Меряфутурист
3.86K subscribers
2.35K photos
16 videos
2 files
1.33K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.

Анонимный вопрос t.me/questianonbot?start=350336-0_2060472988b

Творчество автора: https://www.flickr.com/photos/merjan

Мерянский чат https://yangx.top/merjachat
加入频道
"Merjan Jelma" 10 лет.

Еще один важный юбилей в этом году. 10 лет назад, в марте 2013 года, издательством Merja-press была выпущена книга "Merjan Jelma - меряно-русский и русско-мерянский словарь. Мерянский ономастикон". Книга стала результатом трехлетнего исследования "Metsa Kunnta". В толковом мерянском словаре представлена мерянская лексика, содержащаяся в топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, мерянские слова из русских диалектов и тайных, арготических языков, употребляемые жителями Костромской, Ярославской, Ивановской, Владимирской областей.

Кто-то ее отсканировал в прошлом году и выложил в сеть. Желающие могут скачать по ссылке https://klex.ru/156f

Начало проекту по ревитализации мерянского языка было положено летом 2010 года.

В ближайшее время (лето-осень) в Merja-press выйдет 600 страничная электронная новинка "SUBSTRATA MERJANICA. Словарь ойконимов исторической Мерянской земли. Личные имена в составе топонимов мерянского типа." В книге разобрана этимология 2674 ойконимов (населенных пунктов) ИМЗ и близлежащих земель, она включает в себя словарь личных имен, 26 карт, а также электронную карту ойконимов ИМЗ на базе "Яндекс карты". В рамках этого проекта локализованы ойконимы из документов XV-XVII веков и топографических карт XVIII-XX веков.

Предварительно в 2024 в Merja-press выйдет 3 издание книги Мерянский язык (Мерӓн йелма/Мерӓн кел). Книга будет включать более 4000 реконструированных лексем, более 1000 имен из топонимии, региональных фамилий и документов XV-XVII веков. Впервые будет опубликован список позднемерянских христианских антропонимов над которым работал Матвуй Кира.

#мерянскийязык #меря
Порадовала история про Рагхунатха Мурму (почти Мурому), который в Индии первой половины XX века решил создать для своего народа санталов отдельную письменность - причём вот совсем отдельную, знаки выдумал с нуля. Она про небезнадëжность культурного конструирования, когда вас мало (и даже просто один человек) https://yangx.top/pithhelmet/1296

#идентичность #язык #этнофутуризм
Мерянский Кукуй (Солнцеворот) в ближнем Подмосковье 24 июня 2023.

Пура кеце! Елташи, есть идея в мерянском и околомерянском кругу отметить вживую Кукуй в Московской области на живописной сакральной возвышенности у реки, с настоящими мерянскими арбуями (шаманами), камланием и подношениями у костра. Попробуем себя в мерянской кухне, поиграем на инструментах, пообщаемся о всяком, увидим лица друг друга

Праздник однодневный (но желающие могут остаться у костра на ночь). Выезд на рейсовом автобусе с одной из конечных московского метрополитена (автобус ходит каждые полчаса). До места 15 мин пешком от остановки рейсового автобуса.

Желающие присоединиться, стучитесь в чат https://yangx.top/+14jf8vPMySs4ZDli

#меря #кокуй #магия #праздники #солнцеворот
Мась Койема. Наши Обычаи.

Вчера прочел у Тараторина: "В информационном обществе идентичности, по самой логике процессов должны формироваться на основе общих ценностей, а не крови и почвы." Это про меря. В каждом из нас только малая частичка гипотетической "мерянской крови", а в некоторых её вообще нет. Но всех нас объединяют "ценности неомерянства". Обсуждали это в личке с Оли и Ваской - "мерянские ценности", какие они? Это обсуждение вылилось в пост Васки в его ФБ. Дублирую здесь:

"В чём суть мерянской идеи? Какие ценности мы исповедуем, на что опираемся из мерянской традиции и мерянского взгляда на мир?

Прежде всего, мы исповедуем традиционные ценности, - как в семейных, так и в общественных отношениях. Всё должно быть естественно и доброжелательно, основано на любви к ближнему и взаимном уважении. Любовь к этно-культурному наследию наших предков - сердцевина нашей идеи. Отсюда - трепетное отношение к старшим, их мнению и рассказам о старой жизни. И так же - к семейным реликвиям и фотографиям предков.

