Forwarded from Мерянская Антропология / Meryan Anthropology
Мерянские типажи из села Костома, Галичского района Костромской области.
#меря #антропология #костромскаяобласть
#меря #антропология #костромскаяобласть
Меня периодически спрашивают, а какая она, Мерямаа? А вот такая, как на картине "Возвращение" художника Алексея Чернигина. Меря это возвращение к истокам, ради движения в будущее. Меря — верхневолжская транзистенция.
#меряконцепты #антропныевсячинки
#меряконцепты #антропныевсячинки
Мифологическая деколонизация.
Недавно в одном новгородском паблике встретил инфографику рассказывающую про богов-громовержцев народов Европы. На фоне РФ красуется огромная величественная надпись - Перун (Даже больше чем Тор, представьте!) Попритушим непомерные амбиции новгородских неоязычников по линии мифологической деколонизации))) У нас не одни лишь новгородцы, а множество народов и субстратов, у всех есть свои боги-громовержцы, запоминайте.И никакого вам гигантского Перуна больше! Не Перуном единым, как говорится )))
#теологическиевсячинки #язычество
Недавно в одном новгородском паблике встретил инфографику рассказывающую про богов-громовержцев народов Европы. На фоне РФ красуется огромная величественная надпись - Перун (Даже больше чем Тор, представьте!) Попритушим непомерные амбиции новгородских неоязычников по линии мифологической деколонизации))) У нас не одни лишь новгородцы, а множество народов и субстратов, у всех есть свои боги-громовержцы, запоминайте.
#теологическиевсячинки #язычество
Март Хельме, вице-председатель эстонской правой партии EKRE (видящей Эстонию страной эстонцев, и сопротивляющейся приему беженцев), получившей в этом году второе место в выборах в "Рийгикогу" своим фенотипом напомнил мне нашего сусанинского земляка, вице-мэра Москвы при Лужкове и позднее губернатора Нижегородской области, Валерия Павлиновича Шанцева. Зримое измерение Мерянии.
Кстати, Шанцев уехал из Сусанино в Москву в 7 лет, но не забывал своей малой родины.
В 90-00-ых благодаря Шанцеву в Сусанино была реконструирована школа, появился интернат для школьников из дальних деревень, центр для сирот, был отремонтирован Дом культуры и реставрирован Успенский храм в Домнино, и главное, был проведен газ. За все эти дела сусанинцы присвоили Шанцеву почетного гражданина. Теперь жители поселка планируют поставить памятник своему земляку.
Хороший пример правильного и здорового мерянского патриотизма.
#меря #эсты #антропология
Кстати, Шанцев уехал из Сусанино в Москву в 7 лет, но не забывал своей малой родины.
В 90-00-ых благодаря Шанцеву в Сусанино была реконструирована школа, появился интернат для школьников из дальних деревень, центр для сирот, был отремонтирован Дом культуры и реставрирован Успенский храм в Домнино, и главное, был проведен газ. За все эти дела сусанинцы присвоили Шанцеву почетного гражданина. Теперь жители поселка планируют поставить памятник своему земляку.
Хороший пример правильного и здорового мерянского патриотизма.
#меря #эсты #антропология
Коньковые шумящие подвески как этномаркер.
В III томе "Археологии севернорусской деревни X-XIII веков" в статье об этнической ситуации на окраинах Н.А. Макаров поместил любопытную карту распространения коньковых подвесок типа XVII по каталогу Е.А.Рябинина с собственными дополнениями.
Подвески условно изображают коня, к туловищу которого снизу прикрепляется за "ножки" (чаще у муромы) или непосредственно на цепочках семь (как правило) шумящих привесок - "утиных лапок", ромбовидных, или прорезных бубенчиков. Обязательными деталями являются конские уши, нередко - глаза и ноздри, на спине у конька обычно располагается треугольник из трех спиралей, к которому от головы нередко тянется уздечка. Резонно предположить, что подвески символизируют коня, ежедневно несущего над миром солнце, позвякивая и весело шлепая своими лапками по мировым водам. ))
Коньки эти, несомненно очень красивые, разнообразные и тонкой работы, интересны не только этим.
