Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Бабушка моего костромского друга Алексея, мать его отца, родом с Макарьева, в 20 годах XX века молоденькой учительницей уехала на Меру, и там стала женой его деда, и вот пару лет назад нашли они с отцом свою крепкую и большую макарьевскую родню. Живут в центре, в старом доме в котором семья жила до революции, нашли через архив, теперь дружат.
"Наш батька всю жизнь хотел разыскать этот макарьевский клан, это он все затеял со своим двоюродный братом, были на старинном кладбище, видел и трогал могилы древних предков с Унжи. И нашел".
Все это так по-мерянски. Я давно наблюдаю за генеалогическим движением в стране, и в нашем Верхневолжье оно самое мощное. У нас живут люди которые в разы больше ценят, любят и знают предков, свою региональную историю и культуру, свое происхождение.
И не удивительно. Где еще люди веками сидят на одном месте как не у нас? Где? Я всю центральную Россию объездил плотно, а мой друг Алексей еще и Сибирь с Дальним Востоком, такой тысячелетней традиции больше нигде нет, Вологда, Вятка, Пермь, Архангельск, Новгород еще, остальные регионы, как ни крути, всё размыты, много пришлых. Многие давно уже без роду племени, ну или по крайней мере без традиции сидения на одной реке 1000 лет.
По этому мы, меряне, ответственны за землю предков, мы на ней выросли - нам и за ее будущее отвечать.
Фото с Меры и Унжи (С) Алексей Щукин (С) Жанна Щукина
Мерянин.
#костромскаяобласть #идентичность
"Наш батька всю жизнь хотел разыскать этот макарьевский клан, это он все затеял со своим двоюродный братом, были на старинном кладбище, видел и трогал могилы древних предков с Унжи. И нашел".
Все это так по-мерянски. Я давно наблюдаю за генеалогическим движением в стране, и в нашем Верхневолжье оно самое мощное. У нас живут люди которые в разы больше ценят, любят и знают предков, свою региональную историю и культуру, свое происхождение.
И не удивительно. Где еще люди веками сидят на одном месте как не у нас? Где? Я всю центральную Россию объездил плотно, а мой друг Алексей еще и Сибирь с Дальним Востоком, такой тысячелетней традиции больше нигде нет, Вологда, Вятка, Пермь, Архангельск, Новгород еще, остальные регионы, как ни крути, всё размыты, много пришлых. Многие давно уже без роду племени, ну или по крайней мере без традиции сидения на одной реке 1000 лет.
По этому мы, меряне, ответственны за землю предков, мы на ней выросли - нам и за ее будущее отвечать.
Фото с Меры и Унжи (С) Алексей Щукин (С) Жанна Щукина
Мерянин.
#костромскаяобласть #идентичность
У Адоньевой встретил оборот "изолганная реальность". Вместе с "пустыней воображаемого" Надточего эти два тропа можно считать основой суверенной русской онтологии.
#жизнь
#жизнь
Над Русью угро-финнской
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя из идеи - возможности через топонимию родных меряно-чудских мест услышать нечто похожее на речь древних финно-угорских предков.
Над угрюмой Русью угрофинской
Повиснуть если на шаре воздушном,
Полетят внизу елево-мглистом,
Чудских деревень трупы обездушенные!
Пустоглазые черепа крыш проломленных,
Истощалой домовихи возрыдание:
Мя́нда ки́бокса и́гмас во́гнема!
Ва́лга у́ртомаж пу́ртас а́ндома!
На печи – перебитой хребтине
Два картёжника: лешак да баенник.
Во́лташ по́лдарса стри́га пи́нега,
Со́йга ко́нокса то́пса а́ндога!
Из гагарьих болотин камлание,
То ли Клюев там, то ли кикимора:
То́йма ко́дима ки́уй я́ренга,
Ви́рма ю́мборга ве́йга во́йманга!
Истомелые татка с матенкой -
Избянной конёк да утка - жалятся:
Кя́нда ве́ркола со́лза ма́ега,
Ве́ртус хе́малда у́йта а́нданга!
Над Русью угро-финнской · Kirpiklass · Tanya Geisler
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
#музыка #меря #чудь
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя из идеи - возможности через топонимию родных меряно-чудских мест услышать нечто похожее на речь древних финно-угорских предков.
Над угрюмой Русью угрофинской
Повиснуть если на шаре воздушном,
Полетят внизу елево-мглистом,
Чудских деревень трупы обездушенные!
Пустоглазые черепа крыш проломленных,
Истощалой домовихи возрыдание:
Мя́нда ки́бокса и́гмас во́гнема!
Ва́лга у́ртомаж пу́ртас а́ндома!
