Меряфутурист
3.83K subscribers
2.24K photos
15 videos
2 files
1.12K links
Канал художника-этнофутуриста Андрея Мерянина — Меря в русском прошлом, настоящем и будущем.
加入频道
Прибалтийско-финская и саамская этнонимия как источник по этнической истории.

Свежая лекция ижевского финно-угроведа Владимира Владимировича Напольских посвященная древнейшей финно-угорской истории. https://www.youtube.com/watch?v=jsz15VATPss

#финноугры #напольских
Меря и Орда.

Мерянский историк Васка Шемтолгай размышляет над тезисами озвученными в недавнем посте канала «ОРДА: фактыVSмнения».

Тут рассуждать надо в контексте рассеяния мерянского этноса. Одни постепенно обрусели, сначала в Ростово-Суздальской стороне, затем в Пошехонье, Заволжье, другие слились с мари. Наиболее непримиримые сконцентрировались на Унже и Керженце. Они были сами по себе, вне московской или казанской гос.структур, так же как ветлужские мари. Условная граница по Ветлуге между русскими княжествами и Ордой - по началу лишь заявка о намерениях. Конкретно касалась небольшого участка в верховьях возле Шарьи. По факту, русские князья лишь периодически пытались установить свой контроль над местностью, населённой меря - выходцами из Ростово-Суздальской земли. В остальное время местные меря жили себе вполне вольно, взаимодействие больше было с Новгородом, здесь появлялись его торговые фактории. Татары же практически не вмешивались в дела ветлужских мари, лишь гоняли весной-летом свои стада по Ветлуге до уренских пастбищ. Такое невмешательство сделало марийцев союзниками Казани.

Часть последних меря под давлением притеснений со стороны Москвы влилась в марийскую среду и участвовала в их набегах на укрепления русских в мерянской земле (Заволжские войны XV - XVI вв.). большая же часть, хотя и оставалась оппозиционной власти Москвы, всё же признавала её как силу. В целом, можно сказать, что мерянская Унжа и марийская Ветлуга были в XIII - XVI вв. вольными окраинами двух держав, вступая иногда в те или иные союзы и участвуя в их конфликтах, но по большей части - живя по старине, родо-племенным строем, возделывая поля, ловя рыбу, гоняя скотинку, качая мёд, торгуя с соседями. А за проход купцов с Вятки на Галич-Мерьский беря традиционный откуп. Казань старалась эти вольные общества использовать в своих целях, а Москва смотрела на них как на источник угрозы и помеху.

Можно добавить ещё про союзнические отношения галич-мерьских князей с унженскими меря, формально они были подданными Галича-Мерьского и их земля числилась в составе княжества, но с падением династии Шемяки и захватом Галича-Мерьского Москвой Унжа ушла из сферы русского влияния. В результате - сто лет конфронтации.

Что касается обрусевших меря с Костромской и Ростово-Суздальской земли - политически они становились русскими. и участвовали в походах на Казань, и так же против своих же унженских собратьев, не желавших подчинения узурпаторам.

Какая-то политическая связь была у меря в древности с булгарами, но это всё в истории полунамёками звучит. Тема же Меря и Орда не вполне понятна и разрешима. поскольку в ордынское время мерянский народ расслоился, и приходится говорить о его неравнозначных и разнокультурных частях. Потомки меря среди русской аристократии - тут чисто государственнический подход официальной истории. Общая масса обрусевших меря - их в истории почти нет, тут языкознание и археология через бытовые вещи даёт больше представления, ну да, постепенно встроились в новые реалии, что-то сохранили, что-то творчески развили под новыми веяниями, но что тут с Ордой у них может быть? Только торговые связи.

Вот унженские меря - да, через марийцев связь с Ордой и с Казанью они имели. Также наиболее тесное общение с Ордой было у нижегородских и городецких князей. Поскольку мерянское присутствие здесь имело место, особенно в Городце, можно предположить и участие здешних меря в местной политической жизни, включая действия в союзе с татарами.

Ещё возможно отметить момент на излёте ордынской истории, когда татары целыми родами заселялись на Верхневолжье, переходя в московское подданство. Наиболее яркая страница - феномен Касимовского царства. Этнографически в нем всё смешалось - ордынцы, татары-мишари, мещёра, эрзяне, нечто типологически близкое можно углядеть в примере с выходцами из Орды Сабуровыми, получившими в управление Мерьский стан под Костромой, представляется, что подобные сочетания не случайны, но их подоплёка пока что не совсем для нас понятна...