Е.А. Рябинин отмечал, что наибольшее количество этих подвесок происходит, как это видно на карте, из ядра ИМЗ (исторической Мерянской земли) и датируется концом Х-ХI вв. То есть именно в период активного участия мери в истории "Древнерусского государства" это украшение становится относительно массовым, и, возможно, этноопределяющим.
Отдельные вещи происходят из Приладожья, Прикамья, марийских и мордовских могильников, но кроме мерянско-муромского Волго-Окского междуречья более или менее часто эти коньковые подвески встречаются лишь в Белозерье и Прикубенье. Новые находки в этом регионе и отметил Н.А. Макаров.
С учетом того, что основной весьский ареал, как ныне установлено, находился все же западнее Белоозера, не стоит говорить, что этот тип украшений был свойствен и веси.
Скорее они маркируют отмечавшиеся и в языковедческих работах лингвиста А.К.Матвеева связи мери с этими территориями, по-видимому, выражавшиеся и в передвижении мерянского населения из Ростово-Суздальского региона на земли нынешней Вологодской области.
#меря #археология #север #этногенез
В III томе "Археологии севернорусской деревни X-XIII веков" в статье об этнической ситуации на окраинах Н.А. Макаров поместил любопытную карту распространения коньковых подвесок типа XVII по каталогу Е.А.Рябинина с собственными дополнениями.
Подвески условно изображают коня, к туловищу которого снизу прикрепляется за "ножки" (чаще у муромы) или непосредственно на цепочках семь (как правило) шумящих привесок - "утиных лапок", ромбовидных, или прорезных бубенчиков. Обязательными деталями являются конские уши, нередко - глаза и ноздри, на спине у конька обычно располагается треугольник из трех спиралей, к которому от головы нередко тянется уздечка. Резонно предположить, что подвески символизируют коня, ежедневно несущего над миром солнце, позвякивая и весело шлепая своими лапками по мировым водам. ))
Коньки эти, несомненно очень красивые, разнообразные и тонкой работы, интересны не только этим.
Е.А. Рябинин отмечал, что наибольшее количество этих подвесок происходит, как это видно на карте, из ядра ИМЗ (исторической Мерянской земли) и датируется концом Х-ХI вв. То есть именно в период активного участия мери в истории "Древнерусского государства" это украшение становится относительно массовым, и, возможно, этноопределяющим.
Отдельные вещи происходят из Приладожья, Прикамья, марийских и мордовских могильников, но кроме мерянско-муромского Волго-Окского междуречья более или менее часто эти коньковые подвески встречаются лишь в Белозерье и Прикубенье. Новые находки в этом регионе и отметил Н.А. Макаров.
С учетом того, что основной весьский ареал, как ныне установлено, находился все же западнее Белоозера, не стоит говорить, что этот тип украшений был свойствен и веси.
Скорее они маркируют отмечавшиеся и в языковедческих работах лингвиста А.К.Матвеева связи мери с этими территориями, по-видимому, выражавшиеся и в передвижении мерянского населения из Ростово-Суздальского региона на земли нынешней Вологодской области.
#меря #археология #север #этногенез
Если бы меня спросили какой самый "мерянский" синтетический саунд, я бы ответил - dub techno.