На печи – перебитой хребтине
Два картёжника: лешак да баенник.
Во́лташ по́лдарса стри́га пи́нега,
Со́йга ко́нокса то́пса а́ндога!
Из гагарьих болотин камлание,
То ли Клюев там, то ли кикимора:
То́йма ко́дима ки́уй я́ренга,
Ви́рма ю́мборга ве́йга во́йманга!
Истомелые татка с матенкой -
Избянной конёк да утка - жалятся:
Кя́нда ве́ркола со́лза ма́ега,
Ве́ртус хе́малда у́йта а́нданга!
Над Русью угро-финнской · Kirpiklass · Tanya Geisler
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
#музыка #меря #чудь
YouTube
Над Русью угро-финнской. Kirpiklass
Над Русью угро-финнской · Kirpiklass · Tanya Geisler
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя…
"Колом-ава" ℗ 2022 Kirpiklass. Released on: 2022-06-22
https://vk.com/kirpiklass_music
Идея этого трека основана на стихотворении вологжанина Станислава Флинта "Над Русью угро-финнской". Оно писалось исходя…
Финно-угорские архетипы неискоренимы. Роща "Борок" на Шарженьге.
В Никольском уезде на юго-востоке Вологодчины некогда был широко известен камень «со следом богородицы», лежавший в русле небольшого ручья, притока реки Шарженьги, близ деревни Чернцово. Ручей омывает высокий песчаный холм, поросший вековыми соснами. В народе этот холм называют Борок. 9 июля православная церковь отмечает явление Тихвинской иконы Божьей матери. По преданию, именно в этот день в начале XIX века, на одной из сосен, росших на Борке, появилась богородичная икона.
С тех пор почитание этого дерева и этой иконы утвердилось среди жителей шарженгских деревень.
Но более ранний культ на этом месте был связан с камнем-следовиком, на поверхности которого, якобы, после явления иконы, был обнаружен след Богородицы. Вскоре (к 1877 году) на холме выстроили каменную церковь и ежегодно 9 июля на Борок стали стекаться толпы народа. Появились строго очерченные обрядовые действия: вокруг Святой сосны, на которой явилась икона, и вокруг церкви женщины с молитвами ползали на коленях по особой тропинке, а к камню у ручья, оседлав его, прижимали те части тела, где что-то у кого-то болело. Молодые женщины, у которых долго не было детей, с молитвами восседали на камне верхом, прося у Богородицы прибавления в семействе. Язычество и христианство на Борке отнюдь не мешали друг другу.
В послевоенные годы советская власть решила прекратить почитание этих святынь. Сосну спилили и увезли в болото, а камень решили взорвать при помощи тола. Почитаемый следовик после взрыва раскололся на несколько частей, самые крупные из которых тоже были увезены и тайно захоронены. Церковь на Борке разломали на кирпич, который использовали при постройке скотных дворов и машинно-тракторных мастерских.
Прошли годы, но никольчане не забыли свои святыни. Ныне на Борке выстроен новый деревянный храм, вместо Святой сосны люди теперь 9 июля ходят по круговой дорожке между десятком толстых сосен; по старой чудской традиции обнимают их, прижимаются к стволам деревьев, вставляют под чешуйки коры монеты, а на развилки сосен кладут конфеты, печенье, пряники…
В ручье недавно устроена деревянная сень над осколками камня. В праздник к этому месту выстраивается огромная очередь. Под сенью люди берут воду в бутылки, стараясь собрать её с поверхности камней, касаются руками осколков с молитвами, чают себе от этого здоровья и счастья. Архетипы финно-угорского двоеверия проявились вновь…
#народноеправославие #язычество
В Никольском уезде на юго-востоке Вологодчины некогда был широко известен камень «со следом богородицы», лежавший в русле небольшого ручья, притока реки Шарженьги, близ деревни Чернцово. Ручей омывает высокий песчаный холм, поросший вековыми соснами. В народе этот холм называют Борок. 9 июля православная церковь отмечает явление Тихвинской иконы Божьей матери. По преданию, именно в этот день в начале XIX века, на одной из сосен, росших на Борке, появилась богородичная икона.
С тех пор почитание этого дерева и этой иконы утвердилось среди жителей шарженгских деревень.
Но более ранний культ на этом месте был связан с камнем-следовиком, на поверхности которого, якобы, после явления иконы, был обнаружен след Богородицы. Вскоре (к 1877 году) на холме выстроили каменную церковь и ежегодно 9 июля на Борок стали стекаться толпы народа. Появились строго очерченные обрядовые действия: вокруг Святой сосны, на которой явилась икона, и вокруг церкви женщины с молитвами ползали на коленях по особой тропинке, а к камню у ручья, оседлав его, прижимали те части тела, где что-то у кого-то болело. Молодые женщины, у которых долго не было детей, с молитвами восседали на камне верхом, прося у Богородицы прибавления в семействе. Язычество и христианство на Борке отнюдь не мешали друг другу.