Васка Шемтолгай.

#меря #орда #татары
Боец MMGA. 2023

#меря
Водка и колдовское дъло въ Чухломе 1866 г.

Въ 1866 в г. Чухломскимъ судебныеъ следователем» было возбуждено преследование крестьянина дер. Федосова Филиппа Ананье­ва по обвинешю его въ колдовстве. Оффициально о федосовскомъ колдуне следователю стало известно отъ сельскаго старосты, заявившаго, что помянутый крестьянинь «занимается колдовствомъ и къ нему для этой надобности стекается значительное количество народу изъ соседнихъ даже уЬздовъ и они, местные жители, опасаются, чтобы не случилось вследствие этого какого-либо происшествiя».

Очевид­но за федосовскимъ крестьяниномъ сельский староста предиоложилъ и знакомство съ нечистыми силами, и посещенie его сатаною и пр., чемъ настояние колдуны импонировали на невежественную народную массу. Встревожился и судебный следователь, немедлен­но далъ знать о новоявленномъ колдуне Чухломской полицiи и въ результате этого переполоха возникло «дело о крестьянине дер. Федосова Филиппе Ананьеве, занимающемся колдовствомъ и леченiемъ разныхъ лицъ, приходящихъ къ нему».

Однако, кого же украсили титуломъ колдуна? И зъ полiцейскаго разследованiя, данныхъ обыска и показанiй обвиняемаго и окольныхъ людей съ достаточною ясностью определилось, что это былъ самый смирный мужичекъ богобоязненный и трезвый.

Это последнее обстоятельство пожалуй и сослужило злополучному Ананьину худую службу, ибо известно, что если неумеренное упо­требленiе спиртного зелья доводить до близкаго знакомства съ чертомъ, то и совершенное непитiе - признакъ недобрый....

С.П.А.—Колдовское дело. „Костром. Старина", ВЫП. VII. К. 1912, стр. 29—34

Да, про водку конечно смешно, но это смех сквозь слезы, 7 мая 1866 года 72-летний старец за свою несокрушимую веру в апокрифы, силу молитвы и трезвость, пошел в полицейскую кутузку на 4 недели с предупреждением. В окончательном приговоре Чухломского полицейского управления деяние Ананьина было именовано ворожбой.

Кстати в контексте этого случая вспомнилась старая заметка про колдовство, пол и этничность.

Оказывается, до второй половине XIX века колдовство в коренной центральной и северной Мерямы (Великороссии) было преимущественно мужским занятием. По разным данным, среди привлечённых к суду в XVIII-XIX веках за колдовство было от 113 до 168 мужчин и от 16 до 36 женщин.

Феминизация колдовского дела произошла у нас только в XX веке, при советской власти, когда в основном женщины оказались хранительницами уходящей в небытие традиционных культур.

Занятно, что если у нас мерян, и постмерян колдовство изначально было мужским уделом, как у финно-угров, то на славянской Украине — уже, как минимум, с XVII в. — в нём безоговорочно лидируют женщины, причём далеко не из низов. В одном документе 1735 г. среди обвиняемых в колдовстве есть и полковница, и старостиха, и шинкарка, но даже среди свидетелей не упомянут ни один мужчина.

См.: Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700 — 1740. М., 2000.

Не славянское наше верхневолжское колдовство, не славянское))))

#колдовство #магия #меря
«Юмалан крестымаш» (Крещение Христа-Юма).

Если в этот день ясная и холодная погода - к засушливому лету, если пасмурная и снежная - к обильному урожаю.

В моей новой картине использованы крестьянские образы художника Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892) из серии гравюр «Народы Российского государства».

Родился Федор Григорьевич в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа И. А. Мусина-Пушкина. Граф обнаружил одаренность Федора и освободил семью Солнцевых от крепостной зависимости, что позволило Григорию Кондратьевичу отдать сына в Академию художеств в 1815 году. При окончании академического курса, в 1824 году, за картину «Крестьянское семейство», получил малую золотую медаль, а в 1827 году, за картину «Воздадите Кесарево Кесарю, а Божия Богови» — большую золотую медаль.