Облачная атмосфера, и монотонный бит, вроде как едешь на электричке из Александрова в Ростов, скрипит состав, стучат колеса на стыках, мелькают бесчисленные столбы СЖД, нескончаемые стволы березняка да осинника, ты как-бы в пузыре из объемного атакующего с разных сторон эха, еще бы, ведь на вокзале после смены ты выпил поллитру с коллегой. Разнообразие общей картине придают ракурсы сумрачного неба, болота и реки. Картина тягучая, извечная как морось дождя. Пульсации Мерямаа. Надо уметь получать от них удовольствие, ощущая суть нашего мира - бесконечное повторяющееся возвращение из долгой зимы в короткую весну, как "лупы" трека диджея, вскрытие рек и озер, с последующим звоном комарья, урчания моторок на Неро и протяжного йэхйоптвою..., и снова близкий ледостав...
https://www.youtube.com/watch?v=mq-C2Z48Ah8
#музыка
Облачная атмосфера, и монотонный бит, вроде как едешь на электричке из Александрова в Ростов, скрипит состав, стучат колеса на стыках, мелькают бесчисленные столбы СЖД, нескончаемые стволы березняка да осинника, ты как-бы в пузыре из объемного атакующего с разных сторон эха, еще бы, ведь на вокзале после смены ты выпил поллитру с коллегой. Разнообразие общей картине придают ракурсы сумрачного неба, болота и реки. Картина тягучая, извечная как морось дождя. Пульсации Мерямаа. Надо уметь получать от них удовольствие, ощущая суть нашего мира - бесконечное повторяющееся возвращение из долгой зимы в короткую весну, как "лупы" трека диджея, вскрытие рек и озер, с последующим звоном комарья, урчания моторок на Неро и протяжного йэхйоптвою..., и снова близкий ледостав...
https://www.youtube.com/watch?v=mq-C2Z48Ah8
#музыка
YouTube
Dub Techno Session #36
Picture: Egor Myznik - https://unsplash.com/de/fotos/Hf8wXET6Myg
Support my Work / Download - https://www.patreon.com/Dub_Element
00:00 R C R G N V - Rainy Season
08:10 Hoax - Babel
14:18 Tommy yopung - Just A Dram About Deepnedd (Avguchenko rmx)
20:20 Krisz…
Support my Work / Download - https://www.patreon.com/Dub_Element
00:00 R C R G N V - Rainy Season
08:10 Hoax - Babel
14:18 Tommy yopung - Just A Dram About Deepnedd (Avguchenko rmx)
20:20 Krisz…
"Новгородобес" наносит ответный удар.
Креативы про мерян кучно пошли, весна началась ))) Свежачок из долбославного "а-ля новгородского" паблика "Огнище" — ответ на нашу карту с богами-громовержцами народов Европы. За Перуна, пацаны!!! 😆
#юмор #шизоиды
Креативы про мерян кучно пошли, весна началась ))) Свежачок из долбославного "а-ля новгородского" паблика "Огнище" — ответ на нашу карту с богами-громовержцами народов Европы. За Перуна, пацаны!!! 😆
#юмор #шизоиды
Синий камень с разницей в 46 лет.
Примерно таким как на первой фотке я его и запомнил в детстве, в начале 1980ых, когда мы заезжали к нему с дедушкой по дороге на рыбалку. Тогда-то меня и приметили мерянские Боги)
https://yangx.top/yaroslavl_art/3671
#синийкамень #язычество #переславльзалесский
Примерно таким как на первой фотке я его и запомнил в детстве, в начале 1980ых, когда мы заезжали к нему с дедушкой по дороге на рыбалку. Тогда-то меня и приметили мерянские Боги)
https://yangx.top/yaroslavl_art/3671
#синийкамень #язычество #переславльзалесский
Telegram
Yaroslavl Art
Смотрите как за 46 лет изменился Синий Камень.
Первое фото 1977 год, а второе я сделал в прошлом году. Говорят, что камень постепенно уходит под землю, но еще есть версия, что когда Синь Камень вновь стал сильно популярным «умные» люди решили, что им можно…
Первое фото 1977 год, а второе я сделал в прошлом году. Говорят, что камень постепенно уходит под землю, но еще есть версия, что когда Синь Камень вновь стал сильно популярным «умные» люди решили, что им можно…
Идея инфографики навеяна милицeйcкой пaмяткой для oпpeдeлeния нaциoнaльнocти вpeмён Coвeтcкoгo Coюзa. За идею спасибо Ljolja.)