В послевоенные годы советская власть решила прекратить почитание этих святынь. Сосну спилили и увезли в болото, а камень решили взорвать при помощи тола. Почитаемый следовик после взрыва раскололся на несколько частей, самые крупные из которых тоже были увезены и тайно захоронены. Церковь на Борке разломали на кирпич, который использовали при постройке скотных дворов и машинно-тракторных мастерских.
Прошли годы, но никольчане не забыли свои святыни. Ныне на Борке выстроен новый деревянный храм, вместо Святой сосны люди теперь 9 июля ходят по круговой дорожке между десятком толстых сосен; по старой чудской традиции обнимают их, прижимаются к стволам деревьев, вставляют под чешуйки коры монеты, а на развилки сосен кладут конфеты, печенье, пряники…
В ручье недавно устроена деревянная сень над осколками камня. В праздник к этому месту выстраивается огромная очередь. Под сенью люди берут воду в бутылки, стараясь собрать её с поверхности камней, касаются руками осколков с молитвами, чают себе от этого здоровья и счастья. Архетипы финно-угорского двоеверия проявились вновь…
#народноеправославие #язычество
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Год назад, 10 ноября ушел к предкам лингвист, первопроходец реконструкции мерянского языка, Орест Борисович Ткаченко. Ткаченко копал Верхневолжье чисто по-гоголевски. Вроде не "иностранец", но нас видел со стороны, как посвящённый. И не мудрено, его мама, Ольга Косолапова была родом из мерянского Иванова-Вознесенска.
Академик В.Н.Топоров в своем отзыве о научной деятельности О.Б.Ткаченко, писал в 1990 году:
"Я бы особо выделил свойственный О.Б.Ткаченко дар "эвристичности" и "инвективности". Эти качества блистательно продемонстрированы им в его работах, посвященных важнейшей проблеме реконструкции мерянского языка, одновременно отвечающей на многие вопросы и финно-угорского языкознания, и русской исторической диалектологии, и этно-лингвистической истории этого, во многом "тёмного" ареала России, и верификации, предложенной автором весьма тонкой, изобретательной и остроумной процедуры поиска. Уже при своём появлении (ср. особенно "Мерянский язык", 1985) эти работы стали классическими".
#меря #мерянскийязык
Академик В.Н.Топоров в своем отзыве о научной деятельности О.Б.Ткаченко, писал в 1990 году:
"Я бы особо выделил свойственный О.Б.Ткаченко дар "эвристичности" и "инвективности". Эти качества блистательно продемонстрированы им в его работах, посвященных важнейшей проблеме реконструкции мерянского языка, одновременно отвечающей на многие вопросы и финно-угорского языкознания, и русской исторической диалектологии, и этно-лингвистической истории этого, во многом "тёмного" ареала России, и верификации, предложенной автором весьма тонкой, изобретательной и остроумной процедуры поиска. Уже при своём появлении (ср. особенно "Мерянский язык", 1985) эти работы стали классическими".
#меря #мерянскийязык
Ретротопия— Футуротопия VS Этнофутуротопия—Этноэкстопия.
Ретротопия, от лат. retro «прошлое» + др.-греч. τόπος «место» — форма забвения, которая вынуждает людей углубляться в прошлое не ради прошлого, но для того, чтобы забыть/развидеть настоящее и надвигающееся будущее. Сейчас различные русскоговорящие интелы много пишут о том, что Россия все глубже погружается в ретротопию, через век XIX, в век XVIII и далее сквозь Смутное время, в век XVI, что россиянам в прошлом, чем глубже, тем психологически — комфортнее. И все это на фоне футуротопии «первого мира», его устремленности в будущее. Впрочем, оставим эти рассуждения интелам.
Гораздо интереснее думать о том, как назвать то к чему стремимся мы, меряне, как движение? Это можно назвать этнофутуротопией, от греч. ἔθνος «народ» + лат. futurum — «будущее» + др.-греч. τόπος «место» — формой стремления в новое этно-будущее.
Мой неологизм и его смысл подсказаны, конечно, метафорой британского социолога Зигмунда Баумана, одного из авторов концепта «футуротопии» которую он называл «эпидемией безумия прогресса». Введённая Бауманом пара: «глобальная эпидемия ностальгии — ретротопия» vs. глобальная «эпидемия безумия прогресса — футуротопия» выражают бинарные сопряжённые дифференциации применимые к умонастроениям нашей с вами эпохи. Прошу прощения за сложность.