В 1830 году по высочайшему повелению и поручению Оленина направляется в Москву и другие места «для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов». За все время он нарисовал более 3000 высокоточных рисунков-эскизов, отличающихся большой детализацией. На них были изображены исторические предметы быта, иконы, сооружения, одежда, оружие, доспехи и т. д.
Около 700 из этих эскизов составили основную часть издания «Древности Российского государства», задуманного Олениным и осуществленного после его смерти императором Николаем I тиражом 600 экземпляров.

#андреймерянин #народноеправославие #этнофутуризм #арт
Мерянские шаньги и костромские колобашки признаны всемирным наследием ЮНЕСКО.

"Галивон-онлайн" 2035

#братьястругацкие
Монастырская колонизация и русские.

Вдогонку вчерашней темы "Монастырская колонизация и мерянский язык" канала "Покалякаем по Меряжски". Много раз приходилось слышать один и тот же вопрос- почему весь, меря, мурома, мещёра исчезли, а мари, эрзя, мокша, удмурты, карелы, коми, чуваши, татары, и иные нерусские народы и их языки, нет. Я всегда вспоминаю крылатое выражение Достоевского: "русский - значит православный".

Взгляните на карту православных церквей и монастырей России. Ареал их наибольшего распространения коррелирует с территориями обрусевших древних народов: мери, муромы, мещеры, веси. Да, и вятичей, кривичей, словен, это касается тоже, но отлично прослеживается ядро изначальных мерянских земель Московии (Ростово-Суздальская земля).

Я выделил на карте 4 ядра:

красный: ростовско-переславская меря
зеленый: суздальская меря
синий: шуйско-кинешемская меря
фиолетовый: заволжская меря

В Заволжье хорошо прослеживается линия границы между колонизируемой Москвой заволжской мерей и марийцами, она проходит по реке Унже. В треугольнике Унжа - Волга - Вятка очень мало церквей и монастырей, только анклавами по Ветлуге и ее притокам, именно в этом регионе сохранился марийский язык и марийский этнос.

И наоборот, наименьшее их количество находится в землях еще сохранившихся (или в целом сохранявшихся до первой половины XX века) нерусских народов.

Итак, христианство в империи – это не просто культурообразующая религия, это система русификации. Именно она за 500-600 лет создала базис "великорусского" этноса, который к 1917 все еще оставался очень рыхлым образованием. На этой базе Сталин из великороссов создал русский (советский) народ, процессу способствовала урбанизация и культурно-языковая политика в РСФСР, в частности борьба с диалектами. Последовавшее за ними угасание старой традиционной деревни, с одной стороны, завершили этногенез "русских" на территориях Верхневолжья и Поветлужья, с другой стороны, создание национальных автономий, в дальнейшем автономных республик в составе РСФСР, не дало его завершить окончательно. Если бы марийцы не получили национальную автономию в рамках Марий Эл, их ждала бы судьба их сородичей на Ветлуге и в Кировской области (Вятке), которые почти совершенно обрусели за последние 100 лет.

#колонизация #христианство #мерянскийязык #марийцы
Что было не из дерева, но стало деревянным?

Ребята из московской мастерской "Из леса вестимо", Даша и Владислав, сделали деревянные реплики мерянских подвесок X-XII века (подвеска петушок, подвеска курочка, коньковая подвеска, подвеска из Левашихи, более сложного зооморфного характера, возможно конек). Старались сохранить оригинальные размеры, что в целом получилось.

Наши предки верили, что шум от привесок (как цепочки с бубенцами на первом фото) отпугивает злых духов и защищает. При ходьбе подвеска издавала гремящий звук или мелодичный звон. Вся эта красота была украшена орнаментом. Изготавливались в одно - или двусторонних жестких формах, путем оттиска в глине или отливки из восковой модели. Сейчас их используют как обереги или необычные броши-украшения.

Подвески из дерева почти закончены, но их количество ограничено. Кому интересно загляните к ним в группу в ВК. https://vk.com/les.vestimo

#меря
Марийский историк Акцорин о зоне древних контактов финно-угорских племен.