#юмор #антропология
#юмор #антропология
Депопуляция населения территории ИМЗ* в 1959-2023 гг..
Увидел в сети крайне претензионную подборку цифр по регионам ЦФО в которой сравнивается количество населения дореволюционных губерний с современными областями на основании чего делается вывод об общем уровне вымирания территорий «великорусского» ядра ЦФО. Непонятно как можно сравнивать губернии с современными областями, ведь они по своим размерам, территориям не коррелируют с областями, созданными уже в советское время (1930-40 гг.).
Поэтому, что бы выяснить процент реальной депопуляции решил сравнить население областей 1930-50ых годов и нынешнее. Вот что из этого получилось:
Владимирская область
1959(1) — 1 402 910 человек.
2023(2) — 1 325 150 человек.
Убыль населения составила -77 760 человек.
Ивановская область
1959(1) — 1 322 152 человек.
2023(2) — 914 493 человек.
Убыль населения составила -407 659 человек.
Костромская область
1959(1) — 921 945 человек.
2023(2) — 571 785 человек.
Убыль населения составила -350 160 человек.
Ярославская область
1959(1) — 1 395 627 человек.
2023(2) — 1 194 535 человек.
Убыль населения составила -201 092 человек.
Самые ощутимые, я бы даже сказал критические популяционные потери за последние 64 года понесли Ивановская область: >400 тысяч человек и Костромская область: >350 тысяч человек, потери Ярославской оцениваются в >200 тысяч человек. Наименее пострадавшим от депопуляции регионом ИМЗ является Владимирская область, потерявшая за последние 64 года >77 тысяч человек.
Общие популяционные потери территорий ИМЗ за послевоенный и постсоветский периоды составили 1 036 671 человек или -20,56% от общего числа жителей — 5 042 634 человек.
Для наглядности примерного уровня популяционных потерь территорий ИМЗ за период 1939-1959 гг. (ВОВ, эвакуации, ГУЛАГ, послевоенный голод 1946-47 гг..) можно использовать данные Ивановской области, которая с 1939 по 1959 потеряла 182 891 человек или -12.15%. Но, безусловно, этот процент может сильно разниться в других областях, если учитывать фактор транзитной миграции, в рамках которой население более отдаленных областей (Костромская и Ивановская) мигрировало в ближайшие к Москве области (Ярославская и Владимирская).
* Историческая Мерянская земля (ИМЗ).
Источники:
1. Всесоюзная перепись населения 1959 года.
2. Федеральная служба государственной статистики (31 января 2023)
3. Демографическая ситуация во Владимирской и Ивановской областях в 1939-1945 г.
#депопуляция #верхневолжье #ярославскаяобласть #костромскаяобласть #ивановскаяобласть #владимирскаяобалсть
Увидел в сети крайне претензионную подборку цифр по регионам ЦФО в которой сравнивается количество населения дореволюционных губерний с современными областями на основании чего делается вывод об общем уровне вымирания территорий «великорусского» ядра ЦФО. Непонятно как можно сравнивать губернии с современными областями, ведь они по своим размерам, территориям не коррелируют с областями, созданными уже в советское время (1930-40 гг.).
Поэтому, что бы выяснить процент реальной депопуляции решил сравнить население областей 1930-50ых годов и нынешнее. Вот что из этого получилось:
Владимирская область
1959(1) — 1 402 910 человек.
2023(2) — 1 325 150 человек.
Убыль населения составила -77 760 человек.
Ивановская область
1959(1) — 1 322 152 человек.
2023(2) — 914 493 человек.
Убыль населения составила -407 659 человек.
Костромская область
1959(1) — 921 945 человек.
2023(2) — 571 785 человек.