В общественной жизни наиболее ценным наследием мерянской традиции для нас является готовность к взаимопомощи в трудную минуту и к совместному действию для общего блага. Известны сотни и тысячи описаний взаимопомощи между друзьями, родственниками и соседями. И так же - помощи в хозяйстве, строительстве жилья и закупке инвентаря. Особо продвинутые, "идейные" пост-мерянские сообщества, к примеру, - староверы - "странники" (ИПХС), "федосеевцы" (ДСЦФС, Преображенка) и "белокриницкие" (РПСЦ, Рогожка) пришли к пониманию необходимости общего действия, включая сбор средств на определённые проекты. В продолжение этого пути - наше неомерянское народничество, т.е. приоритет интересов людей и их коопераций, а не впадающих в тоталитарность олигархических корпораций. Нам импонирует здоровый анархизм, то есть стремление простых людей к самостоятельному построению своей жизни и созданию автономных экономических структур.

Для потомков меря характерен ясный взгляд на окружающую действительность, не чуждый, впрочем, как восторгов, так и скепсиса и критичности. Открытость новому при методичном воспевании традиции. Страсть к обучению и изобретательству. Предприимчивость во благо себе и обществу. Взаимоподдержка предпринимателей и обществ, с которыми они связаны культурно или по родству. Умение продуктивно работать и активно отдыхать. Выживать. Копить добро. А когда надо - делиться им. Отвага, но и готовность улаживать конфликты миром.

И, конечно же, некоторая созерцательность, романтизм и даже сентиментализм, исходящие из регулярного общения с природой.
Подчеркну, что пост-мерянские сообщества собирались ради общих целей, исходя из схожих взглядов на окружающую действительность и на методы построения "града грядущего". Происхождение при этом не играло ведущей роли. Так что и мы рады любому, кто искренне ассоциирует себя с мерянством. Впрочем, верхушка этих обществ была всё же, как правило, именно мерянского происхождения. Так что и мы в новую эпоху не станем упускать бразды правления."

Васка Шемтолгай.

#меряконцепты #меренизм
Летний Солнцеворот - Кукуй (Иванов день).

Есть в годовом цикле две экстремальные точки — Солнцевороты, моменты когда убывающее солнце начинает прибывать или наоборот — прибывающее убывать. Один Солнцеворот приходится на средину зимы, и вскоре мы его будем праздновать, другой приходится — на середину лета.

В христианской традиции зимний солнцеворот — это Рождество Христово (шире — Святки), с него Начинается новый годовой цикл.

А ровно через полгода, когда душное лето уже готово переломиться надвое, солнце, преодолев высшую точку, снова катится вниз — к зиме. На летний Солнцеворот приходится другой великий праздник Рождество Иоанна Предтечи или Иванов День (У славян Купала).

Иванов день в Верхневолжье обычно знаменует начало теплой летней погоды, и многие подгадывают начало своих летних отпусков на канун этого древнего праздника Солнцестояния. Искупаться на рассвете, зажечь вечером костёр или попариться в бане – три самых традиционных занятия в Иванов день.

На самый высокий холм в эту ночь принято приносить большое тележное колесо. Там его облепляют смолой, обвязывают соломой, зажигают и спускают с вершины. Летящее по склону огненное колесо символизирует одновременно: убывающее солнце и отсеченную по воле злокозненного царя Ирода честную главу Предтечи...

Главным обрядовым действом, происходившим в ночь на Ивана, являлось разжигание костров. У русских этот обычай в XIX–XX веках был распространен в основном в западных и северных губерниях: Олонецкой, Санкт-Петербургской, Костромской, Вологодской, а также Тверской, Псковской, Смоленской.

По мерянски Иванов день - Кокуй. Название это происходит от мерянского слова "кокуй", которое является однокоренным с финским "kokko" и вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего Cолнцеворота. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерянии, так названы наиболее древние районы привязанные к мерянским селищам р.ж.в. многих городов в Волго-Окском междуречье.

Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи. Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых церковных записях, все творили срамные пляски.

На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям, в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.

В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью, являлось поминовение умерших родс­твенников и прошение у них благословения на удачу в хо­зяйственных делах и в быту. Считалось что, в это время «огонь спускается с неба и равняется с Солнцем».

В древности в этот праздничный день члены "мера" - территориально-родовой общины собирались у священного места, которыми могли быть - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь.

Праздник начинался с оставления на священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (уважаемый в мере старший мужчина) читал молитвы, зажигался огонь.

Праздник способствовал сплочению общины, усилению взаимосвязи родствен­ных групп, их единению.

Арт: "Летний Солнцеворот - Кукуй (Иванов день)". Из серии "Мерянский этнофутуризм" 2014-2021 гг.. Андрей Мерянин

#меря #кокуй #магия #прездники #солнцеворот
Россия -  с "купалой" и без.