Конструируемая мерянская этносистема очевидно шире этих двух взаимопроникающих и одновременно противостоящих друг другу концептов. У нас эпидемия этнического прогресса без безумия, но с напряжением.)
Если же рассматривать мерянство сугубо на личностном уровне, то его можно обозначить термином, который я придумал в продолжение концепта этнофутуротопии: этноэкстопией, от греч. ἔθνος «народ» + лат. ex- «из, вне» + др.-греч. τόπος «место» — формой стремления в этническую вне-местность (экстерриториальность), незримую сеть.
Это действительно интересный момент — потому что на личностном уровне мне более всего комфортно быть мерянином независимо от идеологии, региона или страны пребывания. Вне теорий и выяснения отношений. Я мерянин ровно одинаково в РФ и вне РФ. Меня окружает Меряния, это мой мир. Если бы я завтра взял, сел на паром, переплыл море и оказался в Швеции, или уплыл бы через океан жить в Канаду, то вокруг меня была бы все та же Меряния, потому что я сам ее строю в себе и вокруг себя. Этноэкстопия значит — быть мерей везде прямо сейчас — держа в уме прошлое, настоящее и будущее.
Арт: "Городской шаман". 2014.
#меряконцепты
Ретротопия, от лат. retro «прошлое» + др.-греч. τόπος «место» — форма забвения, которая вынуждает людей углубляться в прошлое не ради прошлого, но для того, чтобы забыть/развидеть настоящее и надвигающееся будущее. Сейчас различные русскоговорящие интелы много пишут о том, что Россия все глубже погружается в ретротопию, через век XIX, в век XVIII и далее сквозь Смутное время, в век XVI, что россиянам в прошлом, чем глубже, тем психологически — комфортнее. И все это на фоне футуротопии «первого мира», его устремленности в будущее. Впрочем, оставим эти рассуждения интелам.
Гораздо интереснее думать о том, как назвать то к чему стремимся мы, меряне, как движение? Это можно назвать этнофутуротопией, от греч. ἔθνος «народ» + лат. futurum — «будущее» + др.-греч. τόπος «место» — формой стремления в новое этно-будущее.
Мой неологизм и его смысл подсказаны, конечно, метафорой британского социолога Зигмунда Баумана, одного из авторов концепта «футуротопии» которую он называл «эпидемией безумия прогресса». Введённая Бауманом пара: «глобальная эпидемия ностальгии — ретротопия» vs. глобальная «эпидемия безумия прогресса — футуротопия» выражают бинарные сопряжённые дифференциации применимые к умонастроениям нашей с вами эпохи. Прошу прощения за сложность.
Конструируемая мерянская этносистема очевидно шире этих двух взаимопроникающих и одновременно противостоящих друг другу концептов. У нас эпидемия этнического прогресса без безумия, но с напряжением.)
Если же рассматривать мерянство сугубо на личностном уровне, то его можно обозначить термином, который я придумал в продолжение концепта этнофутуротопии: этноэкстопией, от греч. ἔθνος «народ» + лат. ex- «из, вне» + др.-греч. τόπος «место» — формой стремления в этническую вне-местность (экстерриториальность), незримую сеть.
Это действительно интересный момент — потому что на личностном уровне мне более всего комфортно быть мерянином независимо от идеологии, региона или страны пребывания. Вне теорий и выяснения отношений. Я мерянин ровно одинаково в РФ и вне РФ. Меня окружает Меряния, это мой мир. Если бы я завтра взял, сел на паром, переплыл море и оказался в Швеции, или уплыл бы через океан жить в Канаду, то вокруг меня была бы все та же Меряния, потому что я сам ее строю в себе и вокруг себя. Этноэкстопия значит — быть мерей везде прямо сейчас — держа в уме прошлое, настоящее и будущее.
Арт: "Городской шаман". 2014.
#меряконцепты
Сегодня поделился парой мыслей о своем любимом Пантеоне где я периодически публикуюсь.
Подписывайтесь: https://yangx.top/pantheon_tg/653
#пантеон
Подписывайтесь: https://yangx.top/pantheon_tg/653
#пантеон
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Стандарт красоты и колониальный менталитет.
У Елены Чернояровой встретил интересные рассуждения о типах и стандартах красоты в пространстве нашей внутренней оптики по отношению к ним. Цитирую:
Тема «красивых/некрасивых» очень иллюстративная для покопаться в эволюциях и революциях социокультурных конвенций (в этом месте - неизменное моё почтение Светлане Борисовне Адоньевой и Ко «Прагмема»).
Красота как некая объективная категория - в большой степени «продукт деятельности». Тут должна быть процитирована самая растиражированные фраза Мадемуазель на счёт того, кто во сколько лет почему «некрасивый». Максима, конечно, не без исключений (как всякая максима), но «соль есть».