Убыль населения составила -350 160 человек.
Ярославская область
1959(1) — 1 395 627 человек.
2023(2) — 1 194 535 человек.
Убыль населения составила -201 092 человек.
Самые ощутимые, я бы даже сказал критические популяционные потери за последние 64 года понесли Ивановская область: >400 тысяч человек и Костромская область: >350 тысяч человек, потери Ярославской оцениваются в >200 тысяч человек. Наименее пострадавшим от депопуляции регионом ИМЗ является Владимирская область, потерявшая за последние 64 года >77 тысяч человек.
Общие популяционные потери территорий ИМЗ за послевоенный и постсоветский периоды составили 1 036 671 человек или -20,56% от общего числа жителей — 5 042 634 человек.
Для наглядности примерного уровня популяционных потерь территорий ИМЗ за период 1939-1959 гг. (ВОВ, эвакуации, ГУЛАГ, послевоенный голод 1946-47 гг..) можно использовать данные Ивановской области, которая с 1939 по 1959 потеряла 182 891 человек или -12.15%. Но, безусловно, этот процент может сильно разниться в других областях, если учитывать фактор транзитной миграции, в рамках которой население более отдаленных областей (Костромская и Ивановская) мигрировало в ближайшие к Москве области (Ярославская и Владимирская).
* Историческая Мерянская земля (ИМЗ).
Источники:
1. Всесоюзная перепись населения 1959 года.
2. Федеральная служба государственной статистики (31 января 2023)
3. Демографическая ситуация во Владимирской и Ивановской областях в 1939-1945 г.
#депопуляция #верхневолжье #ярославскаяобласть #костромскаяобласть #ивановскаяобласть #владимирскаяобалсть
Все мы немножко меря.
История всякого дискурса обычно начинается с книги, симфонии или картины. Не является исключением и мерянский, основанием которого стала книга советского лингвиста Ореста Борисовича Ткаченко "Мерянский язык", выпущенная в 1985 году. Это была докторская диссертация защищенная им в Ленинграде в далекое андроповское время под благосклонным покровительством ЦК и КГБ, что по своей внутренней силе будет похлеще ПВЛ. Уже при своём появлении эта работа стала классической, более того, составляя основу наших знаний о мерянском языке, она долго еще будет и стимулом к продолжению исследований в этой области. Ровно 19 лет назад первый мерянский краевед Александр Трифонов (Вепдюй), корреспондент московского издания "Yтро.ру", побывал в Киеве и встретился с автором книги, академиком Ткаченко, чтобы побеседовать об исчезнувшем языке финно-угорского народа меря, что жил некогда в самом центре России. Это интервью стало одним из самых первых материалов о мерянах в федеральных СМИ в 2000-х.
А.Трифонов: Почему же они (меря) ассимилировались?
О.Б. Ткаченко: Видите ли, в истории остаются не те народы, что имеют "пятерку" по поведению, вовсе не те. Так и меря, вероятно, спокойно относившаяся к расселению славян, со временем вошла в состав великорусской народности. Вы знаете, иногда я думаю, что каждый славянский народ имел неславянского предка по отцовской линии, который и обусловил его своеобразие, отличия от других славянских народов. Для русских, по материнской линии, безусловно, связанных с общей славянской прародиной, этой отцовской традицией стала финская.
Целиком интервью можно прочесть на "Yтро.ру"
https://utro-ru.turbopages.org/utro.ru/s/articles/2004/01/05/265312.shtml
#меря #мерянскийязык
История всякого дискурса обычно начинается с книги, симфонии или картины. Не является исключением и мерянский, основанием которого стала книга советского лингвиста Ореста Борисовича Ткаченко "Мерянский язык", выпущенная в 1985 году. Это была докторская диссертация защищенная им в Ленинграде в далекое андроповское время под благосклонным покровительством ЦК и КГБ, что по своей внутренней силе будет похлеще ПВЛ. Уже при своём появлении эта работа стала классической, более того, составляя основу наших знаний о мерянском языке, она долго еще будет и стимулом к продолжению исследований в этой области. Ровно 19 лет назад первый мерянский краевед Александр Трифонов (Вепдюй), корреспондент московского издания "Yтро.ру", побывал в Киеве и встретился с автором книги, академиком Ткаченко, чтобы побеседовать об исчезнувшем языке финно-угорского народа меря, что жил некогда в самом центре России. Это интервью стало одним из самых первых материалов о мерянах в федеральных СМИ в 2000-х.
