матвеев пишет, что сора - это не всякая небольшая река, а один из истоков реки.
А название Мусора состоит из двух частей: "муст-" (musta, must) - "чёрный" и уже известной нам "-сора".
#РусскийСевер
Шӑпӑр, шӱвыр, шювар, рожок.
Смотрели вместе с детьми на ютубе ролики с волынками разных народов мира, и нашли этот ролик из архива Чувашского телевидения - чувашские мелодии в исполнении музыканта Виталия Адюкова, 1995г. Виталий Адюков играет на чувашской волынке шӑпӑре или сарнае, полном аналоге марийского шӱвыра. Даже этимология этих названий одинаковая, в чувашском волынку также обозначают как шабар, шапар, шабр, шыбыр, что означает «пузырь».
По-видимому, это марийское культурное влияние, или же вообще что-то общее, субстратное для мари и чувашей, и шире для мокшан (пувама). К слову, подобная форма волынки некогда бытовала и в ИМЗ (Меряме), в Александрове Владимирской области археологи пару лет назад нашли подобный инструмент XVI века. Видимо мерянская волынка называлась также как и марийская, подобное марийскому название мы находим в топонимии ИМЗ: Шюваркино пустошь. Ярославская область, Большесельское сельское поселение. Упоминается в Юхотской волости Ярославского уезда в XVI веке.
В общем, слушали чувашские мелодии, на слух близкие к нашим, верхневолжским, и я в очередной раз поймал себя на мысли, что возможно, наш нерехтский рожок, и традиция рожечной трубли могут восходить к мерянской волынке, сам «пузырь» исчез в XVII-XVIII веках, а его «жалейка» трансформировалась в верхневолжский рожок, сохранив саму манеру игры, особую мелодику.
В прочем, не настаиваю именно на таком его генезисе. Просто чувашская мелодика, отличающаяся от марийской, напомнила. )
#меря #волынка #чуваши #марийцы #музыка
Смотрели вместе с детьми на ютубе ролики с волынками разных народов мира, и нашли этот ролик из архива Чувашского телевидения - чувашские мелодии в исполнении музыканта Виталия Адюкова, 1995г. Виталий Адюков играет на чувашской волынке шӑпӑре или сарнае, полном аналоге марийского шӱвыра. Даже этимология этих названий одинаковая, в чувашском волынку также обозначают как шабар, шапар, шабр, шыбыр, что означает «пузырь».
По-видимому, это марийское культурное влияние, или же вообще что-то общее, субстратное для мари и чувашей, и шире для мокшан (пувама). К слову, подобная форма волынки некогда бытовала и в ИМЗ (Меряме), в Александрове Владимирской области археологи пару лет назад нашли подобный инструмент XVI века. Видимо мерянская волынка называлась также как и марийская, подобное марийскому название мы находим в топонимии ИМЗ: Шюваркино пустошь. Ярославская область, Большесельское сельское поселение. Упоминается в Юхотской волости Ярославского уезда в XVI веке.
В общем, слушали чувашские мелодии, на слух близкие к нашим, верхневолжским, и я в очередной раз поймал себя на мысли, что возможно, наш нерехтский рожок, и традиция рожечной трубли могут восходить к мерянской волынке, сам «пузырь» исчез в XVII-XVIII веках, а его «жалейка» трансформировалась в верхневолжский рожок, сохранив саму манеру игры, особую мелодику.
В прочем, не настаиваю именно на таком его генезисе. Просто чувашская мелодика, отличающаяся от марийской, напомнила. )
#меря #волынка #чуваши #марийцы #музыка
YouTube
Чувашская волынка (шӑпӑр, сарнай)
Чувашская волынка (шӑпӑр, сарнай). 1 упоминание волынки — в 1 в. нашей эры: по свидетельству Светония, на ней играл Нерон. Однако есть упоминания и более раннего волынщика — сатир Марсий, бросивший вызов Аполлону, иногда играет не только на флейте, но и на…
Сделал себе новый аккаунт в инстаграм вместо заблокированного этой весной. Кому интересно, подписывайтесь - https://www.instagram.com/merjanyn_art/
#арт #этнофутуризм
#арт #этнофутуризм
Борисоглеский «карлик», или борисоглебский «пан»?
В юго-западной башне Борисоглебского монастыря на Устье (Борисоглебск Ярославской области) есть вот такая малопонятная ниша с загадочной фигуркой. По информации ростовского знакомого местные называют ее «борисоглебским карликом».
Если вкратце, то якобы при строительстве монастыря в XVII веке один из работников (юродивый) упал со стены. И его решили увековечить таким образом. Другой вариант, мол, это проделки мерянских язычников. Монахи же упрощают всё, говорят, что это для того, чтобы в праздник туда вешать икону. Последний вариант маловероятен, и даже местные в него не верят. По-видимому реальная история этого элемента конструкции башни уже утеряна давно.
Я же предложу такую (национал-краеведческую) интерпретацию - се изображение мерянского «пана».
Мотивы «панов» в ростовских легендах зафиксированы в XIX веке А.А. Титовым. В одном из преданий села Деболы (Деболовское) местные жители сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» (Сарское городище) «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу (Борисоглебский монастырь). Другое дебольское сказание повествовало о живших здесь «панах» – великанах, грабивших и убивавших местное население. Вскоре остался только один «пан». Однажды летом он зашел в избу, где застал женщину, варившую кисель. «Пан стал просить у нее поесть киселя. Баба ответила, что кисель не готов еще, и чтобы он подождал. Пан в ожидании прилег на пол и заснул. Баба, увидав его спящим, вылила горячий кисель ему на голову, отчего у пана и лопнули глаза. Затем созвала бывших в деревне баб и малых ребят, которые и доконали пана чем попало».