Интересная география запроса по тегу "купала" от google trends. На карте-инфографике в Европейской части прослеживаются сразу три четких, совсем разных, ареала: Юг со своими сильными этническими традициями, славянский запад и юго-запад, и север, северо-восток с Волго-Камьем - территория финно-угорских и тюркских республик, а так же областей где преобладают обрусевшие финно-угры.

Эти ареалы отлично коррелируют с ареалами распространения славянского неоязычества, которое слабо представлено на территориях к северу и востоку от Волги.

#финноугры #балтославяне
Народные приметы на Кукуй/Кокуй:

В Поветлужье на Иванов день «обязательно стремились помыться и попариться больные старообрядцы».

В южной Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога недавно отелившихся коров.

В Пошехонье верили в то, что если на Иванов день перелезть через 12 огородов, тынов (т.е. оград), любое желание исполнится.

В Поветлужье верили, что в каждом селе существует своя баба колдовка — стрига, которая в полночь на Солнцеворот, приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц.

В Костромской губернии накануне Иванова дня девушки в складчину готовили обетную кашу из толченого ячменя, а вечером следующего дня они шли в ржаное поле с обетной кашей, обходили посевы до десяти раз и совершали здесь же обрядовую трапезу.

В Вологодской губернии на Ивана бросали веники через головы или с крыши бани. Если веник упадет вершиной к погосту, то гадающий умрет, а если нет, то будет жить. А костромские девушки считали, куда вершиной упадет веник, туда и замуж выйдут.

Нерехтском уезде Костромской губернии в ХIХ веке еще за день до праздника девушки собирались вместе на беседе, толкли ячмень в ступе и пели песни. Утром, накануне праздника, готовили из этого ячменя обетную кашу, которую съедали вечером, в ночь на Иванов день, а затем все вместе бежали на речку купаться, умывались вечерней росой и шли жечь «огни».

В Ярославской губернии считали, что деревья в ночь на Иванов день могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом.

В Ярославской губернии, в некоторых её уездах крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и не только топит всякого неосторожного, но, затащив вглубь речных омутов, глумится уже над мертвым телом.

В Тверской губернии гадали на смерть по цветку-богатинку - втыкали в матицу избы на каждого члена семьи по цветку: чей не распустится, тому суждено умереть в текущем году.

#меря #кокуй #магия #прездники #солнцеворот
Ёлусь па ёлусь. Разбирая классику шаблонов для мемасов :)

Оли Шепиш (С)

#мемы #юмор
Кукуй-кеце пель ёламаш! / С Кукуем-Солнцеворотом!

Кижа буян велан волгажална шергунам керама па тулам тулама!
Вай ёна кугу волгажан искирек тагай!
Таума андеме волга па леве киц!

Цолонда!

В день макушки лета ударим в бубны и зажжем огни!
Пусть будут они как частички Большого Солнца!
В знак благодарности за даруемое свет и тепло!

Здоровья всем!

https://www.youtube.com/watch?v=fWVWTpzFQUM

#мерянскийязык #солнцеворот #кукуй #меря
Пурен нем юаш, ась маза моташ йолем! / Пива не обещаю, но погуляем на славу!

Из старенького, 2014 года))

#меря #мерянскийязык #юмор #сусанин
«Синие камни» Вологодской земли.

Культовые камни, привлекающие в последнее время внимание многих исследователей, распространены на значительной части лесной зоны вос­точ­ной и северной Европы. Уже при беглом знакомстве с этой группой памятников становится очевидна их неодно­род­ность. Значительная часть исследований по данной теме, посвящена культовым камням на поверхности которых, имеются углубления или рисунки - «следовики» и чашечные камни («чашечники»). Однако, в тени таких исследований остается другая не менее привлекательная для исследования группа камней так называемые «Синие камни».

На территории Вологодской земли так же можно найти немало свидетельств поклонения природным объектам – священным родникам, рощам, и камням.

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/sinie_kamni_vologdamaa/2013-01-30-703

#синькамень #меря #финноугры #магия
Попалась на глаза старая заметка про домонгольскую Усть-Шексну (раннесредневековый город предшественник Рыбинска). Журналист "Рыбинских Известий" Ольга Гржибовская рассказывает со слов научного сотрудника Рыбинского музея-заповедника Ирины Рыкуновой: "экзотическим финским заимствованием был обычай ношения перстней на пальце ноги. В славянских захоронениях (региона) такие примеры не единичны."

Вот, я же говорю что через мерянство мы обретем своих собственных ламповых обмеряненных славян. Но я бы на месте Ольги немного изменил формулировку, не в славянских захоронениях, а в "древнерусских", в которых погребены все те-же этнические меряне. Для чистоты стиля, так сказать-с!