Но очень часто «в практике жизни» речь идёт о красоте, как категории субъективной (лично и социально). То есть, о красоте как «соответствии стандарту». И о том, насколько ... своеОбразно обуженным и подвывернутым этот стандарт бывает. По разным причинам.
В моем, например, случае отдельно забавно то, что мои данные весьма соответствуют (и соответствовали в юности) традиционным стандартам крестьянской культуры Волго-Вятчины. У автохтонного мерянского населения чертовски ценились крепкие ноги с крупными круглыми коленками и мускулистыми икрами. И вообще – «крепкая кость».
Но в «культурный городской идеал» девочки-цветочка, который «решал» в голове моей матери, весь этот фестиваль энергичной гипервитальной феминности не вписывался от слова «ваще».»
Нам уже очень долгое время вдалбливают условно «славянский» культурный идеал красоты через искусство и кино, теперь через различные медиа. Что общего имеют женские образы, например, Васильева и красота реальной поволжской, северной, уральской женщины? Ничего общего. Куда ближе к ней Кустодиев и Честняков с их мерянскими округлыми лицами. Между тем подобная пропаганда играет заметную роль в жизни многих женщин, что усиливает необходимость соответствовать навязанному «идеалу» женской красоты. Стремление соответствовать определенному определению «красивой» может иметь самые разные психологические последствия для человека. Например, одна моя родственница всегда очень сильно переживала из-за формы своего носа, доставшегося ей по линии вятских Тарбеевых, при этом его можно назвать условно «меряно-марийским». Она считала себя некрасивой и сильно комплексовала из-за этого.
Подобные комплексы можно связать с колониальным менталитетом в основе которого лежит интернализованная установка на культурную и этническую, в том числе антропологическую, неполноценность, которую автохтоны ощущают в результате их колонизации (в нашем случае, прежде всего культурной) другой группой.
Нам, мерянским этнофутуристам, одинаково близок как «кустодиевский» тип, так и антропологический тип эпохи коренизации, сформировавшийся к началу 20-ых годов XX века. Его примером может послужить "Портрет натурщицы" Алексея Ивановича Зернова (1926) — крепкий финский тип Севера, Урала и Поволжья. Первая любовь. Родина. Мощь.
Не комплексуйте!
Мерянин.
#меря #север #антропология
У Елены Чернояровой встретил интересные рассуждения о типах и стандартах красоты в пространстве нашей внутренней оптики по отношению к ним. Цитирую:
Тема «красивых/некрасивых» очень иллюстративная для покопаться в эволюциях и революциях социокультурных конвенций (в этом месте - неизменное моё почтение Светлане Борисовне Адоньевой и Ко «Прагмема»).
Красота как некая объективная категория - в большой степени «продукт деятельности». Тут должна быть процитирована самая растиражированные фраза Мадемуазель на счёт того, кто во сколько лет почему «некрасивый». Максима, конечно, не без исключений (как всякая максима), но «соль есть».
Но очень часто «в практике жизни» речь идёт о красоте, как категории субъективной (лично и социально). То есть, о красоте как «соответствии стандарту». И о том, насколько ... своеОбразно обуженным и подвывернутым этот стандарт бывает. По разным причинам.
В моем, например, случае отдельно забавно то, что мои данные весьма соответствуют (и соответствовали в юности) традиционным стандартам крестьянской культуры Волго-Вятчины. У автохтонного мерянского населения чертовски ценились крепкие ноги с крупными круглыми коленками и мускулистыми икрами. И вообще – «крепкая кость».
Но в «культурный городской идеал» девочки-цветочка, который «решал» в голове моей матери, весь этот фестиваль энергичной гипервитальной феминности не вписывался от слова «ваще».»
Нам уже очень долгое время вдалбливают условно «славянский» культурный идеал красоты через искусство и кино, теперь через различные медиа. Что общего имеют женские образы, например, Васильева и красота реальной поволжской, северной, уральской женщины? Ничего общего. Куда ближе к ней Кустодиев и Честняков с их мерянскими округлыми лицами. Между тем подобная пропаганда играет заметную роль в жизни многих женщин, что усиливает необходимость соответствовать навязанному «идеалу» женской красоты. Стремление соответствовать определенному определению «красивой» может иметь самые разные психологические последствия для человека. Например, одна моя родственница всегда очень сильно переживала из-за формы своего носа, доставшегося ей по линии вятских Тарбеевых, при этом его можно назвать условно «меряно-марийским». Она считала себя некрасивой и сильно комплексовала из-за этого.