Интересно, что в 1997 г. (практически через столетие) в с. Деболовское (Деболы) Ростовского района были записаны идентичные произведения, дополненные тем, что, «паны» имели светлые волосы, занимались охотой и рыболовством. Про это писал в своей работе - «Паны» в устной традиции русского населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв.: историко-этнографические основы и параллели», ростовский этнограф Алексей Киселёв.
В общем, взяли монастырские зодчие и «запечатали» «пана» в монастырской башне. Классический магический прием))
#борисоглебск #паны #меря #борисоглебскиймонастырь #ростовскаяземля
В юго-западной башне Борисоглебского монастыря на Устье (Борисоглебск Ярославской области) есть вот такая малопонятная ниша с загадочной фигуркой. По информации ростовского знакомого местные называют ее «борисоглебским карликом».
Если вкратце, то якобы при строительстве монастыря в XVII веке один из работников (юродивый) упал со стены. И его решили увековечить таким образом. Другой вариант, мол, это проделки мерянских язычников. Монахи же упрощают всё, говорят, что это для того, чтобы в праздник туда вешать икону. Последний вариант маловероятен, и даже местные в него не верят. По-видимому реальная история этого элемента конструкции башни уже утеряна давно.
Я же предложу такую (национал-краеведческую) интерпретацию - се изображение мерянского «пана».
Мотивы «панов» в ростовских легендах зафиксированы в XIX веке А.А. Титовым. В одном из преданий села Деболы (Деболовское) местные жители сообщали, что около этого селения на месте «Городец на Саре» (Сарское городище) «воевали паны», метавшие камни, топоры и плахи «панам» в Борисоглебскую слободу (Борисоглебский монастырь). Другое дебольское сказание повествовало о живших здесь «панах» – великанах, грабивших и убивавших местное население. Вскоре остался только один «пан». Однажды летом он зашел в избу, где застал женщину, варившую кисель. «Пан стал просить у нее поесть киселя. Баба ответила, что кисель не готов еще, и чтобы он подождал. Пан в ожидании прилег на пол и заснул. Баба, увидав его спящим, вылила горячий кисель ему на голову, отчего у пана и лопнули глаза. Затем созвала бывших в деревне баб и малых ребят, которые и доконали пана чем попало».
Интересно, что в 1997 г. (практически через столетие) в с. Деболовское (Деболы) Ростовского района были записаны идентичные произведения, дополненные тем, что, «паны» имели светлые волосы, занимались охотой и рыболовством. Про это писал в своей работе - «Паны» в устной традиции русского населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв.: историко-этнографические основы и параллели», ростовский этнограф Алексей Киселёв.
В общем, взяли монастырские зодчие и «запечатали» «пана» в монастырской башне. Классический магический прием))
#борисоглебск #паны #меря #борисоглебскиймонастырь #ростовскаяземля
Николай Александрович Морозов, мельник. Совега.
«Дедушка, замечательный был! Он везде побывал – и на германской, и в астрийском плену, и в Москве был, и в Питере. Работал плотником, строил мельницы по всей Совеге. В Коре тоже построил мельницу, и сам же на ней работал, молол кому чего нужно. Дед катал валенки, плел корзины, долбил колоды, в которых жали льняное масло. Целое дело - пестом толкли семя льна в муку, запаривали эту муку в печи, замачивали, заворачивали колобком в ткань и отжимали в колоде. А какой вкусный из льна жмых выходил!
Дедушка сколотил атомобиль из бревен и досок на тележных колесах и рессорном ходу. Настоящий автомобиль, но без двигателя. Называл его "мимузин". Мужики повозили друг друга на этой машине туда и сюда, закатили ее на угор, залезли в нее вдесятером и покатились вниз – а она под ними рассыпалась. Колеса от этой машины валяются в нашей старой избе в Совеге на чердаке.»
Морозова Серафима Александровна, 1935 Гр, Совега.
#совега #антропология #костромскаяобласть #XXвек
«Дедушка, замечательный был! Он везде побывал – и на германской, и в астрийском плену, и в Москве был, и в Питере. Работал плотником, строил мельницы по всей Совеге. В Коре тоже построил мельницу, и сам же на ней работал, молол кому чего нужно. Дед катал валенки, плел корзины, долбил колоды, в которых жали льняное масло. Целое дело - пестом толкли семя льна в муку, запаривали эту муку в печи, замачивали, заворачивали колобком в ткань и отжимали в колоде. А какой вкусный из льна жмых выходил!
Дедушка сколотил атомобиль из бревен и досок на тележных колесах и рессорном ходу. Настоящий автомобиль, но без двигателя. Называл его "мимузин". Мужики повозили друг друга на этой машине туда и сюда, закатили ее на угор, залезли в нее вдесятером и покатились вниз – а она под ними рассыпалась. Колеса от этой машины валяются в нашей старой избе в Совеге на чердаке.»
Морозова Серафима Александровна, 1935 Гр, Совега.
#совега #антропология #костромскаяобласть #XXвек