#меря #археология #ярославскаяобласть
Немного меряно-марийской аутентики из Нижнего Новгорода. К сожалению эта община давно уже развалилась, но в старое доброе время она была флагманом нашего стиля.

Фото 2016 года с "Ныр пыразнык" — древнего земледельческого праздника в Меровии. Так "костромские марийцы" называли "Агавайрем", праздник сохи, давший начало радостному "Пеледыш-пайрему" — Дню Цветов.

В "Ныр пыразнык" в жертву приносят блины и яйца, напоминая о яйце, из которого вышел наш Мир.

#язычество #мерянкой #мариййула
Читаем по слогам и запоминаем: "первым, "самым центральным" из всех районов Центральной России является междуречье Волги и Оки. Это ядро формирования русского народа. Именно отсюда русские расселялись по огромной территории России..."

Междуречье Оки и Волги это меря, мещёра, мурома.

Русь Залешанская = Меряния. Волга впадает в Каспийское море. 2 Х 2 = 4.

#жизнь
Утка, Конь, Олень - шелестящие обереги.

Со времен древнего каменного века - палеолита - мужскую и женскую одежду украшали орнаментом, нашивками и разного вида подвесками. И это не только было данью красоте, как ее понимали люди той поры, но, как говорят историки, носило знаковый характер. Любой орнамент и подвески имели глубокий смысл и тайное значение, они призваны были защищать человека от злых сил, в изобилии населявших окружающий мир.

А вот орнамент изначально возник как информация о родовой принадлежности. С развитием общественных отношений такая информация множилась и детализировалась. Лишь к нашему веку индустриальное общество при массовом производстве товаров потребления и одежды, казалось, окончательно забыло первоначальный смысл традиционных для каждого общества орнаментов и украшений, превратив их в чисто декоративные элементы. Хотя есть и исключения.

Подробнее - http://www.merjamaa.ru/news/utka_kon_olen_shelestjashhie_oberegi/2013-01-23-700

#меря #финноугры #магия #merjamaa
ПОСЛЕДНИЕ 6 ЭКЗЕМПЛЯРОВ КНИГИ "МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК" В ПРОДАЖЕ

Друзья, один закрывшийся московский магазин наконец отдал последние нереализованные книги "Мерянский язык" (2019). Их всего 6 штук. Второе издание "Мерянский язык" (2019) давно стало библиографической редкостью и у вас есть уникальная возможность приобрести последние экземпляры с подписью автора по цене 1700 рублей. Цена включает пересылку заказной бандеролью в любую точку России.

Подробности можно узнать написав по адресу [email protected]

--------------------

Книга «Мерянский язык» – это переводной толковый мерянский словарь, ономастикон и грамматический справочник. В книге представлены: мерянская лексика, имена, содержащиеся в топонимике и ономастике Верхнего Поволжья, и реконструкция грамматики. А также использованы мерянские слова из русских диалектов и арготических языков, которые употреблялись жителями Костромской, Ярославской, Ивановской и Владимирской областей. Словарь содержащийся в этой книге не только синхронный, но и исторический, не только толково–переводной, но и энциклопедический. Построен он по тематическому принципу (идеографический). Словарные статьи содержат обширный и разнообразный иллюстративный материал. Книга может быть использована как в учебной, так и в научно–исследовательской деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие автора–составителя…4 стр.
Контуры мерянской истории… 6 стр.
Меряно–русский словарь…20 стр.
Русско–мерянский словарь…84 стр.
Основы мерянской грамматики…120 стр.
Русско–мерянский разговорник…140 стр.
Мерянская ономастика…142 стр.
Личные мерянские имена…143 стр.
Современные пост–мерянские фамилии…186 стр.
Мерянский язык и этническая история
великорусской народности…208 стр.
Послесловие… 222 стр.
Принятые сокращения…224 стр.
Список использованной литературы…226 стр.

Во втором издании значительно пополнена реконструированная лексика (более 1000 слов против 700 в первом издании), мерянская ономастика (мирские средневековые имена и региональные фамилии). В книге так же представлена реконструированная грамматика мерянского языка.

#мерянскийязык
Меряфутурист pinned «ПОСЛЕДНИЕ 6 ЭКЗЕМПЛЯРОВ КНИГИ "МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК" В ПРОДАЖЕ Друзья, один закрывшийся московский магазин наконец отдал последние нереализованные книги "Мерянский язык" (2019). Их всего 6 штук. Второе издание "Мерянский язык" (2019) давно стало библиографической…»
Мерянская языковая территория. Атрибуты — географические термины

Территорию мерянского языка можно попытаться определить на основе распространения топографически выверенных гидронимических терминов. На мерянских землях, встречаются следующие основы, восходящие к ландшафтным терминам (все они без исключения поддаются топографической проверке). 