Подобные комплексы можно связать с колониальным менталитетом в основе которого лежит интернализованная установка на культурную и этническую, в том числе антропологическую, неполноценность, которую автохтоны ощущают в результате их колонизации (в нашем случае, прежде всего культурной) другой группой.
Нам, мерянским этнофутуристам, одинаково близок как «кустодиевский» тип, так и антропологический тип эпохи коренизации, сформировавшийся к началу 20-ых годов XX века. Его примером может послужить "Портрет натурщицы" Алексея Ивановича Зернова (1926) — крепкий финский тип Севера, Урала и Поволжья. Первая любовь. Родина. Мощь.
Не комплексуйте!
Мерянин.
#меря #север #антропология
Учим жгонский. Будут вам шиси-баси.
Хлит саевая юдора - идет красивая девушка
Лыха, лышманка - половой орган этой девушки
Ион
Кокур
Кумар
Ныргуч
Вычур
Шонда
Семиш
Дейша
Индейша
Мара
- это сами догадаетесь что.
#жгонскийязык #меря
Хлит саевая юдора - идет красивая девушка
Лыха, лышманка - половой орган этой девушки
Ион
Кокур
Кумар
Ныргуч
Вычур
Шонда
Семиш
Дейша
Индейша
Мара
- это сами догадаетесь что.
#жгонскийязык #меря
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Характерные мерянские топоформанты — ареалы и реконструкции.
Начнем с карты того что мы можем считать Исторической мерянской землей. Она простирается практически от Москвы до севера и востока Костромской области. Основной мерянский ареал это собственно Волго-Окское междуречье и левобережье Волги - Костромское Заволжье. Именно там мы находим топонимы с корнем меря- или производные от него. Именно здесь нужно ориентироваться на поиск соответствующих топонимических моделей, которые нам помогут выявить особенности мерянского языка.
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=zASoehAwk94
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
Начнем с карты того что мы можем считать Исторической мерянской землей. Она простирается практически от Москвы до севера и востока Костромской области. Основной мерянский ареал это собственно Волго-Окское междуречье и левобережье Волги - Костромское Заволжье. Именно там мы находим топонимы с корнем меря- или производные от него. Именно здесь нужно ориентироваться на поиск соответствующих топонимических моделей, которые нам помогут выявить особенности мерянского языка.
Подробнее об этом смотрите в лекции одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора В. В. Напольских.
https://www.youtube.com/watch?v=zASoehAwk94
Источник: Институт языкознания имени Якуба Коласа. Минск. Беларусь.
#мерянскийязык #финноугорскиеязыки #лингвистика
YouTube
Характерные мерянские топоформанты — ареалы и реконструкции.
Начнем с карты того что мы можем считать Исторической мерянской землей. Она простирается практически от Москвы до севера и востока Костромской области. Основной мерянский ареал это собственно Волго-Окское междуречье и левобережье Волги - Костромское Заволжье.…
Во время поиска материалов для нашего ютуб канала "Merjamaa" наткнулся на фильм "Дорогами народных традиций. Кологрив". Замечательное повествование в стиле этнографической постановки, в ней и про кухню, и про избу, и про Ефима Честнякова и унженские святыни.
Но ОТРК «Русь» не был бы русью если бы не вставил в него несуразную врезку про то как Кологрив основали для защиты от злых татар мучивших "русичей" и про императрицу Екатерину давшую Кологриву греб. Прямо вышибает слезу. А кто вам, голубчики, сказал, что татары (на самом деле марийцы) приходили на Унжу мучить местных крестьян? Полагаю их целью были московские государевы людишки неволившие их родичей мерян, про несчастную судьбину которых помнили в XIV-XVI вв. вытля мары. Пора сменить исторический нарратив. Пожалуй стоит вырезать этот кусок, для пущей духовной цельности. ))))
#кологрив #зривкорень
Но ОТРК «Русь» не был бы русью если бы не вставил в него несуразную врезку про то как Кологрив основали для защиты от злых татар мучивших "русичей" и про императрицу Екатерину давшую Кологриву греб. Прямо вышибает слезу. А кто вам, голубчики, сказал, что татары (на самом деле марийцы) приходили на Унжу мучить местных крестьян? Полагаю их целью были московские государевы людишки неволившие их родичей мерян, про несчастную судьбину которых помнили в XIV-XVI вв. вытля мары. Пора сменить исторический нарратив. Пожалуй стоит вырезать этот кусок, для пущей духовной цельности. ))))
#кологрив #зривкорень
Forwarded from РОСТОВСКАЯ ЗЕМЛЯ
Поруха и огородно-фуражная автаркия.