А.Трифонов: Почему же они (меря) ассимилировались?
О.Б. Ткаченко: Видите ли, в истории остаются не те народы, что имеют "пятерку" по поведению, вовсе не те. Так и меря, вероятно, спокойно относившаяся к расселению славян, со временем вошла в состав великорусской народности. Вы знаете, иногда я думаю, что каждый славянский народ имел неславянского предка по отцовской линии, который и обусловил его своеобразие, отличия от других славянских народов. Для русских, по материнской линии, безусловно, связанных с общей славянской прародиной, этой отцовской традицией стала финская.
Целиком интервью можно прочесть на "Yтро.ру"
https://utro-ru.turbopages.org/utro.ru/s/articles/2004/01/05/265312.shtml
#меря #мерянскийязык
Утро.ру
Все мы немножко меря
Корреспондент "Yтра" побывал в Киеве и встретился с автором книги "Мерянский язык" академиком Ткаченко, чтобы побеседовать об исчезнувшем языке финно-угорского народа меря, что жил некогда в самом центре России. "Yтро" не так давно писало http://www.utro…
День Кумахи.
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками. "Поселяне открыли против кумахи удивительное средство; страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают все вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: "Прости, сторона, мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!" Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы" [Сахаров, 1849]. "С Тарасия не спят днем: кумоха нападает". Кумоха считалась особенно опасной начиная со дня Тарасия-кумошника (10 марта).
Кумохой в северных районах России именовали и внезапные напасти, лихо, которое воображали в облике привязавшегося к человеку вредоносного существа, черта. Чаще всего название нечистой силы кумоха употребляется в бранных выражениях: "Какая кумоха тебе надобно?" (Олон.); "Кумоха тебя возьми!" (Арх.).
Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей.
Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.
Согласно другой легенде, была у лихорадок двоюродная сестрица, которая не под землей, а в дремучих лесах пряталась. До Тарасия ее сам домовой сторожил и на порог не пуская, а уж после Тарасия он над Кумахой силу терял. Ее, в отличие от крылатых сестриц-лихоманок, ничто не брало, даже волшебная абракадабра. Кумаху не пугать, а задабривать надо было.
Костромское слово кумаха/комуха близко к северорусскому диалектному комуха - 'лихорадка' - происходящему от карельского kuumeh 'жар'. Также в финском kuume (фин.) - "горячка", "лихорадка".
Есть еще мещёрское слово кумахА. В Мещере так называют внешне проявления герпеса. Ну а где Мещера там и Эрзяния: мордовские слова кумока/кумуха означают - "жар", "горячка".
И это еще не все. В луговом марийском языке есть диалектизм комака - "печь". В горномарийском это - камака. В этом марийском термине возможно присутствует семантическая связь с словом "жар".
Кумаха вполне может быть аутентичным мерянским словом - с значением "жар", "лихорадка". В "Ономастиконе" академика Веселовского упоминается некий Кумоха Логгин,
крестьянин из Юрьева Польского (1605 г).
#мерянскийязык #меря #мари #эрзя #мокша #язычество
Сегодня, 10 марта – не спят днем, нападет кумаха/комуха (лихорадка). Из этнографии Костромской губернии.