- 1. Мерян. *vекsа ‘протока между двумя более крупными водоемами’ [см.: Матвеев, 2006,157; Муллонен, 2002, 290-292; Альквист, 1997, 26]; ср. коми га ‘протока’ [Афанасьев, 1996,191] < протоперм. *visk- [Лыткин, Гуляев, 1999,55]. 

- 2. Мерян. *uxta ‘перешеек, волок’ [см.: Муллонен, 2002,208-214; Helimski, 2006,119-120]; ср. протоф.-уг. *ukti ‘тропа, дорога’ > хант. *ååget [Р8, 536]. 

- 3. Мерян. *jaxrV (*jауrа / *jаxrа) ‘озеро’ [Матвеев, 2006,146; Ahlqvist, 2006,14]. 

- 4. Мерян. *mо1о- ‘(магистральная) река, соединяющая два водоема’; ср. про-тоф.-уг. *muli- ‘проходить мимо’ [Р8,546] > эрз. molems, мокш. тоl'ms ‘идти, шагать, двигаться’ [М"\У, 2,1276]. Реки на Моло-: Молога (Яросл., Твер.) — река, протекающая от Волги к р. Мета через водораздел между озерами Кезадра и Наволок; Молома (Кир., Волог.) — река, соединяющая Вятку и бассейн Северной Двины; Молокша (Яросл.) — река, соединяющая Волгу и Юхоть с бассейном оз. Неро; Молонга (Волог.) — река, соединяющая Сухону и Толшму; Молокча (Моек.) —река, соединяющая реки Клязьма, Дубна и Волга. 

АРЕАЛЫ: 

Приведенные выше географические термины образуют пять ареалов

1) ростовско-костромской, 
2) муромский, 
3) дьяковский историко-культурный 
4) северный озерный край, 
5) северная периферия (см. карту 2). 

В муромском ареале отмечаются топонимические варианты Ухт-/Вохт-, а в северном озерном крае — основа Уфт-; в муромском ареале вариантом термина векса является выкса. В целом распространение рассмотренных атрибутов соответствует очерченному А. К. Матвеевым мерянскому ареалу [Матвеев, 2006,222, карта 5]. 

Пятый из названных ареалов располагается в районе Онежского озера и рек Онега и Свирь. В основах названий здесь встречаются довольно редкие варианты (игр-, вике- / виши-, охт- / вохт-), однако несомненно, что эти атрибуты, имеющие значения ‘озеро’ (ягр-), ‘протока’ (вике- / виши-) и ‘перешеек’ (охт- / вохт-), соотносимы с рассмотренными выше атрибутами гидронимов основного мерянского ареала. По мнению И. И. Муллонен [2002,290-293], гидронимы на Викс- / Виши-, встречающиеся в бассейне Свири и Онежского озера, соотносятся с на-званиями на Веке- в верховьях Волги. 

Топонимы на Ухт- в Обонежье, по мнению И. И. Муллонен, восходят к одному из верхневолжских языков, с носителями которого топонимия распространилась на север [Муллонен, 2002, 214]. Наконец, в районе северной периферии мерянским гидронимам на Моло- предположительно может соответствовать название Маложма (< *Моложма), именующее одну из рек бассейна Белого моря. 

На основании вышесказанного возможно предполагать, что у мерянского языка имелся либо некий северный периферийный диалект, либо близкородственный язык. Во всяком случае, указанные атрибуты трудно соотнести с прибалтийско-финскими или саамским языками, не прибегая к спекуляции в отношении исчезнувшей лексики. 

Автор: Рахконен Паули. Университет Хельсинки. "Границы распространения меряно-муромских и древнемордовских гидронимов в верховьях Волги и бассейне Оки" 

Источник: "Вопросы ономастики". Номер: 1 (12) Год: 2012. Издательство: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)

#меря #мерянскийязык #меря
27 кукуй «Епим-кеце» (27 июня Ефимин день. Успение Ефима Честнякова)

27 июня 1961 года, 62 года назад, в возрасте 86 лет закончил свой земной путь кологривский шаман Ефим Честняков. Ефим Васильевич запечатлевал, описывал и отмаливал свой унженский мерянский народ, воспевал любовь к родной земле в искусствах, а мы продолжаем его Дело в настоящем, с прицелом на будущее, руководствуясь словами старца: «в грядущем все помышления воплотятся».

Йоло теда! Да будет так!

Арт: "Слушают гусли". Честняков Е.В.

#меря #ефимчестняков