У социолога Петра Иванова встретил любопытный пост посвященный социологии огородничества, началом ему послужила фб дискуссия вокруг тезиса Натальи Зубаревич о том, что многие жители России живут огородом. Входе дискуссии была озвучена точка зрения, что огородничество это всё "кордонщина", дескать никто огородом не живёт, потому что большая часть страны живёт в больших городах и вообще самостоятельное выращивание овощей экономически не эффективно и проще покупать овощи в магазине. А значит огород это такое баловство для тех, кому себя нечем занять. Иванов это прокомментировал так:
«В связи с этим могу сказать следующее. В индивидуальных жилых домах проживает 23,9% россиян, т.е. почти четверть и скорее всего они имеют огород. 46% россиян имеют дачи и скорее всего тоже имеют там огороды. Напрямую складывать эти проценты было бы неправильно, поэтому предположим, что чуть больше 50% россиян являются счастливыми обладателями огородов. К сожалению, у нас нет данных по гаражам и погребам, а жаль, потому как именно там и хранятся овощные заготовки. Тем не менее. Продолжим спекуляции с цифрами примерно 25% россиян живёт на сельских территориях и столько же живёт в малых городах. Скорее всего на малых территориях мы встретим разнообразные огородные сценарии. Опять же, получается, что примерно половина населения России так или иначе связывает свою жизнь с натуральным хозяйством.
65% картофеля в России производится в частных или подсобных хозяйствах и более половины этого процента не поступает в торговый оборот. Стало быть этот картофель выращивается для личных нужд и скорее всего несмотря на свою сравнительную дороговизну выигрывает конкуренцию с покупным картофелем. Еще важный момент про огороды и неэффективность натурального хозяйства заключается в том, что те, кто говорят о его неэффективности и, соответственно, непривлекательности для рациональных экономических субъектов просто не учитывают некоторые существенные экстерналии. Дело в том, что огород занимает время и это заменяет жителям малых территорий то, чем занимают время жители крупных поселений. Это одновременно и стояние в пробках и походы в музеи. То, что помогает проводить время. Потому как ну не будешь же целый день телевизор смотреть или пьянствовать, должна быть какая-то осмысленная активность, чтобы чувствовать собственное человеческое достоинство. В этом плане огород не только экономическая практика, но еще и культурная практика.
Сейчас по мере нарастания проблем в экономике роль огородов будет только расти. В тех стратах где огород еще не является практикой выживания, а является в большей степени культурной практикой будет нарастать роль огорода как практики выживания. Тем более, что огород это агендерная практика и ему не страшен нарастающий демографический дисбаланс.»
Актуальное исследование для России, проваливающейся в автаркию. Из моих родственников и знакомых живущих в деревне 100% выращивают сами себе овощи на стол. К практике огородно-деревенской автаркии я бы еще отнес фуражирование грибов, ягод и трав, это важная часть в категории «подножного корма» россиян. Сбор дикоросов не только культурная финно-угорская традиция и прибавка к летнему/осеннему меню + заготовки на зиму, но и важная экономическая практика. Все дикоросы очень выгодно собирать, потому что их перепродажа имеет очень высокую маржу. Данные практики были еще совсем недавно характерны и для значительной части городских жителей, имеющих дачи.
Например, наша семья всю жизнь ела овощи, фрукты и ягоды с дачи — картошку, лук, свеклу, патиссоны, яблоки, сливу, вишню, и др. культуры. В 1970-1990ых почти ничего не покупали в магазинах, ну может кроме картошки (которой с огорода не хватало на всю зиму) и заморских фруктов которые «выбрасывали» в гастрономы перед НГ. Все эти практики значительной части россиян придется вспомнить в самое ближайшее время.
Залесец.
#экономика #традиция
У социолога Петра Иванова встретил любопытный пост посвященный социологии огородничества, началом ему послужила фб дискуссия вокруг тезиса Натальи Зубаревич о том, что многие жители России живут огородом. Входе дискуссии была озвучена точка зрения, что огородничество это всё "кордонщина", дескать никто огородом не живёт, потому что большая часть страны живёт в больших городах и вообще самостоятельное выращивание овощей экономически не эффективно и проще покупать овощи в магазине. А значит огород это такое баловство для тех, кому себя нечем занять. Иванов это прокомментировал так:
«В связи с этим могу сказать следующее. В индивидуальных жилых домах проживает 23,9% россиян, т.е. почти четверть и скорее всего они имеют огород. 46% россиян имеют дачи и скорее всего тоже имеют там огороды. Напрямую складывать эти проценты было бы неправильно, поэтому предположим, что чуть больше 50% россиян являются счастливыми обладателями огородов. К сожалению, у нас нет данных по гаражам и погребам, а жаль, потому как именно там и хранятся овощные заготовки. Тем не менее. Продолжим спекуляции с цифрами примерно 25% россиян живёт на сельских территориях и столько же живёт в малых городах. Скорее всего на малых территориях мы встретим разнообразные огородные сценарии. Опять же, получается, что примерно половина населения России так или иначе связывает свою жизнь с натуральным хозяйством.