По костромским поверьям, кумаха появляется в конце февраля. Она выходит из дремучего леса, где живет с двенадцатью сестрами-лихорадками. "Поселяне открыли против кумахи удивительное средство; страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают все вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны, говорят: "Прости, сторона, мать сыра земля! Вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!" Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы" [Сахаров, 1849]. "С Тарасия не спят днем: кумоха нападает". Кумоха считалась особенно опасной начиная со дня Тарасия-кумошника (10 марта).
Кумохой в северных районах России именовали и внезапные напасти, лихо, которое воображали в облике привязавшегося к человеку вредоносного существа, черта. Чаще всего название нечистой силы кумоха употребляется в бранных выражениях: "Какая кумоха тебе надобно?" (Олон.); "Кумоха тебя возьми!" (Арх.).
Миф о лихорадке общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющем в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане и он посылает их мучить людей.
Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.
Согласно другой легенде, была у лихорадок двоюродная сестрица, которая не под землей, а в дремучих лесах пряталась. До Тарасия ее сам домовой сторожил и на порог не пуская, а уж после Тарасия он над Кумахой силу терял. Ее, в отличие от крылатых сестриц-лихоманок, ничто не брало, даже волшебная абракадабра. Кумаху не пугать, а задабривать надо было.
Костромское слово кумаха/комуха близко к северорусскому диалектному комуха - 'лихорадка' - происходящему от карельского kuumeh 'жар'. Также в финском kuume (фин.) - "горячка", "лихорадка".
Есть еще мещёрское слово кумахА. В Мещере так называют внешне проявления герпеса. Ну а где Мещера там и Эрзяния: мордовские слова кумока/кумуха означают - "жар", "горячка".
И это еще не все. В луговом марийском языке есть диалектизм комака - "печь". В горномарийском это - камака. В этом марийском термине возможно присутствует семантическая связь с словом "жар".
Кумаха вполне может быть аутентичным мерянским словом - с значением "жар", "лихорадка". В "Ономастиконе" академика Веселовского упоминается некий Кумоха Логгин,
крестьянин из Юрьева Польского (1605 г).
#мерянскийязык #меря #мари #эрзя #мокша #язычество
Этикета из параллельной мерянский вселенной
(По мотивам атомик херт).
Художник-этнофутурист Валентин Константинов.
#меря #этнофутуризм
(По мотивам атомик херт).
Художник-этнофутурист Валентин Константинов.
#меря #этнофутуризм
Telegram
Valentine Konstantinov in Merjamaa. Chat
Пошехонское цолонда - пост.мер. «здравствуй», «здорова», «будь здоров».
Елташ Митри Курган у себя в ВК затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй, хозяин (?)» (Яр. губ. — Пош. у.) с. Давшино, 1849г.) КЯОС 212. Абсолютная изолированность выражения, зафиксированного только на бывшей мерянской территории, дает основания предположить его субстратное мерянское происхождение. Малоубедительна попытка В.И.Даля увидеть в нем искаженное славяно-русское «челом-да» (= бью челом, здравствуй!) (Даль IV 575) уже в связи с тем, что цоканье не характерно для (пост)мерянских земель, поэтому славяно-русское «челом-даю», предполагаемое в основе выражения, должно было бы отразиться со своим ч.
Кроме того, поскольку выражение «бить челом» (или «дать челом», ср. укр. чолом давати «приветствовать особым образом (особенно о детях)» Гринченко IV 468) было в Киевской Руси и Московской Руси, во всеобщем употреблении, трудно представить себе настолько значительную его деформацию (в том числе с переходом м > н, не характерным ни для славяно-русского, ни для мерянского языка), какую следует допустить в этом случае. Более обоснованно видеть в выражении цолонда синкопированную и сокращенную фразу-пожелание с общим значением «Здоровье пусть (тебе) даст (бог) / дай (ему) (боже)» или, что более вероятно, поскольку речь идет о приветствии в доме хозяина-кормильца (со стороны гостя) — с семантикой «Здоров (будь), кормилец (букв. - кормящий < дающий)! В последнем случае исходное мерянское выражение следовало бы реконструировать в следующем виде: *Cӧlɘ, anD’ɘ(ba)! (букв.) «Здоров(ый) (будь), кормящий < дающий!». Если второй из предполагаемых компонентов — *anD’ɘ(ba), исключая его синкопированную форму, естественную для часто употребляемых приветственных оборотов, уже рассматривался и легко объясним в его финно-угорских связях и структуре, то намного сложнее истолкование первого компонента — цол(-о-) «здоровый», предположительно также восходящего к мерянскому языку.