Этот вопрос помогают решить археологические находки, сделанные по Вычегде, Сухоне, Югу, Костроме, верховьям Ветлуги, устью Вычегды: они сочетают элементы, принадлежащие вепсам, марийцам, мере, пермским народам (Савельева, 1971, с.180). О непосредственном контакте костромской мери с ветлужскими марийцами пишет и Е.И. Горюнова (Горюнова, 1961, с.244). Родственная связь мерянских племен с марийцами прослеживается в лексических параллелях, относящихся к материальной и духовной культуре марийцев и вепсов.

Самый примитивный вид жилища - конусообразный шалаш из жердей с открытым очагом посередине у эстонцев называется "коа". Такое название жилища у остальных прибалтийских и волжских финнов неизвестен. Однако название "кудо" известно у мордвы (современная изба) и марийцев (летняя кухня). Срубное жилище по-марийски - "пёрт". Этот термин не встречается у соседних финно-угорских и тюркских народов, но известен у венгров - pert, карелов - perti, ижоры - pertti, саамов - pyrt, латышей - pirts (баня). Это сходство могло возникнуть только в результате непосредственного контакта носителей балтийских языков с древними финнами. Срубные сооружения, называемые "пёрт", аналогичны жилым постройкам дьяковской культуры - предков мери - на Верхней Волге. В горномарийском языке скотный двор называется "левичы", в других наречиях - "вольык пече", "сарай". Слово в горном языке, вероятно, восходит к основам "воот" - "скот" в прибалтийско-финских языках и "пичы" -"изгородь" в марийском.

#финноугры
Forwarded from Покалякаем по Меряжски!
Испей-развыкушай, да край невыкуси!

Тута, читая перед сном "Костромскую народную кухню" нашел замечательный пример постмерянского глагола* (по Ткаченко) в повелительном наклонении - "испей-развыкушай". Эвон!

В копилочку.

* Автор термина советский лингвист О.Ткаченко, автор монографии по реконструкции мерянского языка. Концепт означает то, что в русский глагол вшита мерянская матрица, которая этим русским глаголом и командует.

#костромскойдиалект
Меря в ярославской поэзии.

Везде мерещилась она.
Мерянским мороком зелёным
Она одна. И ты до дна
Дурман глотал вином креплёным.

Рекой бесовские огни,
Ручьи искрились и горели.
Ее волос из сотен звёзд
Моря волной укрыли ели.

Души последний оберег.
Уйти от страсти приворота
Весенних глаз. Который раз
Сказать "прощай", и за ворота.

И ты бродил среди полей.
Ведомый сумраком креплёным.
А в нём мерещилась она
Мерянским мороком зелёным.

Рыбинский поэт Игорь Шишкин.

#меря #поэзия
Forwarded from Иван Сусанин
В контексте истории ИПО и проектов укрупнения регионов ЦФО. Как бы это парадоксально не звучало, но путинские технократы - Хуснуллин и Ко, являются естественными союзниками мерянских этнофутуристов. Проект единого Верхневолжского региона самым естественным образом ложится на конструируемый нами мерянский культурный фундамент.
"У ЕҤ" документальный фильм (Марий Эл, 2022, У ЕН)

Мари в основе более патриархальны, чем русские православные. Для многих даже невинная марийская эстрада это уже отход от традиций. Хотя, большинству нравится, и она поддерживает культуру повседневного использования родного языка. Панкующий пост-модерн выбивается из общей атмосферы. Впрочем, своим задором они подкупают. Чем-то напоминая подобный задор марийских гармонистов - частушечников. Постепенно их начинают позитивно воспринимать не только студенты, но и большинство слушателей.

Васка Шёмтолгай

#мари #уен

https://m.youtube.com/watch?v=_wgLQ0bPiW4&feature=youtu.be
"Финно-угорская матрица" Димы Ермакова.

Залез в профайл к старому елташу, московскому фотографу Диме Ермакову и наткнулся на кадры со съемок фильма "Финно-угорская матрица" у Киндяковского камня в которых мы с кимрскими реконструкторами из КИР "Меря" участвовали в 2014 году. Вернее Дима нас снимал во время зажжения Осеннего Огня. Атмосферно.

#меря #киндяковскийкамень
Память мерянских предков и вечный зов огня | «Финно-угорская матрица»

Видео Дмитрия Ермакова
Музыка Вадима Блэка и Влада Цыганова
В съемках участвовали Андрей Мерянин, Ольга Кукуева и КИР "Меря" (Кимры).