65% картофеля в России производится в частных или подсобных хозяйствах и более половины этого процента не поступает в торговый оборот. Стало быть этот картофель выращивается для личных нужд и скорее всего несмотря на свою сравнительную дороговизну выигрывает конкуренцию с покупным картофелем. Еще важный момент про огороды и неэффективность натурального хозяйства заключается в том, что те, кто говорят о его неэффективности и, соответственно, непривлекательности для рациональных экономических субъектов просто не учитывают некоторые существенные экстерналии. Дело в том, что огород занимает время и это заменяет жителям малых территорий то, чем занимают время жители крупных поселений. Это одновременно и стояние в пробках и походы в музеи. То, что помогает проводить время. Потому как ну не будешь же целый день телевизор смотреть или пьянствовать, должна быть какая-то осмысленная активность, чтобы чувствовать собственное человеческое достоинство. В этом плане огород не только экономическая практика, но еще и культурная практика.
Сейчас по мере нарастания проблем в экономике роль огородов будет только расти. В тех стратах где огород еще не является практикой выживания, а является в большей степени культурной практикой будет нарастать роль огорода как практики выживания. Тем более, что огород это агендерная практика и ему не страшен нарастающий демографический дисбаланс.»
Актуальное исследование для России, проваливающейся в автаркию. Из моих родственников и знакомых живущих в деревне 100% выращивают сами себе овощи на стол. К практике огородно-деревенской автаркии я бы еще отнес фуражирование грибов, ягод и трав, это важная часть в категории «подножного корма» россиян. Сбор дикоросов не только культурная финно-угорская традиция и прибавка к летнему/осеннему меню + заготовки на зиму, но и важная экономическая практика. Все дикоросы очень выгодно собирать, потому что их перепродажа имеет очень высокую маржу. Данные практики были еще совсем недавно характерны и для значительной части городских жителей, имеющих дачи.
Например, наша семья всю жизнь ела овощи, фрукты и ягоды с дачи — картошку, лук, свеклу, патиссоны, яблоки, сливу, вишню, и др. культуры. В 1970-1990ых почти ничего не покупали в магазинах, ну может кроме картошки (которой с огорода не хватало на всю зиму) и заморских фруктов которые «выбрасывали» в гастрономы перед НГ. Все эти практики значительной части россиян придется вспомнить в самое ближайшее время.
Залесец.
#экономика #традиция
Нерехтские «Меряне»
Читая костромские новости наткнулся на сюжет про региональный этап Всероссийской Юнармейской лиги Клуба весёлых и находчивых детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Директор ОГБУ «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Патриот» Шиянов Сергей Владимирович, наградил грамотами за «Волю к победе» участников конкурса - команды «Меряне» их г. Нерехты и «Стяг» из г. Галича.
Нерехтчане держат марку, молодцы, к рожечному ансамблю «Меряне» и хоккейной команде «Меряне» присоединилась юнармейская команда «Меряне», теперь бы еще почивший нерехтский краеведческий альманах «Меряне» возродить. А вот за галичан, которые позабросили свой региональный бренд «Меричи», обидно, как минимум к названию своего клуба им следует добавить имя своего легендарного князя Шемяки.
Не менее интересна и фамилия директора ОГБУ «Патриот» Сергея Владимировича Шиянова, она, по-видимому, тоже мерянская, от мерянского слова шиян "серебряный", "украшенный серебром".
#меря #костромскаяобласть
Читая костромские новости наткнулся на сюжет про региональный этап Всероссийской Юнармейской лиги Клуба весёлых и находчивых детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Директор ОГБУ «Центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи «Патриот» Шиянов Сергей Владимирович, наградил грамотами за «Волю к победе» участников конкурса - команды «Меряне» их г. Нерехты и «Стяг» из г. Галича.
Нерехтчане держат марку, молодцы, к рожечному ансамблю «Меряне» и хоккейной команде «Меряне» присоединилась юнармейская команда «Меряне», теперь бы еще почивший нерехтский краеведческий альманах «Меряне» возродить. А вот за галичан, которые позабросили свой региональный бренд «Меричи», обидно, как минимум к названию своего клуба им следует добавить имя своего легендарного князя Шемяки.
Не менее интересна и фамилия директора ОГБУ «Патриот» Сергея Владимировича Шиянова, она, по-видимому, тоже мерянская, от мерянского слова шиян "серебряный", "украшенный серебром".
#меря #костромскаяобласть