Подробнее в нашей группе в ВК - https://vk.com/wall-64389613_6741
#мерянскийязык #меря #субстрат
Елташ Митри Курган у себя в ВК затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй, хозяин (?)» (Яр. губ. — Пош. у.) с. Давшино, 1849г.) КЯОС 212. Абсолютная изолированность выражения, зафиксированного только на бывшей мерянской территории, дает основания предположить его субстратное мерянское происхождение. Малоубедительна попытка В.И.Даля увидеть в нем искаженное славяно-русское «челом-да» (= бью челом, здравствуй!) (Даль IV 575) уже в связи с тем, что цоканье не характерно для (пост)мерянских земель, поэтому славяно-русское «челом-даю», предполагаемое в основе выражения, должно было бы отразиться со своим ч.
Кроме того, поскольку выражение «бить челом» (или «дать челом», ср. укр. чолом давати «приветствовать особым образом (особенно о детях)» Гринченко IV 468) было в Киевской Руси и Московской Руси, во всеобщем употреблении, трудно представить себе настолько значительную его деформацию (в том числе с переходом м > н, не характерным ни для славяно-русского, ни для мерянского языка), какую следует допустить в этом случае. Более обоснованно видеть в выражении цолонда синкопированную и сокращенную фразу-пожелание с общим значением «Здоровье пусть (тебе) даст (бог) / дай (ему) (боже)» или, что более вероятно, поскольку речь идет о приветствии в доме хозяина-кормильца (со стороны гостя) — с семантикой «Здоров (будь), кормилец (букв. - кормящий < дающий)! В последнем случае исходное мерянское выражение следовало бы реконструировать в следующем виде: *Cӧlɘ, anD’ɘ(ba)! (букв.) «Здоров(ый) (будь), кормящий < дающий!». Если второй из предполагаемых компонентов — *anD’ɘ(ba), исключая его синкопированную форму, естественную для часто употребляемых приветственных оборотов, уже рассматривался и легко объясним в его финно-угорских связях и структуре, то намного сложнее истолкование первого компонента — цол(-о-) «здоровый», предположительно также восходящего к мерянскому языку.
Подробнее в нашей группе в ВК - https://vk.com/wall-64389613_6741
#мерянскийязык #меря #субстрат
VK
MERÄN JELMA / МЕРЯНСКИЙ ЯЗЫК
Пошехонское цолонда - пост.мер. «здравствуй», «здорова», «будь здоров».
Елташ Митри Курган затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй…
Елташ Митри Курган затронул вчера интересную тему с пошехонским выражением «Цолонда». Вот что про него писал Ткаченко: Цол(о)- «здоровый; здоровье» (в выражении «Цолонда - в доме: здравствуй…
Мерянская связь времен. Слева современная работа красносельских ювелиров, справа археологическая находка.
Тематические подвески-серьги из целой серии "Племя меря" 2016 года. Значит, костромичи знают о своих корнях, что не может не радовать.
Фото елташа Волега из Костры.
#меря #костромскаяобласть #шумящиеподвески
Тематические подвески-серьги из целой серии "Племя меря" 2016 года. Значит, костромичи знают о своих корнях, что не может не радовать.
Фото елташа Волега из Костры.
#меря #костромскаяобласть #шумящиеподвески