2014 год.

https://www.youtube.com/watch?v=tZ77h7cC78g

#меря #киндяковскийкамень
1000-летие Суздаля и колониалистский нарратив.

В 2023 году празднуется тысячелетие Суздаля "младшего пригорода" Ростова, этой дате посвящена большая и фундаментальная выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» в Новой Третьяковке на Крымском Валу открытая 24 января.

Венгерская хроника «Gesta Hungarorum», созданная в конце XII века, содержит информацию о миграции венгров под руководством вождя Альмоша через Волгу на запад через «землю называемую Susudal», где этот эпизод помещается под 884 годом (IX в.) (Шушарин В. П. Русско-венгерские отношения в IX веке /М., 1961. С. 135—136.).

Один из первых российских историков Татищев писал в «Истории Российской», что в 982 году — по его расчётам — киевский князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил».

По мнению академика Зализняка, Суздаль упоминается в древнейшей известной русской книге, получившей название Новгородский кодекс. В так называемых «скрытых текстах» говорится, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…» (Зализняк А. А. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI века, найденного в 2000 г.).

Несмотря на более ранние упоминания города, в официальной историографии датой его возникновения выбран 1023 год, год подавления киевским князем Ярославым Мудрым восстания мерянских волхвов в Суздальской земле и «установления той земли» («устави ту землю», согласно сообщению Новгородской IV летописи (Леонтьев, Рябинин, 1980. С. 77), которое, очевидно, выразилось в инициировании Ярославом нового города на месте старого и увеличении его площади.

Древнейшие стены Суздаля Х — XI вв. состояли из трех рвов и земляного вала. Подобная система укреплений, а также формы найденной лепной керамики свидетельствуют о том, что изначальный Суздаль являлся поселением мери, хотя уже на начальном этапе его развития здесь жили и скандинавы с славянами. В первой половине XI столетия первоначальные мерянские укрепления были разрушены.

Их ликвидация после подавления восстания 1023 года положила конец раннему мерянскому этапу истории Суздаля, превратив его в «древнерусский» город с преобладающим «древнерусским населением», о чем свидетельствует как характер материальной культуры, так и чисто христианская погребальная обрядность городских некрополей (Седова, 1997; Сабурова, Седова, 1984. С. 91—130).

Исчезновение самостоятельного меряно-славянского Суздаля означало разрушение мерянской этносоциальной общности в Суздальской земле. В дальнейшем оставалось возможным лишь существование отдельных (сельских) групп мери как составной части «древнерусского населения» (Леонтьев, 1996. С. 282, 285). В этом качестве меряне могли долгое время сохранять свою этническую идентичность на уровне больших родов и региональных сельских групп. Кроме того, мощный пласт сохранившейся в Суздальском Ополье мерянской топонимии свидетельствует об отсутствии на протяжении длительного времени интенсивного этнического смешения со славянами. (Альквист, 1997. С. 30, 35).

Эта печальная история живо напоминает историю Теночтитлана основанного в 1325 году индейцами-ацтеками. В XV—XVI веках Теночтитлан являлся одним из крупнейших городов в мире (Территория ~ 7,5 км²). 8 ноября 1519 года в Теночтитлан под предводительством Эрнана Кортеса вступили испанские конкистадоры. Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам Кортеса пришлось оставить Теночтитлан. Потерпев поражение, Кортес пополнил армию людьми и оружием и развернул новое наступление на ацтекскую столицу — Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан. 13 мая 1521 года Э. Кортес торжественно заявил о том, что город переходит во владение короля Испании.

В 1521 году на месте разрушенного Теночтитлана был основан современный Мехико, получивший статус столицы колонии, назвавшейся «Новая Испания».

#меря #колониализм
Этническая трансформация народа меря.

Политическое и культурное расслоение, формы сохранения мерянской традиции различными социокультурными группами.

Васка Шёмтолгай.

#меря #этноистория
Меря в поисковой выдаче Яндекса. Посмотрим что про нас ищут.

В целом очень адекватная картина, тут и мерянские предки русских, и мерянская Русь, и археология, антропология, кухня, земля, флаг с артом. Только армяне с родноверами в двух позициях не в тему немного))

#меря